Зона свободная от налогов в аэропорту

Опубликовано: 06.05.2024

Каждый пятый авиапутешественник перед вылетом заходит в магазины Duty Free. И, как правило, не выходит оттуда без покупки. Пояснения не требуются – удобство магазинов Duty Free уже давно признали во всем мире. Практически в каждом более-менее посещаемом международном аэропорту есть уголок, где стоят наиболее популярные марки духов и алкоголя.

Короткое и емкое название «Duty Free» быстро прижилось в самых разных странах и языках. В буквальном переводе с английского «Duty Free» значит «свободный от налогов, от пошлин». По сути дела, это магазины, где товар не облагается ввозными пошлинами. А это весьма выгодно как для продавца, так и для клиента. Отчасти этим объясняется и расположение магазинов беспошлинной торговли. Большинство Duty Free находится в аэропортах, на нейтральной территории, уже не подлежащей таможенному контролю государства. Практически всегда магазины беспошлинной торговли располагаются в зоне отлета (departure area) и в транзитных зонах. Но в некоторых аэропортах Duty Free также есть и в зоне прибытия (arrival area).

Когда был открыт первый магазин Duty Free? Это произошло в Ирландии, в 1947 году. Инициатива принадлежала сотрудникам ирландского аэропорта Шеннон. Именно они обратили внимание на то, что зал ожидания в аэропорту по сути дела является нейтральной территорией, не принадлежащей ни одному государству. При этом много времени в зале ожидания проводили пассажиры трансатлантических рейсов между Европой и США. Именно они и стали основными клиентами первого магазина Duty Free. Продавались в нем по большей части сигареты и национальный ирландский горячительный напиток – виски. А цены были ниже ровно на сумму налогов, которые все остальные предприниматели платили государству.

Хорошая идея, как водится, быстро нашла последователей в других странах. В скором времени магазины Duty Free открылись в США, в Европе и даже в Китае. В России первый Duty Free появился в 1988 году в аэропорту Шереметьево. Его учредителями были Министерство гражданской авиации СССР в лице «Аэрофлота» и крупная итальянская компания, занимавшаяся именно беспошлинной торговлей.

За чем современные путешественники идут в Duty Free? Чаще всего – за сигаретами, парфюмерией и косметикой. Это самые популярные товары в аэропортах всего мира. Большим спросом у русских путешественников также пользуются алкогольные напитки: коньяк, виски, ликеры, вермут. Но не стоит думать, что ассортимент Duty Free исчерпывается только этим. В магазинах беспошлинной торговли можно найти и сумки от всемирно известных модельеров, и ручки «Паркер», и «статусные» часы, и швейцарский шоколад. В европейских Duty Free можно купить даже технику – например, цифровые фотоаппараты.

Активнее всего магазинами Duty Free пользуются часто летающие пассажиры женского пола. И это неудивительно. В магазинах беспошлинной торговли можно купить не только новинки парфюмерии, но и сумки, солнцезащитные очки, ювелирные изделия известных марок, причем гарантированно защищенные от подделок.

Неумолимая статистика говорит, что алкоголь выгодно покупать в шведских Duty Free, аксессуары – в итальянских, а косметику – в парижских. Бывалые путешественники считают, что лучшие дьюти-фри расположены в Азии и на ближнем Востоке (Дубай, Бангкок). Впрочем, все относительно. В одном и том же аэропорту, как правило, работают несколько Duty Free, открытых разными компаниями. Вполне естественно, что и цены на один и тот же товар в разных магазинчиках, безусловно, отличаются. Магазины беспошлинной торговли, хоть и не платят таможенные сборы, но не чураются торговой наценки. Если вам нужны какие-то конкретные духи и алкоголь, можно сравнить цены и определить, где выгоднее совершить покупку.

В магазинах Duty Free очень удобно выбирать подарки. Настоящие гаванские сигары, алкоголь, выпущенный ограниченным тиражом, эксклюзивные коллекции косметики и парфюмерии – это уже не сувениры из путешествий, а полноценный подарок на день рождения, например. При этом дорогое спиртное даже при учете торговой наценки может стоить едва ли не вдвое дешевле, чем в обычных российских магазинах! Но это опять же относительно: нужно помнить, что есть дорогие и дешевые Duty Free, и уточнять, что сколько стоит. Многие крупные дьюти-фри имеют свои сайты, где представлены все товары. Таким образом, перед покупкой можно изучить ассортимент магазина (не в каждом аэропорту есть нужные вещи) и сопоставить цены. Часто бывает так, что в конечной точке путешествия тот же самый коньяк можно купить на 20% дешевле, чем в российском аэропорту отлета.

Отрицательные качества Duty Free – это небольшая обычно площадь и огромное количество людей. Как правило, самые посещаемые магазины беспошлинной торговли – те, что имеют минимальную торговую наценку. При покупке алкоголя количество людей вокруг, в общем-то, не так важно. А вот выбирать, например, туалетную воду в тесном помещении, где вас постоянно толкают под локоть, а разные запахи причудливо перемешиваются – задача не из легких. Лучше всего заранее определить, какой товар вам нужен, и целенаправленно искать его в аэропорту.

На интернет-сайте можно заранее уточнить время работы магазина. В Европе владельцы магазинов Duty Free часто строят график работы так, чтобы не нарушить права своих сотрудников. Таким образом, многие магазины беспошлинной торговли в европейских аэропортах закрываются вечером и открываются утром. А вот Duty Free в восточных и азиатских аэропортах чаще всего работают круглосуточно.

О чем нужно помнить во время Duty Free шопинга в аэропорту?

О таможенных правилах на территории страны прибытия. Многие иностранные государства разрешают ввозить на их территорию определенное количество спиртного или сигарет. Покупать больше, чтобы выпить излишки в самолете – не самое мудрое решение.

Ограничение на количество покупок. В некоторых Duty Free можно покупать не более 10-15 товаров одной марки, а с ящиком виски вас просто не пустят в самолет.

Расплачивайтесь в долларах или евро. Это гораздо выгоднее, чем отдавать деньги в рублях по курсу.

Чеки из Duty Free желательно сохранять до конца поездки, то есть до выхода из аэропорта прибытия.

Магазины беспошлинной торговли есть не только в аэропортах. Некоторые государства позволяют размещать Duty Free на национальной территории, в свободных экономических зонах. В Малайзии есть огромный пятиэтажный молл, где ведется беспошлинная торговля. Подобный магазин есть и в Аргентине, на границе с Бразилией. А еще товары без таможенной пошлины можно купить в тоннеле под проливом Ла-Манш.

Свободная таможенная зона, таможенная процедура свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона – это таможенная процедура (ранее: таможенный режим), применяемая на территории Свободной экономической зоны – СЭЗ, и предусматривающая предоставление зарегистрированным участникам внешнеэкономической деятельности (резидентам) льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Резидентами СЭЗ являются зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие на данной территории хозяйственную деятельность. Другое название, применимое к свободным экономическим зонам – Особые экономические зоны (ОЭЗ).

Код таможенной процедуры свободная таможенная зона — 78, он указывается при заполнении 1 графы таможенной декларации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при электронном таможенном декларировании.

Если товар помещается в свободную таможенную зону в графе 1 нужно указать ИМ 78, а если товар вывозится из свободной таможенной зоны, то указывают ЭК 78.

Пример заполнения Графы 1:

Главная цель СЭЗ – решение задач социально-экономического развития отдельных территорий нашей страны, или отдельных отраслей экономики путем точечного привлечения иностранных инвестиций, технологий, производств. Предприятиям, ведущим свою деятельность на территории СЭЗ, предоставляются налоговые льготы, а также льготы по уплате таможенных пошлин. Ввозимые ими из-за рубежа или с остальной территории Таможенного союза товары освобождаются от применения к ним мер нетарифного регулирования и мер таможенного контроля. В Российской Федерации выделяют 4 вида СЭЗ:

  • Промышленно-производственные;
  • Технико-внедренческие;
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые.

Они располагаются в разных регионах страны: Алтайском крае, Бурятии, Татарстане, Астраханской, Иркутской, Калужской, Липецкой, Московской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тверской, Томской, Тульской и Ульяновской областях, а также в Москве, Санкт-Петербурге. Всего на территории России 26 СЭЗ и постоянно идёт работа по открытию новых. В 2019 году общее количество СЭЗ в России приближалось к 27.

Типы льгот

Льготы по налогам и сборам.

Льготы, которые государство предоставляет резидентам СЭЗ, зависят от типа, к которому принадлежит та или иная свободная экономическая зона.

  • Резидентам промышленных и туристических зон разрешается ускоренная амортизация;
  • Резидентам технических СЭЗ разрешается установление пониженных страховых взносов;
  • Операции и услуги резидентов портовых зон не облагаются НДС.

Льготы по уплате таможенных пошлин и сборов не зависят от типа СЭЗ, а зависят от происхождения декларируемых товаров: для иностранных товаров предоставляется один набор льгот по уплате таможенных пошлин и сборов, для товаров Таможенного союза – другие, а для продуктов переработки (товары, полученные в ходе использования иностранных товаров и товаров Таможенного союза) – третьи.

Общие льготы.

  • Для всех резидентов снижена налоговая ставка на прибыль (та ее часть, которая зачисляется в бюджет субъекта РФ);
  • Льготы по транспортному налогу (начинают действовать с момента регистрации транспорта на территории СЭЗ);
  • Освобождение от уплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет (продолжительность зависит от типа зоны);
  • Для резидентов упразднен налог на имущество, если оно приобретено в границах зоны, работает в зоне или создается для беспрепятственной работы в зоне.

Напоминаем: налоговые и таможенные льготы предоставляются только зарегистрированным организациям – резидентам СЭЗ.

Территория свободной экономической зоны

Территория свободной экономической зоны — место, где установлен особый благоприятный режим для ведения коммерческой и иной деятельности, который предусматривает предоставления различных льгот и преференций. Процедуру таможенная зона можно использовать только на территории Свободных экономических зон. Порядок применения таможенной процедуры «Свободной таможенной зоны», а также порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин регламентируется положениями ТК ЕАЭС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры таможенной зоны». Режим свободной таможенной зоны регламентируется положениями Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также соответствующими статьями Налогового кодекса. Территория свободной экономической зоны — зона таможенного контроля и оборудована для этого всем необходимым. За размещаемыми на ней товарами, за их перемещением, осуществляется таможенный контроль.

Содержание процедуры свободной таможенной зоны

Содержание процедуры свободной таможенной зоны, как и условия помещения под процедуру регулируются Соглашением СЭЗ.

Ввоз товаров на территорию СЭЗ иностранных и стран ЕАЭС осуществляется без оплаты ввозных таможенных платежей, сборов, пошлин и НДС.

Ввезённые товары помещаются на территории СЭЗ под процедуру свободной таможенной зоны. При этом осуществляется, например, изготовление и сборка из импортных комплектующих новых товаров или переработка товара на импортном оборудовании. В результате будет получен новый товар, который будет иметь новые свойства и характеристики, его код ТН ВЭД, соответственно, должен отличаться от ввезённого товара.

Вывоз товаров с территории СЭЗ. С территории СЭЗ товары могут быть вывезены в ЕАЭС или другие государства. Платежи при этом уплачиваются.

Ввоз и вывоз товаров на/с территорию СЭЗ

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона обозначены в ТК ЕАЭС. Вот некоторые из них: предназначение товаров — использование резидентами СЭЗ на её территории для коммерческой или иной деятельности предусмотренной, договором об условии функционирования СЭЗ. Товары, предназначенные для размещения в портовых или логистических СЭЗ, могут быть размещены лицами, не являющимися резидентами СЭЗ, но заключившими с ними договор, при этом операции с товарами не должны приводить к смене их кода ТН ВЭД и их характеристик. Иностранные товары не должны попадать под запреты и ограничения, предусмотренные ТК ЕАЭС, например, фрукты, заражённые плодожоркой.

Ни при каких условиях под процедуру не могут быть помещены товары, включённые в утверждённый законодательством, перечень.

Услуги оформления процедуры "Свободная таможенная зона"

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает услуги участникам внешнеэкономической деятельности по декларированию товаров под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона», а также под процедурами «Экспорт» и «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт) при дальнейшем вывозе данных товаров с территории СЭЗ. Мы работаем со всеми СЭЗ страны.

Предоставляем услуги участникам ВЭД:

Документы и информация для таможенного оформления товаров
под таможенной процедурой Свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)

Мы являемся официальным таможенным представителем – таможенным брокером и внесены в соответствующий реестр Федеральной таможенной службы РФ. Наши таможенные декларанты имеют богатый многолетний опыт по таможенному оформлению товаров под разными таможенными процедурами, в том числе под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона». Вы можете доверить нам декларирование товаров любой сложности и любого объема. Все необходимые операции на таможне будут выполнены качественно и точно в срок!

Доверившись нам, вы сможете рассчитывать на:

  • Информационную и правовую поддержку по всем сопутствующим вопросам;
  • Помощь в оформлении товаров под процедурой свободной таможенной зоны;
  • Поддержку при прохождении всех таможенных операций вне зависимости от разновидности и специфики товара;
  • Помощь в решении спорных ситуаций, что бы ни стало причиной их возникновения.

Сроки и стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой "Свободная таможенная зона"

Цена или стоимость таможенного оформления товаров под процедурой «Свободная таможенная зона» в нашей компании является одной из самых минимальных, в среднем составляет от 15000 до 25000 рублей. Окончательная цена на услуги таможенного представителя – таможенного брокера в нашей компании зависит от поставленных клиентом задач и наличия включенных услуг СВХ.

Мы уверены, что сделаем Вам наиболее выгодное предложение!

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Офшоры и ОЭЗ

Илья Плеханов, генеральный директор консалтинговой компании «Советник»

Однако «инвестиционного бума» в оффшорах не случилось. За редким исключением фирмы использовали их только как средство минимизации налогообложения. А при проверках работы местных властных структур контролеры обнаруживали все больше случаев, когда бюджетные средства расходовались не по назначению. Последний факт стал основным аргументом противников появления новых российских оффшоров.

Но законодатели не отказались от планов создания успешно работающих льготных зон. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116–ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ) они постарались детально прописать работу фирмы-резидента от вхождения в зону до выхода из нее. По мысли государственных служащих, такая регламентация должна свести возможные злоупотребления к минимуму. Кроме этого, изменен и подход к налоговым и таможенным льготам. Теперь они направлены на стимулирование ввоза сырья и оборудования в ОЭЗ.

В декабре прошлого года премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о создании шести особых экономических зон. Технико-внедренческие ОЭЗ появятся в Санкт-Петербурге, Томске, подмосковных Дубне и Зеленограде. Промышленно-производственные – в городах Елабуга (Татарстан) и Липецк. В дальнейшем правительство предполагает создавать также туристско-рекреационные и портовые зоны с льготным режимом налогообложения. Оно уже готовит соответствующие поправки в Закон об ОЭЗ.

Реалии «старых» оффшоров

Легальность российских «свободных экономических зон» (СЭЗ) 90-х годов до сих пор под вопросом. Причина в том, что соответствующего федерального закона попросту не существовало. Как правило, оффшоры создавались решением властных структур на местах. Чаще всего их освобождали от уплаты региональных налогов и устанавливали фиксированную сумму, которую фирмы должны были регулярно перечислять в местный бюджет. В разных оффшорах ее размер отличался незначительно. В то время высокая инфляция была одной из главных проблем. Поэтому работающие в СЭЗ компании должны были платить бюджету в твердой валюте – как правило, в долларах США.

Особой популярностью у бизнесменов пользовались «закрытые административно-территориальные образования» (ЗАТО). В некоторых из них льготы составляли 75-99 процентов от начисляемых к уплате сумм налогов.

Федеральное правительство планировало, что СЭЗ будут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в регионах и помогут предприятиям пережить отмену государственного заказа. Кроме того, власть предполагала, что налоговые платежи резидентов оффшоров устранят дефицит бюджетов регионов. Помогать СЭЗ деньгами федеральное правительство не собиралось.

Администрации налоговых «оазисов» всеми силами призывали предпринимателей открывать у них новые фирмы. В результате в СЭЗ приходило действительно много компаний. Но на деле они не переводили свой бизнес в оффшор. До 40 процентов льготников фактически находились в Москве. Большинство из них занимались строительством, торговали нефтепродуктами или работали в сфере финансовых услуг. Льготные зоны были популярным местом для регистрации холдингов и групп компаний. Кроме этого, их широко использовали для построения сложных финансовых и налоговых схем. Например, всю прибыль холдинга переводили на компанию-резидента оффшорной зоны. Реальное производство находилось за тысячи километров от нее. Его «сдавали в аренду» льготной фирме. В результате холдинг существенно экономил на платежах в бюджет.

Выход найден – «закрутить гайки»

Разумеется, правительство вскоре осознало, что работа оффшорных зон не имеет ничего общего с целями их создания. Поэтому в 1999 году оно ввело правило «70-90-70». Суть новой нормы состояла в следующем. Пользоваться льготами могли только фирмы, не меньше 90 процентов основных средств которых находились в оффшорной зоне. Также на нее должно было приходиться не менее 70 процентов основной деятельности компании. Наконец, в СЭЗ должны были постоянно проживать как минимум 70 процентов работников организации. При этом доля их зарплаты в общем фонде оплаты труда по фирме должна была составлять те же 70 процентов.

Как и следовало ожидать, компании нашли легальный способ обойти эти требования. Имущество, которое находилось за пределами оффшора, они сдавали в аренду постоянным жителям СЭЗ и зарегистрированным в них компаниям.

В итоге потери бюджета из-за использования оффшоров для минимизации налогов значительно перевешивали их пользу для экономики. Это противоречие до последнего времени оставалось нерешенным.

Льготные зоны 90-х годов

В то время существовало несколько категорий оффшоров:

1. СЭЗ Федерального уровня, которыевключали:

  • внешнеторговые зоны («Шерри-зон» около аэропорта «Шереметьево»);
  • свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт» (возле аэропорта "Внуково"), «Франко-Порт Терминал»;
  • научно-технические зоны (СЭЗ в Зеленограде со специализацией в области микроэлектроники, информатики и связи);
  • туристическо-курортные зоны («Кавказские Минеральные Воды»).
Ставки налогов в этих зонах были понижены, а таможенные процедуры упрощены.

2. СЭЗ для реализации отдельных экономических программ – «Экологическая мини-модель общества будущего» на Алтае, ПО «ЕлАЗ» в Татарстане, аэропорт «Ульяновск – Восточный».

3. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) или наукограды – территориальные образования, в которых разрабатывали и выпускали высокотехнологичное оружие (например, ядерное) и его компоненты.

4. СЭЗ оффшорного типа - территории со специальным налоговым режимом – Калмыкия, Ингушетия, СЭЗ «Алтай», ЭЭР «Алтай» и г. Барнаул в Алтайском Крае, Бурятия, города Углич и Курск. Позже «внутренние оффшоры» были организованы в Московской, Ленинградской, некоторых районах Новгородской и Калужской областей.

Компании-резиденты современных ОЭЗ смогут снизить свои общие издержки почти на 30 процентов. Только отмена административных барьеров уменьшит расходы фирм на 5-7 процентов в промышленно-производственных ОЭЗ и на 3-5 процентов - в технико-внедренческих. Так, взаимоотношения инвестора и властных структур будут строиться по принципу «одного окна». Его реализуют при помощи концентрации основных полномочий в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами.

На создание инфраструктуры ОЭЗ в бюджете 2006 года предусмотрены 8 миллиардов рублей. Государственное финансирование снизит издержки резидентов еще на 8-12 процентов. Концентрация производства позволит избежать дополнительных расходов в размере 3-7 процентов от стоимости инвестиционных проектов. Кроме этого, резиденты каждой из четырех технико-внедренческих зон получат по 100 миллионов рублей из государственного Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.

В будущем федеральное правительство намерено расширять льготы и финансирование для резидентов ОЭЗ. Разумеется, оно установит и контроль за целевым использованием денег. При этом бюджетные средства можно будет тратить только на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры оффшоров.

Скорее всего, контроль за деятельностью ОЭЗ не будет слишком жестким. Иначе их создание потеряет всякий смысл. За примером чрезмерного «закручивания гаек» далеко ходить не надо – в Белоруссии «свободные экономические зоны» существуют в течение последних десяти лет. За время своей работы они привлекли инвестиций на общую сумму всего в 159 миллионов долларов. При этом среди инвесторов нет ни одной крупной компании с мировым именем, которая могла бы создать репутацию белорусским СЭЗ.

Кто управляет ОЭЗ

В договоре о создании льготной зоны будет указан размер обязательств федерального центра, региона и муниципалитета по финансированию ее инфраструктуры, а также состав наблюдательного совета ОЭЗ. Последний и будет определять режим работы зоны. В него войдут представители:

  • Федерального агентства по управлению ОЭЗ;
  • отделений Торгово-промышленной палаты;
  • Российского союза промышленников и предпринимателей;
  • фирм-резидентов зоны;
  • муниципалитета и областной администрации.
Руководителя наблюдательного совета будут выбирать голосованием. При этом представитель резидентов зоны им стать не сможет.

Льготы туристических и портовых ОЭЗ

Резидентов туристическо-рекреационных зон планируют освобождать на пять лет от земельного и «имущественного» налогов. Также для таких фирм установят пониженную ставку ЕСН – всего 14 процентов с зарплаты до 280 тысяч рублей в год. Вдобавок регионы смогут предоставить им дополнительную 4-процентную льготу по налогу на прибыль.

Однако снижение сумм платежей в бюджет – не главное, что должно привлечь фирмы в оффшоры. Наиболее значимой помощью государства станут инвестиции в инфраструктуру отдыха – дороги, энергоснабжение и аэропорты. На статус туристических ОЭЗ претендуют прилегающая к озеру Байкал Иркутская область и Бурятия, а также Краснодарский край и Калининградская область.

Хорошие шансы стать портовыми ОЭЗ имеют Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург и Новороссийск. Наиболее вероятные кандидаты среди аэропортов – Красноярский и Домодедовский. «Портовые» резиденты смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зону стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров. Кроме этого, их освободят от акцизов на топливо и ГСМ.

Закон может быть принят в ближайшее время, но реальные работы по созданию инфраструктуры таких зон, скорее всего, начнутся не раньше 2007 года. В государственном бюджете на текущий год средства на них не предусмотрены.

Плюсы производственных и внедренческих зон

Промышленно-производственные ОЭЗ могут занимать площадь не более 20 квадратных километров, а технико-внедренческие – лишь 2. Срок существования особых экономических зон – 20 лет. Продлению он не подлежит.

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны вложить в развитие бизнеса 10 миллионов евро. При этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее миллиона евро. Для резидентов технико-внедренческих зон минимальная сумма вложений не установлена.

Для технико-внедренческих зон законодатели планируют снизить ставку ЕСН с 26 до 14 процентов. А за пользование земельными участками фирмы будут платить не больше двух процентов от их кадастровой стоимости в год.

Резидентов промышленно-производственных зон будут освобождать от местных налогов на пять лет. Кроме этого, в таких ОЭЗ можно будет применять специальный коэффициент к норме амортизации основных средств. Так компании смогут быстрее обновлять оборудование. Будет снято и 30-процентное ограничение по переносу убытков, которые фирма получила в одном налоговом периоде, на последующие.

На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны. Это значит, что иностранные товары можно размещать и использовать в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. А российские – с уплатой акцизов, но без вывозных таможенных пошлин.

Кроме этого, субъекты Федерации и муниципальные образования, на территории которых созданы ОЭЗ, вправе устанавливать дополнительные льготы для их резидентов.

Агентство по управлению ОЭЗ заявило о намерении добиться для компаний, которые будут работать в ОЭЗ, отмены большинства федеральных налогов.

Резидентов ОЭЗ уже освободили от налога на имущество на пять лет с момента их постановки на учет. В течение такого же срока им не придется платить и земельный налог. Однако надеяться на то, что для льготных зон полностью отменят единый социальный налог, не стоит – это почти нереально. Невелика и вероятность, что резидентов ОЭЗ полностью освободят от какого-либо налогообложения. Таким образом, по уровню предоставляемых налоговых льгот новые российские ОЭЗ можно считать одними из самых консервативных в мире.

В ОЭЗ строго запрещено:

  • добывать полезные ископаемые и открывать металлургическое производство;
  • перерабатывать полезные ископаемые, лом черных и цветных металлов;
  • производить и перерабатывать подакцизные товары за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты ОЭЗ, определяет Правительство при создании зоны.

Таблица

Новые российские оффшоры

Место расположения ОЭЗ

Территория зоны

Специализация ОЭЗ

Государственные

инвестиции в инфраструктуру зоны

Два земельных участка общей площадью 200 гектаров

Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, медицинской техники. Разработка и производство аналитических приборов

Около 1,5 миллиарда рублей, в том числе 50 процентов из федерального бюджета

г. Дубна, Московская область

Два земельных участка общей площадью 187,7 гектара

Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии

2,5 миллиарда рублей, из них 65 процентов – за счет федерального бюджета

Два земельных участка общей площадью более 155 гектаров

Разработка и освоение микросхем, изделий интегральной оптики, оптоэлектроники и интеллектуальных систем навигации, биоинформационных и биосенсорных технологий. Организация сквозного цикла сверхточной сборки электронных изделий и аппаратуры

Около 5 миллиардов рублей, в том числе 50 процентов из федерального бюджета

Два земельных участка общей площадью 197 гектаров

Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов

Около 1,9 миллиарда рублей, из них 70 процентов – за счет федерального бюджета

10,3 квадратных километра

Производство бытовой техники и комплектующих к ней

Около 1,8 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 42 процента

г. Елабуга, Татарстан

20 квадратных километров

Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство

1,6 миллиарда рублей, из них 49 процентов за счет федерального бюджета


Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) помимо прочих таможенных процедур (ранее называемые режимами) устанавливает процедуры «свободной таможенной зоны» и «свободного склада», порядок применения которых долженрегулироваться международными соглашениями между странами Таможенного союза.

18 июня 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали соответствующие Соглашения по вопросам свободных экономических зон и свободным складам.

С одной стороны, применение таможенных процедур свободной зоны и свободного склада, безусловно, представляют интерес для компаний, занимающихся производством продукции из иностранного сырья и комплектующих. Прежде всего, такой интерес связан с отсутствием обязанности по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию страны-участницы Таможенного союза товаров из третьих стран.

С другой стороны, использование вышеназванных процедур потребует от компаний соблюдение определенных условий, рассмотренных ниже.

Свободный склад. Данная опция предусматривает размещение и использование на складе (т.е. помещении, здании, территории, открытых площадках) иностранных товаров и товаров Таможенного союза. При этом таможенные платежи не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.

В отношении товаров, помещаемых на свободный склад, разрешено проведение различных операций, таких как: хранение, погрузочно-разгрузочные работы, упаковка, маркировка, ремонт. Наиболее привлекательным для бизнеса является возможность осуществления на свободном складе операций по переработке и изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж).

Юридическое лицо признается владельцем свободного склада после его включения таможенным органом в Реестр владельцев свободных складов в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.

К свободному складу, а также к его владельцу предъявляются специальные требования, которые также устанавливаются на уровне национальных законов.

Таможенная процедура «таможенный склад». Под данную процедуру могут помещаться как иностранные товары, так и товары Таможенного союза.

При этом иностранные товары подлежат обязательному декларированию, а товары Таможенного союза могут не декларироваться, если это установлено законодательством страны ТС, на территории которой расположен склад. Однако в отношении товаров Таможенного союза, необходимых для обеспечения деятельности склада, сделано исключение. Такие товары в любом случае не подлежат декларированию и могут свободно размещаться и использоваться на складе.

Декларантом товаров, помещаемых под процедуру свободного склада, является владелец свободного склада. Национальным законодательством в качестве декларанта могут быть установлены и иные лица.

При использовании процедуры свободного склада обеспечения уплаты таможенных платежей (депозита) не требуется. Это, безусловно, является бонусом для компаний, которые будут применять данную процедуру.

Завершение процедуры таможенного склада. После завершения операций с товарами, размещенными на складе, декларант закрывает данную процедуру путем декларирования товаров.

Выбор соответствующей таможенной процедуры для вывоза товаров со свободного склада зависит от их статуса (иностранный товар или товар Таможенного союза) и осуществленных на складе операций с товарами (переработка или операции по хранению товаров).

Поскольку наиболее интересным для бизнеса является применение свободного склада как площадки для переработки/изготовления иностранных товаров, то рассмотрим процедуру закрытия процедуры «таможенный склад» для этого случая. В отношении товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, таможенная процедура таможенного склада завершается реимпортом при условии, что такие товары признаны товарами Таможенного союза и остаются на таможенной территории ТС.

Изготовленный на свободном складе товар признается товаром Таможенного союза, если в результате операций выполняется одного из следующих условий:

произошло изменение классификационного кода на уровне любого из первых четырех знаков;

  • выполнены технологические операции, достаточные для признания товара товаром Таможенного союза (за исключение простых сборочных операций). Перечень таких операций определяется Комиссией Таможенного союза.
  • достигнут фиксированный процент добавленной стоимости (порядок использования данного условия определяется Комиссией Таможенного союза).
  • При помещении товаров под процедуру реимпорта таможенные пошлины, налоги не уплачиваются и меры нетарифного регулирования не применяются.

    В настоящее время, по информации ФТС России, для того, чтобы начать применение данной процедуры требуется разработать соответствующий регламент включения компаний в Реестр владельцев свободных складов. На сегодняшний день ФТС России занимается данным вопросом, а именно готовит проект постановления Правительства РФ по данному вопросу.

    2. Свободная таможенная зона.

    Соглашение о свободных экономических зонах предусматривает возможность создания на территории Таможенного союза различных типов зон, которых действуют льготные таможенный и налоговый режимы.

    Экономические зоны могут быть свободными, логистическими, портовыми в зависимости от их месторасположения относительно пунктов пропуска и применяемых видов транспорта.

    Свободная экономическая зона - часть территории государства Таможенного союза, на которой действует особый режим осуществления деятельности и может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

    Портовая зона - свободная зона, которая создается на части морского, речного порта, открытых для международного сообщения и захода водных судов, а также на территории международных аэропортов.

    Логистическая зона - свободная зона, которая создается на территории, прилегающей к автомобильному или железнодорожному пункту пропуска через государственную (таможенную) границу страны Таможенного союза.

    Многие вопросы функционирования зон (например, порядок создания и прекращения функционирования зон, разрешенные виды деятельности в зонах, требования к обустройству зон, регистрация резидентов зон) регулируются на уровне национальных законов стран Таможенного союза, на территории которых создаются свободные зоны.

    Таможенная процедура «свободная таможенная зона». Данная процедура предусматривает размещение и использование товаров без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

    Под процедуру свободной таможенной зоны могут помещаться как иностранные товары, так и товары Таможенного союза.На территории зоны иностранные товары могут подвергаться операциям, аналогичным при использовании процедуры свободного склада. В частности, в отношении товаров разрешена переработка, сборка, монтаж.

    При помещении товаров по процедуру свободной таможенной зоны, в обязательном порядке производится их декларирование. Исключением является ввоз товаров в портовую и логистическую зоны в целях строительства и реконструкции объектов инфраструктуры портов, аэропортов, пунктов пропуска.

    По общему правилу декларантом товаров выступает резидент экономической зоны. В некоторых случаях декларантом может быть лицо, имеющее право владения и распоряжения ввозимым товаром.

    Срок нахождения товаров под процедурой свободной таможенной зоны ограничен сроком функционирования зоны или сроком, когда лицо владеет статусом резидента зоны. В рамках данной процедуры таможенные органы могут осуществлять идентификацию товаров, а резидент обязан вести их учет помещаемых в зону товаров.

    Завершение процедуры свободной таможенной зоны. Соглашение предусматривает порядок завершения процедуры свободной таможенной зоны в случаях прекращения функционирования зоны, в случае утраты статуса резидента, а также в отношении товаров вывозимых за пределы зоны на территорию Таможенного союза.

    Завершение процедуры свободной таможенной зоны в отношении продуктов переработки, изготовленных с использованием иностранных товаров, аналогично порядку, установленному в отношении процедуры свободного склада.

    Таким образом, применение рассмотренных выше таможенных процедур, безусловно, привлекательно для бизнеса. Это связано с тем, что территория свободного склада или экономической зоны может стать площадкой для осуществления процессов сборки и переработки товаров с использованием иностранных комплектующих (сырья) с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, неприменением депозита и мер нетарифного регулирования.

    Что такое особая таможенная зона и их виды

    Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это специально обозначенная территория, в границах которой действуют льготный валютный, таможенный и налоговый режим. Свободная таможенная зона предоставляет своим резидентам определенные преференции в сфере ВЭД. Резидентами СЭЗ могут выступать только зарегистрированные участники внешнеэкономической деятельности.

    Таможенные процедуры в свободной экономической зоне обозначаются специальным кодом – 78. В отличие от обычного импорта 40, в соответствующей документации будет указываться импорт 78 и экспорт 78 соответственно.

    На данный момент в России функционируют более 30-ти особых экономических зон. Деятельность на их территории регламентируется Федеральным законом 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года.

    Особые экономические зоны подразделяются на несколько видов в зависимости от функций и экономической отрасли. В России существует четыре типа.

    Виды особых экономических зон

    Особенности, преимущества и цели свободной экономической зоны

    Основной целью создания особых экономических зон является стимулирование экономического развитие региона и государства в целом. Параллельно с этим в ОЭЗ формируются следующие факторы:

    • привлекается больше прямых иностранных инвестиций;
    • создаются новые рабочие места;
    • минимизируются затраты, связанные с таможенными пошлинами;
    • производство становится наиболее приближенным к потребителю;
    • развитие экономического потенциала региона.

    В связи с этим, формируется определенный перечень преимуществ для бизнеса в особых экономических зонах:

    • минимизируется влияние бюрократии;
    • большой рынок;
    • особый таможенный режим;
    • более доступные рынки сбыта;
    • покупка земли по льготной стоимости;
    • льготная аренда земли и помещений;
    • отсутствие таможенных пошлин, либо льготы на них;
    • много рабочей силы;
    • налоговые льготы.

    Это не полный перечень существующих льгот. В зависимости от вида деятельности и вида экономической зоны они могут отличаться.

    Таможенные льготы свободной экономической зоны

    Существует общий перечень таможенных преференций, которые действуют в ОЭЗ. Для товаров, растаможенных в ОЭЗ по процедуре ИМ 78 действуют следующие правила.

    Для иностранных товаров

    • которые ввозятся на территорию ОЭЗ — не подлежат уплате таможенные пошлины и НДС, либо осуществляется их возврат;
    • которые вывозятся с территории ОЭЗ на территорию РФ – взимаются таможенные пошлины, налоги и акцизы;
    • которые вывозятся с территории ОЭЗ за пределы РФ – ввозные пошлины не взимаются, а вывозные подлежат уплате.

    Для российских товаров

    • которые ввозятся на территорию ОЭЗ – с уплатой акциза, но без вывозных пошлин;
    • которые вывозятся с территории ОЭЗ на территорию РФ – взимаются таможенные пошлины, налоги и акцизы;
    • которые вывозятся с территории ОЭЗ за пределы РФ – ввозные пошлины не взимаются, а вывозные подлежат уплате.

    Калининградская особая экономическая зона

    Калининградская область, во многих отношениях, особая территория России. Данная территория является российским полуэксклавом, то есть территорией, отделенной от основной части государства и окруженная другими странами. В связи с этим, а также из-за прочих исторических и политических факторов, там установлена особая экономическая зона до 2045 года. Однако действие части преференций ОЭЗ истекло 1 апреля 2016.

    Калининградская область относится к туристско-рекреационной категории ОЭЗ.

    Для резидентов ОЭЗ Калининградской области установлен особый режим налогообложения и другие льготы:

    • налог на прибыль в размере 0% применяется в течение шести налоговых периодов, в последующие шесть – 50% от установленной;
    • налог на имущество организаций – 0% в течение шести лет, с седьмого по двенадцатый 50% от установленной законом ставки;
    • тарифы страховых взносов 7,6% вместо 30%;
    • льготы по земельному налогу;
    • гарантии неизменности аренды за участков течении всего срока действия договора;
    • упрощенный порядок получения земли в аренду;
    • гарантии не повышения налогов.

    Деятельность резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области регламентируется Федеральным законом № 16 от 10.01.2006 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области…».

    На территории особой экономической зоны ведется совместное предпринимательство нашего и зарубежного бизнеса. Благодаря действующим льготным, валютным, таможенным и налоговым режимам потенциал роста у данных регионов, гораздо выше, чем если бы данные преференции отсутствовали. Такой подход помогает способствовать развитию бизнеса всех величин в России.

    Подпишитесь, и ежемесячно мы будем присылать Вам только полезные и важные материалы и новости в сфере ВЭД.

    Читайте также: