Белорусская компания оказывает услуги российской ндс

Опубликовано: 06.05.2024

Беларусь — член Таможенного союза

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Россия и Беларусь входят в Таможенный союз, который предполагает “единую таможенную территорию”. Сделки между российскими и белорусскими контрагентами регулируются следующими документами:

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Беларуси и Правительством Казахстана 25.01.2008 “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе”.
  • Протокол 11.12.2009 “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе”.
  • Протокол 11.12.2009 “Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов”.

Услуги и работы: отличия, примеры

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Соглашение дает формулировки для услуг и работ.

Услуги - это деятельность без материально выраженного результата, который потребляется в процессе самой деятельности. К услугам относится и передача патентов, торговых марок, лицензий, авторских прав. Примеры услуг: аренда помещений, техники и оборудования, консультирование, бухгалтерские и юридические услуги.

Работы - это деятельность с материально выраженным результатом, который можно использовать для удовлетворения потребностей организации или физлиц. Примеры работ: монтаж, строительство, разработка программного обеспечения.

Порядок налогообложения по НДС

Экспорт услуг в Беларусь

Работы и услуги в Таможенном союзе по-особому облагаются НДС. Протокол “О порядке взимания косвенных налогов” устанавливает: НДС взимается в государстве, на территории которого реализуются работы или услуги (кроме переработки давальческого сырья). То есть, НДС регулируется законами той страны, на территории которой оказываются услуги.

Место реализации услуг

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Тогда встает вопрос: как определить место реализации услуг? Если российская компания оказывает услуги белорусской фирме или предпринимателю, то местом оказания услуг признается Беларусь в следующих случаях:

  • услуги или работы связаны с недвижимостью на территории Беларуси (аренда);
  • услуги или работы связаны с транспортом или движимым имуществом на территории Беларуси (техобслуживание, ремонт оборудования или автотранспорта);
  • услуги в сфере образования, культуры и искусства, туризма, спорта и отдыха оказаны на территории Беларуси (обучение сотрудников белорусской компании в Минске);
  • белорусский налогоплательщик работает на территории Беларуси и приобретает у российского партнера любые консультации, получает помощь юриста, аудитора, бухгалтера, инженера, дизайнера, рекламиста, маркетолога, заказывает научные исследования, а также услуги по подбору сотрудников, если они работают по месту деятельности белорусского покупателя.

Во всех этих случаях услуги облагаются “белорусским” НДС.

Важно! Если российская компания оказывает несколько видов услуг, и одни услуги — вспомогательные по отношению к другим, то место оказания вспомогательных услуг равно месту оказания основных услуг. Например, российская фирма сдает в аренду здание на территории Беларуси и нанимает персонал для работы в этом здании.

Документы для подтверждения места оказания услуг

Протокол о работах и услугах приводит список документов, которые подтверждают место реализации услуг или работ:

  • договор на оказание услуг между российским исполнителем и белорусским заказчиком;
  • документы, подтверждающие оказание услуг (справки, счета-фактур, акты приемки-сдачи);
  • другие документы, которые предполагает законодательство Беларуси или России.

Какие налоги платят российская и белорусская сторона

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Между Правительством РФ и Правительством Беларуси заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения 21.04.1995. Ориентируйтесь на его положения.

Налог на прибыль. Доход российской фирмы от экспорта услуг облагается налогом на прибыль. Если у российской компании нет постоянного представительства в Беларуси, то она заплатит налог на прибыль в России. Если такое представительство есть, то доход от оказания услуг облагается налогом на прибыль в Беларуси.

НДС. Ситуация с НДС похожа на ситуацию с налогом на прибыль и зависит от места реализации услуги и наличия представительства в Беларуси у российской фирмы.

Если услуги оказаны на территории России, они облагаются “российским” НДС в обычном порядке. Здесь нужно исчислить, уплатить НДС и отчитаться по налогу.

Если услуги оказаны на территории Беларуси, они вовсе не облагаются “российским” НДС. В этом случае в очередной декларации по НДС покажите прибыль от этой услуги среди необлагаемых доходов. При составлении счета-фактуры для белорусской стороны внесите запись “НДС не облагается”. Внимание! Не указывайте ставку 0% - в данном случае, это ошибка.

Если российский исполнитель не имеет постоянного представительства в Беларуси и не состоит на учете в белорусских налоговых органах, то беспокоиться об НДС ему не нужно — налог заплатит белорусский заказчик.

Если российский исполнитель имеет постоянное представительство в Беларуси и состоит на учете в налоговой службе Беларуси, то он заплатит “белорусский” НДС.

Ведите учет экспорта услуг в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия, если вы работаете на УСН. В сервисе есть учет, зарплата, налоги, отчетность и помощь наших экспертов. Для всех новичков действует бесплатный ознакомительный период — 14 дней.

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость при перечислении денежных средств иностранному партнеру (п.4 ст.173 и п.4 ст.174 НК РФ).

Если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании работы или услуги, то обязанности налоговых агентов по НДС возникают при выполнении одновременно двух условий:

  • Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;
  • Иностранные лица (налогоплательщики) не состоят на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

Исключение составляют иностранные компании, зарегистрированные на сайте ФНС РФ в качестве плательщиков НДС при оказании «интернет-услуг» физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст. 83 НК РФ, п.2 ст.161 НК РФ). Перечень таких услуг приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ.

При приобретении «интернет-услуг» российские покупатели не являются налоговыми агентами только в том случае, если услуги оказываются через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории РФ, т. е. когда иностранная компания «физически» зарегистрирована в российской налоговой инспекции.

Если же иностранная компания (нерезидент) зарегистрирована только на сайте ФНС РФ, организации и ИП, приобретающие у нее «интернет-услуги», до 1 января 2019 года, придется исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.161 и п.9 ст.174.2 НК РФ).

С 1 января 2019 года иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, должна будет встать на учет на сайте ФНС РФ не только в случае оказания «интернет-услуг» физическим лицам, но и юридическим лицам (п.4.6 ст. 83 НК РФ в ред. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ с 01.01.2019). Т. е. с 01.01.2019 г. она сама будет уплачивать НДС в бюджет и предъявлять его своим покупателям.

Такие поправки внесены в ст. 161 и 174.2 НК РФ Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, если работы (услуги) приобретаются у представительств иностранных компаний, зарегистрированных в налоговых органах на территории РФ, российский покупатель НЕ является налоговым агентом по НДС.

Если же работы и услуги приобретаются у компании — нерезидента, российская организация (или ИП), приобретающая такие услуги (работы) должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (Ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Для услуг, связанных с недвижимостью:

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Для услуг, связанных с движимым имуществом:

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта:

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Для услуг иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС):

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, в т. ч. через Интернет. (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ, в т. ч. через Интернет (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Для услуг иностранных посредников (агентов, комиссионеров):

Территория РФ не является местом реализации услуг таких посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП, а также приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени. Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты и (или)
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств при работе с иностранными партнерами.

Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ).

Когда исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 18/118 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 18% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 118 евро (100 евро + 100 евро x 18%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@@) - данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»)).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

в строке 5 - номер и дату «платежки» на перечисление НДС в бюджет. (п. п. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно).

в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

в строке 2б (ИНН/КПП продавца) ставится прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 18/118. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 18%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и 8) (См. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в день перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (п. п. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137, Письмо Минфина России от 16.12.2015 N 03-07-11/73742). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Российскую Федерацию и Республику Беларусь связывают особые экономические отношения, основанные на заключении таможенного союза (договор от 26.02.99, ратифицирован Федеральным законом от 22.05.01 №55-ФЗ). Это отражается и на налоговой сфере. Так, налогообложение экспортно-импортных операций между двумя этими странами регулируется не Налоговым кодексом, а соглашением от 15.09.04 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте» (ратифицировано Федеральным законом от 28.12.04 № 181-ФЗ). Это соглашение относительно товаров вступило в силу 1 января 2005 года, а относительно работ и услуг - 1 мая 2008 года (межправительственный протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» от 23.03.07, ратифицирован Федеральным законом от 01.04.08 № 34-ФЗ).

Соответственно исчисление НДС и акцизов по сделкам с Республикой Беларусь имеет свои особенности, зная которые, можно получить налоговую экономию.

При импорте белорусских товаров на территорию России плательщиками косвенных налогов являются все без исключения импортеры

ТОНКОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПРИ ИМПОРТЕ БЕЛОРУССКИХ ТОВАРОВ

При импорте белорусских товаров и продуктов переработки на территорию России плательщиками косвенных налогов являются все без исключения импортеры. В том числе организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, и плательщики ЕНВД и ЕСХН, а также те организации, которые освобождены от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ (п. 3 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450). Суммы НДС должны быть перечислены в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 6 Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров - приложение к Соглашению). Независимо от того, что налоговым периодом по НДС сейчас является квартал.

НДС, который импортеры уплачивают при ввозе белорусских товаров, можно предъявить к налоговому вычету. При этом не имеет значения, погашена задолженность перед белорусским поставщиком или нет (п. 6 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450).

Необходимо лишь, чтобы ввезенные товары были приняты на учет на основании соответствующих первичных документов, предполагалось их использование в операциях, облагаемых НДС, имелись документы, подтверждающие фактическую уплату НДС в бюджет. А при ввозе оборудования - после того, как оборудование принято к учету в качестве основных средств.

НДС, уплаченный при ввозе белорусских товаров, можно предъявить к налоговому вычету и отразить в налоговой декларации по НДС только в следующем налоговом периоде (п. 7 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450).

Если организация применяет специальный налоговый режим или освобождена от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ, предъявлять к налоговому вычету налог, уплаченный при ввозе белорусских товаров, она не имеет права (п. 3 письма ФНС России от 31.05.05 № ММ-6-03/450, письмо ФНС России от 04.07.05 № 03-4-03/1142/28@).

Российская компания может корректировать налоговую базу по импортному НДС в нужную ей сторону

НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО ИМПОРТНОМУ НДС МОЖНО ВАРЬИРОВАТЬ

Наиболее интересные возможности налоговой экономии при импорте белорусских товаров кроются в процессе формирования облагаемой базы по импортному НДС. Дело в том, что в этот показатель включается не только непосредственно стоимость ввозимых товаров, но и расходы, связанные с импортом (п. 2 Положения). В частности:
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
сумма страховки;
расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров. Причем, по мнению налоговиков, расходы покупателя по доставке собственными силами также должны включаться в налоговую базу по НДС (п. 6 письма ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

Исходя из этого положения, российская организация может корректировать налоговую базу по импортному НДС в нужную ей сторону. Так, при желании максимально снизить эту величину, что особенно актуально для неплательщиков российского НДС, организация может максимально избавиться от любых сопутствующих расходов. Или завуалировать их под затраты по другому договору, заключенному с этим же поставщиком.

Следует учесть, что в налоговую базу по НДС включаются расходы по доставке товара до склада импортера не только по территории Белоруссии (письмо Минфина России от 07.04.05 № 03-04-08/90), но и по территории России (письмо ФНС России от 18.10.05 № ММ-6-03/877@). Поэтому разумно будет минимизировать эти затраты, сняв складское помещение недалеко от границы с Белоруссией.

Уменьшение налоговой базы. Минимизация расходов на доставку, которые включаются в стоимость товара, особенно актуальна в том случае, когда транспортные услуги оказываются сторонними российскими организациями и их стоимость включает в себя НДС. Несмотря на то что налоговая база при импорте товаров определяется с учетом стоимости этих услуг без налога на добавленную стоимость, по сути, происходит двойное налогообложение одной и той же базы. Первый раз НДС со стоимости таких услуг платится транспортной компании, второй раз - в бюджет, исходя из импортной стоимости.

Устранить двойное налогообложение удастся, если доставкой товара будет заниматься белорусская компания. Ведь, согласно пункту 5 статьи 3 протокола «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг», неважно, на территории какой страны выполняются перевозки: местом реализации услуг считается территория страны, резидентом которой является компания-перевозчик. Таким образом, если товар перевозит белорусская компания, двойного обложения НДС не происходит. Но налоговая выгода от этого возникает только в том случае, если белорусский перевозчик и российский импортер являются взаимосвязанными компаниями. В противном случае эффекта экономии не будет.

Увеличение налоговой базы. Если же для импортера выгодно увеличить налоговую базу по НДС, он может включить в нее максимум дополнительных расходов по импорту. Например, организовать транспортировку товара собственными силами на склад, максимально удаленный от границы. Увеличение стоимости помогает завысить обоснованные расходы для налога на прибыль и вычет по НДС.

Распределение транспортных расходов. Еще одна возможность сэкономить на импортном НДС возникает при импорте из Белоруссии товаров, облагаемых по разным налоговым ставкам (10 и 18%), а также не облагаемых НДС. Если их ввоз оформлен одним транспортным документом, расходы по доставке товаров придется разделить между ними (письмо ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@). Но вот на основании чего распределить эти расходы, налоговики умалчивают.

По нашему мнению, это можно сделать наиболее выгодным для налогоплательщика способом, при условии что этот способ впоследствии удастся разумно обосновать и защитить от претензий налоговиков. Например, пропорционально контрактной стоимости приобретенных товаров или основываясь на особенностях перевозки (погрузки, разгрузки, сохранности) того или иного груза. В любом случае выбранный способ лучше всего закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДНИКА ОТЛОЖИТ УПЛАТУ НДС

Другая возможность получить налоговую выгоду кроется в порядке налогообложения товаров, ввезенных на территорию России из Белоруссии посредниками - агентом или комиссионером. Положения межправительственного соглашения не регламентируют вопрос о том, кто и в какой момент должен уплатить импортный НДС в таком случае. Однако ФНС России высказала по этому поводу мнение, выгодное для компаний (письмо от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

По мнению налоговиков, если белорусский товар ввозит на территорию РФ российский посредник, то платить косвенные налоги должен российский покупатель этих товаров. При этом не имеет значения, кто выступает в роли комитента или принципала по посредническому договору - российский покупатель или белорусский продавец. Обязанность уплатить налог возникает в момент оприходования товара на баланс российского покупателя. При этом посредник должен выставить в адрес покупателя счет-фактуру с нулевой ставкой НДС с указанием страны происхождения товара - Республика Беларусь (письмо Минфина России от 15.08.05 № 03-04-08/237, п. 19 письма ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@).

Исходя из этого мнения чиновников, российские импортеры могут отсрочить уплату импортного НДС в бюджет. К примеру, если российская компания поручит посреднику закупить товары в Белоруссии, импортный НДС она обязана будет уплатить не ранее того момента, как посредник отчитается об исполнении поручения и передаст товары на склад комитента. Если посредник задержит отчет, то начисление и уплата налога также отложатся.

Если ввоз импортных товаров оформлен одним транспортным документом, расходы по доставке нужно разделить между ними

ДАВАЛЬЧЕСКАЯ ПЕРЕРАБОТКА ВЫГОДНА НЕ ВСЕГДА

Межгосударственными соглашениями отдельно регулируется налогообложение такого популярного инструмента налогового планирования как давальческая переработка. Согласно пункту 7 Положения, НДС не уплачивается при ввозе товаров для переработки с последующим вывозом продуктов переработки. Таким образом, налогом на добавленную стоимость облагаются только услуги по переработке, но не ввоз или вывоз самих товаров. Это позволяет экономить на НДС при производственных цепочках, которые затрагивают несколько стран.

Отметим, что этот способ невыгоден в том случае, если сырье и перерабатываемый товар облагаются по ставке, отличной от 18 процентов. В этом случае услуги по переработке все равно будут облагаться по ставке 18 процентов, что может привести к увеличению налоговой нагрузки по сравнению с реализацией сырья и обратной покупкой уже переработанного товара.

При экспорте услуг выгоднее перенести место оказания услуги за пределы России: тогда с ее стоимости не нужно будет платить НДС

МЕСТО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ НЕСЛОЖНО ИЗМЕНИТЬ

Экспорт и импорт услуг вообще наиболее спорные операции при исчислении НДС. Ведь в отличие от реализации товаров и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Этот момент важен как для белорусской, так и для российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга - на территории РФ или за ее пределами, - зависит, будет ли эта услуга облагаться НДС.

При экспорте услуг российской компании выгоднее перенести место оказания услуги за пределы России: тогда с ее стоимости не нужно будет платить НДС. Нередко так же поступают и при импорте услуги, когда ее оказывает белорусская компания. В этом случае у российской стороны не возникает обязанности налогового агента (ст. 161 НК РФ).

В российско-белорусских взаимоотношениях налогообложение услуг регулирует отдельный межправительственный протокол «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» от 23.03.07. В нем есть достаточно много различий по сравнению со статьей 148 НК РФ, регулирующей порядок налогообложения услуг во взаимоотношениях с прочими странами.

Исходя из положений протокола (см. таблицу «Определение места оказания услуг»), у налогоплательщиков России и Республики Беларусь есть простор для оптимизации НДС по услугам. Так, если российская компания консультирует белорусскую организацию, стоимость таких услуг в России НДС не облагается, так как покупателем является нерезидент России.

Однако если компании необходимо облагать НДС подобные услуги, можно выбрать один из двух вариантов: либо сделать получателем таких консультаций российский филиал белорусской компании (налоговый резидент России), либо превратить консультации в услуги по обучению, оказываемые на территории России.

Порядок налогообложения, предусмотренный межгосударственным соглашением, применяется при экспорте и импорте товаров, которые либо полностью произведены, либо подверглись обработке на территории РФ или Республики Беларусь. Товары, выпущенные в третьих странах, не подпадают под действие соглашения. При их экспорте или импорте из Республики Беларусь применяются положения Налогового кодекса.

Если товары произведены с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий из третьих стран, то действует довольно сложная методика определения страны происхождения. Она описана в решении Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 «О правилах определения страны происхождения товаров».

Подчеркнем, что нулевая ставка НДС не применяется к товарам, экспортируемым в страну, где его ввоз не облагается налогом (ст. 2 Соглашения, письмо ФНС России от 28.05.07 № ШТ-6-03/429@).

Если российская компания возвращает товар, ранее импортированный из Республики Беларусь, в связи с несоответствием качества (п. 2 ст. 475 ГК РФ), то такая операция не является реализацией (письмо ФНС России от 10.10.05 № ММ-6-03/842@). Следовательно, в этом случае объект налогообложения НДС отсутствует и нулевая ставка НДС не применяется. На наш взгляд, это утверждение можно распространить и на случаи возврата в связи с нарушением ассортимента товара (ст. 468 ГК РФ) или некомплектностью товара (ст. 480 ГК РФ).

Если же товар возвращается в Белоруссию по каким-либо иным причинам, эта операция приравнивается к экспортной реализации и облагается НДС в России по ставке 0 процентов. Белорусская сторона при этом будет обязана уплатить импортный НДС.

Подпадает ли данная операция под действие ст. 174.2 НК РФ?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

Белорусская организация - исполнитель будет оказывать российской организации - заказчику услуги по настройке (адаптации) программного обеспечения (дистанционно, через Интернет). Программа приобреталась у российской организации.

Подпадает ли данная операция под действие ст. 174.2 НК РФ? Если да, кто будет выступать налоговым агентом по НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В данном случае положения ст. 174.2 НК РФ не применяются.

Российская организация при приобретении услуг по настройке (адаптации) программного обеспечения у белорусского контрагента (в случае если он не встанет на учет в налоговом органе на территории РФ) будет являться налоговым агентом по НДС.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 174.2 НК РФ в целях исчисления НДС оказание услуг в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" признается оказанием услуг в электронной форме. При этом к услугам в электронной форме относятся только те услуги, которые прямо указаны в п. 1 ст. 174.2 НК РФ (их перечень является исчерпывающим). Смотрите также письма Минфина России от 17.04.2019 N 03-07-08/28247, от 10.04.2019 N 03-07-08/25409.

На основании положений ст. 174.2 НК РФ начиная с 1 января 2019 года при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на эту иностранную организацию. Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме обязанности налогового агента у российской организации не возникает (письмо Минфина России от 26.04.2019 N 03-07-08/31281).

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.

Вместе с тем с 01.01.2015 действует Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014, далее - Договор ЕАЭС), сторонами (государствами-членами) которого являются в том числе Республика Беларусь (РБ) и Российская Федерация (РФ). Раздел XVII Договора ЕАЭС регулирует вопросы налогообложения, нормы этого раздела имеют приоритет над нормами главы 21 НК РФ (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 72 Договора ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг, и производится в порядке, предусмотренном приложением N 18 к Договору ЕАЭС, т.е. Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Астана, 29.05.2014, далее - Протокол N 18).

Соответственно, в целях применения НДС при определении места реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) по договорам, заключаемым между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС следует руководствоваться п. 29 Протокола N 18 (смотрите также письмо Минфина России от 18.01.2019 N 03-07-13/1/2057).

Специалистами Минфина России даны разъяснения по вопросам применения НДС в отношении оказываемых российским организациям хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС услуг в электронной форме, поименованных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ.

Чиновники обратили внимание, что услуги, оказываемые в электронной форме, не поименованы в пп. 1-4 п. 29 Протокола N 18, поэтому место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно пп. 5 п. 29 Протокола N 18 по месту нахождения исполнителя услуг. Следовательно, местом реализации услуг в электронной форме, оказываемых хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС российским организациям, территория РФ не признается, такие услуги НДС в РФ не облагаются (письма Минфина России от 19.02.2019 N 03-07-13/1/10369, от 08.02.2019 N 03-07-13/1/7674).

Согласно вопросу белорусская организация будет оказывать российской организации (дистанционно, через Интернет) услуги по настройке (адаптации) программного обеспечения.

Заметим, что услуги с таким наименованием (либо услуги техподдержки (сопровождения) программ для ЭВМ) в п. 1 ст. 174.2 НК РФ не поименованы. Соответственно, в данном случае (несмотря на то, что услуги будут оказываться через Интернет) положения ст. 174.2 НК РФ не применяются, и вышеприведенными разъяснениями Минфина России воспользоваться нельзя.

В этой связи полагаем, что в рассматриваемой ситуации местом реализации услуг на основании пп. 4 п. 29 Протокола N 18 следует считать территорию РФ (в названном подпункте среди прочих значатся услуги по адаптации и модификации, сопровождению программ для ЭВМ).

Таким образом, поскольку услуги по настройке (адаптации) программного обеспечения будут оказаны на территории РФ, то в силу п. 28 Протокола N 18 НДС должен уплачиваться в соответствии с законодательством России.

Как следует из п.п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах (в том числе хозяйствующим субъектом РБ) услуг, местом реализации которых является территория РФ, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

С учетом вышеизложенного считаем, что российская организация при приобретении услуг по настройке (адаптации) программного обеспечения у белорусского контрагента (в случае если он не встанет на учет в налоговом органе на территории РФ) будет являться налоговым агентом по НДС.

В интернете полным-полно информации о том, как заполнить заявление об уплате косвенных налогов или декларацию, но большая часть этой информации для бухгалтеров. При этом у наших клиентов довольно часто возникают общие вопросы: могут ли они купить товар в Беларуси и чем им это грозит. Поэтому мы публикуем этот материал для людей, далеких от бухгалтерии и впервые сталкивающихся с внешнеэкономической деятельностью.

Что нужно знать собственнику бизнеса или предпринимателю, прежде чем принять решение о покупке товара в Белоруссии?

  1. Фактически стоимость белорусского товара будет на 20% больше, чем указано в счете или договоре

Это связано с тем, что после покупки товара в Белоруссии, Вам придется заплатить НДС в свою налоговую по месту регистрации Вашего ООО или ИП.

Именно на этот факт, мы хотим обратить Ваше особое внимание, потому что чаще всего заказчики обращаются к нам с формулировкой: мы хотим купить товар в Беларуси, потому что он значительно дешевле. Прежде чем подписывать договор, убедитесь в том, что белорусский товар на самом деле дешевле того, что продают в России. Умножьте стоимость товара по договору на 20%. Получится сумма НДС, которую Вы должны будете заплатить в свою налоговую до 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия товара к учету. Если стоимость товара с учетом НДС будет меньше стоимости аналогичного товара у российского поставщика, то это, действительно, дешевле.

Уплата НДС при импорте товаров из Белоруссии

Важно понимать, что механизм уплаты и возмещения НДС при покупке у российского поставщика и у белорусского идентичен:

Если мы покупаем товар в России, то НДС в размере 20% мы оплачиваем поставщику в составе стоимости товара, а поставщик уплачивает этот НДС в бюджет. Мы же по итогам отчетного периода заявляем этот НДС к вычету в своей декларации на основании счета-фактуры или УПД, выданных поставщиком.

Если мы покупаем товар в Беларуси, то НДС в размере 20% мы оплачиваем в свою налоговую инспекцию как бы за поставщика, потому что поставщик при экспорте применяет ставку НДС 0%. Мы же по итогам отчетного периода также заявляем этот НДС к вычету в своей декларации, как и в случае с покупкой у российского поставщика.

Возникает резонный вопрос: а если ООО или ИП не являются плательщиками НДС и применяют упрощенку, ПСН или ЕНВД, им тоже нужно платить НДС при ввозе товаров из Белоруссии?

Импорт на УСН нужно ли платить ндс?

А если НДС платить жалко, можно ли купить товар в Белоруссии на физлицо? Да, импорт на физлицо избавит Вас от необходимости платить НДС, однако здесь есть свои нюансы. Во-первых, физические лица имеют право ввозить товары из Беларуси исключительно для личного пользования. Причем значение имеет и количество товара, и его назначение. Например, если Вы решите ввезти пять сумочек или один, но производственный станок, то невозможно будет доказать, что товар не является коммерческим. Кроме того существуют стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых можно ввозить товары без уплаты таможенных пошлин и они весьма невелики.

Платежное поручение на уплату импортного НДС можно копировать с платежки на уплату обычного НДС или любого другого налога, например УСН, только не забыть сменить КБК.

КБК импортный НДС - 18210401000011000110

Если товары куплены за белорусские рубли, их стоимость необходимо пересчитать в российские рубли на дату принятия товаров к учету. В этот же самый момент (принятия к учету) определяется налоговая база по импортному НДС. По общему правилу, к белорусским товарам применяется ставка НДС 20%. Ставка 10% применяется для продовольственных, детских, медицинских и других социально значимых товаров.

Импортный НДС = Стоимость ввозимых товаров х Ставка НДС

Казалось бы, все очевидно, доставка товара из Белоруссии, как правило, стоит дороже доставки из соседнего района или даже города, но углубляясь в изучение нюансов внешнеэкономической деятельности, можно забыть уточнить стоимость доставки товара в РФ.

Может потребоваться предоставление документов в банк

Несмотря на то, что Белоруссия входит в ЕАЭС и вообще дружественная республика, покупка товаров в Беларуси – это все-таки импорт. Поэтому вне зависимости от того, будете Вы оплачивать товар в валюте Беларуси или в рублях, Вам придется иметь дело с валютным контролем и с платежами на нерезидентов.

Как сделать платеж в Республику Беларусь мы уже рассматривали в одной из своих статей.

Документы для валютного контроля при импорте

Предоставление документов зависит от суммы контракта:

до 200 тыс. руб. - никакие документы предоставлять в банк не нужно, при перечислении денег белорусскому поставщику в Назначении платежа необходимо самостоятельно указать код валютной операции, состоящий из латинских букв VO и пяти цифр в фигурных скобках, например, ;

более 200 тыс. руб. - предоставлять документы в банк придется, чтобы банк сам определил код валютной операции;

более 3 млн.руб. - помимо предоставления документов в банк, потребуется постановка контракта на учет (ранее называлось открытие паспорта сделки).

Еще раз подчеркнем, что значение имеет именно сумма контракта на покупку товара в Белоруссии, а не сумма валютного платежа.

Также обращаем Ваше внимание на то, что штрафы за нарушение валютного законодательства очень высоки, а незнание требований валютного контроля не освобождает от ответственности, поэтому не поленитесь написать в чат с банком, что Вы заключили контракт на покупку товара в Беларуси на такую-то сумму и уточните, что от Вас требуется. Сотрудники банков отвечают в чаты клиент-банков и приложений очень оперативно и довольно подробно.

Потребуется предоставление документов по импорту в налоговую

До 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия белорусского товара к учету, Вам придется не только заплатить НДС, но и подать документы в налоговую инспекцию.

Импорт из Белоруссии документы

Декларация по косвенным налогам;

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

Договор на покупку товара в Белоруссии;

Выписка или платежка с отметкой банка, подтверждающие уплату НДС;

Транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров из Беларуси в Россию;

Счет-фактура или другой документ, подтверждающий стоимость товаров (счет, накладная и т.п.).

Если у Вас есть бухгалтер, то подготовить все эти документы - это его работа. Что же делать, если бухгалтера нет или он не умеет?

Во-первых, надо понимать, что заполнить декларацию и заявление по косвенным налогам может абсолютно любой человек, а не только бухгалтер. Ничего супер сложного в этом нет. В декларации нужно заполнить титульный лист с реквизитами и раздел 1, в который нужно поставить сумму уплаченного НДС, ОКТМО и КБК. В заявлении также заполняется только первый раздел (второй заполняет налоговая, а третий раздел и приложение нужно заполнять лишь в редких случаях).

Во-вторых, если Вы ведете учет в онлайн сервисе, там скорее всего предусмотрена возможность заполнения документов по импорту. Если заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в Вашем сервисе нельзя, используйте бесплатную программу.

В-третьих, Вы всегда можете воспользоваться системами электронной отправки отчетности - Контуром, СБИСом или Такскомом. Если подключаться к ним на год за полную стоимость нет желания, то можно воспользоваться бесплатным тестовым режимом, чтобы заполнить отчет, а затем обратиться к уже подключенной компании, чтобы она отправила Ваш отчет за Вас. У нас, например, отправка одного документа, стоит 500 руб. Т.е. комплект документов по импорту (декларация + заявление + подтверждающие документы) мы отправим за 1 500 руб.

Потребуется сдача статистики на таможню

Несмотря на то, что товары, произведенные в Беларуси, свободно перемещаются в Россию (таможенного оформления нет), подавать в таможню статистическую форму все равно придется.

Срок сдачи статистики в таможню

На сайте Федеральной Таможенной Службы есть график сдачи статистических форм на весь 2020 год помесячно.

Стоимость бухгалтерских услуг при импорте товаров из Белоруссии

Стоимость заполнения декларации по косвенным налогам - 1 000 руб.

Стоимость заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов - 2 000 руб. до пяти позиций

Стоимость отправки документов по импорту в налоговую - 1 500 руб.

Стоимость заполнения статистики в таможню - 1 500 руб. до пяти позиций

Всего за 6 000 руб. специалисты компании Амбер заполнят для Вас все документы по импорту и отправят их в налоговую и таможню, даже если у Вас не подключена система электронной сдачи отчетности. От Вас потребуется только ЭЦП. Если же Вы заключите с нами договор на бухгалтерское сопровождение, подготовка документов по импорту будет включена в стоимость обслуживания.

Наши социальные сети:
WhatsApp
Telegram
Вконтакте
Инстаграм

Читайте также: