Нарушение требований формирования транспортного контейнера 3 ндфл что делать

Опубликовано: 26.03.2024

Актуальная правоприменительная практика в области налогового контроля свидетельствует о том, что зачастую налоговики в рамках проведения, прежде всего, выездных налоговых проверок направляют налогоплательщикам заведомо невыполнимые требования о представлении документов в рамках ст. 93 НК РФ, демонстрируя формализм и не вдаваясь в оценку объективных возможностей налогоплательщика представить в предусмотренный законом срок немалое количество документов. Мы рассмотрим что делать, если вы получили невыполнимые требования налоговой по документам и как защитить права.

Чем грозит непредставление документов?

На практике проведение выездной налоговой проверки сопровождается необходимостью представлять налогоплательщику значительный объем документов (информации) проверяющим.

Так, на основании п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы; срок их представления — в течение 10 дней с момента получения требования о представлении документов (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Ответственность за непредставление налогоплательщиком документов в процессе проведения налоговой проверки предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ и выражается в наложении штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, если налогоплательщик не представил в срок документы, запрашиваемые при проведении налоговой проверки, инспекция может их изъять в ходе такого мероприятия налогового контроля, как выемка документов и предметов (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Более того, последствием неисполнения требования проверяющих может быть то, что налоговики определят подлежащие уплате налогоплательщиком в бюджет суммы налогов за проверяемый период расчетным методом, на основании имеющейся у налогового органа информации о предприятии, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Неопределенность норм НК РФ

При этом следует заметить, что соответствующие положения НК РФ в части истребования у налогоплательщика документов в рамках налоговой проверки в достаточной степени не определены — как в части состава, перечня и объема подлежащих истребованию документов по ст. 93 НК РФ, так и в части крайне ограниченного срока представления документов (10 рабочих дней) и отсутствия в законе оснований для продления налоговым органом указанного срока (например, исходя из объема истребуемых документов, из учета соответствующих объективных возможностей налогоплательщика и т.п.).

В частности, в настоящее время то обстоятельство, что в налоговом законодательстве не определен даже приблизительно состав первичных и иных документов, которые налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, привело к тому, что в судебно-арбитражной практике возобладал подход, согласно которому такой состав истребуемых документов определяет сам налоговый орган по своему усмотрению, с учетом предмета налоговой проверки.

Например, в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2019 по делу №А40-114260/19-107-1844 отмечено, что «налогоплательщик в силу положений статей 89, 93 НК РФ не вправе отказать в представлении документов, со ссылкой на не относимость к предмету проверки. Количество и наименование документов определяется налоговым органом и не подлежит самостоятельному пересмотру налогоплательщиком».

В свою очередь, нормы НК РФ, посвященные вопросу продления срока представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ), также являются весьма неопределенными, поскольку они не содержат даже примерный перечень оснований, при которых налоговый орган обязан продлевать срок представления документов.

При этом вопрос продления срока ст. 93 НК РФ законодателем отдан исключительно на усмотрение налоговиков (в НК РФ отсутствуют какие-либо условия для безусловного продления срока), которые в случае удовлетворения/отказа в удовлетворении ходатайства налогоплательщика выносят решение о продлении/об отказе в продлении срока представления документов по требованию.

Что говорят суды?

В связи с таким недостаточным правовым регулированием вопросов по истребованию у налогоплательщика документов в ходе проведения в отношении них налоговых проверок на практике довольно распространены ситуации, когда налогоплательщики нарушают 10-дневный срок на представление документов, что влечет последующее привлечение их к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.

Причем нередко налоговый орган в таких ситуациях ведет себя сугубо формально и суммы штрафа за непредставление документов по ст. 126 НК РФ зачастую превышают таковые за неуплату налогов (ст. 122 НК РФ) по итогам самой выездной налоговой проверки.

Иллюстрацией этого может служить одно из «свежих» дел, недавно рассмотренных в московском регионе (решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2019 по делу №А40-225122/19-107-3924).

Предмет спора

В ходе проведения в отношении Общества выездной налоговой проверки инспекция в порядке ст. 93 НК РФ за три дня до завершения такой проверки, направила Обществу требование, по которому у него было истребовано более 1 млн. документов (товарно-транспортные накладные, декларации соответствия и др.).

В ответ на требование Обществом выборочно были представлены в инспекцию товарно-транспортные накладные по контрагентам, справки к ним, декларации соответствия и справки к таможенным декларациям, причем в письме в налоговый орган Общество обратило внимание проверяющих на огромный объем истребованных документов и невозможность их предоставления Обществом в короткий срок.

В такой ситуации инспекцией было вынесено решение о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление 280 509 документов в виде штрафа на сумму 56 101 800,00 руб.

Общество, не согласившись с указанным решением инспекции, обжаловало его в арбитражный суд, который в итоге встал на сторону Общества и признал незаконным привлечение к ответственности по ст. 126 НК РФ.

Выводы арбитражного суда

При этом арбитражный суд обратил внимание на следующие обстоятельства, указывающие о злоупотреблении налоговым органом своими правами:

фактически по рассматриваемому требованию налоговый орган запросил у Общества копии всех товарно-транспортных накладных, справок к ним за 3 проверяемых года в количестве более чем 1 миллион штук;

у налогового органа до направления указанного требования уже имелась необходимая информация обо всех хозяйственных операциях Общества за проверяемый период, поскольку все необходимые данные, включая данные о перевозке и поставке алкогольной продукции, содержатся в системе ЕГАИС, доступ к которой имеется у налогового органа; при этом до направления требования у инспекции уже имелись указанные в нем документы, которые были ранее получены налоговым органом от контрагентов Общества в порядке ст. 93.1 НК РФ;

по мнению арбитражного суда, с учетом объема истребуемых документов, фактических сроков их представления, в действительности нарушение сроков представления документов было вызвано не неправомерным бездействием налогоплательщика, а объективной невозможностью выполнения требования налогового органа в установленный срок, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для привлечения Общества к налоговой ответственности в части нарушения срока представления документов;

арбитражный суд посчитал, что в рассматриваемой ситуации в нарушение правовых подходов к привлечению к налоговой ответственности, сформированных Конституционным Судом РФ в постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 12.05.1998 № 14-П инспекцией был применен исключительно формальный подход, не учитывающий такие факторы, как наличие или отсутствие вины налогоплательщика, размере причиненного ущерба и т.п.;

по мнению суда, обстоятельства проведения выездной налоговой проверки, значительный объем подлежащих представлению документов, были намеренно использованы проверяющими с целью максимального увеличения суммы налагаемых на Общество налоговых санкций, в отсутствие каких-либо правовых и фактических оснований для этого.

Инструкция по взаимодействию с налоговым органом

С учетом вышеизложенного, считаем возможным прийти к следующим выводам.

При этом в ходатайстве о продлении срока налогоплательщику необходимо:

во-первых, максимально подробно изложить совокупность имеющихся обстоятельств, которые объективно препятствуют исполнению им требования в 10-дневный срок (это могут быть ссылки на значительный объем истребуемых документов, на ограниченность трудовых ресурсов бухгалтерии по подбору, изготовлению копий документов, на отсутствие в достаточном количестве копировальной техники, на нахождение сотрудников бухгалтерии в отпусках и т.д.),

во-вторых, указать на точное количество рабочих дней, дополнительно необходимых налогоплательщику для полного исполнения требования о представлении документов.

При этом к указанному ходатайству налогоплательщику необходимо приложить соответствующие доказательства в обоснование обстоятельств, свидетельствующих о невозможности представления в 10-дневный срок документов.

Также, на наш взгляд, в таком ходатайстве налогоплательщика, среди прочего, должно содержаться указание на то, что в кратчайшие сроки и в любое удобное для проверяющих время налогоплательщик готов предоставить им возможность ознакомиться с подлинниками истребуемых налоговым органом документов в помещении (на территории) налогоплательщика. Причем следует иметь в виду, что обязанность налогоплательщика по ознакомлению в ходе выездной налоговой проверки проверяющих с подлинниками первичных и иных документов за проверяемый период не освобождает его от обязанности по представлению копий указанных документов в порядке ст. 93 НК РФ, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (см. Постановление АС Поволжского округа от 23.01.2020 по делу №А65-11619/2019).

В том случае, когда налоговым органом отказано налогоплательщику в ходатайтстве о продлении срока, истребуемые документы должны передаваться налогоплательщиком в инспекцию по мере готовности, частями.

В дальнейшем если налоговики в такой ситуации будут привлекать налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление документов, то при наличии заявленного налогоплательщиком ходатайства о продлении срока, весьма высоки шансы налогоплательщика успешно оспорить штраф по ст. 126 НК РФ, ссылаясь, среди прочего, на отсутствие признаков состава такого налогового правонарушения, на отстуствие вины налогоплательщика в непредставлении (несвоевременном) представлении документов в налоговый орган и др.

Таким образом, в ситуациях истребования налоговым органом значительного объема документов проверяемому налогоплательщику, безусловно, следует обжаловать штраф по ст. 126 НК РФ, с учетом того, что шансы на успех судебного оспаривания весьма высоки.

Налоговые юристы компании «Правовест Аудит» оказывают услуги по сопровождению налоговых проверок и оспариванию их результатов (в том числе по оспариванию привлечения налогоплательщиков к ответственности по ст. 126 НК за непредставление документов).

Сдача налоговой отчётности по итогам осуществления хозяйственно-экономической деятельности за истекший период является одной из основных обязанностей всех без исключения налогоплательщиков. По каждому фискальному обязательству кроме специально утверждённых бланков отчётов установлены также и свои сроки их подачи. Если организация или индивидуальный предприниматель их нарушат, и не отправят документы в ФНС вовремя, они будут вынуждены уплатить штраф.



Таким образом, под штрафом за несвоевременное предоставление отчетности в налоговую понимают финансовую неустойку, которая выплачивается субъектом хозяйствования в бюджет вследствие несоблюдения ним норм действующего фискального законодательства.

Общие требования к подготовке и подаче налоговой документации

Согласно ст. 80 НК России, налоговой декларацией называют заявление субъекта хозяйствования, в котором фиксируются данные об объектах налогообложения, учтенных доходах в разрезе источников их формирования, понесённых расходах, фискальных льготах, рассчитанных налоговых платежах, а также иная релевантная информация, которая является основанием для начисления определённого вида налога и уплаты его в бюджет.

Фискальные документы готовятся и подаются предприятиями и ИП отдельно по каждому налогу, обязательному для этих субъектов, если другое не предусмотрено действующим законом. Так, например, согласно положениям ст. 80 НК РФ, субъект хозяйствования не должен предоставлять в ФНС декларации (расчёты) по тем видам фискальных обязательств, от выплаты которых он освобождён в связи с применением к нему специального режима налогообложения в части хозяйственной деятельности, проведение которой подразумевает использование налоговых льгот, или активов, задействованных при осуществлении такой деятельности.

Документация составляется в бумажном формате либо в электронном виде с последующей её передачей по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет плательщика или с применением ЭЦП через ОЭД.



В обязательном порядке декларация направляется вместе с документами, прилагаемыми к ней с целью выполнения требований НК России. Их можно предоставлять в электронном виде.

По ОЭД отчетность подают такие категории налогоплательщиков:

  • субъекты хозяйствования со среднесписочной численностью персонала за предыдущий календарный год 100 и более человек;
  • вновь зарегистрированные компании (в том числе путём реорганизации) со штатом сотрудников 100 и более человек;
  • иные субъекты, которые являются плательщиками налогов, сдача декларации по которым предусмотрена исключительно в электронном виде (например, отчеты по НДС).
Компаниям, которым необходимо подать декларацию электронно, легче всего это сделать через обслуживающую бухгалтерскую компанию.

Граждане, которые сами рассчитывают и перечисляют в госбюджет налоги на доходы (ИП на общей системе налогообложения, адвокаты, нотариусы и пр.), физлица, которые получили требующий налогообложения доход (от продажи недвижимости и транспорта, сдачи в аренду жилья и автомобиля, выигрыши в казино или лотерею и т.п.), а также налоговые резиденты, заработавшие доходы за пределами Российской Федерации, по результатам календарного года обязаны готовить и направлять в НИ по месту регистрации декларацию 3-НДФЛ.

Согласно ст. 23 НК РФ, налогоплательщики должны в установленном действующим законом порядке предоставлять в ФНС по месту постановки на учёт декларации (расчёты) в случаях, если это установлено действующим законодательством.

Обязательства налогоплательщиков по составлению и предоставлению отчетности и расчётов по актуальным налогам и сборам предусмотрены ч.II НК России в разрезе каждого из них, а неподача декларации в срок является правонарушением, которое влечет за собой наложение финансовых санкций.



Сроки подачи отчётов по преимущественному большинству фискальных обязательств урегулированы НК РФ. Так, годовая декларация по прибыли предоставляется субъектами хозяйствования не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.

Что касается отчета 3-НДФЛ, отчитаться о полученных за 2019 г. доходах по общему правилу необходимо было до 30 апреля 2020 г. Указанный срок не распространяется на случаи подачи документа с целью получения налогового вычета.

Отметим, что администрирование местных и региональных налогов и обязательных платежей, как и регулирование сроков подачи обязательной отчётности по ним, относится к компетенции властей субъекта либо муниципального образования. Соответственно, данные индивидуальные правила будут действовать исключительно на территории конкретного региона (к примеру, земельные и транспортные сборы и т.п.).

Размер штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации

Подача декларации с нарушением сроков входит в категорию несоблюдения порядка сдачи обязательной отчётности. Величина штрафных санкций для всех компаний и предпринимателей в этих случаях регулируется едиными положениями и рассчитывается по одному и тому же алгоритму.

Так, согласно п.1 ст. 119, несвоевременная отправка налоговых отчетов влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 % от величины налога, указанного в отчете как сумма к уплате в бюджет, за каждый полный и не полный месяц. При этом размер граничной суммы финансовой ответственности не должен превышать 30 % от суммы неуплаченного в срок платежа. Нижняя граница санкций составляет 1000 руб.

Отсутствие начислений в отчетном периоде не освобождает налогоплательщика от финансовой ответственности – в таком случае ему придётся заплатить минимальную сумму штрафа за неподачу декларации в 1000 руб.

В эту же категорию также относят и нарушение способа подачи отчетности. В данном случае речь идёт о крупнейших налогоплательщиках и компаниях со среднесписочной численностью сотрудников 100 и более человек, которые обязаны подавать отчёты в электронном виде.



Налогоплательщик не освобождается от уплаты штрафа за декларацию даже если:

  • налог был уплачен в госбюджет своевременно и в полном объеме;
  • расчётная сумма фискального обязательства к выплате отсутствует.

Для указанных выше случаев законом предусмотрено удержание минимального размера финансовых санкций – 1 000 руб. (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п.18).

По такому же принципу рассчитывается финансовая ответственность и за несвоевременно предоставленный расчёт по страховым взносам. В этом случае сумма штрафа также составляет 5 % от объема неоплаченных вовремя платежей, рассчитанных к уплате за последние три месяца. Границы штрафа – аналогичные: минимум 1 000 руб., максимум 30 % от расчетной суммы.

Кроме налогового законодательства ответственность за нарушение сроков подачи деклараций регулируется и КоАП. Так, согласно ст.15.5, данный проступок карается предупреждением или штрафом в сумме 300-500 руб.

Правильно рассчитать сумму штрафа можно с помощью онлайн-калькуляторов, которые размещены на специализированных ресурсах. Они дают возможность выбрать вид документа, указать дату фактической его отправки и объем рассчитанного налога, после чего произвести расчёт штрафных санкций к уплате в бюджет.

Чтобы отчетность сдавалась вовремя проще всего отдать бухгалтерию на аутсорсинг. В таких компаниях отвтетственность застрахована и штрафы больше не будут вашей заботой.

Штрафные санкции за непредоставление нулевого отчета

Как говорилось ранее, размер финансовой ответственности за непредоставление налоговой декларации рассчитывается как процент от суммы налогового платежа, начисленного к уплате в бюджет. При этом штрафной платёж не может составлять меньше 1000 руб. Так как субъект хозяйствования должен всегда отчитаться перед инспекцией, неподача даже нулевого отчета тоже является правонарушением и карается уплатой неустойки. В данной ситуации – это 1000 руб.

Ответственность за неподачу промежуточной отчётности

Согласно действующему законодательству, ряд налогов подразумевает предоставление налогоплательщиками отчетов не только по результатам налогового периода, но и по итогам каждого отчётного — обязательных промежуточных данных. Прежде всего речь идёт о налоге на прибыль (п.1 ст. 289 НК РФ), отчитываться по которому следует ежеквартально или ежемесячно.



При этом, согласно Пленуму ВАС РФ (п. 17 Постановления от 30.07.2013 N 57), несоблюдение сроков подачи промежуточных отчетов должно наказываться не по п.1 ст. 119 (5 % от суммы не перечисленного в бюджет платежа, min 1000 руб., max 30%), а по п.1 ст. 126 НК России, то есть неустойкой в 200 руб., потому что такое нарушение расценивается как непредоставление документов и сведений, предусмотренных НК РФ для осуществления налогового контроля и проверки обоснованности величины налогооблагаемой базы.

Санкции за несвоевременную подачу или непредоставление 3-НДФЛ

В основном расчёт и удержание налогов с доходов физлиц осуществляют налоговые агенты – работодатели, финансовые и страховые компании, банки и т.д. Что касается доходов, полученных без их участия, ответственность по их декларированию возлагается на самих физических лиц.

По общему правилу к таким доходам относят поступления от продажи недвижимости и транспорта до истечения периода минимального владения указанным имуществом (3 года для автомобилей, 5 лет — для недвижимости), доходы от сдачи в аренду недвижимости и транспортных средств, выигрыши в лотерею и казино, доходы, полученные за пределами Российской Федерации, доход от осуществления профессиональной деятельности нотариусов, адвокатов, полученные от неблизких родственников подарки и т.д.

Требования к составлению отчета 3-НДФЛ урегулированы НК России. Налоговый регистр следует подавать в ФНС до 30 апреля года, следующего за отчётным. В этот же срок подается и «нулевая» отчетность предпринимателей. Если по расчетным данным налог к уплате в бюджет не начислен, несвоевременная отправка или неподача документа грозит нарушителю выплатой штрафа за несдачу 3-НДФЛ в 1 000 руб.

В случае, если не была подана документация, согласно которой у физлица возникли обязательства перед бюджетом, такой нарушитель должен будет уплатить неустойку в размере 5 % от рассчитанной в документе суммы за каждый месяц просрочки (полный и неполный), но не более 30% совокупно.

При этом, если вместе с непредоставлением отчетности налог также не был оплачен в срок до 15 июля, физлицу грозит штраф в объеме 20 % от суммы фискального платежа. Это наказание применяется только в случае, если ФНС сама установила неуплату. Если до получения уведомления от инспекции лицо самостоятельно внесло обязательный платеж, основания для взыскания этой неустойки будут исчерпаны.


⇒ В каких случаях необходимо самостоятельно заполнить и подать декларацию 3-НДФЛ?
⇒ В каких случаях необходимо подать «нулевую» 3-НДФЛ?
⇒ В каких случаях подавать декларацию 3-НДФЛ не нужно?
⇒ В какой срок необходимо подать декларацию 3-НДФЛ?
⇒ Куда и в какой форме необходимо подать декларацию 3-НДФЛ?
⇒ Где можно скачать и как заполнить декларацию 3-НДФЛ?
⇒ Ответственность за не подачу или нарушение сроков подачи декларации
⇒ Что делать после отправки декларации в налоговую?
⇒ Статьи по теме

В каких случаях необходимо самостоятельно заполнить и подать декларацию 3-НДФЛ?

Декларация 3-НДФЛ

Уплата налогов — является обязанностью каждого гражданина-налогоплательщика в РФ. Однако не каждый из нас задумывается над этой обязанностью, т.к. главный налог — с заработной платы — платит за нас работодатель. Однако, существует ряд случаев, когда налогоплательщик должен заполнить и подать в ФНС декларацию, а также в будущем заплатить налог самостоятельно, и если он этого не сделает, то появляется риск привлечения его к ответственности.

Наиболее распространенные случаи, когда налогоплательщик должен самостоятельно подать декларацию 3-НДФЛ :

  • Вы продали квартиру (дачу) — 1) е сли у Вас есть документы, подтверждающие сумму покупки недвижимости (копия договора и расписки) — то налог может быть уплачен с разницы между ценой продажи и ценой покупки; 2) если подтвердить стоимость покупки невозможно или если проданная недвижимость была получена в дар НЕ от близких родственников, или была получена по наследству, то налог должен быть уплачен со всей цены продажи минус 1 000 000 рублей (это налоговый вычет). Если квартира стоимость продажи квартиры составляет менее 1 000 000 руб., то даже если Вы владели ею менее 3-х (5-ти) лет, Вы вправе применить к ней вычет в размере 1 000 000 руб., что приведет к нулевому налогу. Если Вы продали имущество дешевле, чем купили, то все равно необходимо подать так называемую «нулевую» декларацию, в которой следует указать нулевой доход (приложив копию договора и расписки). Освобождается от налогообложения доход, полученный при продаже недвижимости, которой владели более 3-х лет (для недвижимости, купленной до 01.01.2016 г.) и более 5-ти лет для недвижимости, купленной после 01.01.2016 г. С 2017 года цена продажи недвижимости между физическими лицами НЕ МОЖЕТ быть ниже ее кадастровой стоимости, установленной на 01 января года, в котором совершается сделка, и умноженной на понижающий коэффициент 0,7. Освобождается от обложения квартиры, полученные по наследству.
  • Вы продали машину — как и в случае с квартирой Вы можете выбрать ЛЮБОЙ расчет, какой для Вас окажется более выгодным с учетом налогового вычета. Для автомобилей он установлен в размере 250 000 руб.: 1) цена продажи (-) цена покупки х 13% = налог; 2) цена продажи (-) 250 000 руб. х 13% = налог
  • Вы получаете доход от сдачи квартиры (в данном случае рекомендуем зарегистрироваться в качестве ИП на «упрощенке», что позволит Вам платить 6% вместо 13%)
  • Вы оказали услуги по договору ГПХ (как физическое лицо или как ИП) другому физическому лицу
  • Вы выиграли в лотерею
  • Вы работаете репетитором, няней, помощником по хозяйству у физического лица — данные доходы могут быть освобождены, если налогоплательщики встанут на налоговый учет в порядке п.7.3. ст.83 НК РФ
  • Вы получили доход за рубежом (напр. дивиденды от участия в иностранной компании, КИК)
  • Вы получили купонный, дивидендный доход от владения акциями иностранных эмитентов
  • Вы продали долю (акции) в бизнесе — 1) сумма, вырученная от продажи, может быть уменьшена на сумму покупки акций, долей, подтвержденную документально; 2) уплата налога не требуется, если акции были в собственности более 5 лет
  • Вам подарили квартиру, дачу, машину, акции в бизнесе друзья на свадьбе, поклонники, любовники и т.д. (НЕ близкие родственники) либо Вы получили любой иной подарок на сумму свыше 4 000 руб. — налог уплачивается , исходя из рыночной стоимости полученного в дар имущества;
  • Вы претендуете на возврат ранее уплаченного НДФЛ — например, при покупке квартиры (См. Налоговые вычеты)
  • Вы являетесь ИП (в случае, если у Вас нет доходов от деятельности в качестве ИП Вы все равно должны подать декларацию, «нулевую»)

В каких случаях необходимо подать «нулевую» 3-НДФЛ?

Данные случаи описаны выше, однако, мы еще раз их укажем вместе:

  • Вы продали квартиру, дачу, машину за цену ниже цены покупки, т.е. расходы оказались больше, чем доходы — сумма налога — отрицательная, однако, по закону Вы должны заполнить и подать декларацию 3-НДФЛ «с нулями»
  • ИП не вел деятельности в отчетном периоде — налога к уплате нет, однако, обязанность подать «нулевую» декларацию есть

В каких случаях подавать декларацию 3-НДФЛ не нужно?

Наиболее распространенные случаи, когда подача декларации НЕ требуется вообще:

  • Вы получаете заработную плату на основании трудового договора (налог в данном случае платит за Вас работодатель)
  • Вы получили в дар от близких родственников квартиру, дачу, машину
  • Вы продали квартиру, дачу, машину близким родственникам
  • Вы получили квартиру, дачу, машину по наследству (неважно в порядке завещания или в порядке наследования по закону)
  • Вы продали квартиру, дачу, которой владели более 5-ти лет (более 3-х лет, для недвижимости, купленной до 01.01.2016 г.)
  • Вы продали автомобиль, которым владели более 3-х лет
  • Вы продали акции (доли в ООО), которыми владели более 5-ти лет
  • Вам подарили деньги (неважно, родственники или нет)
  • Вам подарили квартиру, дачу, машину близкие родственники

* Комментарий юриста «ГидПрава»:
1. «Как видно из написанного выше, если любовник подарил подруге машину, то она должна заполнить декларацию и уплатить налог с рыночной стоимости данного автомобиля, ОДНАКО, если любовник подарил подруге ДЕНЬГИ, на которые она купила автомобиль, то эти деньги декларировать не требуется.»

В какой срок необходимо подать декларацию 3-НДФЛ?

Декларацию 3-НДФЛ необходимо подать в срок до 30 апреля года, следующего за годом, когда налогоплательщиком был получен доход. Например, Вы продали машину в 2017 году, значит заполнить и подать декларацию Вам необходимо до 30 апреля 2018 г. и так далее. Если 30 апреля приходится на выходной или праздничный день, то подать декларацию нужно в первый рабочий день после 30 апреля.

Куда и в какой форме необходимо подать декларацию 3-НДФЛ?

Декларация подается в ФНС по адресу постоянной или временной регистрации . Существует небольшая путаница, связанная с ИНН налогоплательщика: ИНН получается 1 раз и «на всю жизнь», то есть Вы можете переехать в другой регион, но ИНН у Вас сохранится прежним, однако, подавать декларацию Вам необходимо будет НЕ в ФНС, в которой Вы ранее стояли на учете (и которая присвоила Вам ИНН), а как было указано выше — в ФНС по месту постоянной или временной регистрации.

Подать заполненную декларацию можно:

  • через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС,
  • отправив экземпляр Почтой России (заказным письмом с описью вложения, с уведомлением о вручении),
  • в ФНС лично (подается два экземпляра — на втором ставится отметка о принятии)
  • в ФНС через представителя по нотариальной доверенности (подается два экземпляра — на втором ставится отметка о принятии)

К декларации следует приложить копии:

  • договоров продажи объекта (и договоров, по которым объект был Вами приобретен), иные документы на объект
  • справку 2-НДФЛ от работодателя
  • заявление на налоговый вычет
  • иные документы, связанные со сделкой

Где можно скачать и как заполнить декларацию 3-НДФЛ?

Декларацию 3-НДФЛ Вы можете скачать на сайта налогового органа или у нас на сайте (ниже). В интернете имеется множество программ, помогающих корректно заполнить декларацию 3-НДФЛ, а также множество подробных инструкций по заполнению страниц декларации.
Декларация 3-НДФЛ, ОБРАЗЕЦ (скачать)
Декларация 3-НДФЛ, ОБРАЗЕЦ (скачать)

Ответственность за не подачу или нарушение сроков подачи декларации

Нарушение срока подачи декларации 3-НДФЛ («подал декларацию с опозданием») в соответствии с ст.119 НК РФ влечет взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки, но не более 30% от указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Несвоевременная уплата НДФЛ («декларацию подал, но деньги не заплатил») — штрафа нет, но начисляются пени.

Занижение суммы налога («декларацию подал, налог уплатил, но ненамеренно неверно рассчитал сумму налога»), ст.122 НК РФ, например, в следствие неправомерного применения вычетов — 20% от неуплаченной суммы налога.

Умышленное занижение суммы налога(«декларацию подал, налог уплатил, но намеренно неверно рассчитал сумму налога»), ст.122 НК РФ, например, в следствие неправомерного применения несуществующих вычетов- 40% от неуплаченной суммы налога.

Срок давности по данным нарушениям — 3 года.

Что делать после отправки декларации в налоговую?

Сумму, которую Вы указали в декларации необходимо заплатить самостоятельно в срок не позднее 15 июля этого же года удобным для Вас способом: квитанцией в Сбербанке, на сайте налоговой, в Сбербанк-онлайн и т.д.


СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Задать любой интересующий Вас вопрос Вы можете по телефону +7 (495) 783-19-91, а также оправив он-лайн заявку на услугу бухгалтерского обслуживания, воспользовавшись формой обратной связи ниже.

Как понять уведомление ФНС об отказе: шпаргалка для бухгалтера

В Контур.Экстерне бухгалтеры видят не только само уведомление об отказе, как оно приходит из налоговой, но и комментарии к ошибкам и ссылки на нужные инструкции. Мы свели подсказки по самым частым отказам в таблицу. Она будет полезна вам, если вы отчитываетесь через другую программу или хотите систематизировать информацию.

Отказ в приеме отчетности: как действовать

Код ошибки Что пишет ИФНС Что это значит и что делать
0400200005 Повторная регистрация первичного документа

Возможно, ранее вы подали документ с тем же номером корректировки. Если это так, укажите в реквизитах отчета следующий номер корректировки и отправьте снова.

Если вы впервые сдавали отчет с таким номером корректировки, ошибка может быть связана с тем, что файл повторно загрузился базу данных ИФНС. Отчет в этом случае считается представленным.

Как проверить, что отчет принят, описано в инструкции

Отказы с такой формулировкой приходят на РСВ.

Причина в том, что в базе ФНС суммы в приложении 1 Раздела 1 не сходятся с суммой значений за 3 месяца из Приложения 1 и соответствующих значений по всем сотрудникам за предыдущие периоды.


Отказ в приеме отчетности: как действовать (продолжение)

Код ошибки Что пишет ИФНС Что это значит и что делать
0100500001 Отсутствуют сведения о доверенности в налоговом органе

Если документ подписывал не руководитель организации, убедитесь, что вы представили в инспекцию доверенность на право подписи. Если вы уверены, что передавали доверенность, или отчет подписывал сам руководитель, воспользуйтесь инструкцией.

Про оформление доверенности для отчетности мы писали в статье. Там же можно скачать образцы доверенностей для разных случаев


Отказов в приеме отчетности в десятки раз больше — мы рассмотрели только самые частые. Отчитывайтесь через Экстерн, чтобы не допускать ошибок, а если ошибки все же закрались — быстро их исправлять.
Попробуйте — 3 месяца бесплатно.

Какие штрафы вводятся для предприятий и организаций, нарушающих режим повышенной готовности


Вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые устанавливают ответственность за нарушение режима повышенной готовности. Об этом в своем блоге написал Сергей Собянин.

«Большая часть предприятий города продолжает работать, часть людей отправлена в отпуска, часть переведена на дистанционку. Очень важно, чтобы все работающие городские предприятия и учреждения приняли меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, в том числе обеспечивали дезинфекцию и социальное дистанцирование на 1,5 метра между работниками и посетителями. Из рекомендательного это требование становится обязательным. Это важно не только для уменьшения скорости распространения инфекции, но и для самих предприятий, для здоровья их работников», — написал Сергей Собянин.

Определены также органы исполнительной власти Москвы, которые уполномочены составлять протоколы и налагать штрафы на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Кто будет контролировать соблюдение режима повышенной готовности в Москве?

— Объединение административно-технических инспекций;

— Департамент торговли и услуг;

— префектуры административных округов и управы районов;

— Департамент образования и науки;

— Московская административная дорожная инспекция;

— Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости.

«Полномочия им даются достаточно серьезные и важно, чтобы они применялись адекватно, не создавали избыточного давления на бизнес и граждан. И вместе с тем обеспечивали соблюдение требований по предотвращению распространения коронавируса. Как только опасность серьезно уменьшится или исчезнет совсем, эти временные меры будут немедленно упразднены. Все, что мы сегодня делаем, нацелено на одно — уберечь москвичей от опасности, максимально быстро и без потерь пережить сложные времена», — подчеркнул Сергей Собянин.

Штрафные санкции за нарушение режима повышенной готовности

Запрет на проведение спортивных, массовых, публичных и иных мероприятий

За нарушение запрета на проведение спортивных, массовых, публичных и иных мероприятий индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам в случае нарушения придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей. Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановление деятельности сроком до 90 дней.

Контролировать соблюдение запрета будет Объединение административно-технических инспекций города Москвы.


Запрет на проведение мероприятий с очным присутствием: зрелищных, просветительских, культурных, выставочных, спортивных

За нарушение запрета на проведение мероприятий с очным присутствием граждан индивидуальные предприниматели должны будут заплатить от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица — от 100 до 300 тысяч. Причинение вреда здоровью или имуществу повлечет штраф от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Контролировать соблюдение запрета в торговой сфере будут сотрудники Департамента торговли и услуг, префектур и управ. За мероприятия в зданиях отвечает Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, за мероприятия на открытом воздухе — Объединение административно-технических инспекций.


Запрет на посещение развлекательных и досуговых заведений

Во время режима повышенной готовности запрещена работа всех развлекательных заведений, в том числе ночных клубов, дискотек и кальянных.

За нарушение запрета индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей, юридическим лицам — от 100 до 300 тысяч рублей. За причинение вреда здоровью или имуществу человека придется заплатить от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Контролировать соблюдение запрета будет Департамент торговли и услуг.


Нарушение требований по организации социального дистанцирования работников и посетителей

Режим повышенной готовности предполагает соблюдение социального дистанцирования. В общественных местах нельзя подходить друг к другу на расстояние менее 1,5 метра. Это требование действует в том числе в магазинах.

За нарушения требований организации социального дистанцирования индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридические лица будут оштрафованы на сумму от 100 до 300 тысяч рублей. Если же в результате нарушения был причинен вред здоровью человека или его имуществу, то заплатить придется от 500 тысяч до миллиона рублей или же приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением запрета в торговой сфере будут сотрудники Департамента торговли и услуг, префектур и управ. За предприятиями, которые находятся в зданиях отвечает Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости, за площадки на открытом воздухе — Объединение административно-технических инспекций.


Запрет на работу ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, предприятий общественного питания

Режим повышенной готовности предполагает временное закрытие ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров и предприятий общественного питания. Разрешается обслуживание навынос или доставка заказов на дом.

За нарушение индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей. Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам придется заплатить от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановить деятельность на срок до 90 суток.мм

Контроль — за Департаментом торговли и услуг.


Запрет на работу объектов розничной торговли

Работа объектов торговли временно запрещена. Исключение только для продовольственных магазинов и объектов, торгующих медицинскими изделиями и оборудованием, в том числе оптикой.

За нарушение индивидуальные предприниматели заплатят штраф от 30 до 50 тысяч рублей, юридические лица — от 100 до 300 тысяч рублей. За причинение вреда здоровью или имуществу человека придется заплатить от 500 тысяч до миллиона рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением этих требований будет Департамент торговли и услуг.


Запрет на посещение образовательных организаций

Закон предполагает временное прекращение работы образовательных организаций, в том числе в сфере физкультуры и спорта, культуры и искусства. Исключение предусмотрено только для созданных дежурных групп.

За нарушение индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей. Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением этих требований будет Департамент образования и науки. Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости отвечает за организации в сфере физкультуры и спорта, а также культуры и искусства.


Несоблюдение работодателями режима повышенной готовности в сфере транспортных услуг

Работодатели в сфере транспортных услуг обязаны обеспечить сотрудникам измерение температуры тела — если она повышена, то сотрудник не должен допускаться к работе. Это касается в том числе и водителей такси. Работодатели также обязаны проводить дезинфекцию.

За несоблюдение этих обязанностей индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам — от 100 до 300 тысяч рублей. Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам грозит штраф от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Следить за соблюдением этих требований будет Московская административная дорожная инспекция.


Запрет на работу салонов красоты, косметических, массажных, СПА-салонов, соляриев, бань и саун

Запрет не касается организаций, которые оказывают лицензируемые медицинские услуги.

За нарушение запрета индивидуальным предпринимателям грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам придется заплатить от 100 до 300 тысяч рублей. Если был причинен вред здоровью или имуществу человека, то индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам придется заплатить от 500 тысяч до одного миллиона рублей или же приостановить деятельность на срок до 90 суток.

Контролировать соблюдение этих требований будет Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Практика показывает, что проблемы с отправкой отчетности возникают, как правило, из-за одних и тех же ошибок.

Отчетность по налогам и страховым взносам считается принятой, если налоговым органом отправлена квитанция о приеме, подписанная электронной подписью должностного лица налогового органа (как правило, руководителем налогового органа).

В противном случае направляется уведомление об отказе с указанием кода ошибки.

    К ошибкам, препятствующим приему отчетности в электронном виде, относятся:
  • 0200100000 - Структура имени файла не соответствует требованиям формата
  • 0300300000 - Структура файла не соответствует требованиям формата
  • 0400100001 - Не найден плательщик по ИНН и КПП или ИНН, представленному в файле
  • 0400200005 - Документ с указанным "Видом документа" и "Номером корректировки" уже зарегистрирован
  • 0500100000 - Значение элемента отсутствует в справочнике

0200100000 - Структура имени файла не соответствует требованиям формата

Проще говоря, название файла отчетности не соответствует установленным требованиям.

Название файла отчетности формируется из структурных элементов, схематично оно должно иметь вид:

R_T - префикс, обозначающий принадлежность информации файла к определенному виду. (Вид и тип информации представляются сочетанием символов (латинские буквы и цифры));

A - идентификатор получателя, которому направляется файл отчетности;

K - идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла отчетности;

    Каждый из идентификаторов (A и K) имеет вид:
  1. для организаций - девятнадцатиразрядный код (ИНН и КПП юридического лица);
  2. для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, имеющего ИНН, при отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);
  3. для налоговых органов - четырехразрядный код (код налогового органа).

O - идентификатор отправителя информации, имеет вид:

  1. для организаций идентификатор отправителя информации представляется в виде девятнадцатиразрядного кода (ИНН и КПП юридического лица);
  2. для физических лиц - двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, имеющего ИНН. При отсутствии ИНН - последовательность из двенадцати нулей);
  3. для налоговых органов - четырехразрядный код (код налогового органа ).

GGGG - год формирования передаваемого файла, MM - месяц, DD - день;

N - идентификационный уникальный номер файла. (Длина - от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла.)

Расширение имени файла должно быть xml .

Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Таким образом, ошибки в названии файла отчетности могут быть связаны и чаще всего так и происходит, с неправильным указанием ИНН/КПП отправителя, кода налогового органа как получателя.

0300300000 - Структура файла не соответствует требованиям формата

Данная ошибка очень часто возникает в том случае, если мы отправляем отчетность по старому формату.

То есть данная форма и формат были обновлены, а наша программа формирует файлы в старом формате по неактуальной форме.

Для исправления этой ошибки нам нужно обновить свою программу подготовки отчетности и тем самым обновятся формы и их форматы.

По этой же причине может возникнуть ошибка: "Файл не соответствует xsd-схеме", с кодом: 0300300001

0400100001 - Не найден плательщик по ИНН и КПП или ИНН, представленному в файле

Данная ошибка возникает в следующих случаях:

  1. неправильное указание данных налогоплательщика в налоговой отчетности;
  2. налогоплательщик снят с учета;
  3. сведения о налогоплательщике отсутствуют в базе ФНС России.

Для исправления данной ошибки нам необходимо в первую очередь проверить правильность указания налогового органа в который мы отправляем файл отчетности.

Не исключено, что нам придется связаться с налоговой инспекцией, чтобы уточнить там - не был ли налогоплательщик снят с учета или переведен в другую налоговую (в связи с реорганизацией) и проверить регистрацию его в базе ФНС России.

0400200005 - Документ с указанным "Видом документа" и "Номером корректировки" уже зарегистрирован

Или когда при формировании уточненного файла отчетности мы забываем изменить статус отчета с "первичного" на "корректирующий".

0500100000 - Значение элемента отсутствует в справочнике

Данная ошибка возникает, как правило, из-за отсутствия обновления программного обеспечения на стороне налогового органа.

Под справочником имеется ввиду справочники СППФД/СФНД:

  1. СППФД - Справочнике периодов применения форматов представления в электронном виде налоговых деклараций, расчетов (уточненных налоговых деклараций, расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов
  2. СФНД - Справочник форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Это ведомственные справочники ФНС России, которые используются в программном обеспечении налоговых органов для формирования, передачи и приема налоговой документации (информации) при взаимодействии налоговых органов с юридическими и физическими лицами в электронном виде.

Сложно поверить, что этой песне будет скоро 10 лет

Читайте также: