Факторы роста ндс и акцизов

Опубликовано: 04.05.2024

Фото: Андрей Любимов / РБК

Как повышали НДС

НДС — первый по собираемости налог в России и крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. В 2017 году госуд​арство получило 5,1 трлн руб. от НДС — 34% всех доходов бюджета. Этот налог действует в России с 1992 года. Тогда ставка была максимальной и составляла 28%. С 1993 года НДС понизили до 20%, а с 2004 года — до 18%. Кроме НДС с 1998 по 2004 год дополнительно взимался налог с продаж до 5%.

О планах повысить НДС правительство объявило в середине июня. В отличие от законопроекта о повышении пенсионного возраста, который президент Владимир Путин дополнил ко второму чтению в Госдуме, этот документ до своего принятия не претерпел каких-либо изменений. Власти повысили только общую ставку НДС, оставив на прежнем уровне — 10% — ставку по льготным товарам.

НДС платят не все компании. Право не платить его есть у предпринимателей с оборотом до 2 млн руб. за три месяца. Освобождены от уплаты налога пользователи специальных налоговых режимов. В России НДС не самый высокий: в Германии ставка составляет 19%, во Франции и Великобритании — 20%, Финляндии — 24%, Швеции — 25%. В США, Канаде и Японии нет НДС, но есть налог с продаж.

Почему повысили НДС

Повышение ставки НДС принесет федеральному бюджету в среднем 620 млрд руб. дополнительных доходов в год. Эти деньги пойдут на финансирование национальных проектов из майского указа президента, исполнение которых обойдется в 8 трлн руб. за шесть лет.

На столе у властей были разные варианты пополнения бюджета:

  • введение налога с продаж (или торгового сбора по образцу Москвы);
  • повышение НДФЛ (сейчас 13%);
  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ;
  • смягчение бюджетного правила (механизм закупки валюты на сверхдоходы от нефти дороже $40) путем повышения цены отсечения до $45 (в таком случае денег в резервы шло бы меньше, а на текущие расходы — больше).

Чиновники остановились на НДС, потому что он меньше затрагивает деловую среду и благосостояние малообеспеченных слоев населения за счет сохранения льгот по НДС, говорил замминистра финансов Владимир Колычев. Кроме того, этот налог легко администрировать благодаря системам АСК НДС, которые внедрила Федеральная налоговая служба. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, из имевшихся вариантов повышение НДС — «это самое сбалансированное, наименее трудное для экономики, для компаний и, самое главное, для граждан решение».

Вместе с повышением НДС правительство объявило о налоговых компенсациях для бизнеса за рост ставки. Среди них — снижение порогового значения суммы уплаченных за три года налогов, дающей предприятиям право на ускорение возмещения НДС, с 7 млрд до 2 млрд руб., а также отмена регионального налога на движимое имущество. Кроме того, власти сократили срок камеральной проверки декларации НДС с трех до двух месяцев.​ Это означает, что компании смогут быстрее возместить уплаченный налог, если они имеют такое право.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Как вырастут цены

Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители, потому что налог включен в цены на товары и услуги. Повышение НДС — ключевой фактор, который ускорит инфляцию в этом году. ЦБ допускает, что на пике она может достигнуть 6% в первом квартале, а это сильно выше целевого ориентира 4%. Впрочем, затем рост цен должен замедлиться и вернуться к цели ЦБ. Опасаясь разгона инфляции, регулятор дважды поднял ключевую ставку в 2018 году.

Повышение НДС означает увеличение расходов каждого платежеспособного гражданина в среднем на 5 тыс. руб. в год, подсчитала Федерация независимых профсоюзов России. Вот как оно повлияет на цены:

  • подорожают товары и услуги, которые облагаются по полной ставке НДС, больше всего — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой, например одежда, бытовая техника, недвижимость, платные медицинские услуги;
  • повышение НДС не отразится на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров. Льготная ставка 10% действует на продукты, детские товары, книги, обувь, некоторые лекарства и медицинские изделия. НДС для экспортируемой продукции — 0%;
  • по-прежнему освобождены от НДС такие услуги, как диагностика и лечение, перевозка пассажиров по железной дороге и городским транспортом, уход за детьми в садах и обучение в школах;
  • жилищно-коммунальные услуги из-за роста НДС подорожают в два этапа. Обычно тарифы ЖКХ растут каждый год 1 июля на размер прошлогодней инфляции. Но в 2019 году они вырастут в среднем на 1,7% с 1 января и еще на 2,4% — с 1 июля. Впрочем, это примерно соответствует инфляции в 2018 году;
  • рост НДС повлияет и на цены на бензин;
  • подорожают автомобили большинства брендов. Повышение цен с 1 января анонсировали сразу несколько производителей, включая АвтоВАЗ, Nissan, Mitsubishi и Ford Sollers. Основной причиной они называют повышение ставки НДС.

80% крупных компаний планирует повысить цены из-за роста НДС, показал подготовленный для РБК опрос Института Адизеса. Часть компаний начала подстраиваться заранее и повысила цены еще перед Новым годом: об этом говорит ускорение инфляции в декабре. В преддверии повышения НДС увеличилась и потребительская активность: россияне начали чаще покупать непродовольственные товары.

Еще не все предприниматели успели обновить кассы для корректного отображения новой ставки НДС. До конца первого квартала налоговики не будут штрафовать компании за неверную отметку в чеке, поэтому в некоторых из них может встретиться НДС 18%, хотя в цене все равно будет заложена ставка 20%.

Как рост НДС отразится на экономике

В 2019 году Минфин рассчитывает собрать 6,9 трлн руб. за счет НДС, или 34,6% всех доходов бюджета. А к 2021 году сбор НДС вырастет до 37,9% доходов, следует из закона о бюджете.

То, что хорошо для бюджета, не всегда хорошо для экономики: после повышения НДС эксперты и власти ухудшили прогнозы по росту ВВП на 2019 год. В частности, Минэкономразвития ожидает (.pdf), что он составит лишь 1,3% (оценка по 2018 году — 1,8%) на фоне более быстрого роста цен и, как следствие, замедления потребительского спроса. По оценке департамента исследований и прогнозирования ЦБ, 1% ВВП, собранный государством от НДС, транслируется в снижение ВВП на 0,75%. Повышение НДС увеличит изъятие средств из экономики на 0,55% ВВП ежегодно.

Главные риски придутся на наступивший год. Затем, когда федеральный бюджет получит дополнительные средства и начнет их тратить, рост ВВП должен ускориться: Минэкономразвития ждет, что к 2021 году он достигнет 3%, но аналитики более скептичны с учетом низкого потенциального роста экономики.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие акциза

Часто, как в повседневной жизни, так и при рассмотрении экономических тем мы встречаем понятие акциза. Что же собой представляют акцизы и какова их роль? В экономическом словаре можно найти следующее определение:

«Акциз – это косвенный налог на производство определенных видов товара».

Как правило, акцизный сбор устанавливается на товары массового потребления. Он устанавливается на товары, производимые внутри страны. Этим он отличается от таможенных сборов, установленных на те же товары, но уже ввозимые из-за границы.

Стоимость акцизного сбора включается в цену товара. Поэтому фактически акцизный сбор оплачивается потребителем. Товары, облагаемые акцизным сбором, называются подакцизными. Они обладают малой эластичностью по отношению к доходам населения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Динамика акцизов 450 руб.
  • Реферат Динамика акцизов 280 руб.
  • Контрольная работа Динамика акцизов 190 руб.

Экономический смысл акцизов

По своей сущности акциз является штрафом или штрафным налогом. Этим налогом происходит обложение тех товаров, производство и реализация которых могут создать государству дополнительные трудности или хлопоты. Например, если потребление этих товаров может нанести вред либо государству. Либо отдельным его гражданам. Таким образом государство заранее штрафует потребителей этой продукции, хотя последние об этом могут и не догадываться. К таким товарам можно отнести алкогольные и табачные изделия.

Государство не может запретить производство подобной продукции или считает запрет нецелесообразным. Но так как потребление данных товаров способно оказать негативные последствия для отдельных граждан и общества в целом, то государство взимает дополнительные деньги в качестве компенсации за возможный ущерб.

Кроме того поступления от акцизных сборов являются значительным источником доходной части бюджета страны. В некоторых случаях размер акциза составляет половину цены товаров, а иногда может в несколько раз превышать их стоимость (производство алкоголя).

Еще одним немаловажным фактором, объясняющим распространенность акцизов, является то обстоятельство, что акцизы легко можно вводить и легко следить за его уплатой. Он существует на базе фиксированной цены за единицу продукции. Особенно важен эффект наполнения бюджета на этапе переходной экономики, когда доходы бюджета неэластичны по отношению к доходам граждан.

Виды акцизов

К подакцизной продукции относят производство товаров, способных нанести ущерб здоровью граждан непосредственно или через ущерб окружающей среде. К этой категории товаров относятся алкогольные и табачные изделия, горюче-смазочные материалы, производство автомобилей.

Перечень подакцизных товаров регулируется правительством страны.

Факторы, влияющие на изменения акцизов

На формирование размеров акцизов и системы подакцизных товаров оказывает влияние целый ряд факторов. В современном мире значительная часть развитых стран существенно сократила перечень подакцизных товаров. Сегодня список этих товаров ограничен табачными и алкогольными изделиями и нефтепродуктами. Производство этих товаров осуществляется относительно узким кругом производителей и обеспечивает довольно высокий уровень доходов.

Ставки акцизных сборов не должны быть слишком высокими, так как это может привести к распространению нелегального кустарного производства и, соответственно, к потерям бюджета (распространение самогоноварения в ответ на повышение цен и ставок налога). Поэтому повышение ставки акциза не должно вызывать уменьшение производства продукции и снижении уровня жизни населения.

По мнению специалистов, налог должен взиматься на как можно более ранних этапах формирования добавочной стоимости. Он должен начисляться на стоимость единицы продукции и с поправкой на инфляцию.

На размеры и динамику акцизных сборов влияют законы государства и межгосударственные соглашения. Так, на сегодняшний день, можно наблюдать, что в Российской Федерации после принятия изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоговая система Российской Федерации подробнее были повышены ставки акцизных сборов на алкогольные товары и табачные изделия, проиндексированы ставки на нефтепродукты. Предусматривается пропорциональное повышение ставок акцизов и в дальнейшем.


  • Назначение и основные свойства акцизов и НДС
  • Начисление НДС и акциза во внутренней торговле
  • Итоги

Косвенные налоги в составе цены - НДС и акциз - формируют значительную часть доходов госбюджета. Как они рассчитываются и какими свойствами обладают, узнайте из нашего материала.

Назначение и основные свойства акцизов и НДС

Акциз и НДС относятся к группе косвенных налогов и представляют собой своеобразную надбавку к цене товара. Рассмотрим особенности указанных налогов.

  • исчисляемый с добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров (работ, услуг);
  • уплачиваемый покупателем (конечным потребителем);
  • рассчитываемый по формуле:

НДС = НБ × СНДС / 100,

НБ — налоговая база по НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ;

СНДС — ставка налога (0, 10 или 18%).

Какие еще формулы могут применяться для расчета НДС — узнайте из статьи «Как считать НДС: правильно вычисляем 18% от суммы (пример, алгоритм)».

Акциз — это налог:

Способ расчета акциза

с применением твердых (специфических) ставок

VПТ — количество или объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении;

САруб. — ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения товара;

с использованием адвалорных (процентных) ставок

СПТ — стоимость реализованных подакцизных товаров;

СА% — ставка акциза в % от стоимости товара

исходя из комбинированных налоговых ставок

расшифровка показателей формулы приведена в предыдущих графах

Какие товары попали под акцизное налогообложение — см. в статье «Что относится к подакцизным товарам — перечень-2017?».

Принадлежность НДС и акцизов к одной (косвенной) группе налогов определяет их общие свойства:

  • способность влиять на рост или сокращение производства тех или иных товаров (работ, услуг);
  • возможность выступать одним из факторов регулирования цен (средством воздействия на их уровень);
  • влияние на доходы различных слоев населения (определение степени социальной справедливости);
  • способность генерировать бюджетные доходы (поступления от акцизов и НДС представляют собой значительную долю бюджетных доходов).

Включены ли НДС и акцизы в обязательные налоговые платежи разных стран — об этом узнайте из материала «Налоговая система США и других зарубежных стран».

Начисление НДС и акциза во внутренней торговле

При исчислении НДС и акцизов при их реализации на территории РФ (внутренней торговле) могут возникать определенные сложности. К примеру, для правильного исчисления НДС и акцизов на предприятиях торговли необходимо ведение раздельного учета объектов налогообложения, облагаемых по разным ставкам НДС и акцизов.

С нюансами раздельного учета вас познакомят размещенные на нашем портале материалы:

Среди особенностей обложения НДС и акцизами для предприятий торговли и общепита можно отметить, к примеру, следующие:

  • налоговая база по НДС определяется как стоимость товаров, исчисленная по продажным ценам с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС (п. 1 ст. 154 НК РФ);
  • при перепродаже товаров формирование налоговой базы по НДС производится исходя из стоимости товаров по цене их приобретения с учетом торговой наценки;
  • исчисление и уплата акцизов производится только в том случае, если предприятие торговли осуществляет операции, перечисленные в ст. 182 НК РФ;
  • начисление акциза при розничной реализации подакцизных товаров одним из подразделений предприятия — производителя таких товаров производится на дату передачи товаров этому подразделению (п. 2 ст. 195 НК РФ);
  • иные нюансы исчисления НДС и акцизов, предусмотренные НК РФ.

В международной торговле действуют иные правила:

  • НДС исчисляется по ставке 0% и/или освобождается от акцизов при экспорте товаров;
  • обложение НДС и акцизами происходит при импорте товаров.

Может ли плательщик ЕНВД, УСН или ЕСХН признаваться плательщиком акциза — см. в материале «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Итоги

НДС и акцизы представляют собой надбавку к цене, уплачиваемую потребителем. С помощью этих налогов государство пополняет бюджет, регулирует процессы производства и решает иные важные задачи.


Рубрика: 1. Экономическая теория

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 3254 раза

Библиографическое описание:

Зуенко, М. Ю. Экономические аспекты влияния НДС на экономический рост в России / М. Ю. Зуенко, О. Г. Щеглова. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/221/12191/ (дата обращения: 18.05.2021).

В работе рассматриваются теоретические и практически основы возможного влияния налога на добавленную стоимость на экономику страны, включая и экономику России. Делаются выводы о том, следует или нет повышать ставку НДС в нынешних условиях.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, НДС, экономический рост, косвенный налог, налоговая нагрузка, добавленная стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из наиболее важных для бюджетов разных стран налогов, который, будучи косвенным налогом, помогает изымать часть добавленной стоимости товаров, работ и услуг в пользу государства. С экономической точки зрения НДС является налогом на разницу, по которой продаются определенный товар, работа или услуга с ресурсами, которые израсходованы приобретены для его создания (кроме фонда оплаты труда, страховых взносов и невозмещаемых налогов). С бухгалтерской точки зрения НДС взимается с реализации, авансов, безвозмездной передачи, затрат на капитальное строительство, но уменьшается на сумму предъявленного поставщиком НДС, либо уплаченного НДС по импорту, для чего и ведется налоговый учет счетов-фактур, книг продаж и покупок и т. п.

Если представить себе стоимость любого товара и услуги для конкретного участника экономических отношений (продавца), то можно изобразить ее в виде следующей схемы:


Рис. 1. Добавленная стоимость и ее налогообложения для продавца товаров, услуг

То есть, НДС — это налог, при котором изымыется часть добавочной (или «добавленной») стоимости. Если государство с помощью НДС изымает большое количество чистой добавленной стоимости — оно снижает стимулы для бизнеса (который будет экономить на расходах на оплату труда или сократит объемы бизнеса из-за низкой прибыли, либо постарается, если это возможно, переложить налог на покупателя, увеличивая добавленную стоимость, но в условиях ограниченного спроса и высокой конкуренции это возможно далеко не всегда). Если же НДС равен или выше чистой добавленной стоимости — бизнес теряет стимулы к работе, расходы на оплату труда и доходы работников будут снижаться. То есть, ставка НДС должна быть разумной, иначе она будет непосредственным фактором снижения объемов производства или роста цен (что, в конечном итоге, также приведет к снижению объемов при отсутствии роста доходов покупателей).

Косвенный налог, в отличие от прямого, фактически перекладывает его уплату на покупателя (даже при том, что плательщиком в бюджет является продавец). То есть, конечный потребитель товара, работы, услуги, оплачивая товар продавцу, платит НДС за всю добавленную стоимость от момента получения сырья (или импорта) до продажи ему для конечного потребления. Однако, снижение или повышение ставки НДС — вовсе не означает то, что цену на товар продавец повысит или снизит в той же пропорции.

Вся проблема в том, что повышение ставки НДС — это неизбежный рост расходов продавца (фактических расходов, то есть, уплаты в бюджет разницы между начисленным и возмещаемым налогом), поскольку изымается в бюджет более значительная часть добавочного продукта. На графике это можно представить так (рис.2).


Рис. 2. Сдвиг кривой равновесной точки при росте ставки НДС

То есть, из-за роста части изъятия добавочной стоимости в пользу государства линия предложения S0 перейдет в положении лини S1. Это даст сдвиг точки равновесия А, при которой имеется определенный равновесный объем потребления q0 и равновесная цена p0 в точку В, где цена уже равна p1 (она выше для покупателей, но для производителя это повышение не дает додполнительной выручки на тот же объем, поскольку повышение связано только с дополнительно уплачиваемым в бюджет налогом, не более того), а объем равен q1 (и он будет ниже).

То есть, продавец по-прежнему получает выручку на единицу объем ту же, а общий объем выручки снижается за счет уменьшения равновесного объема. Этим самым продавец, чтобы сохранить прибыль, будет вынужден не так значительно сдвигать равновесную точку, не увеличивать значительно цены, а просто соглашаться на больший объем изъятия собственной добавленной стоимости при минимальном изменении цены, чтобы хоть как-то сохранить объем. Однако, это утверждение будет справедливым, если речь идет об эластичном спросе на данный товар, если нет монополии на рынке. Если же эластичность не такая высокая, то уменьшение спроса будет не столь значительным, и рост цены отразится только на покупателях, тоже самое — в условиях монополии. То есть, увеличивая ставку НДС, государство наносит «удар» либо по конкурентному рынку, заставляя продавцов на нем работать на менее выгодных для себя условиях, снижать собственную норму прибыли, либо по потребителям, заставляя их больше платить за неэластичные товары (например, за услуги ЖКХ, транспортные услуги, некоторые виды продуктов питания, бензин, энергоресурсы) или за товары и услуги, предлагаемые монополиями. Тем не менее, и удар по потребителю — тоже минус в масштабах экономики, поскольку рост потребительских расходов в одной сфере (связанной с неэластичными товарами и услугами) при тех же доходах потребителей сократит спрос в других сферах.

Конечно, НДС — важный для бюджетной системы налог. Сейчас Правительством России рассматриваются предложения по повышению его ставки. В частности, министерство финансов предлагает увеличить его до 22 % [6] с нынешних 18 %. При этом, приводится опыт зарубежных европейский стран, имеющих высокие ставки НДС, например в Венгрии основная ставка НДС 27 %, в Греции 23 %, в Норвегии и Швеции 25 %, в Польше 23 % [8]. При этом, указывая на высокие ставки в этих странах забывают и о том, что это основные ставки, и что применяются многочисленные льготные ставки и освобождения НДС в зависимости от отраслевой, товарной и географической специфики (например, в Греции от НДС освобожден бизнес, который ведется на ряде островов Эгейского моря и т. п.). В России же пока очень ограниченный перечень товаров освобожден от НДС, и к не столь же широкому перечню товаров применяется пониженная ставка в 10 %, еще к более узкому перечню и к экспорту — ставка 0 % вместо базовой 18 % в соответствии с нормами, закрепленными НК РФ.

Министерство финансов свою позицию о необходимости повышения ставки НДС основывает и на том, что в случае роста прямых налогов (НДФЛ) и страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС будут способствовать уклонению бизнеса от официального начисления зарплат, росту «теневой экономики» (что вполне справедливо и отражает нынешние реалии). В то же время, уклонение от уплаты НДС сейчас крайне проблематично: введена АСК НДС-2 (сопоставление данных налоговой отчетности конкретного лица по НДС с данными налоговой отчетности по НДС контрагентов для выявления незаконных вычетов по НДС) и уже запускается АСК НДС-3 (посредством которой определяется цепочка взаимозависимых компаний, пути движения денежных средств, определяется незаконный вывод из-под налогообложения НДС и налога на прибыль) [5]. Для контроля же за зарплатами, страховыми взносами и НДФЛ таких систем пока что нет. Кроме того, Министерство финансов указывает и на то, что с 2017 года существенно увеличен лимит для применения упрощенной системы налогообложения (с выручки 60 млн.рублей в год до 120 млн.рублей в год — в 2 раза), что как бы является и защитой малого бизнеса. Действительно, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются налогоплательщиками по НДС, и рост лимита означает возможность перехода на этот специальный налоговый режим большего числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Однако, и в этом случае увеличение ставки НДС приведет к росту затрат на основную деятельность субъектов, применяющих НДС (поскольку значительная часть ресурсов ими приобретается у крупного бизнеса). Конечно, не здесь не учтено и ограничение самих возможностей применения упрощенной системы: упрощенную систему налогообложения не вправе применять организации, имеющие долю юридических лиц в уставном капитале более 25 %, некоммерческие организации, государственные учреждения, организации и индивидуальные предприниматели, имеющие среднесписочную численность работников свыше 100 человек, остаточную стоимость основных средств свыше 150 млн.руб. и ряд иных субъектов в соответствии с нормами ст.346.12 НК РФ.

Однако, насколько известны нынешние российские реалии, тот же розничный продуктовый рынок в настоящее время уже более чем на 50 % контролируется сетевыми компаниям (плательщиками НДС), а на 22,5 % рынка приходится бизнес 10 наикрупнейших розничных сетей [3]. Это означает только то, что рост ставок по НДС приведет к росту цен для конечных потребителей. Тоже самое будет в сферах ЖКХ, энергетики, транспорта, где также роль монополий, включая естественные, очень высока (и, в отличие от розничных сетей, ситуация там ближе к чистой монополии, чем к монополистической конкуренции, отчего цены будут расти в первую очередь).

Отдельно следует рассмотреть и историю налогообложения НДС в России, как изменялись ставки налога, как это влияло или могло влиять на экономический рост.

Ставка НДС (28 %) впервые была установлена в 1992 году и действовала по 1993 год, ставка в 20 % действовала с 1994 по 2004 года. С 2004 года она была снижена до 18 %. При этом, постепенно увеличиваются лимиты для применения упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима, который освобождает от НДС наряду с иными режимами (ЕНВД, ЕСХН, патентная система). Однако, динамика ВВП за этот период (даже если не рассматривать кризисные 90-е годы, а анализ проводить, начиная с 2000 года) достаточно неоднозначен (он представлен на рис.3).

Из этого следует, что основная ставка НДС и ее изменение не так существенно влияют на экономический рост в России (в 2000 году при ставке 20 % был максимальный экономический рост, в 2004 году снижение ставки не привело к существенному увеличению динамики, а рост 2006–2007, как и падение 2008–2009 года и 2014–2015 года скорее связаны с динамикой цен на основные экспортные товары страны — нефть и газ).


Рис. 3. Динамика реального ВВП России в 2000–2015 гг.

Примечание: составлено автором по данным [4]

При этом, известно, что именно с 2010 года начинается существенное ужесточение в администрировании НДС (сначала — ужесточение правил возмещения НДС по экспортным операциям), с 2013 года вводится АСК НДС-1, далее — АСК НДС-2, и сейчас (2016–2017 годы) — АСК НДС-3. Данные системы существенно усложняют возможности уклонения от НДС, которые имелись раньше, когда такой контроль был слаб. Очевидно, что как раз именно это может быть одним из факторов замедления темпов роста экономики в докризисные 2011–2014 годы (когда цены на энергоресурсы были еще высоки), что также видно из графика (впрочем, вряд ли это единственный фактор). Нынешнее же снижение экономических показателей (по итогам 2016 года оно составило 0,2 % предварительно по оценке Росстата [7]) также связано с продолжающимся кризисом. Очевидно, что повышение ставки налога (любого, не только НДС) может только усугубить положение, увеличить снижение экономики.

Можно сравнить показатели экономики России, а также ее основную ставку НДС, с другой страной, также значительно зависящей от добычи энергоресурсов, их продажи — Казахстаном. В Казахстане используется лишь одна ставка НДС — 12 % (значительно ниже российской), также освобождены некоторые обороты от налогообложения, возмещается НДС по экспорту (имеет ставку 0 %), применяются аналогичные российским вычеты по возмещению НДС. Однако, есть одно существенное отличие казахстанского НДС от российского — НДС не обязаны уплачивать все налогоплательщики по умолчанию, и регистрация плательщика НДС производится налоговым органом, притом, только в случае достижения оборотов налогоплательщика определенного минимального (предельного) уровня. Все налогоплательщики с небольшими оборотами (до 30 000 МРП, что составляет в 2017 году 68 млн.тенге или $204 тыс.) не подлежат регистрации в качестве плательщиков НДС, вне зависимости от того, какую они имеют организационно-правовую форму, структуру собственности и т. п. [8]. Эта цифра ниже, чем в России лимит для применения УСН (с 2017 года 120 млн.руб. или $2 млн.). Она примерно равна сумме в 2 млн. рублей за 3 месяца (что равно 12 млн.рублей или около $200 в год), при которой российские налогоплательщики освобождаются от обязанности уплаты НДС (п.1 ст.145 НК РФ). Но сам принцип в данном случае иной — не регистрация в качестве налогоплательщика НДС, а освобождение от обязанностей, если не достигнут определенный предел по выручке. Также следует учитывать и в целом более низкие доходы организаций и индивидуальных предпринимателей в Казахстане (в среднем в 2–2,5 раза), и наличие в НК Казахстана иных специальных налоговых режимов (еще более понижающих налоговую нагрузку на субъектов малого предпринимательства). Так или иначе, но наличие такого ограничения решает проблемы:

‒ избыточной отчетности по НДС в налоговых органах (в Казахстане применяются аналоги АСК НДС-2 также, притом, внедрено это было на год раньше, чем в России);

‒ избыточного контроля за НДС небольших организаций (где даже выявление значительного нарушения не дает должного эффекта для бюджета).

Динамика ВВП Казахстана, если ее сравнивать с приведенной выше динамикой ВВП России такая (рис.4):


Рис. 4. Динамика реального ВВП Казахстана и России в 2000–2015 гг.

Примечание: составлено автором по данным [4]

Таким образом, рост экономики Казахстана за последние 15 лет был выше, чем рост экономики России (то есть, выше показатели прироста реального ВВП страны). Учитывая то, что в Казахстане основная ставка НДС значительно ниже, можно предположить, что и она является одним из факторов более высокого экономического роста в этой соседней с Россией стране.

Очевидно, что в нынешних условиях любое повышение налогов, страховых взносов может быть губительным для экономики, поскольку оно будет изымать часть чистой добавленной стоимости бизнеса, которая итак из-за кризиса, снижения платежеспособного спроса (как со стороны предприятий, так и со стороны населения) существенно сократилась за последние 3 года. Поэтому рост ставки может привести лишь к общему росту рыночных цен, которые вынуждены будут ввести все монополии и даже, в то или иной мере, участники монополистической конкуренции, чтобы не терять свои чистые доходы. Общий рост цен станет фактором смещения равновесных точек по многим товарам и услугам, в особенности, имеющим эластичный спрос (поскольку из-за увеличившихся расходов в одном направлении и при наличии того же бюджета домохозяйств уменьшится платежеспособный спрос по другим направлениям).

В целом, направлениями совершенствования НДС в России, по мнению автора, должны быть:

‒ общее освобождение от обязанностей уплаты НДС юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих оборот не до $200 тыс., как в настоящее время, а до $500–1000 тыс. в год (30–60 млн.рублей), вменив им в обязанность лишь уплату налога на прибыль на общих основаниях или упрощение возможностей (сокращение ограничений) перехода на упрощенную систему налогообложения;

‒ концентрация на контроле за НДС именно по более крупным налогоплательщикам (которые имеют обороты выше минимальных), регистрация их как плательщиков НДС (в аналогичном порядке, что применяется в Казахстане сейчас), истребование электронной отчетности именно у них; при этом, к зачету НДС будет приниматься тоже только по крупным налогоплательщикам.

Эти меры будут способствовать:

‒ усилению контроля за НДС именно крупных налогоплательщиков;

‒ снижению нагрузки, связанной с налоговым администрированием, с субъектов малого бизнеса, работающих на общей системе налогообложения;

‒ снижению нагрузки налоговых органов по организацию камеральных проверок по НДС.

В конечном итоге все это станет фактором, который должен положительно повлиять на развитие экономики, на экономический рост в России.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что ставка НДС может влияет на экономический рост: увеличение ставки, усложнение налогового администрирование и сокращение льгот — это все негативные факторы. В России за последние годы усложнилось администрирование, но увеличились и льготы, с применением НДС связанные. Ставку в настоящее время ряд экспертов предлагает увеличить. Очевидно, такое увеличение не пойдет на пользу российской экономике. Ставку следует оставить без изменения, а администрирование для ряда категорий бизнес-субъектов следует упростить (хотя бы используя опыт Казахстана, где применяется одна, более низкая, чем в России, ставка, проще администрирования и выше темпы экономического роста).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 июля 2019 г. N 03-13-11/55024 О размерах ставок акцизов на нефтепродукты и НДС

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.

Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства.

Ставки акцизов, в том числе на автомобильный бензин и дизельное топливо, установлены статьей 193 Кодекса в твердой сумме (в рублях за единицу измерения в натуральном выражении). Поэтому их индексация осуществляется на ежегодной основе с учетом прогнозируемого уровня инфляции.

При этом уровень рыночных цен на подакцизные нефтепродукты зависит не только от размера ставок акцизов, но также от спроса и предложения, количества перепродавцов и размера их торгово-сбытовых надбавок, соотношения внутренних цен с мировыми, а также других факторов. Указанные факторы учитываются нефтяными компаниями при установлении цен на производимые ими товары.

С 1 января 2019 года налоговым законодательством предусмотрен механизм, демотивирующий налогоплательщиков акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо к повышению оптовых цен реализации указанных нефтепродуктов на внутреннем рынке, которые оказывают определенное воздействие на формирование розничных цен на эти товары.

Кроме того, с целью донастройки указанного механизма стабилизации цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке с 1 июля 2019 года предусматривается корректировка его параметров, устанавливаемых проектом федерального закона N 752627-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", позволяющих снизить давление со стороны мировых цен на нефть на внутреннее розничные цены на нефтепродукты.

Укачанный проект федерального закона принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении 23 июля т.г.

Что касается налога на добавленную стоимость, то с 1 января 2019 года повышен размер ставки данного налога с 18 до 20 процентов.

В то же время сохраняются льготы по НДС в виде освобождения от налогообложения НДС, а также пониженная ставка НДС в размере 10 процентов, которые применяются в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Указанное повышение ставки НДС приведет к дополнительным доходам федерального бюджета, средства которого будут направлены на развитие инфраструктуры, развитие новых секторов экономики, а также на выполнение принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо установлены НК в твердой сумме. Поэтому они индексируются ежегодно с учетом прогнозируемого уровня инфляции.

С 2019 г. налоговым законодательством предусмотрен механизм, демотивирующий плательщиков акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо к повышению оптовых цен реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

С 2019 г. повышен размер ставки НДС с 18% до 20%. При этом сохраняются льготы, а также пониженная ставка 10%. Повышение ставки приведет к дополнительным доходам федерального бюджета.

Читайте также: