Земельно налоговая реформа мэйдзи

Опубликовано: 15.05.2024

Эпоха Мэйдзи превратила Японию из отсталой аграрной страны в могущественное государство с растущими темпами производства и увеличивающейся милитаристской мощью.

Хоть соотечественники и обожествляли императора Японии, на деле он был номинальной фигурой. Реальная власть принадлежала полководцу — сёгуну. И более 200 лет Японией правил клан Токугава. Императоры же посвящали себя изучению наук и искусств, а также соблюдению обрядов, которые были призваны защищать страну. Дворец они практически никогда не покидали и о реальной жизни своих подданных знали мало. Между тем, в середине XIX века Японии грозило превращение в полуколонию из-за заключенных торговых договоров с европейцами. Япония отставала от Старого Света в военном, экономическом и социальном плане, а действия правительства сёгуна вызывали все большее недовольство элит.

Мэйдзи, или эпоха реформ

Тогда последний сёгун Ёсинобу нашел выход в том, что вернул реальные полномочия императору. В 1867 году власть перешла к 15-летнему императору Муцухито. Время его правления получило название Мэйдзи или «эпоха реформ». Ёсинобу не ожидал получить от юного монарха и его сторонников реальный отпор. Сёгун полагал, что формальное отстранение позволит его клану Токугава сохранить власть. Но новое правительство, состоявшее из противников Ёсинобу, от имени императора упразднило сёгунат, а сёгуна лишило земель и всех титулов. Он удалился из Киото и стал собирать армию. В Японии началась гражданская война. Продлилась она чуть более года, не повлекла за собой больших жертв и закончилась поражением сторонников сёгуната. Кстати, сам Ёсинобу не особенно пострадал — его заключили под домашний арест, который, впрочем, потом сняли, ему вернули ряд привилегий, а в 1902 году даже пожаловали титул герцога и дали место в парламенте. Свои последние годы бывший сёгун посвятил фотографии, игре в го, стрельбе из лука, езде на велосипеде и охоте.

Император Муцухито: клятвы пяти пунктов

Сёгун Токугава Ёсинобу.

Сёгун Токугава Ёсинобу. Источник: wikipedia.org

Император Муцухито уже через три месяца своего правления объявил программу, которая и послужила началом кардинальных перемен в жизни Японии. Программа получила название «Клятвы пяти пунктов» и гласила:

1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Новым для Японии была не только программа правителя, но и его поведение. Император стал появляться на публике, покинул дворец, чтобы лично возглавить войско, путешествовал по стране. В 1868 году он переименовал город Эдо в Токио («восточная столица»), а 15 октября был коронован в Киото. После церемонии и провозглашения новой эпохи Муцухито отправился в Токио и, встречаясь с населением, щедро угощал их сакэ. В 1889 году Токио был провозглашен столицей.

3.jpg

Теперь правителю предстояло заняться изменениями в стране, чтобы она могла конкурировать с европейскими государствами. Управлял Японией государственный совет министров, был введен пост премьер-министра. Император присутствовал на заседаниях, но редко выступал, доверяя своим подчиненным. Кроме сёгуната была упразднена и прежняя система административного деления. Вместо княжеств вводились 72 префектуры. Князья (даймё) должны были отдать земли императору добровольно, в противном случае их отнимали силой.

В 1868 году были уничтожены цехи и гильдии, японцам предоставили свободу выбирать себе профессию. Население могло беспрепятственно передвигаться по стране, вводилось равенство всех сословий перед законом, устанавливался единый поземельный налог, армия стала перестраиваться на европейский манер. Бывшие княжеские войска, состоявшие из самураев, теперь подчинялись военному министру, милитаризация страны шла быстрыми темпами, вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет. Отдельно от армии была организована полиция.

Развивалось сообщение внутри страны, была построена первая железная дорога между Токио и Иокагамой, между этими же городами в 1877 году была проведена телефонная линия. В Японии приняли закон об образовании, который вводил школы по французскому и немецкому образцу, — теперь мальчики и девочки учились вместе. В Японии открывались университеты, создавались педагогические институты. Была проведена земельная и налоговые реформы, полным ходом шла индустриализация.

Аллегория борьбы нового и старого, картина около 1870 г.

Аллегория борьбы нового и старого, картина около 1870 г. Источник: wikipedia.org

Жизнь японцев изменилась. На смену деревянным домам пришли каменные, появилась мода на европейскую жизнь и стиль одежды. В 1872 году Япония перешла на григорианский календарь. В крупных городах возникали газеты и журналы. Япония развивалась и обретала могущество, постепенно она стала требовать пересмотра ранее заключенных кабальных торговых договоров на международной арене. Закономерным итогом многочисленных реформ правительства Мэйдзи стал проект Конституции. Документ не только определял статус императора и органов власти, но также закреплял перечень прав и свобод обычных граждан. Конституция вступила в силу в 1890 году.

Эпоха Мэйдзи оказалась для Японии переломной. Из отсталой аграрной страны империя превратилась в государство, которое могло конкурировать с европейскими державами на равных и даже диктовать свои условия. Мэйдзи заложил путь развития страны вплоть до Второй мировой войны. Все это стало возможным благодаря руководству императора Муцухито. Он скончался 30 июля 1912 года и лучше всего о нем написала газета «Нью-Йорк Таймс», охарактеризовав итоги революции и всех последующих лет: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней — новая Япония».

Реставрация Мэйдзи — это ряд политических, военных и социально-экономических преобразований в Японии 1868—1889 годов, превративший феодальную страну в одну из ведущих держав мира.

Она являлась переходом от системы управления в форме сёгуната к правлению императора Муцухито и его правительства.

Правительство

В феврале 1868 года Императорское правительство заявило иностранным государствам, что отныне оно является легитимным. Император 6 апреля 1868 издал Клятву Пяти пунктов, изложив в ней основные принципы политического курса.

  • коллегиальное управление;
  • участие сословий в разработке решений;
  • отказ от ксенофобии и соблюдение норм международного права;
  • открытость миру для получения новых знаний.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реставрация Мэйдзи 440 руб.
  • Реферат Реставрация Мэйдзи 280 руб.
  • Контрольная работа Реставрация Мэйдзи 190 руб.

11 июня 1868 была утверждена новая структура правительства. В Конституции США японцы заимствовали формальное разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Чиновников обязали переизбираться каждые 4 года.

В сентябре 1868 года город Эдо был переименован в Токио, а в октябре был принят девиз правления — Мэйдзи. 3 сентября 1869 Император перенес столицу из Киото в Токио.

Несмотря на обновления в системе управления, правительство не спешило реформировать общество. 7 апреля 1868 оно опубликовало пять объявлений, в которых изложило традиционные положения, базировавшиеся на конфуцианской морали. Правительство призывало граждан слушаться начальников, уважать старших, быть верными в браке, запретило общественные организации, митинги, исповедание христианства.

Административная реформа

Для формирования унитарной Японии была необходима ликвидация федералистского устройства. Во время гражданской войны правительство конфисковало владения сёгуната, которые были разделены на префектуры. Но территории княжеств остались вне контроля. 20 января 1869 года четыре проправительственных даймё подали обращение, в котором говорилось, что всё принадлежит Императору. В феврале 1869 года чиновники предложили Императору подчинить их территории правительству. На предложение согласились даймё из Сацумы, Тосы, Тёсю и Хидзэна, вернувшие монарху земли вместе с населением. В июле 1868 года правительство приказало другим дайме сделать то же самое, что и было осуществлено без сопротивления. Лишь двенадцать князей не передали добровольно реестры земель, но в дальнейшем они подчинились приказу.

В обмен на земли князья становились главами представительств центрального правительства в регионах и получали жалование. Хотя земли отошли к государству, сами ханы отменены не были. Даймё сохраняли право сбора налогов и формирования войск на вверенных землях, оставаясь, таким образом, полуавтономными. Такая половинчатая политика вызвала в регионах недовольство. 29 августа 1871 года правительство провозгласило учреждение вместо ханов префектур. Даймё переселили в Токио, а на их места назначили зависимых губернаторов. К 1888 году количество префектур было сокращено с 306 до 47, Хоккайдо был выделен особым округом, к префектурам были приравнены города Токио, Киото и Осака.

Правительственная реформа

За основу новой вертикали исполнительной власти была взята структура правительства Японии VIII века. С 15 августа 1869 правительство разделилось на три палаты.

Главная палата имела функции кабинета министров. В неё входили большой государственный министр, правый и левый министры, советники. Левая палата была законодательным органом. В состав правой палаты входили восемь министерств. Большую часть постов в правительстве заняли выходцы из княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн.

Военная реформа

Важнейшей задачей императорского правительства была организация новой боеспособной армии. Состоявшие из самураев войска княжеств были переподчинены военному министерству. 10 января 1873правительство ввело всеобщую воинскую повинность. Все мужчины, достигшие 20 лет, обязаны были проходить армейскую службу независимо от социального происхождения. Освобождались только главы семей и их наследники, студенты, чиновники, студенты и лица, уплатившие откуп в 270 иен.

Одновременно были созданы подразделения полиции. До 1872 они подчинялись Министерству юстиции, а затем Министерству внутренних дел.

Социальные реформы

Императорское правительство проводило активную социальную политику. 25 июня 1869 было образовано два привилегированных сословия — титулованное и нетитулованное дворянство. В первое вошли столичные аристократы и бывшие даймё, во второе — среднее и мелкое самурайство. Таким способом правительство попыталось преодолеть противостояние самураев и аристократов и ликвидировать средневековую модель «господин — слуга».

Также императорская власть объявила о равенстве крестьян, ремесленников и купцов, независимо от занятий и должностей. В 1871 году правительство приравняло к ним париев, подвергавшихся дискриминации в период Эдо. Простонародью разрешили иметь фамилии, которые прежде были исключительно у самураев, а знати дозволялись межсословные браки. Были отменены ограничения на поездки и смену профессии.

Дворянство полностью находилось на государственном обеспечении. Оно получало ежегодную пенсию, составлявшую 30 % бюджета страны. Для ослабления такого финансового бремени в 1873 году правительство опубликовало «Закон о возвращении пенсий Императору», обязавший дворян отказаться от получения пенсий в обмен на единовременные премии. Но проблема не была решена, а долг по выплатам пенсий рос, поэтому власти в 1876 году окончательно отменили их начисление и выплаты. Правовая разница между самураями и простонародьем исчезла. Для обеспечения существования часть привилегированного сословия стала служащими: клерками, полицейскими или учителями. Многие занялись сельским хозяйством. Те, кто подался в коммерцию, быстро обанкротились из-за отсутствия навыков. Для спасения самурайства правительство выделило субсидии и поощряло освоение полудикого Хоккайдо.

Но этих мер оказалось недостаточно, что в будущем стало причиной беспорядков.

Земельно-налоговая реформа

Для проведения модернизация требовалось создание надежной финансовой системы. Главным источником пополнения казны был натуральный оброк, который японские крестьяне веками платили господам. После ликвидации княжеств, правительство взяло их долговые права и обязательства на себя, поэтому пополнять казну деньгами было крайне сложно. Поэтому правительство взялось провести земельную и налоговую реформы.

В 1871 году власти разрешили создавать на нетронутых землях новые пахотные участки, а в следующем 1872 отменили запрет на продажу земли и признали существование частной собственности. Собственники получили сертификаты на владение землёй с указанием цены участка. Система таких сертификатов ликвидировала общинную форму землевладения. 28 июля 1873 правительство начало земельно-налоговую реформу, завершенную в 1880 году. В результате вместо нестабильного урожая новым критерием налогообложения стала цена на землю, а собственники участков превратились в налогоплательщиков. Налог в размере 3 % от стоимости участка следовало платить деньгами. Территории, которые использовались общиной, были огосударствлены. Такие преобразования обеспечили наполнение казны и способствовали развитию в регионах товарно-денежных отношений. Однако они вызвали социальную дифференциацию и увеличили бремя налогов на селе, став причиной крестьянских волнений.

При вступлении на трон нового микадо Японии Муцухито (1867-1912) мятежные князья добились восстановления императорской власти. Период его пребывания у власти получил название Мэйдзи («про­свещённое правление»), поэтому преобразования той эпохи вошли в историю под названием «Реставрация Мэйдзи», или Революция Мэйдзи.

Самураи клана Сацума, боровшиеся на стороне императора против режима сёгуната

Политические реформы

«С 1853 г. наша страна находилась в небывало тяжёлом положении, — говорилось в манифесте микадо. — Поэтому сейчас мы приняли следующее ре­шение: восстановить императорскую власть и создать основу возро­ждения национального престижа государства». В 1868 г. войска по­следнего сёгуна были разгромлены, а бывшая столица сёгуната г. Эдо переименована в Токио. Муцухито принёс клятву в том, что все «плохие обычаи прошлого будут упразднены» и что знания «бу­дут заимствоваться во всём мире, и таким путём основы империи бу­дут упрочены».

В 1877 г. был подавлен последний саму­райский мятеж, что ознаменовало окон­чательную победу нового строя. В начале 1870-х гг. в Японии зародилось «движение за свободу и народные права», положив­шее начало политической деятельности в западном смысле слова.

Конституция

В следующее де­сятилетие появились первые политиче­ские партии, ставившие целью установле­ние конституционного строя. В 1889 г. микадо даровал своему наро­ду конституцию, учреждавшую в Японии подобие парламента, при этом избирательные права получило ничтожное меньшинство насе­ления. Конституцию дополнил рескрипт 1890 г. о народном воспи­тании, который утверждал необходимость личной преданности ка­ждого японца микадо.

Экономические реформы

«Реставрация Мэйдзи» сопровождалась глубокими экономическими реформами. Были ликвидированы старинные корпорации ремесленников и торговцев, разрешена свободная тор­говли, правительство поощряло развитие промышленности, была введена современная денежная единица — иена.

Общественные (социальные) реформы

В 1871 г. Муцухито провозгласил курс на построение «просве­щённой цивилизации», основанной на принципе «восточная мо­раль — западная техника». В Японии отменялась прежняя сословная иерархия, всё население делилось на три новых сословия: высшая аристократия, дворянство и «простой народ», которые обладали формальным равенством перед законом. Административная ре­форма ликвидировала прежние княжества, власть на местах пере­ходила к губернаторам, назначаемым микадо.

В 1872 г. микадо и его приближённые впервые появились на пуб­лике в европейских костюмах. В следующем году микадо остриг во­лосы, отказавшись от традиционной национальной причёски, его примеру последовало большинство японцев. Одежда, питание, вся повседневная жизнь японцев в её внешних проявлениях постепен­но перестраивались на европейский манер.

Военная реформа

Военная реформа 1872 г. вводила всеобщую воинскую повинность, вооружённые силы стали формироваться на основе иностранного опыта.

Образовательные реформы

В Японии бы­ло введено всеобщее и обязательное образование. Закон о школь­ной реформе гласил: «Ни одна семья ни в городе, ни в деревне не должна остаться не охваченной образованием. Этого требуют инте­ресы укрепления государства».

В стране создавались школы и специальные учебные заведения по западному образцу, публиковались переводы иностранных работ по всем отраслям зна­ний, появилась периодическая печать, способствовавшая дальней­шему распространению западных знаний и идей.

Аграрная реформа

Одновременно началась также важ­нейшая аграрная реформа, земля превратилась в частную собствен­ность и подлежала свободной продаже. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Промышленные реформы

Линия Токио — Киото положила начало железнодорожному строительству в Япо­нии, было налажено пароходное сообщение и телеграфная связь с зарубежными странами, внутри страны появилась современная почтовая служба. Политика поощрения национальной промышлен­ности предусматривала строительство на государственные средст­ва «образцовых заводов» во всех основных отраслях. С этих пред­приятий началось возвышение таких компаний (дзайбацу), как «Мицубиси», получивших впоследствии всемирную известность.

К середине XIX века власти Японии столкнулись с ситуацией относительной отсталости и неспособности обеспечить национальную безопасность страны. В этих условиях элита была вынуждена пойти на радикальные изменения социально-экономического строя Японии. Первоочередную роль в этом процессе сыграла земельно-налоговая реформа, которая позволила правительству централизовать управление и организовать финансовое обеспечение начального этапа индустриализации страны. В настоящей статье авторами предпринята попытка проанализировать земельно-налоговую реформу, проведенную в Японии в эпоху Мэйдзи, а также ее значение для дальнейшего социально-экономического развития государства.

Статья описывает формирование и реализацию японской государственной научной политики как национальной программы развития японского общества. Этот процесс рассматривается на протяжении 30 лет - с 1970 по 2000 годы, с периодизацией этапов - десятилетий. Анализ данного опыта имеет конкретное практическое значение для нашей страны, которая на всех уровнях власти провозгласила направление на развитие научного и информационного общества. Главную ценность этот процесс представляет с точки зрения планирования, стратегии, а также практик и технологий осуществления

В книгу известного востоковеда и буддолога Маринуса Виллема де Фиссера (1875-1930) вошли его работы по японскому фольклору: «Тэнгу», «Собака и кошка», «Лиса и барсук».

В статье отмечается, что анализ финансовой политики Японии актуален в связи с тем, что развитие финансового кризиса в этой стране, начавшегося в конце 1980-х гг., сходно с картиной мирового кризиса 2007-2009 гг. и может быть эталоном для сравнения и прогнозирования. Статья посвящена анализу особенностей финансовой модели, сформировавшейся в Японии к началу нынешнего мирового финансового кризиса и повлиявшей на его течение в стране, основных направлений финансовой политики в 2008-2009 гг. и проблем ее реализации.

Книга известного искусствоведа и востоковеда Евгения Штейнера предназначена для «медленных путешественников», которым интересны культурные контексты, мелкие бытовые реалии, за которыми открывается традиционное миропонимание, или философские рассуждения на тему «своего и чужого». Книга состоит из разделов «Дома и люди», «Повадки и нравы», «Русские и русское в Японии» и «По городам и храмам Японии».

Настоящий сборник составлен на основе материалов 20-й ежегодной конференции "История и культура Японии", состоявшейся в феврале 2018 г. в Российском государственном гуманитарном университете и Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики". В сборник вошли статьи по истории Японии, ее религиям, литературе, философии, кинематографу, а также материалы по истории отношений между Японией и Россией и переводы нескольких памятников японской словесности.

Впервые за весь послевоенный период США начинают утрачивать лидерство в многосторонних торговых переговорах, перемещая акцент на региональное и двустороннее сотрудничество. Важнейшими причинами этого являются тупиковая ситуация на переговорах Дохийского раунда в рамках ВТО, где Соединённым Штатам приходится считаться с возросшим влиянием Китая, Индии, Бразилии. Однако именно сейчас многосторонняя торговая система как никогда нуждается в сильном лидерстве, чтобы противостоять растущему регионализму и сложности принятия решений среди 153 членов ВТО путём консенсуса и другим вызовам.

Выдающийся просветитель Фукудзава Юкити (1834-1901 гг.) своими глазами увидел жизнь на Западе в то время, когда Япония только приоткрыла свои границы перед внешним миром. Это дало право Фукудзава резко осуждать японские обычаи: его идеи коснулись многих вопросов, в том числе и гендерных. Отдельные работы Фукудзава посвятил положению женщин в обществе и призывал к кардинальным изменениям в отношениях между мужчиной и женщиной и в обычаях, касающихся семьи и брака. Фукудзава Юкити подверг критике идеалы предшествующей эпохи Токугава. Наглядным примером служит сказка о «Неполноценной девочке», написанная Фукудзава в 1872 году. В этой сказке то, что раньше называлось идеалом красоты, теперь воспринимается как изъян, то, что считалось обязательным в соответствии с нормами этого общества, теперь кажется абсолютно напрасным и подвергается осуждению.

Воздействие интеллектуалов на власть в период модернизации было очень мощным во всех трех странах. Роль интеллектуалов-Авторов во Франции и Японии огромна, именно они артикулировали и наполняли смыслами социальное недовольство. Без Сартра, Лакана, Делёза и других Авторов, скорее всего, не было бы мая 1968 года. А в Японии социально-политические изменения начиная с конца XIX века как раз и стали причиной появления интеллектуалов- Авторов. С этого момента они, так или иначе, воздействовали на все процессы, протекавшие в стране. Для Польши характерна иная ситуация. Авторов здесь в чистом виде практически не было, и роль медиатора взяла на себя категория публичных интеллектуалов, оказавших решающее воздействие на социально-политические процессы в стране. Таким образом, можно отметить, что интеллектуалы играют важную роль в процессе модернизации стран с различными экономическими, культурными и социально-политическими особенностями развития, но их влияние в каждой из стран проявляется по-разному в зависимости как от характеристик этапов модернизации, так и от конфигурации политических сил, а также от социальной структуры и господствующих ценностей и установок. Интеллектуалы сами по себе не могут повернуть ход процесса модернизации, но в те или иные критические моменты они способны существенно на него повлиять.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Налоговая реформа японской земли 1873 г., или chisokaisei ( 地租改正 ) была начата в правительстве Мэйдзи в 1873 году, или шестой год периода Мэйдзи . Это была серьезная реструктуризация предыдущей системы налогообложения земли и впервые в Японии было установлено право частной собственности на землю .

Содержание

  • 1 Предыдущая система земельного налогообложения
  • 2 Объявление реформы
  • 3 Изменения по сравнению с предыдущим налогообложением
  • 4 Эффекты реформы
    • 4.1 Стабилизация налоговых поступлений
    • 4.2 Частная собственность на землю
    • 4.3 Избирательное право
    • 4.4 Торговля и денежное обращение
  • 5 Создание земельных облигаций
  • 6 Ссылки

Предыдущая система земельного налогообложения

Система земельного налогообложения была впервые создана во время реформы Тайка в 645 году вместе с принятием китайской судебной системы, известной как кодексы ritsuryō ( 律令 国家 , ritsuryōkokka ) . Предыдущая система была имитация династии Тан «ы барщинной налоговой системы, известной как soyōchō системы ( 租庸調 , soyōchō ) . В рамках этой системы налоги уплачивались в виде риса и других культур , а налоговые ставки определялись посредством земельной съемки, проведенной Тоётоми Хидэёси . Пропорциональный годовой налог начислялся в зависимости от доходности данного земельного участка. Имя основного фермера было зарегистрировано в земельной инспекции, и этот фермер будет нести ответственность за уплату земельного налога. Выплата также могла производиться в рамках коллективной ответственности деревни в рамках системы Мурауке ( 村 請 制 , Muraukesei ) .

Объявление о реформе

Правительство Мэйдзи объявило о реформировании системы налогообложения земли в 1873 году в рамках Постановлений Мэйдзи Дайдзёкан ( 太 政 官 布告 , daijōkan fukoku ) [1] . В следующем году начались работы по внедрению системы.

Первоначально правительство приказало индивидуальным фермерам самостоятельно измерить участки своей земли, рассчитать свои налоги и представить результаты местным налоговым органам. Однако возникли трудности с честностью системы измерения, когда бюджет 1874 г. показал, что собранные налоги намного ниже прогнозируемых значений.

В ответ правительство учредило в 1875 году департамент реформы земельного налога и начало агрессивные усилия по внедрению системы. Под руководством нового департамента каждой префектуре была назначена установленная сумма налогов, которую она должна была собирать. Департамент принудительно изменил стоимость земли, чтобы она соответствовала установленной сумме, если стоимость, указанная фермерами, не соответствовала прогнозируемой стоимости. Это вызвало всеобщее недовольство фермеров, и по всей стране вспыхнуло несколько крупномасштабных беспорядков. В январе 1877 года правительство снизило ставку налога с 3% до 2,5%, пытаясь восстановить поддержку земельного налога.

Агрессивная система департамента продолжалась до 1878 года, но строгость правил постепенно снижалась, поскольку стало ясно, что требуемые суммы будут выполнены. Реформы полностью вступили в силу к 1880 году, через семь лет после начала реформ.

Изменения по сравнению с предыдущим налогообложением

Как упоминалось ранее, налоги с риса и сельскохозяйственных культур уплачивались до конца периода Эдо , а земледелец считался налогоплательщиком при прежней системе. Налогообложение также было непоследовательным, поскольку в некоторых регионах страны значения различались. Новый земельный налог создал единую систему, которая облагала землевладельцев налогом в зависимости от стоимости их земли и уплачивалась наличными вместо урожая.

Основные изменения между двумя системами заключаются в следующем:

  • Налоги рассчитывались как доля от денежной стоимости земли на основе потенциала урожая, а не фактической урожайности.
  • Денежная система по оплате урожаем.
  • Единая ставка налога в размере 3%; уменьшение по сравнению с предыдущей системой.
  • Землевладелец, подтвержденный выпуском земельных облигаций , вместо фермера должен был платить налоги.
  • Система была стандартизирована по всей Японии.

Эффекты реформы

Стабилизация налоговых поступлений

Правительство могло быть уверено в стабильном доходе, потому что налог был установлен по постоянной ставке в зависимости от стоимости земли, и доход не зависел от урожайности, поскольку налоговый доход стал независимым от колебаний урожая. По сути, риски колебания урожая перекладывались от государства на фермера.

Реформа земельного налога в конечном итоге увеличила нагрузку на деревни, ведущие образ жизни охотников-собирателей на невозделываемых землях, и привела к нескольким восстаниям фермеров против правительства Мэйдзи, включая восстание Исэ ( 伊 勢 暴動 , Исэ бодо ) и восстание Макабэ ( 真 壁 暴動 , макабэ бодо ) . Недовольство также подпитывало Движение за свободу и права народа ( 自由民 権 運動 , jiyūminken'undō ) . Правительство Мэйдзи снизило налоговую ставку до 2,5% в 1877 году, опасаясь новых восстаний.

Частная собственность на землю

Частная собственность на землю была впервые признана в Японии с выдачей титулов на землю. Предыдущая практика владения землей заключалась в Законе о государственных землях о гражданах ( 公地 公民 制 , kōchikōminsei ) , в котором говорилось, что вся земля находится в исключительной собственности императора, так что отдельные фермеры просто заимствовали землю у феодалов, которые в свою очередь занимали землю у императора. Реформа упразднила эту архаичную систему собственности на землю и позволила землевладельцам использовать свою собственность в качестве финансового актива в качестве залога или других инвестиций. Этот закон был одним из первых шагов на пути к развитию капитализма в Японии, параллельно с английским (а позже и Соединенным Королевством) статутом Quia Emptores, принятым несколькими столетиями ранее.

До введения в действие реформы земельного налога односторонний запрет на торговлю и продажу сельскохозяйственных земель был отменен в 1872 году, а использование недвижимости в качестве залога для сельскохозяйственных ссуд было легализовано в 1873 году.

Избирательное право

Прежняя феодальная договорная система устарела, поскольку землевладелец был ответственным за уплату налогов и давал землевладельцам право участвовать в политике. Позже, когда был учрежден имперский сейм , многие из тех, кто получил право голоса в нижней палате, принадлежали к этому классу землевладельцев.

Торговля и денежное обращение

В предыдущей системе рис и урожай, собранные в каждой вотчине, продавались и распространялись оптовыми торговцами через склады даймё в Эдо или Осаке . Реформа позволила фермерам продавать свой урожай за наличные деньги напрямую местным торговцам и оказала большое влияние на японскую торговлю.

Создание земельных облигаций


Земельные облигации ( 地 券 , chiken ) начали регистрироваться в реестре в результате земельных исследований, проведенных в рамках реформы земельного налога. Эти земельные облигации создали систему поддающейся проверке собственности на землю, указали лицо, ответственное за налоги, и установили права на покупку и продажу, что сделало торговлю недвижимостью и кредиты зависимыми от этих облигаций.

Реестр земельных облигаций был распущен в 1889 году после того, как его обязанности были переданы отделу земельной книги в 1884 году. Уплата налогов осуществлялась исключительно этим новым отделом до 1961 года. Все адреса, классификации зонирования и информация о площадях были переданы в земельный кадастр. Таким образом, можно сказать, что текущие записи о землевладении в Японии напрямую связаны с реформой земельного налога.

Однако данные в реестре не всегда были точными из-за примитивных методов обследования, использовавшихся фермерами в начале реформы. Это было связано как с ограничениями по времени и персоналом, так и с преднамеренными попытками уклонения от уплаты налогов («натяжение веревки» ( 縄 伸 び , nawa nobi ) и «усадка веревки» ( 縄 縮 み , nawa chijimi ) ), что привело к неточностям в современном реестре. В настоящее время ведется расследование в земельном кадастре ( 地 籍 調査 , chisekichōsa ) с целью создания точного реестра для всей Японии.

Читайте также: