Польза ндфл для общества

Опубликовано: 01.05.2024

В целях формирования системы налогового контроля в холдинге "РЖД":

Утвердить Рекомендации о порядке налогообложения и исчисления страховых взносов с выплат в пользу работников дочернего общества ОАО "РЖД" и иных лиц (далее - Рекомендации).

Главный бухгалтер ОАО "РЖД"
Г.В. Крафт

Рекомендации о порядке налогообложения и исчисления страховых взносов с выплат в пользу работников дочернего общества ОАО "РЖД" и иных лиц

I. Введение

Рекомендации о порядке налогообложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами выплат в пользу работников дочернего общества и иных лиц устанавливают общие принципы формирования методологического документа, регулирующего налогообложение и обложение страховыми взносами выплат, осуществляемых дочерними обществами ОАО "РЖД" и их подразделениями.

Рекомендации включают в себя Типовую номенклатуру наименований и кодов видов выплат и удержаний из них.

Типовая номенклатура наименований и кодов видов выплат и удержаний из них (далее - Типовая номенклатура) разработана в целях формирования системы налогового учета и налогового контроля в холдинге ОАО "РЖД".

Номенклатура наименований и кодов видов выплат и удержаний, разработанная дочерним обществом в соответствии с Типовой номенклатурой, используется дочерним обществом для настройки программных продуктов по расчету заработной платы и контроля правильности налогообложения и исчисления страховых взносов.

Разработанная дочерним обществом номенклатура наименований и кодов видов выплат и удержаний подлежит актуализации по мере внесения изменений в законодательство Российской Федерации, получения разъяснений уполномоченных государственных органов.

II. Общие принципы построения номенклатуры наименований и кодов видов выплати удержаний из них

В соответствии с принятыми дочерним обществом ОАО "РЖД" положением об оплате труда, коллективным договором, иными локальными нормативными актами, а также законодательством Российской Федерации, дочернее общество ОАО "РЖД" самостоятельно определяет перечень возможных выплат в пользу работника и иных лиц (неработающих пенсионеров, детей, находящихся на иждивении, других лиц, не являющихся работниками дочернего общества ОАО "РЖД").

В зависимости от источника отнесения затрат в бухгалтерском учете выплаты в пользу работников распределяются по группам Номенклатуры:

1. Расходы на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

2. Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг).

3. Расходы за счет собственных средств организации (прочие расходы).

4. Выплаты из Фонда социального страхования Российской Федерации.

З.Выплаты, производимые за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6. Выплаты за счет бюджетов.

В группу выплат "Расходы на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), включаются расходы в пользу работников дочернего общества, учитываемые в бухгалтерском учете в составе затрат на оплату труда. В группу выплат "Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) включаются расходы в пользу работников дочернего общества, учитываемые в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности по элементу "прочие".

В группу "Расходы за счет себестоимости средств организации (прочие расходы)" включаются расходы, осуществляемые как в пользу работников, так и в пользу иных лиц, которые в бухгалтерском учете учитываются в составе прочих расходов. Расходы в пользу работников включаются в данную группу, если они не предусмотрены трудовыми и (или) коллективным договорами, положением об оплате труда, положением о премировании дочернего общества.

В данную группу включаются также расходы по командировкам, не связанным с производственной деятельностью, осуществляемым по решению руководства (сопровождение детей в детские оздоровительные лагеря, участие в культурно-массовых мероприятиях и т.п.), а также проценты за задержку заработной платы. Любые расходы, осуществляемые в пользу иных (не являющихся работниками дочернего общества) лиц, за исключением выплат по гражданско-правовым договорам производственного назначения. Примерный перечень выплат, включаемых в группы 1-6, приведен в приложении № 1.

В отношении каждого кода вида выплаты знаками (+) и (-) определяется входимость по графам Номенклатуры. Согласно Федеральному закону от 29.12.2006г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Трудовому кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2007г. № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" выплаты подразделяются на включаемые и не включаемые в базу для определения среднего заработка при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (графа 3 типовой Номенклатуры), оплаты очередного отпуска (графа 4), размера возмещения вреда, причиненного здоровью на производстве (графа 5), начисления пенсионных (негосударственных) взносов и корпоративной пенсии (графа 6).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также Налоговым кодексом Российской Федерации определяется входимость по видам выплат, включаемым и не включаемым в облагаемую базу по налогам и взносам во внебюджетные фонды Российской Федерации по графе 7 "В Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование", графе 8 "В фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование", графе 9 "В Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование", графе 10 "Страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", графе 13 "Для определения налога на доходы физических лиц", а также графе 17 "Расчеты, учитываемые (+) и не учитываемые (-) в целях налогообложения прибыли".

В соответствии с положением об оплате труда, положением о премировании дочернего общества, Трудовым кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяется входимость для расчетов по графе 11 "Начисление премий", графе 12 "Начисление надбавок по районному коэффициенту и северных надбавок", графе 14 "Исчисление алиментов" и графе 15 "Исчисление удержаний по исполнительным листам в пользу государства и др.".

Для организаций, стоящих на учете в качестве плательщиков подоходного и социального налогов и страховых взносов иностранных государств, вводятся дополнительные графы (начиная с 19), учитывающие входимость выплат при исчислении налогов и страховых взносов иностранных государств. Пример определения входимости по графам Номенклатуры представлен в таблице № 1.

При необходимости обеспечения вариативности входимости кодов по какой-либо из граф, по кодам видов выплат проставляются номера сносок с соответствующими разъяснениями, которые оформляются как приложение к Номенклатуре.

В примере, представленном в таблице № 1, в графе 10 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" по коду вида выплаты 003 "Вознаграждение, выплачиваемое гражданам по гражданско-правовым договорам" проставлена сноска 1), по которой даны следующие разъяснения в примечании:

"1) К коду 003 графа 10

Если гражданско-правовым договором предусмотрена уплата страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, то у организации, заключившей договор, возникает обязанность уплачивать данные взносы".

Форма Типовой номенклатуры наименований и кодов видов выплат и удержаний из них приведены в приложении № 2.

III. Особенности налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии со ст.255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда, учитываемые при исчислении налога на прибыль, включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Также, согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, если в организации утвержден локальный нормативный акт, а в трудовых и (или) коллективных договорах дается отсылка на этот документ, то предусмотренные данным документом выплаты, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Выплаты, не предусмотренные трудовым договором, не учитываются при налогообложении прибыли.

Кроме того, исключаются из расходов по налогу на прибыль расходы, предусмотренные ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

К таким расходам, в частности, относятся суммы, получаемые работниками в порядке дарения (в денежной и натуральной формах), расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях, литературу и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ, например оплата командировок, не связанных с производственной деятельностью (командирование работников для участия в спортивных, культурно-массовых мероприятиях, для сопровождения детей в детские оздоровительные лагеря и иные аналогичные командировки).

Для ряда выплат главой 25 НК РФ предусмотрены условия, при выполнении которых эти выплаты могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Так, расходы на обучение работников либо лиц, которые в соответствии с условиями договора должны приступить к исполнению трудовых обязанностей в течение установленного договором срока, но не позднее 3-х месяцев после окончания обучения, учитываются при исчислении налога на прибыль только при наличии у российского образовательного учреждения лицензии (либо у иностранного учреждения соответствующего статуса).

IV. Особенности обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежат обязательному социальному страхованию, а страхователями ведется учет начисленных выплат и сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись данные выплаты.

При этом, согласно разъяснениям Минздравсоцразвития Российской Федерации, также подлежат обложению страховыми взносами выплаты в пользу работников, не связанные с исполнением трудовых обязанностей, поименованные трудовыми и коллективными договорами дочерних обществ ОАО "РЖД" (например, стоимость проезда по личным надобностям работников, стоимость санаторно-курортного лечения, стоимость бытового топлива) и выплаты (иные вознаграждения), не предусмотренные трудовыми либо коллективными договорами, но выплачиваемые работникам за производственные результаты (например, единовременные премии, поощрительные и компенсационные начисления).

При этом обложение страховыми взносами тех или иных выплат не ставится в зависимость от того, относятся ли эти выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. В случае, если дочерним обществом заключены договоры с физическими лицами гражданско-правового характера и эти договоры содержат признаки трудовых договоров (в договоре отсутствует указание конкретного объема работ, работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, работнику присвоена должность в соответствии со штатным расписанием и иные подобные признаки), расходы на выплату вознаграждений подлежат обложению страховыми взносами в части обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Исчисление страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, производится согласно Федеральному закону от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Федеральному закону от 24.07.1998 "№ 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральному закону от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Порядок обложения данных выплат страховыми взносами представлен в приложении № 3.

Всеми подразделениями дочернего общества ОАО "РЖД", начисляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, заполняются индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых взносов. Форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов и порядок ее заполнения представлены в приложении № 4.

Суммарные показатели Индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов отражаются в Сводной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов. Форма сводной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов и порядок ее формирования представлены в приложении № 5.

V. Особенности обложения налогом на доходы физических лиц

Дочерние общества исполняют обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц, ведут учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доходы физических лиц (в том числе иждивенцев работников, неработающих пенсионеров), полученные в денежной либо натуральной форме, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с учетом существующих особенностей, установленных гл. 23 НК РФ. Например, облагаемая налогом на доходы физических лиц сумма стоимости подарков, материальная помощь, полученная работниками и иными лицами от дочернего общества ОАО "РЖД" уменьшается на 4000 рублей согласно п.28ст.217 НК РФ.

Материальная помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период, не включается в налоговую базу по НДФЛ в соответствии с п.33 ст.217 НК РФ.

Заработная плата граждан, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, исполняющих трудовые обязанности за пределами Российской Федерации, не является объектом налогообложения по НДФЛ (ст. 208 НК РФ).

Выплаты в пользу граждан, не являющихся резидентами Российской Федерации и получающих доход за исполнение трудовых обязанностей в подразделениях дочерних обществ ОАО "РЖД", расположенных на территории Российской Федерации, облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов (ст.224 НК РФ).

Порядок налогообложения НДФЛ доходов граждан, являющихся, а также не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в соответствии с положениями главы 23 НК РФ представлен в приложении № 3.

В соответствии с п.1 ст.230 НК РФ налоговые агенты по НДФЛ ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Форма регистра налогового учета и порядок отражения аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов представлены в приложении № 6 "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц".

В целях формирования системы налогового контроля в холдинге "РЖД":

Утвердить Рекомендации о порядке налогообложения и исчисления страховых взносов с выплат в пользу работников дочернего общества ОАО "РЖД" и иных лиц (далее - Рекомендации).

Главный бухгалтер ОАО "РЖД"
Г.В. Крафт

Рекомендации о порядке налогообложения и исчисления страховых взносов с выплат в пользу работников дочернего общества ОАО "РЖД" и иных лиц

I. Введение

Рекомендации о порядке налогообложения налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами выплат в пользу работников дочернего общества и иных лиц устанавливают общие принципы формирования методологического документа, регулирующего налогообложение и обложение страховыми взносами выплат, осуществляемых дочерними обществами ОАО "РЖД" и их подразделениями.

Рекомендации включают в себя Типовую номенклатуру наименований и кодов видов выплат и удержаний из них.

Типовая номенклатура наименований и кодов видов выплат и удержаний из них (далее - Типовая номенклатура) разработана в целях формирования системы налогового учета и налогового контроля в холдинге ОАО "РЖД".

Номенклатура наименований и кодов видов выплат и удержаний, разработанная дочерним обществом в соответствии с Типовой номенклатурой, используется дочерним обществом для настройки программных продуктов по расчету заработной платы и контроля правильности налогообложения и исчисления страховых взносов.

Разработанная дочерним обществом номенклатура наименований и кодов видов выплат и удержаний подлежит актуализации по мере внесения изменений в законодательство Российской Федерации, получения разъяснений уполномоченных государственных органов.

II. Общие принципы построения номенклатуры наименований и кодов видов выплати удержаний из них

В соответствии с принятыми дочерним обществом ОАО "РЖД" положением об оплате труда, коллективным договором, иными локальными нормативными актами, а также законодательством Российской Федерации, дочернее общество ОАО "РЖД" самостоятельно определяет перечень возможных выплат в пользу работника и иных лиц (неработающих пенсионеров, детей, находящихся на иждивении, других лиц, не являющихся работниками дочернего общества ОАО "РЖД").

В зависимости от источника отнесения затрат в бухгалтерском учете выплаты в пользу работников распределяются по группам Номенклатуры:

1. Расходы на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

2. Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг).

3. Расходы за счет собственных средств организации (прочие расходы).

4. Выплаты из Фонда социального страхования Российской Федерации.

З.Выплаты, производимые за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

6. Выплаты за счет бюджетов.

В группу выплат "Расходы на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), включаются расходы в пользу работников дочернего общества, учитываемые в бухгалтерском учете в составе затрат на оплату труда. В группу выплат "Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) включаются расходы в пользу работников дочернего общества, учитываемые в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности по элементу "прочие".

В группу "Расходы за счет себестоимости средств организации (прочие расходы)" включаются расходы, осуществляемые как в пользу работников, так и в пользу иных лиц, которые в бухгалтерском учете учитываются в составе прочих расходов. Расходы в пользу работников включаются в данную группу, если они не предусмотрены трудовыми и (или) коллективным договорами, положением об оплате труда, положением о премировании дочернего общества.

В данную группу включаются также расходы по командировкам, не связанным с производственной деятельностью, осуществляемым по решению руководства (сопровождение детей в детские оздоровительные лагеря, участие в культурно-массовых мероприятиях и т.п.), а также проценты за задержку заработной платы. Любые расходы, осуществляемые в пользу иных (не являющихся работниками дочернего общества) лиц, за исключением выплат по гражданско-правовым договорам производственного назначения. Примерный перечень выплат, включаемых в группы 1-6, приведен в приложении № 1.

В отношении каждого кода вида выплаты знаками (+) и (-) определяется входимость по графам Номенклатуры. Согласно Федеральному закону от 29.12.2006г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Трудовому кодексу Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.12.2007г. № 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" выплаты подразделяются на включаемые и не включаемые в базу для определения среднего заработка при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (графа 3 типовой Номенклатуры), оплаты очередного отпуска (графа 4), размера возмещения вреда, причиненного здоровью на производстве (графа 5), начисления пенсионных (негосударственных) взносов и корпоративной пенсии (графа 6).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", а также Налоговым кодексом Российской Федерации определяется входимость по видам выплат, включаемым и не включаемым в облагаемую базу по налогам и взносам во внебюджетные фонды Российской Федерации по графе 7 "В Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование", графе 8 "В фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование", графе 9 "В Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование", графе 10 "Страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", графе 13 "Для определения налога на доходы физических лиц", а также графе 17 "Расчеты, учитываемые (+) и не учитываемые (-) в целях налогообложения прибыли".

В соответствии с положением об оплате труда, положением о премировании дочернего общества, Трудовым кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяется входимость для расчетов по графе 11 "Начисление премий", графе 12 "Начисление надбавок по районному коэффициенту и северных надбавок", графе 14 "Исчисление алиментов" и графе 15 "Исчисление удержаний по исполнительным листам в пользу государства и др.".

Для организаций, стоящих на учете в качестве плательщиков подоходного и социального налогов и страховых взносов иностранных государств, вводятся дополнительные графы (начиная с 19), учитывающие входимость выплат при исчислении налогов и страховых взносов иностранных государств. Пример определения входимости по графам Номенклатуры представлен в таблице № 1.

При необходимости обеспечения вариативности входимости кодов по какой-либо из граф, по кодам видов выплат проставляются номера сносок с соответствующими разъяснениями, которые оформляются как приложение к Номенклатуре.

В примере, представленном в таблице № 1, в графе 10 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" по коду вида выплаты 003 "Вознаграждение, выплачиваемое гражданам по гражданско-правовым договорам" проставлена сноска 1), по которой даны следующие разъяснения в примечании:

"1) К коду 003 графа 10

Если гражданско-правовым договором предусмотрена уплата страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, то у организации, заключившей договор, возникает обязанность уплачивать данные взносы".

Форма Типовой номенклатуры наименований и кодов видов выплат и удержаний из них приведены в приложении № 2.

III. Особенности налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии со ст.255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда, учитываемые при исчислении налога на прибыль, включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Также, согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, если в организации утвержден локальный нормативный акт, а в трудовых и (или) коллективных договорах дается отсылка на этот документ, то предусмотренные данным документом выплаты, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Выплаты, не предусмотренные трудовым договором, не учитываются при налогообложении прибыли.

Кроме того, исключаются из расходов по налогу на прибыль расходы, предусмотренные ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

К таким расходам, в частности, относятся суммы, получаемые работниками в порядке дарения (в денежной и натуральной формах), расходы на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях, литературу и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ, например оплата командировок, не связанных с производственной деятельностью (командирование работников для участия в спортивных, культурно-массовых мероприятиях, для сопровождения детей в детские оздоровительные лагеря и иные аналогичные командировки).

Для ряда выплат главой 25 НК РФ предусмотрены условия, при выполнении которых эти выплаты могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.

Так, расходы на обучение работников либо лиц, которые в соответствии с условиями договора должны приступить к исполнению трудовых обязанностей в течение установленного договором срока, но не позднее 3-х месяцев после окончания обучения, учитываются при исчислении налога на прибыль только при наличии у российского образовательного учреждения лицензии (либо у иностранного учреждения соответствующего статуса).

IV. Особенности обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежат обязательному социальному страхованию, а страхователями ведется учет начисленных выплат и сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись данные выплаты.

При этом, согласно разъяснениям Минздравсоцразвития Российской Федерации, также подлежат обложению страховыми взносами выплаты в пользу работников, не связанные с исполнением трудовых обязанностей, поименованные трудовыми и коллективными договорами дочерних обществ ОАО "РЖД" (например, стоимость проезда по личным надобностям работников, стоимость санаторно-курортного лечения, стоимость бытового топлива) и выплаты (иные вознаграждения), не предусмотренные трудовыми либо коллективными договорами, но выплачиваемые работникам за производственные результаты (например, единовременные премии, поощрительные и компенсационные начисления).

При этом обложение страховыми взносами тех или иных выплат не ставится в зависимость от того, относятся ли эти выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. В случае, если дочерним обществом заключены договоры с физическими лицами гражданско-правового характера и эти договоры содержат признаки трудовых договоров (в договоре отсутствует указание конкретного объема работ, работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, работнику присвоена должность в соответствии со штатным расписанием и иные подобные признаки), расходы на выплату вознаграждений подлежат обложению страховыми взносами в части обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Исчисление страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, производится согласно Федеральному закону от 24.07.2009г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Федеральному закону от 24.07.1998 "№ 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральному закону от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Порядок обложения данных выплат страховыми взносами представлен в приложении № 3.

Всеми подразделениями дочернего общества ОАО "РЖД", начисляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты, заполняются индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленных страховых взносов. Форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов и порядок ее заполнения представлены в приложении № 4.

Суммарные показатели Индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов отражаются в Сводной карточке учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов. Форма сводной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленных страховых взносов и порядок ее формирования представлены в приложении № 5.

V. Особенности обложения налогом на доходы физических лиц

Дочерние общества исполняют обязанности налогового агента по налогу на доходы физических лиц, ведут учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов в соответствии с гл. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доходы физических лиц (в том числе иждивенцев работников, неработающих пенсионеров), полученные в денежной либо натуральной форме, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с учетом существующих особенностей, установленных гл. 23 НК РФ. Например, облагаемая налогом на доходы физических лиц сумма стоимости подарков, материальная помощь, полученная работниками и иными лицами от дочернего общества ОАО "РЖД" уменьшается на 4000 рублей согласно п.28ст.217 НК РФ.

Материальная помощь (в денежной и натуральной формах), а также подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами Великой Отечественной войны, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов Великой Отечественной войны и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период, не включается в налоговую базу по НДФЛ в соответствии с п.33 ст.217 НК РФ.

Заработная плата граждан, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, исполняющих трудовые обязанности за пределами Российской Федерации, не является объектом налогообложения по НДФЛ (ст. 208 НК РФ).

Выплаты в пользу граждан, не являющихся резидентами Российской Федерации и получающих доход за исполнение трудовых обязанностей в подразделениях дочерних обществ ОАО "РЖД", расположенных на территории Российской Федерации, облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов (ст.224 НК РФ).

Порядок налогообложения НДФЛ доходов граждан, являющихся, а также не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в соответствии с положениями главы 23 НК РФ представлен в приложении № 3.

В соответствии с п.1 ст.230 НК РФ налоговые агенты по НДФЛ ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Форма регистра налогового учета и порядок отражения аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов представлены в приложении № 6 "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц".

НДФЛ

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Дискуссии в правительстве на тему необходимости повышения подоходного налога не утихают уже несколько лет. И если раньше в центре внимания был переход с плоской шкалы НДФЛ на прогрессивную, при которой чем больше у работника доход, тем больше он платит налог, сейчас говорят о повышении фиксированной ставки налога с 13 до 15%. Вполне возможно, что в 2020 году этот законопроект все же вступит в силу. К чему это приведет — спросим у эксперта.

Повышение НДФЛ сделает часть заработных плат серыми

— Сегодня от любой официальной заработной платы работодатель, как налоговый агент своего сотрудника, отчисляет в налоговую 13% с его зарплаты за вычетом налоговых льгот, если они предусмотрены у сотрудника. То есть если официальная заработная плата сотрудника составляет 50 000 рублей, то на руки он получает сейчас 43 500 руб., а при увеличении налога будет получать 42 500 руб.

Тем самым повышение НДФЛ приведет к увеличению налогового бремени на физических лиц, вследствие чего последуют сокращение чистого дохода населения на 2% и перераспределение этих финансовых средств на нужды государства. Возможно, за счет этого улучшится социальная составляющая в стране — налог вырастет на 15%, или более чем на 200 миллиардов рублей в год, что хорошо скажется на бюджете государства.

Однако с увеличением налоговой ставки часть заработных плат, скорее всего, будут делать серыми.

Хотя сейчас во многих компаниях, наоборот, идет тренд на «обеление» заработный платы сотрудника, так как полная официальная заработная плата позволяет сотрудникам брать ипотеку, кредиты и получать налоговые вычеты. Официальной статистики здесь нет, но источники говорят, что сегодня 75 из 100 сотрудников в России получают именно «белую» заработную плату.

Почему Россия не переходит на прогрессивную систему налогообложения?

Стоит отметить, что в большинстве развивающихся стран налоговая ставка на доходы граждан как раз и составляет от 10 до 15 процентов. В европейских странах используется, как правило, прогрессивная система, то есть с меньших доходов взимается низкий налог, а с больших доходов — больший налог. Разница в налогах составляет от 0% для самых маленьких доходов до 50% у граждан с высоким доходом. Также есть ряд стран, где нет подоходного налога в принципе.

  • Ни граждане, ни налоговые органы не готовы к такому переходу, потому что сейчас налоги с ваших доходов оплачивают предприятия и организации, которые централизованно взаимодействуют с налоговыми органами. А в случае динамической (прогрессивной) системы каждый гражданин, получающий доходы от разных источников, должен будет самостоятельно составлять декларацию, подавать ее и взаимодействовать с налоговыми органами.
  • Бедные от этого не станут богаче, а богатые резко уведут свои доходы в тень, за счет чего сократится поступление финансов в бюджет и ухудшится социально -экономическое положение страны.
  • Сократится мотивация больше зарабатывать и инвестировать в страну из-за рубежа, так как больше доходов будут изыматься государством, то есть чистый доход от вложенных сил и инвестиций не приведет к росту чистой прибыли и, как следствие, станет нецелесообразен.
  • НДФЛ собирается в региональный бюджет, и плюсов для Мурманской области от того, что станут собирать больше налогов в Московской области, не будет никаких. При введении такой ставки регионы еще больше обеднеют.

Очень много стран используют единый НДФЛ, который не зависит от дохода гражданина. Еще один показатель того, что такая ставка интереснее как для государства, так и для граждан: в США отдельные штаты имеют право использовать собственные налоговые режимы. За последнее время 5 штатов ввели такой же формат налогообложения, как и в России, — с фиксированной ставкой. Также и в Великобритании часто обсуждается переход к единой налоговой ставке.

Почему России пора всерьез задуматься о прогрессивном налогообложении.

В конце 2020 года желающие смогут в числе прочего отметить 20-летие действия плоской шкалы НДФЛ. Все эти годы в обществе, СМИ и властных коридорах с разной степенью интенсивности, но с завидной регулярностью (с традиционным обострением в виде законопроектов авторства парламентской оппозиции перед выборами в Госдуму) обсуждается идея введения (возврата) прогрессивной шкалы НДФЛ.

Не стал исключением и едва начавшийся 2020 год. Только в феврале тема сначала прозвучала в интервью министра финансов, предложившего вернуться к разговору в 2024 году, а затем из уст руководителя аналитического управления ФНС, повторившего в сопровождении расчетов привычный перечень аргументов "против" (мол, плоская шкала легко администрируется, прогрессия предоставит несправедливые преимущества "теневому" сектору, а выпадающие из-за нулевой ставки на низкие доходы бюджета дополнительные сборы повышенной ставкой с высоких доходов компенсировать не удастся).

Казалось бы, эта песня уже слегка поднадоела. Но на самом деле еще в начале января мы были как никогда близки к введению прогрессивного НДФЛ в параметрах "1 или 1,5 необлагаемых МРОТ/мес." и "16 % или даже 18% НДФЛ на доходы сверх необлагаемого минимума". Эти меры всерьез рассматривались в рамках подготовки текста послания президента Федеральному собранию. А раз так, давайте в очередной раз обсудим тему во всем многообразии не вполне очевидных фактов и реальных аргументов "за" и "против".

Четыре вопроса про прогрессивную ставку

Начнем с оценки заявленных выше аргументов. Тезис о том, что плоская шкала легко администрируется, был хорош в начале века, но сегодня слабо вяжется с имиджем технологически совершенной налоговой службы, неоднократно заверявшей, что в состоянии проадминистрировать любую самую изысканную шкалу НДФЛ.

При этом не менее 20 млн россиян действительно получают зарплаты и прочие трудовые или предпринимательские доходы в тени, не отягощенные НДФЛ и взносами во внебюджетные фонды, и введение прогрессивной шкалы лишь увеличит разрыв в налоговой нагрузке между ними и их работодателями/клиентами, с одной стороны, и легальным сектором экономики, с другой.

Наконец, третий тезис является производной от конкретной шкалы и в качестве самостоятельного аргумента рассматриваться не может.

Впрочем, это лишь начало дискуссии. Для того чтобы составить свое мнение о целесообразности прогрессивной шкалы НДФЛ, неплохо обсудить как минимум еще четыре вопроса.

Первый — о справедливости и эффективности прогрессивной шкалы, а заодно — о том, чье именно мнение о ней следует спрашивать.

Второй — о том, а нет ли у нас по факту прогрессивного налогообложения доходов уже сейчас.

Третий — об экономических последствиях изменения налоговой нагрузки на доходы.

И четвертый — о роли НДФЛ в бюджетной системе и о влиянии введения прогрессивной шкалы на положение разных субъектов Федерации.

Прогрессивная шкала эффективна

С первым вопросом все предельно просто. Если считать налоги платой за производимые государством общественные блага, ценой общественного договора, становится очевидным, что даже плоская шкала (не говоря о прогрессивной) обложения доходов не имеет ничего общего со справедливостью, — понятно, что, чем ниже уровень доходов, тем в среднем выше в абсолютном выражении потребление общественных благ (будь то государственный детский сад или дотируемый из бюджета проезд на общественном транспорте, не говоря о мерах социальной поддержки и проч.).

Что не отменяет тезиса об эффективности прогрессивной шкалы — как из банального соображения о том, что не стоит гонять деньги туда-обратно сначала в виде налога со, скажем, первых 10–15 тыс. руб./ мес., а затем — в виде дотаций и проч. На более сложном уровне мало кто из экономистов будет спорить с тезисом о том, что умеренное сокращение разрыва доходов в обществе (в том числе за счет перехода к прогрессивной шкале НДФЛ) напрямую коррелирует со способностью экономики и ее человеческого капитала к более высоким темпам экономического роста.

А потому введение умеренной прогрессии в отношении реально высоких доходов (напр., свыше 500 тыс. руб./ мес., например, по ставке в 15–17 % представляется вполне разумным. Только вот обсуждать его нужно не со всем обществом в целом (которое завсегда одобрит повышенное обложение доходов наиболее состоятельной части своих соотечественников), а как раз с теми, кто эти дополнительные 2–4 % будет платить. А если еще и найти способ в дальнейшем говорить им спасибо за повышенные налоговые обязательства, наше движение в нормальном направлении развития человечества может оказаться куда более успешным, чем ранее.

Ответ на второй вопрос находится в категории "удивительное рядом". Желающие разобраться в нем самостоятельно могут изучить смежный по отношению к НДФЛ вопрос исчисления взносов в три внебюджетных фонда (ПФР, ФОМС и ФСС), которые взимаются в общем случае с работодателя с фонда оплаты труда.

Нам же для целей настоящей статьи достаточно констатировать, что изначально задуманная как страховая по своей природе система финансирования фондов эволюционировала таким образом, что страховым можно условно считать объем взносов с первых, скажем условно, 100 тыс. руб. трудовых доходов в мес. по совокупной ставке в 30 %, в то время как дополнительная (с 2012 г. для ПФР и с 2015 г. в ФОМС) нагрузка в размере 15,1 % является ничем иным по своей природе, как подоходным налогом (ибо никак не влияет ни на размер пенсии, ни на объем и цену помощи по полису ОМС).

А потому прогрессивная шкала обложения доходов (правда, только трудовых доходов) у нас уже давно действует, доходя примерно до 24 % c доходов выше условно 100 тыс. руб./мес.

Но есть и риски

Следующий вопрос следует анализировать, имея в виду следующее. Структура экономики такова, что ⅔ ее контролируется государством. А потому любое увеличение налоговой нагрузки на ФОТ (будь то в виде роста НДФЛ или роста взносов в фонды — что есть сообщающиеся сосуды), которое распределится между работником и работодателем, во второй своей части приведет:

в бюджетной сфере — к отнесению нагрузки на источник финансирования, а именно — на расходы бюджета;

в компаниях с госучастием — к уменьшению дивидендов в пользу бюджета;

в естественных монополиях — к увеличению тарифов;

в сжимающемся частном секторе — к нагрузке на прибыль предпринимателя с сокращением и без того не блестящих ресурсов для реинвестирования.

Ну и, конечно, одновременно не стоит забывать, что рост нагрузки на ФОТ никак не будет способствовать выводу из тени доходов тех самых минимум 20 млн россиян, упомянутых выше.

И, наконец, последнее.

НДФЛ — первый или второй по значимости в зависимости от субъекта источник доходов региональных бюджетов. Прогрессивная шкала — это не только (и не столько) высокие ставки на высокие доходы, но прежде всего — низкие или нулевые ставки на низкие доходы. Так вот, в приводившихся выше параметрах условный (сверхдотационный) Дагестан потеряет порядка 30 % своих доходов от НДФЛ, условная Ульяновская область (просто дотационная) — порядка 5 %, условный Пермский край (слегка профицитный в последнее время усилиями ставшего впоследствии федеральном министром губернатора) — порядка 2 %.

А сверхпрофицитная Москва не потеряет ничего, только приобретет.

Значит, вводя прогрессивную шкалу, нужно одновременно продумывать еще и сверхсложный механизм не только компенсации потерь потерпевшим субъектам (это как раз несложно, было бы из чего), но и изъятия "излишков" у выигравших, которые, по мнению большей части страны (да и федералов), и без того зажрались. Как показал опыт последней подковерной дискуссии (в рамках которой превышение ставки над исходными 13 % предполагалось направлять в федеральный бюджет и затем перераспределять), задача оказалась непосильной.

Что надо сделать?

Резюмируя сказанное, можно предположить, что прогрессивный НДФЛ у нас рано или поздно появится. Но, чтобы сделать этот шаг разумным и эффективным, начать стоит вовсе не с него, а с ряда куда более простых вещей.

Для начала привести в соответствие со временем и технологическими возможностями налогового администратора процедуры получения налоговых вычетов по НДФЛ на образование и медицину, которыми сейчас пользуются не более 5 % имеющих на это право налогоплательщиков, потому что это процедура, заставляющая нас предоставлять для обоснования этого права государству информацию (о расходе, о получателе платежа и его праве на занятие такой деятельностью, о родственных связях — в случае понесения расхода за родственников), которая у него и так имеется в полном объеме (от родственных связей до учета расходов и лицензий на медицинскую и образовательную деятельность).

В идеале в конце года налогоплательщик вместе с формой 2-НДФЛ должен получать сводку доступных к вычету расходов и возможность одним действием реализовать свое право на вычет. При этом сам размер вычета (сейчас 50 тыс. руб. и 120 тыс. руб. в год по большинству расходов) следует значительно поднять (бюджетный профицит в помощь), а в долгосрочной перспективе право на вычет можно ограничить кругом налогоплательщиков с доходами не выше определенного минимума (как сейчас сделано по стандартному налоговому вычету на детей).

Далее снизить нагрузку на ФОТ примерно до 20 %, сохранив и усилив при этом страховой характер взносов (то есть ограничив базу первыми, предположим, 100 000 руб. ФОТ в мес.) и признав оставшуюся часть этих взносов (ту, с которой сейчас берется солидарная 10 %-ная ставка тарифа в ПФР и в полном объеме тариф в ФОМС) налогом на доходы.

Снижение должно привести к дальнейшей легализации теневых доходов — хотя одним снижением (и выравниванием нагрузки со стоимостью обнала) дело не решишь, снижение уровня социальных гарантий для уклонистов тоже должно появиться на повестке. До тех пор, пока, к примеру, за "теневых" сотрудников (примерно 17 млн чел по стране) взносы в ФОМС будут платить региональные бюджеты (а значит, их законопослушные соседи), и это никак не будет отражаться на объеме покрытия по ОМС, стимулы оставаться в тени сохранятся.

И закончить — спокойным обсуждением крайне умеренного роста ставки НДФЛ на реально высокие доходы (от 6 или даже 12 млн руб./год) с той категорией населения, которая эти доходы получает. В формате, например, глубоких социологических исследований. Уверен, что при разумной постановке государством вопроса эта категория налогоплательщиков спокойно и добровольно примет на себя повышенные налоговые обязательства из тех самых "солидарных" соображений, которые у нас так привыкли навязывать в ультимативном порядке.

Во всем мире для людей и организаций, часть своей прибыли отдающих на помощь ближним своим, поддержку нуждающихся. Большинство стран имеет разработанное законодательство, регулирующее эту сферу жизни, в том числе включающее определенные налоговые льготы, послабления, особые возможности для людей, решивших отдать часть своей прибыли на благое дело.

В России до сих пор идет постепенное формирование этой части правовых взаимоотношений между людьми и государством. Благотворители имеют небольшие послабления, но крупных выгодных дополнительных программ, как в некоторых европейских странах, пока нет. Однако в будущем году готовится пересмотр законопроектов о благотворительной деятельности. Один из вопросов, который надеются решить законодатели – улучшение положения меценатов, благотворителей в России.

Благотворительный фонд помощи детям имени Примакова Е. М. поддерживает участников своих программ и проектов, поэтому наши юристы разъясняют дарителям все нюансы процедуры и рассказывают о возможностях уменьшить сумму, облагаемую налогом, или оформить возврат вычета взносов НДФЛ, снизить НДС, влиять на финансы.

На какие цели направлена благотворительная деятельность

  1. Оказание материальной поддержки.
  2. Социальная реабилитация граждан, которые не в состоянии своими силами отстоять права в силу сложившейся трудной ситуации.
  3. Помощь после стихийных бедствий и других подобных катастроф.
  4. Оказание помощи пострадавшим после военных действий, национальных конфликтов или репрессий.
  5. Мероприятия, связанные с укреплением связи народов разных стран или людей внутри одного государства.
  6. Формирование устоев роли семьи и семейных ценностей.
  7. Помощь детям-сиротам.
  8. Помощь различным организациям в культурном, научном или связанным с искусством просвещении общества.
  9. Действия по развитию популярности спортивного образа жизни.
  10. Оказание материальной помощи различным детским организациям.
  11. Распространение рекламы, направленной на социальные интересы граждан.
  12. Обеспечение правового образования молодых людей и любых слоев населения.
  13. Поддержание состояние природных значимых объектов.
  14. Охрана животных и природы.
  15. Спонсорство в спорте (налоговые льготы получают и при этом виде поддержки).

Благотворительностью не считается

Благотворительность необходимо отличать от других форм безвозмездной передачи имущества, выполнения работ и оказания услуг.

Во-первых, следует сказать о договоре дарения. Он заключается по правилам, установленным в главе 32 «Дарение» Гражданского кодекса. По этому соглашению одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Главным признаком договора дарения, отличающим его от возмездных договоров, служит отсутствие встречного предоставления (постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 № 11659/06 по делу № А42-422/2005).

Дарением также считается:

  • безвозмездная передача имущественного права (требования) к себе или к третьему лицу;
  • безвозмездное освобождение от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Как видно, объектом дарения выступают либо вещи, либо имущественные права. А вот о деньгах в главе 32 Гражданского кодекса не сказано ни слова. Однако это вовсе не означает, что деньги дарить нельзя. В силу статьи 128 Гражданского кодекса они являются такими же вещами, как, скажем, стол или стул. Выходит, что дарение денег с юридической точки зрения принципиально ничем не отличается от дарения любого другого имущества.

В то же время безвозмездное выполнение работ или оказание услуг дарением не признается. Более того, подобные соглашения вообще не регламентированы Гражданским кодексом. Благотворительностью же считается не только дарение, но и передача вещи на льготных условиях, а также выполнение работ и оказание услуг. Впрочем, по мнению судей, при передаче денег или имущества в рамках благотворительности следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса о дарении (постановление ФАС Московского округа от 06.12.2012 по делу № А40-42066/12-11-389).

Во-вторых, необходимо упомянуть о пожертвовании. Оно является особыми видом дарения и предполагает безвозмездную передачу только вещей и только в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвования могут делаться, в частности:

  • гражданам;
  • лечебным и воспитательным учреждениям;
  • учреждениям социальной защиты;
  • благотворительным, научным и образовательным организациям;
  • учреждениям культуры (фондам, музеям и др.);
  • прочим некоммерческим организациям;
  • государству и иным субъектам гражданского права.

Жертвователь может поставить условие об использовании имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ). В этом случае лицо, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет операций по использованию пожертвованного имущества.

В-третьих, отдельно нужно остановиться на спонсорской поддержке. В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» спонсор – это лицо, предоставившее средства для:

  • организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия;
  • создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи;
  • создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Спонсорство отличается от благотворительности тем, что спонсор получает встречное предоставление. На мероприятии или в передаче размещается реклама спонсора. Таким образом, спонсорский договор является возмездным.

Юлия Юрьева,

для журнала«Практическая Бухгалтерия»

Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Налог на прибыль

До наступления 2005 года, организации занимающиеся благотворительностью, также получали от этого и прибыль, поскольку перечисленные суммы не облагались налогами. Компании отдавали 5% своего ежегодного дохода. Все средства, поступающие на благотворительность, учитывались как расходы компании, а потому снижалась сумма налога на прибыль. Таким образом, многие организации старались уйти от налогов.

Имеются определённые нюансы, касаемые налоговых льгот при благотворительности для юридических лиц. На данный момент юридические лица выделяют средства на благотворительность исключительно из чистой прибыли и с этих денег вычетов в бюджет не будет производиться.

Вычет НДФЛ

Каждый сотрудник компании может самостоятельно заниматься благотворительностью. В таком случае гражданин может потребовать налоговый вычет, и вернуть какую-то часть своих денежных средств. Но имеются ограничения размеров:

  1. Возвращается сумма не превышающая 13% от тех денег, которые были потрачены лично.
  2. Возвратить можно только ту сумму, которая в год не превышает 13% от уплаченного НДФЛ.

Чтобы рассчитать вычет, необходимо использовать сумму пожертвования, которая равняется примерно 25% от дохода гражданина в город.

Благотворительность и льготы: изменения, которые были приняты в Налоговый кодекс РФ в 2021 году

08.06.2020 года был принят Федеральный закон РФ №172-ФЗ, который предусматривает факт внесения изменений в действующий Налоговый кодекс РФ.

Кроме налоговых льгот в сфере благотворительности, которые существовали до этого, правительство установило ряд преференций по нескольким видам налогов, в том числе для физических и юридических лиц, которые пострадали от эпидемии COVID-19. Был создан отдельный реестр, в который вошли 24 тыс. некоммерческие организации – им предполагается выделение ряда дополнительных мер по поддержке своего состояния.

Благотворительность: изменения в Налоговом кодексе РФ

Согласно новым изменениям не реализационным расходом принято считать факт бесплатной передачи движимого/недвижимого имущества в пользу некоммерческим организациям. В связи с этим лица, которые оплачивают налог на прибыли, имеют право уменьшить налоговую базу на сумму пожертвований. Максимальный размер ограничений – не более 1% от дохода, который был получен в процессе деятельности.

Обратите внимание!
Причина таких изменений имеет политический подтекст.
Государство заинтересовано в том, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, а также стимулировать работу благотворительных фондов во время эпидемии COVID-19.

Такой порядок определения налоговой базы является не закономерным и экономически неоправданным – ранее затраты, связанные с благотворительностью, были отнесены к налоговым льготам и не рассчитывались при определении нагрузки. Также они не были связаны с получением дохода от предпринимательской деятельности.

Однако власти основывались на том факте, что данная группа расходов не имеет экономического обоснования, поэтому может не использоваться при расчете вычета.

Налоговые льготы в 2021 году

В 2021 году физические и юридические лица, которые занимаются благотворительностью, могут рассчитывать на получения следующих налоговых льгот:

  1. Налог на прибыль. До 2005 года в 90% случаев благотворители могли не оплачивать налог на прибыль, сегодня же они имеют право выделять финансовую помощь исключительно из той части денег, которая относится к чистому доходу.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Сумма НДС не учитывается при оказании помощи материального характера. Все зависит от частных случаев – например, при осуществлении закупок для предпринимательской деятельности НДС не снимается, а выплачивается юридическим лицом в полном объеме, предусмотренным законом.
  3. НДФЛ. Данный вид вычета доступен для всех физических лиц, которые занимаются благотворительностью в России. По окончанию налогового периода органы налоговой службы принимают пакет документов, на основании которого государство возвращает 13% от тех денег, которые были перечислены в пользу нуждающихся лиц.

Важно!
Отдельно стоит сказать о таком процессе, как спонсорство. Данная форма сотрудничества носит возмездный характер, поэтому размер налоговых льгот здесь предусмотрен минимальный. Спонсор не имеет права рассчитывать на вычет по НДС, а также списывать благотворительные деньги, как расходы юридического лица.
Как получить налоговую льготу

Участниками благотворительности считаются три категории лиц.

Благотворители

– физические/юридические лица, которые бесплатно и на добровольных началах передают денежные средства в пользу поддержки социальных групп, финансирования благотворительных акций, программ и т.д.

– добровольцы, которые выполняют ряд работ (услуг) в сфере благотворительности в свободное время и на бесплатной основе.

Благополучатели

– люди, получающие помощь от благотворителей и волонтеров.

Список документов, который необходимо подать в орган налоговой службы, меняется в зависимости от ситуации, а также от субъекта, который эти документы подает.

В обязательном порядке он должен включать декларацию за налоговый период (например, год), справку о полученных доходах по форме 2-НДФЛ, а также документы, которые подтверждают факт благотворительности (договора по оказанию услуг, справки, чеки, выписки из банков). Главная цель здесь – доказать, что деньги (товары, услуги, работы) были переданы/совершены на добровольной и безвозмездной основе. Налоговый вычет можно оформить за три года, которые предшествовали отчетному году.

Важно!
Перечисление денежных средств на благотворительность может происходить в нескольких вариантах: через бухгалтерию (по месту работы лица), путем списания денег со счета в банке (или наличными через кассу).
Через компанию

Работодатель может списывать деньги на благотворительность с общей суммы доходов работника только после подписания его соглашения в письменном виде. Форма соглашения законодательно не установлено, оно составляется в свободной форме.

В заявлении следует указать сумму и форму пожертвования, периодичность производимых выплат, реквизиты благотворительного фонда и т.д. В качестве подтверждающих документов выступают платежные поручения от банка.

При перечислении денег на благотворительность через банковский счет, факт операции должен быть подтвержден путем предъявления выписки о перечислении таких средств. Вместо выписки можно предъявить квитанцию к приходному ордеру. При заполнении документа ПД-4 необходимо указать назначение платежа.

Опыт зарубежных стран

Несколько слов стоит сказать и об опыте развитых зарубежных стран в сфере благотворительности. К примеру, в Европе (Германия, Великобритания, Франция) пожертвования в пользу благотворительных фондов, принимают к вычету при определении сумм налога на прибыль. Обычно такой вычет составляет от 10% до 25%.

Популярной формой льгот является налоговый кредит, но он используется намного реже, чем налоговый вычет. Например, на территории Франции законодательно установлено снижение налога на доход донора на 50% от сумм, потраченных на благотворительность. В Испании сумма пожертвования может достигать 10%, не более. В Великобритании взносы могут быть применены к вычету без ограничений.

Налоговые льготы для благотворителей: необходимые документы

Чтобы получить налоговые льготы для предприятий, занимающихся благотворительностью, нужно верно составить официальные бумаги.

Организациям необходимо оформить следующие документы:

  1. Договор между участниками. Там должно быть указано, что помощь оказывается в целях благотворительности.
  2. Документы, где получатель соглашается на получение даров.
  3. Получатель подтверждает применение дара по назначению (после получения).

  1. Все реквизиты – от кого исходят деньги и кому идут.
  2. Справка о отчислениях с дохода.
  3. Выписка из банка.
  4. Квитанция, свидетельствующая о том, что благотворительная организация получила средства.

Благотворительный фонд: юридические аспекты

Благотворительная организация — общее понятие для специально созданных объединений, занимающихся благотворительностью. Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ благотворительные организации должны быть обязательно некоммерческими, без участия государства или его субъектов. Они могут быть созданы в форме:

  • общественных организаций (объединений) — ст. 6 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • фондов — ст. 7 закона № 7-ФЗ;
  • учреждений (если учредитель — благотворительная организация) — ст. 9 закона № 7-ФЗ и пр.

Благотворительные организации должны вести бухучет и отчетность согласно п. 1 ст. 19 закона № 135-ФЗ. Годовой отчет должен находиться в открытом доступе; также он представляется в орган, принявший решение о госрегистрации такой организации, и в налоговый орган (пп. 2–3 ст. 19 закона № 135-ФЗ).

Что такое благотворительный фонд (далее — БФ)? Это некоммерческая организация (НКО), которая может быть учреждена гражданами или юрлицами за счет добровольных взносов в благотворительных целях (ст. 7 закона № 7-ФЗ). БФ является собственником имущества, которое передано ему в качестве вкладов учредителями. Цели БФ должны быть прописаны в уставе. Попечительский совет — главный орган БФ.

Бухгалтерский учёт и отчётность

Налоговые льготы для фондов и предприятий выдаются только при соблюдении правильного бухгалтерского учета. Если фирма ведет благотворительную деятельность, то нужно вести бухгалтерский учёт, фиксировать все документально. Поскольку суммы являются даром, то необходимо составить договор по благотворительности. Документ составляется в письменной форме. Расходы на подобный вид деятельности в бухгалтерском учёте прописываются как прочие расходы, и используются по дебету счету 91. Финансовая помощь идёт под номером счёта 76.

Штраф за неуплату транспортного налога

Налоговые льготы коммерческим организациям выдаются при соблюдении этих же правил.

Участники благотворительности

В благотворительной деятельности участвуют благотворители, благополучатели и добровольцы (ст. 5 Закона № 135-ФЗ).

Благотворителями считаются организации и граждане, которые непосредственно передают имущество, выполняют работы или оказывают услуги. Им разрешено заниматься благотворительностью индивидуально или совместно, с образованием или без образования специальной благотворительной организации (п. 2 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Добровольцы – это граждане, которые безвозмездно выполняют работы или оказывают услуги. По сути, они являются посредниками между благотворителями и благополучателями, оказывая помощь, например, в доставке и раздаче благотворительного имущества.

Благополучателями являются лица, получающие пожертвования от благотворителей и помощь от добровольцев.

Читайте также: