Земельный налог в 2019 году для юридических лиц в рб

Опубликовано: 01.05.2024

Земельный налог – налог уплачиваемый владельцами земельных участков. Обязанность его уплаты может быть законодательно обусловлена самим фактом владения земельным участков или возникать при наличии некоторых дополнительных условий.

Земельным налогом в Республике Беларусь, согласно статье 193 Налогового кодекса, облагаются расположенные на ее территории земли. В том числе:

  • Принадлежащие на правах частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования физическим лицам, а также принятые ими по наследству;
  • Принадлежащие организациям на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.

Плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, перечисленные в статье 192 НК РБ. Там же определены условия, исходя из которых, наступает обязанность уплаты земельного налога, основания для освобождения от него.

Земельный налог собирается с целью регулирования экономическими методами рационального использования земельных ресурсов, накопления средств, для проведения мероприятий по землеустройству, повышению качества и охране земель, территориальному развитию.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется статьями Налогового кодекса Республики Беларусь. В качестве налогового периода для расчета суммы земельного налога принимается календарный год.

Земельный налог начисляется на основании:

  • государственного акта на земельный участок;
  • удостоверения, дающего право временного пользования земельным участком;
  • свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок;
  • решений соответствующих государственных органов о возникновении или переходе прав на земельные участки;
  • сведений о наличии в собственности земельных участков, содержащихся в регистре государственного земельного кадастра, в едином государственном регистре недвижимого имущества;
  • сведений, представляемых землеустроительными службами исполкомов;
  • сведений о предоставленных во временное пользование и не возвращенных в срок, самовольно занятых и/или используемых не по целевому назначению земельных участках;
  • сведений о земельных участках, на которых располагаются объекты сверхнормативного незавершенного строительства.

О решении, касательно возникновения или изменения прав на земельный участок, соответствующий государственный орган информирует налоговые органы по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя, в отношении физического лица – по месту нахождения земельного участка. Сообщение содержит сведения о площади, кадастровой стоимости, целевом назначении и использовании земельного участка. Расчет подлежащей уплате суммы производится умножением налоговой базы на ставку налога.

Ставки земельного налога в 2019 году для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год:

  • 20,72 белорусских рублей за гектар – если кадастровая стоимость земельного участка меньше 20 720 бел.руб. за гектар;
  • 0,1% от кадастровой стоимости участка – если кадастровая стоимость земельного участка 20 720 бел.руб. за гектар и больше.

Расчет земельного налога для юридических лиц сложнее, в нем учитываются многие факторы, в том числе стоимость участка, вид производимой на нем деятельности и пр.

Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать ставки земельного налога некоторым категориям плательщиков.

В статье 193 Налогового кодекса перечислены виды земельных участков облагаемых налогом и освобожденных от него. Так обложению земельным налогом не полежат:

  • земли общего пользования на территории населенных пунктов;
  • территории кладбищ;
  • территории лесного фонда, на которых ведется лесное хозяйство;
  • территории водного фонда, кроме земель занятых посторонней деятельностью;
  • земли запаса;
  • земли общего пользования на территории дачных кооперативов садоводческих товариществ;
  • участки зарегистрированных религиозных организаций;
  • заповедники, национальные парки, ботанические сады;
  • земельная полоса, предназначенная для обеспечения Государственной границы;
  • земли сельскохозяйственного назначения занятые древесно-кустарниковой растительностью, но не включенные в лесной фонд;
  • территории болот;
  • участки, занятые историко-культурными ценностями, при соблюдении определенных государственным законодательством условий;
  • используемые для научной деятельности поля;
  • территории, занятые автодорогами и железнодорожными путями общего пользования, а также обслуживающими их сооружениями;
  • прибрежные полосы и природоохранные территории;
  • земельные участки организаций, занимающихся социальной и культурной деятельностью;
  • территории оздоровительных и санаторно-курортных организаций, детско-юношеских спортивных школ, используемые в основной деятельности;
  • земельные участки содержащихся за счет бюджета аэроклубов, аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения;
  • земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • земельные участки спортивных баз национальных и сборных команд Республики Беларусь;
  • участки производственных предприятий исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;
  • земельные участки в пользовании учреждений образования, Национального банка Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
  • земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, на период их строительства;
  • территории, занятые установками по использованию возобновляемых источников энергии;
  • участки общественных объединений инвалидов;
  • другие земельные участки, принадлежащие лицам, имеющим право на льготу при уплате земельного налога согласно статье 193 НК РБ.

Льготы по земельному налогу не распространяются на земельные участки, используемые для предпринимательства или ведения фермерского хозяйства.

Местные государственные органы вправе предоставлять отдельным плательщикам льготы по земельному налогу, исходя из их имущественного положения.

Налог на земельные участки, находящиеся в пользовании или долевой собственности нескольких лиц начисляется каждому плательщику отдельно пропорционально площади находящегося в пользовании недвижимого имущества или доле в совместном имуществе.

Следует заметить, что отсутствие у физических лиц документов на земельные участки не освобождает от уплаты налога. С другой стороны – уплата налога за земельный участок не является подтверждением прав на него.

Организации уплачивают земельный налог ежеквартально равными частями до 22-го числа второго месяца каждого квартала, в течение налогового периода, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четверти годовой суммы; cадоводческие товарищества – раз в год до 22 августа; налог подлежит уплате физлицами на основании извещения налогового органа, вручаемого или переданного по почте заказным письмом до 1 августа текущего года.

Физические лица уплачивают налог в срок не позже 15 ноября текущего года. В случае получения извещения от налоговых органов после указанного срока, налог уплачивается не позднее тридцати дней со дня вручения извещения.

Участники гаражных кооперативов и садоводческих товариществ могут производить оплату земельного налога через управляющие органы этих организаций.

В сельской местности оплата земельного налога часто происходит через сельсоветы.

В 2015 году произошли некоторые изменения законодательства, касающиеся начисления земельного налога:

  • организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменено в обязанность платить земельный налог вне зависимости от площади земельных участков. В 2014 году за участки площадью менее 0,5 гектара налог не начислялся.
  • местные советы депутатов получили право увеличивать ставки земельного налога и в 2,5 раза (в 2014 – только в 2 раза).

Как видно из вышеизложенного, правильное начисление земельного налога процесс довольно трудоемкий, сопряженный с множеством оговорок, ограничений и исключений. Однако большая часть работы в этом направлении ложится на государственные органы, потому риск ошибок и ответственности за них для плательщиков сравнительно не велик.

Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 503 «О налогообложении».

31 декабря 2019 года Президентом подписан очередной указ о налогообложении (далее – Указ № 503), уточняющий и изменяющий установленный ранее порядок исполнения налоговых обязательств субъектами хозяйствования.

1. Ставки акцизов / налогов / размеров вычетов

Изменены ставки акцизов / налогов / размеров вычетов, ранее установленные НК и приложениями к нему.

Так, приложениями к Указу № 503 установлены новые показатели в отношении:

ставок акцизов на подакцизные товары (приложение 1);

ставок земельного налога на сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения (приложение 2);

средних ставок земельного налога по районам Республики Беларусь (приложение 3);

ставок экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (приложение 4);

ставок экологического налога за сбросы сточных вод (приложение 5);

ставок экологического налога за захоронение, хранение отходов производства (приложение 6);

ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (приложение 7);

ставок налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении нефти (приложение 8);

размеров доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц (приложение 9);

размеров налоговых вычетов по подоходному налогу с физических лиц (приложение 10).

Кроме того, увеличен размер дохода физических лиц, реализующих продукцию растениеводства, требующий представления налоговыми агентами соответствующих сведений в налоговый орган (абз. 6 ч. 1 п. 8 ст. 216 НК).

Установленные Указом № 503 ставки действуют с 1.01.2020 по 31.12.2020 г.

2. Подоходный налог с физических лиц

✔Расширен перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц, ранее закрепленный в ст. 208 НК. Указом № 503 к ним добавлены:

единовременная выплата на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания;

денежная компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства;

доходы, полученные по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Указанные доходы освобождаются от подоходного налога, начиная с 1 января 2020 года.

✔Изменился срок перечисления иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, в бюджет сумм исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц.

Согласно п. 4 ст. 216 НК налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате. В п. 4 Указа № 503 указано, что перечисление в бюджет указанных сумм производится не позднее 22-гоо числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает период, указанный в пп. 3 и 4 ст. 180 НК.

✔Для осуществления возврата излишне удержанных сумм подоходного налога налоговым агентам предоставлено право обращаться в налоговый орган в целях получения такого возврата из бюджета. Заявление о возврате может быть подано в течение 3-х месяцев со дня обнаружения факта излишнего удержания подоходного налога (п. 4.4 Указа № 503).

3. Налог на прибыль

✔В п. 6 Указа № 503 закреплен новый подход к включению в состав нормируемых затрат стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Так, с 1 января 2020 года указанные суммы включаются в состав нормируемых затрат в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

✔Установлена дифференцированная ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами.

Прибыль указанных субъектов с 1 января 2020 года будет облагаться налогом по ставке 25 %.

Ранее их прибыль облагалась в льготном порядке. Так, Указом Президента от 04.06.2015 № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс» был предусмотрен «переходный период» (до 1 марта 2019 г.), когда общеустановленная ставка налога на прибыль применялась к ним с учетом 50-процентного понижения.

✔Для того, чтобы плательщики, использующие труд инвалидов, могли применять освобождение от налога на прибыль, численность инвалидов среди всех работников должна соответствовать определенному установленному значению. Однако если прежде п. 4 ст. 181 НК был установлен обязательный лимит в 50 %, то Указом № 503 он снижен до 30 % (абз. 2 п. 5).

✔С 1 января 2020 года организации-страхователи включают в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, страховые взносы по страхованию имущества юридического лица (в том числе товаров, предназначенных для реализации, наземных транспортных средств, воздушных, морских судов, судов внутреннего и смешанного (река — море) плавания), участвующего в процессе производства и (или) реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также имущества, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг) (п. 13 Указа № 503).

✔Изменен размер выручки ИП, при котором они могут признаваться плательщиками НДС (п. 9.6 Указа № 503): 441 000 BYN.

В 2019 году эта сумма составляла 420 000 BYN (п. 1.1, 1.2 ст. 113 НК).

✔Для того, чтобы плательщики, использующие труд инвалидов, могли применять освобождение от НДС, численность инвалидов среди всех работников должна соответствовать определенному установленному значению. Однако если прежде п. 1.16 ст. 118 НК был установлен обязательный лимит в 50 %, то Указом № 503 он снижен до 30 % (абз. 2 п. 5).

5. Налог на недвижимость

✔П. 1.17 ст. 228 НК была установлена льгота по налогу на недвижимость (освобождение) для научных организаций и научно-технологических парков. Однако, во-первых, она распространялась только на капитальные строения (здания, сооружения) и их части, принадлежащие указанным субъектам. И, во-вторых, срок ее предоставления ограничивался НК периодом до 1 января 2020 года.

Указ № 503 снял временные ограничения действия льготы, а также расширил круг объектов, на которые она распространяется (п. 7.1). Теперь в него также входят строения (здания, сооружения) и их части, переданные научным организациям и научно-техническим паркам в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

✔Для того, чтобы плательщики, использующие труд инвалидов, могли применять освобождение от налога на недвижимость, численность инвалидов среди всех работников должна соответствовать определенному установленному значению. Однако если прежде п. 1.5 ст. 228 НК был установлен обязательный лимит в 50 %, то Указом № 503 он снижен до 30 % (абз. 3 п. 5).

6. Земельный налог

✔Изменен порядок определения налоговой базы земельного налога на 1 января 2020 года для исчисления и уплаты земельного налога за 2020 год (по видам функционального использования участков) (п. 8 Указа № 503):

для жилой многоквартирной, жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в BYN на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением сложившегося индекса роста потребительских цен за 2018 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2019 и 2020 годы;

для общественно-деловой и производственной зон — в BYN на дату оценки этих зон, проиндексированных с применением прогнозного индекса роста потребительских цен на 2020 год.

Положения о порядке определения налоговой базы земельного налога на 1 января 2019 года для исчисления и уплаты земельного налога за 2019 год были закреплены в ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

✔Изменен размер кадастровой стоимости земельных участков, при которой в качестве налоговой базы земельного налога устанавливается площадь земельного участка (п. 6 ст. 240 НК).

Так, в 2020 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков (п. 9.1 Указа № 503):

    общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 8 159 BYN / га (в 2019 году — 7 770);

общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 5 439 BYN / га (в 2019 году — 5 180);

общественно-деловой зоны, за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 666 BYN / га (в 2019 году — 28 253);

производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 14 832 BYN / га (в 2019 году — 14 126);

рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 16 316 BYN / га (в 2019 году — 15 539);

жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 43 512 BYN / га (в 2019 году — 41 440);

жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 756 BYN / га (в 2019 году — 20 720).

✔Пунктом 9.2 Указа № 503 изменены ставки земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков, за исключением земель и земельных участков, указанных в п. 2–5 ст. 241 НК (п. 6 ст. 241 НК):

для общественно-деловой, производственной и рекреационной зон – 163,16 BYN / га (в 2019 — 155,39);

для жилой многоквартирной зоны — 10,88 BYN / га (в 2019 — 10,36);

для жилой усадебной зоны — 21,76 BYN / га (в 2019 — 20,72).

Ставка земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями и другими объектами (п. 3 ст. 241 НК) теперь составляет 0,92 BYN / га (в 2019 — 0,88).

✔П. 1.22 ст. 239 НК была установлена льгота по земельному налогу (освобождение) для научных организаций и научно-технологических парков. Однако, во-первых, она распространялась только на земельные участки указанных субъектов. И, во-вторых, срок ее предоставления ограничивался НК периодом до 1 января 2020 года.

Указ № 503 снял временные ограничения действия льготы, а также расширил круг объектов, на которые она распространяется (п. 7.2). Теперь в него также входят земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные научным организациям и научно-технологическим паркам в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.

К числу объектов, освобождаемых от акцизов (п. 1 ст. 151 НК), добавилось дизельное топливо, реализуемое (передаваемое) организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельскохозяйственным организациям и льнозаводам по перечням, формируемым областными исполнительными комитетами и согласованным с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Белорусским государственным концерном по нефти и химии (п. 9.5 Указа № 503).

8. Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

Пунктом 9.4 Указа № 503 изменена специфическая ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийных солей (абз. 2 ч. 4 ст. 257 НК): 5,3 BYN за добычу (изъятие) 1 тонны калийных солей (в 2019 — 5,04).

9. Упрощенная система налогообложения

Пунктом 10 Указа № 503 установлен размер валовой выручки, определяемой в порядке, установленном в гл. 32 НК («Налог при упрощенной системе налогообложения»), нарастающим итогом с начала 2020 года не более:

2019 2020
для применения организациями УСН с уплатой НДС 1 949 208 2 046 668
для применения ИП УСН с уплатой НДС либо без уплаты НДС 420 000 441 000
для применения организациями УСН без уплаты НДС 1 337 415 1 404 286
для перехода организаций на УСН с 1 января 2021 г. 1 465 565 1 538 843
для перехода ИП на УСН с 1 января 2021 г. 315 000 330 750
для применения положений п. 1 и ч. 1 пп. 2.3.1 п. 2 ст. 333 НК (лимит выручки для ведения учета в книге учета доходов и расходов) 738 000 774 900

С 11 января 2020 года ставка госпошлины за предоставление информации из ЕГР, установленная в п. 90 приложения 22 к НК, будет применяться в размере 50 % в случае предоставления выписки в электронном виде посредством веб-портала ЕГР, — то есть, теперь размер платы составит 0,5 БВ (13,5 BYN).

11. Выручка от реализации

Согласно п. 12 Указа № 503 для целей налогообложения не признается реализацией безвозмездная передача имущества (работ, услуг), переданного и принятого в соответствии с законодательством, РБ или ее административно-территориальным единицам в лице государственных органов и иных юридических лиц.

Эта норма вступила в силу с 11.01.2020 года, но распространяет свое действие на отношения, возникшие с 15.05.2019 года (аналогично вступлению в силу отдельных пунктов Указа от 10.05.2019 № 169 «О распоряжении государственным имуществом»).

12. Налоговая тайна

С 11 апреля 2020 года, согласно п. 14 Указа № 503, не признаются налоговой тайной сведения:

1) предоставляемые плательщику в отношении самого себя (в отношении категорий плательщиков по перечню, определяемому Совмином);

2) указанные в подп. 1.1–1.13 п. 1 ст. 29 НК:

о ФИО плательщика — физлица, в том числе ИП, наименовании и месте нахождения плательщика-организации;

разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

являющихся общедоступными, в том числе годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность организаций, опубликованная в соответствии с законодательством для всеобщего сведения;

об УНП, в том числе о дате его присвоения;

о дате уплаты лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, соответственно сбора за осуществление ремесленной деятельности и сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

о наименовании налогового органа по месту постановки на учет плательщика;

о нахождении плательщика в процессе ликвидации (прекращения деятельности), дате решения регистрирующего органа об исключении плательщика из ЕГР юридических лиц и ИП;

об уставном фонде (капитале) организации;

о нарушениях налогового и иного законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;

предоставляемых налоговым, правоохранительным или иным органам других государств в соответствии с международными договорами РБ;

предоставляемых государственным органам, иным организациям, а также межведомственной и другой комиссии, к компетенции которых относится осуществление административных процедур, в целях осуществления ими административных процедур;

предоставляемых участникам электронного взаимодействия в рамках программно-технического комплекса учета налоговых счетов-фактур (АИС «Учет счетов-фактур»);

о регистрации в качестве резидента СЭЗ, ПВТ, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

3) предоставляемые посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы в отношении организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП:

об уплачиваемых видах налогов, сборов (пошлин) и применяемых особых режимах налогообложения;

о среднесписочной численности работников;

содержащиеся в годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

С официальным комментарием МНС к Указу № 503 можно ознакомиться здесь.

Одним из налогов для юридических лиц является земельный налог. Он относится к местным сборам, поэтому сроки и ставки по нему устанавливаются региональными властями. Федеральным законодательством установлены лишь максимальные пределы суммы налога. Произошли ли изменения в 2021 году, узнаем из статьи ниже.

Законодательная база

Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:

  • в собственности;
  • в бессрочном постоянном пользовании.

Не платят земельный налог организации:

  • пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
  • в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.


Помимо освобождения от налогообложения для юридических лиц устанавливаются льготы по земельному налогу. Они подразделяются на два уровня:

1. Федеральные льготы. Ряд организаций попадают под налоговые послабления, установленные статьей 395 НК. К таким относятся:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные и судостроительные организации;
  • общественные организации, где не менее 80% сотрудников являются инвалидами;
  • организации народных художественных промыслов, занимающих производством народных изделий;
  • земельные участки занимаемые людьми или общиной, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • учреждения ФСИН России;
  • компании входящие в фонд инновационного научно-технологического центра;
  • компании, во владении которых находятся автомобильные дороги общего доступа.

2. Местные льготы. Все территориальные льготы устанавливаются нормативными актами муниципальных органов власти. Регионы вправе определять размер площади участка, с которого не будет исчисляться земельный налог.


Куда платить налог за землю для юридических лиц?

Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:

  • по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
  • уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.

Ставка налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:

Налоговая ставкаКатегории земель
0,3 %ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
Земли сельхозназначения.
Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности.
1,5 %Все участки, не отнесенные к категориям выше.

Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.

Как посмотреть? Пошаговая инструкция:

Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).

Расчет земельного налога + калькулятор

Формула расчета земельного налога установлена п.1 ст.396 НК и представляет собой результат применения налоговой ставки к кадастровой стоимости участка земли.


Квартальный платеж рассчитывается в случае установления такого порядка по следующей формуле:


Кадастровая стоимость участка для расчета годовой суммы сбора принимается на 1 января года, по которому производится его исчисление (01.01.2021 год). Организации самостоятельно определяют налоговую базу для исчисления налога.

Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру. Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН.

Принадлежность участка земли, которым владеет юридическое лицо, к категории, где установлено налогообложение по указанным ставкам, можно уточнить по выписке из ЕГРН либо документам о праве собственности.

Исчисляется и уплачивается в бюджет налог ежегодно разово или авансовыми платежами. Во втором случае это должно быть отражено в нормативно-правовых актах органов власти муниципалитета по месту нахождения участка и итоговая сумма к уплате станет разницей между годовым налогом и уже внесенным авансам.

Юридическому лицу на правах собственности принадлежит участок земли под автомобильной стоянкой. Кадастровая стоимость его определена на 1 января 2019 года в размере 35 млн.рублей. Налоговая ставка установлена территориальными властями в размере 0,2 %.

Годовая сумма налога составит:

35 млн. рублей × 0,2% = 70 000 рублей.

Организацией произведены авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2019 года в сумме 17 500 рублей ежеквартально.

В итоге на конец года организации необходимо доплатить в бюджет:

70000 – (17 500 × 3) = 17 500 рублей.

Подсчет не полного года и месяца. Если организация владела участком земли не полный календарный год, то расчет налога производится пропорционально количеству месяцев фактического владения. Тогда для исчисления сбора его полная сумма делится на 12 месяцев и умножается на полученное количество месяцев. При этом следует учитывать, что за полный месяц берется период владения, исходя из следующих условий:

  • приобретение участка до 15 числа текущего месяца устанавливает этот месяц полным для расчета налога;
  • месяц приобретения права после 15 числа не включается в формулу расчета.

Аналогично применяется подсчет месяцев, если право на землю утрачено.

Как уменьшить налог на землю для юридического лица?

При изменении кадастровой стоимости земли в течение календарного периода организация вправе уменьшить налог. Однако, будет принята во внимание причина снижения стоимости, которую необходимо документально разъяснить органам ИФНС.

Причина 1. Снижение стоимости произошло по судебному решению

Снизить налог возможно только после того, как решение будет вынесено, вступит в законную силу и информация будет внесена в ЕГРН. Тогда организация сможет пересчитать сбор с начала года по основаниям аб.6 п.1 ст.391 НК, когда было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Прежде, чем подавать заявление в налоговую инспекцию, необходимо запросить выписку из ЕГРН и убедиться в том, что стоимость снижена.

Организация может снизить арендные платежи в случае, когда земля передана по договору аренды и земельный налог является компенсацией собственнику. При изменении стоимости участка снижается сумма сбора и дает право откорректировать размер арендной платы.

При этом перед обращением в суд за снижением кадастровой стоимости необходимо заручиться письменным согласием на это от собственника земли. Договор об аренде можно переподписать в новой редакции или составить дополнительное соглашение к текущему.

Причина 2. Обнаружены ошибки в ЕГРН и стоимость земли снижена после их исправления

К земельному участку могла применяться завышенная стоимость вследствие ошибок технического или иного характера. После их исправления и отражения в ЕГРН новых сведений организация вправе обратиться в налоговые органы с декларациями, уточняющими сумму налога за все периоды, когда действовала ошибочная стоимость земли. Эта норма закреплена абз.5 п.1 ст. 391 НК).

К декларациям следует приложить пояснения, а также копии выписок из ЕГРН. Налоговая инспекция в рамках межведомственного взаимодействия уточнит в Росреестре причины расхождений и сверит полученные данные с декларациями, представленными организацией.

Причина 3. Стоимость земли изменилась по инициативе местной власти

При обнаружении недостоверных сведений территориальный орган власти вправе уточнить кадастровую оценку земли. Ее снижение дает возможность компании откорректировать земельный налог.

Здесь следует иметь на руках документ, содержащий дату действия новой оценочной стоимости. Только от нее возможно отталкиваться при подаче пояснения в налоговый орган. Снизить налог за предыдущие периоды организация сможет только при указании соответствующей даты.

Сроки уплаты

Сумма земельного налога вносится организацией в бюджет в сроки, установленные нормативными актами территориальной власти, но не ранее даты представления декларации по годовым итогам. Сроки можно уточнить, обратившись к электронному сервису ФНС.


При попадании срока на нерабочий день он переносится на ближайший рабочий и перечисление земельного сбора в эту дату не станет ошибкой, влекущей применение штрафных санкций.

Если местными властями установлен поквартальный (авансовый) режим уплаты земельного налога, то порядок и сроки прописываются в соответствующих нормативных документах. Как правило, крайним сроком уплаты сбора устанавливается последний день месяца, идущего следом за отчетным кварталом.

Для примера рассмотрим сроки уплаты аванса, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74.

Период уплаты земельного налогаСрок уплаты налога для юр. лиц
1 квартал 202030.04.2020
2 квартал 202031.07.2020
3 квартал 202031.10.2020
за 2020 год03.02.2021

Чем грозит нарушение сроков уплаты?

Соблюдение сроков уплаты налогов является обязанностью организаций. В случае нарушения, когда юридическое лицо допустило просрочку платежа, налоговый орган вправе взыскать с него пени. Они начисляются в соответствии со статьей 75 НК за каждый календарный день, превышающий установленный срок.

По итогам года налоговая инспекция с нерадивой организации взыщет штраф по ст.122 НК, подлежащего к уплате в бюджет. Размер его составляет:

  • 20% от суммы налога при неумышленном ошибке;
  • 40% от суммы налога при умышленном ошибке.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

С 1 января 2019 г. действует новая редакция Налогового кодекса (НК–2019). Рассмотрим основные изменения и дополнения, внесенные в порядок исчисления и уплаты организациями земельного налога.

Изменения в порядке определения налоговой базы

Как и ранее, в большинстве случаев в качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется земельный налог. Кадастровая стоимость определяется в белорусских рублях и зависит от целевого назначения земельного участка (вида оценочной зоны) .

Вместе с тем, если кадастровая стоимость земельного участка за гектар небольшая (менее установленного порога), в качестве налоговой базы выступает площадь земельного участка.

С 2019 года изменен установленный порог в отношении земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций. Так, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7770 белорусских рублей за гектар, земельный налог нужно рассчитывать исходя из площади земельных участков. Ранее порог составлял 5180 белорусских рублей за гектар .

Что касается земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений и иных объектов, а также земельных участков других оценочных зон, то корректировка установленного порога в отношении них не проводилась .

В 2019 году предусмотрен следующий порядок определения налоговой базы :

— для участков, относимых к общественно-деловой зоне, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;

— для участков производственной зоны устанавливается кадастровая стоимость земельного участка в белорусских рублях, полученная путем пересчета действующей на 01.01.2018 кадастровой стоимости этой зоны, определенной в долларах США, по официальному курсу Нацбанка на 01.01.2016, проиндексированной на сложившийся индекс роста потребительских цен за 2017 год и прогнозные индексы роста потребительских цен на 2018 и 2019 годы;

— для участков жилой многоквартирной, жилой усадебной, включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы, и рекреационной зон устанавливается кадастровая стоимость в белорусских рублях, проиндексированная на прогнозные индексы роста потребительских цен на 2018 и 2019 годы.

Подчеркнем, что плательщикам земельного налога, как и прежде, не требуется самостоятельно определять кадастровую стоимость земельного участка. Сведения о ней по состоянию на 01.01.2019 можно получить из регистра стоимости Национального кадастрового агентства .

Новшества в порядке установления ставок земельного налога

Сразу отметим, что в НК–2019 изменена структура главы «Земельный налог». В частности, порядку определения ставок земельного налога отведена одна общая статья . Напомним, что ранее ставки налога устанавливались ст. 196 — 201 НК в разрезе категорий земель.

Сохранен прежний порядок определения ставок земельного налога исходя из налоговой базы. К кадастровой стоимости земельного участка применяют ставку в процентах от нее, а к его площади — фиксированную сумму за гектар .

Однако в отношении некоторых земельных участков произведена корректировка размера ставок налога.

Так, для земельных участков общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, по которым в качестве налоговой базы применяется его кадастровая стоимость, установлена ставка в размере 2% (ранее — 3%) .

Кроме того, проведена ежегодная индексация ставок налога на сельхозземли сельхозназначения и средних ставок налога по районам республики. Как и ранее, такие ставки предусматриваются в соответствующих приложениях к НК .

Также увеличена ставка налога на земли сельхозназначения, занятые капстроениями и другими объектами, с 0,84 до 0,88 белорусских рублей за гектар .

Введение новых коэффициентов к ставке земельного налога

Введены коэффициенты к ставке налога в отношении земельных участков (их частей), на которых расположены капстроения (здания, сооружения), их части (далее — капстроение), возведенные организациями после 1 января 2019 года .

Так, при исчислении земельного налога по указанным земельным участкам в течение второго — пятого годов с момента приемки капстроений в эксплуатацию применяются дифференцированные коэффициенты к годовой ставке:

Размер коэффициента к ставке Период с момента приемки капстроения в эксплуатацию
0,2 В течение второго года (12 месяцев)
0,4 В течение третьего года (12 месяцев)
0,6 В течение четвертого года (12 месяцев)
0,8 В течение пятого года (12 месяцев)

Обращаем внимание, что с 2019 года земельные участки (их части), на которых расположены впервые введенные в действие капстроения, освобождаются от земельного налога в течение одного года с даты приемки этих капстроений в эксплуатацию . Такая льгота ранее не применялась.

На заметку
С 2019 года не применяется увеличение ставки земельного налога :
— в 2 раза — в случае нахождения на земле сверхнормативного объекта строительства;
— 10 раз — в случае нарушения порядка землепользования (несвоевременный возврат земли, полученной во временное пользование; самовольное занятие земли; ее нецелевое использование).

Новый порядок установления коэффициентов к ставке налога по решениям местных Советов депутатов

Местным Советам депутатов сохранено право на увеличение (уменьшение) ставок земельного налога отдельным категориям плательщиков. При этом в качестве местных Советов депутатов выступают областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Мингорсовет . Предусмотрен особый порядок установления коэффициентов:

Отчетный год Коэффициент увеличения (уменьшения) ставок налога
2019 До 2,5 раз
2020 и последующие годы До 2 раз

На заметку
Решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок земельного налога, принятые до 01.01.2019, применяются в 2019 году без учета норм п. 10 ст. 241 НК–2019. При подготовке таких решений на 2020 год они подлежат приведению в соответствие с данной нормой .

Кроме того, действующий перечень организаций, на которые не распространяются решения местных Советов депутатов об увеличении ставок земельного налога, дополнен .

Так, с 2019 года увеличивающий коэффициент не будет применяться в отношении таких плательщиков, как:

— организации, признанные банкротами, в процедуре ликвидации;

— унитарные предприятия и учреждения общественных объединений инвалидов.

Также увеличение ставок по решениям местных Советов депутатов не предусматривается в отношении земельных участков, по которым к ставке налога применяются дифференцированные коэффициенты.

На заметку
Местным Советам депутатов отменено право на увеличение (до 10 раз) ставки земельного налога за земельные участки, на которых расположены неиспользуемые (неэффективно используемые) капстроения .

Изменения в порядке исчисления земельного налога бюджетными организациями

Как и ранее, бюджетные организации, передавшие в аренду капстроения, признаются плательщиками земельного налога за земельные участки, на которых находятся эти капстроения. Исключение составляют определенные случаи .

Вместе с тем порядок исчисления налога в такой ситуации изменен. Так, с 2019 года бюджетные организации смогут исчислять земельной налог с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи капстроения в аренду. Ранее им приходилось это делать начиная с 1-го числа месяца сдачи в аренду .

Кроме того, с 2019 года предусмотрено, что если дата передачи в аренду капстроений и дата их возврата приходятся на один и тот же календарный месяц, то бюджетные организации не будут признаваться плательщиками земельного налога .

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 2 декабря 2013 г. N 9/61318

РЕШЕНИЕ КРИЧЕВСКОГО РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ
13 ноября 2013 г. N 33-4

О СТАВКАХ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ

(в ред. решений Кричевского райсовета от 21.11.2014 N 8-5,
от 05.02.2015 N 11-2, от 18.03.2015 N 14-4, от 18.12.2017 N 52-4,
от 21.11.2018 N 10-3)

На основании статей 188 и 201-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) Кричевский районный Совет депутатов РЕШИЛ:

1. Увеличить ставки налога на недвижимость и земельного налога в два с половиной раза для организаций, за исключением:

(в ред. решения Кричевского райсовета от 05.02.2015 N 11-2)

организаций жилищно-коммунального хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги по субсидируемым государством тарифам (ценам) на эти услуги для населения;

(в ред. решения Кричевского райсовета от 21.11.2014 N 8-5)

организаций, получающих субсидии из районного бюджета на покрытие части затрат по обеспечению городских и пригородных пассажирских перевозок, на покрытие убытков от издания газет и их реализации по ценам ниже себестоимости;

бюджетных организаций в случае сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей;

организаций потребительской кооперации;

организаций, в отношении которых принято решение об открытии ликвидационного производства;

жилищно-строительных кооперативов; молодежно-жилищно-строительных кооперативов; гаражных кооперативов; гаражно-строительных кооперативов; потребительских гаражно-строительных кооперативов; потребительских гаражных кооперативов; потребительских кооперативов; потребительских жилищных кооперативов; жилищно-строительных потребительских кооперативов; коллективов индивидуальных застройщиков;

организаций, по объектам сверхнормативного незавершенного строительства;

организаций, по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, неиспользуемым (неэффективно используемым), по перечню, утверждаемому ежегодно до 1 января каждого налогового периода Могилевским областным Советом депутатов или по его поручению Могилевским областным исполнительным комитетом в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь;

организаций за земельные участки:

занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства;

занятые капитальными строениями (зданиями, сооружениями), их частями, неиспользуемыми (неэффективно используемыми), определяемыми в соответствии с абзацем девятым пункта 1 настоящего решения;

организаций, в отношении которых районным Советом депутатов приняты решения о неприменении повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и (или) земельного налога, неувеличении и (или) снижении ставок налога на недвижимость и (или) земельного налога, освобождении от налога на недвижимость и (или) земельного налога;

коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности Могилевской области, которые имеют на праве хозяйственного ведения местные автомобильные дороги общего пользования, в 2018 - 2020 годах.

(абзац введен решением Кричевского райсовета от 18.12.2017 N 52-4; в ред. решения Кричевского райсовета от 21.11.2018 N 10-3)

1-1. Увеличить ставки земельного налога для физических лиц в два с половиной раза.

Увеличить ставки налога на недвижимость для:

физических лиц, имеющих объекты налогообложения в сельской местности, - в полтора раза;

физических лиц, имеющих объекты налогообложения в городе Кричеве, - в два раза;

абзац исключен с 1 января 2019 года. - Решение Кричевского райсовета от 21.11.2018 N 10-3;

физических лиц и индивидуальных предпринимателей по зданиям и сооружениям, в том числе не завершенным строительством, предназначенным и (или) используемым в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению в сельской местности и имеющих сеть (два или более) сельских комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг, - в два с половиной раза.

(п. 1-1 введен решением Кричевского райсовета от 18.03.2015 N 14-4)

2. Уменьшить ставки налога на недвижимость и земельного налога в два раза для организаций, оказывающих бытовые услуги населению в сельской местности и имеющих сеть (два и более) комплексных приемных пунктов по приему заказов на оказание бытовых услуг, и получающих субсидии за счет средств районного бюджета.

2-1. Уменьшить в 2018 - 2020 годах ставки налога на недвижимость и земельного налога в два с половиной раза для коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится в собственности Могилевской области, которые имеют на праве хозяйственного ведения местные автомобильные дороги общего пользования.

(п. 2-1 введен решением Кричевского райсовета от 18.12.2017 N 52-4; в ред. решения Кричевского райсовета от 21.11.2018 N 10-3)

3. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2014 г.

Читайте также: