Что нового внес налоговый кодекс рф в обложение ндс субъектов малого предпринимательства

Опубликовано: 06.05.2024

Налоговое законодательство в РФ достаточно противоречиво и изменчиво. Каждый год изменения касаются и предпринимателей, и компаний, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Для бизнеса всегда остается актуальным вопрос изменений в законодательстве. Рассмотрим основные из них.

В 2018 году наконец-то заработал сервис, позволяющий проверить компании. В рамках сервиса «прозрачный бизнес» возможно получить следующую информацию о них:

  • задолженностях и штрафах;
  • налоговых правонарушениях;
  • спецрежимах;
  • среднесписочной численности работников;
  • участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • уплаченных налогах и сборах;
  • доходах и расходах.

Положительным аспектом изменений является возможность снизить риски в части проверки контрагентов, а также привлечь к ответственности в связи с получением необоснованной налоговой выгоды.

Однако некоторые субъекты малого предпринимательства считают, что, поскольку такой сервис требует дополнительной регистрации, он одновременно будет являться механизмом дополнительного контроля за налогоплательщиками, ведь налоговый орган в режиме онлайн видит, кого конкретно проверяет налогоплательщик, какие у него запросы.

Так, в настоящее время бизнес проверяется с помощью системы АСК, которая отслеживает прежде всего уплату НДС. Теперь налоговый орган будет контролировать запросы по проверке контрагентов.

В целом, сервис проверки контрагентов давно требовал доработки, поскольку проверка сведений из ЕГРЮЛ не гарантирует отсутствие претензий в получении необоснованной налоговой выгоды согласно статье 54.1 НК РФ.

Второе важное изменение для субъектов малого предпринимательства связано с повышением уплаты страховых взносов. Такое повышение происходит ежегодно, но не за счет увеличения процентных ставок налога, а за счет повышения лимитов доходов для начисления страховых взносов. Так, в 2019 году база для начисления страховых взносов в ФСС составит 815 000 руб., а база для начисления взносов в ПФР по «обычному» тарифу – 1 021 000 руб.

В целом данное изменение для субъектов малого предпринимательства можно характеризовать как негативное, поскольку для бизнеса существующие взносы являются значительными.

Третье изменение касается увеличения НДС. Увеличение НДС важно как для тех субъектов малого предпринимательства, которые применяют общую систему налогообложения, так и для тех, кто использует упрощенную систему налогообложения. Если те, кто применяет общую систему налогообложения, должны пересмотреть договоры и могут принять НДС к вычету, то те, кто применяют УСН, должны при планировании договорной работы учесть, что затраты увеличатся фактически на 2% за счет увеличения налога.

Но существует и ряд других поправок, которые касаются именно этого налога. Так возможно применять ставку 0% при реэкспорте товаров, а также при предоставлении контейнеров. Кроме того, с 2018 года уточнен порядок раздельного учета, который распространяется, например, на те компании, которые осуществляют, например, экспортно-импортные операции и ведут реализацию продукции в Российской Федерации. Раздельный учет будут вести все налогоплательщики, которые осуществляют как облагаемые, так и необлагаемые операции. Исключений для тех, кто соблюдает правило «5 процентов», нет.

В случае получения субъектом малого предпринимательства субсидий по таким субсидиям нельзя будет воспользоваться вычетом по НДС.

В целом поправки, связанные с изменениями НДС, носят негативный характер для бизнеса, поскольку затраты малого бизнеса, который использует упрощенную систему налогообложения, возрастут. Но и те, кто применяют общую систему налогообложения, не очень довольны, поскольку увеличение стоимости товара может негативно сказаться на спросе, вызвать очередной виток кризиса в малом бизнеса.

Четвертая поправка связана со снижением сроков налоговой проверки по НДС благодаря автоматизации процесса проверки. Так, срок проверки снижен с 3 до 2 месяцев соответственно. Подобная поправка является положительной, поскольку позволяет быстрее получать возмещение по НДС. Но стоит при этом помнить, что налоговый орган продолжает относить большинство компаний и индивидуальных предпринимателей к категориям налогового риска. Это можно увидеть из диаграммы, размещенной на сайте налогового ведомства.

Планируемые поправки для субъектов малого предпринимательства

В настоящее время обсуждается поправка, которая связана с отменой транспортного налога. Об этой поправке достаточно долго говорили в свете введения платежей Платон.

До 2018 года были списаны долги по транспортному налогу, а с 2019 года фактически этот налог перестанет существовать. Однако не стоит думать, что налог пропадет совсем. Дело в том, что этот налог перейдет в стоимость бензина и фактически отразится на его стоимости. Это может привести к повышению цен на все товары, в стоимость которых входит доставка, сбор урожая и другие затраты, связанные с горюче-смазочными материалами.

Еще одним планируемым изменением для малого бизнеса является отмена бухгалтерской отчетности для компаний, которые используют контрольно-кассовую технику. Отмену налога планируется произвести для представителей розничной торговли, использующих новую контрольно-кассовую технику (ККТ). В целом данная мера носит положительный характер и является достаточно ожидаемой, поскольку, естественно, компании заинтересованы в том, чтобы вести минимум документов и сдавать меньший объем отчетности. Но подобная поправка фактически ущемляет те компании, которые работают только с использованием расчетного счета.

Планирование налогообложения МСП

Планирование налогообложения МСП связано с использованием ряда методов в налоговом планировании. Понятно, что малые предприятия не используют оффшоры и иные дорогостоящие и рискованные инструменты, но при этом снизить налоговое бремя все же возможно.

К законным методам налогового планирования относятся:

1. Использование специальных налоговых режимов

2. Исключение расходов, которые возможны за счет чистой прибыли

3. Освобождение от налогообложения

4. Перенос убытков на будущее

5. Использование льготных тарифов

6. Использование необлагаемых НДФЛ и страховыми взносами операций

Основной вариант налоговой оптимизации состоит в применении УСН.

Упрощенная система налогообложения имеет два объекта налогообложения:

  • 6% с доходов;
  • 15% с доходов за минусом расходов, но не менее 1% с доходов.

При этом оптимизация возможна и путем использования единого налога на вмененный доход. Экономия позволяет уплачивать налог в размере фиксированных платежей. Условия применения ЕНВД устанавливаются муниципальными властями, поэтому в разных местностях они могут существенно отличаться. Если у компании есть возможность выбирать, где именно вести деятельность, переведенную на «вмененку», то можно попробовать выбрать наиболее выгодные для себя условия. В частности, фактор налога можно учесть, когда только планируется развитие торговой сети и еще не определены места развития магазинов. Поскольку размер ЕНВД связан с численностью штата работников, возможно его уменьшение за счет сокращения персонала. При этом следует иметь в виду, что данное организационное мероприятие должно осуществляться с соблюдением всех требований трудового законодательства.

Оптимизировать также можно НДС при реализации отдельной продукции:

  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;
  • услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения;
  • услуг по содержанию детей в образовательных организациях;
  • продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания;
  • услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;
  • услуг по перевозке пассажиров.

Еще одним вариантом налоговой оптимизации является грамотная учетная политика и правильно составленные договоры. Методы распределения доходов между периодами следующие. Если доходы связаны с работами или услугами, которые осуществляются более одного налогового периода или имеют место сразу в двух налоговых периодах (например, начаты в сентябре 2016 года, а закончены в феврале 2017-го), то их нужно распределять между периодами, но только в том случае, если в договоре с заказчиком не предусмотрена поэтапная сдача работ.

Какой порядок распределения выбрать? Чаще всего организации распределяют доходы:

  • равномерно путем деления на количество отчетных периодов, в котором действует договор;
  • пропорционально произведенным затратам – в этом случае нужно составить смету расходов на выполнение данного договора.
  • Если долговременные доходы распределять пропорционально произведенным затратам, то, если в каком-либо периоде не было расходов, то и налогооблагаемой прибыли у организации не возникнет.
  • Прямые и косвенные расходы
  • Расходы на производство и реализацию распределяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты:
  • 1на приобретение сырья и материалов;
  • 2на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов;
  • 3на оплату труда производственного персонала, а также начисленные на них суммы взносов;
  • 4на амортизацию по основным средствам, используемым при производствец товаров, работ, услуг.

Организация может самостоятельно устанавливать перечень прямых расходов, отличный от того, который предусмотрен НК РФ. Этот перечень фирма должна закрепить в учетной политике, но, безусловно, любой предмет налоговой оптимизации при этом должен быть подвергнут сомнению и проверен.

Снижение рисков МП при налоговых проверках

Прежде всего необходимо понять, как налоговый орган приходит к выводам о неуплате налогов или неполной уплате. В процессе проверки налоговый орган, как правило:

  • опрашивает руководителей, лиц, ответственных за исполнение и принимающих товары, а также бухгалтеров организации-налогоплательщика и его контрагентов об обстоятельствах заключения и исполнения сомнительного договора;
  • истребует предоставление первичных документов, подтверждающих сомнительные финансово-хозяйственные операции, в том числе и необязательные – переписку, заявки, протоколы совещаний, складские книги, журналы въезда/выезда и выдачи пропусков, другой документации;
  • анализирует документы и сопоставляет данные с целью поиска несоответствий. Например, в договоре количество товара может быть указано в штуках, тогда как в счетах-фактурах и товарных накладных – в тоннах.
  • сверяет идентичность первичных бухгалтерских документов, при необходимости назначает проведение почерковедческой экспертизы;
  • в случае установления в числе контрагентов налогоплательщика организаций, относящихся к группе риска (фирмы-однодневки, аффилированные организации), проводит комплекс мероприятий, направленных на связь указанных организаций лиц с должностными лицами организации-налогоплательщика;
  • с наличием доказательств аффилированности иностранных партнеров проверяет сведения о физических лицах, представляющих интересы иностранных компаний на территории России. Зачастую это номинальные директора, которые даже не пересекали границу РФ. Налоговики запрашивают сведения об операциях иностранных партнеров в Центробанке РФ и Росфинмониторинге. Вся эта схема направлена на выявление конечного бенефициара и реальной цели сделок;
  • проводит обыски помещений с целью поиска печатей фирмы-однодневки, бланков аффилированных организаций, флешнакопителей, серверов, токенов, рутокенов и т.д.
  • Еще одной проблемой является проблема дробления бизнеса. Чтобы снизить этот риск, нужно выделить риск среди прошлых налоговых периодов и наметить план по исключению признаков дробления:
  • выполнение сотрудниками организаций одной и той же работы в соответствии с должностными обязанностями;
  • совместное хранение организациями бухгалтерских документов и документов по ведению финансово-хозяйственной деятельности, использование единого IP-адреса;
  • открытые расчетные счета компаний одними и теми же лицами в одних и тех же банках;
  • товарно-материальное обеспечение, которым занимается один менеджер по снабжению;
  • расторжение договоров с заказчиками либо заключение дополнительных договоров с другой взаимозависимой организацией на тех же условиях в случае приближения получаемых доходов в одной из организаций группы взаимозависимых лиц к лимиту по «упрощенке».

Использование тех же методов позволяет снизить риск как выездной налоговой проверки, так и доначисления налогов. К признакам рисков относятся:

  • назначение налоговой проверки;
  • различные доначисления, произведенные налоговой службой на основе проверки;
  • приостановление операций по банковскому счету.
  • Основные виды рисков, на которые нужно обратить внимание:
  • отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов;
  • оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними;
  • использование офшорных компаний и офшорных схем;
  • применение схем «дробления» бизнеса;
  • «аренда» персонала;
  • трансфертное ценообразование (ТЦО).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 01.04.2020 вступили в силу изменения в НК РФ в связи с пандемией коронавируса, дающие преференции организациям малого и среднего бизнеса в части страховых сборов (понижение ставки), отсрочек по уплате налогов и так далее. Предприятие впервые по итогам 2019 года по всем показателям отвечает условиям отнесения к субъектам среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", но в список на настоящий момент не входит (по показателям предыдущих лет организация не отвечала критериям отнесения к среднему бизнесу). Включение организации в перечень субъектов малого и среднего бизнеса возможно только при составлении перечней по итогам 2019 года уполномоченными органами, а именно с 10.08.2020.
Имеет ли право организация на основании того, что она отвечает критериям отнесения к среднему бизнесу, на применение преференций по страховым взносам, налогам и т.д. до момента включения официально в перечень субъектов малого и среднего бизнеса? Если организация будет включена в список с 10.08.2020, то имеет ли она право на уточнение страховых взносов в сторону уменьшения (пересчет по пониженным ставкам для среднего бизнеса) с 01.04.2020?


По заданному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В настоящее время Организация не имеет права на налоговые преференции, в т.ч. на пониженные тарифы страховых взносов. Это право появится только с момента включения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Считаем маловероятным появление права на перерасчет начисленных с 01.04.2020 страховых взносов в сторону уменьшения в случае включения предприятия в единый реестр с 10.08.2020. Рекомендуем Организации обратиться в свой налоговый орган или Минфин России с официальным запросом по этому поводу.

Обоснование позиции:
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Отметим, что до 01.08.2016 для признания предприятия субъектом малого или среднего предпринимательства (далее также - СМСП) было необходимо, в первую очередь, чтобы доля участия в нем публичных образований (государства или муниципальных образований) составляла менее 25%, а доля в уставном капитале, принадлежащая иностранным юридическим лицам и юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, была менее 49% в отношении каждой из указанных категорий юридических лиц (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016). Помимо этого, Организация должна была соответствовать определенным критериям, касающимся численности работников и получаемой годовой выручки без учета НДС или стоимости ее активов за календарный год, предшествующий году определения статуса субъекта (п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ в редакции до 01.01.2016).
С 1 июля 2016 года сведения о юридических лицах и ИП, отвечающих условиям отнесения к малым и средним, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр), ведение которого поручено ФНС России (ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Единый реестр формируется автоматически, путем присвоения статуса СМСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов. Таким образом, статус СМСП хозяйствующим субъектам присваивается автоматически (письмо Минэкономразвития России от 09.09.2016 N Д05и-1025).
Следовательно, в настоящее время только наличие предприятия в едином реестре является подтверждением его статуса СМСП.
Порядок внесения в единый реестр (исключения из единого реестра) сведений зависит от их вида (п. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ):
- общие сведения, имеющиеся у налогового органа, - ежегодно 10 августа текущего календарного года по состоянию на 1 июля текущего календарного года;
- сведения о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных ИП, отвечающих условиям отнесения к СМСП, а также о прекращении ими деятельности - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- изменения содержащихся сведений - 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- исключение сведений в случае, если такие юридические лица, ИП не представили сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, либо такие юридические лица, ИП перестали отвечать установленным критериям - 10 августа текущего календарного года.
Проверить, включено ли предприятие в единый реестр в текущем периоде, возможно благодаря тому, что сведения из реестра должны быть общедоступны в сети Интернет (на сайте www.nalog.ru). Сведения обновляются 10-го числа каждого месяца и сохраняются в течение пяти лет с момента каждого обновления.
Как мы поняли из вопроса, Организация в настоящее время не включена в единый реестр. Следовательно, она не признается средним предприятием.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых СМСП, введены пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало года (с 1 января 2020 года - 12 130 руб.). Полагаем, что новый тариф для исчисления страховых взносов применяется впервые к суммам выплат, начисляемым по итогам апреля 2020 года, вознаграждения за март облагаются взносами по старым правилам.
Поскольку Организация в настоящее время не является субъектом малого или среднего предпринимательства, она не имеет права на налоговые преференции, в т.ч. на пониженные тарифы страховых взносов.
В настоящее время отсутствуют какие-либо разъяснения относительно того, имеют ли право налогоплательщики, которые будут включены в единый реестр с 10.08.2020, на перерасчет начисленных с 01.04.2020 страховых взносов в сторону уменьшения.
Исходя из логики законодательства, полагаем, что право на налоговые льготы может возникнуть только в момент получения Организацией статуса среднего предприятия. Однако рекомендуем Организации обратиться в свой налоговый орган или Минфин России с официальным запросом по этому поводу.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2020 года;
- Вопрос: С лета 2016 года изменились правила получения и продления статуса субъекта малого предпринимательства (далее - СМП). Организация (ООО) последний раз подавала заявление на присвоение статуса субъекта малого предпринимательства 19.10.2015, при этом все критерии отнесения к СМП ею выполняются. ООО включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. По старым правилам оно теряет свой статус субъекта 19.11.2016. Согласно новым правилам по уже переданной бухгалтерской отчетности статус продлевается автоматически. Каким образом можно узнать, до какого числа был продлен статус субъекта малого предпринимательства у организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2016 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

8 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

6 МИН

Налоги для бизнеса в 2021 году

Появятся льготы для IT-компаний и переходный период на «упрощёнке», отменят ЕНВД и декларации по земельному и транспортному налогу. Рассказываем, что ждёт малый бизнес с 1 января 2021 года.

Добавили переходный режим для «упрощёнки»

Стандартные ограничения по упрощённой системе налогообложения (УСН) — это доход в 150 миллионов рублей и 100 сотрудников в штате. Налоговые ставки на «упрощёнке» зависят от региона и объекта налогообложения: доходы или доходы за вычетом расходов. Мы рассказывали в этой статье, чем они отличаются. Средняя ставка по доходам — от 4 до 6 %, по доходам за вычетом расходов — от 7 до 15 %.

Сейчас при превышении лимита налоговая переводит организации или ИП на общую систему налогообложения — приходится платить НДС и налог на прибыль. С 1 января 2021 года появится переходный режим УСН для малого бизнеса с новыми ограничениями:

  • доход — до 200 миллионов рублей;
  • число сотрудников — до 130.

Налоговая будет отправлять «нарушителей» на переходный режим автоматически. Ставки одинаковые для всех регионов:

  • 8 % — для доходов;
  • 20 % — для доходов за вычетом расходов.

Новые ставки действуют весь квартал, в котором произошло превышение. Рассчитаем на примере.

ИП работал на УСН по доходам со ставкой 6%. В I квартале 2021 года он заработал 50 млн рублей, во II квартале — 60 млн, в третьем — ещё 60 млн. Получается, что за первые полгода он заработал 110 млн рублей, а в третьем квартале суммарный доход за год превысил 150 млн и составил 170. Это значит, что рассчитывать авансовые платежи по «упрощёнке» предприниматель будет так:

— за I квартал: 50 млн × 6 % = 3 млн рублей;

— за II квартал: 60 млн × 6 % = 3,6 млн рублей;

— за III квартал: 60 млн × 8 % = 4,8 млн рублей.

В IV квартале предприниматель также заплатит 8 % от доходов. Если до конца года он не превысит лимит переходного режима (200 млн), то с 1 января 2022 года автоматически вернётся к стандартным ставкам и ограничениям на УСН.

Отменили декларации по транспортному и земельному налогу

Последний раз организации сдавали такие декларации 1 февраля 2020 года — за 2019-й. С 2021 года компаниям не нужно отчитываться перед налоговыми органами. Инспекторы сами изучат госреестры, рассчитают транспортный и земельный налоги и отправят вам квитанцию.

Отменили единый налог на вменённый доход (ЕНВД)

С 1 января 2021 года ЕНВД отменят, а организации и ИП автоматически переведут с этих режимов на общую систему налогообложения. Чтобы не платить НДС, налог на прибыль или НДФЛ, до начала года выберите другой спецрежим. Например, «упрощёнку», патент или налог на профессиональный доход. Рассказали в этой статье, кому что подойдёт.

Продлили налоговые каникулы для патента и «упрощёнки»

С 2021 года новым ИП разрешат не платить налоги в течение первых двух налоговых периодов до конца 2023 года. Правила касаются только работающих на упрощённой или патентной системах. Ставка налога снизится до 0 % при соблюдении двух условий:

  1. В регионе регистрации ИП приняли закон о налоговых каникулах.
  2. ИП зарегистрировался после того, как в регионе приняли закон о налоговых каникулах, и сделал это впервые.

Предпринимателя освободят от налогов, если он работает в производственной, научной, социальной сфере, оказывает бытовые услуги населению или сдаёт жильё в аренду как ИП. Доходы от такого бизнеса должны составлять не менее 70 % от общего заработка.

Снизили налоги и страховые взносы для российских разработчиков

«Налоговый манёвр» в сфере IT снизит ставки по налогу на прибыль с 20 до 3 %, по страховым взносам — с 14 до 7,6 %. Льготы получат компании, у которых есть госаккредитация в качестве отечественного разработчика и не меньше 7 человек в штате. Мы рассказали в этой статье, какие скидки положены таким предпринимателям и какие требования им нужно соблюдать.

Чтобы компенсировать потери федерального бюджета, парламент отменил «нулевой» НДС для IT-компаний. Теперь от налога освобождаются только организации, которые продают ПО, включённое в Единый реестр российских программ.

Рассказываем, как изменилось налоговое законодательство. Можно платить меньше, можно платить позже. Воспользуйтесь возможностями прямо сейчас – многие из них краткосрочные.

Поддержка, касающаяся всех организаций и ИП

Уменьшили страховые взносы

С 1 апреля 2020 года для всех субъектов малого и среднего предпринимательства снизили размер страховых взносов: с 30% до 15%.

Раньше такая ставка действовала только для той части годового вознаграждения сотрудника, что превышала сумму в 1 292 000 рублей. Теперь минимальный порог составляет 145 560 рублей. Это соответствует доходу за 12 месяцев при минимальном размере оплаты труда по федеральному показателю в 12 130 рублей. Всё, что выше — попадает под пониженный тариф.

Приостановили проверки

До 1 июня 2020 года Федеральная налоговая служба (ФНС) России приостанавливает почти все проверки. Это касается:

выездных налоговых проверок

уже начатых выездных проверок

составления и вручения актов решений

рассмотрения и подачи возражений по итогам проверки

проверки соблюдений валютного законодательства

проверки сделок между взаимозависимыми лицам

Важно ! Проверки останутся для ситуаций, где выявили нарушения в соблюдении валютного законодательства и если срок давности для привлечения к ответственности истекает 1 июня.

Приостановили меры взыскания

До 31 мая ФНС не взыскивает с налогоплательщиков долги. В налоговой службе уточняют, что это значит: «ИП или организациям не пришлют требование с начисленными пенями и штрафами, не спишут задолженность и не заблокируют расходные операции по расчетному счету», – такова официальная позиция ФНС. Ранее эта мера применялась только к бизнесу, попадающему в Единый реестр субъектов МСП , но 27 апреля ФНС расширила ее до всех налогоплательщиков. Теперь до 31 мая меры взыскания налоговая к вам не применит.

Остановили банкротства по инициативе ФНС

С 16 марта ФНС России временно прекратила подавать заявления на банкротства любых компаний. Срок, когда процесс возобновят, пока не называется. Впрочем, в картотеке арбитражного суда можно обнаружить около сотни дел о банкротстве компаний и ИП, инициированных ФНС после 16 марта, некоторые из них уже приняты к производству.

Продлили сроки сдачи отчетности

Нужно сдать до 15 мая 2020:

Налоговые декларации по НДС за 1 квартал

Расчёты по страховым взносам за 1 квартал (сроки подачи данных за первое полугодие и 9 месяцев 2020 не переносятся)

Можно сдать на 3 месяца позже:

Переносятся сроки отчетности, которую ранее нужно было сдать с марта по май. Это:

все налоговые декларации и отчеты по авансовым платежам (кроме НДС и страховых взносов),

расчеты сумм НДФЛ,

налоговые расчеты о суммах доходов и удержанных налогов, выплаченных иностранным организациям.

Не переносятся сроки подачи декларации по транспортному налогу, а также по отчетности по акцизам на табак, автомобили, нефть и т.д. начиная с мая (отчетность по ним за февраль, март и апрель перенесли на 3 месяца). Все изменения сроков представления деклараций и уплаты налогов ФНС собрала в этом документе .

Важно! Е сли для компании срок предоставления документов в налоговую попал на период с 1 марта по 31 мая 2020 года, то компанию не оштрафуют за их непредставление. Срок подачи продлен на 10 рабочих дней по требованию ФНС, и на 20 дней – по другим требованиям.

Самозанятым дадут денег на налоги

11 мая президент России Владимир Путин поручил вернуть уплаченные в 2019 году налоги самозанятым.

В прошлом году режим «Налога на профессиональный доход» действовал в четырех регионах России — Москве и Московской области, Республике Татарстан, а также Калужской области. С 2020 года налоговый режим распространили на 23 региона России.

Всем самозанятым президент пообещал выплатить компенсацию на оплату налогов в размере 1 МРОТ — сейчас эта сумма равна 12 130 рублям. Как будет реализована выплата, пока не ясно — мы обновим этот текст, когда будет подписан документ с порядком выплаты.

Основание: публикация дополняется.

Дополнительные меры для отраслей, которым временно запретили работать

Часть отраслей экономики, по которым ограничения, связанные с коронавирусом уже ударили сильнее всего, правительство РФ выделило в отдельную категорию. Считается, что это наиболее пострадавшие отрасли. Для них налоговая утвердила дополнительные меры поддержки. Сейчас таких отраслей 11:

образование (дополнительное и негосударственное)

бытовые услуги (салоны красоты, химчистка, ремонт)

розничная торговля непродовольственными товарами

Чтобы узнать, попадает ли ваш бизнес в число наиболее пострадавших, проверьте, совпадает ли вид его деятельности и код ОКВЭД с теми, что утвердило правительство РФ .


Важно! При надлежность к отрасли определяется по основному виду экономической деятельности на 1 марта 2020. Менять её сейчас, чтобы получить дополнительную поддержку бессмысленно, это не сработает.

Перенесли сроки уплаты налогов

Если ваш бизнес попал в число наиболее пострадавших, то срок уплаты части налогов сдвинется автоматически – на полгода, 4 или 3 месяца. Мы подробно писали об этом в статье «Льготы по налогам. Как их получить».

Сдвинули сроки уплаты страховых взносов

Для бизнеса, отнесенного к наиболее пострадавшему от коронавируса, страховые взносы уплачиваются с переносом:

На 6 месяцев – взносы за март-май 2020

На 4 месяца – взносы за июнь-июль 2020

На 4 месяца – взносы с суммы дохода ИП, которая превышает 300 тысяч рублей и подлежит уплате не позднее 1 июля 2020

Ввели мораторий на банкротство

С 3 апреля и до 3 октября 2020 года действует мораторий на возбуждение дел о банкротстве. В этом случае, в отличии от всех МСП, не только ФНС не может инициировать банкротство, но и никто из кредиторов. Мораторий действует для компаний и ИП из пострадавших отраслей, а также для предприятий, входящих в перечни стратегических, системообразующих и градообразующих.

Проверить, попадает ли ваше предприятие в число наиболее пострадавших можно в перечне , опубликованном ФНС (в нём более 1,3 млн компаний и индивидуальных предпринимателей). Чтобы не листать вручную, воспользуйтесь сервисом от налоговой службы, где потребуется ввести ИНН (или ОГРН/ОГРНИП на выбор).


После введения ИНН сервис моментально покажет, попадает ли компания или ИП в число тех, на кого распространяется действие моратория.

Важно! На период действия моратория компания, попадающая под него, не обязана подавать в суд при возникновении признаков банкротства, но может это сделать – такое право сохраняется.

Приостановили меры взыскания

МСП, попавшие в число наиболее пострадавших, не штрафуют и не взыскивают ранее накопленные штрафы и пени в период с 25 марта по 1 мая. Что нужно сделать: ничего, налоговая приостановит всё сама.

Важно! Если штрафы или пени начислили до 25 марта, то их взыщут.

Запустили рассрочку и отсрочку по уплате налогов

Для малого и среднего бизнеса, который попал в список наиболее пострадавшего от коронавируса придумали еще одну поддерживающую меру: отсрочку или рассрочку по налоговым платежам.

Получить отсрочку или рассрочки на уплату налогов можно, если выполняется хотя бы одно из двух условий:

доходы (включая доходы от реализации или доходы от операций по нулевой ставке НДС) снизились более чем на 10%,

в отчетных периодах 2020 года возник убыток, которого в 2019 году не было.

Также ФНС запустила сервис «Проверка возможности получения отсрочки или рассрочки в связи с COVID-19» Для проверки нужно ввести ИНН или ОГРН/ОГРНИП, после чего ответить на ряд вопросов о бизнесе и выбрать, какая льгота требуется. В результате сервис сам проверит, возможна ли выдача льготы для бизнеса. И предложит скачать шаблоны договоров при положительном решении.

Также, если вы попадаете в условия, почитайте нашу статью «Льготы по налогам. Как их получить» , где подробно рассказано, что нужно сделать, чтобы их оформить.

Спишут налоги за второй квартал 2020

11 мая президент России Владимир Путин заявил, что для малого и среднего бизнеса из особо пострадавших отраслей, а также ИП и социально-ориентированных НКО полностью спишут все налоги, кроме НДС, за второй квартал 2020 года. Пока документа, который бы утвердил эту инициативу, нет. Мы обновим публикацию, когда документ появится и уточним, кто может претендовать на списание налогов.

Основание: публикация дополняется.

Ещё раз об изменениях в налогах коротко

Страховые взносы с дохода сотрудника, превышающего 145 560 рублей в год снизили с 30% до 15%.

До 1 июня 2020 года ФНС приостановила все проверки за исключением тех, где выявлены нарушения валютного законодательства.

До 1 мая ФНС не взыскивает с МСП долги и штрафы.

С 16 марта ФНС перестала подавать иски на банкротство любых компаний.

ФНС продлила сроки сдачи отчетности — до 15 мая или на 3 месяца, в зависимости от вида отчетности.

Самозанятым вернут налоги за 2019 год и дадут 12 130 рублей на налоги в 2020.

Перенесли сроки уплаты налогов — на полгода, 4 или 3 месяца в зависимости от вида налогов.

Налоги за второй квартал спишут — все, кроме НДС.

Сдвинули уплату страховых взносов — на полгода — взносы за март-май 2020, и на 4 месяца — взносы за июнь-июль, а также — взносы с суммы дохода ИП за 2019 год, превышающей 300 тысяч рублей.

До 3 октября введен мораторий на банкротство для всех предприятий, попавших в число наиболее пострадавших.

ФНС запустила отсрочку и рассрочку по уплате налогов.

Пользуйтесь льготами по-максимуму. Когда ещё государство расщедрится в следующий раз.

Еще ряд организаций – субъектов МСП могут претендовать на получение освобождения от налогов в качестве меры поддержки в связи с распространением коронавируса. Это право им дает Федеральный закон от 15.10.2020 № 320-ФЗ.

Какие субъекты МСП были освобождены от налогов

От уплаты налогов за II квартал 2020 года были освобождены организации:

  • чья деятельность относилась к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям экономики по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434;
  • и которые были включены в реестр СМП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Эти условия устанавливал Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ.

В реестр субъектов МСП включали организации на основании налоговой отчетности за 2018 год.

Кого еще коснется освобождение от уплаты налогов

При освобождении организаций от обязанности уплачивать налоги не были учтены интересы тех, которые были созданы в конце 2018 года.

Поскольку обязанность представить налоговую декларацию у организации, созданной в период с 1 декабря по 31 декабря, возникла по итогам 2019 года (абз. 3 п. 2 ст. 55 Налогового кодекса).

В таком случае они не могли выполнить условие, установленное законодательством для включения в реестр СМП.

С принятием Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ организациям, которые были созданы в декабре 2018 года, спишут налоги за II квартал 2020 года.

Этот Закон изменил условие о том, что для получения освобождения от налогов организация должна была сдавать декларации за 2018 год, и распространил право на получение льготы на организации, которые были созданы в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года.

Таким образом, теперь на освобождение от уплаты налогов могут претендовать субъекты МСП, включенные в соответствующий реестр в связи с:

  • их созданием в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года;
  • либо представлением деклараций за 2018 год.

Условие о том, что субъекты МСП должны вести деятельность, относящуюся к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям экономики, осталось неизменным.

От уплаты каких налогов предоставляется освобождение

На организации, которые были созданы в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года, распространяется освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года, в том числе:

  • налога на прибыль. Освобождение предоставляется в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2020 года; авансовых платежей за отчетные периоды 4, 5, 6 месяца 2020 года, за минусом ранее начисленных авансовых платежей за 3 месяца; авансовых платежей за полугодие 2020 года, за минусом ранее начисленных авансовых платежей за I квартал;
  • налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, - в части авансового платежа полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за I квартал 2020 года;
  • ЕНВД - в части налога за II квартал 2020 года;
  • транспортного налога - в части налога и авансовых платежей за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
  • налога на имущество - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
  • земельного налога - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
  • НДФЛ - в части авансового платежа за полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа, исчисленного за II квартал 2020 года. Это освобождение распространяется на ИП;
  • торгового сбора - в части сбора, исчисленного за II квартал 2020 года.

Проверить возможность получения меры поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам поможет специальный сервис на сайте ФНС.

Для проверки своего права на освобождение организации достаточно ввести свой ИНН.

Для освобождения от уплаты налогов делать ничего не нужно.

Налоговый орган самостоятельно обнулит все исчисленные в представленных декларациях суммы, и в вашем состоянии расчетов с бюджетом данные отражаться не будут.

Последствия для организаций, получивших освобождение

Освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года было предоставлено после того, как ряд налогов был уплачен, а отчетность по ним сдана.

В связи с этим возникнет необходимость представить уточненные декларации.

Кроме того, у организации появится переплата по налогам, которую она имеет право зачесть или вернуть в установленном порядке.

При этом напомним, что с 1 октября 2020 года действует новый порядок зачета сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов: он не ограничивается соответствующими видами налогов и сборов.

При этом налоговики вправе принять решение об осуществлении такого зачета без ограничения по соответствующим видам налогов и сборов, в том числе в части суммы налогов, излишне уплаченных до 1 октября 2020 года (письмо Минфина России от 10.08.2020 № 03-02-07/1/72100).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: