Декларация ндс по ткс

Опубликовано: 01.05.2024

В ходе камеральных или встречных проверок налоговая инспекция запрашивает у налогоплательщика некоторый перечень документов. Ранее, получив требование через спецоператора связи или по почте, налогоплательщик направлял документы в виде бумажных копий. На сегодняшний день вот уже более года у каждого бухгалтера есть возможность представить документы в налоговую в электронном виде через интернет.

Все налоговые инспекции уже более года активно принимают и обрабатывают документы в электронной форме. Для налогоплательщика, уже имеющего опыт сдачи электронной отчетности, процесс представления документов по ТКС не покажется сложным. Согласно порядку представления, утвержденному Приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, после получения электронного требования (которое налоговая направляет через систему спецоператора связи налогоплательщика) бухгалтеру надлежит:

По мнению Ларисы Бровиной, главного бухгалтера ЗАО «Юг Руси», электронный документооборот (ЭДО) значительно повышает эффективность работы бухгалтерской службы с МИФНС и позволяет избавиться от затрат на печать и пересылку документов. А бухгалтер по налогам компании METRO Cash&Carry Елена Пацева считает, что представление документов по ТКС очень напоминает представление электронной отчетности и при получении требования в электронном виде гораздо проще отвечать через интернет, так как в компании уже давно сканируют все бумажные документы для упрощения их поиска и обработки.

В пользу электронного представления высказываются и представители налоговых органов, что неудивительно: электронный документооборот автоматизирует процесс представления, ускоряя сроки доставки документов и снижая затраты на их обработку. Так, представленные документы не нужно заносить в базу данных вручную. А для документов в xml-форматах в программных комплексах налоговых органов в будущем предполагается настройка автоматической сверки данных документов с данными деклараций. Заместитель начальника Управления информатизации ФНС России Д.А. Краснов в рамках дискуссионного клуба «Юридически значимый электронный документооборот: год в России» отметил, что Служба тесно сотрудничает с бизнесом и готова рассматривать любые предложения, направленные на упрощение перехода налогоплательщиков на ЭДО. По его мнению, активная позиция всех участников ЭДО позволит быстрее и безболезненнее преодолеть этап внедрения электронных документов в России. Татьяна Василенко, начальник отдела по работе с налогоплательщиками межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам Ростовской области № 6152, полагает, что при электронном взаимодействии с налоговым органом для налогоплательщика снижаются расходы на изготовление копий истребованных или направляемых с декларацией документов. К плюсам для налоговых инспекций она относит снижение затрат на прием, обработку, учёт и хранение получаемых документов. При этом документы, представляемые в электронном виде, более динамичны в части возможности проведения анализа содержащихся в них сведений.

По мнению Ларисы Сиволобовой, заместителя начальника отдела камеральных проверок Инспекции ФНС России №49, при представлении документов на бумажном носителе в большом объеме налогоплательщик несет достаточно ощутимые временные, трудовые и материальные затраты, в то время как при электронном документообороте затраты минимальные и для налогового органа, и для налогоплательщика.

Плюсы электронного представления:

  • ускорение доставки документов;
  • уменьшение расходов на бумагу и печать;
  • ускорение проверки представленных документов на стороне налоговой инспекции за счет полуавтоматической обработки;
  • сокращение времени на поиск при хранении скан-образов бумажных документов в электронных архивах;
  • упрощение подготовки и формирования пакета истребуемых документов при представлении через спецоператора, снятие с налогоплательщика большей части ответственности за соответствие форматам и отсутствие ошибок.

Электронные требования о представлении документов сегодня приходят большинству налогоплательщиков, а практике электронного представления уже более года. Электронное взаимодействие действительно существенно упрощает работу и бизнесу, и налоговикам. Через СКБ Контур, например, представление документов по ТКС активно практикует около 1000 компаний. Это в разы сократило их время на обработку и доставку документов и ускорило выполнение требования.

О том, как правильно представить документы по требованию налогового органа в электронном виде, смотрите здесь.

Некоторые налогоплательщики освобождены от обязанности подавать декларации по НДС. Проанализировав ряд статей Налогового кодекса и сопоставив их с Письмом ФНС, Вероника Позднякова составила список «счастливчиков».

Как мы все помним, начиная с налогового периода за первый квартал 2014 года представлять декларации по НДС необходимо в электронной форме по ТКС. Причем делать это обязаны не только плательщики налога, но и любые компании и ИП в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС. Однако некоторые коммерсанты тем не менее освобождены от обязанности подавать декларацию. Кто же они?

В Письме от 4 апреля 2014 года № ГД-4-3/6132 ФНС напомнила, что организации и ИП, имеющие небольшую численность работников и низкий уровень доходов от операций по реализации товаров, работ или услуг, могут быть освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС. Такое право есть и у компаний и предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы. Согласно пункту 2 статьи 80 НК, не нужно подавать декларации по тем налогам, от которых коммерсанты освобождены. Это правило применяется в части деятельности, осуществление которой влечет применение спецрежимов; либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

В названном выше Письме Служба также разъяснила, что в случае если плательщик не осуществляет операций, в результате которых происходит движение средств на его счетах в банке, а также не имеет объектов обложения НДС, то по истечении отчетного периода он представляет единую (упрощенную) декларацию. На этот документ требования абзаца первого пункта 5 статьи 174 Кодекса (о представлении отчетов по НДС в электронной форме) не распространяются.

Теперь разберемся в конкретных случаях, когда в соответствии с НК компании и предприниматели освобождаются от обязанности по представлению декларации по НДС.

Неплательщик ндс

Согласно пункту 1 статьи 145 НК РФ, компании и ИП имеют право не предоставлять документы в случае, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от деятельности без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. рублей. Исключение составляют ситуации, предусмотренные пунктом 5 статьи 173 Кодекса. Тут речь идет о том, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением НДС лицами:

  • неплательщиками или являющимися таковыми, но освобожденными от исполнения этой повинности, НДС;
  • при осуществлении операций, которые не подлежат налогообложению.

Применение упрощенной системы – еще один вариант не подавать отчетов по НДС, это проистекает из пунктов 2 и 3 статьи 346.11 НК. Исключение из этого правила составляют бизнесмены, занимающиеся ввозом товаров в РФ и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также осуществляющие операции в соответствии с договорами простого, инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением (ст. 174.1 НК РФ).

Не забывайте, если выставлен хотя бы один счет-фактура, то всем вышеперечисленным компаниям или предпринимателям придется подавать декларацию. Даже организациям и ИП на «упрощенке».

Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ, коммерсанты, являющиеся плательщиками единого налога, не платят НДС.

Действует это правило в отношении операций, признаваемых объектами обложения в соответствии с главой 21 Кодекса. Исключение составляют сделки, связанные с ввозом товаров на таможенную территорию России.

Организации и предприниматели, «сидящие» на едином сельскохозяйственном налоге, также не платят НДС. Однако и они в некоторых случаях декларацию подают, тут все тот же повод: если компания занимается ввозом товаров в РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

И еще одна категория коммерсантов, освобожденных от уплаты НДС – это бизнесмены, купившие патенты. Они уплачивают НДС в соответствии с перечнем, утвержденным пунктом 11 статьи 346.43 Кодекса, то есть, при:

  • осуществлении видов деятельности, в отношении которых не применяется патентная система;
  • 2ввозе товаров в Россию и на иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
  • осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Таким образом, фирмы и ИП, в том числе некоммерческие организации, применяющие специальные режимы или воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, имеют право не отправлять декларацию. В Письме от 4 апреля 2014 года № ГД- 4-3/6132 ФНС напомнила, что если указанные выше лица, в случаях, предусмотренных Кодексом, исполняют обязанности налоговых агентов по НДС, то они вправе представлять декларации на бумажных носителях.

Бумажные декларации

Если индивидуальный предприниматель на УСН выставляет счета-фактуры с выделением суммы НДС, то он обязан представить в инспекцию декларацию в электронной форме.

В Письме от 26 февраля 2014 года № ГД-3-3/780 Служба разъяснила, что в том случае, если ИП на «упрощенке» не выставляет покупателям счета-фактуры с НДС, но при этом является налоговым агентом по налогу, то он вправе на основании положений абзаца 2 пункта 5 статьи 174 Кодекса представить ревизорам декларацию по НДС на бумажном носителе.

Таким образом, право печатать декларации на бумаге предоставляется не являющимся плательщиками НДС налоговым агентам. Однако эта категория предпринимателей должна отвечать двум критериям:

  • не относиться к крупнейшим налогоплательщикам;
  • иметь среднесписочную численность сотрудников за предшествующий календарный год (для вновь созданных организаций – численность работников) не больше 100 человек.

В скором времени подавать декларацию в электронной форме указанной категории предпринимателей придется в том случае, если они будут выставлять или получать счета- фактуры в операциях, выполняемых на основе посреднических договоров. Это правило закреплено в абзаце 3 пункта 5 статьи 174 НК РФ: оно вступит в силу 1 января 2015 года.

Остальные коммерсанты отчитываются по НДС только в электронном виде – по ТКС.

Вероника Позднякова, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Как сэкономить на НДС не нарушая налоговый кодекс

В этой электронной книге есть полная информация о том, какие законные способы оптимизации НДС предусмотрены в российском законодательстве. Их достаточно для того, чтобы снижать налоговую нагрузку предприятия и не рисковать >>

Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Пунктом 5.1 ст. 23 НК РФ для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, устанавливается обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.
Следует ли из этого, что организации, находящиеся на любой системе налогообложения, со среднесписочной численностью менее 100 человек по всем налогам кроме НДС не обязаны исполнять обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме направленных им через ТКС документов? То есть, если плательщику НДС через ТКС направлено требование о предоставлении пояснений по другим налогам (не по НДС), такой налогоплательщик не обязан передавать налоговому органу квитанцию о приеме указанного документа? А применяющая УСН организация со среднесписочной численностью менее 100 человек вправе не исполнять требование п. 5.1 ст. 23 НК РФ, т.к. не является плательщиком НДС?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, применяющая любую систему налогообложения, в том числе УСН, со среднесписочной численностью работников за предыдущий год менее 100 человек обязана исполнять требования п. 5.1 ст. 23 НК РФ в отношении любых документов, полученных ею от налогового органа по ТКС, в случаях, если на нее возложена обязанность по предоставлению какого-либо расчета (декларации) в электронной форме. В частности, на организацию, применяющую УСН, такая обязанность возлагается в случаях, если:

  • она выставила покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС;
  • она является налоговым агентом, выставляющим или получающим счета-фактуры в рамках работы по посредническому договору (договору транспортной экспедиции) или при выполнении функций застройщика.

Обоснование позиции:
С 1 января 2015 года ст. 23 НК РФ дополнена п. 5.1 (Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее - Закон № 134-ФЗ)). Данной нормой для лиц, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, устанавливается обязанность обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

За неисполнение данного требования пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ (также внесен в ст. 76 НК РФ Законом № 134-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2015 года) предусмотрена мера налогового контроля в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, а также приостановления переводов его электронных денежных средств. Соответствующее решение сможет принимать руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае, если в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции о приеме документов, налогоплательщиком не будут отправлены квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ)*(1).

Здесь хотим обратить Ваше внимание, что конкретный перечень документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (документов, о которых идет речь в п. 5.1 ст. 23 НК РФ), НК РФ и иными законодательными актами не установлен. На наш взгляд, в качестве таких документов могут выступать любые документы, право на запрашивание которых предоставлено налоговым органам НК РФ.

Таким образом, считаем, что п. 5.1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возлагается обязанность по предоставлению квитанций на любые документы, полученные через ТКС от налогового органа (при условии, что при направлении данных документов налоговый орган не превысил своих полномочий).

Однако, в отличие от п. 5.1 ст. 23 НК РФ, в пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ речь уже идет о конкретных документах:

  • требование о представлении документов (ст. 93 и ст. 93.1 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 25.14, ст. 88 и ст. 105.29 НК РФ);
  • уведомление о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

То есть возможность применения к налогоплательщику меры пресечения в виде приостановления операций по счетам предусмотрена только в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме именно перечисленных документов. При непредставлении в налоговый орган квитанции о приеме каких-либо иных документов, например о приеме требования о предоставлении информации (ст. 93.1 НК РФ), указанная мера пресечения применима быть не может.

Такой вывод прямо следует из пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ и подтверждается разъяснениями уполномоченных органов. Смотрите, например, ответ господина Разгулина, действительного государственного советника РФ 3 класса, на:

  • Вопрос: Вправе ли налоговый орган приостановить операции по счетам налогоплательщика в случае неполучения от налогоплательщика квитанции о приеме направленного в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи требования о представлении информации? ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", № 2, февраль 2015 г.);
  • Вопрос: Мы получили решение о проведении выездной проверки в электронном виде. Квитанцию о приеме этого решения мы в инспекцию не направили. Вправе ли налоговики из-за этого заморозить наши счета в банке? ("Российский налоговый курьер", № 21, ноябрь 2014 г.).

При этом, как прямо следует из рассматриваемой нормы (п. 5.1 ст. 23 НК РФ), такая обязанность поставлена в прямую зависимость от наличия у этого налогоплательщика обязанности представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме.

Круг лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в электронной форме, поименован в п. 3 ст. 80 НК РФ, к ним относятся:

1. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

2. Вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;

3. Иные налогоплательщики, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу, а именно:

а) налогоплательщики НДС (абз. 5 п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ), в том числе:

  • налогоплательщики НДС, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС (ст. 145 НК РФ), выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • налогоплательщики НДС при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению), выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);

б) лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, выставившие покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ);

в) налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС (или освобожденные от обязанностей налогоплательщика), выставившие или получившие счет-фактуру при осуществлении ими предпринимательской деятельности в отношении другого лица на основе посреднического договора, договоров транспортной экспедиции*(2), а также при выполнении функций застройщика (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Указанные в пункте 3 лица обязаны представлять в электронной форме только декларацию по НДС, остальную отчетность они могут сдавать на бумажном носителе.

Таким образом, мы видим, что обязанность по исполнению требований п. 5.1 ст. 23 НК РФ возложена не только на плательщиков НДС, но и на лиц, таковыми не являющихся. Например, у организации, применяющей УСН, такая обязанность может возникнуть в том случае, если она выставит своему контрагенту счет-фактуру с НДС.

Отметим, что подобным образом трактуют рассматриваемую норму и представители ФНС. Так, например, Управлением ФНС по Пензенской области в Информационном сообщении от 25.12.2014 дословно указано: "По новым правилам налогоплательщики обязаны передавать налоговым органам квитанцию о приеме этих документов. Квитанция передается в электронной форме по установленному формату по ТКС через оператора ЭДО.

Данная норма распространяется на следующих налогоплательщиков:

  • налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий год превышает 100 человек;
  • на вновь созданные организации, численность работников которых превышает 100 человек;
  • на налогоплательщиков НДС.

Таким образом, электронное взаимодействие с налоговым органом должны обеспечить все налогоплательщики, применяющие общий режим налогообложения".

Подтверждает эту мысль и господин Разгулин, на мнение которого мы уже ссылались выше, в своем интервью "Даем пояснения при камеральной проверке декларации по НДС" он сообщает ". с 2015 года лица, обязанные представлять декларации в электронной форме, в том числе все плательщики НДС, помимо прочего, должны обеспечить получение документов от налогового органа в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота".

В марте 2015 года в г. Майкопе состоялась интернет-конференция представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея на тему: "Изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу в 2015 году" (смотрите Стенограмму данной интернет-конференции), в ходе которой представители ФНС также указали, что "все налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения, то есть являющиеся плательщиками НДС, вне зависимости от среднесписочной численности работников обязаны обеспечить с 2015 года получение в электронной форме от налоговых органов документов, формируемых в ходе налогового администрирования".

Все вышесказанное справедливо и для налогоплательщиков, применяющих УСН, в том числе со среднесписочной численностью работников за предыдущий год менее 100 человек. Такие лица обязаны исполнять требования п. 5.1 ст. 23 НК РФ в отношении любых документов, полученных ею от налогового органа по ТКС, в случаях, если:

  • они выставили покупателю счет-фактуру с выделением в ней суммы НДС;
  • они являются налоговыми агентами, выставляющими или получающими счета-фактуры в рамках работы по посредническому договору (договору транспортной экспедиции) или при выполнении функций застройщика.

Этот вывод подтверждается официальным разъяснением Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока Приморского края (письмо от 04.12.2014 № 09-13/21056): "Действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. будет распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками (налоговыми агентами) (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС".

Рекомендуем ознакомиться с материалом:

  • Энциклопедия решений. Приостановление налоговым органом операций по счетам в банке в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по передаче квитанции о приеме документов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) На основании п. 3.1 ст. 76 НК РФ указанные решения отменяются решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи в порядке, предусмотренном п. 5.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган.

Смотрите также письма ФНС от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071, от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553, от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24519, от 21.10.2014 № СА-16-7/279@, Управления ФНС по Новгородской области от 02.03.2015 № 8-13-01604.

*(2) Если при определении налоговой базы в порядке, установленном гл. 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции.

В течение 2021 года сдать декларацию по НДС нужно четыре раза. Первым станет отчет за 4 квартал 2020 года — его надо сдать до 25 января. Все остальные отчеты идут за 2021 год, в том числе за первый квартал — до 26 апреля, за второй квартал — не позднее 26 июля, а за третий квартал — до 25 октября. Декларацию за 4 квартал подавайте уже в 2022 году — до 25 января. Декларация изменилась в сентябре 2020 — новая форма будет действовать с отчета за 4 квартал 2020 года. Расскажем, кто, когда и куда должен сдавать декларацию, чем грозит несдача документа, и дадим пример заполнения.

Кто и как сдает декларацию по НДС

Сдавайте декларацию по НДС с помощью веб-сервиса Контур.Бухгалтерия. Система сама сформирует декларацию на основе первичных документов и проверит ее перед отправкой.

Все плательщики налога на добавленную стоимость сдают эту декларацию. Также ее сдают импортеры, неплательщики НДС, которые в прошедшем квартале выставили счет-фактуру с НДС, и налоговые агенты, которые получили или выставили счета-фактуры как посредники, даже если они работают на спецрежимах.

Все эти категории сдают декларацию в электронном виде. Если сдать документ на бумаге, налоговая посчитает это равносильным несдаче декларации. На бумаге документ можно сдать только некоторым налоговым агентам (п. п. 3, 12 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ) .

Если в отчетном периоде вы не вели деятельность или у вас не возникало объектов налогообложения, декларацию все равно придется сдать, но уже в нулевой форме. Иногда вместо декларации по НДС можно сдать единую налоговую декларацию. Это возможно, если вы не вели деятельность в течение квартала, а на ваших счетах и в кассе не было движения денежных средств.

Куда и в какие сроки сдаем декларацию

Декларацию в общем случае сдают в течение 25 дней после завершения квартала. В 2021 году сроки сдачи таковы:

  • за 4 квартал 2020 — до 25 января 2021;
  • за 1 квартал 2021 — до 26 апреля;
  • за 2 квартал 2021 — до 26 июля;
  • за 3 квартал 2021 — до 25 октября.

Смещение дат связано с тем, что 25 число приходится на выходные дни. Например, отчет за 1 квартал 2021 надо сдать до 25 апреля включительно, но это воскресенье. Поэтому последним днем для сдачи становится понедельник.

Декларации направляют в налоговый орган по месту учета. Если у вас есть обособленные подразделения, декларацию вы должны представлять централизованно в ИФНС, в которой головная организация состоит на учете. Крупнейшие налогоплательщики подают декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Ответственность за несдачу декларации

Сдавайте декларацию по НДС с помощью веб-сервиса Контур.Бухгалтерия. Система сама сформирует декларацию на основе первичных документов и проверит ее перед отправкой.

За опоздание со сдачей декларации налоговая может привлечь компанию или предпринимателя к ответственности. Прежде всего это штраф: его размер составит 5% от налога к уплате. Штраф назначается за каждый полный или неполный месяц, начиная с последнего срока сдачи декларации. Штраф не превысит 30% от суммы налога, но и не опустится ниже 1000 рублей.

То есть, за опоздание с декларацией вы заплатите 1000 рублей или больше. Скорее всего, штраф назначат даже при несвоевременной отправке нулевой декларациеи. Единого мнения по этому вопросу нет, но на практике налоговая штрафует за просрочку с “нулевкой”, а суды поддерживают ее. Хотя есть и противоположные решения судов, когда опоздавшие с «нулевкой» компании освобождаются от штрафов, — но их меньше.

Также ФНС может блокировать расчетный счет за несдачу декларации спустя 10 рабочих дней после завершения сроков предоставления документа.

Вычеты в декларации

Сдавайте декларацию по НДС с помощью веб-сервиса Контур.Бухгалтерия. Система сама сформирует декларацию на основе первичных документов и проверит ее перед отправкой.

Вычеты помогают уменьшить сумму налога. Есть несколько видов вычетов по НДС, они перечислены в ст. 171 НК РФ. Суммы НДС к вычету отражаются в строках 120-190 раздела 3 декларации по НДС. В строках 120-185 вычет распределяется по видам, а в строке 190 — подсчитывается общий вычет за квартал. Всего в декларации выделяется 9 видов вычетов. Их итоговую сумму вычитают из общей суммы исчисленного налога и таким образом определяют НДС к уплате или возмещению.

Безопасная доля вычетов НДС для отчетности за третий квартал изменилась. Если доля вычетов больше средней, есть риск попасть под наблюдение. Средняя доля вычетов по стране в 2020 году — 89 %. На практике многие налоговики ориентируются не на общероссийские, а на региональные показатели. Уточняйте их на сайте ФНС. Ничто не запрещает вам делать вычет большего размера, если для этого есть основания. Но если вычет у компании не соответствует средним вычетам по региону, инспекторы могут вызвать «на ковер» и назначать проверки — даже выездные.

Подробнее о расчете безопасной доли вычетов мы рассказывали в статье «Безопасная доля вычетов по НДС».

Что нового в 2021 году

ФНС внесла изменения в декларацию по НДС приказом от 19.08.2020 № ЕД-7-3/591@ . Для большинства налогоплательщиков ничего важного в форме не поменялось, но использовать новый бланк должны все.

Во всех разделах декларации поменяли штрих-коды, с титульного листа удалили ОКВЭД, а в раздел 1 добавили строки 085, 090 и 095, предназначенные для налогоплательщиков, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).

Также внесли изменения в коды операций, они даны в приложении 3 к приказу ФНС от 19.08.2020 № ЕД-7-3/591. Некоторые операции привели в соответствие с НК РФ, а другие, рекомендованные ранее в письмах ФНС, окончательно утвердили.

Из каких разделов состоит декларация


Декларация включает титульный лист и 12 разделов. Разберитесь, какие разделы нужно заполнить вам. Если заполнение декларации вызывает много вопросов и сложностей, обратитесь за помощью к опытному бухгалтеру или ведите учет в удобном бухгалтерском сервисе, который сформирует все отчеты и проверит их перед отправкой в налоговую и фонды. Это актуально для большинства плательщиков НДС и посредников, которые отправляют документ в налоговую только в электронном виде.

  • титульный лист и 1 раздел заполняют все плательщики НДС;
  • 2 раздел заполняют налоговые агенты отдельно на каждую компанию, по которой есть обязанности налогового агента;
  • 3 раздел — для расчета налоговой базы и налога к уплате по ненулевым ставкам;
  • 4, 5 и 6 разделы заполняют экспортеры;
  • 7 раздел — для компаний, которые осуществляли необлагаемые НДС операции в предыдущем квартале;
  • 8 раздел — это данные книги покупок, то есть данные о полученных счетах-фактурах;
  • 9 раздел — данные книги продаж, то есть данные о выставленных счетах-фактурах ;
  • 10 раздел для посредников — нужно указать сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур;
  • 11 раздел для посредников — сведения из журнала учета полученных счетов-фактур;
  • 12 раздел заполняют те, кто освобожден от НДС или совершает необлагаемые операции, например, упрощенцы и плательщики ЕНВД, которые выставляют счета-фактуры с НДС.

В общем случае в декларации заполняют титульный лист и разделы 1, 3, 8 и 9.

Инструкция по заполнению

Приведем образец заполнения декларации для ООО «Ромашка» — это микропредприятие с двумя сотрудниками на ОСНО, основная деятельность — оптовая торговля. Организация заполняет лишь часть разделов декларации:

  • «Ромашка» не является налоговым агентом, поэтому не заполняет раздел 2;
  • не применяет налоговую ставку 0%, поэтому не заполняет разделы 4, 5 и 6;
  • не имеет дела с операциями, которые не подлежат налогообложению или проводятся вне территории России, также не вносит предоплату за поставку товаров с циклом изготовления больше полугода, поэтому не заполняет раздел 7;
  • не является посредником и не получает освобождение от НДС.

Титульный лист

На титульном листе указываем ИНН и КПП, код налогового органа, отчетный год 2020 (2021) и отчетный период — «21» для 1 квартала, «22» для 2 квартала, «23» — для 3 квартала и «24» — для 4-го квартала. Название организации пишем полностью, указываем телефон, число листов в декларации и данные директора или предпринимателя.

С отчета за 4 квартал 2020 года с титульного листа удалили строку «Код вида экономической деятельности по классификатору ОКВЭД». Ничего особенного в этом нет, просто убрали дублирование данных. Налоговой и так знает виды деятельности компаний, ведь при регистрации их указывают в документах и их заносят в ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Указывать ОКВЭД больше не нужно.


В разделе 1 указываем код ОКТМО и код бюджетной классификации. КБК зависит от вида операции, по которой уплачивается налог. Налог с реализации в России (в том числе для налоговых агентов) платят по КБК — 182 1 03 01000 01 1000 110.

В строке 030 указывают сумму налога поставщики на спецрежимах или освобожденные от НДС по ст. 145 НК РФ, если выставляют счета-фактуры с НДС. Эта сумма не включается в строки 040 и 050.

«Ромашка» указывает в строке 040 сумму налога к уплате, рассчитанную после сложения данных из раздела 3. Если бы вычет оказался больше начисленного налога, можно было бы заявить НДС к возмещению и отразить в строке 050.

Все остальные строка «Ромашка», как и многие другие плательщики НДС, не заполняет.


Раздел 3

В разделе 3 делаем расчет суммы налога к уплате: вносим облагаемые по обычным и расчетным ставкам операции, а также указываем налоговые вычеты.

В строках 010-118 «Ромашка» указала начисленный НДС и налог к восстановлению. Налог уплачивается только по ставке 20 %. В расчет попала оплата за поставку 25 000 рублей и предоплата на сумму 29 500 рублей. Затем в строках 120-190 отражаются вычеты по налогу и в строках 200 или 210 указывается итоговый налог к уплате или возмещению (стр. 118 — стр. 190).



Разделы 8 и 9

Разделы 8 и 9 — это сведения из Книг покупок и продаж об операциях за квартал. Для формирования этих разделов Декларации компании придется установить бухгалтерскую программу или зарегистрироваться в веб-сервисе, потому что налогоплательщики, которые заполняют и сдают эти разделы в составе декларации, имеют право сдавать ее только в электронном виде.

Разделы 8 и 9 можно не включать в состав декларации, если в течение отчетного квартала вы не регистрировали в книге покупок или в книге продаж ни одного счета-фактуры.


Легко подготовьте и сдайте через интернет декларацию по НДС с помощью онлайн-сервиса Контур.Бухгалтерия. Декларация формируется автоматически на основе бухучета и проходит проверку перед отправкой. Избавьтесь от рутины, сдавайте отчеты и пользуйтесь поддержкой экспертов нашего сервиса. Первые 14 дней новые пользователи работают в сервисе бесплатно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Декларация по НДС

В этой статье мы постараемся прояснить ситуацию, как отразится перевод сдачи налоговых деклараций по НДС на цифровую основу на отношениях налогоплательщиков с налоговыми органами при проведении последними контрольной деятельности. Также рассмотрим возможные технические проблемы налоговых органов при внедрении электронной декларации по НДС с полными данными книг покупок и продаж, запланированное на 2015г. (насколько планы налоговых органов по такому внедрению соотносятся с их реальными техническими возможностями?).

Начнем со дня сегодняшнего, 2014 год. Декларации по НДС, начиная с отчета за 1 квартал 2014 г. должны сдаваться исключительно электронным способом по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) (п. 5 ст. 174 НК РФ) через спецоператора или напрямую через сайт налоговой службы.

Возможность сдать декларацию по НДС старым неинновационным способом останется у налоговых агентов, но только у тех, которые по своей деятельности освобождены от уплаты НДС или вообще не являются налогоплательщиками (1).

(1) Письмо ФНС от 26.02.2014 № ГД-3-3/780@ «О представлении налоговых деклараций по НДС»

При этом нужно иметь ввиду, что с 2014 года посредники, которые сами не являются плательщиками НДС, но выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора, обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). С 2015 года эти журналы необходимо будет предоставлять в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по установленному формату и посредством ТКС, что в перспективе полностью снимет проблему раскрытия принципала для налоговых органов при проведении контрольных мероприятий.

Что будет, если декларация сдана не по ТКС?

Попробовать сдать декларацию лично (или через представителя) можно разве что, если вместе с декларацией сразу принести квитанцию об оплате штрафа за нарушение способа предоставления декларации.

Все эти проблемы в первую очередь коснутся организаций, которые практикуют сдачу «нулевых» деклараций и налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС. Остальным уже давно пора свыкнуться с необходимостью и организовать электронную отчетность. Это не так сложно сделать, и, по большому счету, предполагает определенные удобства, в том числе сокращение непосредственных контактов с налоговым органом (жирный плюс).

Но дальше больше, 2015 год.

Коварный замысел ФНС таков, что данные из этих книг в автономном режиме будут сверяться с аналогичными данными, поступившими с отчетами по НДС от всех его поставщиков и покупателей, выявляя расхождения (своеобразные встречные проверки в режиме Онлайн).

Это нововведение предполагает, в первую очередь, повышение качества и оперативности проводимого инспекциями предпроверочного анализа и самих выездных проверок. Планирование выездных налоговых проверок в основном сконцентрировано на выявлении «проблемных» контрагентов у налогоплательщиков, и если даже в настоящий момент у налоговых органов это не вызывает особых трудностей, то получив в свое распоряжение данные книг покупок и продаж уже на стадии поступления декларации, они смогут тотально увеличить охват своего анализа.

Например, сейчас проверка налогоплательщика с целью выявления его «проблемных» контрагентов, начинается с запроса выписок по расчетным счетам проверяемого, затем по контрагентам, через которых проходят значительные суммы и которые обладают признаками проблемности, так же запрашиваются выписки, направляются требования о предоставлении документов, в т.ч. тех же книг покупок и продаж. С 2015 года эти затратные по времени процедуры налоговые органы смогут просто опустить при осуществлении предпроверочного анализа. Информации, уже имеющейся в декларациях по НДС, им будет вполне достаточно, чтобы сделать вывод о целесообразности проведения проверки, тем более что обработка данных, как предполагается, будет проводится в автономном режиме. Кроме того, налоговые смогут более точно определять предполагаемые суммы к доначислению. В общем, налогоплательщику уже не придется рассчитывать на то, что налоговая выявит не всех его «проблемных» контрагентов в ходе проверки, выявит всех, кто является плательщиком НДС, причем независимо от сумм, которые через них проходили. Конечно, за налоговыми инспекторами все же остается немалая работа по дальнейшему распутыванию незаконных налоговых схем, сбору, обработке и оформлению доказательств получения необоснованной налоговый выгоды конкретными налогоплательщиками (в этом машина человеческий мозг никак не заменит, во всяком случае, пока).

Еще один неприятный момент: сейчас, когда Инспекция начинает рассылать требования контрагентам налогоплательщика, это служит сигналом, что в отношении него рассматривается возможность проведения выездной проверки. Если же отпадет, как мы уже отмечали, необходимость в ходе предпроверочного анализа проводить встречные проверки, выездная проверка может стать полной неожиданностью.

Так же, очевидно, усилится контроль полноты декларирования налогоплательщиками доходов. Сейчас этому направлению налоговые органы уделяют значительно меньше внимания по сравнению с их деятельностью по выявлению «проблемных» контрагентов, в виду определенной трудоемкости обнаружения соответствующих нарушений. Но, получив возможность оперативно сводить данные о реализованных налогоплательщиком товарах (работах, услугах) по его книге продаж с данными книги покупок его клиента, интерес налоговиков в этой сфере возрастет.

Общее качество камеральных проверок тоже повысится по тем же причинам, что, теоретически (о практике поговорим чуть позже), позволит выявлять нарушения по мере их возникновения, не запуская «ликвидации» налогоплательщиков посредством выездных налоговых проверок каждые 2-3 года, когда нарушения накопятся.

Автоматическая сверка книг покупок и продаж так же предполагает ряд проблем и в случаях, когда налоговая машина будет вычислять разовые и незначительные для проведения полноценных проверок расхождения по книгам налогоплательщиков, например: если кто-либо из поставщиков налогоплательщика не отчитается за квартал, прекратив свое существование, другой случайно (и такое бывает) не проведет счет-фактуру, некоторые, не справившись с документооборотом, представят «приблизительный» расчет, во избежание штрафных санкций и в надежде все собрать и рассчитать в корректирующей декларации.

Налоговые органы должны будут как-то реагировать в этой ситуации и организовать рассылку налогоплательщикам писем с требованием дать разъяснения по факту выявленных расхождений. Очевидно, что такие «письма счастья» начнут получать не только виновники, допустившие неправильное заполнение своей декларации, но и добропорядочные налогоплательщики.

Охватить всех налогоплательщиков налоговые органы смогут только, если внедрят автоматическую рассылку писем, что скорее всего они и сделают (попытаются сделать).

В пользу автоматической рассылки так же говорят и другие положения, вводимые в налоговый кодекс с 2015. Например, налогоплательщики, на которых возложена обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, т.е. все плательщики и агенты по НДС, должны будут получать корреспонденцию от налоговых органов через ТКС и подтверждать ее получение соответствующими квитанциями в течение 6 дней со дня отправки корреспонденции. В случае ненаправления налогоплательщиком электронной квитанции по истечении 10 дней после установленного срока, счета налогоплательщика будут заблокированы.

В общем, налоговые органы забот налогоплательщику обещают значительно прибавить.

Но от забот налогоплательщиков перейдем к заботам налоговиков, поскольку проблемы из-за нововведений возникнут и у самих налоговых органов.

Во-первых, отсталое оборудование и программное обеспечение районных инспекций (а глядя на сегодняшний день, значительных подвижек в сторону его обновления не прослеживается) часто дает сбои, а учитывая, что объем обрабатываемой информации за счет данных по книгам продаж и покупок значительно увеличится, то, вероятно, уже при сдаче отчетности по НДС за 1 квартал 2015г. в новом формате сервера инспекций начнут вставать «на коленки».

По состоянию на текущей момент крупные городские инспекции с трудом обрабатывают поступающую к ним информацию. Например, чтобы провести перерасчет данных и обновить базы инспекциям приходится выделять специальные опердни (ночей им не хватает), которые фактически парализуют на это время текущую работу инспекторов в системе электронной обработки данных АИС «Налог». Что бы представить масштаб информационной загрузки Инспекций с 2015 года приведем небольшую аналитику.

Если только в Свердловской области в год сдается порядка 1,5 млн. деклараций по НДС, то учитывая, что в декларации с 2015г. появится раздел с данными книг продаж и покупок, каждая из которых в среднем достигает 100 листов, к общему объему обрабатываемой информации можно смело прибить два нуля. А если представить, что машина будет проводить контроль строк не только внутри каждой декларации, но и сличать их с данными других деклараций, в том числе сданных налогоплательщиками, состоящих на учете в разных инспекциях, то возведем все это в N-ную степень.

Так что все предпосылки для информационного коллапса в Инспекциях есть, потому имеются большие сомнения в том, что новая система заработает сразу с 2015г. Распространена информация, что новая форма декларации будет разработана только к середине этого года, успеют ли они за оставшиеся 6 месяцев ее подключить к своей системе обработки данных - большой вопрос.

Приведем исторический пример, как оно обычно бывает: о внедрении обновленной автоматизированной системы «Налог» третьего поколения начали активно говорить аж с 2011г., официально инспекции перешли на нее только в 2014г. По факту сейчас многие инспекции до сих пор работают на старой системе, поскольку не смогли выгрузить все базы на общий федеральный сервер.

Вторая проблема связана с человеческим фактором. Даже если первично все данные по книгам продаж будет обрабатываться автоматически, то все равно необходимо проведение инспекторами контрольных мероприятий, направленных на фиксацию налоговых правонарушений и доначисления конкретных сумм налогов. В настоящий момент в Инспекциях сохраняется тенденция на сокращение кадров, поэтому информация по расхождениям книг покупок и продаж, объяснения налогоплательщиков по этому поводу так или иначе будут скапливаться у налоговых органов до востребования. Когда по конкретному налогоплательщику количество расхождений превысит критическую отметку, или просто так сложатся звезды, ему все это припомнят при проведении той же выездной проверки.

Все эти нововведения хорошо приживутся в Инспекциях, занимающихся администрированием исключительно крупнейших налогоплательщиков. Скорее всего в 2015г. с них внедрение и начнется.

Начинать с небольших Инспекций, в глубинках, где тоже зарегистрировано незначительное количество «абонентов» теоретически возможно, но есть большие сомнения относительно того, что Инспектора, работающие в них, из-за недостаточной квалификации освоят техническую новинку. Плюс, в таких инспекциях, как правило, проблемы с оснащением.

А вот крупные городские инспекции безусловно столкнутся с серьезными проблемами технического характера, вызванные громадным потоком информации, поступающим от налогоплательщиков.

Так что мы бы приплюсовали к 2015 году еще минимум года два для полного внедрения «цифровой» налоговой декларации по НДС.

Но задуматься о корректировке своей деятельности сообразно все более расширяющейся сфере налогового контроля, и даже делать в этом направлении какие-то телодвижения необходимо уже сейчас. Время летит быстро.

Читайте также: