Динамика поступлений ндс в 2014г

Опубликовано: 17.05.2024

С 2014 года плательщики НДС обязаны подавать декларации только в электронном виде, а посредники, которые выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора, — вести журналы учета полученных и выставленных с/ф. Кроме того, вступают в силу поправки, касающиеся камеральных проверок по НДС и штрафов за опоздание со сдачей декларации.

Александр Погребс

Александр Погребс, эксперт в области налогового законодательства, ведущий налоговый консультант портала «Бухгалтерия Онлайн»

Другие актуальные материалы по теме:

НДС-2015: как подготовиться к нововведениям


С 2015 года в декларацию по НДС будут включаться сведения о счетах-фактурах. Что нужно предпринять уже сейчас, чтобы избежать сложностей с подачей декларации и санкций со стороны налоговых органов?

Актуальные изменения в законодательстве об НДС


Два знаковых документа (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Федеральный закон от 21.07.2014 № 238-ФЗ) существенно меняют правоотношения, связанные с исчислением и уплатой НДС. На что стоит стоить обратить особое внимание?

НДС только в электронном виде

Компании со среднесписочной численностью сотрудников свыше 100 человек уже давно сдают налоговую отчетность в электронном виде. С 2014 года обязанность сдавать декларации через интернет будет зависеть не только от среднесписочной численности работников, но и от вида налога. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134 вводит такую обязанность для всех плательщиков НДС. Даже если они представляют «нулевую» декларацию.

Напомним, что от исчисления и уплаты НДС освобождены лица, находящиеся на специальном налоговом режиме, а также организации, деятельность которых соответствует положениям ст. 145 НК РФ. Однако, если они все же сдают декларацию по НДС, с 2014 года она должна быть исключительно в электронном виде.

Возможность сдать декларацию по НДС «на бумаге» в 2014 году останется у налоговых агентов, но только у тех, которые по своей деятельности освобождены от уплаты НДС или вообще не являются налогоплательщиками. Однако уже в 2015 году часть этих налоговых агентов-посредников должна сдавать декларацию по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 174). К ним относятся те, кто выставляет или получает счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.


Как отчитываться через интернет

В новой редакции ст. 80 НК РФ закреплено, что отчетность в электронном виде должна сдаваться только через операторов электронного документооборота — посредников, которые обеспечивают доставку отчета от компьютера налогоплательщика до сервера ФНС и фиксируют время отправки отчета (например, otchet.ru). Такой оператор должен быть российской организацией и соответствовать требованиям, утвержденным ФНС России. Для того чтобы начать работать с оператором, необходимы сертификат электронной подписи, средства криптозащиты, а также система для подготовки и отправки отчетности.

Если в 2014 году налогоплательщика, сдавшего в срок бумажный вариант декларации, могли оштрафовать только за несоблюдение способа подачи отчетности. Согласно ст. 119 НК РФ, размер штрафа за это нарушение составляет 200 рублей. Декларация при этом считалась представленной (см. письмо ФНС от 11.04.2014 № ЕД-4-15/6831). В 2015 году правила изменятся.

1 января вступит в силу новая редакция п. 5 ст. 174 НК РФ, утвержденная Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ. Согласно этой норме, обязанность по сдаче отчетности не будет считаться исполненной, пока налогоплательщик не представит декларацию по НДС в электронном виде.

Это значит, что налогоплательщику, не сдавшему декларацию по НДС через оператора ЭДО, придется заплатить штраф в размере 5 % от неуплаченной в установленный срок суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (ст. 119 НК РФ). Но это еще не все.

В течение 10 дней по истечении установленного срока представления декларации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о блокировке счетов организации (п. 3 ст. 76 НК РФ).


Журналы полученных и выставленных счетов-фактур

С 1 января 2014 года посредники, которые сами не являются плательщиками НДС, но выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора, обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). А с 1 января 2015 года этот журнал должен будет представляться в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Причем представлять его нужно будет по установленному формату в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Поэтому лучше сразу вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронном виде, например с помощью системы Диадок, предназначенной для обмена юридически значимыми документами в электронном виде.

Получив от налогоплательщиков сведения о счетах-фактурах, налоговые органы будут автоматически сверять эти данные, ища каждому счету-фактуре «пару». Если будут обнаружены расхождения, инспекция направит компании требование о представлении пояснений.

Камеральные проверки по НДС

С 1 января 2015 года в ходе камеральных проверок деклараций по НДС налоговики смогут приходить к налогоплательщику и производить осмотр (см. ст. 91-92 НК РФ). Это будет возможно в двух случаях. Во-первых, если налогоплательщик подаст декларацию, в которой НДС стоит к возмещению из бюджета. Во-вторых, если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС обнаружат сведения, которые противоречат имеющимся у них данным, полученным от других налогоплательщиков.

Основанием для подобных визитов будет служить мотивированное постановление инспектора, который проводит камеральную проверку, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем. Напомним, что сейчас основанием для визита инспектора на территорию налогоплательщика и проведения осмотра может являться только постановление о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, при выявлении противоречий между сведениями, собранными из разных источников, налоговики смогут дополнительно потребовать у налогоплательщика представить счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ в новой редакции).

Штраф за опоздание стал понятнее

Как и сейчас, штраф за несвоевременно поданную декларацию будет определяться теми же процентами от неуплаченной суммы налога. Не до конца ясным в настоящее время остается порядок определения этой суммы. Теперь внесены уточнения: проценты будут считаться от суммы налога, не уплаченной в установленный срок. Таким образом, с 1 января 2014 года, если налогоплательщик с декларацией опоздал, но сам налог заплатил вовремя, штраф будет считаться в процентах от нуля. Поэтому независимо от опоздания он составит минимум 1000 рублей. А если организация опоздала и с декларацией, и с уплатой налога, то размер штрафа будет определяться по прежней формуле — 5 % от не уплаченной вовремя суммы налога за каждый месяц опоздания с декларацией, но не более 30% и не менее 1000 рублей.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

экономические науки

  • Гнатышина Елизавета Игоревна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Поволжский государственный университет сервиса
  • Шафиева Алёна Ришатовна , студент
  • Поволжский Государственный Университет Сервиса
  • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РФ
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ
  • БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

Похожие материалы

  • Аспекты кредитного анализа в отделе ипотечного кредитования ПАО «ВТБ24»
  • Налог на роскошь, взимаемый в зарубежных странах. Возможность его введения в России
  • Роль и значение налога на имущество организаций и транспортного налога в формировании бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
  • Анализ показателей налоговых платежей и контрольной работы налоговых органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации
  • Уплата экологических платежей: проблемы и перспективы

Актуальность данной работы определена тем, что экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета необходимо проводить с целью преодоления негативных последствий воздействия налогов на экономику страны. В связи с этим, тема работы является актуальной и отвечает потребностям сегодняшней практики.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации в период 2012– 2014 годов формировались за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления подразделяются на нефтегазовые и ненефтегазовые и включают в себя: налог на прибыль организации, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, акцизы, таможенные пошлины[1, 97].

Налоговые доходы федерального бюджета в анализируемый период 2012-2014 гг. в основном формируется за счет следующих поступлений (таблица 1).

Таблица 1. Динамика налоговых доходов федерального бюджета 2012-2014 гг.

А) Нефтегазовые доходы

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

1. НДПИ (без ненефтегазовых доходов)

2. Таможенные пошлины

Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

2. Налог на прибыль организаций

4. НДПИ (без нефтегазовых доходов)

5. Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов)

Таблица 1 показывает, что из всех видов поступлений денежных средств в федеральный бюджет РФ значимую долю составляют только 5 видов:

  • налог на прибыль (0,5% к ВВП или 3,3% от дохода Федерального бюджета, всего);
  • НДС (6,3% к ВВП или 3,65% от дохода Федерального бюджета, всего);
  • таможенные пошлины (6,1% от ВВП или 39,4% от дохода Федерального бюджета, всего);
  • налог на добычу полезных ископаемых (3,6% от ВВП или 19% от дохода Федерального бюджета, всего);
  • акцизы (1% к ВВП или 3,65% дохода Федерального бюджета, всего).

Таким образом, платежи в федеральный бюджет Российской Федерации только по 5 перечисленным позициям составляют 18,65% к ВВП или 50,66% от доходов федерального бюджета. Сложившаяся ситуация отражает ряд противоречий налоговой политики: снижение доли нефтегазовых доходов федерального бюджета на 1,8% ВВП очевидно не компенсируется увеличением доходов федерального бюджета в 2012-2014 гг. в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации на 0,57% ВВП.

Нельзя не отметить, что акцизы и НДС, рост которых наиболее заметен в структуре доходов проекта федерального бюджета, налоги, обладающие выраженным регрессивным характером[2, 49]. Налоговое бремя при взимании данных налогов с продукции, наиболее востребованной самыми широкими слоями населения (алкоголь, табачные изделия, легковые автомобили, бензин, дизельное топливо), оцениваемое как отношение суммы налога в цене приобретаемых товаров и услуг к общей сумме доходов физического лица, очевидно смещено в сторону низко-доходных категорий граждан. Аналогично на стоимости газо- и теплоснабжения населения отразится предполагаемая индексация ставок налога на газ. Таким образом, реструктуризация налоговой нагрузки сместится в сторону ужесточения ценового давления на низкодоходные слои населения и может привести к негативным социальным последствиям.

Решение социальных задач в рамках федерального бюджета предполагается преимущественно за счет наращивания бюджетных расходов и дифференциации целевых расходных статей. Финансирование дефицита бюджета осуществлялось, в значительной мере, за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности и составляющих: свыше 11% от общего объема доходов федерального бюджета в 2012 г., свыше 12% в 2013 г. и свыше 10% в 2014 г. Столь значительные объемы необеспеченных бюджетных расходов на социальные программы объективно привели к созданию серьезных препятствий для решения задач сокращения бюджетного дефицита.

Необходимо отметить, что в рамках реформирования налоговой системы не предполагается внесения изменений в методику начисления налога на прибыль, в то время как задача инновационного развития российской экономики заявлена в качестве приоритетной. Доля НП в рамках прогнозируемого периода остается практически неизменной, а корректировка методов начисления налога с целью стимулирования инновационной и инвестиционной предпринимательской активности не предусмотрена.

Следует обратить внимание и на то, что в составе данных 4 видов платежей в доход федерального бюджета значительная доля принадлежит таможенным платежам, что предъявляет повышенные требования к совершенствованию таможенно-тарифной политики.

Как видно из таблицы 1, налоговые поступления в Федеральный бюджет РФ в 2012 г. – 10627,8 млрд. рублей, что составило 18,5% ВВП, в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 4942,2 млрд. рублей; в 2013 г. – 11 687,6 млрд. рублей, что составило 18,4% ВВП, в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 5228,6 млрд. рублей; в 2014 г. – 12 645,5 млрд. рублей, что составило 18,0% ВВП, в том числе объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 5444,3 млрд. рублей.

В целом за 2012-2014 гг. налоговые доходы федерального бюджета возросли на 2017,7 млрд. руб., что составляет 15,9%. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета сократились с 18,5% в 2012 году до 18,4% в 2013 году и 18,0% в 2014 году.

Ненефтегазовые доходы будут находятся примерно на одном и том же уровне по отношению к ВВП на протяжении всех трех лет: в 2012 году – 5685,6 млрд. рублей (9,9% к ВВП), в 2013 году – 6459,0 млрд. рублей (10,2% к ВВП), в 2014 году – 7201,2 (10,3% к ВВП)

Поступления налога на прибыль организаций в январе-феврале 2014 года составили 385,8 млрд. рублей, что на 16,6 млрд. руб. больше, чем в январе-феврале 2013 года и на 33,6 млрд. руб. больше, чем в 2012 году.

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в январе-феврале 2014 года поступило 4445,1 млрд. рублей, что на 997,5 млрд. руб. больше, чем в январе-феврале 2012 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-феврале 2014 года составили 718,1 млрд. рублей и выросли относительно января-февраля 2012 года в 1,8 раза, что связано с переходом с 01.01.2011 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца). Таким образом, в январе 2012 года платежи поступили по трем срокам (за ноябрь по сроку 15 января и за декабрь по срокам 25 января и 15 февраля).

Налог на добычу полезных ископаемых в январе-феврале 2012 года составил 1824 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1804,4 млрд. рублей, газа горючего природного – 19,6 млрд. рублей, газового конденсата – 1,5 млрд. рублей.

По сравнению с январем-февралем 2012 года поступления НДПИ выросли в 1,5 раза и в 2013 году они составили 1989,1млрд. рублей, а в 2014 году - 2108,1 млрд. рублей.

Итак, на основе рассмотренных данных, можно сделать вывод о том, что в период с 2012 по 2014 гг. происходит увеличение налоговых поступлений в доходной части федерального бюджета РФ.

Для дальнейшего роста налоговых поступлений в федеральный бюджет нужно принять следующие меры:

  • упорядочение и четкая организация расчетов по налогам, тщательное рассмотрение системы отсрочек и долгов по налогам, повышение уровня собираемости налоговых и таможенных платежей;
  • ужесточение контроля за сбором акцизов на алкогольную продукцию;
  • создание благоприятных условия для развития производства, предприятий малого и среднего бизнеса;
  • повышение ясности законодательства и однозначность его применения налогоплательщиками;
  • повышение четкости налогообложения, ужесточение мер по борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Итак, в период с 2012 по 2014 гг. происходит увеличение доходной части федерального бюджета РФ с 10 627,8 млрд. руб. до 12 645,5 млрд. руб., что в абсолютном выражении составляет 2017,7 млрд. руб., а в относительном выражении – около 16%. Структура доходов федерального бюджета к 2014 году такова: 63,94% приходятся на налоговые поступления, 35,95% - неналоговые поступления, а остальные 0,11% - на безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской деятельности. В структуре налоговых поступлений федерального бюджета большую долю занимают ненефтегазовые поступления: 53,5% в 2012 году, 55,3% в 2013 году, 56,9% в 2014 году. Увеличение доли данной категории на 3,4% свидетельствует об увеличении доли поступлений налога на добавленную стоимость и акцизов в 2014 году. Для увеличения налоговых поступлений в бюджет РФ следует стимулировать инновационную деятельность, создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности, совершенствовать налоговое администрирование, стимулировать рациональное использование природных ресурсов.

Список литературы

  1. Быковская, И. В. Финансы, налоги и кредит [Текст] / И. В. Быковская. – М.: Инфра-М, 2012. – 313 с.
  2. Дубров, A. M. Бюджетные отношения в Российской Федерации [Текст] / А. М. Дубров. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 281 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.


    Налоговое законодательство Российской Федерации находится в состоянии постоянного реформирования на протяжении последних 20 лет, ежегодно в него вносят изменения и поправки. Развитие налоговой системы продолжается с учетом тенденций экономического развития нашего государства, а также глобальных вызовов и угроз [9].

    Актуальность вопросов, связанных с совершенствованием НДС и наличие нерешенных проблем, таких как снижение поступлений в федеральный бюджет, распространение схем ухода от налога и незаконного возмещения НДС, определили необходимость проведения мероприятий по его совершенствованию [1].

    Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом. Данный налог постоянно развивается и изменяется. В процессе его развития возникает множество проблем, которые необходимо решать и анализировать. Основные проблемы возникают с этим налогом в плане администрирования [7].

    Одним из главных новшеств в налоговом законодательстве последних лет, является изменение декларации по НДС. Рассмотрим его более детально и проведем анализ, как повлияли изменения в налоговом администрировании на поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет РФ.

    С первого квартала 2015 года в декларации по налогу на добавленную стоимость необходимо указывать данные из книги покупок и книги продаж. Так же в связи с внесенными изменениями декларация предоставляется в налоговый орган только в электронном виде [4].

    Декларация пополнилась данными о счетах-фактурах, по которым начислен налог и заявлены вычеты. Поправки по НДС предполагают, что данные налогоплательщика по НДС от реализации и налоговым вычетам должны быть идентичны данным контрагента, с отраженными в ней реализацией или вычетом соответственно. Данное изменение позволяет налоговым органам более эффективно бороться с компаниями-однодневками, ведущими деятельность по обналичиванию денежных средств.

    В связи с внесенными изменениями, объем страниц в налоговой декларации по НДС значительно увеличился, и самостоятельно такое большое количество информации сотруднику налоговой службы обработать сложно, это занимает много времени, для более быстрого и четкого контроля была создана Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2). Все данные из декларации заносятся в единую базу данных, далее в автоматическом режиме осуществляется анализ информации в отчетности налогоплательщика, и сопоставляются со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе находится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. В итоге, с помощью данной системы контроля налоговым органам можно в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров и услуг и отследить возникновение и размер добавленной стоимости и сумму начисленного или заявленного к вычету НДС. Обработкой информации из системы занимается специально созданное подразделение ФНС – «Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю». Данное подразделение отслеживает и выявляет ошибки в декларациях, а затем сообщает территориальным налоговым органам о нарушениях для дальнейшей проверки.

    Ежеквартально в АСК НДС-2 обрабатывается 1,4 млн. налоговых деклараций. По результатам сравнения операций контрагентов по налоговым разрывам формируются требования о представлении пояснений и в автоматизированном режиме направляются налогоплательщикам. Налогоплательщикам предоставляется возможность вносить изменения и предоставлять уточненные декларации. Необходимость в проведении более детальной проверки появляется, в том случае, если налогоплательщик не выполнил требования налоговых органов и не исполнил свои налоговые обязательства.

    На сегодняшний день проведение более детального налогового контроля, является актуальной процедурой, так как не все налогоплательщики, являются добросовестными. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, посредством которых осуществляется контроль за своевременностью, полнотой и правильностью уплаты налогоплательщиками налогов и сборов [6].

    Налоговые проверки делятся на камеральные и на выездные налоговые проверки. Главной целью камеральной и выездной налоговой проверки является выполнение налоговыми органами фискальной функции. Кроме того, в настоящее время не прекращает увеличиваться важность оценки эффективности налоговых проверок [8].

    Проведем анализ того, как изменения в администрировании НДС повлияли на эффективность контрольной деятельности Федеральной налоговой службы РФ, для этого рассмотрим отчет о результатах контрольной работы налоговых органов РФ за 2014-2015 гг. представленный в табл. 1.

    Анализ результатов контрольной работы налоговых органов РФ за 2014-2015 гг.

    Библиографическая ссылка на статью:
    Егоров А.Ю. Влияние динамики налоговых расходов по НДС на динамику поступлений НДС // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/11/16259 (дата обращения: 12.04.2021).

    В современной экономике налог на добавленную стоимость является одним из основных налогов налоговой системы многих стран, в том числе и России. На него приходится большая доля всех налоговых поступлений в бюджет. Поэтому увеличение объема поступлений этого налога – важнейшая задача государства. Но если повышать ставки налога, то это приведет к увеличению налоговой нагрузки на население страны, а общий объем налоговых поступлений может не только не вырасти, но и наоборот сократиться вместе с падением спроса на товары, тем самым сократив ВВП страны. При этом, существует и другой путь, который основан на том, чтобы снизить налоговую нагрузку на компании, тем самым простимулировав их деятельность с целью увеличения налогооблагаемой базы.

    Налоговой базой НДС является стоимость реализуемых товаров, услуг, работ и имущественных прав, выраженная в денежной форме. Налоговая ставка составляет 0%, 10% и 18%. Налоговые расходы по данному налогу – это те доходы бюджета, которые он недополучит из-за введения налоговых льгот. Структура налоговых расходов по налогу на добавленную стоимость представлена на рисунке 1.


    Поступления налога на добавленную стоимость в бюджет имеют тенденцию роста, в частности в 2015 году они составляли 4 233 млрд. руб., в 2016 году выросли до 4 547 млрд. руб., в 2017 году выросли до 4 889 млрд. руб., а в 2018 году планируется рост до 5324 млрд. руб. Более 57% всех поступлений приходится на налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые в РФ, причем в 2018 году их доля выросла до 60,2%. Налоговые расходы по налогу на добавленную стоимость также имеют тенденцию роста. В 2018 году они составили 1 289 млрд. руб., что на 20,3%, по сравнению с показателем 2015 года. Более 55,5% приходится на освобождение от уплаты НДС, остальные 44,5% приходится на пониженные ставки налога.

    Освобождение от налога на добавленную стоимость распространяется по большей части на НИОКР, деятельность некоммерческих организаций, медицинские услуги, услуги образования, т.е. сферу, участники которой не являются крупными плательщиками НДС. В связи с этим, корреляция почти не наблюдается – менее 15% поступлений налога на добавленную стоимость обусловлено ростом налоговых расходов в части освобождения. Поэтому для оценки влияния налоговых расходов по налогу на добавленную стоимость на динамику налоговых поступлений по НДС необходимо рассчитать формулу регрессии, в которой будут учтены налоговые расходы только в части пониженной ставки.


    Для разработки данной модели была выбрана степень m=3,22, так как уравнение этой степени более полно показывает связь между явлениями. Рассчитаем параметры уравнения «а» и «b»:

    b= (5 – (4*3) ) / ( 6 – 4*4 ) = 0,00000358

    a = 3 – b * 4 = 2635,26

    Уравнение регрессии выглядит следующим образом:



    Для удобства представим данные в форме таблицы.


    r (xy) = b * (10 / 9) = – 0,994

    Динамика налоговых расходов (направленных на развитие национальной экономики) обусловливает 98,9% вариации ВВП.

    А (ср) = 0,98% http://komitet-bn.km.duma.gov.ru/upload/site7/ONBNiTTP_v_GD_03.07.17_pril.1.pdf (дата обращения: 18.09.2018).

  • Салимова А.Д. Совершенствование механизма налогообложения НДС в Российской Федерации // Научный альманах. 2017. № 10-1 (36). С. 106-110.
  • Смирнова Е.В. Совершенствование налогового администрирования НДС в интересах государства и налогоплательщиков // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2018. № 1. С. 105-112.

  • Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

    Оставить комментарий

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

    Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

    © 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

    Картинки по запросу повышение НДС

    С 1 января 2019 года в России с 18% до 20% поднимется ставка налога на добавленную стоимость (далее – НДС), что повлияет на увеличение доходов федерального бюджета и приведет к фискальной централизации, но также увеличит налоговую нагрузку в целом.

    Данные меры призваны помочь Правительству РФ в решении социальных задач и развитии инфраструктурных проектов.

    Вместе с тем, по экспертному мнению ГБУ «Мосфинагентство», предполагаемый рост платежей по НДС может быть компенсирован снижением платежей по иным налогам, главным образом, по налогу на прибыль организаций (далее – ННП), поскольку НДС рассчитывается именно с добавленной стоимости, уменьшая доходы бизнеса и, соответственно, налоговую базу для налога на прибыль организаций, – одного из основных источников налоговых доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

    При условии, что сложившаяся рыночная цена товаров (работ, услуг) не изменится, повышение НДС на 2 процентных пункта увеличит для налогоплательщика сумму налога к уплате на 9,26% (разница между ставками 18/118 и 20/120). На сумму повышения НДС в абсолютном выражении (в рублях) уменьшится налоговая база по налогу на прибыль организаций, поскольку доходы и расходы в целях налогообложения ННП рассчитываются без учета НДС.

    Кроме того, повышение ставки НДС может косвенно оказать негативное влияние на поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и акцизов по причине общего роста нагрузки на экономику и роста инфляции, снижения платежеспособного спроса и сокращения уровня потребления населения вследствие роста цен.

    В настоящее время рассчитать фискальный эффект от повышения НДС и определить его влияние на поступления по ННП затруднительно. Предстоит проанализировать источники, из которых налогоплательщики станут компенсировать повышение налога на добавленную стоимость.

    Представляется два возможных сценария компенсации:

    · В секторах экономики, где преобладают крупные компании-монополисты, возможно повышение отпускных цен. В этом случае рост налоговой нагрузки будет переложен на конечных потребителей, в то время как доходность бизнеса и налоговые платежи не пострадают.

    · В таких отраслях экономики, как торговля, IT, и др., где бизнес вынужден конкурировать за потребителя, ему придется идти по пути снижения маржинальности. В данном случае налоговая база неизбежно уменьшится.

    НДС, включенный продавцом в цену товара (работы, услуги), возмещается из федерального бюджета. Однако, приобретая товары (работы, услуги) у лиц, не являющихся плательщиками НДС, организации относят «входной» налог на расходы в целях исчисления налога на прибыль организаций. Работая с «упрощенцами», организация платит НДС (федеральный налог), одновременно уменьшая платежи по ННП, в значительной степени поступающему в бюджет субъекта РФ. Таким образом, прослеживается эффект «перераспределения» поступлений из регионального бюджета в федеральный. Увеличение ставки НДС на 2 п.п. усилит описанный эффект, а также мотивирует налогоплательщиков к переходу на специальные налоговые режимы, в частности на упрощенную систему налогообложения (УСН). С другой стороны, данный процесс положительно скажется на доходах региональных бюджетов, поскольку налоги, взимаемые в связи с применением УСН, полностью уплачиваются в консолидированный бюджет субъекта РФ, в отличие от НДС и ННП.

    Вызванный повышением налоговой ставки НДС рост цен увеличит налоговые поступления в федеральный бюджет, что может разогнать инфляционные процессы, которые будут сдерживаться действиями Банка России через сохранение или повышение ключевой ставки. Это приведет к увеличению цены пассивов (стоимости привлечения фондирования) со стороны банковского сектора. В то же время, рост государственных инвестиций в социальную сферу и инфраструктуру (декларированная Правительством РФ цель повышения НДС), окажет позитивное влияние на динамику банковских активов и прибыль кредитных организаций, участвующих в государственных программах.

    Таким образом, фискальный эффект от повышения налоговой ставки во многом зависит от дальнейших действий региональной и федеральной власти. Для сохранения стабильности региональных бюджетов Правительству РФ/региональным властям придется пойти на непопулярные меры, позволив крупным игрокам в энергетике, нефтегазовой отрасли, транспорте повышать потребительские тарифы. В этой связи, риски уменьшения доходов бюджетов за счет снижения налоговых поступлений могут скрываться в высококонкурентных отраслях экономики, таких как торговля, IT, строительство, обрабатывающая промышленность.

    Влияние экономики г. Москвы и поступлений НДС от налогоплательщиков г. Москвы в федеральный бюджет трудно переоценить.

    Город Москва мобилизует в федеральный бюджет в среднем 27% от всего НДС по России, что характеризует высокую базу от реализации товаров, работ, услуг в городе.

    При этом динамика поступлений по НДС в период 2015-2017гг. от г. Москвы составляет +12% (по России +25%). Поскольку НДС заложен в цену товаров (работ, услуг) это может характеризовать динамику инфляции за данный период времени.

    Необходимо отметить, что инфляция по России составила – в 2016 - 5,4%, 2017 - 2,5%, по г. Москве – в 2016 - 7,8%, 2017 - 3,8%.

    Среди основных бюджетообразующих отраслей города Москвы, наиболее емкими, с точки зрения НДС, являются:

    - Нефтегазовый сектор (добыча полезных ископаемых);

    - Операции с недвижимым имуществом;

    Данные отрасли являются наиболее прибыльными, что также обусловливает высокий уровень поступлений по налогу на прибыль организаций.

    Поступления НДС в 2015-2017гг.

    For NDS.jpg

    *Транспортировка и хранение в 2017, Деятельность в области информации и связи в 2017, Деятельность по операциям с недвижимым имуществом в 2017 году

    Источник: Данные отчета по форме №1-НОМ «Отчет о поступлении налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации по основным видам экономической деятельности»

    Кроме названных выше, наиболее зависимой (подверженной изменениям) от результатов производства и реализации товаров (работ, услуг), является отрасль обрабатывающей промышленности. За рассматриваемый период уменьшение поступлений в отрасли составило 36,3%, что связано, прежде всего, с высокой стоимостью сырья, используемого в переработке. Также влияние оказывают меры по постепенному выводу промышленности из границ г. Москвы.

    Отдельной проблемой стоит учет НДС в строительстве, поскольку результаты деятельности организаций отрасли напрямую связаны со сложными процессами кооперации – договорами подряда, субподряда, сметного расчета работ и материалов, импортируемого оборудования. Это также характерно и для отрасли операции с недвижимым имуществом, поскольку она неразрывно связана со строительством.

    В 2017 году от налогоплательщиков г. Москвы в федеральный бюджет поступило 814,9 млрд рублей НДС. С учетом средней динамики прироста налоговых поступлений за 3 года (2015-2017), в 2018 году платежи налогоплательщиков в г. Москве по данному налогу при сохранении ранее действующих ставок могли бы составить 861,8 млрд рублей, а за 2019 год, при сохранении ранее действующих ставок - 911,3 млрд рублей. При увеличении ставки НДС на 2 процентных пункта платежи за 2019 год могут возрасти до более чем 1,0 трлн рублей, прирост составит – 101,3 млрд рублей[1]. Это максимально возможная сумма прироста, не учитывающая товары, работы, услуги, облагаемые НДС по ставке 10% (большинство продуктов питания, детских и медицинских товаров, - льготная ставка на данные товары сохраняется).

    При этом ННП является значимым источником налоговых доходов города Москвы. За 2017 год данный налог поступил в консолидированный бюджет г. Москвы в сумме 669,7 млрд рублей, его доля в доходах составила 22%, прирост поступлений к предыдущему году составил 16%[2].

    Повышение ставки НДС с 18% до 20% окажет негативное влияние на платежи по налогу на прибыль организаций, однако в настоящее время невозможно точно оценить данное влияние на доходную часть бюджета г. Москвы. Эффект начнет сказываться не раньше 2 квартала 2019 года, с поступлением первых платежей по ННП, рассчитанных по итогам 1 квартала.

    С 15,25% до 16,67% вырастет ставка НДС при продаже предприятия как единого имущественного комплекса, что снизит прибыльность таких сделок, особенно актуальных для г. Москвы в рамках программ редевелопмента промышленных зон.

    Необходимость поиска механизма снижения бюджетных рисков компенсируется влиянием дополнительных новаций, предусмотренных Правительством РФ, одновременно с повышением ставки НДС. К примеру, это отмена налога на движимое имущество, который является полностью региональным, либо введение отдельных льгот для населения.

    [1] Расчеты ГБУ «Мосфинагентство» по данным Отчета по форме №1-НОМ.

    [2] Расчеты ГБУ «Мосфинагентство» по данным Отчета по форме №1-НОМ.

    Читайте также: