Сколько видов налоговых преступлений выделяется в современной юридической литературе

Опубликовано: 30.04.2024

УК налоговые преступления расценивает как умышленные общественно опасные деяния. Они представляют собой посягательства на финансовые интересы страны.

налоговые преступления

Актуальность проблемы

Экономические и налоговые преступления нельзя назвать новым явлением для страны. Однако существовавшее достаточно продолжительное время господство госсобственности позволяло перераспределять доходы вне системы обложения. С начала 30-х по конец 80-х гг. прошлого столетия преступления в налоговой сфере отличались эпизодическим характером. Преимущественно они сводились к нарушению порядка осуществления обязательных бюджетных платежей гражданами. Проведение социально-экономических преобразований в государстве потребовало кардинальных перемен в налоговой системе. В связи с этим в конце 1991 г. была проведена масштабная реформа.

В ходе нее были утверждены основные законы, регламентирующие условия и порядок совершения бюджетных отчислений. В результате сформирования новой системы существенно расширилась практика налоговых преступлений. По оценкам экспертов, страна каждый год недополучает порядка трети поступлений в бюджет. Уклонение плательщиков от исполнения своих обязательств приобрело широкое распространение. Оно обладает массовым характером и выступает в качестве главной причины непоступления средств в бюджет. Увеличение количества налоговых преступлений отличается высокой динамикой. По мнению ряда специалистов, ситуация является катастрофической. Налоговые преступления преимущественно совершаются субъектами, занятыми в торговле. Такие предприятия стремятся получить оплату за реализуемые товары наличными деньгами. Это позволяет им использовать средства вне банковского оборота, что существенно осложняет контроль и способствует сокрытию доходов от обложения.

Терминология

В ст. 106 НК дается определение налогового правонарушения. В связи с этим возникает необходимость дифференцировать используемые понятия. Любое преступление, по своей сути, выступает как правонарушение. Они относятся друг к другу как частное к общему. Из этого следует, что преступление должно иметь все ключевые признаки правонарушения. Последнее определяется в НК как совершенное противоправное деяние плательщика, агента либо иных лиц, несущих обязательства по отчислению платежей в бюджет. Налоговое преступление и налоговое правонарушение обладают всеми этими признаками. Однако есть ряд свойств, которые отличают указанные деяния друг от друга. Рассмотрим их.

ук налоговые преступления

Отличительные признаки

В качестве одного из существенных свойств налоговых преступлений выступает общественная опасность. В определении, приведенном в ст. 106 НК, этот признак отсутствует. Существуют отличия и в форме реализации мер воздействия. Ответственность за налоговые преступления выражается в наказании. За деяние, не представляющее общественную опасность, субъекту грозит санкция. В первом случае будут применяться статьи УК, а во втором - НК. Еще одной важной особенностью выступает субъектный состав. Наказания за налоговые преступления в РФ применяются исключительно к гражданам. Санкции, в свою очередь, могут налагаться как на физических лиц, так и на организации. При этом в ст. 108, п. 4 НК присутствует важная оговорка. Она указывает на то, что привлечение организации к ответственности не препятствует применению наказания к отдельным должностным лицам при наличии соответствующих оснований. Вина юрлиц определяется в соответствии с виновностью их представителей (сотрудников), бездействия/действия которых обусловили совершение неправомерного деяния.

Уголовная ответственность за налоговые преступления

В Кодексе присутствуют 4 статьи, предусматривающие наказания для граждан за общественно опасные деяния, связанные с обязательствами, установленными в НК. К ним, в частности, относят нормы:

  1. 198. Эта статья устанавливает наказание за уклонение от выплаты налогов/сборов физических лиц.
  2. 199. Данная норма предусматривает наказания за уклонение от осуществления обязательных бюджетных отчислений организациями.
  3. 199.1. Этой статьей установлена ответственность за нарушение обязательств налоговым агентом.
  4. 199.2. Данная норма предусматривает наказание за сокрытие имущества или денежных средств предпринимателя или организации, за счет которых должно осуществляться взыскание сборов или налогов.

практика налоговых преступлений

Уклонение от обязательств физических лиц

В соответствии с Конституцией, каждый субъект обязан выплачивать налоги, установленные законом. Нормативные акты, определяющие новые отчисления или ухудшающие положение плательщиков, не имеют обратной силы. В гл. 23 НК установлен порядок, в соответствии с которым осуществляется выплата налогов и сборов. Правила и размеры отчислений определяются в соответствии с ФЗ, уставами, положениями, инструкциями. Уголовная ответственность за налоговые преступления наступает для граждан в случаях уклонения от исполнения ими обязательств перед бюджетом в крупном размере путем:

  1. Непредоставления декларации либо других документов, наличие которых по законодательству является обязательным.
  2. Включения в отчетность заведомо ложной информации.

В законодательстве предусмотрено освобождение от предоставления декларации для определенной категории физлиц. Для всех остальных плательщиков составление и подача отчетности обязательны. Включение в документы заведомо ложной информации представляет собой умышленное указание любых данных о величине расходов и доходов, не соответствующих действительности.

Неисполнение обязательств организациями

В ст. 199 установлено наказание за налоговые преступления, совершенные юрлицами. К ним, в частности, относят всех указанных в НК плательщиков страховых взносов, сборов, кроме физлиц. В качестве объектов обложения могут выступать:

  • Операции по реализации услуг/работ/продукции.
  • Имущество.
  • Доход/прибыль.
  • Стоимость проданных товаров/оказанных услуг либо выполненных работ.

преступления в налоговой сфере

Ими могут являться любые объекты, обладающие физическими, количественными или стоимостными характеристиками, с появлением которых НК связывает обязанность уплачивать налоги и сборы. Их сокрытие от контрольных органов может быть выражено как включением в отчетность заведомо искаженных или ложных сведений, так и умышленным непредоставлением документации.

Наказание агентов

Оно установлено в ст. 199.1 УК. Эта статья направлена на регулирование отношений, связанных с ненадлежащим выполнением обязательств налоговыми агентами. В частности, эти субъекты должны осуществлять исчисление, удержание либо перечисление сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 198-199

В качестве предмета деяний выступают обязательные бюджетные отчисления. Они должны выплачиваться организациями или физлицами по закону. Налогом называют безвозмездный обязательный индивидуальный платеж. Он взимается в виде отчуждения денежных средств, принадлежащих субъекту на праве оперативного управления, собственности или хозяйственного ведения. Налоги поступают в бюджет соответствующего уровня для финансового обеспечения работы государства либо муниципального образования. В качестве предмета деяния, предусмотренного в ст. 198, выступают:

  • НДФЛ.
  • Налог с продаж.
  • Акцизы.
  • ЕСН.
  • Транспортный налог и проч.

По ст. 199 наказание может вменяться за уклонение от уплаты:

  • Налогов на имущество.
  • НДС.
  • Акцизы.
  • Налогов на недвижимость и проч.

ответственность за налоговые преступления

Объективная часть

Налоговые преступления - это посягательства на общественные отношения, которые основываются на принципе добропорядочности участников хозяйственной деятельности. Объектом деяния также является конституционная обязанность субъектов выплачивать установленные суммы в бюджет. Налоговые преступления состоят в умышленном неисполнении лицом правил НК. Под уклонением понимают бездействия/действия лица, подтверждающие нежелание выполнять установленные законом обязанности по внесению платежей во внебюджетные фонды и бюджет.

Способы

Существуют следующие виды налоговых преступлений:

  1. Непредоставление декларации либо иной отчетной документации, предъявление которых обязательно по закону.
  2. Предоставление заведомо искаженной или ложной информации контрольным службам.

Под декларацией следует понимать письменное заявление плательщика о расходах, произведенных им, и доходах, полученных в ходе деятельности. В документе также указываются источники поступлений, льготы и сумма обязательного отчисления. В декларации могут присутствовать и прочие сведения, касающиеся расчета и выплаты налога/сбора. Отчетная документация предоставляется по каждому отчислению, если другое не установлено в законодательстве. Необходимость предоставления иных документов зависит от вида сбора либо налога.

экономические и налоговые преступления

Субъективная часть

Налоговые преступления совершаются с прямым умыслом. Виновный предпринимает действия либо бездействия для уклонения от осуществления обязательных отчислений. В случае неумышленного допущения ошибки, неточности при расчетах ставки либо базы к субъекту могут быть применены санкции в соответствии с НК. Такие деяния не будут выступать как налоговые преступления. Субъектом деяния, предусмотренного в ст. 198, может выступать физлицо, достигшее 16 лет, на которое возлагается обязанность осуществлять обязательные бюджетные платежи. Им может быть гражданин РФ, иностранец, человек, не имеющий гражданства. Субъектами преступления по ст. 199 является руководитель, главный бухгалтер или иной специалист, уполномоченный осуществлять:

  1. Подписание отчетных документов, предоставляемых в контрольные органы.
  2. Обеспечение своевременной и полной выплаты установленных отчислений.

Другие сотрудники организации, в полномочия которых, например, входит оформление первичной документации, могут при наличии оснований также привлекаться к ответственности, если они умышленно содействовали совершению налоговых преступлений.

Квалифицирующий признак

В качестве него выступает особо крупный размер. Им признается сумма, составляющая за 3 финансовых года подряд более 1 млн р., но при условии, что часть невыплаченных сборов/налогов превышает 20% или больше подлежащего к выплате объема средств. Если последнее не выполняется, то особо крупным будет считаться размер больше 9 млн р. Данное правило действует в отношении физлиц. Что касается особо крупного размера для организаций, то им признается сумма больше 10 млн р. за 3 года подряд, если доля неотчисленных сборов/налогов превышает 20% от подлежащих к уплате или больше 30 млн рублей (если указанное условие не выполняется).

Сложности рассмотрения

Дела по налоговым преступлениям всегда находятся в центре внимания судебных органов и юристов. Вместе с развитием законодательства изменяются и подходы к рассмотрению таких деяний. Суды при этом не только выявляют пробелы в нормативных актах, но и способствуют их восполнению. Это, в свою очередь, побуждает законодателя стремиться к прозрачности и юридической чистоте правовых актов. Расследование налоговых преступлений осуществляется правоохранительными структурами в тесном взаимодействии с ФНС. Определенную сложность в процессе исследования обстоятельств вызывает установление момента завершения деяния и, соответственно, решение вопроса об исчислении срока давности.

налоговое преступление и налоговое правонарушение

Разъяснения ВС

В Постановлении Пленума Суда №64 указано, что моментом завершения преступлений, охватываемых ст. 198 и 199, считается фактическая неуплата сборов/налогов в срок, определенный в НК. Однако в законодательстве установлены разные периоды отчисления для тех или иных платежей. В связи с этим моментом окончания деяния считается фактическая невыплата последнего по времени сбора/налога. Тем не менее, данное разъяснение учитывается не всеми судебными инстанциями. На практике нередко управление по налоговым преступлениям прекращает производство в связи с истечением срока давности в части уклонения от выплаты конкретной суммы, входящей в совокупность неотчисленных сборов.

Начало периода, в который можно применить к субъекту наказание, необходимо исчислять по окончании 3 финансовых лет, идущих подряд, либо отдельного временного промежутка, если присутствуют все признаки деяния, а уклонение от исполнения обязательств признано особо крупным. Только по завершенному периоду можно определить суммы уплаченных и подлежащих выплате налогов. Вместе с этим применить наказание к субъекту можно по окончании отведенного законом срока на исполнение обязательств. В связи с этим моментом завершения преступлений, указанных в ст. 198-199 УК, всегда будет считаться последняя отчетная дата. По смыслу законодательства, нет необходимости ждать окончания трехлетнего периода и того, чтобы субъект ежегодно уклонялся от исполнения обязательства в крупном размере (или особо крупном). Такая ситуация может возникнуть раньше, чем пройдет 3 года.

Нюансы

В ряде случаев суды по ошибке отождествляют величину сокрытых налогов с суммами фиктивных расходов. Уклоняясь от уплаты, субъект вводит уполномоченные органы в заблуждение или оставляет х в неведении относительно существующих объектов обложения. К примеру, лицо часть доходов использует в ходе предпринимательской деятельности (как ИП), а другую - как физлицо. В этом случае должна быть составлена одна декларация. В ней необходимо отразить всю деятельность, которую осуществляет субъект. Это значит, что в декларации указываются доходы, которые были получены им в ходе предпринимательства, и поступления, возникшие при заключении им сделок в качестве физлица, с которых должны удерживаться суммы в пользу бюджета.

В практике судебных разбирательств не всегда учитывается факт, что ИП, юрлица либо прочие налоговые агенты, кроме этого, выступают и как самостоятельные плательщики. Неисполнение этих обязанностей в комплексе квалифицируется по совокупности статей 199 (198) и 199.1. Вместе с этим недопустимо объединять суммы не начисленного и не выплаченного налога агентом и суммы, по которым этот же субъект уклоняется от отчисления ЕСН или НДФЛ. В качестве основания для освобождения от наказания могут выступать обстоятельства крайней необходимости. Однако чтобы избежать ответственности, субъекту придется доказать уважительность причин и подтвердить документально свое бедственное положение.

date image
2015-03-27 views image
2322

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.

Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ. Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены налоговым кодексом. Однако, простая неуплата налога (недоимка) еще не является налоговым преступлением; она становится таковой, только если налоги не уплачены в крупном размере, и не уплачены они умышленно. Распространенным способом совершения налоговых преступлений является внесение искаженных данных в налоговые декларации.

Нельзя путать оптимизацию (минимизацию) налоговых платежей с уклонением от уплаты налогов. Оптимизация связана с использованием предоставленных законом льгот, либо выбором законного режима налогообложения, который наиболее выгоден субъекту предпринимательской деятельности, либо с таким планированием доходов и расходов лица, которое позволит субъекту свести размер налогов к минимуму. В любом случае, оптимизация налогов — это разрешенные законом действия, не причиняющие ущерба. Уклонение от уплаты налогов — наоборот, причиняет ущерб государству в виде не поступивших в бюджет налогов, и совершается умышленно.

Традиционно налоговые преступления отличаются существенной сложностью в доказывании. Оперуполномоченный, выявляющий налоговые преступления, следователь, их расследующий, прокурор, поддерживающий государственное обвинение в суде и судья, выносящий приговор, являются юристами; в то же время, рассмотрение налоговых преступлений дополнительно требует и экономических (бухгалтерских) познаний. Уголовные дела о налоговых преступлениях зачастую состоят из многих томов, так как при расследовании изымается отчетность предприятий, налоговые декларации, первичная документация, которая приобщается к делу в качестве доказательств. Сложно доказуемым является умысел обвиняемых на совершение преступлений; сторона обвинения обязана доказать, что неуплата налогов не явилась следствием бухгалтерской ошибки, неправильных подсчетов, а также умысел на совершение налоговых преступлений исключается в случае противоречия законов.

Законодательно установлена возможность прекращения уголовных дел о налоговых преступлениях при погашении виновных лицом суммы недоимки по налогам. Данный уголовно-правовой рычаг способствует повышению собираемости налогов в бюджет.

62. Общая характеристика административной ответственности за
нарушения законодательства о налогах и сборах

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Поскольку административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от прочих видов юридической ответственности:

· представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);

· наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

· применяется компетентными органами и должностными лицами

· состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

· применяемые санкции строго определены законом.

КоАПом предусмотрены следующие правонарушения:
1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
2. Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
3. Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
4. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
5. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
6. Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора, а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа о перечислении налога или сбора, соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
7. Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет, по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа о приостановлении операций по таким счетам - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
8. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
9. Выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации
10. Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).
Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.
Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока.


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.


ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Классификация преступлений является одним из отправных моментов в разработке методики расследования преступлений. Она способствует также полноте криминалистического анализа преступлений выделенной классификационной группы, помогает выявить присущие этой группе общие закономерности, наконец, позволяет сделать научно-методические рекомендации по расследованию преступлений конкретными и практически значимыми.

Фактически каждой разрабатываемой методике расследования преступлений предшествует и сопутствует проведение их классификации на те или другие виды, группы, подгруппы и т.д. Это отмечается как в работах, ставших уже классическими, так и в современных исследованиях. Вопросы криминалистической классификации встречаются в трудах И.Н. Якимова, Б.М. Шавера, С.А. Голунского, И.Ф. Герасимова, Р.С. Белкина и целого ряда других авторов. Отдельное целенаправленное исследование этих вопросов в свое время провел В.А. Образцов.

Не вдаваясь в подробное рассмотрение общих вопросов классификации, что не является предметом нашего учебника, отметим, что для разработки основ методики расследования налоговых преступлений проведение классификации этих преступлений является актуальным и практически значимым. В настоящее время в криминалистической литературе имеется несколько учебных и методических пособий, диссертаций по методике расследования отдельных разновидностей налоговых преступлений. Есть работы по методике расследования неуплаты страховых взносов, уклонению от уплаты отдельных видов налогов в сфере малого бизнеса, незаконному возврату НДС и т.д. Они разрозненны. Нередко содержащиеся в них положения методического характера "не стыкуются". Случается, что они противоречат друг другу. Это не способствует оказанию помощи практическим работникам. Сейчас важно имеющиеся разработки обобщить и систематизировать, выявить общие закономерности в расследовании налоговых преступлений, разработать основы методики их расследования.

Классификация налоговых преступлений, как и классификация любых преступлений, должна опираться в первую очередь на уголовно-правовые, т.е. законодательно сформулированные элементы этих преступлений. Потом уже учитывать криминалистические особенности. Правильно отмечает В.А. Образцов, что "своего рода "чистой" криминалистической классификации преступлений объективно существовать не может, поскольку так или иначе в нее включаются объекты и элементы уголовно-правовой классификации, а признаки, характеризующие преступления с уголовно-правовой точки зрения, используются в качестве оснований при построении криминалистических классификаций данных явлений".
Каждый элемент состава преступления, если его рассматривать с точки зрения деятельности, относится к категории частных объектов криминалистики. В основе определения и систематизации признаков с криминалистической позиции должна лежать деятельностная структура преступления. Опираясь на эту структуру, можно дальше продолжить классификацию, в качестве оснований ее могут выступать признаки классифицируемых объектов связанных с ними элементов. Таким образом, криминалистическая классификация преступлений, в том числе и налоговых, может быть многоуровневой и комбинированной.
Опираясь на эти общие положения и учитывая цели учебного пособия, в основу классификации налоговых преступлений, на наш взгляд, можно положить предмет совершения данных преступлений, т.е. налог. Он определяет круг субъектов платежа, т.е. налогоплательщиков, период его уплаты, срок возможного совершения, порядок формирования налогооблагаемой базы и механизм уплаты, т.е. возможные способы уклонения от его уплаты, порядок и формы отчетности по уплате, документальную базу и следовую картину преступления, а также целый ряд других обстоятельств, имеющих значение в процессе выявления и расследования.

По действующему налоговому законодательству налоги, взимаемые с физических лиц, и налоги, взимаемые с юридических лиц, различаются по целому ряду параметров, в том числе по названным выше. Поэтому все налоговые преступления можно разделить на две основные группы:
1) налоговые преступления, состоящие в уклонении от уплаты налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды, установленные для налогоплательщиков – физических лиц;
2) налоговые преступления, состоящие в уклонении от уплаты налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды, установленные для налогоплательщиков – юридических лиц (организаций).
Необходимость такого деления обусловлена тем, что правовой режим и порядок исчисления и уплаты налогов, а также документальный учет этого исчисления и порядок уплаты налогов и сборов по действующему налоговому законодательству для физических и юридических лиц отличается. Поэтому, естественно, должна отличаться и деятельность по расследованию преступлений, состоящих в уклонении от уплаты налогов, взимаемых с организаций (ст. 199) или с физического лица (ст. 198 УК РФ).
Распространенность налоговых преступлений применительно к выделенным классификационным группам, выглядит следующим образом: в среднем уклонение от уплаты налогов и сборов на доходы физических лиц составляет 21% общего числа возбужденных уголовных дел о налоговых преступлениях, уклонений от уплаты налогов и сборов с организаций – 48%, уклонение от уплаты тех и других видов налоговых платежей по совокупности – 31%.

В общей структуре возбуждаемых уголовных дел о налоговых преступлениях преобладают, таким образом, уклонения от уплаты налогов, взимаемые с организации. Кроме того, из анализа этой статистики и содержания изученных уголовных дел следует, что лица, привлекаемые к ответственности за уклонение от уплаты налогов с организации, зачастую уклоняются и от уплаты налогов, подлежащих взиманию с них как с физических лиц. Проявляется их выраженная корыстная заинтересованность и мотивация. Поэтому, расследуя преступления, возбужденные по ст. 199, всегда надо проверять возможность уклонения от уплаты налогов руководителей организаций и как физических лиц, т.е. по ст. 198 УК РФ.

Классификация этих двух групп налоговых преступлений может быть продолжена в сторону их детализации по видам налогов и страховых взносов, от уплаты которых налогоплательщики уклоняются: по ст. 198 – уклонение от уплаты НДФЛ, уклонение от уплаты налога на имущество и т.д.; по ст. 199 – уклонение от уплаты налога на прибыль, уклонение от уплаты НДС и т.д. Определенные особенности в правовом механизме исчисления и уплаты имеются в каждом из видов налогов, входящих в налоговую систему. Поэтому вполне возможны разработки методик расследования уклонения от уплаты каждого из видов налогов или их групп. К примеру, методика расследования уклонения от уплаты НДС и т.п. В разрабатываемых методических рекомендациях наряду со специфическими чертами и особенностями, обусловленными своеобразием платежей по тому или иному виду налога (страхового взноса) будут и общие закономерности, свойственные расследованию всех налоговых преступлений, вытекающие из природы налогообложения.
Обобщение судебной практики показало, что наиболее распространенным среди налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198, является уклонение от уплаты налога на доходы. Они составляют около 90% всех изученных нами уголовных дел, рассмотренных судами по данной статье. Среди налоговых преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ, преобладают уклонения от уплаты налога на прибыль – 30,1% изученных дел, от уплаты НДС – 25,3%. На уклонение от уплаты иных видов налогов приходится 23,1% от числа уголовных дел, рассмотренных судами. Наши обобщения в целом совпадают с данными, приводимыми другими исследователями, в том числе и экономистами.

Статистика эта является в определенной мере относительной, поскольку специального централизованного, единого учета преступлений по видам налогов, от уплаты которых уклоняются налогоплательщики, пока не ведется. Однако приведенные данные в целом дают представление о качественной стороне налоговой преступности, показывая виды налогов, от уплаты которых уклоняются в большей степени. Это позволит акцентировать внимание на разработке мер противодействия уклонению от уплаты в первую очередь именно этих видов налогов.

Классификацию налоговых преступлений можно провести в зависимости от того, по одному или нескольким видам налогов происходило уклонение от уплаты, т.е. является преступление мононалоговым или полиналоговым. По изученным уголовным делам преобладают полиналоговые преступления. Они составляют 57,1% уголовных дел, рассмотренных судами по ст. 198, и 73,8% уголовных дел, рассмотренных судами по ст. 199. Это является лишним подтверждением в необходимости разработки комплексной методики расследования налоговых преступлений, т.е. создания основ расследовании данного вида преступлений, что позволяет сделать криминалистические рекомендации более универсальными и более пригодными практически.
Классификация налоговых преступлений может быть проведена по объективной стороне их состава: на налоговые преступления, совершаемые путем непредоставления декларации о доходах; налоговые преступления, совершаемые путем внесения в декларацию или в бухгалтерские документы искаженных данных о доходах или расходах. По результатам наших исследований преобладают налоговые преступления, названные в группе "б". В общем объеме преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, среди изученных уголовных дел, они составляли 61,3%.

Налоговые преступления могут быть классифицированы по их субъективной стороне: на деяния, совершенные с заранее обдуманным умыслом и предварительной подготовкой к их совершению, и деяния, совершаемые с внезапно возникшим умыслом, под влиянием благоприятных обстоятельств или в соучастии.
Для первой группы названных преступлений характерным является предварительное включение заведомо ложных сведений в бухгалтерские документы, маскировка преступных действий, нередко сговор нескольких лиц, разработка специальных схем уклонения от уплаты налогов и т.п. Уклонение от уплаты налогов с внезапно возникшим умыслом таких действий обычно не содержит и состоит лишь в подписании и направлении в налоговую инспекцию декларации (отчета), включающей заведомо искаженные данные. Следовая картина преступлений в каждом из названных двух случаев различна, отличается и поведение в ходе следствия лиц, совершивших преступление с тем или иным умыслом. Если вторые обычно сразу признают вину и не противодействуют расследованию, то первые чаще прибегают к различного рода уловкам и активно препятствуют расследованию.
Классификация налоговых преступлений по уголовно-правовым элементам их состава может быть продолжена в сторону ее детализации и комбинирования.

Учитывая специфику и особенности налогообложения в отраслях хозяйственной деятельности, налоговые преступления следует классифицировать и по сферам хозяйственной деятельности. Эту классификацию можно определить как классификацию по видам налогообразующей деятельности: налоговые преступления, совершаемые в торговле, металлургической промышленности, нефтедобыче, лесоперерабатывающей промышленности, банковской деятельности и т.д. В каждой из отраслей имеются особенности налогообложения, влияющие на механизм и способы преступных действий. В практической деятельности классификация по данному основанию уже существует. Органы налоговой службы регулярно проводят целевые налоговые проверки в различных отраслях под соответствующими наименованиями – "металл", "нефть", "строительство", "торговля", "банки" и т.п., используя специально разработанные типовые планы и методики.

Исходя из времени совершения налоговых преступлений, их можно разделить на:
1) длящиеся налоговые преступления, которые совершаются путем уклонения от уплаты налогов и сборов в течение нескольких налоговых периодов;
2) уклонения от уплаты налогов на протяжении одного налогового периода.

По каждой из групп этих преступлений объем следственной работы, круг и характер документов, подлежащих исследованию в ходе расследования, а иногда и круг лиц, подлежащих проверке на причастность к совершению преступления, является различным.
Широкой и многоуровневой является классификация налоговых преступлений по способам уклонения от уплаты налогов. В сегодняшней практике насчитывается множество способов уклонения от уплаты налогов, имеются разновидности и модификации этих способов. Не предваряя рассмотрения вопроса по существу, чему посвящен отдельный параграф, отметим лишь, что даже по отображению в материальных следоносителях по способам уклонения от уплаты, налоговые преступления можно разделить на преступления, оставляющие материальные следы в документах налогового учета и отчетности, не оставляющие таких следов, налоговые преступления, следы совершения которых оставлены у самого налогоплательщика или у связанной с ним по хозяйственно-финансовой деятельности организации, например, в "проблемном" банке, через который осуществлялся мнимый налоговый платеж. Иногда преступниками для уклонения от уплаты налогов и маскировки этих действий создается целая цепочка различных предприятий и банков, в каждом из которых можно обнаружить такие следы.

В криминалистическом аспекте важна разработка частной методики расследования как по каждому способу преступного уклонения от уплаты налогов, так и по определенным видам групп способов.
Возможной является классификация налоговых преступлений по месту их совершения. Речь идет о регионах (территориях), где совершаются налоговые преступления, чтобы определить их криминальную распространенность, места, криминально опасные с точки зрения состояния и тенденций распространения налоговой преступности.

Местом совершения налоговых преступлений являются и конкретные места формирования налогооблагаемой базы: магазины, рынки, автозаправочные станции, производственные предприятия, банки, страховые компании и т.д. Криминалистический анализ таких типичных мест позволяет выявить типичные способы уклонения от уплаты налогов, виды налогов, от которых уклоняются, характер и локализацию типичных следов преступной деятельности и т.д. На основе этого можно составить модели преступной деятельности по уклонению от уплаты налогов в наиболее криминально опасных местах (к примеру, в банках, магазинах, автопарковках, торгово-промышленных холдингах) и разработать методики по выявлению и расследованию преступлений в них.
Налоговые преступления, таким образом, можно классифицировать по различным основаниям.

Все эти классификации имеют практическую значимость и могут лежать в основе разработки методик расследований той или иной группы налоговых преступлений, учитываться при дифференциации даваемых практических рекомендаций. Для разработки основ методики расследования налоговых преступлений, включающей криминалистический анализ этих деяний, исследований деятельности по их выявлению и расследованию основным является, на наш взгляд, изучение этих вопросов с разделением всех налоговых преступлений на уклонения от уплаты налогов, установленных для налогоплательщиков – юридических лиц и налогоплательщиков – физических лиц.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 12.12.2019 2019-12-12

Статья просмотрена: 897 раз

Библиографическое описание:

Понкратова, Р. А. Понятие и признаки налоговых преступлений / Р. А. Понкратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 556-558. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65144/ (дата обращения: 21.05.2021).

В работе рассмотрены разные точки зрения на формулировку понятия «налоговые преступления». Также описаны основные признаки налоговых преступлений.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”. Для современной экономики и общества России эффективно действующая налоговая система играет особую роль в развитие экономики, так как основной функцией налогообложения является обеспечение финансовой стабильности государства. Контроль за исчислением и уплатой налогов и сборов стал одним из приоритетных направлений деятельности государства. Однако, несмотря на принимаемые органами государственной власти меры по налоговому контролю, становление и развитие российской налоговой системы сопровождается ростом налоговых преступлений [7].


Пленум Верховного суда РФ в постановлении от 26 ноября 2019 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» специально подчеркнул, что общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, что влечет недопоступление денежных средств в бюджетную систему РФ.

В уголовном законодательстве отсутствует четкая трактовка понятия налогового преступления. Данный термин был выработан и получил дальнейшее развитие непосредственно в науке уголовного права. Исследуя понятие «налоговые преступления» сталкиваешься с разными взглядами на толкование указанного термина. Так, например, ряд ученых считает, что понятие «налоговые преступления» можно трактовать как в узком, так и в широком смысле слова. По мнению Соловьева И. Н., в узком смысле слова, налоговыми преступлениями признаются деяния, осуществляемые в рамках хозяйственной деятельности субъекта и посягающие на финансовые интересы государства в части формирования бюджета от сбора налогов и сборов с физических и юридических лиц. [6, с.46]

Похожую трактовку дает А. Г. Кот, он определяется налоговые преступления как общественно опасные умышленные деяния, запрещенные уголовным законом, которые совершаются специальным субъектом — налогоплательщиком и посягают на установленный порядок налогообложения. [2, с. 19].

В широком смысле под налоговыми преступлениями понимается всякое преступное деяние, посягающее на правоотношения в сфере налогообложения. В частности, И. И. Кучеров относит к преступлениям в сфере налогообложения регистрацию незаконных сделок за землю в соответствии со ст. 170 УК РФ, а именно, согласно диспозиции данной статьи занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости. В. А. Егоров ссылается в своей диссертации, что наряду со ст. 198 и 199 УК РФ, в группу налоговых преступлений входит и ст. 194 УК РФ, поскольку в соответствии со ст. 13 НК РФ таможенные пошлины и сборы отнесены также к федеральным налогам и сборам. По его мнению, из этого следует, что названное преступление посягает на общественные отношения в сфере налогообложения.

С моей точки зрения, в понятие «налоговые преступления» следует включать преступления, совершенные в соответствии со ст. 198, 199, 199¹, 199², 199³, 199⁴ УК РФ. Ведь приведенная Кучеровым И. И. ст. 170 УК РФ является должностным преступлением и посягает на кадастровые отношения, а статья 194 УК РФ, на которую ссылается Егоров В. А., нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.

Для формулирования правильного и полного понятия «налоговые преступления» необходимо рассмотреть признаки данных преступлений. Чаще всего ученые характеризуют понятие «налоговые преступления» исчерпывающим списком признаков. Так, например, данный список рассмотрен в работе Смирновой Н. Н., по ее мнению признаками налогового преступления являются:

− общественная опасность деяния;

− вина субъекта преступления, то есть лица, совершившего деяние;

− нарушение норм законодательства о налогах и сборах;

− наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение деяния. [5, с. 46]

Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги и сборы. Налоговые преступления влекут за собой непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, что ведет к дестабилизации экономического строя страны.

Под виной субъекта преступления подразумевается, что общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности. Конституционный суд РФ указал, что применительно к налоговому преступлению составообразующим может быть признано только такое деяние, которое совершается с прямым умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил [8].

Под нарушением норм законодательства о налогах и сборах подразумевается противоправность налоговых преступлений, а именно запрещенность деяния уголовным законом.

Наличие запрета уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за совершение деяния, характеризуется наказуемостью деяния. Стоит отметить, что Уголовный кодекс предусматривает ответственность за совершение налогового преступления только в том случае, если оно совершено в крупном или особо крупном размере.

Исходя из анализа различных трактовок понятия «налоговые преступления» и признаков данных преступлений, можно сказать, что налоговые преступления это общественно опасные, виновно совершенные, противоправные, уголовно наказуемые деяния в сфере налогообложения, направленные на дестабилизацию финансовой системы государства.

Специфические признаки налоговых правонарушений, их состав, виды и разграничение с другими составами. Особенности ответственности за совершение налогового правонарушения, обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за его совершение.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 01.02.2012
Размер файла 47,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

    Введение
  • 1. Понятие и признаки налоговых правонарушений
  • 2. Состав налоговых правонарушений
  • 3. Виды налоговых правонарушений
  • 4. Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения
  • 4.1 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Заключение
  • Список использованной литературы

налоговое правонарушение ответственность состав

С теоретической точки зрения сложность представляет установление соотношения финансовой (налоговой) и административной ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Объясняется это тем, что указанные виды юридической ответственности во многом сходны, поэтому у российских юристов отсутствует единое мнение относительно правовой природы финансовой (налоговой) ответственности. В последнее время в финансово-правовой науке все большее распространение получает противоположный подход, согласно которому налоговая ответственность рассматривается в качестве разновидности самостоятельного вида юридической ответственности - финансовой ответственности. Соответственно, налоговые правонарушения как основания финансовой (налоговой) ответственности предлагается отличать от нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - http://www.rae.ru/forum2011/22/41. .

Указанный подход является обоснованным с юридической точки зрения, поскольку между рассматриваемыми видами ответственности существуют объективные различия. Проявляются они в целях и функциях административной и финансовой (налоговой) ответственности, в характере применяемых санкций и иных мер государственного принуждения Там же. .

Таким образом, из анализа действующего законодательства Российской Федерации следует вывод о том, что финансовая (налоговая) и административная ответственность - это два самостоятельных вида ответственности в системе юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговая ответственность как разновидность понятия "финансовая ответственность" обладает специфическими целью и функциями, характером и порядком реализации санкций и иных мер государственного принуждения, субъектным составом правонарушений, процессуальным механизмом привлечения к ответственности и другими элементами, которые обусловливаются объективными особенностями налоговых правоотношений.

1. Конституция Российской Федерации с комментариями / Лозовский Л.Ш., Райсберг Б.А. - М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // ред.28.12.2010.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: Эксмо, 2011.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изм. и доп. на 1 апреля 2011 г. - М.: Эксмо, 2011.

5. Постановление конституционного суда российской федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-п по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", - СПС "КонсультантПлюс".

6. Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.1995 N 6558/95 - СПС "КонсультантПлюс".

7. Анохин А.Е. Вина как элемент состава налогового правонарушения. Форма вины // Юридический мир. 2001. N 5

8. Ашомко Т.А. Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушение и ответственность. - М., 2001.

9. Верин В.П. Преступления в сфере экономики. - М., 2001.

10. Винницкий Д.В. Проблемы разграничения налоговой и административной ответственности // Хозяйство и право. 2003. N 5.

11. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

12. Крохина Ю.А. Налоговое право России. - М. Юрайт-Издат, 2003.

13. Кучеров И.И. Налоговое право России. - М., 2001.

14. Кучеров И.И. Налоговое право России.: Курс лекций. - М., 2001.

15. Пансков В.Г. Налогии и налогообложение в РФ: Учебник для вузов.5-е изд., доп. и перераб. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003.

16. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право РФ. - Ростов на Дону, 2002.

17. Пепеляева С.Г. Налоговое право. - М., 2000.

18. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М., 2004.

19. Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М., 2004.

20. Финансовое право России: учебник / Ю.А. Крохина. - 3­е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

21. Общероссийская студенческая электронная научная конференция "Студенческий научный форум" - http://www.rae.ru/forum2011/22/41.

22. Словарь по экономике и финансам [Электронный ресурс] / Режим доступа: [http://www.glossary.ru] .

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Современное состояние российской правовой системы. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

контрольная работа [35,9 K], добавлен 15.05.2010

Общие положения о налоговой ответственности. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение согласно Налоговому кодексу Российской Федерации.

контрольная работа [32,7 K], добавлен 23.03.2011

Понятие, виды и признаки налогового правонарушения, анализ концепций виновности юридического лица. Правовая природа налоговой ответственности. Элементы состава налоговых правонарушений, общие условия привлечения к ответственности за их совершение.

курсовая работа [40,5 K], добавлен 29.01.2011

Понятие, состав и признаки налоговых правонарушений, совершенных тем или иным субъектом налоговых отношений. Основные виды налоговых правонарушений, характеристика отдельных из них. Основные принципы и порядок привлечения к налоговой ответственности.

контрольная работа [75,5 K], добавлен 07.04.2017

Классификация налоговых правонарушений, ответственность за их совершение. Разработка и совершенствование существующих мер профилактики экономических и налоговых правонарушений для нужд Управления по налоговым преступлениям при ГУВД по Краснодарскому краю.

дипломная работа [116,3 K], добавлен 27.09.2012

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, предусмотренные Налоговым и Уголовным Кодексом, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Условия привлечения к ответственности за совершение правонарушения.

курсовая работа [32,9 K], добавлен 13.03.2015

Понятие, сущность, виды налоговых правонарушений, нормативно-правовое регулирование. Налоговый контроль: камеральные и выездные проверки; правовосстановительные и карательные меры ответственности за совершение налоговых правонарушений, их предупреждение.

курсовая работа [113,9 K], добавлен 06.10.2012

Читайте также: