Жалоба на налогового инспектора оказавшего давление на директора

Опубликовано: 23.04.2024

В рамках выездной или камеральной налоговой проверки сотрудники ФНС могут привлечь к «разговору» генерального директора организации или же его главного бухгалтера. С августа 2016 года сотрудники налоговой службы получили право проверять сведения компаний, указанные в ЕГРЮЛ, что дает им в руки несколько козырей против фирм, в той или иной мере нарушающих закон.

  • Дача пояснений или допрос?
  • Когда могут вызвать в ИФНС?
  • Номинальный директор в качестве представителя компании
  • Какую цель преследует налоговая?
  • Какие вопросы могут задавать?
  • Неприятный диалог – неприятные последствия
  • Выводы

Сегодня мы расскажем нашим клиентам по услуге «1С 8 в облаке» о том, чем отличаются понятия «дача пояснений» и «допрос» в ИНФС, кто может принять участие в этом диалоге, о чем могут спрашивать, об особенностях беседы с фискальным органом для компаний, применяющих ОСНО и о многих других нюансах этого щепетильного вопроса.

На сегодняшний день мы работаем в достаточно «скользких» условиях, когда официальные органы заинтересованы в наших ошибках, в связи с чем грамотно выстроенная линия защиты интересов компании станет хорошим подспорьем в сохранении бюджета коммерческой организации.

Дача пояснений или допрос?

Разграничим для начала эти два понятия. Дача пояснений носит относительно «мягкий» характер. ИФНС направляет уведомление генеральному директору посетить налоговую службу, чтобы задать несколько вопросов о сданной отчетности или получить объяснения по той или иной финансовой операции.

В этом случае руководитель организации может самостоятельно посетить налоговую инспекцию или делегировать эту обязанность доверенному лицу: главному бухгалтеру, юристу или же любому штатному сотруднику, располагающему сведениями о хозяйственной деятельности организации. Если по факту уведомления никто ИФНС не посетил, то на генерального директора налагается штраф в размере от 2000 до 4000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ).

Обойти стороной дачу пояснений и не платить штраф можно, следуя тексту Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. Согласно ему отказ от дачи пояснений генеральным директором, главным бухгалтером или иным доверенным лицом компании, при условии их явки по уведомлению, не является основанием для привлечения их к административной ответственности.

Нередки случаи, когда руководство компании предпочитает отделаться штрафом и не тратить свое время на общение с инспекторами, что по определению не может быть верным. Мы согласны – факт оплаченного административного штрафа является основанием считать вопрос исчерпанным. Однако инспекторы не приглашают к себе директора без веских на то причин. Следовательно, они могут прибегнуть к более серьезной мере – вызвать руководителя на допрос.

Допрос является обязательной процедурой при условии, что у генерального директора нет уважительной причины в нем не участвовать. На допрос вызывают не уведомлением, а повесткой, исходя из Письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12837. В отличие от дачи пояснений, на допросе в обязательном порядке должен присутствовать генеральный директор.

Далее неявка без уважительной причины подразумевает под собой штраф в размере 1000 рублей, а за отказ от дачи показаний во время допроса придется заплатить 3000 рублей (ст. 128 НК РФ). Важно помнить, что размер штрафа в данном случае – мера несущественная. Но отказ налоговой службы в налоговом вычете по НДС может стоить куда больших финансовых потерь.

Когда могут вызвать в ИФНС?

В подавляющем большинстве случаев «приглашения» от налоговой службы поступают в ходе выездной или камеральной налоговой проверки. Инспекторы стараются придерживаться именно этих периодов, так как при обращении в суд с исковым заявлением на проверяемую компанию ФНС имеет больше шансов выиграть дело.

Все объясняется наличием свежих доказательств виновности хозяйствующего субъекта, если таковые будут найдены. К слову скажем, что обращения в суд со стороны налоговой службы в ходе проверки – это весьма распространенная практика, о чем следует помнить руководству компании.

Номинальный директор в качестве представителя компании

В России на протяжении последних 25 лет широко применятся практика назначения так называемых номинальных директоров. Номинальным называют директора, который числится руководителем организации во всех уставных документах, имеет право подписи и де-юре является официальным представителем фирмы.

Де-факто он не имеет никаких руководящих полномочий и выполняет исключительно те обязанности и поручения, которые ему спускаются от лица, назначившего его на эту должность. В рамках налоговых мероприятий отправка номинального директора на беседу с инспекторами – далеко не лучший вариант.

Дело в том, что инспекторы будут задавать вопросы, касающиеся финансовой деятельности компании. Номинальный директор с большой долей вероятности не сможет на них ответить, так как не располагает достоверными сведениями.

В диалоге с представителями некоторых компаний нам стало известно, что ставленники нередко обращаются к консультационной помощи по телефону непосредственно в ходе диалога с инспекторами, рассчитывая получить ответы на заданные вопросы. Такое поведение приводит к однозначному выводу со стороны сотрудников налоговой службы о несостоятельности данного лица в принятии решений, а значит, это служит поводом усомниться в законопослушности организации.

Однако в российском законодательстве нет такого понятия, как номинальный директор, ввиду чего отсутствует и факт нарушения закона. Собственно, поэтому данная практика существует и по сей день. Будет ли реальный руководитель доволен результатом такой дачи пояснений или допроса в ИФНС? Полагаем, что нет.

Какую цель преследует налоговая?

Если сотрудники службы намерены беседовать с вашей организацией через ее представителя, значит, у них появились подозрения о том, что ваша фирма сотрудничает с фирмами-однодневками и/или ведет искусственный документооборот с целью уклонения от уплаты налогов. Чтобы достичь цели, инспекторы ведут диалог с генеральным директором и бухгалтером организации по отдельности, однако вопросы задают по сути те же самые.

Если показания между ними будут разниться, это может стать веским основанием продолжить или назначить новую налоговую проверку, а далее – подать в суд на эту фирму. Более того, сотрудники налоговой службы вправе привлекать к диалогу ваших контрагентов для дачи разъяснений по той или иной хозяйственной операции.

Какие вопросы могут задавать?

Для того, чтобы вывести фирму на чистую воду, сотрудники налоговой задают на первый взгляд простые вопросы, на которые с легкостью сможет ответить реальны» директор и главный бухгалтер. Вот их краткий перечень.

  1. Кем подписывались и подавались документы на регистрацию юридического лица?
  2. Где находится компания, в которой вы являетесь руководителем?
  3. Кто является основными поставщиками и покупателями компании?
  4. Как и когда вы нашли ваших контрагентов?
  5. Какие меры предпринимаются в вашей компании для проверки контрагентов?
  6. Как осуществляется продажа товара (предоставления услуг)?
  7. По какому адресу хранится товар и как доставляется покупателям?
  8. Вы сами подписываете бухгалтерскую отчетность или это делает кто-то другой?
  9. Кто в вашей компании составляет трудовые договоры?
  10. Что входит в ваши должностные обязанности?

Подготовившись к данным вопросам, генеральный директор и главный бухгалтер могут согласовать между собой ответы на них, чтобы не дать лишний повод сотрудникам ИФНС уличить вашу организацию в преступной деятельности.

Неприятный диалог – неприятные последствия

Налоговая служба не обладает полномочиями МВД, поэтому даже самые провальные переговоры не доводят ситуацию до трагичных событий. Однако сотрудники ИФНС имеют широкий инструментарий очернить репутацию фирмы донельзя.

Во-первых, о вашей недобросовестности станет известно в первую очередь компаниям, с которыми вы работаете. Им будут направлены соответствующие письма, содержание которых сводится к тому, что вы – неблагонадежная организация и недобросовестный налогоплательщик.

Для кого-то подобные уведомления – это просто «бумажки», однако, работая с вами, эти фирмы могут не получить вычеты по НДС, что уже ударит по карману и репутации. Более того, если налоговая служба сможет доказать, что директор является номинальным, его потребуют заменить.

Игнорирование требований ФНС в данном случае бесполезно – со временем об этом станет известно общественности, так как данные будут занесены в ЕГРЮЛ. Так, на ноябрь 2016 года в Реестр было внесено порядка 18000 (!) записей «о несоответствии».

Выводы

Собранный и проанализированный нами материал показывает то, насколько компании должны быть заинтересованы в благоприятном исходе общения с ФНС. Любое официальное уведомление и приглашение со стороны фискального органа не должно оставаться без внимания. Мы глубоко убеждены в том, что оплата выписанных штрафов за неявку по повестке или уведомлению о необходимости посетить налоговую службу не решает проблему, так как инспекторам ничто не препятствует пригласить вас повторно.

Отправлять человека, не смыслящего в деятельности вашей организации, – еще одна большая ошибка. Она может стоить вам не только прибыльных контрактов, но и репутации самой организации как надежного поставщика и налогоплательщика.

Грамотное составление жалобы на налоговую инспекцию – право любого уважающего себя предпринимателя или частого лица. Этот документ обозначает знание своих полномочий и несогласие с действиями или бездействием налоговый службы.

Какие формы нарушений могут быть обжалованы

Составлять такую жалобу можно в разных ситуациях, например:

  • неверное начисление налогов, ошибки в сумме или неправомерность действий в этом вопросе в целом;
  • вынесение разнообразных штрафов без права на это;
  • задержка налогового вычета более четырех месяцев (либо более одного, на этот счет до сих пор ведутся юридические споры);
  • неверные итоговые результаты налоговой инспекции или вообще их отсутствие.

Подать документ можно в любые сроки. Это касается как времени после проведения инспекции, так и до ее формального начала. Также можно его подать вообще в отсутствие инспекций по своей инициативе. Например, когда задерживаются денежные средства, положенные к выплате по закону.

Что должно быть в документе

Жалоба может быть составлена и в свободной форме, но при этом должны быть учтены все требования и нюансы, перечисленные в Федеральном законе №59-ФЗ от 2 мая 2006 года. Их довольно много. Если документ составляется самостоятельно, то есть вероятность пропустить одно или несколько обязательных нюансов.

Таким образом, для того чтобы никакие данные не были упущены и жалоба была принята, лучше воспользоваться уже готовым бланком заявления. Так поступает львиная доля обратившихся по этому вопросу.

На чье имя составлять

Документ адресуется конкретному должностному лицу, которое стоит во главе Федеральной налоговой службы, Управления по субъекту или ИФНС. Подающий жалобу может решить, какой уровень выбрать для своих целей, самостоятельно. Это четко прописано в 138 статье Налогового кодекса России. Допустимо также составить жалобу и отослать ее во все три уровня налоговой инспекции.

Если же причина обращения в неверном выставлении инкассо на счет или возврате какого-либо долга, то обращаться придется сразу в суд по административным правонарушениям. Жалобы в ФНС такого типа не рассматриваются, а направляются туда.

Если же имело место вопиющее превышение полномочий или сознательные действия налогового инспектора, которые повлекли за собой плачевные последствия (включая злостные нарушения), то обращение стоит писать сразу в прокуратуру. Для этих случаев будет неуместным общение с начальством Федеральной налоговой службы.

В какой форме подается

Жалоба может быть подана:

  • лично в руки, при очном общении;
  • через факс;
  • путем пересылки по почте или через службу доставки.

Если бумага распечатана, заполнена в бумажном виде и передана лично в руки получателю, то принимающая сторона обязана дать вам письменное подтверждение того, что этот документ к ним поступил, с печатью и подписью Федеральной налоговой службы.

Это правило очень важно, так как при обращении в судебную инстанцию такие сведения будут иметь силу и позволят доказать факт передачи жалобы служащему.

Также существует электронная форма подачи этого документа. Для этого нужно пройти регистрацию на сайте ФНС, внеся свои данные, и заполнить соответствующие поля в выпадающей форме. Тогда чиновник обязан оперативно рассмотреть жалобу и предоставить ответ по поводу происшедшего инцидента.

Составные части жалобы

В правом верхнем углу указывается два основных момента:

  • Контактные данные и точное наименование получающего органа, включая местоположение. ФНС, ИФНС или Управления субъекта.
  • Наименование лица или организации, которое жалобу составило. Это может быть ИП, организация или частное лицо. По желанию допустимо указание адреса, контактного телефона, факса и другой информации.


После контактов, в середине листа, располагается название самого документа «Жалоба на». Текст, следующий за этим, должен кратко и четко объяснять положение дел.

Рекомендации по заполнению описательной части

Описывать можно как какие-либо действия сотрудников, так и бездействие налогового органа в целом. Например, часто встречаются ситуации, когда заявление на налоговый вычет было подано по всем правилам, а денежные средства на счет не начислены. Это именно тот случай, когда требуется жалоба. Также желательно при обращении упомянуть:

  • номер и дату акта или иного документа, обжалование которого обсуждается;
  • аргументы в свою защиту;
  • ссылки на соответствующие случаю законы;
  • бумаги, имеющие юридическую силу, которые подтверждают описанные обстоятельства.

Самое главное требование – избегать субъективности и голословности.

В бланке предусмотрены две части документа. Одна описывает сложившуюся ситуацию, вторая – предлагает способ выхода из нее. Причем информация поставляется в виде просьбы. Она может формулироваться как:

  • разобраться в ситуации;
  • отменить какое-либо принятое решение;
  • начислять денежные средства;
  • изменить часть принятого документа;
  • принять новое решение по обжалуемому делу и пр.


Завершают бумагу перечень приложений (их копии должны сопровождать жалобу), подпись с расшифровкой и дата подачи.

Время рассмотрения

Срок, в который должна быть официально зарегистрирована жалоба, по закону – три рабочих дня. А какие-либо действия (ответ) при обращении заявитель вправе получить максимум через месяц после обращения.

В противном случае сотрудник налоговой службы вправе уведомить о продлении срока. Но такая отсрочка не должна превышать одного месяца и дается один раз.

Если ФНС действует по-другому, то это – основание для обращения в судебные инстанции.

Возможные ошибки

При описании ситуации в свободной форме нужно максимально исключить эмоциональный фактор. Излагать в жалобе на налоговую инспекцию нужно только факты, документально подтвержденные и юридически обоснованные. Только в этом случае есть возможность добиться правомерного урегулирования ситуации.

Артур Дулкарнаев

А что вообще может случиться?

Налоговая проводит выездные и камеральные проверки. При выездных приезжают в офис, просматривают отчетность, разговаривают с сотрудниками, осматривают помещение. Иногда приглашают в инспекцию, если, например, ИП работает дома. Камеральная проверка проходит в налоговой.

По результатам проверок инспекторы могут доначислить налоги или пени за просрочку, взыскать штраф. Это законно, но можно попробовать оспорить, если предприниматель считает, что прав. Еще инспекторы могут ошибиться не только на проверке — например, начислить налог, хотя предприниматель его уже заплатил. Или, например, нарушить процедуру проверки.

Можно ли сразу подать в суд, а не обращаться в налоговую?

Пункт 2 статьи 138 НК — об обязательном досудебном порядке обжалования

Жаловаться в налоговую — чаще всего формальность. Если налоговая начислила штраф, вряд ли она же отменит это решение. Например, в 2017 году налоговая одобрила только 13% жалоб. Но сразу пойти в суд нельзя — нужно сначала попробовать решить проблему в досудебном порядке. Этого требует закон. Если пойти в суд в обход налоговой, то арбитражный суд вернет ИП заявление обратно.

С чего начинаем?

Первый вариант — письменные возражения. Их нужно подать в ту инспекцию, которая проводила проверку.

Вообще проверка проходит так:

    Налоговая изучает работу и документы предпринимателя. Выездная проверка длится до двух месяцев, но ее могут продлить до четырех или даже полугода — если нужно проверить много документов или ИП не успел их все принести. Камеральная длится три месяца;

Пункт 3 статьи 100 НК — что должно быть в акте проверки

  • В последний день ИП получает справку о проведенной проверке. С этого дня инспектор начинает готовить акт с результатами. При выездной проверке на это уходит два месяца, при камеральной — 10 дней. Затем инспекция выдает акт с результатами проверки. В нем — факты нарушения законов, информация о том, что делала налоговая при проверке, предложения, как устранить нарушения. С момента получения есть месяц, чтобы подать письменные возражения;
  • Если возражений не было, налоговая готовит решение, например, привлечь ИП Починкова к ответственности за неуплату налогов. Решение инспекция отдает в течение пяти дней.
  • Затем решение вступает в силу. Это происходит через месяц после того, как инспектор вручил решение предпринимателю.
  • Что делать, если не успел подать возражения?

    Если ИП или компания не успели подать возражения, налоговая выносит решение. Пока оно не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу. Если она сработает, не придется платить штрафы или доплачивать налоги.

    На апелляционную жалобу есть месяц после решения. Если предприниматель уже писал возражения, то можно взять их за основу для апелляции.

    Есть такой момент: жалобу подают в вышестоящую налоговую, но через ту инспекцию, на которую жалуется предприниматель. Для территориальных и межрайонных инспекций вышестоящая — управление ФНС по субъекту. Например, если проверку проводила инспекция ФНС России № 7 по Москве, то нужно отнести жалобу туда же, но указать, что она подается в УФНС по Москве.

    Выглядит это вот так:

    Я и апелляцию пропустил. Всё пропало?

    Если предприниматель не успел подать апелляционную жалобу — можно подать обычную. На это есть год. Правда, решение все равно придется выполнить: если выписали штраф, нужно его сначала заплатить, а уже потом оспаривать.

    Жалобу можно написать от руки, напечатать на компьютере или подать через сайт налоговой. На форумах говорят, что через сайт — самый надежный способ, но на практике без разницы. Налоговая будет рассматривать жалобу 30 дней.

    Сервис «Узнать о жалобе» на сайте налоговой

    Чтобы узнать, как дела с жалобой, можно позвонить в ту налоговую, куда ее подавали, назвать ИНН и дату подачи, и узнать статус. Или посмотреть в сервисе «Узнать о жалобе».


    Налоговики иногда «перегибают палку» в подозрениях по поводу получения необоснованной налоговой выгоды. Вооружившись доказательствами законности и реальности операций, компании отстаивают свою правоту в суде.

    Но иногда уровень вседозволенности сотрудников фискальной службы зашкаливает все возможные пределы. И даже не на проверках, когда начинают шерстить все и вся, а на стадии регистрации…

    Письмо читательницы блога:

    «Хотелось бы обратить внимание на Архангельскую налоговую инспекцию, где сложилась практика ужасающего по своей наглости обращения с предпринимателями.

    При регистрации вновь созданного ООО документы необходимо получать у начальника инспекции (или отдела). При этом, начинается допрос на повышенных тонах о том, кто у «свежеоткрытого» ООО контрагенты, кто надоумил открыть фирму, так и заявляют: «Вы же создали ООО, чтобы не платить налоги?»

    Маразм? Или вседозволенность, доходящая до бреда? Кто дал налоговой власти оскорблять, высказывать всякие домыслы, обвинять, в конце концов, людей, которые решились на самостоятельную работу, но еще даже не начали воплощать свои планы развития? Как себя вести в данной ситуации – совершенно неожиданной и возмутительной?»

    Безусловно, не все налоговики такие озлобленные и дотошные. Но, все же… Как вести себя в такой ситуации: проглотить все, развернуться и уйти, «поджав хвост», ведь этот грубиян из налоговой может оказаться еще и злопамятным… Или дать достойный отпор: указать на невежество с его стороны и намекнуть на последствия?

    Например, в Письме ФНС России от 14 июня 2016 года №ОА-4-17/10527 указано, что сотрудники налоговой службы обязаны проявлять вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность и объективность. По всей вероятности, не все налоговики на местах знают об этом распоряжении руководства, либо попросту не хотят применять на деле и улучшать качество обслуживания граждан.

    Итак, можно ли остановить налоговое хамство? Существуют ли соответствующие наказания для нахальных налоговиков?

    Фото

    Владимир Туров

    Руководитель юридической компании «Туров и партнеры», ведущий специалист в области налогообложения:

      В такой ситуации нужно:
      1. Полностью понять, что эти действия являются злом;
      2. Научиться воспринимать зло таким, какое оно есть, постараться не расстраиваться;
      3. Научиться давать отпор;
      4. Начать писать на эту гражданку, не на налоговую, а на нее лично доклады уведомлений. Не жалобы, жалобы как-то звучит плохо. Мы на хамов не в обиде. Мы не расстраиваемся из-за хамов, чтобы искать защиты у ее начальства от ее хамства.

      Доклад – это письменное сообщение кому-либо о чем-либо. Нашим докладом мы уведомляем ее начальников, что она хамит, нарушая НК РФ и Приказ ФНС, которым утвержден регламент по работе с налогоплательщиками. В докладе надо писать только голые факты. Не допускайте эмоций, оценок, обесценок: только факты и просьба сделать так, чтобы она работала в народном хозяйстве, а не в налоговой. Пусть ее начальники сами делают выводы. А в народном хозяйстве, если она хоть один раз так нахамит клиенту коммерческой организации, ее тут же вышвырнут с работы. Пусть ее жизнь учит, а вы пишите на нее доклады уведомлений.

      Фото

      Максим Заглядкин

      Юрист департамента защиты бизнеса «Туров и партнеры»:

        Если налоговики чтят и уважают Налоговый кодекс РФ, что они обязаны делать, то можете показать им замечательную статью 33 НК РФ, а именно пункт 3. Цитирую: «Должностные лица налоговых органов обязаны: 3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство;

    1. Также можно напомнить и про Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих ФНС, в котором зафиксировано, как себя должны вести, выглядеть и общаться с налогоплательщиком сотрудники налоговых органов.

    Кристина Шперлик

    Предприниматель может обжаловать решения налоговых органов, если он считает, что они нарушают его права. Рассказываем о том, как это можно сделать, какие документы и в какие сроки подать, на какие нюансы обратить внимание.

    Обжалование в вышестоящем налоговом органе или в суде решения инспекции, которое не устраивает налогоплательщика, предусмотрено ст. 138 НК РФ. При этом сразу обжаловать решение в суде, то есть обратиться туда напрямую, заявитель не может — у него просто е примут заявление. Решения налоговой или ее должностных лиц можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или в том же органе, который вынес налоговый акт.

    В вышестоящем налоговом органе можно обжаловать любые документы, которые подписаны начальником или заместителем начальника налогового органа.

    Можно обжаловать в том же налоговом органе, который вынес налоговый акт, документы, подписанные другими сотрудниками налогового органа, — например, инспектором или начальником отдела.

    Порядок обжалования решения налоговой может включать от одного до трех этапов.

    Составление возражения на претензии, содержащиеся в акте налоговой проверки

    Датой получения акта считается дата, которую налогоплательщик сам указал при его получении, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться. Если акт был направлен по почте, то датой его вручения считается 6-й день с даты отправки ИФНС заказного письма.

    В возражениях нужно указать номер и дату акта проверки и максимально подробно изложить, почему налогоплательщик не согласен с актом в целом или с его отдельными положениями, и по возможности подтвердить свои аргументы документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию. Также в перечне приложений надо указывать каждый прикрепляемый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.

    Налогоплательщику сообщают, где и когда будут рассматриваться акт проверки и возражения — он может присутствовать, давать устные пояснения и представлять подтверждающие документы. При этом аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).

    Как правило, по итогам рассмотрения акта и возражений принимается одно из следующих решений:

    • о привлечении налогоплательщика к ответственности;
    • об отказе от привлечения ответственности;
    • о проведении дополнительного контроля.

    Решения о привлечении к ответственности и об отказе можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде. А результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

    Образец возражения на акт налоговой проверки можно скачать в Информации ФНС «Подача возражений на акты налоговых проверок».

    Что должен сделать руководитель налогового органа перед рассмотрением материалов налоговой проверки согласно п. 3 ст. 101 НК РФ:

    • объявить, кто занимается делом, материалы какой налоговой проверки будут рассматриваться;
    • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;
    • при необходимости проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
    • разъяснить тем, кто задействован в процедуре, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);
    • вынести решение об отложении рассмотрения материалов, если лицо, участие которого важно, не явилось.

    Если налоговый орган не отклонил претензии, его решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе и позже в суде.

    Как подавать возражения:

    • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
    • по почте;
    • лично или через представителя.

    В налоговый орган, составивший акт. Но для этого вам понадобятся номер, адрес и реквизиты этой налоговой. Необходимые реквизиты можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

    Подача жалобы или апелляционной жалобы

    Апелляционная жалоба подается в том случае, если решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение еще не вступило в силу. Сроки подачи — в течение 10 дней с того момента, как получено решение налоговой. По окончании этого срока оно вступает в силу (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

    Жалобу можно подать в письменном или электронном виде, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Она должна быть подписана руководителем или представителем. Если она подается уполномоченными представителями налогоплательщика, вместе с жалобой нужно представить доверенность.

    Представлять интересы налогоплательщика без доверенности могут только законные представители организации (генеральный директор, руководитель, председатель) или физического лица (родители, опекуны, попечители).

    Уполномоченный представитель налогоплательщика (физлицо или юрлицо) может представлять интересы налогоплательщика на основании доверенности (ст. 185-189 ГК РФ). Чтобы представлять интересы ИП, нужно нотариально удостоверить доверенность (п. 3 ст. 29 НК РФ).

    Есть решения, которые нельзя обжаловать в апелляционном порядке, а только в судебном. Речь идет о решениях, вынесенных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Информация, которую необходимо включить в жалобу и апелляционную жалобу

    Эта информация указана в ст. 139.2 НК РФ:

    • ФИО и адрес заявителя или наименование и адрес организации-заявителя;
    • обжалуемый акт, действия или бездействие его должностных лиц;
    • наименование налогового органа, действия которого обжалуются;
    • основания, по которым нарушены права заявителя;
    • требования лица, подающего жалобу;
    • способ получения решения по жалобе: на бумаге, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.

    Кроме того, допустимо внесение в жалобу дополнительных обстоятельств, которые могут смягчить или исключить ответственность налогоплательщика. Также в жалобе могут быть указаны другие необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т.д.

    Срок принятия решения по жалобе — в течение месяца после подачи (п. 6 ст. 140 НК РФ), однако он может быть продлен еще на 15 дней, если так решит руководитель или заместитель руководителя налогового органа.

    Еще в течение трех рабочих дней налогоплательщику сообщат о принятом решении. Со дня принятия решения по апелляционной жалобе решение налогового органа по результатам проверки вступает в силу.

    Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который выносил решение. Он должен передать жалобу в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х дней. Пока жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, начисленные платежи не взыскиваются.

    Вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в общем порядке в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

    Если вы пропустили срок подачи жалобы по уважительной причине, его можно восстановить, подав ходатайство в налоговый орган.

    Зачем нужно подавать жалобу

    • чтобы впоследствии вашу заявку рассмотрел суд;
    • это бесплатно;
    • это несложно и не требует помощи юристов;
    • вам не нужно присутствовать на рассмотрении жалобы;
    • если в обжаловании отказано, можно понять, почему это произошло, и более тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде;
    • если решение налоговых органов или должностных лиц в вышестоящем налоговом органе удалось обжаловать, оно будет приостановлено.

    Как составить жалобу

    Жалобу можно подать и на решение налогового органа в целом, и на отдельные его части. В жалобе должны быть указаны причины, по которым вы не согласны с решением налоговой, и изложено ваше требование — о полной или частичной отмене решения, проведении дополнительной проверки или изменении решения, иначе ее не примут.

    Образец жалобы можно скачать на сайте ФНС.

    Подача иска в суд

    Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа или вышестоящий налоговый орган не рассмотрел жалобу в установленный срок, можно подать иск в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Для этого нужно уплатить пошлину в размере 3000 руб. (ст. 333.21 НК РФ).

    Информацию, которую нужно указать в иске

    • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
    • для организаций — наименование истца, место нахождения; для ИП — место госрегистрации, номер телефона и e-mail;
    • наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт и вышестоящего налогового органа;
    • название, номер и дата принятия оспариваемого акта;
    • цену иска (если иск подлежит оценке);
    • какие права заявителя были нарушены;
    • ссылки на законы и нормативные правовые акты, которым не соответствует решение налогового органа;
    • требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) должностных лиц незаконными.

    Что приложить к заявлению

    • копию свидетельства о регистрации организации;
    • обжалуемый акт;
    • документы, на которые ссылается налогоплательщик;
    • документы о направлении заявления в налоговые органы;
    • доверенность представителя;
    • документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка;
    • подтверждение оплаты госпошлины.

    Срок рассмотрения заявлений — 3 месяца, но он может быть продлен по решению председателя суда до 6-ти месяцев.

    Физлица обжалуют решения налоговых органов в суде общей юрисдикции, а ИП и организации — в арбитражном суде по правилам АПК РФ.

    Если арбитражный суд отказался удовлетворить заявление, решение суда можно обжаловать в апелляционной и кассационной инстанциях.

    На что нужно обратить внимание налогоплательщику:

    • Важно активно и последовательно отстаивать свои интересы в ходе проверки, так как это поможет отстоять позицию в суде.
    • Возражения на акт налоговой проверки составляются в течение 2-х месяцев после окончания выездной проверки и 10 дней после окончания камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
    • Подать возражения можно в течение месяца (п. 6 ст. 100 НК РФ), начиная с момента получения акта. Реальной датой считается дата, когда налогоплательщик подписал документ, поэтому нужно следить, чтобы в акте была проставлена реальная дата вручения, а не более раннее число, иначе срок подачи возражений может сократиться.
    • Если документы подаются по почте, нужно учитывать время почтового отправления, чтобы успеть в срок.
    • К возражению нужно прикладывать копии подтверждающих документов и указывать в перечне приложений каждый документ, чтобы исключить споры о составе заявки.
    • Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля сами могут быть предметом для подачи возражений (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).
    • В возражениях налогоплательщик должен максимально подробно описывать, почему он не согласен с актом, и по возможности подтверждать это документально. Впоследствии, при подаче иска в суд, это будет доказательством того, что налогоплательщик достаточно активно отстаивал свою позицию.
    • Пока результаты налоговой проверки рассматриваются, налогоплательщик может предоставить руководителю налогового органа устное несогласие с результатами проверки и дополнительные документы. Аргументы налогоплательщика должны быть указаны в протоколе, который ведется при рассмотрении (п. 4 ст. 101 НК РФ).
    • Когда руководитель налогового органа вынес по результатам проверки решение о привлечении к налоговой ответственности, можно обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе. Это обязательный этап (п. 2 ст. 138 НК РФ), без которого нельзя впоследствии подать заявление в арбитражный суд.
    • Если решение налогового органа еще не вступило в силу, нужно подать апелляционную жалобу в тот же орган, который вынес решение, в течение одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). В этом налоговом органе находятся все материалы налоговой проверки, и после получения жалобы чиновники самостоятельно направят жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
    • Как и возражения, апелляционную жалобу можно подать лично, в электронном виде или через личный кабинет налогоплательщика.
    • Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляции, он может обжаловать решение налогового органа, которое уже вступило в силу, с помощью обычной жалобы (п. 2 ст. 139 НК РФ) в течение года после принятия решения.
    • Пропущенный срок можно восстановить перед вышестоящим налоговым органом, подав ходатайство с указанием уважительных причин. Решение о том, восстановить срок обжалования или нет, принимает вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 139 НК РФ).
    • Налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ).

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Читайте также: