Аудиторское заключение по ндфл

Опубликовано: 21.04.2024

Целью аудита налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) является установление соответствия порядка исчисления этого налога требованиям налогового законодательства.

В задачи данного аудита входит оценка:

  • - систем синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;
  • - формирования налоговой базы и отсутствия неправомерно исключенных выплат;
  • - определения сумм, не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц;
  • - отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • - соблюдения налогового законодательства при формировании налоговой базы;
  • - полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов.

В процессе аудиторской проверки исчисления НДФЛ используются следующие нормативные документы: гл. 23 НК РФ (с изм. и доп.);

Анализируются бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", регистры бухгалтерского учета по счетам 70, 68, субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц", налоговые декларации, реестры по НДФЛ, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений и удержаний, коллективный договор или положение о премировании, налоговые карточки, другие документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот.

Работы при проведении аудита НДФЛ осуществляются в три последовательных этапа: ознакомительный, основной, заключительный.

На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки, позволяющие достигнуть цели и решить поставленные задачи.

1) Ознакомительный этап

На данном этапе выполняются:

  • - оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
  • - оценка аудиторских рисков;
  • - расчет уровня существенности;
  • - определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • - анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;
  • - анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Выполнение процедур на данном этапе позволит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

2) Основной этап

На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.

Данный этап включает:

  • - оценку правильности определения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.
  • - проверку налоговой отчетности;
  • - расчет налоговых последствий для общества в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;
  • - разработку и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налога.

Содержание разделов (подразделов) проверки и процедуры приведены в таблице 14.

Направления проверки и соответствующие процедуры по аудиту НДФЛ

Проверка правильности формирования налоговой базы по видам дохода и даты фактического получения доходов, в том числе: доходы от источника в Российской Федерации доходы от источников за пределами Российской Федерации

Общие аудиторские процедуры по проверке правильности формирования налогооблагаемой базы (проверка документов, бухгалтерских записей, запросы и подтверждение, подсчет и аналитические процедуры), проверка документов, запросы и подтверждение, расчеты и аналитические процедуры.

К таким доходам относятся в том числе дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации, страховые выплаты при наступлении страхового случая, доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав, доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации

Проверка правильности определения налоговой базы и даты фактического получения доходов в натуральной форме

При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база исчисляется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества исходя из их цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК РФ. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся: оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика, полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе, оплата труда в натуральной форме

Проверка правильности определения налоговой базы и даты фактического получения доходов в виде материальной выгоды, в том числе полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, от приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц и от приобретения ценных бумаг

Налоговая база в виде доходов, полученных в виде материальной выгоды, определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, а также как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

Проверка правильности определения налоговой базы с учетом особенностей, указанных в ст. 213 НК РФ (доходы по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, а также от долевого участия в организации)

Проверка документов, запросы и подтверждение, расчеты и аналитические процедуры

Проверка наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных и профессиональных

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов

Проверка правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов

Проверка документов, запросы и подтверждение, расчеты и аналитические процедуры

Проверка правильности определения доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) по видам доходов (ст. 217 НК РФ)

С 2006 г. не облагаются НДФЛ суммы, выплачиваемые физическим лицам за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением выборов и референдумов. Кроме того, увеличено с 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб. ограничение по размеру не облагаемых НДФЛ доходов, полученных в виде подарков, материальной помощи и др.

Проверка правильности применения налоговых ставок (ст. 224 НК РФ)

Аудитор должен учитывать, что налоговая ставка установлена в размере 13%. Однако ставка в размере 35% установлена в отношении, следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 4000 руб. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов

Проверка правильности исчисления, соблюдения порядка и сроков уплаты налога организацией как налоговым агентом

Расчет сумм НДФЛ, проверка правильности заполнения налоговых карточек и справок о доходах физического лица

3) Заключительный этап

На данном этапе производится оформление результатов налогового аудита по НДФЛ, включающее анализ выполнения программы аудита, классификацию выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки.

Внутри каждого подраздела аудиторами проводятся тесты, утвержденные внутрифирменными стандартами аудиторской организации. Тест включает предмет тестирования, вывод о соответствии действующему законодательству, замечания с конкретными примерами, рекомендации по исправлению.

Что такое налоговый аудит?

Налоговый аудит — это проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в т.ч. контроль заполнения налоговых деклараций и расчетов.

Основная цель аудита налогов — устранение налоговых рисков и минимизация финансовых потерь компании, собственников и руководителя. Ведь в случае доначисления налогов компании грозит штраф 20% от суммы доначислений и пени, а при наличии доказательств умысла в неуплате налогов размер штрафа составит 40%. Причем руководителю, собственнику или иному контролирующему лицу может грозить уголовная, субсидиарная и имущественная ответственность. Кстати, по данным налоговой службы за 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях, а в 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Также иногда собственники и руководители хотят проверить квалификацию работников бухгалтерской службы и найти возможные финансовые резервы.

Почему налоговый аудит особенно важен в последнее время?

В последнее время результативность выездных налоговых проверок превысила 98%, т.е. налоговые органы выходят на проверку только в тех случаях, когда для этого есть повод (используют риск-ориентированный подход).

Минимальная сумма доначислений по выездным налоговым проверкам в РФ составляет 35 млн. руб. Поэтому налоговый аудит может сэкономить минимум 7 млн. руб. (минимальное доначисление 35 млн. руб. *20%).

Уже на стадии камеральных проверок налоговых декларации инспекторы могут составить представление о налогоплательщике и даже определить предполагаемую сумму неуплаты налогов. Теперь программа ФНС РФ анализирует цепочки контрагентов, наличие в них неблагонадежных налогоплательщиков, выявляет нестыковки в показателях деклараций, например, между налоговой базой по НДС и налогом на прибыль, оценивает налоговую нагрузку, рентабельность и др. показатели компаний.

Поэтому, если отчетность налогоплательщика не вызывает нареканий налогового органа — повода для назначения выездной налоговой проверки нет. Кроме того, при безупречной налоговой отчетности сокращается количество запросов из налоговой инспекции в рамках камеральных проверок, что не может не отразиться на работе бухгалтерии и эмоциональном настроении сотрудников. Уверенность в данных налоговых деклараций — спокойствие руководителя и собственника.

Чтобы у организации была такая уверенность или хотя бы реальное представление о состоянии налогового учета и отчетности и о налоговых рисках компании следует провести аудит налогов.

Кроме того, налоговый аудит проводится по инициативе собственников или руководителей компании для проверки компетенции сотрудников бухгалтерии, отвечающих за исчисление налогов. Ведь иногда налоги переплачивают, в т.ч. и в случаях, когда неправильно организовано налоговое планирование, как например, в этом кейсе.

В чем особенности аудита налогообложения (его отдельных видов)?

По желанию Заказчика аудит налогового учета можно провести за определенный период (квартал, год, несколько лет и др.) и в отношении всех или некоторых налогов:

1. Аудит налогообложения прибыли

Такая проверка необходима любой компании, применяющей общую систему налогообложения. Как показывает практика, не все налогоплательщики уделяют должное внимание документальному оформлению расходов. Иногда из-за отсутствия внутренних документов (например, отчета о проведении рекламной акции, акта на отпуск материалов в производство, технологической карты и т.п.) налогоплательщик рискует «лишиться» налоговых расходов.

Аудит налога на прибыль особенно необходим компаниям, работающим с иностранными партнерами, в т.ч. привлекающим иностранное финансирование (при проведении аудита налога на прибыль проверяется исполнение обязанностей налогового агента и правомерность применения им ставок налога).

2. Аудит НДС

НДС налоговые органы уделяют особое внимание (ПК «Контроль НДС»), поэтому для налогоплательщиков — это самый «риск содержащий» налог. В рамках аудита НДС производится проверка контрагентов «на благонадежность», правильность и своевременность определения налоговой базы, применения освобождения от НДС и льготных ставок (10%, 0%), порядок ведения раздельного учета НДС и др.

3. Аудит налога на имущество организаций

Аудит необходим организациям, владеющим недвижимостью. На практике были случаи, когда бухгалтер занижала налог, поскольку исчисляла его исходя из среднегодовой стоимости объекта, а не по кадастровой стоимости. Или, наоборот, организации переплачивали налог, ошибочно исчисляя налог по недвижимости, не являющейся объектом обложения, как, например, в этом кейсе.

4. НДФЛ и страховые взносы

Эти «зарплатные налоги» платят все организации и у налоговых органов они под особым контролем, в т.ч. работодателей вызывают на «зарплатные комиссии», а за неуплату страховых взносов несколько лет назад была введена уголовная ответственность.

В первую очередь аудит НДФЛ и страховых взносам необходим компаниям, производящим различные социальные выплаты работникам, а также имеющим иностранных сотрудников.

5. Другие налоги и сборы

При проведении налогового аудита также анализируются другие налоги и сборы: налог при УСН, транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин, региональные и местные налоги и сборы, например, торговый и курортный сбор и т.д.


Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 3104 раза

Библиографическое описание:

Выскребенцева, А. С. Методика аудиторской проверки по налогу на доходы физических лиц / А. С. Выскребенцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 1. — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/16/1529/ (дата обращения: 17.05.2021).

На сегодняшний момент времени возникла острая необходимость в правильном и грамотном проведении аудита по специальным аудиторским заданиям, а именно налогового аудита, так как от произведенных налоговых расчетов зависит не только финансовая составляющая предприятия, но и его репутация в деловом мире.

В настоящее время все виды налоговых проверок проводятся в соответствии с Методикой аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», однако, до сих пор нет четких рекомендаций при проведении аудита налогообложения по конкретным видам налоговых расчетов.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что налоговые поступления бюджетов муниципальных образований формируются за счет различных налогов (Рис.1): налога на доходы физических лиц (51,4%); земельного налога (19%); налогов, относящихся к специальным налоговым режимам (15,4%); налога на имущество организаций (7,6%), транспортного налога (4,7%). Одним из основных налогов, рассчитываемых на предприятиях различных форм собственности, является налог на доходы физических лиц (НДФЛ) именно по этой причине в данной статье будет представлена методика проведения проверки расчетов по НДФЛ.


Рис. 1. Структура формирования бюджета МО за счет налоговых поступлений.

При аудите НДФЛ целью проверки является, выражение мнения аудитора о правильности порядка исчисления и уплаты налога согласно требованиям действующего законодательства.

Методика проведения аудита налога на доходы физических лиц состоит из нескольких этапов (Рис.2).

На ознакомительном этапе проводятся такие виды работ как: определение объекта налогообложения по НДФЛ, оценка систем бухгалтерского и налогового учета, оценка аудиторских рисков, расчет уровня существенности, определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели, анализ документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

Основной этап состоит из оценки правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов, проверки наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, проверки правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов, проверки правильности определения доходов, не подлежащих налогообложению, проверки правильности применения налоговых ставок, проверки налоговой отчетности, расчета налоговых последствий в случаях некорректного применения норм налогового законодательства, разработки и представлении рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению СВК за правильностью исчисления налога. В качестве основного метода получения аудиторских доказательств на этом этапе является документирование.


На заключительном этапе выполняются такие виды работ как: анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение результатов проверки, оформление результатов налогового аудита по НДФЛ.

Особенности аудита НДФЛ:

- типичные ошибки (неправильное формирование НБ, неправильное применение вычетов и ставок, арифметические ошибки),

- налоговые ставки (13%,35% и 9% - для резидентов, 15% и 30% - для нерезидентов),

- определение налогооблагаемой базы («Доходы – Вычеты» - для 13%, «Доходы» - для остальных).

При аудите налога на доходы физических лиц за 2009 год аудитору необходимо помнить об изменениях, произошедших в расчете данного налога.

Результаты проведения аудита по разделу налога на доходы физических лиц и обязательств перед бюджетом находят свое отражение в "Письменной информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности" или в отдельном документе (при налоговом аудите).

Письменная информация (отчет) аудитора руководству и (или) собственникам должен содержать сведения, выявленные в процессе проверки:

- недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете НДФЛ и выполнению обязательств перед бюджетом;

- количественных отклонений при формировании базы по НДФЛ в соответствии с налоговым законодательством;

- искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу и обязательствам перед бюджетом в отчетности.

В письменной информации (отчете) аудитором должны быть даны ссылки на законодательные и нормативные акты, нарушения которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных нарушений.

При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту по НДФЛ) в отчете аудитором выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах данных по НДФЛ, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу. Кроме того, могут быть отражены выводы и предложения по вопросам построения системы налогового учета, автоматизации учетного процесса и т.п.

В заключение можно отметить предложения, связанные с выгодным применением изменений по НДФЛ, вступающих с 2010 года (для физических лиц):

1.Отложить до 2010 года продажу прочего имущества, находившегося в собственности менее трех лет. С нового года имущественный вычет по такому имуществу (за исключением жилья и земли) будет увеличен вдвое и составит 250 000 руб.

2.Отдать предпочтение земельному участку с домом. Имущественный вычет в размере не выше 2 млн. рублей с нового года можно применить при покупке не только жилья, но и земельных участков, предназначенных для строительства, или на которых уже расположены жилые дома. Если гражданин планирует приобретение земли, то для получения права на вычет выгоднее выбрать участок, на котором уже стоит дом, пусть даже он подлежит сносу. Тогда можно получить вычет сразу, а не ждать, когда будет построен новый дом.

3. Включить проценты по займу от ИП в имущественный вычет. Проценты по займу, использованному на приобретение жилья (с 2010 года и земли под жилье), признаются имущественным вычетом сверх установленного лимита в 2 млн. рублей. Сейчас эта норма распространяется только на займы, полученные от организаций. С нового года формулировка меняется – «от российских организаций и индивидуальных предпринимателей».

4. Перенести ремонт квартиры на 2010 год. С нового года собственники квартир, комнат или долей в них получают возможность применить имущественный вычет по затратам не только на отделку, но и на разработку проектно-сметной документации на проведение отделочных работ.

1. Журнал «Главбух» № 15/2009 «Обзор изменений в учете и налогообложении» от 29.07.2009

2. Журнал «Главбух» №16/2009 «Свежие поправки в Налоговом кодексе РФ» от 11.08.2009

3. Барышников Н.П. Организация и методика проведения аудита: Учебное пособие. / Н.П. Барышников. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Филинъ, 2004

МАТЕРИАЛЫ

  • Cтатьи
  • Лучшее
  • Автоматизация учета
  • Аудит
  • Бухучет
  • Консалтинг
  • Оценка
  • Управление персоналом
  • Юриспруденция


АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СДАЕТСЯ В НАЛОГОВУЮ

АЗ.jpg

Давайте разберемся, что нужно знать?

В дополнение к годовой бухгалтерской отчетности, организация обязана предоставить в налоговую аудиторское заключение.

Также новая форма бухгалтерского баланса содержит отметку, обязателен ли для нее аудит (да / нет), в случае, если это так — заполняет в соответствующих полях наименование аудитора.

Важно понимать, что даты направления отчетности и результатов проведения аудиторской проверки могут не совпадать. Подать заключение в налоговую можно:

• Вместе с годовой отчетностью;
• либо не позднее 10 рабочих дней после даты, которой подписано аудиторское заключение , но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Как и в каком формате, организация может уведомить налоговый орган?

• в ИФНС по месту нахождения организации;
• в электронном виде через операторов ЭДО (подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью);
• в формате PDF вместе с отчетностью либо в формате, утвержденном Приказом ФНС № ММВ-7-6/16@ (если документ направляется отдельно).

* Для малого бизнеса в текущем году сделано исключение: аудиторское заключение за 2019 год можно сдать в бумажном виде.
Остальным компаниям при неисполнении правил указанным выше – налоговый орган откажет в принятии заключения.

Что будет если сдать аудиторское заключение?

В случае, если организация аудиторское заключение в налоговую не предоставила (либо сделала это не вовремя), будут применяться санкции согласно ст. 19.7 КоАП РФ. Штраф до 5 000 рублей

*В случае, когда обязательный аудит проведен, есть заключение, но документ так и не поступил в ИФНС.

За непроведение обязательного аудита, грозят санкции применят согласно ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение бухучета до 10 000 руб. за первичное нарушение, при повторном нарушении руководителя могут дисквалифицировать на срок до 2 лет.

НО И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ

Не забудьте опубликовать аудиторское заключение на сайте Федерального ресурса, не позднее трех рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения.

За не размещение сведений на сайте Федресурс предусмотрена административная ответственность согласно п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 50 000 рублей, а в случае повторного правонарушения - дисквалификация должностного лица от 1 года до 3 лет.

Можно ли заплатить штраф и не сдавать аудиторское заключение?

К сожалению, нет. Нужно понимать, что даже если вы оплатили штраф, аудиторское заключение все равно придется сдать. Эти положения закреплены в примечание 1, ст.15.11 КоАП, а также п.1 и п2. 2ст. 15.11 КоАП.

Как снизить стоимость проведения обязательного аудита?

На самом деле, способ снизить затратную часть только 1 - провести аудит удаленно.

Процесс практически ничем не отличается от классического аудита с выходом на предприятие аудитора. Выглядит это так:

• До начала проверки, аудитор высылает запрос с перечнем документов необходимых для начала проведения проверки.
• Аудитор удаленно, подключается к вашей базе 1С(или другой продукт), анализирует регистры бухгалтерского учета.
• На базе анализа регистров, формирует запрос необходимых для проверки первичных учетных документов, которые вы можете выслать по безопасному каналу связи в скане.
• Получаете аудиторское заключение заказным письмом и в электронном виде.

Экономия от проведения удаленного аудита может достигать 20% от первоначальной стоимости услуги. Рассчитать стоимость проведения аудита можно по ссылке КАЛЬКУЛЯТОР СТОИМОСТИ АУДИТА. https://www.avuar.ru/calc/

Кто подлежит обязательному аудиту?

Обязательному аудиту подлежат организаций вне зависимости от организационно-правовой формы(Полный перечень опубликован на сайте Минфина РФ.)

Также аудит финансовой(бухгалтерской) отчетности обязаны проводить организации отвечающие следующим критериям.

• Выручка юридического лица за предшествующий год превысила 400 млн.руб. и/или активы баланса превысили 60 млн. руб.
• Компании, которые составляют консолидированную бухгалтерскую отчетность.
• Акционерные общества
• Компании, публично размещающие ценные бумаги
• Банки, страховые компании и некоторые другие согласно ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности», 208-ФЗ «О консолидированной отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в проведение аудиторской проверки по налогу на доходы с физических лиц.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* определить основные понятия, цели, задачи, объекты аудита удержания налога на доходы физических лиц;
* изучить закон «Об аудиторской деятельности» и другие нормативные документы;
* раскрыть методику аудита удержания налога на доходы физических лиц.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….…………………..
1 Сущность и значение аудита
налога на доходы физических лиц……….…………..………………….…
1.1 Сущность, задачи аудита
налога на доходы физических лиц…….…………………….…….…..
1.2 План и программа проведения аудита
налога на доходы физических лиц…………..…………………………
1.3 Нормативное регулирование аудита операций по
удержанию налога на доходы физических лиц…………………….………
2 Организация аудита расчетов по
подоходному налогу с физических лиц…………..……………….……….
2.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств……..……….
2.2 Проверка правильности расчетов по налогу на доходы
физических лиц на примере OOO «Охрана»………………………………..
2.3 Типичные ошибки и нарушения……………………………….………..
3 Обобщение результатов аудиторской проверки
и отчет аудитора………………….……………………………….………..
Заключение………………………………………….……………………………
Список использованных источников..…………….…………………………….
Приложение А План аудиторской проверки…………………………………
Приложение Б Договор об оказании аудиторских услуг………………..…..
Приложение В Заявление сотрудника о предоставлении
стандартного вычета………………………………………..
Приложение Г Расчетная ведомость……………………………………..…..
Приложение Д Справка 2-НДФЛ……………………………………..………

Содержимое работы - 1 файл

ПЛАН.doc

Но особое внимание обратили на документы, которые прилагались к личному заявлению о предоставлении налогового вычета, где и были выявлены ошибки.

Типичные ошибки при аудите расчетов по налогу на доходы физических лиц предоставлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Ошибки при аудите расчетов по НДФЛ

№ п/п Виды и наименование ошибок Влияние на достоверность бух.отчетности налогообложения и соблюдения законодательной и нормативной базы Нормативные документы
1 Неверно производилось начисление налога на доходы физических лиц у сотрудника Лукьянова В.Ф. Завышение налога на доходы физических лиц Налоговый кодекс гл.23, ст. 218, п.3

Более подробно рассмотрим ошибки далее.

  1. У работника Лукьянова В.Ф. в приложенных документах находилось свидетельство о смерти жены и справка с органов соц.защиты, что свидетельствует о том, что он единственный родитель и вычет ему должен был предоставляться в двойном размере.

Был сделан перерасчет:

Табельный номер 0049. Лукьянов В.Ф.. охранник. Один ребенок.

Оклад 7 000 р. Суммарный годовой доход составит 84 000 = (7 000 * 12). Налоговый вычет работнику с июня 2009г. не предоставляется т.к. сумма дохода превышает 40 000 р.

Расчет: С 01.01.2009г. по 31.05.2009г. – (7 000 – 2 400) * 5 = 23 000 р. доход облагаемый налогу 13%, с 01.06.2009г. по 31.12.2009г. - (7 000 – 2 000) *7 = 35 000 р. доход облагаемый налогу 13%.

Налоговый вычет предоставляется на работника 400 р. и на одного ребенка 2 000 р. т.к. он единственный родитель, что подтверждено документально.

Подоходный налог за 2009 год составит 7 540 = (58 000 * 13%).

Главный бухгалтер должен составить справку о перерасчете подоходного налога и вернуть работнику при выплате заработной платы 1 560 р.

  1. У работника Гусева Ю.И. в приложенных документах находилась копия с трудовой книжки, в которой имеется запись о том, что он работал по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этот документ свидетельствует о том, что стандартный вычет работнику должен предоставляться не 400 р., а 3 000 р., ежемесячно, т.к. в налоговом кодексе не указана превышающая сумма, при которой стандартный налоговый вычет не предоставляется.

Был сделан перерасчет:

Табельный номер 00061. Гусев Ю.И. Водитель. Один ребенок.

Оклад 7 200 р. Суммарный годовой доход составит 86 400 = (7 200 * 12). Налоговый вычет работнику предоставляется в течение всего года в размере 3 000 р. на работника и 1 000 р. на одного ребенка.

Расчет: С 01.01.2009г. по 31.12.2009г. – (7 200 – 4 000) * 12 = 38 400 р. доход облагаемый налогу 13%.

Подоходный налог за 2009 год составит 4 992 = (38 400 * 13%).

Главный бухгалтер должен составить справку о перерасчете подоходного налога и вернуть работнику при выплате заработной платы 4 420 р.

  1. Заполнен документ расчетная ведомость (Приложение Б) средствами, которые не могут обеспечить его долговременное хранение. Так, в Расчетной ведомости № 11 от 06.11.2009г. сумма была указана неразборчиво и подпись главного бухгалтера не соответствовала его фамилии.

Главному бухгалтеру следует либо переоформить документ (при наличии такой возможности), либо внести в него исправления. При внесении исправлений следует учесть, что в кассовых и банковских документах исправления не допускаются. Во все остальные документы исправления могут вноситься только по согласованию с лицами, составившими и подписавшими данный документ, что должно быть подтверждено их подписями с указанием даты внесения исправлений.

Больше ошибок при проверки не было выявлено. Главная ошибка невнимательность главного бухгалтера при проверки первичных документов и заявлений работников с прилагаемыми документами.

Все проводки оформлены правильно.

3 Обобщение результатов аудиторской проверки и отчет аудитора

Для проведения аудиторской проверки расчетов по НДФЛ был заключен договор на оказание аудиторских услуг (Приложение Б).

Аудит проведен аудиторов Блюдик Екатериной Владимировной, имеющей стаж работы на рынке аудиторских услуг 3 год и 4 месяца.

Лицензия на проведение общего аудита № 15362 выдана Минфином РФ. Лицензия действительна по 18 февраля 2011 года.

Отчет аудитора директору ООО «Охрана»

1. Мною проведен аудит исчисление подоходного налога с физических лиц ООО «Охрана» за 2009 год.

2. При планировании и проведении аудита исчисление подоходного налога с физических лиц мной рассмотрено состояние внутреннего контроля у ООО «Охрана». Ответственность за организацию и состояние внутреннего контроля несет директор и главный бухгалтер организации.

Я рассмотрела состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности подоходного налога с физических лиц.. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля ООО «Охрана» с целью выявления всех возможных недостатков.

3. В процессе аудита мною не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля ООО «Охрана» масштабам и характеру его деятельности.

4. Мое мнение о достоверности отражения в бухгалтерской отчетности подоходного налога с физических лиц приведено в следующей части Аудиторского заключения. Не были обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, которые могли бы существенно повлиять на достоверность данных по подоходному налогу с физических лиц, отраженных в бухгалтерской отчетности.

5. При проведении аудита подоходного налога с физических лиц, мною рассмотрено соблюдение в ООО «Охрана» применимого законодательства РФ при совершении финансово-хозяйственных операций. Ответственность за соблюдение применимого законодательства РФ при свершении финансово-хозяйственных операций несет директор и главный бухгалтер ООО «Охрана».

Заключение аудитора директору ООО «Охрана» об отраженной в бухгалтерской отчетности исчисления подоходного налога с физических лиц на ООО «Охрана» за 2009 год.

1. Мною проведен аудит подоходного налога с физических лиц ООО «Охрана» за 2009 год. Данные в бухгалтерской отчетности подготовлены главным бухгалтером ООО «Охрана» исходя из Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н.

2. Ответственность за подготовку данных бухгалтерской отчетности по подоходному налогу с физических лиц несет главный бухгалтер ООО «Охрана». Моя обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности в части подоходного налога с физических лиц на основе проведенного аудита.

3. Я проводила аудит в соответствии с Положением о бухгалтерском учете "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность в части подоходного налога с физических лиц не содержит существенных искажений. Аудит включал в себя проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности по подоходному налогу с физических лиц. Я полагаю, что проведенный аудит дает достаточно оснований для того, чтобы выразить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности в части подоходного налога с физических лиц.

В результате проверки были случаи неверного исчисления налога и записей в расчетной ведомости, небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов.

4. По моему мнению, если оставить в стороне любые поправки, которые могли бы быть признаны необходимыми при возможности получить достаточные подтверждения в отношении обстоятельств, проверенная бухгалтерская отчетность в части подоходного налога с физических лиц достоверна, то есть, подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение подоходного налога с физических лиц в ООО «Охрана» по состоянию за 2009 года.

Объект исследования – ООО «Охрана», одна из фирм г.Комсомольска-на-Амуре, предоставляет услуги по охране объектов.

Цель курсовой работы состояла в изучение аудиторской проверки по налогу на доходы с физических лиц, которая достигнута.

Для выполнения поставленной цели, мы решили следующие задачи:

  • определили основные понятия, задачи, объекты аудита удержания налога на доходы физических лиц;
  • изучили закон «Об аудиторской деятельности» и другие нормативные документы;
  • раскрыли методику аудита удержания налога на доходы физических лиц.

Аудиторская проверка налоговых обязательств заключалась в проверке соблюдения норм, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и другими нормативными актами в области налогообложения. Она обеспечивает достаточную степень уверенности в том, что:

  • налоговые обязательства исчислены своевременно и корректно отражены в налоговой отчетности;
  • исчисленные налоговые обязательства корректно отражены в бухгалтерской отчетности;
  • отсутствуют дополнительные существенные налоговые обязательства, связанные с нарушением налогового законодательства и иных нормативных документов в области налогообложения, не отраженные в бухгалтерской отчетности;
  • организация и состояние налогового учета, а также существующие контрольные процедуры обеспечивают своевременное и правильное исчисление и уплату налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и другими нормативными документами в области налогообложения.

Необходимость аудиторской проверки правильности расчетов подоходного налога с физических лиц обусловлена с одной стороны желанием организации знать, не платит ли она лишние деньги по подоходному налогу с физических лиц, с другой стороны сами работники желающие знать правильно ли с них исчисляют подоходный налог, и, наконец, налоговые органы, обеспокоенные в полном поступление денежных средств в казну.

Заинтересованность всех сторон обусловлена со сложностью расчета подоходного налога с физических лиц и множеством категорий лиц пользующихся льготами по подоходному налогу.

Читайте также: