Норматив отчисления ндфл в бюджет сельского поселения

Опубликовано: 24.07.2024

Под местным бюджетом сельского поселения следует понимать бюджет местного образования, его формирование, утверждение и исполнение которое осуществляют органы местного самоуправления. При этом доходы местного бюджета формируются также за счет денежных средств, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке. Все средства местного бюджета сельской территории относятся к объектам муниципальной собственности. Таким образом, собственником бюджетных средств является сельское поселение, а органы власти управляют финансовыми ресурсами в пределах своей компетенции. Порядок формирования местных бюджетов сельской территории определен бюджетным кодексом РФ.

Доходы местных бюджетов сельской территории формируются в основном за счет следующих источников:

  • местных налогов и сборов;
  • отчислений из федеральных и региональных налогов и сборов;
  • неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

К местным налогам и сборам следует отнести налоги и сборы, которые устанавливают органы местного самоуправления самостоятельно с учетом федеральных законов. Конкретизируя высказанные положения, следует отметить, что к основным налоговым доходам сельского поселения относятся: земельный налог и налог на имущество, которые полностью зачисляются в бюджет сельского поселения; НДФЛ и ЕСХН, которые зачисляются в бюджет сельского поселения в размерах 10 и 30% соответственно.

Объектами налогообложения по земельным участкам являются земельные участки, которые расположены в пределах сельского поселения.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица, которые имеют в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие помещения.

Целью исследования является выявление особенностей формирования бюджета сельских поселений в условиях самофинансирования. Исследование проведено на примере доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области

Материал и методы исследования

В местные бюджеты поступают и неналоговые доходы, связанные с использованием и продажей имущества, которое находится в собственности сельского поселения, а также доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления.

В научных исследованиях более подробно остановимся на изучении формирования местного бюджета на примере сельской территории Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района Рязанской области, расположенного в центральной части региона. Изучаемое сельское поселение по нашим исследованиям можно считать типичным для региона в целом. По имеющимся статистическим данным, население Сапожковского района Рязанской области составляет 10130 чел. из них 7,2 тыс. чел. или 67,9% является сельским. По годам исследования численность населения Сапожковского района постоянно сокращается. За последние пятнадцать лет население сократилось практически на 10%. В составе Сапожковского района имеется 54 населенных пункта и одно городское поселение рабочий поселок Сапожок с населением 6466 чел. Населенные пункты объединены в четыре сельских поселения: Березниковское с населением 759 чел., Канинское с населением 939 чел., Михеевское с населением 923 чел. и Морозово-Борковское с населением 1043 чел. Промышленность района представлена частными предприятиями ООО «Роба», занимающееся пошивом одежды, ООО «Хрустальный ключ», занимающееся добычей и розливом минеральной воды. В агропромышленном комплексе работает четыре сельскохозяйственных предприятия и подсобное хозяйство аграрного техникума, а также 13 крестьянских (фермерских) хозяйства. При этом 73% производимой сельскохозяйственной продукции приходится на личные подсобные хозяйства граждан, крестьянские (фермерские хозяйства) и индивидуальных предпринимателей. В муниципальном образовании и сельских поселениях отсутствуют крупные промышленные предприятия, что свидетельствует о сельскохозяйственной направленности в деятельности населения.

Территория Канинского сельского поселения расположена в центральной части Сапожковского района и представлена в основном землями сельскохозяйственного назначения. В поселении, как и в целом по муниципальному району, производством сельскохозяйственной продукции в основном занимаются в личных подсобных хозяйствах граждан, а также в крестьянских (фермерских хозяйствах) и индивидуальные предприниматели. В основном, ресурсный потенциал территории реализуется посредством действия людей и создаваемых этими людьми механизмов. В рыночных условиях хозяйствования по ряду объективных и субъективных причин в сельских поселениях такого уровня в отраслевой структуре доминирует не сельскохозяйственное производство, а непроизводственная сфера деятельности – розничная торговля. В региональном масштабе такая ситуация является причиной слабой бюджетной поддержки малого сельскохозяйственного предпринимательства на селе, а также результат низких рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Основные финансовые ресурсы сельских жителей и предпринимателей через несправедливый механизм ценообразования и кредитования присваиваются монополистами и недобросовестными чиновниками различного уровня.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим специфику формирования доходов местного бюджета на примере Канинского сельского поселения Сапожковского района Рязанской области, используя методические разработки, предложенные рядом авторов [2,3]. Отдельно целесообразно рассмотреть структуру доходов сельского поселения (табл. 1) Канинского сельского поселения по укрупненным группам бюджетной классификации за период 2014 – 2016 гг., тыс. руб.

В 2016 году доходы бюджета муниципального образования – Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области исполнены в объеме 531087,69 тыс. руб., что ниже уровня 2015 г. на 8686,21 тыс. руб. или на 2%. Это обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальному образованию.

На рисунке 1 в графическом виде представлены изменения поступлений в местный бюджет в 2014-2016 годах. Анализируя изменения доходов по укрупненным группам, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение поступлений в бюджет оказывают именно безвозмездные перечисления. При этом график динамики доходов бюджета практически идентичен графику, соответствующему поступлениям трансфертов, несмотря на достаточно стабильную динамику налоговых и неналоговых доходов в 2014-2016 годах. Структура доходов местного бюджета в соответствии с графиком в течение рассматриваемого периода значительно не изменилась: наибольшая долю 71% в общем объеме доходов занимают безвозмездные поступления, на налоговые доходы приходится 24% и всего лишь 4% – на неналоговые доходы.

Структура доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.10.2016 2016-10-09

Статья просмотрена: 12140 раз

Библиографическое описание:

Лисьих, И. В. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет / И. В. Лисьих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 533-535. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34167/ (дата обращения: 18.05.2021).

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о бюджете на текущий год и плановые года. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета.

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, нормативы отчислений, полномочия

Для полного понимания темы «Нормативы отчислений налогов в местный бюджет» нужно, для начала, обратиться к основному закону Российской Федерации — Конституции. Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Главный источник финансового и бюджетного права — Конституция Российской Федерации, включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права являются:

‒ федеральные законы РФ;

‒ правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

‒ правовые акты органов управления социальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержаться нормы и права в дополнение и развитие Конституции [3, с. 48].

Обязанность по формированию бюджета местного уровня ложится на органы местного самоуправления, основным законом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов формируется за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [5, с. 41].

В соответствии со ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления,финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть достаточными и соразмерными полномочиям, предоставленным им Конституцией и законами. Важнейшим условием самостоятельности местного бюджета является наличие собственных источников доходов. Закрепление доходов за муниципальными образованиями служит необходимым условием для их социально-экономического развития.

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги, взимаемые с организаций и физических лиц. БК РФ содержит перечень видов источников доходов, закрепленных за бюджетами разных уровней. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам отнесены только три налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, и торговый сбор, доходов от которых, как показала практика налогообложения, явно недостаточно для формирования доходной части местных бюджетов.

В БК РФ в настоящее время имеются нормы, предусматривающие процентные отчисления в доходы местных бюджетов от таких федеральных налогов и сборов, как налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины. Так, например, в соответствии с п. 2 ст.61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются средства от налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 %; от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 50 %; от государственной пошлины — по нормативу 100 %. Тем не менее, отчислений от указанных федеральных налогов недостаточно для укрепления доходов местных бюджетов. Поэтому на современном этапе местные бюджеты, как правило, дефицитны.

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор. При этом плательщиками торгового сбора, согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Однако доходы от перечисленных налогов не могут полностью покрывать расходы местных бюджетов, значит речь должна идти и об отчислениях от федеральных и региональных налогов в доходы местных бюджетов. На наш взгляд, целесообразно отчислять в местные бюджеты, в т. ч. бюджеты городских и сельских поселений, средства не только от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и государственной пошлины (как это установлено статьями БК РФ), но и от таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций [4, с. 15].

Например, В. В. Соловьев справедливо предлагает перевести в разряд местных налогов такой региональный налог, как транспортный [1, с. 289].

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет устанавливаются не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета. Таким законом является, например: Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Согласно проведенного анализа следующих законов субъектов РФ:

‒ Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Сахалинской области от 12.12.2014 г. № 80-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Республики Башкортостан от 28.11.2014 г. № 152-з «О бюджете Республики Башкортостана на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Томской области от 30.12.2014 № 193-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Московской области от 28.11.2014 № 158/2014-ОЗ «О бюджете Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Краснодарского края от 12.12.2014 года N 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

Замечено, что в каждом из них утверждены основные характеристики областного бюджета на 2015 год и на плановый в период 2016 и 2017 годов: установлены общие объемы доходов и расходов бюджета, а также определен дефицит бюджета. Бюджеты в своем большинстве являются дефицитными. При этом соотношение дефицита бюджета к доходам бюджета в процентах достигает следующих размеров:

Субъект

2015г. (%)

2016г. (%)

2017г. (%)


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.10.2016 2016-10-09

Статья просмотрена: 12140 раз

Библиографическое описание:

Лисьих, И. В. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет / И. В. Лисьих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 533-535. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34167/ (дата обращения: 18.05.2021).

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги. Нормативы отчислений налогов в местный бюджет определяются не только Бюджетным кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о бюджете на текущий год и плановые года. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета.

Ключевые слова: местный бюджет, налоги, нормативы отчислений, полномочия

Для полного понимания темы «Нормативы отчислений налогов в местный бюджет» нужно, для начала, обратиться к основному закону Российской Федерации — Конституции. Согласно п. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Главный источник финансового и бюджетного права — Конституция Российской Федерации, включающая в себя основные принципиальные положения бюджета. Кроме Конституции источниками бюджетного права являются:

‒ федеральные законы РФ;

‒ правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления;

‒ правовые акты органов управления социальной компетенции (указы Президента РФ), в которых содержаться нормы и права в дополнение и развитие Конституции [3, с. 48].

Обязанность по формированию бюджета местного уровня ложится на органы местного самоуправления, основным законом, регламентирующим деятельность органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии со ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов формируется за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним [5, с. 41].

В соответствии со ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления,финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть достаточными и соразмерными полномочиям, предоставленным им Конституцией и законами. Важнейшим условием самостоятельности местного бюджета является наличие собственных источников доходов. Закрепление доходов за муниципальными образованиями служит необходимым условием для их социально-экономического развития.

В формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в т. ч. местных бюджетов, важнейшую роль играют налоги, взимаемые с организаций и физических лиц. БК РФ содержит перечень видов источников доходов, закрепленных за бюджетами разных уровней. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам отнесены только три налога: земельный налог и налог на имущество физических лиц, и торговый сбор, доходов от которых, как показала практика налогообложения, явно недостаточно для формирования доходной части местных бюджетов.

В БК РФ в настоящее время имеются нормы, предусматривающие процентные отчисления в доходы местных бюджетов от таких федеральных налогов и сборов, как налог на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, государственные пошлины. Так, например, в соответствии с п. 2 ст.61 БК РФ в бюджеты поселений зачисляются средства от налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 %; от единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 50 %; от государственной пошлины — по нормативу 100 %. Тем не менее, отчислений от указанных федеральных налогов недостаточно для укрепления доходов местных бюджетов. Поэтому на современном этапе местные бюджеты, как правило, дефицитны.

Местный бюджет может рассчитывать на 100 % дохода в виде следующих налогов: земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор. При этом плательщиками торгового сбора, согласно п. 1 ст. 411 НК РФ, признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Однако доходы от перечисленных налогов не могут полностью покрывать расходы местных бюджетов, значит речь должна идти и об отчислениях от федеральных и региональных налогов в доходы местных бюджетов. На наш взгляд, целесообразно отчислять в местные бюджеты, в т. ч. бюджеты городских и сельских поселений, средства не только от налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и государственной пошлины (как это установлено статьями БК РФ), но и от таких федеральных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций [4, с. 15].

Например, В. В. Соловьев справедливо предлагает перевести в разряд местных налогов такой региональный налог, как транспортный [1, с. 289].

Нормативы отчислений налогов в местный бюджет устанавливаются не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так законами субъекта можно регулировать нормативы отчислений налоговых доходов бюджета. Таким законом является, например: Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Согласно проведенного анализа следующих законов субъектов РФ:

‒ Закон Тюменской области от 02.12.2014 № 115 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Сахалинской области от 12.12.2014 г. № 80-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Республики Башкортостан от 28.11.2014 г. № 152-з «О бюджете Республики Башкортостана на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Томской области от 30.12.2014 № 193-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Московской области от 28.11.2014 № 158/2014-ОЗ «О бюджете Московской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

‒ Закон Краснодарского края от 12.12.2014 года N 3068-КЗ «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

Замечено, что в каждом из них утверждены основные характеристики областного бюджета на 2015 год и на плановый в период 2016 и 2017 годов: установлены общие объемы доходов и расходов бюджета, а также определен дефицит бюджета. Бюджеты в своем большинстве являются дефицитными. При этом соотношение дефицита бюджета к доходам бюджета в процентах достигает следующих размеров:

Субъект

2015г. (%)

2016г. (%)

2017г. (%)

1. Налоговые доходы от местных налогов: земельный налог — по нормативу 100%;

налог на имущество физических лиц — по нормативу 100%.

  • 2. Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 58 БК РФ.
  • 3. Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами городских округов с внутригородским делением в соответствии со ст. 63 1 БК РФ.

1. Налоговые доходы от местных налогов:

земельный налог — по нормативу 100%;

налог на имущество физических лиц — по нормативу 100%.

2. Налоговые доходы от федеральных налогов:

налог на доходы физических лиц — по нормативу 2%;

единый сельскохозяйственный налог — по нормативу 30%.

3. Государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления сельского поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий, — по нормативу 100%; государственная пошлина за выдачу органом местного самоуправления сельского поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае отнесения дорожной деятельности к вопросам местного значения — по нормативу 100%.

Неналоговые доходы также различны у поселений, муниципальных районов и городских округов. Например, согласно ст. 62 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 55% подлежит зачислению только в бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и бюджеты городских округов с внутригородским делением.

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся межбюджетные трансферты, предоставляемые в виде дотаций, субсидий, а также субвенций, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Так, ст. 56 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. посвящена средствам самообложения граждан, под которыми понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Вопросы введения и использования таких разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Дотации — это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (ст. 6 БК РФ).

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ст. 139 Б К РФ). Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (ст. 140 БК РФ).

Наибольшую роль в формировании доходов местных бюджетов играют безвозмездные поступления в местный бюджет.

Под местным бюджетом сельского поселения следует понимать бюджет местного образования, его формирование, утверждение и исполнение которое осуществляют органы местного самоуправления. При этом доходы местного бюджета формируются также за счет денежных средств, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке. Все средства местного бюджета сельской территории относятся к объектам муниципальной собственности. Таким образом, собственником бюджетных средств является сельское поселение, а органы власти управляют финансовыми ресурсами в пределах своей компетенции. Порядок формирования местных бюджетов сельской территории определен бюджетным кодексом РФ.

Доходы местных бюджетов сельской территории формируются в основном за счет следующих источников:

  • местных налогов и сборов;
  • отчислений из федеральных и региональных налогов и сборов;
  • неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

К местным налогам и сборам следует отнести налоги и сборы, которые устанавливают органы местного самоуправления самостоятельно с учетом федеральных законов. Конкретизируя высказанные положения, следует отметить, что к основным налоговым доходам сельского поселения относятся: земельный налог и налог на имущество, которые полностью зачисляются в бюджет сельского поселения; НДФЛ и ЕСХН, которые зачисляются в бюджет сельского поселения в размерах 10 и 30% соответственно.

Объектами налогообложения по земельным участкам являются земельные участки, которые расположены в пределах сельского поселения.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица, которые имеют в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие помещения.

Целью исследования является выявление особенностей формирования бюджета сельских поселений в условиях самофинансирования. Исследование проведено на примере доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области

Материал и методы исследования

В местные бюджеты поступают и неналоговые доходы, связанные с использованием и продажей имущества, которое находится в собственности сельского поселения, а также доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления.

В научных исследованиях более подробно остановимся на изучении формирования местного бюджета на примере сельской территории Канинского сельского поселения Сапожковского муниципального района Рязанской области, расположенного в центральной части региона. Изучаемое сельское поселение по нашим исследованиям можно считать типичным для региона в целом. По имеющимся статистическим данным, население Сапожковского района Рязанской области составляет 10130 чел. из них 7,2 тыс. чел. или 67,9% является сельским. По годам исследования численность населения Сапожковского района постоянно сокращается. За последние пятнадцать лет население сократилось практически на 10%. В составе Сапожковского района имеется 54 населенных пункта и одно городское поселение рабочий поселок Сапожок с населением 6466 чел. Населенные пункты объединены в четыре сельских поселения: Березниковское с населением 759 чел., Канинское с населением 939 чел., Михеевское с населением 923 чел. и Морозово-Борковское с населением 1043 чел. Промышленность района представлена частными предприятиями ООО «Роба», занимающееся пошивом одежды, ООО «Хрустальный ключ», занимающееся добычей и розливом минеральной воды. В агропромышленном комплексе работает четыре сельскохозяйственных предприятия и подсобное хозяйство аграрного техникума, а также 13 крестьянских (фермерских) хозяйства. При этом 73% производимой сельскохозяйственной продукции приходится на личные подсобные хозяйства граждан, крестьянские (фермерские хозяйства) и индивидуальных предпринимателей. В муниципальном образовании и сельских поселениях отсутствуют крупные промышленные предприятия, что свидетельствует о сельскохозяйственной направленности в деятельности населения.

Территория Канинского сельского поселения расположена в центральной части Сапожковского района и представлена в основном землями сельскохозяйственного назначения. В поселении, как и в целом по муниципальному району, производством сельскохозяйственной продукции в основном занимаются в личных подсобных хозяйствах граждан, а также в крестьянских (фермерских хозяйствах) и индивидуальные предприниматели. В основном, ресурсный потенциал территории реализуется посредством действия людей и создаваемых этими людьми механизмов. В рыночных условиях хозяйствования по ряду объективных и субъективных причин в сельских поселениях такого уровня в отраслевой структуре доминирует не сельскохозяйственное производство, а непроизводственная сфера деятельности – розничная торговля. В региональном масштабе такая ситуация является причиной слабой бюджетной поддержки малого сельскохозяйственного предпринимательства на селе, а также результат низких рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Основные финансовые ресурсы сельских жителей и предпринимателей через несправедливый механизм ценообразования и кредитования присваиваются монополистами и недобросовестными чиновниками различного уровня.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим специфику формирования доходов местного бюджета на примере Канинского сельского поселения Сапожковского района Рязанской области, используя методические разработки, предложенные рядом авторов [2,3]. Отдельно целесообразно рассмотреть структуру доходов сельского поселения (табл. 1) Канинского сельского поселения по укрупненным группам бюджетной классификации за период 2014 – 2016 гг., тыс. руб.

В 2016 году доходы бюджета муниципального образования – Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области исполнены в объеме 531087,69 тыс. руб., что ниже уровня 2015 г. на 8686,21 тыс. руб. или на 2%. Это обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов, предоставленных муниципальному образованию.

На рисунке 1 в графическом виде представлены изменения поступлений в местный бюджет в 2014-2016 годах. Анализируя изменения доходов по укрупненным группам, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение поступлений в бюджет оказывают именно безвозмездные перечисления. При этом график динамики доходов бюджета практически идентичен графику, соответствующему поступлениям трансфертов, несмотря на достаточно стабильную динамику налоговых и неналоговых доходов в 2014-2016 годах. Структура доходов местного бюджета в соответствии с графиком в течение рассматриваемого периода значительно не изменилась: наибольшая долю 71% в общем объеме доходов занимают безвозмездные поступления, на налоговые доходы приходится 24% и всего лишь 4% – на неналоговые доходы.

Структура доходов бюджета муниципального образования Канинское сельское поселение Сапожковского района Рязанской области

Читайте также: