Аск ндс 4 когда выйдет

Опубликовано: 13.05.2024

Недобросовестные налогоплательщики разработали схему обмана автоматизированной системы контроля НДС. Они пользуются тем, что после подачи исходной электронной декларации система позволяет подавать корректирующие документы.

Проверка Счетной палаты

Налогоплательщики разработали схему обмана автоматизированной системы контроля налога на добавленную стоимость — АСК НДС-2 — под названием «массовый подписант». К такому выводу пришла Счетная палата, которая нашла в ходе проверки несколько уязвимых мест в системе администрирования НДС.

АСК НДС, использование которой стало обязательным с 2015 г., позволяет автоматически выявлять расхождения в цепочке формирования добавленной стоимости. При этом введение электронного контроля НДС сделало возможным появление совершенно новых мошеннических схем. Например, система дает возможность корректировать электронные декларации, и эта функция используется подателями деклараций в преступных целях — так и работает «массовый подписант».

Предметом проверки стало администрирование НДС налоговыми органами и их взаимодействие с таможенными органами в 2015-2017 гг. и частично в 2018 г. По итогам проверки в правительство и в Федеральную налоговую службу (ФНС) будут направлены информационные письма, а руководитель УФНС России по Москве и начальники ИФНС России № 1 и № 7 по Москве получат представления Счетной палаты. В Федеральное Собрание будет направлен отчет.

Как работает схема

Изначально возможность корректировки была предусмотрена для того, чтобы налогоплательщик мог быстро подать уточненную декларацию, если в предыдущем варианте были обнаружены ошибки. При этом все подаваемые декларации — и исходная, и корректирующее — нумеруются. Согласно порядку, который установила налоговая служба, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей. Эта особенность и сделала возможной реализацию мошеннической схемы.

Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин рассказал, как работает механизм правонарушения. «Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате. А следующая декларация уже с номером корректировки 1 принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности», — пояснил он.

fns600.jpg

Схема получила название «массовый подписант», поскольку при ее реализации один человек с ключом электронной подписи подает электронные декларации за нескольких налогоплательщиков. Например, известен случай, когда один гражданин подал одновременно 1713 деклараций по НДС от лица 1055 налогоплательщиков. При этом 589 деклараций были корректирующими и имели номера 99 или 999.

По словам заместителя руководителя ФНС Даниила Егорова, ведомство намерено ликвидировать уязвимость в системе нумерации корректировок. «Мы отработаем ситуацию, создадим сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать», — отметил он.

Как работает АСК НДС

Налоговая служба начала применять первую версию АСК НДС в 2013 г. В 2015 г. был осуществлен переход на более совершенную АСК НДС-2, а подача электронных деклараций стала обязательной. С 1 февраля 2018 г. ФНС приступила к тестированию АСК НДС-3.

АСК НДС производит анализ электронных деклараций и сверку данных компаньонов и контрагентов, что позволяет автоматически находить расхождения. Система работает с двумя видами расхождений: несовпадение суммы сделки в декларациях контрагентов и так называемый разрыв — если кто-то из контрагентов не отразил сделку в декларации, например, сдал нулевую декларацию, или вообще не сдал отчетность, или контрагента нет в ЕГРЮЛ.

АСК НДС-2 находит подозрительные данные и самостоятельно, без помощи налогового инспектора, направляет запросы налогоплательщикам. После получения уведомления у налогоплательщика есть пять дней, чтобы предоставить объяснения, в противном случае ему грозит проверка или доначисление налога. АСК НДС-3 дает возможность также следить за движением средств по счетам организаций и физлиц.

По данным Счетной палаты, автоматизированное выявление расхождений в цепочке формирования НДС положительно отразилось на поступлении налога в бюджет. С начала использования АСК НДС-2 собираемость НДС показывала ежегодный рост в среднем более чем на 13% и в 2018 г. достигла 3761 млрд руб.

По словам Егорова, самым важным в контроле НДС является обнаружение случаев разрыва, поскольку это наиболее понятная и очевидная схема снижения налога. «Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня — 0,86%», — отметил Егоров.

Осторожно! Налоговики внедряют новую интеллектуальную систему
Иллюстрация: Личный архив

Автоматизированная система контроля (АСК) позволяет налоговым органам проверять уплату налога на добавленную стоимость (НДС). Рассказывает налоговый консультант Ольга Тарасова-Сурдина.

История АСК НДС

2013 год – Федеральная налоговая служба (ФНС) начала применять АСК НДС. Программный комплекс самостоятельно анализирует данные, указанные налогоплательщиками в налоговых декларациях, и следит за соответствием информации у всех контрагентов.

2015 год – была внедрена усовершенствованная версия автоматизированной системы контроля - АСК НДС-2. Доходность бюджета за счет налоговых поступлений увеличилась в несколько раз.

2018 год – с 1 февраля в тестовом режиме работает АСК НДС-3, в этом году ее запустят в полном объеме.

Задачи интеллектуальной системы АСК НДС-2

· Определить, уплачен ли НДС с каждой проведенной сделки;

· выявить компании, которые незаконно используют налоговые вычеты по НДС (фирмы-«однодневки»).

Как работает программа

АСК НДС-2 сравнивает сведения из отчетности налогоплательщика, его поставщиков и покупателей. Если в цепочке обнаруживаются расхождения, АСК НДС автоматически направляет уведомление налогоплательщику. В течение пяти дней тот должен предоставить пояснения, иначе налоговая инспекция может провести проверку или доначислить налог.

Программа фиксирует два типа расхождений:

· несовпадение суммы - если сделка отражена в декларациях обоих контрагентов, но указаны разные суммы налога;

· разрыв - если сделка не отражена одним из контрагентов (он сдал нулевую декларацию, вовсе не сдал отчетность или его нет в ЕГРЮЛ).

АСК НДС-2 выявляет подозрительные данные и направляет запросы налогоплательщикам автоматически, без участия налогового инспектора. Это позволяет ФНС эффективнее контролировать уплату налогов.

Проблемы, которые должны быть решены в ближайшее время

Пока с помощью системы не удается:

· отследить реальное движение конкретного товара;

· проанализировать движение денежных средств от производителя до «обнала»;

· отследить поток наличных денежных средств у мелких предпринимателей и физлиц.

АСК НДС-3 – новый сервис ФНС

Новая версия программы позволяет отслеживать движение денежных потоков по счетам как организаций, так и физлиц.

К функциям контроля АСК НДС-2 добавили:

· базы данных таможенных органов;

· банковские операции юридических и физических лиц;

· данные госреестра юридических и физических лиц;

· базу данных ЗАГС.

Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически:

· выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами;

· видеть, уплачен ли НДС в этих цепочках;

· выявить бенефициалов сделки;

· находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица;

Программа будет обрабатывать данные не только по декларациям, но также по банковским счетам и кассовым аппаратам и сверять их с книгами продаж, книгами доходов и расходов организаций. Уловив разрыв в цепочке, она подаст сигнал, который дополнительно проверят сотрудники налоговой службы.

Программный комплекс АСК НДС-3 может автоматически формировать отчет, который является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер.

Уголовные статьи, по которым может быть предъявлено обвинение

· Ст. 198. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, страховых взносов;

· ст.171. Связь с «однодневками».

Правила выживания от Ольги Тарасовой-Сурдиной

Есть несколько «ключевых» точек и правил:

· зарплата для рядового состава – «белая»;

· корпоративная почта не в открытых источниках;

· банковские платежи: разные организации — разные компы;

· платишь ФЛ – плати НДФЛ;

· реальность бизнеса = люди+слова+документы+логика;

· документы должны быть все;

· НДС – святое, убытки – нельзя, «обнал» – забыли навсегда;

· сначала думаем – потом делаем. Учимся считать риски и сопоставлять их с налогами.

Как соблюсти эти правила и легализовать бизнес профессионально, пока не пришли налоговые инспекторы?

Ответы – на семинаре Ольги Тарасовой-Сурдиной «Легализация бизнеса» 13 февраля.


АСК НДС 3.0 не существует. Это миф, который поддерживают сами налоговики

С 1 января будет внедрен АСК НДС 3.0. Сверка платежей и счет-фактур идёт мгновенно. Вскрыты прошедшие годы. Программа автоматом подключает сотрудников УЭБиПК. Это — сборник распространенных пугалок.

ФНС начали массово рассылать запросы, где пишут, что АСК НДС знает про юридическое лицо и его директора абсолютно всё. Фотография такого запроса на картинке во вложении

На самом деле, модуль АСК НДС почти ничего из перечисленного в запросе не показывает.

Ниже я расскажу про реальную работу системы АСК НДС.


АСК НДС — это просто модуль, надстройка к налоговой программе «АИС налог-3». Этот модуль рассчитывает только разрывы по цепи НДС.

АСК НДС написан ГНИВЦ, государственной которой, которая делает сейчас почти всё ПО для ФНС. Вспомните любое государственное программное обеспечение. Обычно, оно всегда кривое-косое. АСК НДС — из той же оперы.

Сейчас, в предновогодние недели, АИС, а вместе с ним и АСК НДС, вообще стабильно висят. Традиционно падает сеть, не выдерживает нагрузки.


«Завтра мы внедрим «АСК НДС 3.0 и вам всем хана». )))

АСК НДС 3.0 вообще не существует. Это байка. Миф, который поддерживают сами налоговики. Главная пугалка этого мифа, что в 3 серии АСК НДС научится мгновенно сверять банковские платежи и счета-фактуры.

Вот почему этого не будет в обозримом будущем: АСК НДС и «АИС Налог-3» черпают данные по банковским проводкам из «ФИР Банки». ФИР — это ещё одна налоговая прога.

В теории, ФИР должен на автомате подтягивать выписки из всех банков. На практике, это не работает. Если в ФИР что-то и попадает, то только чудом. В ФИРе стабильно нет информации по последним кварталам.

По предыдущим кварталам информация всегда попадает только частично: может быть 10-20-50% от операций. Как повезет.

Большие банки, у которых множество региональных подразделений по всей стране, часто имеют разрозненное программное обеспечение. Центральное московское подразделение со своим БИКом и ПО. Это подразделение может более-менее нормально отчитывается в ФИР Банки. А где-нибудь в Свердловске ПО этого же банка может месяцами вообще не иметь электронной связи с налоговой. Просто сломалось и всё. Ждите, когда-нибудь починим. И если налоговикам что-то нужно именно из свердловского отделения данного банка, они пишут письмо и посылают его в бумажном виде. Через неопределенный срок придет ответ. Если не потеряется. О том, что данные из этого свердловского отделения будут грузиться в ФИР банки, речи нет вообще.

Ещё ФИР банки частенько меняет приход и расход местами. Т.е, то, что на ваш юрик приходит от клиентов, прога ставит в графу «расход».

Никакие операции с картами и эквайрингом в ФИР банки тоже не попадает. Карточные операции ФНС не видит вообще, для них это слепая зона.

Из всего вышесказанного, на выходе мы получаем информационный мусор, непригодный в использовании.

Сами сотрудники ФНС обо всём этом чудесно знают. Поэтому, они никогда не пользуются данными из ФИР банки, это просто потерянное время. Сотрудники сразу делают запросы в банки и ждут, пока банк пришлет человеческую выписку. И только после этого начинают сверку.

Сделать запрос по счету сотрудник территориалки просто так не может. Каждый запрос в электронном виде должен подтвердить зам начальника территориалки, запрос должен иметь какое-то обоснование.

Таким образом, чтобы АСК НДС 3.0 смог получать сведения из банков и делать сверку на автомате, сначала нужно целиком перестроить систему ФИР и АИС, корректно интегрировать её во все банки страны. Обучить персонал налоговой и банков. И только после этого модуль сможет корректно работать. По моим подсчетам, это задача минимум на год-два.

ГНИВЦ в данный момент рожает новый модуль, с функцией «визуальный сетевой анализ». Если простым языком, то новый модуль ищет связи юрлиц по всей цепи. Когда внедрят модуль — не известно. Но и новый модуль тоже подсасывает информацию из ФИРа. И тоже не умеет сопоставлять суммы и с-ф.


Налоговики начали массово подключать сотрудников УЭБиПК. Это на самом деле так. В чем суть. Сотрудники ФНС во многом оказались бессильны против качественного бумажного НДСа. Программа не показывает разрывов. Однако, юрик платит совсем мало налогов. Дальше у налоговиков два пути.

Путь первый: провести титанический труд по разбору работы данного юрлица, выявить его реальные косяки и предъявить. Это загрузит сотрудников контрольно-аналитического отдела на неделю. Ни на что другое у них времени не останется чисто физически.

Путь второй: прислать очень абстрактное требование. Формулировка максимально водянистая: вы заплатили мало налогов. Ни в коем случае не уточнять, каких именно налогов и в каком количестве. Как в запросе на фото.

Дальше вызвать директора на комиссию. На комиссии прямо напротив дира посадить сотрудника УЭБа. Сотрудник УЭБа должен грозно смотреть директору в глаза, издавать пугающие звуки и иногда непроизвольно тянуться к кобуре.

На выходе получаем бледно-зеленого директора, которому нужен нашатырь и валокордин. Ничего конкретного ему не предъявили и не сказали.

Времени сотрудников налоговой потрачено всего час. Но директор готов сознаться во всём на свете.

Написано в шуточной форме, но именно так и происходит.

Это прост факт. Вместо наработки доказательной базы налоговики перешли к самому банальному запугиванию. Страх работает быстрее и эффективнее.

Почему начали работать именно так, объяснить очень просто:

Хорошие исполнители бумажного НДС научились весьма качественно обходить систему АСК НДС. Разрывов может вообще не возникать, деревья зеленые или желтые. Отработать такое дерево руками, опросить кучу директоров — это гигантская трата времени.

Если же всё это сделать, то будет камералка и выездная проверка. Выездная проверка — это полтора-два года работы с налогоплательщиком, тонны документов, сотни-тысячи человекочасов сотрудников ФНС. Крупные выездные проверки могут вообще на время парализовать работу отделов КАО и ВНП.

Получится ли через полтора-два года работы получить с этого юрлица хоть что-то в бюджет — тоже большой вопрос.

Намного эффективнее тупо запугивать всех подряд. Кто-то пойдет и сразу заплатит. И здесь присутствие сотрудников УЭБа — лучший помощник. Люди инстинктивно боятся ментов. Когда-то в стране была налоговая полиция. И их боялись. Потом ФНС и полицию разделили и ФНСников бояться перестали. Сейчас, фактически, опять идет слияние.

УЭБовцам всё это тоже выгодно, к ним прибегают решать вопросы. В Москве к большим юрикам теперь катаются из управления по городу или из управления по России. По мелким суммам и юрикам — сотрудники управлений по округам.

Нужно просто принять новую реальность: теперь вместе с ФНС всегда будет УЭБ. Бояться ни тех, ни других не нужно. Что нужно, так это более тщательно продумывать систему собственной безопасности.

Вообще, с такой загрузкой УЭБа на мероприятиях по запугиванию, времени на отработку реальных злодеев у них теперь будет меньше.

ФНС просто заваливает УЭБ запросами. УЭБ, в свою очередь, пытается максимально сползти на стандартные отписки. Иначе, они просто захлебнутся в ФНСной рутине.

Новый регламент проверок НДС уже работает

НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕРОК НДС УЖЕ РАБОТАЕТ

ФНС начала работу по новому регламенту проверок деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС».

Познакомимся с новыми терминами и понятиями.

ОПЕРАЦИИ ОСОБОГО КОНТРОЛЯ

Новый функционал в программе «Контроль НДС», которые позволяет:

  • используя более совершенные способы контроля «отлавливать» налогоплательщиков, которым ранее удавалось проходить автоматизированный контроль без замечаний,
  • отслеживать показатели в декларации НДС по налогоплательщикам, нарушающим законодательства,
  • обмениваться между подразделениями ФНС информацией и отчетными формами.

Выделены следующие операции особого контроля:

  1. Расхождения по журналам . Теперь отслеживаются расхождения типа «разрыв» не только по разделу 3 декларации, но по разделу 11 «Журнал учета полученных счетов-фактур».
  2. Контрольные соотношения . Отслеживаются попытки отразить налоговые вычеты без начисления соответствующих налоговых обязательств.
  3. Сомнительные начисления . Рассматриваются вычеты покупателя, сформированные при отсутствии оплаты обязательств продавцом. В этом случае в цепочке компаний разрывов нет, но нет и уплаты налога.
  4. Несопоставляемые операции . Операции в декларациях с признаками риска, цель которых – избежать автоматизированного контроля. Будут пристально отслеживаться случаи дробления счетов-фактур (частичный вычет в разных периодах).

ПРОЦЕДУРЫ НОВОГО РЕГЛАМЕНТА

По новому порядку уже в течение 15 дней после наступления срока представления декларации по НДС в базе ФНС формируются два перечня:

  1. с несоответствиями и противоречиями «технического характера»,
  2. с признаками «схемных» нарушений.

Управления ФНС по регионам формируют перечни деклараций с сомнительными начислениями, «деревья связей», определяют предполагаемых выгодоприобретателей и направляют их в свои территориальные инспекции.

«СУЩНОСТНАЯ» ИЛИ «ТЕХНИЧЕСКАЯ» КОМПАНИЯ

Территориальные налоговые органы будут более тщательно отслеживать и анализировать «деревья связей» между компаниями.

Компании уже делятся на «сущностные» и «технические».

Если раньше фокус внимание был нацелен на неблагонадежные компании, компании, допускающие нарушения, то теперь во главу ставится «существенная» компании и изучается ее окружение.

Главное внимание – выгодоприобретателям.

В систему будет заноситься любая информация, которая может помочь определить связи между компаниями и их роль в цепочке. Полученная информация затем, возможно, будет предъявляться выгодоприобретателям в качестве доказательств получения необоснованной налоговой выгоды.

Какая это информации? Например, информация:

Добровольная ликвидаций компаний станет более сложной. При попытке закрыть компанию, которая, по мнению ФНС, является выгодоприобретателем, территориальный налоговый орган в течение одного рабочего дня должен принять решение о назначении выездной (тематической) проверки.

ВМЕСТО «СВЕТОФОРА» БАЛЛЫ

Систему раскрашивания цветом в АСК НДС-2 налогоплательщиков заменит (дополнит) система баллов, назначаемых по более чем 30 критериям, содержащимся в новом регламенте.

К привычным критериям ( движение по расчетному счету, IP-адреса, с которых отправляется отчетность, доля вычетов по контрагенту и т.п.) добавляются и новые.

Например, «критерий платежеспособности выгодоприобретателя» — сумма оплаты НДС в процентном соотношении с суммой заявленного вычета за период. Большие вычеты при низкой оплате будут свидетельствовать о фиктивной деятельности организации.

Дополнительно будет учитываться сумма баллов по критериям Методических указаний (Письмо ФНС от 29.10.2019 № ЕД-5-2/3755дсп@).

Таким образом, будет формироваться база по выгоприобретателям и доказательная база для обоснования нарушений по статье 54.1 НК РФ.

СМЕНА КОНТРАГЕНТА

Изменить контрагента при представлении уточненной декларации также будет крайне проблематично.

Теперь, согласно новому регламенту, территориальные инспекции ФНС будут ежемесячно проводить анализ уточненных деклараций. В случае замены контрагента инспекции примет «уточненку» без возражений, если:

  • будет увеличена либо сумма уплаты в бюджет налога, либо уменьшены вычеты,
  • не будет непропорционального увеличения налога или уменьшения сумм к возмещению по сравнению с данными первоначальной декларации.

В противном случае ИФНС сделает заключение о верности первоначальных выводов по камеральной проверке декларации.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

  1. Осознать, что схемы оптимизации по НДС уходят в прошлое. Их применение вычисляется ФНС все в большем числе случаев.
  2. Понять, что выстраивать линию защиты и собирать доказательства реальности сделки и правомочности ваших действий нужно уже при получении первого требования по НДС, а не в момент назначения выездной (тематической) проверки.
  3. Ни в коем случае не игнорировать требования ФНС. Нужно обязательно на них отвечать, не забывая при этом о своих интересах как налогоплательщика. Но и сильно увлекаться, давая подробный, развернутый ответ, пожалуй, не стоит. Ведь чем больше вы предоставите данных, тем более подробную информацию отразит ИФНС по «дереву связей», которое захватывает не только вашу компанию.
  4. В случаях, когда, по мнению ФНС, ваша компания является выгодоприобретателем, позаботьтесь о наличии доказательств правомерности ваших действий и данных в декларации. Главное внимание – обоснованию реальности сделок.

Помните, что по данным ФНС, сейчас устанавливается каждый второй выгодоприобретатель, использующий схемы уклонения от налогов. Совсем недавно был известен каждый третий.

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: