Земли духовных и светских феодалов население которых освобождалось от государственных налогов

Опубликовано: 21.09.2024

Сайт является сборником научных статей и книг по истории Московского государства в XV-XVII веках.

Под понятием белой слободы подразумевают поселения особого типа. Были характерны для Российского государства XVI–XVII века. Располагались на территориях, принадлежавших светским феодалам или духовным лицам. Слово «слобода» в Российском государстве эпохи Средних веков означало свободу – в этом случае подразумевалась свобода от уплаты налогов и податей в обмен на защиту земельного надела от возможных набегов грабителей или мародеров.

Почему появились

Хотя повсеместное распространение белых земель как поселений приходится на XVI век, само это понятие как поселений, освобожденных от налогов, впервые появилось в X–XI веках. Они возникли в окрестностях ново образовавших городов или крепостей, которые нуждались в защите от неприятеля. Население этих небольших территорий должно было отвечать за безопасность крепостей – в обмен на это его жители освобождались от уплаты повинностей. Постепенно слободы стали появляться и в окрестностях городов, нуждавшихся в организации обороны. Белые слободы появились в XVI веке и были введены царем Федором Иоанновичем в 1591 году. Царь закрепил за этим понятием поселения, расположенные на землях помещиков, представителей духовенства и ново обретенных территориях.

Население белых слобод

Население белых земель проживало на наделах, принадлежащих светским, церковным феодалам и на новых землях. Среди жителей были самые разнообразные люди – служивые, выполнявшие военные обязанности, вольнолюбивые казаки, чьи умения были важны для защиты поселений от набегов неприятеля. В основном это были люди тех же профессий, что в черных землях – ремесленники, купцы, монастырские слуги и другие.

Привилегии

Главной отличительной особенностью беломестцев была свобода от уплаты государственного тягла, то есть повинностей и податей. Подразумевалось, что беломестцы в обмен будут защищать территории и обеспечивать безопасность.

Отличие белых и черных слобод

Белые слободы располагались на землях феодалов и духовных лиц, фактически они принадлежали помещикам. Население черных земель было более независимым. Зато беломестцы были освобождены от уплаты государственных повинностей – это главная характеристика и отличие от черноместцев, вынужденных нести государственное тягло.

Недостатки

Освобождение от уплаты налогов казалось привлекательным многим жителям Российского государства. Многие посадские, ремесленники, купцы из черных слобод стали перебираться на белые. Население последних стало стремительно пополняться, а приток налогов в государственную казни резко упал. Государство увеличило повинности, которые вынуждены были платить оставшиеся жители посада и черных слобод. Это вызвало бурное недовольство среди населения посадов. К белых свободам они относились в целом негативно как на причину роста возложенного на них налогового бремени. Недовольство нередко перерастало в массовые волнения.

Ликвидация

В этой связи, с 1600-х годов начинается политика по сокращению общего числа беломестцев. В 1612 году выработали критерии, определявшие бело слободского жителя – необходимо было иметь посадское происхождение и заниматься торговой деятельностью на постоянно основе. Таким образом, любой желающий не мог перейти в белое поселение. Власти повелели Сыскому приказу искать всех сбежавших в слободы посадских и возвращать их «в тягло». Этих мер оказалось недостаточно, а население продолжало выказывать недовольство высокими налогами. Непосильные подати стали причиной соляного бунта в 1648 году. Восстание было настолько сильным, что побудило царя Алексея Михайловича и его приближенных провести коренные реформы в налоговой системе. В 1649 году состоялся созыв Земского собора, принявший Соборное Уложение. Документ окончательно решил вопрос о территориях, освобождённых от налогов – он ликвидировал разницу между беломестцами и всем остальным посадом. Государственное тягло отныне должны были нести все жители посада без исключения.

Итоги

После 1649 года стерлись различия между посадскими людьми и беломестцами. Отныне все население посадов становилось тягловым, то есть превращалось в налогоплательщиков.

(ОБЕЛЕННЫЕ, или ОБЕЛЬНЫЕ) - в Русском государстве XVI-XVII вв - земли светских и духовных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государственных налогов. Б.э чаще всего были помещичьими. По закону, изданному около 1591 г., "обелялась" пашня тех помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII в. - с введением двора в качестве единицы обложения - от обложения полностью освобождалась уже всякая барская запашка. В городах, в особых слободах на Б.з. Светских и церковных феодалов жили зависимые от них люди, в т. Ч. Бывшие посадские люди, занимавшиеся ремеслом и торговлей, и (тж в особых слободах) служилые люди по прибору (беломестиые казаки, драгуны и т.д.). После Московского восстания 1648 г.

Правительство удовлетворило требование посадских людей - частновладельческие "белые слободы" были конфискованы, а их население приписано к посадам.

(обелённые, или обельные) в Русском государстве 16—17 вв. Земли светских и духовных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государственных налогов. Б. З. Чаще всего были помещичьими. По закону, изданному около 1591, «обелялась» пашня тех помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В 17 в. С введением двора в качестве единицы обложения от обложения полностью освобождалась уже всякая барская запашка. В городах, в особых слободах на Б. З. Светских и церковны..

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ - земли феодалов в сельской местности и городах России 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.. ..

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ, земли феодалов в сельской местности и городах Русского государства 14-17 вв., освобождённые частично или полностью от государственных налогов.Источник. Энциклопедия "Отечество"(обеленные, или обельные), в Русском государстве XVI- XVII вв. Земли светских и духовных владельцев, население которых освобождалось от повинностей и уплаты государственных налогов. Белые земли были собственно барской запашкой. На белых землях жили помещики, служилые люди по прибору (беломестные казаки, драгун..

- в Русском государстве в XV1-XVI1 вв. - население, жившее на "белых землях" (белых местах - в городах) и освобожденное от государственных налогов и повинностей.. ..

- служащие, чиновники, работники аппарата управления, менеджеры, инженерно-технические работники, работники умственного труда, входящие в состав так называемого "непроизводственного персонала" предприятий, организаций, фирм. В индустриально развитых странах белые воротнички составляют основную массу работников, превосходящую по количеству производственных рабочих(синие воротнички). ..

(англ white knight) (сленг.) - лицо или фирма, которые делают компании желательное предложение о поглощении на более выгодных условиях вместо неприемлемого и нежелательного предложения, поступившего от другого лица - черного рыцаря Компания сама может пытаться найти себе подходящего "белого рыцаря", в надежде получить от него привлекательные условия. ..

(англ white elephant) (сленг.) - на бирже. Сделка, при которой расходы заведомо превышают потенциально возможную прибыль, своего рода убыточная сделка Сделка "белый слон" производится для сбивания рыночной цены, при необходимости срочного сбыта товара, а тж. В других аналогичных ситуациях, связанных с определенной стратегией спекулятивной игры на бирже, ценовой политикой торговой фирмы или с чрезвычайными обстоятельствами, требующими немедленного заключения сделки на любых, пусть даже невыгодных..

— земли феодалов а сельской местности и городах России XIV—XVH вв., частично освобожденные от госналогов.. ..

(обеленные, или обельные) - в Рус. Гос-ве 16-17 вв. Земли светских и духовных феодалов, население к-рых освобождалось от повинностей и уплаты гос. Налогов Б. З. Были собственно барской запашкой. На Б. З. Жили феодалы, служилые люди по прибору (беломестные казаки, драгуны, пахотные солдаты и т. Д.), составлявшие целые слободы в городах (т. Н. Белые или беломестные слободы). Ок. 1591 был издан закон, по к-рому "обелялась" пашня тех помещиков, к-рые лично несли воен. Службу и жили в своих поместьях..

Смотреть что такое БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ в других словарях:

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

(обелённые, или обельные) в Русском государстве 16—17 вв. земли светских и духовных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государс. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ (обелённые, или обельные), в Рус. гос-ве 16-17 вв. земли светских и духовных феодалов, население к-рых освобождалось от уплаты гос. налог. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ, земли феодалов в сельской местности и городах Русского государства 14-17 вв., освобождённые частично или полностью от государственных нал. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

(обеленные, или обельные) - в Рус. гос-ве 16-17 вв. земли светских и духовных феодалов, население к-рых освобождалось от повинностей и уплаты гос. нало. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

в Русском государстве XVI-XVII вв. земли светских и духовных владельцев, население которых освобождалось от повинностей и уплаты государственных налогов. Белые земли были собственно барской запашкой. На белых землях жили помещики, служилые люди по прибору (беломестные казаки, драгуны, пахотные солдаты и т.д.), составлявшие целые слободы в городах (т.н. белые, или беломестные, слободы). Ок. 1591 был издан закон, по которому "обелялась" пашня тех помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII в., с введением "живущей четверти", а затем двора в качестве единицы обложения, барская запашка полностью освобождалась от обложения. Посадские люди протестовали против того, что население "белых слобод" в городах, занимавшееся ремеслом и торговлей, было освобождено от несения посадского тягла. Эти протесты особенно усилились с сер. XVI в. Правительство удовлетворило требование посадских людей: по 19-й гл. Соборного уложения 1649 "белые слободы" были конфискованы и приписаны к посадам, а их население должно было платить налоги и отбывать все повинности посадских людей. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

(ОБЕЛЕННЫЕ, или ОБЕЛЬНЫЕ) - в Русском государстве XVI-XVII вв - земли светских и духовных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государственных налогов. Б.э чаще всего были помещичьими. По закону, изданному около 1591 г., "обелялась" пашня тех помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII в. - с введением двора в качестве единицы обложения - от обложения полностью освобождалась уже всякая барская запашка. В городах, в особых слободах на Б.з. светских и церковных феодалов жили зависимые от них люди, в т. ч. бывшие посадские люди, занимавшиеся ремеслом и торговлей, и (т.ж. в особых слободах) служилые люди по прибору (беломестные казаки, драгуны и т.д.). После Московского восстания 1648 г. правительство удовлетворило требование посадских людей - частновладельческие "белые слободы" были конфискованы, а их население приписано к посадам.
. смотреть

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ, земли феодалов в сельской местности и городах России 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ , земли феодалов в сельской местности и городах России 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

земли феодалов в сельской местности и городах Русского государства 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

земли феодалов в сельской местности и городах Русского государства 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ, земли феодалов в сельской местности и городах России 14-17 вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

- земли феодалов в сельской местности и городах России 14-17вв., освобожденные частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

земли феодалов а сельской местности и городах России XIV—XVH вв., частично освобожденные от госналогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ ИЛИ БЕЛОМЕСТЦЫ

обитатели владений бояр и монастырей, которые освобождались от тягла (уплата налогов государству).

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ (ОБЕЛЕННЫЕ ИЛИ ОБЕЛЬНЫЕ)

в Русском государстве XVI-XVII вв земли светских и духовных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государственных налогов. Б.э чаще всего были помещичьими. По закону, изданному около 1591 г., *обелялась* пашня тех помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В XVII в. с введением двора в качестве единицы обложения от обложения полностью освобождалась уже всякая барская запашка. В городах, в особых слободах на Б.з. светских и церковных феодалов жили зависимые от них люди, в т. ч. бывшие посадские люди, занимавшиеся ремеслом и торговлей, и (т.ж. в особых слободах) служилые люди по прибору (беломестные казаки, драгуны и т.д.). После Московского восстания 1648 г. правительство удовлетворило требование посадских людей частновладельческие *белые слободы* были конфискованы, а их население приписано к посадам. смотреть

Родная слобода

Немного истории.
Значение слова Слобода в историческом словаре:
1) Слобода — название различных поселений в Русском государстве XI—XVII вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Известны Слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, в городах — Слободы ремесленников.

2) Слобода — название различных поселений в Русском государстве XI - XVII вв., население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну. Известны слободы стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, слободы (кварталы и цеха) ремесленников в городах. Не несли государственного тягла принадлежавшие феодалам городские слободы, которые назывались "белыми" (в отличие от "черных" слобод, жители которых не были "обелены" от государственных повинностей). Соборным уложением 1649 г. "белые" слободы были ликвидированы.

3) Слобода - в 12 - 1-й половине 16 вв. отдельные поселения или группа поселений, в т. ч. около города -крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название "С." - свобода ). В 16 в. формируются С. служилых людей ( стрельцы , пушкари и т. п.), ямщиков и казенных ремесленников, а также иностранцев (см. Иноземные слободы ). В 1-й половине 18 в. превратились в обычные села или поселения городского типа.

4) В 19-20 вв. название "Слобода" получали иногда пригородные промышленные поселки.

Родная слобода

Из ВИкипедии.
Слобода́ (Слобожа) — вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины: на момент его основания жители имели освобождение («свободу») от местных феодалов (бояр) и находились на службе у государства, то есть были государевыми людьми.

Слободой обычно назывался посад, жители которого занимались государственной службой (обеспечивали жизнедеятельность Русского государства) по тем или иным направлениям и именовались по их приказам или основным специалистам (чинам): ямская, торговая, кузнецкая, гончарная, пушкарская, стрелецкая, сокольничья, солдатская, матросская слободы и так далее; Слободы и дворцовые сёла, на Руси, составляли особые округа которыми руководили Дворцовые воеводы (самая большая должность). В начале XX века слободой обычно называлось большое село, имевшее более одной церкви и ярмарку, или промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пахали[1].

Первые упоминания о слободах относятся к X — XI вв., более широкое распространение получили с XII века. Слобода́ , в тот период времени часть торгово-промышленной части города, посада, ранее подола, делилась на сотни[2]. В слободе жили слободские люди. В XII — первой половине XVI вв. слобода — это отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от местных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода, то есть «свободное поселение»). Освобождение от государственных или феодальных повинностей, как правило, не было полным. Характер льгот менялся и зависел от времени и места. Первоначально жители поселений освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений были новыми осваиваемыми землями, в первую очередь, слободскими казаками[3], и освобождение от податей было для них стимуляцией.

В первой половине XVIII века эти льготы были отменены, и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. К 1900 г., по определению ЭСБЕ[4], слободой называлось «большое село, где более одной церкви, торг или ярмарка или волостное правление», а также «промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут».

В слободе имелись органы самоуправления — слободской сход, слободской староста. В городских слободах имелись братские дворы со съезжей избой, где располагались органы слободского самоуправления.

Слободы в городах.
В городах до XVIII века слобода — это небольшой городской район со своим самоуправлением. В Москве слободы делились на дворцовые и казённые, чёрные, владычные, иноземческие и военные; в XVII веке слобод и сотен там насчитывалось 116 штук. В Кремле слобод не было, в Китай-городе была только одна патриаршья Певческая слобода. В Замоскворечье было сосредоточено так много военных, что его все называли Стрелецкой слободой.

Найдено определений: 6 посадский
посадский

1. прил. к посад (в 1 знач.).

Посадские люди (ремесленно-торговое население городов в древней Руси).

Давно Москва не видала такой вьюги: снежные вихри сокрушительным потоком неслись по кривым посадским улочкам. Костылев, Иван Грозный.

2. в знач. сущ. поса́дский, -ого, м. Житель посада.

Стрельцы разошлись по слободам, посадские - по посадам. И все пошло по-старому. А. Н. Толстой, Петр Первый.

После нового Уложения царя Алексея Михайловича, которое --- по рукам и ногам связало посадских, на Дон стало бежать больше народу. Злобин, Степан Разин.

белые земли
белые земли

Бе́лые зе́мли - частновладельческие земли в сельской местности и городах Русского государства XIV-XVII вв., освобождённые частично или полностью от государственных налогов.

БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ - БЕ́ЛЫЕ ЗЕ́МЛИ (обеленные, или обельные), в Русском государстве 16-17 веков земли светских и духовных феодалов, население которых освобождалось от уплаты государственных налогов.

Основной массив белых земель составляли владения помещиков (см. ПОМЕЩИКИ). По закону, изданному около 1591, «обелялась» пашня тех помещиков, которые лично несли военную службу и жили в своих поместьях. В 17 веке с введением двора в качестве единицы обложения от обложения полностью освобождалась всякая помещичья пахотная земля. В городах на землях светских и церковных феодалов строились частновладельческие белые слободы, на которых били зависимые от землевладельца люди, в том числе бывшие посадские люди (см. ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ), занимавшиеся ремеслом и торговлей. В особых белых слободах жили служилые люди по прибору (см. СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДؾ>) (беломестные казаки, драгуны). Посадские люди протестовали против того, что торгово-ремесленное население белых слобод в городах, особенно частновладельческих слобод, было освобождено от несения посадского тягла. После Московского восстания 1648 (см. СОЛЯНОЙ БУНТ) правительство удовлетворило требование посадских людей - частновладельческие белые слободы были конфискованы, а их население приписано к посадам.

посадское строение
посадское строение

Поса́дское строе́ние - совокупность мероприятий правительства Русского государства в отношении городов в конце XV - середине XVII вв. Принципы посадского строения сформулированы в Соборном уложении 1649: частные владения на посадах подлежали конфискации, а их жители становились членами тяглой посадской общины. Торгово-ремесленная деятельность провозглашалась монополией посадских людей; запрещался выход из общины и переход из посада в посад. В 1649-52 посадское строение проведено в государственном масштабе.

ПОСАДСКОЕ СТРОЕНИЕ - ПОСА́ДСКОЕ СТРОЕ́НИЕ, совокупность землеустроительных, социальных и экономических мероприятий русского правительства в отношении городов с конца 15 до середины 17 веков. Посадское строение было направлено против освобожденной от налогов земельной собственности феодалов на посаде и закладничества торгово-ремесленного населения за духовных и светских феодалов, включало меры по землеустройству территории посадов и было связано с крепостнической политикой государства по отношению к городам с конца 16 века. Ряд мер Посадского строения проводился Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, Бориса Годунова, Михаила Федоровича.

Более широко Посадское строение развернулось с середины 1640-х годов. Правительство Б.И. Морозова (см. МОРОЗОВ Борис Иванович) с 1645 года проводило «строение посадов» в ряде городов, в том числе во Владимире и Суздале. После городских восстаний 1648 года было принято решение ликвидировать вотчинную собственность в городах. Принципы Посадского строения были сформулированы в девятнадцатой главе Соборного уложения (1649): все частные владения на посадах подлежали безвозмездной конфискации; к посадам приписывались окрестные земли для выгона и огородов; все закладчики возвращались в посад; членами тяглой посадской общины становились жители конфискованных частновладельческих слобод и отдельных дворов феодалов. «Служилые люди по прибору» были обязаны или продать в трехмесячный срок свои торговые и ремесленные заведения посадским людям, или стать тяглыми членами посадской общины (исключение было допущено в отношении стрельцов и части служилых казаков). Занятие торгово-ремесленной деятельностью было провозглашено монополией посадских людей; выход из общины и переход из посада в посад были запрещены. Для осуществления реформы был образован Сыскной приказ во главе с князем Ю.А. Долгоруковым, который в 1649-1652 годах произвел Посадское строение в общегосударственном масштабе. Несмотря на ряд отступлений от требований Соборного уложения, торгово-промышленное население посадов увеличилось на 10095 дворов.

посадские люди
посадские люди

Поса́дские лю́ди - в Русском государстве торгово-промышленное население городов. Термин происходит от слова «посад». В XIV-XV вв. посадскими людьми именовались «люди горожане». Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1570-80-х гг. из посадских людей выделены торговые люди, которые были объединены в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. В 1775 разделены на гильдейское купечество и мещан. По Жалованной грамоте городам 1785 посадские люди - горожане одного из 6 разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом. Постепенно слились с мещанами.

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ - ПОСА́ДСКИЕ ЛЮ́ДИ, в Русском государстве торгово-ремесленное население городов части поселений городского типа (посадов, слобод). Посадские люди несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности). Термин «посадские люди» (посажане) происходит от слова «посад» и встречается в источниках с 1440-х годов. Но в исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10-18 веков. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси (см. ДРЕВНЯЯ РУСЬ) имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Источники 14-15 веков обычно называют посадских людей «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей.

Во второй половине 15 - первой половине 16 веков численность посадских людей сильно возросла. Этому способствовала политика московских великих князей, которые проводили конфискации в городах, присоединенных к Москве, собственности удельных князей и, частично, монастырей. Зависимое от удельных князей и монастырей городское население большей частью переводилось в разряд посадских людей. В это же время возникали новые центры городского типа (посады, слободы, рядки), население которых зачислялось в сословие посадских людей. Определились повинности посадских людей в пользу государства: промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению укреплений. Посадские люди составляли общину во главе с земскими старостами, которые отвечали за выплату ими налогов и их раскладку между членами общины. В 1570-1580-х годах из общей массы посадских людей была выделена купеческая верхушка, которая объединялась в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. Эти купеческие корпорации использовались правительством для выполнения финансово-торговых поручений. Большая часть посадских людей - купцов, торговцев, ремесленников, людей, кормившихся работой по найму и подаяниями, - осталась в «черных» тяглых общинах. В 16-17 веках посадское население делились на «лучших», «середних», «молодших», а иногда и «самых молодших» людей.

Рост налогов и повинностей, экономические кризис, порожденный Ливонской войной (1558-1583) и опричниной, а затем Смутой начала 17 века, нанесли тяжелый удар посадам. Посадские люди покидали общину, записывались в служилые люди, «закладывались» за крупных духовных и светских феодалов, бежали из городов на окраины государства. Оставшиеся члены посадских общин боролись против крупных феодалов, которые захватывали земли посадов и поселяли на них своих зависимых людей. Эти люди не платили государственных налогов и конкурировали с посажанами на городском рынке. Упадок посадов вызывал тревогу правительства. В 1600-1602 годах были предприняты попытки возвращения закладчиков в общину. В посадское сословие записывали различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». Правительство царя Михаила Федоровича провело ряд сысков покинувших общины посадских людей, стремясь вернуть их обратно. В середине 17 века в ходе городских восстаний в Москве, Новгороде, Пскове посадские люди требовали уничтожения в городах белых слобод, облегчения финансового бремени. Правительство пошло навстречу этим требованиям. В итоге Посадского строения (1649-1652) численность посадских людей возросла с 31,5 до 41,6 тысяч дворов. Торгово-ремесленная деятельность в городах была объявлена монополией посадских людей.

Во второй половине 17 - 18 веках численности посадских людей увеличивалась за счет приписки в посады бывших казенных ремесленников, служилых людей. В 1720-х годах насчитывалось около183 тысяч посадских людей мужского пола, в 1740-х - около 212 тысяч, в 1760-х - около 228 тысяч. В 1720-х годах все посадское население официально стали называть купечеством, но старое название «посадские люди» оставалось более распространенным. Во второй половине 17 века среди посадских людей усилилось имущественное и социальное расслоение. В 1775 году посадских людей разделили на гильдейское купечество и мещанство. По Жалованной грамоте городам (1785) посадскими людьми стали называть горожан одного из шести разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом, но по имущественному положению они не были отнесены к первым пяти разрядам. Постепенно эта категория посадских людей слилась с мещанами.

соборное уложение
соборное уложение

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ - СОБО́РНОЕ УЛОЖЕ́НИЕ 1649 года (Уложение царя Алексея Михайловича (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович)) - кодекс законов Русского государства, принятый Земским собором (1648-1649). Над составлением Соборного уложения работала комиссия во главе с боярином князем Н.И. Одоевским. Основой для составления уложения были Судебник 1550 года, указные книги Поместного, Земского, Разбойного приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей, а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 года. Всего в Соборном уложении было 25 глав, 967 статей, посвященных вопросам государственного вещного и уголовного права и процесса.

В ряде глав рассматривались вопросы государственного права. В главах 2 и 3 впервые было дано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевалось всего действие, направленное против личности монарха и царской власти. За действия «скопом и заговором» против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась «смерть безо всякия пощады». Первая глава была посвящена защите интересов церкви от «церковных мятежников», а также защите дворян, даже в случаях убийства ими холопов и крестьян. О социальной дифференциации и защите государством интересов господствующего класса свидетельствует разница в штрафах за «бесчестье»: крестьянина - два рубля, гулящего человека - рубль, а лиц привилегированных сословий до 70-100 рублей.

В главе «Суд о крестьянах» были собраны статьи, которыми оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. Соборное уложение лишало помещичьих крестьян права судебного представительства по имущественным спорам. Согласно главе «О посадских людях» ликвидировались частновладельческие слободы в городах, возвращались в число податных сословий люди, ранее освобожденные от уплаты налогов. Судебное уложение предусматривало сыск беглых посадских людей; посадское население прикреплялось к посадам, облагалось налогами и податями. Положение кабальных холопов регламентировалось в главах «О поместных землях» и «О вотчинах», посвященных вопросам дворянского землевладения.

Вопросам судопроизводства была посвящена обширная глава «О суде». В ней подробно регламентировался порядок следствия и судопроизводства, определялись размеры судебных пошлин, штрафов, освещались вопросы умышленного и преднамеренного преступления, регулировались отношения собственности (спорные имущественные дела). Организации вооруженных сил страны были посвящены главы «О службе всяких ратных людей Московского государства», «О искуплении пленных», «О стрельцах». Принятие Судебного уложения явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя. Оно сохраняло значение основного закона в России вплоть до первой половины 19 века.

соборное уложение 1649
соборное уложение 1649

Собо́рное уложе́ние 1649 - свод законов Русского государства, принят Земским собором 1648-49. Окончательно оформило крепостное право (устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись урочные лета). Ликвидировало частновладельческие слободы в городах, посадское население прикреплялось к посадам. Регламентировало порядок следствия и судопроизводства. Впервые были выделены государственные преступления. Основной закон России вплоть до первой половины XIX в.

Читайте также: