Динамика экономических факторов влияющих на поступления ндфл в бюджет рф

Опубликовано: 26.04.2024

За январь-апрель 2020 года консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным положительным балансом в 261 млрд руб. Тем не менее устойчивость региональной бюджетной конструкции находится под угрозой. В апреле 2020 года собственные доходы регионов под влиянием падения нефтяных цен и режима самоизоляции сократились почти на 30% по сравнению с апрелем 2019 года. Поступления от налога на совокупный налог уменьшились на 40%, что отражает последствия приостановки малого бизнеса. Одновременно расходы регионов в апреле 2020 года выросли (год-к-году) на 24,5%, в основном из-за двукратного увеличения расходов на здравоохранение. Лидером по темпам увеличения расходов стал Москва. По оценкам НИУ ВШЭ, по итогам 2020 года можно ожидать падение собственных доходов регионов на 12-15%. По оценке экспертов, поддержка регионов из федерального центра в 2020 году – при предположении, что регионы-доноры в состоянии самостоятельно решить большую часть бюджетных проблем – должна составить не менее 1 трлн руб.

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-апрель 2011–2020 гг., в % к ВВП


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

За первые четыре месяца 2020 года доходы консолидированных региональных бюджетов сократились по сравнению с соответствующим периодом 2019 года на 1,2%; сокращение собственных (за вычетом трансфертов из федерального бюджета) доходов составило 6%; соответственно, трансферты из федерального бюджета выросли на 30%. Влияние нынешнего кризиса,

Рис. 2. Отношение собственных доходов регионов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. На рисунке показаны регионы с наиболее существенным падением собственных доходов.

вызванного пандемией и падением цен на нефть, на региональную экономику в полной мере проявилось в апреле 2020 года. Доходы консолидированных региональных бюджетов за этот месяц сократились по сравнению с апрелем 2019 года более чем на 20%, собственные доходы регионов – почти на 30%. Поступления налога на прибыль уменьшились за апрель на 29%, поступления от наиболее устойчивого к кризису НДФЛ – на 19% (в целом за январь-апрель 2020 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года поступления НДФЛ выросли на 3%). Поступления от налога на совокупный налог рухнули в апреле 2020 года (г/г) на 40%, что свидетельствует об остановке многих предприятий малого бизнеса; поступления налога на имущество сократились на 44%; поступления от акцизов выросли на 15% (результат перераспределения акцизов на моторное топливо в пользу регионов).

Масштабы снижения собственных доходов существенно различаются по регионам. Как видно из рис. 2, Москва также относится к регионам, в которых снижение собственных доходов в апреле 2020 года было более резким, чем по России в целом. Ряд регионов, в которых имело место существенное сокращение собственных доходов (в частности, ЯНАО, Республика Коми, Сахалинская область, Татарстан, Башкортостан), относятся к нефте- и газодобывающим. В них сокращение бюджетных доходов непосредственно связано с падением мировых цен на углеводороды. Такие развитые в экономическом отношении регионы, как Московская и Свердловская области, также столкнулись в апреле с существенным сокращением собственных доходов. В то же время в основном нефтедобывающем российском регионе – ХМАО – собственные доходы в апреле выросли на 28% (судя по бюджетной отчетности, такой рост связан с перерасчетами налога на прибыль за 2019 г.), а в Тюменской области – сократились всего 11%. Поэтому типизировать регионы по масштабам падения собственных доходов достаточно сложно.

Рис. 3. Отношение поступлений налога на прибыль в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. На рисунке показаны регионы с наиболее существенным падением налога на прибыль.

В среднем по России поступления наиболее важного для регионов налога – на прибыль, как уже было отмечено, сократились в апреле 2020 г. по отношению к апрелю 2019 г. на 29% (чуть меньше, чем собственные доходы в целом). Изменение поступлений по налогу на прибыль чрезвычайно дифференцировано по регионам.

Если рассчитанный на основе апрельских данных коэффициент вариации такого показателя, как изменение собственных доходов, составлял 25%, то аналогичный показатель, рассчитанный для налога на прибыль, равнялся уже 69%.

Между списками регионов на рис. 2 и 3 немало пересечений. Из рис. 3 видно, что в апреле текущего года целый ряд регионов потерял свыше 50% поступлений налога на прибыль. Одновременно в восьми регионах сокращение поступлений этого налога в апреле было меньше 10%, а в 17 регионах они превысили показатели апреля 2019 г. К этим регионам относятся в частности ХМАО, Республика Саха, Ленинградская, Тверская, Воронежская области. Это может быть связано с перерасчетом налога за 2019 г.

Наконец, заметим, что масштабы увеличения трансфертов из федерального бюджета в апреле 2020 г. (г/г) практически не коррелируют с глубиной падения собственных доходов регионов.

Расходы региональных бюджетов в январе-апреле 2020 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. на 18%. В апреле 2020 г. увеличение расходов бюджетов составило (год к году) 24,5%.

Лидирует по масштабам увеличения апрельских расходов Москва, самый мощный в финансовом отношении регион, где расходы выросли на 67%. Но как видно из данных рис. 4, рост бюджетных расходов трудно связать со статусом региона-донора или с другими экономическими показателями.

Рис. 4. Регионы с наибольшими темпами роста расходов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Увеличение расходов консолидированных региональных бюджетов в апреле 2020 г. происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения.

Как видно из рис. 5, расходы на здравоохранение в апреле 2020 г. по отношению к апрелю 2019 г. выросли в два раза и составили 210 млрд руб.

Опережающими темпами росли расходы на управление – прирост составил 34%. Темпы роста расходов на национальную экономику и социальную политику в регионах примерно соответствовали темпам роста суммарных расходов. Судя по данным рис. 5, в регионах была проведена реструктуризация расходов: сократились расходы на культуру, СМИ, расходы на обслуживание долга. Последнее связано со льготами по бюджетным кредитам, предоставленными федеральным центром.

Увеличение расходов на здравоохранение в апреле крайне неравномерно распределено по регионам.

Как видно из рис. 6, целый ряд регионов увеличил расходы на здравоохранение в апреле 2020 г. в 3-5 раз. Такой рост можно расценивать как индикатор того, что до начала эпидемии коронавируса эти расходы были недостаточны.

Рис. 5. Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г.


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

За январь-апрель 2020 г. положительный баланс консолидированных региональных бюджетов составил 261 млрд руб. (за январь-апрель 2019 г. профицит составлял 952 млрд руб.). В апреле 2020 г. консолидированные региональные бюджеты были исполнены уже с дефицитом 80 млрд руб. На 2020 г. регионы получили дополнительные полномочия по перераспределению расходов, увеличению размера дефицита и государственного долга. Сейчас преждевременно говорить о том, как эти возможности будут использованы, но более сильные в экономическом отношении регионы смогут прибегнуть к дешевым и долгосрочным, по сравнению с банковскими кредитами, облигационным заимствованиям.

Рис. 6. Регионы с наибольшими темпами роста расходов на здравоохранение в апреле 2020 г., в % к апрелю 2019 г. (апр. 2019 = 100%)


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ.

Прогнозировать развитие бюджетного кризиса в 2020 г. на региональном уровне достаточно сложно. Очевидно, что под влиянием резкого падения цен на нефть и пандемии регионы столкнутся одновременно с существенным падением собственных доходов и необходимостью увеличивать социальные расходы, расходы на здравоохранение и поддержку отдельных секторов экономики.

По гипотезе аналитиков НИУ ВШЭ, экономическая ситуация в регионах в оставшиеся месяцы 2020 г. будет постепенно улучшаться. Тем не менее в соответствии с базовым прогнозом Института "Центр развития", регионы в 2020 г. могут потерять 12-15% собственных доходов, или порядка 1,4-1,7 трлн руб. Примерно половина этих потерь придется на регионы-доноры. Даже если предположить, что помощь для компенсации снижения собственных доходов понадобится только регионам-реципиентам, потребность в дополнительных трансфертах из федерального бюджета в 2020 г. составит примерно 700-800 млрд руб. Кроме того, должны быть профинансированы дополнительные расходы регионов, прежде всего на здравоохранение и социальную защиту (возможно, за счет частичного перераспределения региональных расходов). С учетом этого потребность в дополнительных расходах федерального центра на поддержку регионов может превысить 1 трлн руб.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

За восемь месяцев этого года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль - 2,7 трлн рублей, НДС - 2,6 трлн рублей, НДФЛ - 2,5 трлн рублей, НДПИ - 2,6 трлн рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года - поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.

Открывая заседание, глава ФНС России Даниил Егоров отметил, что за этот период из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работает ведомство, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. "Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне", - сообщил он.

Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений текущего и прошлого годов. По итогам января-августа поступления снизились на 12% и составили 13,2 трлн рублей, тогда как в июне и августе - на 17 и 14% соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 трлн рублей.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику - поступило 4,56 трлн рублей - на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ - 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне - на 2,8%, в июле - на 6,1%, в августе - на 14,5%.

О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% - до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% - до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок - плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа. "За счет этой меры удалось обеспечить почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга", - подчеркнул Даниил Егоров.

Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с пандемией. Так, 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала - 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года - на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки - на сумму более 25 млрд рублей.

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы ситуационные центры. В них поступило более 20 тыс. обращений. Эта информация позволила правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.

Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года долговые центры работают в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти регионах.

В условиях режима ограничений количество рассмотренных жалоб по налоговым спорам снизилось на 17,2%. При этом была организована система ежедневного сбора информации о любых обращениях, связанных с вопросами предоставления мер государственной поддержки. "Полученная информация использовалась для решения вопросов об изменении отдельных параметров и правил мер поддержки в режиме онлайн. В дальнейшем мы используем этот опыт при решении ключевой задачи досудебного блока - развитии обратной связи с источником возникновения спора", - отметил глава ФНС.

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Он также рассказал о развитии ЕГР ЗАГС, куда из региональных информационных систем было загружено более 77 млн записей всех типов, зарегистрированных в 2006-2018 гг. Это составляет 99,94 % от планового показателя конвертации, установленного Минюстом России. Также к системе в полном объеме были подключены органы соцзащиты населения субъектов РФ для выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Они могут запрашивать необходимые сведения в режиме "запрос-ответ" через СМЭВ.

В завершение Даниил Егоров напомнил, что ЕНВД прекращает действовать с 1 января 2021 года. Подавать заявление о прекращении применения этого режима не нужно - плательщики будут автоматически сняты с учета. Однако до конца 2020 года им следует выбрать альтернативный налоговый режим. Если организация или предприниматель не сделают этого самостоятельно, то будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать наиболее подходящий режим поможет специальный сервис на сайте ФНС России.

экономические науки

  • Разова Зарина Рузалимовна , студент
  • Минеева Вера Михайловна , кандидат наук, доцент, преподаватель
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
  • ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • НАЛОГИ

Похожие материалы

  • Использование интеллектуальных систем в финансовом анализе
  • Состояние и перспективы развития международного транспортного коридора «Север-Юг»
  • Государственная программа «Информационное общество»
  • Инструменты хеджирования на рынке ценных бумаг
  • Содержание терминологической конструкции налоговое планирование

В условиях рыночных отношений налоги являются основой государственного управления. Для эффективной деятельности России в целом необходимо, чтобы система налогообложения была приспособлена к экономической ситуации в стране. Она должна согласоваться с мировым опытом и учитывать национальные особенности развития нашей экономики[3].

Одним из важнейших источников дохода бюджета Российской Федерации является налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода (может быть получен как в денежной, так и в натуральной форме) физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Работник может получить от организации доходы как в денежной, так и в натуральной форме.

К доходам, полученным в денежной форме, относят:

  • заработную плату;
  • стимулирующие надбавки и доплаты (например, за стаж работы, совмещение деятельности, работу в ночное время и в праздничные дни и пр.);
  • премии, вознаграждения и т.д.

К доходам, полученным в натуральной форме, относят оплату за работника товаров (работ, услуг), в том числе коммунальных услуг, питания, обучения и т.д. Эти выплаты рассчитываются по цене, предусмотренной в статье 105.3 НК РФ.

Преимуществом налога на доходы физических лиц является то, что его платит все работающее население страны, вследствие чего поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от муниципального до федерального. В настоящее время этот налог в РФ регламентируется главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Есть еще доходы, не облагаемые НДФЛ. Это:

  1. пособия по безработице, беременности и родам, по уходу за больным ребенком (не включаются больничные) и пр.;
  2. компенсации, связанные с:
    • возмещением вреда, причиненного на рабочем месте;
    • бесплатным предоставлением жилья;
    • оплатой стоимости питания, спортивного инвентаря, спортивной формы работникам физкультурно-спортивных организаций;
    • возмещением расходов на повышение профессионального уровня и т.д.
  3. суммы единовременных выплат ( например, работнику, вышедшему на пенсию; из числа малоимущих и пр.);
  4. выплаты, связанные с ущербом из-за стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций;
  5. доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
    • стоимость подарков, полученных от организации;
    • стоимость призов в денежной и натуральной формах;
    • суммы материальной помощи и т.д.

Налоговые ставки по НДФЛ установлены в статье 224 НК РФ:

  • 35% — на выигрыши, призы, материальную выгоду от заемных средств;
  • 30% — на доходы нерезидентов;
  • 15% — на дивиденды, полученные от нерезидентов;
  • 13% — на доходы резидентов.

По налогу на доходы физических лиц установлены следующие виды вычетов[1]:

  1. Стандартные — на самого работника и на детей;
  2. Социальные — на лечение и обучение;
  3. Имущественные — при продаже и приобретении имущества;
  4. Профессиональные — ИП, адвокатам, нотариусам и другим лицам, занимающимся частной практикой.

В Государственную Думу РФ уже много раз поступали законодательные предложения «О внесении корректив в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ», которые предусматривают введение прогрессивной ставки налогообложения. Согласно законопроекту ставка налога будет зависеть от годового дохода плательщика НДФЛ[5]:

  • до 5 млн. руб. в год ставка составит 13%;
  • от 5 млн. руб. до 50 млн. руб. в год — 18%;
  • от 50 млн. руб. до 500 млн. руб. в год — 23%;
  • свыше 500 млн. руб. в год — 28%.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам выразил несогласие.

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны плоской и прогрессивной шкал налогообложения.

Плюсы единой шкалы:

  • Стимулирование экономического роста, т.к. люди могут сохранить большую часть своего дохода;
  • Стабильность налоговой системы;
  • Низкие административные и судебные издержки;
  • Привлекательность для зарубежных инвесторов, и это позволяет повысить долю иностранного капитала в российской экономике.

Минусы единой ставки:

  • Налоги идут в федеральный бюджет, минуя региональный;
  • Огромный разрыв между доходами граждан.

Положительные стороны введения прогрессивной шкалы:

  • Сокращение бюджетного дефицита за счет увеличения налогов;
  • Увеличение дохода бюджетов субъектов РФ;
  • Устранение неравенства в распределении доходов в обществе.

  • Затруднительность отрегулирования уплаты налогов (вследствие уклонения от налогов, возврат к серым зарплатам и увеличение теневого сектора);
  • Обнищание отдаленных регионов страны, т.к. налогообложение осуществляется по месту трудоустройства, а не проживания;
  • Спад общей инвестиционной привлекательности России;
  • Потеря доверия к власти и отток капитала и высококвалифицированных специалистов.

Существует мнение, что введение прогрессивной ставки налогообложения приведет к тому, что богатые станут богаче, а бедные — беднее.

Необходимость введения прогрессивного налогообложения — вопрос спорный. В первую очередь, необходимо на этапе обсуждения законопроекта точно спрогнозировать последствия и выстроить схему перехода, если такая система все же будет внедрена.

НДФЛ — один из важнейших инструментов формирования бюджетов всех уровней, обеспечения источников финансирования и координатор процессов экономики. Налоги всегда анализируются для того, чтобы увеличить эффективность их собираемости.

Проанализируем отчет о поступлении НДФЛ в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности в таблице[4].

Табл.1. Поступление НДФЛ за 2014-2016 гг., тыс. руб.

На поступление налоговых платежей в бюджеты разных уровней оказывают влияния факторы, имеющие существенное влияние.

Образование налоговых доходов бюджетов разных уровней является многофакторным процессом и их можно разделить на внешние и внутренние, положительные и отрицательные. При этом важно помнить, что полная реализация налогового потенциала страны возможна лишь в случае, когда задействованы все факторы.

Факторы, способные оказать положительное воздействие на увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней относятся к возможностям налоговой политики, реализуемой на территории субъекта РФ.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны с целью обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества.

Налоговая политика регулирует и стимулирует развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. [1]

Необходимо выделить внешние факторы, которые можно подразделить на группы, отражающие:

  • 1) изменения федерального налогового законодательства по поводу:
    • а) состава налогов и сборов;
    • б) системы налоговых ставок;
    • в) системы налоговых льгот и освобождений;
    • г) порядка расчета налоговых баз;
    • д) порядка и сроков уплаты налогов;
  • 2) изменения условий налогообложения в отраслях, приоритетных с точки зрения социально-экономического развития региона;
  • 3) деятельность крупнейших налогоплательщиков;
  • 4) изменения федерального законодательства в сфере межбюджетных отношений по поводу:
    • а) нормативов отчислений в региональные бюджеты по основным налогам и сборам;
    • б) передачи налоговых полномочий;

    К внутренним факторам относятся:

    • 1) особенности структуры доходной части бюджета региона, в особенности налоговых доходов, зависимость налоговых доходов бюджета от одного источника;
    • 2) характер и степень влияния налогов на социально- экономические процессы в регионе, гибкость налоговой системы, корреляция с экономическим ростом;
    • 3) состояние и динамика налоговой базы;
    • 4) региональные особенности, оказывающие существенное влияние на пополняемость бюджетов, а именно:
      • а) структура экономики, ее многоукладность;
      • б) наличие зон территориального развития;
      • в) зависимость от внешних инвесторов;
      • г) состояние основных фондов;
      • д) демографические особенности;
      • е) уровень жизни населения и др.;

      Кроме того, в таблице 3 представлены факторы, влияющие на налоговые поступления в бюджеты разных уровней в РФ.

      Таблица 3 - Факторы, влияющие на налоговые поступления в бюджеты разных уровней в РФ_

      Уровень развития экономики

      Уровень деловой активности

      Отраслевая структура экономики

      Уровень занятости населения

      Объем и товарная структура внешнеэкономической деятельности

      Эффективность налогового контроля (отношение количества проверок, выявивших недоимки, к общему количеству проверок, средняя сумма доначислений по налогам и сборам).

      Уровень профессиональной подготовки работников налоговых

      органов (наличие специального образования, повышение квалификации).

      Уровень методического обеспечения администрирования.

      Налоговое законодательство (определяет механизм исчисления налогов и сборов).

      Бюджетное законодательство системы

      Уровень социальной ответственности налогоплательщика.

      Такое деление весьма условно. Отдельный фактор сложно уложить в строгие границы: взаимовлияние каждого из них обусловлено средой (экономической, политической, социальной и т.д.).

      К факторам, которые, в большей степени определяют размеры налоговых доходов государства, можно отнести:

      • 1. Показатель валового регионального продукта, являющийся основным макроэкономическим показателем и отражающим общее экономическое состояние региона в целом.
      • 2. Уровень инфляции. Под воздействием инфляции происходит обесценивание разрешенных вычетов при расчете налога на прибыль и налога на добавленную стоимость и т.д. Следовательно, воздействие инфляции на налоговый потенциал зависит от методологии декларирования и взимания отдельных налогов. Рост цен может оказывать как повышающее, так и понижающее воздействие на величину налогов и сборов, мобилизуемых в бюджетную систему.
      • 3. Инвестиционный климат. Благоприятный инвестиционный климат, сложившийся в регионе, влияет на формирование налоговой базы через вовлечение в экономику дополнительных средств.
      • 4. Система налогового администрирования. Налоговое администрирование, как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечивать налоговые поступления в бюджетную систему России.

      Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.

      Налоговое планирование и прогнозирование - это особые элементы системы выработки и принятия решения. В ходе планирования всесторонне оценивается налоговый потенциал региона, групп налогоплательщиков, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов. Управленческие решения в процессе планирования применяются на основе анализа финансовой информации. Научно обоснованный анализ позволяет выявить резервы для пополнения доходов бюджетов, определить фактическую и предполагаемую налоговую нагрузку по отдельным категориям налогоплательщиков с учетом территориальных и отраслевых особенностей их деятельности.

      Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетной сфере, максимальное обеспечение финансового покрытия общественных потребностей.

      Налоговый контроль является необходимым условием и важнейшим методом налогового администрирования. Главная его цель - препятствовать уходу от налогов, обеспечивать своевременное поступление налоговых доходов в полном объеме.

      5. Налоговая культура. Налоговая культура - это комплексная обобщающая характеристика сознания человека, выработанная в процессе обучения и воспитания, отражающая уровень развития, его меру убеждения в необходимости уплаты налогов.

      Между тем опыт работы с налогоплательщиками показывает, что только высокий уровень налоговой культуры позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, так как сознание налогоплательщиков в этом случае направлено на развитие общества и создание благополучия населения, выраженные в пополнении доходной части бюджета, а не в уклонении от уплаты налогов.

      Высокая значимость налоговых поступлений в формировании финансовых ресурсов государства определяет роль анализа налоговых поступлений. На современном этапе обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей являются приоритетной задачей российских налоговых органов.

      Читайте также: