Аудит декларации по ндс

Опубликовано: 14.05.2024

Что такое налоговый аудит?

Налоговый аудит — это проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов.

Основная цель аудита налогов — устранение налоговых рисков и минимизация финансовых потерь компании, собственников и руководителя. Ведь в случае доначисления налогов компании грозит штраф 20% от суммы доначислений и пени, а при наличии доказательств умысла в неуплате налогов размер штрафа составит 40%. Причем руководителю, собственнику или иному контролирующему лицу может грозить уголовная, субсидиарная и имущественная ответственность. Кстати, по данным налоговой службы за 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях, а в 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Также иногда собственники и руководители хотят проверить квалификацию работников бухгалтерской службы и найти возможные финансовые резервы.

Почему налоговый аудит особенно важен в последнее время?

В последнее время результативность выездных налоговых проверок превысила 98%, т.е. налоговые органы выходят на проверку только в тех случаях, когда для этого есть повод (используют риск-ориентированный подход).

Минимальная сумма доначислений по выездным налоговым проверкам в РФ составляет 35 млн. руб. Поэтому налоговый аудит может сэкономить минимум 7 млн. руб. (минимальное доначисление 35 млн. руб. *20%).

Уже на стадии камеральных проверок налоговых декларации инспекторы могут составить представление о налогоплательщике и даже определить предполагаемую сумму неуплаты налогов. Теперь программа ФНС РФ анализирует цепочки контрагентов, наличие в них неблагонадежных налогоплательщиков, выявляет нестыковки в показателях деклараций, например, между налоговой базой по НДС и налогом на прибыль, оценивает налоговую нагрузку, рентабельность и др. показатели компаний.

Поэтому, если отчетность налогоплательщика не вызывает нареканий налогового органа — повода для назначения выездной налоговой проверки нет. Кроме того, при безупречной налоговой отчетности сокращается количество запросов из налоговой инспекции в рамках камеральных проверок, что не может не отразиться на работе бухгалтерии и эмоциональном настроении сотрудников. Уверенность в данных налоговых деклараций — спокойствие руководителя и собственника.

Чтобы у организации была такая уверенность или хотя бы реальное представление о состоянии налогового учета и отчетности и о налоговых рисках компании следует провести аудит налогов.

Кроме того, налоговый аудит проводится по инициативе собственников или руководителей компании для проверки компетенции сотрудников бухгалтерии, отвечающих за исчисление налогов. Ведь иногда налоги переплачивают, в т.ч. и в случаях, когда неправильно организовано налоговое планирование, как например, в этом кейсе.

В чем особенности аудита налогообложения (его отдельных видов)?

По желанию Заказчика аудит налогового учета можно провести за определенный период (квартал, год, несколько лет и др.) и в отношении всех или некоторых налогов:

1. Аудит налогообложения прибыли

Такая проверка необходима любой компании, применяющей общую систему налогообложения. Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание документальному оформлению расходов. Иногда из-за отсутствия внутренних документов (например, отчета о проведении рекламной акции, акта на отпуск материалов в производство, технологической карты и т.п.) налогоплательщик рискует «лишиться» налоговых расходов.

Аудит налога на прибыль особенно необходим компаниям, работающим с иностранными партнерами, в т.ч. привлекающим иностранное финансирование (при проведении аудита налога на прибыль проверяется исполнение обязанностей налогового агента и правомерность применения им ставок налога).

2. Аудит НДС

НДС налоговые органы уделяют особое внимание (ПК «Контроль НДС»), поэтому для налогоплательщиков — это самый «риск содержащий» налог. В рамках аудита НДС производится проверка контрагентов «на благонадежность», правильность и своевременность определения налоговой базы, применения освобождения от НДС и льготных ставок (10%, 0%), порядок ведения раздельного учета НДС и др.

3. Аудит налога на имущество организаций

Аудит необходим организациям, владеющим недвижимостью. На практике были случаи, когда бухгалтер занижала налог, поскольку исчисляла его исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не по кадастровой стоимости. Или, наоборот, организации переплачивали налог, ошибочно исчисляя налог по недвижимости, не являющейся объектом обложения, как, например, в этом кейсе.

4. НДФЛ и страховые взносы

Эти «зарплатные налоги» платят все организации и у налоговых органов они под особым контролем, в т.ч. работодателей вызывают на «зарплатные комиссии», а за неуплату страховых взносов несколько лет назад была введена уголовная ответственность.

В первую очередь аудит НДФЛ и страховых взносам необходим компаниям, производящим различные социальные выплаты работникам, а также имеющим иностранных сотрудников.

5. Другие налоги и сборы

При проведении налогового аудита также анализируются другие налоги и сборы: налог при УСН, транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин, региональные и местные налоги и сборы, например, торговый и курортный сбор и т.д.

Переместите отчет сюда или Загрузите с компьютера

Кто и как сдает декларацию по НДС

Форму сдают в налоговую инспекцию по месту вашей регистрации после окончания отчетного периода - календарного квартала. Ее представляют не позднее 25-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Если этот день приходится на выходной или праздничный день, ее сдают в следующий за ним первый рабочий день.

Сдать декларацию обязаны:

  • организации и предприниматели - плательщики НДС (в том числе и те из них, которые применяют ЕСХН и не получили освобождение от НДС);
  • налоговые агенты по НДС. Например, организации на УСН;
  • организации и предприниматели, которые применяют упрощенку и выставили покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога.

Сдать декларацию можно:

Практически все плательщики налога обязаны сдавать форму в электронном виде. Численность сотрудников компании или предпринимателя значения не имеет. Но из этого правила есть исключения. Сдавать декларацию на бумаге вправе:

  • налоговые агенты по НДС, которые не являются плательщиками этого налога и не ведут посредническую деятельность с оформлением счетов-фактур от своего имени;
  • иностранные организации, которые оказывают в России электронные услуги, и иностранные налоговые агенты.

Как проверяют декларацию в налоговой инспекции

Проверка по ФЛК

Как мы сказали выше, программа налоговиков проверяет соответствие файла с декларацией по НДС тем требованиям к его формату и реквизитам, которые утвердила ФНС.

В большинстве случаев ошибки ФЛК связаны:

  • с неправильным указанием обязательных реквизитов в декларации по НДС. Например, нет нужных разделов, не указаны коды операций, есть ошибки в ИНН и т. д.;
  • ошибочным формированием файла бухгалтерской программой. Например, если название файла с отчетом не совпадает с аналогичным показателем, который есть внутри декларации.

Вот перечень ошибок ФЛК, которые встречаются наиболее часто:

Код места сдачи отчета не соответствует вашему КПП. Например, вам нужно указать код 214, если форма сдается по месту постановки на учет и вы не являетесь крупнейшим налогоплательщиком.

В декларации нет данных из книги продаж о выставленных счетах-фактурах.

В декларации нет данных из книги покупок о зарегистрированных счетах-фактурах, полученных от контрагентов.

Не заполнены обязательные поля в форме. В декларации по НДС обязательно должно быть заполнено хотя бы одно из следующих полей: стоимость продаж по счету-фактуре; стоимость продаж, освобождаемых от налога, по счету-фактуре Оставаться пустыми оба поля не могут.

Не заполнены обязательные поля в форме. В декларации по НДС обязательно должно быть заполнено хотя бы одно из следующих полей: стоимость продаж по счету-фактуре; стоимость продаж, освобождаемых от налога, по счету-фактуре Оставаться пустыми оба поля не могут.

Проверка по контрольным соотношениям (КС)

Второй этап проверки декларации по НДС – проверка контрольных соотношений. Такая проверка предусматривает сопоставление данных внутри отчета. Например, общая сумма налога к уплате, вписанная в строку 230 раздела 9 декларации, должна быть равна сумме всех строк 170 этого же раздела. Напомним, что в этой строке отражают данные о начисленном налоге по каждому счету-фактуре, который выставила компания контрагентам покупателям.

Чаще всего ошибки, по которым срабатывают КС, допускают:

  • при расчете общей суммы НДС, начисленной к уплате по всем счетам-фактурам в разделе 9;
  • при определении суммы НДС, начисленной по всем разделам декларации;
  • при расчете суммы налога к вычету по разделу 8 и всем дополнительным листам к ней.

Налог к уплате по всем счетам-фактурам (КС 1.34)

Часто в декларации по НДС нарушается контрольное соотношение 1.34. Оно проверяет общую сумму налога, начисленную к уплате в бюджет по всем счетам-фактурам, которые компания выставила контрагентам в отчетном периоде. Речь идет про показатель строки 230 раздела 9. Здесь показывают общую сумму продаж (без НДС) по книге продаж, облагаемых налогом по ставке 20 процентов.

Она складывается из суммы продаж по каждому счету-фактуре, указанному в строке 170 раздела 9. Если в декларации это правило не соблюдается, то в ней допущена ошибка. Она может быть в следующих строках раздела 9:

  • 230 - занижена или завышена сумма продаж;
  • 170 - завышена или занижена сумма продаж.

Для ее исправления проверьте, чтобы в строке 230 были учтены продажи по каждому счету-фактуре (включая корректировочные), которые зарегистрированы в разделе 9, со ставкой НДС 20 процентов. Показатель строки 230 должен совпадать с суммой итоговых строк “Всего” книги продаж (графа “Стоимость продаж… 20 процентов). Убедитесь, что в строке 170 нет лишних данных и присутствуют нужные. Например, там не должно быть продаж прошлых или будущих кварталов. Проверьте, чтобы в раздел 9 не попали счета-фактуры, которые не относятся к текущему кварталу.

Правильно заполненная форма должна выглядеть так:

  • строка 170 раздела 9

Продажи в строке 170 раздела 9 декларации по НДС

  • строка 170 раздела 9

  • заполнение строки 230 раздела 9

Продажи в строке 230 раздела 9 декларации по НДС

Общая сумма НДС к уплате по всем разделам (КС 1.27)

Еще одна ошибка, которая встречается наиболее часто. Неправильно рассчитан НДС, начисленный по основным разделам декларации.

Этот показатель равен сумме всех строк с налогом к уплате в бюджет по разделам 2, 3, 4 и 6. Налог, начисленный в основных разделах декларации, должен совпадать с суммой НДС, указанной в книге продаж и дополнительных листах к ней (раздел 9 и приложение 1 к нему). Если эта формула не соблюдается, то в декларации ошибка.

Для ее исправления нужно проверить показатели всех строк основных разделов декларации, в которых указана сумма начисленного налога. Это строки:

  • 060 раздела 2;
  • 118 раздела 3;
  • 050 и 080 раздела 4;
  • 050 и 130 раздела 6.

Убедитесь, что в раздел 9 и приложение к нему попали нужные данные. Показатели этого раздела могут быть завышены или занижены. Проверьте строки:

  • 260, 265 и 270 раздела 9;
  • 050, 055, 060, 340, 345 и 350 приложения 1 к разделу 9.

Налог к вычету по разделу 8 (КС 1.28)

Контрольное соотношение 1.28 касается расчета вычета по книге покупок (раздел 8) и самой декларации.

Напомним, что в разделе 8 показывают общую сумму НДС, которую можно принять к вычету. Этот показатель равен сумме тех строк декларации, в которых указан налог к вычету по разделам 3-6. Если вычеты в разделе 8 и приложении 1 к нему меньше или больше чем нужно, это ошибка.

Она может быть в строках:

  • 190 раздела 8 и приложения 1 к нему;
  • 005 приложения 1 к разделу 8;
  • 190 раздела 3;
  • 030 и 040 раздела 4;
  • 080 и 090 раздела 5;
  • 060, 090 и 150 раздела 6.

Для исправления ошибки проверьте, чтобы в строках 190 раздела 8 и приложении 1 к нему были данные по всем счетам-фактурам, которые дают право на вычет налога в текущем квартале. Возможно, здесь нет вычетов, которые заявлены к возмещению из бюджета в разделах 3-6 декларации.

Убедитесь, что в разделах 3 - 6 нет лишних данных. Например, сумм входного налога принятого к вычету по покупкам прошлых или будущих кварталов. Также проверьте, что в раздел 8 и приложение к нему попали все нужные данные. Аналогичную проверку проведите в отношении разделов 3-6 декларации.

Михаил Кобрин

Зачем проверять декларацию по НДС

Сейчас бухгалтерские программы заполняют декларацию автоматически на основании внесенных данных. Но отправлять в инспекцию непроверенную декларацию не стоит.

Предварительная проверка декларации поможет избежать переплаты или неуплаты НДС, и спасет от необходимости сдавать уточненные декларации.

Проверка декларации по НДС по счетам бухгалтерского учета

Проверка декларации по НДС

В первую очередь декларацию проверяют по счетам бухгалтерского учета. Для этого формируют оборотно-сальдовые ведомости и проводят анализ по следующим счетам:

  • 90 и 91 — для проверки реализаций в разрезе ставок по НДС;
  • 60, 62 и 76 — для проверки сумм авансов и НДС;
  • 19 — для проверки заявленных к вычету сумм НДС;
  • 68 — для проверки итоговой суммы налога к уплате.

Проверяем счет 19

Начинаем с анализа проводок Дт 68.02 Кт 19. Сумма по этим проводкам — это сумма НДС, предъявленная к вычету. В декларации это число должно отражаться в строке 120 Раздела 3.

Проверяем счет 76

Анализируем проводки Дт 76.АВ Кт 68.02. Здесь мы видим НДС, исчисленный с полученных авансов от покупателей. Сумма по дебету 76.АВ попадает в строку 070 Раздела 3 декларации. Кроме того, есть еще проводки Дт 68.02 Кт 76.АВ. Это сумма НДС с зачтенных авансов от покупателей. Кредитовый оборот 76.АВ должен попасть в строку 170 Раздела 3.

Проверяем счет 90.03

Смотрим проводки Дт 90.03 Кт 68.02. Это сумма НДС, начисленная с реализации. Данные проводки смотрите в разрезе применяемых ставок по НДС. Если вы используете только ставку 20 %, эту сумму вы увидите в строке 010 Раздела 3 Декларации по НДС.

Проверяем счет 62

Информация по счету 62 должна соотноситься с оборотами по другим счетам и соответствующим строками в декларации. Чтобы проверить соотношение, воспользуйтесь формулами:

  • Дт 62.1 * 20/120 = Дт 90.03 = строка 010 Раздела 3;
  • Кт 62.2 * 20/120 = Дт 76.АВ = строка 070 Раздела 3;
  • Дт 62.2 * 20/120 = Кт 76.АВ = строка 170 Раздела 3.

Проверяем счет 60

По этому счету проверьте лишь одно соотношение:

Кт 60 * 20/120 = Дт 19.03, что в свою очередь должно быть равно строке 120 Раздела 3.

Проверяем счет 68.02

Сравниваем дебетовые и кредитовые обороты счета 68.02. Остаток по кредиту — это сумма налога к уплате. Она фигурирует в строке 200 Раздела 3. Остаток по дебету — это НДС к возмещению. Его отражают в строке 210 Раздела 3.

Проверяем проведение всех документов покупок и продаж

Проверить, что проведены все документы реализаций и покупок. Если не будет хватать документов продаж, вы занизите сумму налога к уплате в декларации. Если не будут проведены документы покупок, вы не заявите часть НДС к вычету.

Проверка Декларации по НДС по контрольным соотношениям

При проверке декларации инспектор руководствуется контрольными соотношениями. Любой налогоплательщик может узнать эти соотношения в Письме ФНС № ГД-4-3/4550@ от 23.03.2015 года и Письме ФНС № СД-4-3/4921@ от 19.03.2019 года.

В письме указано, какая статья нарушается при несоблюдении соотношения, и какие меры предпримут налоговые органы.

Приведенные в письме формулы нужны для сверки показателей как внутри и между разделами 1-7 Декларации, так и в увязке с информацией из разделов 8-12. Вот некоторые из них:

  • строка 190 графа 3 Раздела 3 должна быть равна сумме строк 120, 130, 135, 140, 150, 160, 170, 180, 185 по графам 3 Раздела 3, если левая часть равенства больше правой;
  • строка 020 Приложения 1 к Разделу 9 должна быть равна строке 230 Раздела 9;
  • если строка 050 Раздела 1 больше 0, то строка 190 Раздела 8 — (строка 260 + строка 270 Раздела 9) больше 0 и так далее.

На практике бухгалтеры не сверяют контрольные соотношения вручную. Все это делает учетная программа, в которой они ведут бухгалтерский учет. Иногда проверку может выполнять сервис, через который декларацию подают в налоговую.

Проверка корректности заполнения счетов-фактур

Кроме проверки контрольных соотношений и информации на счетах бухучета, обратите внимание на корректность фактур. Если этот документ заполнить с нарушениями, принять НДС к вычету будет нельзя. Правила ведения документов, применяемых при расчете НДС, закреплены в Постановлении Правительства РФ № 1137 от 26.12.2011 года.

В первую очередь посмотрите корректность заполнения ИНН и КПП продавца. Для этого разработан официальный сервис ФНС. Если сервис укажет, что ИНН и КПП отсутствуют в базе, запросите у контрагента верную информацию.

Сверьте реквизиты выданных и выставленных счетов-фактур. При проверке налоговая соотносит ваши Разделы 8 и 9 Декларации по НДС с соответствующими разделами деклараций ваших покупателей и поставщиков. Если получится так, что вы указали у себя счет-фактуру от поставщика, а он у себя ее не зарегистрировал, налоговая потребует разъяснений или уточненной декларации. Эту функцию выполняет автоматизированная система АСК НДС-3. Поэтому отличие даже в одной цифре или букве в номере счета-фактуры приведет к тому, что система не найдет фактуру у покупателя или поставщика.

Сверка с налоговой по НДС

После сдачи декларации и уплаты налога сверьтесь с инспекцией. Для этого запросите у налоговой акт сверки или справку о состоянии расчетов с бюджетом. Документы готовят до 5 рабочих дней.

В акте вы увидите, совпадают ли ваши расчеты по НДС с информацией ФНС. Если все верно, акт можно подписать и передать в инспекцию. Если нет — подпишите акт с отметкой «подписано с разногласиями». После этого налоговая попросит предоставить доказательства, подтверждающие правильность ваших расчетов.

Рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. При заполнении декларации по НДС наша программа автоматически проверяет все контрольные соотношения. А строки отчета заполняются в соответствии со счетами бухгалтерского учета. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Декларация по НДС


Впервые ФНС начала применять первую версию АСК НДС в 2013 г. В 2015 г. был осуществлен переход на более совершенную АСК НДС-2, а подача электронных деклараций стала обязательной. С 1 февраля 2018 г. ФНС приступила к тестированию АСК НДС-3.

Несмотря на внедрение информационных комплексов, налогоплательщики старались «оптимизировать» уплату налога на добавленную стоимость в бюджет. Но лазеек становилось все меньше и в настоящее время для простых налогоплательщиков их практически не осталось.

И опять же, несмотря на установленную систему контроля, до недавнего времени некоторые налогоплательщики, хорошо знающие внутреннюю «кухню» налоговых органов (т.е. с помощью сотрудников инспекций«, использовали слабые места в системе администрирования НДС.

Так, в 2019 году Счетная палата в результате проведенной проверки выявила несколько слабых мест в системе администрирования налога на добавленную стоимость.

В частности, проверка показала, что после введения с 2015 года обязанности электронной подачи декларации по НДС, некоторые налогоплательщики обернули в свою пользу возможность ее корректировки. С одной стороны, этот инструмент позволяет оперативно предоставить уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок, с другой стороны, он сам стал инструментом мошеннической схемы по снижению налоговых обязательств.

Появилась новая схема — так называемый «массовый подписант», когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков. К примеру, один из таких граждан представил в налоговые органы 1 713 актуальных деклараций по НДС за 1 055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 — уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.

Вот как пояснили в Счетной палате схему:

«Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате. А следующая декларация уже с номером корректировки 1 принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности». И добавили, что в соответствии с действующим порядком, установленным Налоговой службой, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей.

По словам руководителя ФНС Даниила Егорова:

«Мы уже отработали ситуацию, создали сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать».

Вместе с тем, по словам Егорова, приоритетом в работе с НДС, безусловно, является налоговый разрыв как наиболее понятная и очевидная схема по минимизации налоговых обязательств.

«Это когда через технические компании от выгодоприобретателя занижаются налоговые обязательства. Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня — 0,76%».

Как налоговые органы контролируют уплату НДС

Сейчас налоговая использует более 20 информационных комплексов, с помощью которых проверяется деятельность налогоплательщиков. Среди них АИС «Налог-3», ПИК «Однодневки», ПИК «Счета-фактуры», «ВНП-Отбор», ПИК «Доход», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы», ПП «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») и другие, позволяющие инспекторам выявлять схемы незаконного ухода от налогов.

ПК «Контроль НДС» (ранее АСК «НДС-2») отслеживает цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС), от создания или пересечения российской границы до продажи конечному потребителю.

Система выявляет следующие расхождения:

1. Расхождение вида «разрыв»:

  • непредставление налоговой декларации организациями;
  • представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
  • отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
  • значительное искажение данных.

2. Расхождение вида «НДС»:

  • превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком — покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом — продавцом с операций по реализации.

Если у покупателя отраженная в книге покупок счет-фактура отсутствует в книге продаж продавца, то возникает «разрыв», т.е. система установила, что возмещаемый покупателем НДС (принятый к вычету) продавцом в бюджет не уплачен (не исчислен и не отражен к уплате).

Таким образом, если данные об одной и той же операции (счет-фактуре) не совпадают — системой автоматически формируется требования в адрес продавца и покупателя по разрыву, который свидетельствует либо о завышении налоговых вычетов покупателем или же о занижении суммы налога к уплате продавцом. Требования выставляются системой автоматически, и инспектор не принимает в этом никакого участия.

«ВНП-Отбор» (подсистема АИС «Налог-3»)

С помощью информационного комплекса «ВНП-Отбор» инспекторы сопоставляют данные о деятельности компании (рентабельность, прибыльность) с информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации компаний и сравнивают показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет. Система «ВНП-Отбор» выставляет баллы налогоплательщикам, и если нестыковок у компании много, рекомендует ее к налоговой проверке. При этом анализируется платежеспособность налогоплательщика (наличие имущества) и его владельцев.

ПК «ВАИ»

Программный комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации») используется налоговиками для того, чтобы представить данные о компаниях, их владельцах и осуществляемых компаниями выплатах в графическом виде.

ПИК «Доход», ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы» и т.д.

В этих программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе, объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды.

Вся информация о налогоплательщиках собирается в центрах обработки данных (ЦОД). В мае 2015 года первый ЦОД был открыт в подмосковной Дубне. В декабре 2015 года ФНС запустила второй Центр обработки данных в Городце. ЦОДы в Дубне и Городце в автоматическом режиме формируют «единый налоговый файл» о каждом налогоплательщике в России. Данные о налогооблагаемых операциях собираются и обрабатываются роботами и хранятся в облаке. Участие человека минимизируется. Все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) попадают в общероссийскую базу.

В своей контрольной деятельности налоговая использует технологию, которая основывается на создании так называемой «оптимальной модели» представителя какой-либо отрасли или вида деятельности, соответствующей своего рода эталону с усреднёнными показателями. Это результат большой аналитической работы.

Такие показатели определяются в результате обработки информации по тому или иному виду деятельности. Например, чётко определяется, что по этому виду деятельности на сегодняшний день норма рентабельности 12 процентов. Исходя из этого выясняют, а какие тогда налоговые платежи по налогу на прибыль организаций должны поступать в бюджет? Или, соответственно, при каких оборотах выручки по данному виду деятельности должны поступать в бюджет соответствующие данные по налогу на добавленную стоимость, исходя из нормы добавленной стоимости по виду деятельности?

Опять-таки, это где-то близко к рентабельности. Исходя из этого, определяются и соответствующие нормы возмещения НДС, потому что, как известно, на сегодняшний день практически 99 процентов проверок дают результат, по которому налоговые органы знают, сколько именно должно быть возмещено НДС, а не столько, сколько затребовано в налоговых декларациях.

Это очень серьёзная работа в результате внедрения НДС-2, ну и сейчас уже АСК НДС-3.

Сравнение с этими показателями позволяет выявить рисковые звенья и раскрутить цепочки связей весьма глубоко. То есть, если раньше говорили о фирмах-однодневках, которые скрывали операции за двумя-тремя звеньями, то сейчас это доходит до 15 и более уровней.

Применение риск-ориентированного подхода при контроле за возмещением НДС

Всем декларациям по НДС, в которых заявлено возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, автоматически присваивается свой уровень риска: высокий, средний или низкий:

  • высокий уровень риска — налогоплательщики, в работе которых имели место зафиксированные правонарушения, уровень выполнения ими налоговых обязательств низок, а потому особенно высока вероятность назначения выездных проверок.
  • cредний уровень риска — в эту группу входят налогоплательщики, частично не выполняющие налоговые обязательства;
  • низкий уровень риска налоговых правонарушений — налогоплательщики, выполняющие свои обязательства по начислению и уплате налогов.

Декларации, которым присвоен высокий и средний налоговый риск, получают «особое внимание» со стороны налоговой инспекции, в которой проводится камеральная налоговая проверка.

В случае, если при возникновения разрыва по результатам отработки направленных системой требований проблема не устранена, то возникают так называемые «сложные расхождения». То есть система устанавливает, что на месте разрыва со стороны покупателя и продавца стоят транзитеры — иначе «технические фирмы» или «фирмы-однодневки».

Установленные системой АСК НДС сложные расхождения централизованно направляются Межрегиональной инспекцией по камеральному контролю в инспекции, где возник разрыв, для установления в цепочке формальных поставок организаций выгодоприобретателей/выгодополучателей.

При проведении углубленной камеральной проверки налоговыми органами устанавливается, кто при возникновении разрыва в цепочке поставок является транзитером, а кто выгодоприобретателем с учетом сведений:

  • о руководителе и учредителях, в том числе определение признака «массовый руководитель/учредитель»;
  • о среднесписочной численности;
  • о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица;
  • о наличии в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности информации о руководителе, учредителе, адресе регистрации;
  • о наличии и содержании протоколов допросов руководителей и учредителей;
  • о дисквалифицированных лицах;
  • о наличии расчетных счетов и их количества, сведений о приостановке операций по банковским счетам;
  • об адресах постановки на учет (регистрации), постановке на учет по месту «массовой регистрации»;
  • об активах организации и предоставляется ли декларация по налогу на имущество организаций;
  • о налоговой нагрузке и доле налоговых вычетов;
  • о дате постановки на учет (возрасте организаций);
  • о сопоставлении налоговой базы в декларациях и оборотом денежных средств по расчетным счетам;
  • о наличии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей;
  • об оборотах по расчетному счету организаций и назначением, наличие характерных для реальных организаций операций;
  • о способах предоставления деклараций, сведениями об ЭЦП;
  • и т.п. в зависимости от глубины контроля.

Налоговые органы получают полную информацию о налогоплательщике в автоматическом режиме и также автоматически определяется необходимость взаимодействия с налогоплательщиком, направляются требования о внесении изменений в декларации или назначается выездная налоговая проверка.

Человеческий фактор во взаимоотношениях между налоговым органом и налогоплательщиком практически сходит на нет. Иметь «своего человека» в инспекции уже не так важно, как было несколько лет назад.

Вывод

На практике налоговая отслеживает денежные потоки, мониторит расчеты между юридическими лицами, определяет виды операций на предмет того, являются ли они фиктивными, техническими или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы.

Система контроля за возмещением НДС из бюджета в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж. При этом влияние человеческого фактора сводится к минимуму.

Налоговый контроль ориентирован на камеральные проверки — именно с этим связано внедрение ФНС информационных систем. Знаменитая фраза о том, что «в этом мире неизбежны лишь смерть и налоги», похоже, находит подтверждение и в России.

Понедельник
17 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Целью аудита операций, связанных с НДС, является установ­ление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налого­вого законодательства.

Задачами аудита операций, связанных с НДС, являются:

— оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов по НДС;

— проверка формирования налоговой базы, применения нало­говых льгот и налоговыхвычетов;

— контроль за отражениемтекущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерскойи налоговойотчетности;

— проверка соблюдения организацией налогового законодатель­ства при формировании налоговой базы по НДС, полноты и свое­временностиуплаты налога в бюджет.

Основные нормативные документы:

— Налоговый кодекс Российской Федерации, глава 21 НКРФ;

— Правила ведения журналов учета полученных и выставлен­ныхсчетов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расче­тах по налогу на добавленнуюстоимость, утвержденные по­становлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914.

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибыляхи убытках(форма № 2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетнойполи­тике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 68 «Расчетыпо налогам и сборам»,субсчет «Расчеты по налогу на до­бавленную стоимость», 19 «Налогна добавленнуюстоимость по приобретенным ценностям», налоговые декларации, книга поку­пок, книга продаж, счета-фактуры,первичные документы, подтверждающие поступление товарно-материальных ценностей.

Работы при проведении аудита НДС можно разделить на триэтапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Основной задачей аудита операций, связанных с НДС,являет­ся контроль правильности формирования сумм налоговых обяза­тельств перед бюджетом. С этойцелью аудитору необходимо вы­полнить следующие процедуры:

— оценить систему бухгалтерского и налоговогоучета;

— оценить аудиторские риски;

— рассчитать уровень существенности;

— определить основные факторы, влияющие на налоговыепо­казатели;

— проанализировать организацию документооборота и изучитьфункции и полномочияслужб, ответственных за исчислениеи уп­лату налогов.

Выполнение перечисленных процедур позволяет рассмотреть существующие объекты налогообложения, соответствие применяе­мого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потен­циальныхналоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставлениеорганизаци­ей следующихосновных документов: налоговых деклараций по НДС (включая все уточненные расчеты), книги покупок и книгипродаж, счетов-фактур,актов выполненных работ (услуг), товар­ных накладных, регистров

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которыхвыявлены проблемные зоны с учетомзначения уровня существенности. Для этоговыполняются:

— оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДС;

— проверка налоговой отчетности, представленной организа­цией по установленным формам;

— расчет налоговых последствий для организаций в случаяхнекорректного применения норм налогового законодательства.

По результатам проверки разрабатываются и представляютсярекомендации по использованию организацией налоговых льгот и предложенияпо созданию в организациисистемы внутреннего контроля за правильностьюисчисления НДС.

Основные объекты проверки при рассматриваемом виде ауди­та и соответствующиеим аудиторские процедуры приведены в табл. 12.1.

Аудитор должен обратить внимание на оформлениеорганиза­цией счетов-фактур,на соответствиеих нормам,указанным в Пра­вилахведения журналов учета полученных и выставленныхсче­тов-фактур,книг покупок и книгпродаж при расчетах по налогу на добавленнуюстоимость, а именнопроверить:

— как организацией применяется новый порядок исправления счетов-фактур.Суть новыхправил заключается в том,что покупа­тель получает право только в том налоговом периоде, ко­гда у него будет исправленный вариант счета-фактуры;

— какие реквизиты содержатся в новомсчете-фактуре.Необхо­димо обратить внимание на подписина счетах-фактурах.Если сче­та-фактурыподписаны другими лицами, а не директороми глав­нымбухгалтером, то аудитору необходимо запросить приказ, на ос­новании которого было передано право подписи;

— какой адрес указан в счете-фактуре(юридический или факти­ческий). В соответствиис письмомМинфина России от 07.08.2006 № 03-04-09/15адрес должен быть тот же, какой указан в учреди­тельных документах. Если в учредительных документах указаны и юридический, и фактическийадрес, то и в счете-фактуре могут быть указаны оба адреса.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результатепроведения аудита операций, связанных с НДС:

— неправильное применение налоговых льгот;

— нарушение порядка определения налоговых вычетов;

— отсутствие или нарушение системы внутреннего контроля организации за правильностьюисчисления НДС.

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих доку­ментов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к областипроверки, и представляетего совместно с рабочейдоку­ментацией (приложение 12.1) руководителю проверки.

Процедуры аудита операций, связанных с НДС

Процедура 1. Проверка правильности начисления НДС

Начисленный НДС, руб.

Выручка от реализации(стр. 010формы № 2), руб.

Читайте также: