Ндфл статистика по годам

Опубликовано: 06.05.2024

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.04.2017 2017-04-11

Статья просмотрена: 5679 раз

Библиографическое описание:

Хамзин, А. Х. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц / А. Х. Хамзин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 479-483. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42051/ (дата обращения: 18.05.2021).

Стать богатым, при этом сохраняя нравственные устои, можно лишь за счет эффективности своего труда, накапливая его результаты в течение достаточно длительного времени. [7, с. 4] Налогообложение доходов населения представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. Конституцией Российской Федерации (ст. 57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. [6, с. 280] Актуальность темы исследования продиктована существующей динамикой поступления средств в бюджет по статье НДФЛ.

Целью написания данной статьи является проведение анализа собираемости НДФЛ. При этом стоит принять во внимание тот факт, что налогоплательщиками данного вида налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. И вполне рационально, что государство, как контролирующий орган осуществляет налоговый контроль. Под налоговым контролем подразумевается: проверка на соответствие нормативным актам совокупность используемых приёмов на предприятии; наблюдение за подконтрольными объектами; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности [1, с. 45]

Методологической и теоретической базой написания статьи стали: Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющий порядок взимания НДФЛ и научные труды ведущих теоретиков в области налогообложения.

Информационной базой исследования послужили Указы президента РФ, законы, постановления, нормативно-правовые акты Министерства Финансов РФ, а также статистические сборники и регистры аналитического учета. Создан весомый комплекс нормативных правовых актов по регулированию деятельности в данной сфере. Тем не менее, наблюдается недостаточная эффективность государственного контроля и надзора в этой сфере [2, с. 41].

В процессе написания статьи автором были задействованы общие методы исследования такие как: системный подход, сопоставительный и экономический анализы, которые были применены при анализе теоретического материала, накопленного по данной проблеме в настоящее время.

В рамках процесса формирования налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения ключевое значение имеет выявление соотношения поступления каждого вида налога. Так, в 2016 году в консолидированный бюджет РФ поступило 14482,4 млрд. руб., что в 2 раза больше чем в федеральный 6928,7 млрд. руб. Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год.

Поступления налогов, сборов ииных обязательных платежей вконсолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. руб.)

Показатель

Консолидированный бюджет

В том числе

Доля федерального бюджета

Доля регионального бюджета

Федеральный бюджет

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

Налог на прибыль организации

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость на товары

Налоги на имущество

Налог на добычу полезных ископаемых

Налоги, сборы ᴎ регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Как видно из таблицы видно, что наиболее значительную статью доходов в консолидированном бюджете составляют «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» — 2929,4 млрд. руб., в федеральном бюджете аналогичная статья дохода составила 2863,5 млрд. руб. В свою очередь, наименьшую сумму поступлений в консолидированный бюджет составляют «Налоги на имущество», а именно 1116,9. руб. Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1.


Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы физических лип, в консолидированном бюджете он составил 3017,3 млрд. руб. В долевом выражении его доля равна 100 %. Наименьший показатель занимает налог на имущество — 1116,9 млрд. руб.

Если рассматривать поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в динамике, то за 2014–2016 гг. прирост данного вида налога составил 314,68 млрд. руб. (рисунок 2).


Рис. 2. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014–2016 гг.

Согласно данным размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, собираемость налогов, сборов и других обязательных платежей на территории Республики Башкортостан сохраняет стабильный уровень. В свою очередь, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения [2], в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2016 год составила 163,1 млрд. рублей. Для наглядности отобразим в таблице 2 расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей за 2014–2016 гг.

Расчет уровня собираемости налогов, сборов идругих обязательных платежей вРБ за 2014–2016гг.

Показатели

2014

2015

2016

Темп роста,%

2015/2014

2016/2015

Фактически поступило ʙ консолидированный бюджет РБ налогов, сборов ᴎ других обязательных платежей, млрд. руб.

Сумма налоговой задолженности, млрд. руб.

Сумма прироста налоговой задолженности, млрд. руб.

Уровень собираемости налогов, %

По данным таблицы видно, что за 2016 год в консолидированный бюджет РБ поступило значительно больше налогов, сборов и других обязательных платежей по сравнению с предыдущими периодами. Для наглядности отобразим эту динамику на рисунке 3.


Рис. 3. Динамика уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в РБ за 2014–2016 гг.

По расчетам Министерства финансов Республики Башкортостан собираемость налогов в республике за последние годы находилась в диапазоне 98–100 %. Стоит отметить, что в анализируемый период уполномоченными органами были проведены конкретные мероприятия, направленные на взыскание налоговой задолженности и сокращению числа убыточных организаций, путем проведения рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

Далее, для выявления значения и зависимости объема поступлений в бюджет от НДФЛ в целом от доходов, облагаемые по ставке 13 %, проанализирует структуру налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно данным представленным в отчетности по форме 5-НДФЛ за 2014–2016 гг. (таблица 3).

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка

Размер налоговой базы, млн. руб.

Доля,%

2014

2015

2016

2014

2015

2016

Приведенные данные в таблице 3 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9 %) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13 %, как показано на рисунке 4, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.


Рис. 4. Структура налоговой базы НДФЛ за 2014–2016 гг.

На рисунке видно, что налоги, облагаемые по ставке 15 % занимают наименьшую долю, т. е. доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Следующими по размеру удельного веса идут прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках н суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна. Доходы, облагаемые по ставке 9 % занимают более высокую долю в структуре налоговой базы, прежде всего это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13 % и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налета в бюджетную систему страны.

Однако, следует отметить, существование ряда факторов, влияющих на потенциал НДФЛ, в первую очередь речь идет об усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не отвечающей принципу справедливости налогообложения. Пересмотр данного аспекта налогообложения доходов физических лиц позволит снизить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков с низкими доходами, тем самым сократив социальную напряженность в обществе и повысить доходную базу бюджетной системы как региона, так и страны в целом, тем самым формируя положительный экономический имидж России как в социально-политическом, так и в экономическом плане [3, с. 64; 4, с. 326], а как известно экономический имидж станы в первую очередь характеризует ее конкурентоспособность [5, с. 72].

Похожие статьи

Анализ налоговых доходов федерального бюджета.

Ключевые слова: бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, федеральный бюджет, нефтегазовые доходы, анализ доходов.

Основные термины (генерируются автоматически): федеральный бюджет, Российская Федерация, доход, государственная пошлина.

Статистическое изучение задолженности по налоговым.

. задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова: налог, сбор, задолженность по налогам и сборам, безработица

Рис. 1. Динамика задолженности по налоговым платежам и сборам, млрд. руб.

Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной.

Итак, налоговые доходы — доходы от налогов, сборов и государственной пошлины. Именно эта часть доходов является наибольшим источником поступлений денежных средств в консолидированный бюджет страны (около 20.

Резервы роста налоговых доходов региона | Статья в журнале.

Потенциальным резервом доходов, в частности налоговых, бюджетов регионов является взыскание налоговой задолженности. По состоянию на 1 июля 2014 г. задолженность по налогам в консолидированный бюджет России составила 7446,4 млрд. руб.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

Ключевые слова:федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ, налоговая система, консолидированные бюджеты РФ, налоговая ставка, налоговая база.

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений в РФ.

Ставки налогов федерального уровня составляют от 10 до 39,6 % и рассчитываются исходя из уровня дохода.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за

Анализ налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.

Оценка практической ситуации урегулирования налоговой.

В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям [1, с. 86]. Совокупная задолженность по налогам и сборам.

Выявление резервов увеличения налоговых поступлений.

Структура задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации за 2006-2010 гг., млрд. руб. Показатель.

Значение налога на доходы физических лиц в формировании.

государственный бюджет, консолидированный бюджет РФ, доход, лицо, налог, Якутия, государственный бюджет Республики Саха, бюджет, млрд, Российская Федерация.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)


By Олег Last updated Дек 27, 2019

Cтатистика налогов

Правительство осуществляет многочисленные функции для экономического роста страны и благополучия граждан. Основным источником доходов любого государства являются налоги. Статистика налогов включает сбор и анализ информации по плательщикам, видам и объектам налогообложения, а также по отраслям экономики. Полученные сведения позволяют планировать распределение средств государственного бюджета .

Задача налоговой статистики

Главная цель – сбор и обработка данных о поступления денег в бюджет государства. По ходу сотрудники налоговой службы выявляют тех, кто уклоняется от исполнения обязательств. За подобные нарушения предусмотрены финансовые санкции. Статистика налоговых поступлений позволяет оценить, как выполняется план по доходам бюджета соответствующего региона.

Выявление правонарушителей

Статистика налогов изучает их состав и динамику, сравнивая с макроэкономическими показателями. Обнаруженные проблемы являются сигналом для улучшения налогового законодательства. После сбора необходимой информации видна общая картина по регионам и стране в целом. Полномочия фискальной службы:

  1. Контроль над соблюдением налогового законодательства субъектами РФ.
  2. Обеспечение поступлений налогов и сборов в государственный бюджет.

Ключевые факторы

На развитие налоговой системы любой страны влияет:

  • качественная налоговая политика. В идеале налоговые поступления должны перекрывать существующие расходы;
  • эффективность и рост производства;
  • стабильность цен;
  • эффективность социальной политики. Государство должно регулировать процессы воспро­изводства рабочей силы, повышать производительность тру­да, квалификацию трудовых ресурсов;
  • полнота и своевременность выплат.

Налоговая система РФ

В России действует трехуровневая налоговая система:

Налоговая система РФ

В зависимости от использования налоги также бывают:

  1. Общие – используется для покрытия общегосударственных нужд.
  2. Специальные – имеют целевое назначение.

К специальным относятся транспортные налоги и сборы на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Статистика транспортных налогов показывает, что самая высокая ставка в Москве и Санкт-Петербурге. Тарифы на автомобили мощностью двигателя 100 л. с. (авто наиболее распространенного класса) – 12–24 руб./1 л. с.

Налог рассчитывается и уплачивается по месту регистрации автовладельца. В Москве в 2016 году размер налоговых доходов по статистике составил 15,2 млрд. руб. Тогда как сборы от штрафов составили 15,73 млрд. руб.

Налогообложения малого бизнеса

По оценкам Минэкономразвития в России действуют 5,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается количества предпринимателей (ИП), то их около 2,9 млн. Развитие малого и среднего бизнеса способствует наполнению государственного бюджета. В России существует пять режимов налогообложения для ИП.


В Москве за последние пять лет в 4,5 раза выросло количество ИП использующих патентную систему (патент).

Налоговые поступления

Статистика налогов РФ демонстрирует улучшение показателей. При этом уменьшилось влияние внешних экономических факторов на госбюджет.

Статистика налоговых поступлений в бюджет показывает рост на уровне 20% с января по апрель 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016. Прирост составил 952 млрд. руб. Существенную часть прироста от налоговых поступлений по статистике обеспечивает НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Ключевую роль сыграло изменение цены на нефть с 33,7 до 51,7 $/баррель (53%). Прирост составил 550 млрд. руб.

Статистика налоговых поступлений насчитывает 400 млрд. руб. доходов, которые не имеют отношения к нефтегазовым источникам. Сюда относятся все остальные виды налогов. Например, статистика налога на прибыль зафиксировала увеличение показателей на 20%. Прирост составил 220 млрд. руб.

Ниже на графике представлены данные Росстат (профицит и дефицит бюджетов по годам):

Профицит и дефицит бюджета

Статистика налогов России в консолидированные бюджеты в январе 2017 года зафиксировала увеличение показателей на 26,5%. Общая сумма составила 369 млрд. руб. Распределение по видам:

  1. НДФЛ – 42%.
  2. Налог на прибыль – 26%.
  3. Акцизы – 14%.
  4. Имущественные сборы – 9%.
  5. Другие – 9%.

План и факт федерального бюджета страны за 2016 год (млрд. руб.):

План и факт федерального бюджета

Статистика налоговой отчетности прогнозировала дефицит в размере 2360,2 млрд. руб. Однако вышло – 2956,4 млрд. руб.


Система налогообложения США

В США действует трехуровневая налоговая система:

Система налогообложения США

Статистика сбора налогов показывает, что основным источником доходов федерального бюджета является подоходный налог. Удержания также осуществляются с малого бизнеса, владельцев Green Card и корпораций. Ставка налога для физических лиц варьируется от 10 до 35%. При этом имеет значение семейное положение налогоплательщика.

Налоговая ставка для физических лиц

В отдельных штатах Америки могут встречаться иные налоговые ставки. Статистика налоговой службы показывает, что самая высокая ставка на имущество в Нью-Джерси – 1,89%. Тогда как наиболее высокий налог с продаж удерживается в Калифорнии (7,5%).

Уклонение от уплаты налогов

За уклонение от налогов предусмотрена административная или уголовная ответственность . По статистике в первом полугодии 2016 года в России было осуждено 269 человек. Налоговая статистика РФ зафиксировала потери в размере 221 млрд. руб.

В Британии было осуждено 1258 человек за уклонение от уплаты налогов. По статистике их число увеличилось вдвое по сравнению с 2014 годом.

Федеральная налоговая статистика США зафиксировала 561 случай. В 53% случаев правонарушителей приговорили к реальным срокам. Статистика уплаты налогов США в 2011 году зафиксировала самые большие потери по сравнению с остальными странами. Бюджет страны недополучил около 337 млрд. долларов.

Пример неуплаты в США – крупный мафиози 30 годов Аль Капоне попал в тюрьму за неуплату налогов в размере 388 тыс. долларов.

Статистика налогов Беларуси зафиксировала случай, когда гражданку оштрафовали 1,5 млн. руб. Причиной послужила неуплата налога за содержания домашнего животного (кошки).

Налоговые споры

Какая статистика налоговых споров в России? Анализ судебных разбирательств 2015–2016 гг. показывает, что количество дел сократилось более чем в 2 раза. Налоговая статистика России насчитала 64 644 дел, которые рассматривались в арбитражном суде в 2015 году:

Налоговые споры

Необычные налоги в разных странах

Статистика государственных налогов в отдельных странах отличается не только размером поступлений, но и видами обязательных сборов. Необычные удержания:

  1. Налог солидарности в Германии. Его платят граждане, у которых доход превышает 81 евро в месяц. Несмотря на многочисленные жалобы, немецкие суды считают, что это не противоречит конституции страны.
  2. В Германии также предусмотрены выплаты с доходов граждан на поддержание церкви – 2,75–3,5%. Если человек отказывается платить, то не будет похоронен на церковном кладбище. Статистика налогов показывает, что число отказывающихся от этих выплат ежегодно увеличивается. В 2014 году таких людей было около 300 тыс.
  3. Налог на домашних животных (Германия, Испания, Норвегия). Статистика финансов и налогов Германии показывает, что ежегодные поступления составляют около 250 млн. евро.
  4. В 2012 году на Украине был зарегистрирован законопроект №10112, который подразумевает введение разных налоговых ставок исходя из того сколько детей имеет человек старше 30 лет.

Как видно правительство по-разному пытается увеличивать размер государственного бюджета.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожан Н.В., Махова А.В.

В статье исследуется НДФЛ не только как инструмент, обеспечивающий доходную базу бюджетов бюджетной системы государства, но и преимущественно как средство макроэкономического регулирования. Однако следует сказать, что, несмотря на большое количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ как инструмента социальной политики государства

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кожан Н.В., Махова А.В.

Текст научной работы на тему «Анализ действующего налога на доходы физических лиц (НДФЛ)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

ensure the fulfillment of obligations of JSC "EXIAR"; significantly expanded the geography of guarantee operations (guarantees in favor of the counterparties of Kazakhstan, Morocco and Nepal), and so on.

Significant weight of VEB export financing support can be observed in relation to the overall volume of export operations (table 1).

The amount of coverage of domestic exports by Vnesheconombank funds [1], [2], [3]

Index 2013 2014

The volume of export financing by VEB, billion rubles. 122,13 259,86

Gross Russian export, billion USD 523,3 520,3

Dollar exchange rate, rubles 32,659 56,238

Gross Russian export, billion rubles 17090 29260

Coverage of domestic exports by Vnesheconombank, % 0,71% 0,89%

Given the oil exports in 70-75% during these periods, it can be argued that the share of VEB in financing of non-oil exports up to 3%. This is more than a significant share in the context of one organization, which indicates a high degree of Russian export financial dependence on the Vnesheconombank financing. Consequently, the conclusion is that the VEB, as a development institution, determines the efficiency of export operations of Russian non-resource companies in a large extent, a high-tech industry export orientation and hence the speed of construction of innovative economy in Russia. References:

1. Official site of the Russian Central Bank - [Internet source] - Access mode: http:// www.cbr.ru/eng/ - Scr. title.

2. Official site of the Ministry of Finance of Russian Federation [Internet source] - Access mode: http://www. minfin.ru/eng/ - Scr. title.

3. VEB Annual report (2014 year) [Internet source] - Access mode: http://www.veb.ru/common/upload/files/veb/reports/annual/VEB_Annual_2014_en g.pdf - Scr. title.

© Kovalev A. E., 2016

студентка 3 курса, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация Е-mail: nata.kozhan959282@yandex.ru

канд. экон. наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» филиал в г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ)

В статье исследуется НДФЛ не только как инструмент, обеспечивающий доходную базу бюджетов бюджетной системы государства, но и преимущественно как средство макроэкономического регулирования. Однако следует сказать, что, несмотря на большое количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, остается востребованным комплексное научное исследование НДФЛ как инструмента социальной политики государства

НДФЛ, экономика, политика, налоговая ставка, необлагаемый минимум, налоговая база, собираемость налогов.

Налог на доходы физического лица (НДФЛ) - это основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтвержденных расходов, в соответствии с действующим законодательством [1, с.160].

В качестве объекта налогообложения данным налогом может выступать доход, полученный:

- из различных источников в России, вне зависимости от лиц, получающих данную прибыль -являются ли они резидентами РФ или нет;

- если доход получен не в России, но физическое лицо выступает, как резидент Российской Федерации.

Что же касается налоговой базы, исходя из которой, исчисляется подоходный налог с физических лиц в 2015 году, то здесь необходимо отметить, что учитываются все полученные доходы налогоплательщиков и во всех формах (денежной или натуральной), а также любая материальная выгода. При этом не оказывают влияния на размер налогообложений различного рода удержания и штрафы, которые были взысканы за административные правонарушения или решением суда, а также других органов, которые вправе осуществлять такие действия. Подоходный налог с физических лиц в 2015 году рассчитывается по каждому виду дохода. При этом индивидуально определяется отдельная налоговая ставка по каждому такому источнику [2].

При формировании налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения исключительно важную роль играет определение соотношения поступления каждого вида налога.

В 2013 году, в консолидированный бюджет поступило 11325,9 млрд. руб. это почти в 2 раза больше, чем в федеральный бюджет 5366,6 млрд. руб. В долевом соотношении разница составляет всего лишь 2%

В таблице 1 наибольшее значение в консолидированном бюджете занимает такой показатель, как налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами, что составляет 2598 млрд. руб., а в федеральном бюджете сумма составила 2554,8 млрд. руб. (в долевом соотношении разница между этими показателями 2%), как показано на рисунке 2. Далее по уменьшению идет налог на добычу полезных ископаемых, что в консолидированном бюджете составляет 2575,8 млрд. руб. И в долевом соотношении разница между федеральным составляет также 2%.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской

Федерации по видам (млрд. рублей)

Показатели Консолидирован ныйбюджет В том числе Доля фед. бюджета Доля

Федеральный бюджет Консолидирован ные бюджеты суб. РФ консолиди р. бюджета

Всего 11325,9 5366,6 5959,2 47% 53%

Из них налог на прибыль организаций 2071,7 352,2 1719,5 17% 83%

Налог на доходы физических лиц 2497,8 - 2497,8 - 100%

Налог на добавленную стоимость на 1977,1 1977,1 - 100% -

Налоги на имущество 900,5 - 900,5 - 100%

Из них налог на добычу полезных 2575,8 2535,3 40,5 98% 2%

Налоги, сборы и регулярные платежи за 2598 2554,8 43,2 98% 2%

пользование природными ресурсами

100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

■ Доля фед. бюджета ■ Доля консолидир.

Рисунок 2 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет

Российской Федерации по видам (млрд. рублей)

Немаловажную роль играет налог на доходы физических лиц, в консолидированном бюджете он составил 2497,8 млрд. руб. В долевом выражении доля равна 100%. Наименьший показатель занимает налог на имущество - 900,5 млрд. руб.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2015 год.

Виды налогов Млрд. руб.

НДФЛ 2679,5 2806,5 +104,7

Налог на прибыль 2372,8 2598,8 +109,5

НДС 2181,4 2448,3 +112,2

Имущественные налоги 955,1 1068,4 +111,9

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

НДФЛ Налог на прибыль НДС Имущественные

Рисунок 4 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2015 год.

Основную часть налогов в 2014-году в таблице 3 консолидированного бюджета обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 2679,5, к 2015 году поступление увеличилось на 104,7%. Рост доходов обеспечен увеличением на 112,2% поступлений налога на НДС.

Собираемость других налогов также улучшилось. В частности, поступления НДФЛ, налог на прибыль увеличился на 109,5%, имущественные налоги увеличились на 111,9%, как показано на рисунке 4. По данным ФНС, почти на 86% увеличилась прибыль с предыдущим 2013 годом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в Краснодарском крае за 2012-2014 г.

Показатели 2012г 2013г 2014г Темп роста, %

2013гк2012г 2014гк 2013

Фактически поступило в 174,6 185,2 203,9 106,1 110,1

консолидированный бюджет края

налогов, сборов и других платежей,

Сумма налоговой задолженности,

На начало года 4,5 6,9 9,0 153,3 130,4

На конец года 6,9 9,0 12,0 130,4 133,3

Сумма прироста налоговой 2,4 2,1 3,0 87,5 142,9

задолженности, млрд. руб.

Уровень собираемости налогов, % 98,6 98,9 98,6 +0,3 -0,3

Рисунок 6 - Расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в

Краснодарском крае за 2012-2014 г.

По расчетам регионального Министерства финансов собираемость налогов в Краснодарском крае за последние годы находилась в диапазоне 94 - 100%.

В этот период были проведены конкретные мероприятия по взысканию налоговой задолженности (снижение против 2012 г. на 0,3 млрд. руб.); сокращению числа убыточных организаций; проведению рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

С целью выявления значения и зависимости размера поступлений от налога на доходы физических лиц в целом от доходов, облагаемые по ставке 13%, изучим структуру налоговой базы по НДФЛ на примере данных отчетности по форме 5-НДФЛ за 2012-2013год, представленных в таблице 7.

Приведенные данные в таблице 7 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9%) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13%, как показано на рисунке 8, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка Размер налоговой базы, млн. руб. Доля, %

13% 16482485,6 95,85

Итого 17196238,0 100,00

Рисунок 8 - Структура налоговой базы НДФЛ

Наименьшую долю занимают налоги, облагаемые по ставке 15% (это доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях). Чуть больший удельный вес имеют прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках и суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна.

Более высокую долю в структуре налоговой базы занимают доходы, облагаемые по ставке 9% - это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13% и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налога в бюджетную систему страны.

Распределение налоговой базы, тыс. руб.

Налоговая ставка 2014 2015 2016

Необлагаемый минимум 45 317 340 62 573 929,2 86 302 342,3

10% 6 430 847 767 8 874 569 919 12 246 906 488

13% 12 129 186 051 16 738 276 750 23 098 821 916

17% 4 758 320 700 6 566 482 566 9 061 745 941

20% 3 851 973 900 5 315 723 982 7 335 699 095

Исходя из представленных данных в таблице 9, в период с 2014 по 2016 год поступления от налога на доходы физических лиц составили бы от 3 799,2 млрд. руб. до 7 235,2 млрд. руб. Это выше соответствующих доходов при существующей системе налогообложения доходов физических лиц минимум на 52%.

Данное увеличение доходов бюджетной системы иллюстрирует возможность эффективного использования предлагаемой реформы для реализации регулирующей функции налога. Следует отметить, что в данной таблице выделен необлагаемый минимум - это минимальный доход граждан, не облагаемый налогом.

Оценить эффективность предлагаемой реформы с точки зрения социального аспекта позволит установление размера налоговой нагрузки на налогоплательщиков, получающих средние по России доходы.

В соответствии с данными налоговой отчетности по форме 5-НДФЛ за 2012 год налоговая база по налогу на доходы физических лиц составила 17 196 238,2 млн. руб., сумма удержанного налога составила 2 215 037,9 млн. рублей.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

Исходя, из представленных данных при существующей системе налогообложения налоговая нагрузка составляет 12,89%.

С учетом предлагаемой реформы налоговая нагрузка для основной массы налогоплательщиков, получающих доходы ниже средних по России, снизится и составит (исходя из приведенных выше данных о распределении налоговой базы) 11,4%. Снижение налоговой нагрузки на основную категорию налогоплательщиков также характеризует положительный социальный эффект предлагаемой реформы.

Предлагаемая градация налоговых ставок будет способствовать перераспределению сверхдоходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения, и в то же время позволит избежать значительных фискальных потерь в связи с тем, что основная доля налогоплательщиков продолжит платить налог по ставке 13%.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с подоходным налогообложением физических лиц, в том числе усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не соответствующей принципу справедливости налогообложения, наличие значительных масштабов уклонения от уплаты налога и другие.

Вышеназванные обстоятельства негативно влияют на потенциал НДФЛ в отношении реализации его роли как инструмента социальной политики государства. Выявленные недостатки, которые вынуждают проведение модернизации налогообложения доходов физических лиц в России стали неизбежны. Однако реформирование налога на доходы физических лиц должно осуществляться постепенно, поэтапно, и быть способным к учету различных сценариев развития экономики.

Предложенная концепция реформирования в конечном итоге позволит решить комплекс задач, а именно: будет способствовать повышению доходной базы бюджетной системы; позволит сократить разрыв в уровне доходов налогоплательщиков; будет способствовать снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющее низкие доходы, при соблюдении интересов среднего класса; позволит снизить социальную напряженность в обществе.

Список использованной литературы:

1 Клочкова, И.В. Налог на доходы физических лиц/ И.В. Клочкова. - М.: Экзамен, 2009. - 160 с.

2 Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. - 2005-2012. Режим доступа: http//nalog.ru (дата обращения: 28.03.2013).

© Махова А. В., Кожан Н.В., 2016

К.э.н., доцент Ю.В. Ноздрина

Аспирантка ФГБОУ ВО Орловский ГАУ Г. Орёл, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ

СИСТЕМЫ АПК РЕГИОНА

В статье рассматриваются проблемы информатизации сельхозтоваропроизводителей региона. Предлагается возможная структура автоматизированной информационной системы на база Департамента сельского хозяйства Орловской области.

АПК, сельское хозяйство, информационное обеспечение, информационная система, научно-

Читайте также: