Способы уклонения от налогов презентация

Опубликовано: 16.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремповая Наталия Леонидовна, Москалюк Дмитрий Сергеевич, Власов Сергей Валериевич

В статье выявлены уязвимые места системы налогообложения Российской Федерации и методы, воздействующие на нее. Раскрыта сущность уклонения от налогов , а также основные группы нарушений уклонения от уплаты налогов. Проанализированы статистические данные о величине выявленных налоговых преступлений в России за 2014-2015 г. г. В заключении авторы приходят к выводу, что на сегодняшний день в России налогоплательщики наряду c общеизвестными методами налоговой оптимизации, предоставленными ему законодательством, имеют достаточно много «специальных» методов текущего налогового планирования, которые при их грамотном использовании могут существенно снизить размер налоговых изъятий на совершенно законных основаниях. Налоговая система современной России является предметом повышенного внимания для органов государственной власти и науки, различных социальных групп, включенных в экономическую деятельность. Преобразования в области налогообложения становятся все более заметным фактором, определяющим отношение населения страны к происходящим изменениям во всех сферах общественной жизни.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кремповая Наталия Леонидовна, Москалюк Дмитрий Сергеевич, Власов Сергей Валериевич

WAYS TO AVOID TAX PAYMENT

In the article one has identified disputable parts of the Russian Federation taxation system and methods, affecting it. There is revealed the gist of the tax avoidance and also the main ways to avoid tax payment . Statistic data as for volume of the identified tax crimes in Russia for 2014-2015 years have been analyzed. In the conclusion authors come to a conclusion that for today in Russia taxpayers to a dress with the well-known methods of tax optimization provided to it by the legislation have many “special” methods of the routine tax planning which at their competent use can significantly reduce the amount of tax withdrawals on absolutely legal grounds. The taxation system of modern Russia is a subject of special attention for public authorities and science, various social groups included in economic activity. Transformations to areas of the taxation become more and more noticeable factor defining the relation of the population of the country to the happening changes in all spheres of public life.

Текст научной работы на тему «Способы уклонения от уплаты налогов»

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com

№11 (ноябрь) 2016 г.

СПОСОБЫ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ WAYS TO AVOID TAX PAYMENT

канд. экон. наук, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

г. Симферополь, Россия, natasha_krem@mail.ru

Ph.D., Vernadsky Crimean Federal University Simferopol, Russia, natasha_krem@mail.ru

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского г. Симферополь, Россия, moskalyuk9797@mail.ru

Vernadsky Crimean Federal University Simferopol, Russia, moskalyuk9797@mail.ru

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского г. Симферополь, Россия, seriy38vlasov@mail.ru

Vernadsky Crimean Federal University Simferopol, Russia, seriy38vlasov@mail.ru

Аннотация. В статье выявлены уязвимые места системы налогообложения Российской Федерации и методы, воздействующие на нее. Раскрыта сущность уклонения от налогов, а также основные группы нарушений уклонения от уплаты налогов. Проанализированы статистические данные о величине выявленных налоговых преступлений в России за 20142015 г. г.

В заключении авторы приходят к выводу, что на сегодняшний день в России налогоплательщики наряду c общеизвестными методами налоговой оптимизации, предоставленными ему законодательством, имеют достаточно много «специальных» методов текущего налогового планирования, которые при их грамотном использовании могут существенно снизить размер налоговых изъятий на совершенно законных основаниях.

Налоговая система современной России является предметом повышенного внимания для органов государственной власти и науки, различных социальных групп, включенных в экономическую деятельность. Преобразования в области налогообложения становятся все более заметным фактором, определяющим отношение населения страны к происходящим изменениям во всех сферах общественной жизни.

Abstract. In the article one has identified disputable parts of the Russian Federation taxation system and methods, affecting it. There is revealed the gist of the tax avoidance and also the main ways to avoid tax payment. Statistic data as for volume of the identified tax crimes in Russia for 2014-2015 years have been analyzed.

In the conclusion authors come to a conclusion that for today in Russia taxpayers to a dress with the well-known methods of tax optimization provided to it by the legislation have many "special" methods of the routine tax planning which at their competent use can significantly reduce the amount of tax withdrawals on absolutely legal grounds.

The taxation system of modern Russia is a subject of special attention for public authorities and science, various social groups included in economic activity. Transformations to areas of the

БЮЛЛЕТЕНЬ НАУКИ И ПРАКТИКИ — BULLETIN OF SCIENCE AND PRACTICE

научный журнал (scientific journal) №11 (ноябрь) 2016 г.

http://www. bulletennauki. com

taxation become more and more noticeable factor defining the relation of the population of the country to the happening changes in all spheres of public life.

Ключевые слова: система налогообложения Российской Федерации, уклонение от налогов.

Keywords: Russian Federation taxation system, tax avoidance, ways of avoidance, tax payment.

Сложившаяся в России экономическая ситуация вызвала необходимость модернизации действующей налоговой системы. В связи c этим, приоритетными направлениями деятельности налоговых органов по формированию эффективной системы налогообложения являются: обеспечение должного контроля над исполнением налогоплательщиками своих обязательств, повышение собираемости и снижение задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что существуют проблемы совершенствования и повышения эффективности, принятых государством систем налогообложения. И поэтому ставится вопрос о необходимости принятия таких мер как: либерализация методов государственного регулирования экономики, снижение угрожающего роста инфляции и бюджетного дефицита, что является проявлением действия закона единства и борьбы противоположностей внутри налогового администрирования.

Система налогообложения страны является одним из важнейших механизмов государственного управления, так как на нынешнем этапе развития экономических отношений в мире налоги являются основным источником доходов государств (50-90% поступлений в бюджет) [1].

Для России уклонение от налогообложения было и остается серьезной проблемой. Многие ученые, в том числе и практики, объясняют сегодняшнее налоговое законодательство как чрезвычайно запутанную, непоследовательную, противоречивую область в правовом пространстве России. Правовые ошибки в действиях налоговых проверяющих и правоохранительных органов, выявляемые судами при рассмотрении споров налогоплательщиков c государством — прямое доказательство вышесказанного.

Уклонение от налогов — преднамеренное сокрытие налогоплательщиком части объекта налогообложения (доходов или имущества) от обложения налогами, либо уменьшение налоговых обязательств и платежей c помощью других незаконных методов. Также уклонение от уплаты налогов можно определить, как нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании метода сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов (КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/).

Введение Налогового кодекса резко снизило темпы роста налоговой задолженности. В связи с этим, в конце 1990-х г. г. появились схемы минимизации налогов, характеризующие стремление различных социальных групп к осознанному, целенаправленному нарушению законодательно определенных норм.

Противоречивость проблемной ситуации выражается, во-первых, в потребности населения в справедливом распределении и перераспределении доходов в обществе и широким распространением различных форм уклонения от налогов; во-вторых, — между интересами государства, для которого целью является реализация социально-экономических задач посредством налогообложения, и низким уровнем жизни значительной части населения [2].

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com

№11 (ноябрь) 2016 г.

Основные группы нарушений уклонения от уплаты налогов: 1. Непредставление документов, связанных c исчислением и уплатой обязательных платежей. Этот способ выражается в непредставлении в государственную налоговую администрацию деклараций о прибыли субъектов предпринимательской деятельности, деклараций об уплате других налогов в установленный срок с целью уклонения от уплаты налогов. Для выявления такого рода правонарушений необходимо изучить документы, подтверждающие регистрацию организации, что дает возможность установить юридический адрес предприятия и т. д.

2. Занижение сумм налогов, сборов, других обязательных платежей — умышленное неправильное исчисление тех их сумм, которые подлежат уплате в бюджеты или государственные целевые фонды, при этом объекты налогообложения отражаются правильно (без занижения или сокрытия).

3. Сокрытие объектов налогообложения — подача декларации о доходах в налоговые органы, в которой не указывается сумма полученной прибыли, то есть полученная прибыль скрывается. В итоге, прибыль фактически получена, но она не декларируется и никакой налог на нее не начисляется и не уплачивается.

4. Занижение объектов налогообложения — умышленное неправильное исчисление базы налогообложения. Уменьшение ее происходит путем неотраженные в декларациях или других отчетных документах, представленных в налоговые органы, полного объема объектов налогообложения, вследствие чего налоги уплачиваются плательщиком не в полном объеме. При данном способе полученная сумма доходов укрывается от налогообложения с целью ее дальнейшего использования на протяжении определенного времени для получения дополнительного неконтролируемого дохода.

5. Сокрытие (несообщение) утраты оснований для льгот по налогам. Если коммерческое предприятие подало в ФНС такого рода письмо, то такое действие можно расценивать как признак совершения налогового преступления. При этом, коммерческое предприятие фактически функционирует и ведет свою предпринимательскую деятельность, но в своих письмах в ФНС за отчетный период оно уведомляет, что не ведет хозяйственной деятельности и не имеет денежных поступлений на расчетный счет [3].

Согласно статистическим данным, величина выявленных налоговых преступлений в России увеличивается. Так, в 2016 г., по сравнению c 2014 г., произошло увеличение налоговых преступлений по ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога» на 4%.

Отмечается тенденция повышения доли налоговых преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, что объясняет рост потерь бюджета от недополучения налоговых платежей.

Совокупную задолженность в бюджетную систему РФ на 2014-2016 г. г. можно представить в виде Таблицы 1 (Федеральная налоговая служба: https://www.nalog.ru/rn77/).

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РФ НА 2014-2016 Г. Г.

Вид задолженности На 01.01.2015, млрд. руб. На 01.01.2016, млрд. руб. На 01.02.2016, млрд. руб. Изменения с начала года

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции) 1 181,5 1 155,1 1 200,8 104,0 45,8

Подводя итог, можно сказать, что на сегодняшний день в России налогоплательщики наряду с общеизвестными методами налоговой оптимизации, предоставленными ему

научный журнал (scientific journal)

http://www. bulletennauki. com

№11 (ноябрь) 2016 г.

законодательством, имеют достаточно много «специальных» методов текущего налогового планирования, которые при их грамотном использовании могут существенно снизить размер налоговых изъятий на совершенно законных основаниях.

Налоговая система современной России является предметом повышенного внимания для органов государственной власти и науки, различных социальных групп, включенных в экономическую деятельность. Преобразования в области налогообложения становятся все более заметным фактором, определяющим отношение населения страны к происходящим изменениям во всех сферах общественной жизни. Значительное увеличение объемов проводимой налоговыми органами работы обусловлено c одной стороны, ростом числа налогоплательщиков, появлением новых объектов налогообложения, a c другой — сохранением тенденции «теневизации» (осознанного скрытия доходов) процесса налогов и сборов.

1. Кривошеев И. А. Историко-правовой аспект проблемы уклонения от уплаты налогов // Грамота, 2011. №8. Ч. 2. С. 130-132.

2. Агафонова М. А. Упущенная выгода при незаконном предпринимательстве // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2014. Режим доступа: http://www.law.msu.ru/node/36217 (дата обращения 12.09.2016).

3. Мурзина Е. А. Причины уклонения от уплаты налогов: этический аспект // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2012, №4 (14). С 38-41.

1. Krivosheev I. A. Istoriko-pravovoi aspekt problemy ukloneniya ot uplaty nalogov. Gramota, 2011, no. 8, part 2, pp. 130-132.

2. Agafonova M. A. Upushchennaya vygoda pri nezakonnom predprinimatelstve. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo. 2014. Available at: http://www.law.msu.ru/node/36217, accessed 12.09.2016.

3. Murzina E. A. Prichiny ukloneniya ot uplaty nalogov: eticheskii aspekt. Novyi universitet, Seriya "Ekonomika i pravo", 2012, no. 4 (14), pp 38-41.

По мнению ряда практических работников, под способом уклонения от уплаты налогов следует понимать совокупность действий (действие) от имени юридического и (или) физического лица, а также должностных лиц, направленных на умышленную неуплату предусмотренных законодательством налогов. Он может включать в себя как простое невыполнение нормы налогового законодательства, так и совершение каких-либо действий, тесно связанных с нарушением налогового законодательства, а также действий, не квалифицированных в настоящее время как нарушение налогового законодательства, но повлекших за собой неуплату необходимых налогов в бюджет. В соответствии с данным определением способ уклонения от уплаты налогов может содержать деяние, не сопровождаемое нарушением налогового законодательства, но влекущее за собой фактическое уклонение от уплаты налогов. Одно и то же налоговое правонарушение (факт совершения нарушений налогового законодательства, зафиксированный в ходе налоговой проверки) может содержать в себе один или несколько способов уклонения. Способы уклонения от уплаты налогов целесообразно группировать по видам налогов, объектам налогообложения и их составляющих категорий.

Процесс уклонения от уплаты налога с позиции прохождения стадий развития преступного деяния состоит из следующих позиций.

1. Возникновение и наличие объекта налогообложения.

2. Неисполнение обязанности по его полному, достоверному и своевременному отражению в целях налогообложения в бухгалтерском учете.

3. Неисполнение обязанности исчисления налога.

4. Неисполнение обязанности представления в налоговые органы отчетности и расчетов по подлежащим уплате налогам.

5. Неуплата налога в установленный законодательством срок.

В целях сравнительной характеристики способов уклонения от уплаты налогов приведем несколько вариантов их видения различными авторами, описанные ими в трудах по криминалистике и других работах, а также способы уклонения, выявленные органами налоговой полиции.

Для простоты исследования рассматриваемых способов уклонения от уплаты налогов сведем их в таблицу под индексами, означающими источник их описания (табл. 12).

Содержание

Уклонения от уплаты налогов, связанные с сокрытием выручки или дохода

Занижение (сокрытие) выручки от реализации продукции

Сокрытие факта финансово-хозяйственной деятельности

Проведение одного вида деятельности под видом другого с целью применения пониженных ставок налогов или предусмотренных льгот (оформление псевдосделки с целью сокрытия реальной сделки)

Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты

текущих налогов

Создание искусственной дебиторской задолженности путем:

Умышленный невозврат валютных средств или непоступление товара от нерезидентов свыше

180 дней путем:

Незаконное обналичивание денежных средств путем:

Сокрытие имущества незаконно ликвидируемого предприятия, на которое может быть наложен арест в счет погашения недоимки путем:

Неправомерное использование льгот

Способы занижения налогооблагаемой базы по прибыли и налога на прибыль

Неправомерное отнесение расходов на финансовые результаты предприятия путем:

Завышение затрат на производство

Способы занижения и уклонения от уплаты НДС

Способы уклонения от уплаты акцизов

Способы уклонения от уплаты подоходного налога

Способы уклонения от уплаты налога на имущество

Опасной разновидностью налоговых правонарушений является налоговая преступность.

Согласно наиболее распространенной в настоящее время точке зрения к собственно налоговым преступлениям относятся лишь те деяния, которые непосредственно посягают на отношения, возникающие в связи с уплатой налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Такие преступления выражаются в неисполнении налогообязанными лицами своих обязанностей по исчислению, уплате или перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ .

См.: Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговые преступления по законодательству Российской Федерации. М., 2007.

С большой долей условности в российской правовой литературе к преступлениям, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, относят так называемые преступления против порядка налогообложения, посягающие на установленный порядок деятельности налоговых органов по осуществлению налогового контроля и привлечению виновных к ответственности. Под этот критерий подпадают, в частности, преступления, заключающиеся:

- в умышленном занижении размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ);

- в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющем целью освобождение от налогов (ст. 173 УК РФ - "Лжепредпринимательство") .

См., например: Кучеров И.И. Преступления в сфере налогообложения: Научно-практический комментарий к УК РФ. М., 1999. С. 18 - 20.

Отдельные авторы предпринимают попытки еще большего расширения перечня налоговых преступлений, относя к ним и другие уголовно наказуемые деяния, например уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ) . В целом, конечно, данное преступление имеет отношение к сфере налогообложения, если учесть, что налоги, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, входят в общую систему налогов и сборов. Однако объект посягательства в данном случае отличен от объекта посягательства налоговых преступлений - им являются отношения, возникающие в сфере таможенного дела, а не в сфере налогообложения. Не случайно поэтому уклонение от уплаты таможенных платежей, как правило, предлагается относить к категории таможенных преступлений .

См.: Зрелов А.П., Краснов М.В. Налоговые преступления / Под ред. К.К. Саркисова. М., 2004. С. 106 - 112.

См., например: Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. N 11. С. 43; Лопашенко Н.А. Проблемы уголовной ответственности за налоговые преступления // Налоговые споры: теория и практика. 2004. N 5. С. 14.

Однако только ли противоправные деяния налогоплательщика и иных налогообязанных лиц входят в категорию налоговых преступлений? Разумеется, уклонение от уплаты налогов и сборов является основным видом налоговых преступлений. Основным, но не единственным! Понятие "налоговое преступление" может применяться в качестве собирательного обозначения всего многообразия преступных деяний, совершаемых субъектами в сфере налогообложения .

См.: Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Указ. соч.

К числу основных характеристик налоговой преступности большинство авторов относят состояние, динамику, уровень, латентность и структуру .

См.: Долгова А.И., Коробейников Б.В., Кудрявцев В.Н., Панкратов В.В. Понятия советской криминологии. М., 1985. С. 15.

Сфера налогообложения имеет принципиальное значение для обеспечения экономической безопасности государства, а следовательно, правонарушения в ней могут нанести существенный ущерб государству. Как отмечает один из наиболее известных специалистов в области борьбы с налоговой преступностью И.И. Кучеров, "в современных условиях налоги являются главным источником бюджетных доходов. При этом налоговая политика практически не учитывает то обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятий используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги" .

См.: Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., 1997. С. 40.

И.В. Александров, исследуя проблемы криминализации налоговой преступности, отмечает три основные тенденции.

Во-первых, связь криминализации налоговых преступлений с приведением уголовного законодательства в соответствие с экономическими потребностями страны.

Во-вторых, тенденция, связанная с приведением уголовного законодательства в соответствие с нормами налогового законодательства РФ, а также нормами международного права.

В-третьих, тенденция, связанная с необходимостью приведения уголовного законодательства в соответствие с криминологической реальностью в сфере налоговых правонарушений и поступления налоговых платежей в бюджет .

См.: Александров И.В. Налоговые преступления. М., 2002. С. 33.

Уголовная ответственность за правонарушения в сфере уплаты налогов и сборов является одним из возможных видов юридической ответственности в данной сфере наряду с ответственностью, предусмотренной налоговым законодательством. М.Ю. Ботвинкин применительно к данному вопросу отмечает, что "уголовное право, в частности, призвано обеспечивать нормальное функционирование чрезвычайно важной для государства системы налогообложения посредством установления запрета на совершение определенных деяний, причиняющих значительный вред налоговой системе государства и установления уголовной ответственности за нарушение этого запрета. Уголовное право, с одной стороны, создает собственный метод правового регулирования в виде установления уголовно-правового запрета на совершение действий, наносящих ущерб налоговой системе государства, а с другой стороны - усиливает иные правовые запреты (административно-правовой, налогово-правовой). " .

См.: Ботвинкин М.Ю. Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1996. С. 23 - 24.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 2228 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Урок 27. Право 10-11 класс ФГОС

Доступ к видеоуроку ограничен

Конспект урока "Ответственность за уклонение от уплаты налогов"

Что мы знаем о налогах? То, что налоги – это обязательные безвозмездные платежи физических и юридических лиц, установленные государством.

Как только в мире появилось первое государство – оно тут же начало взимать налоги. И разумеется не замедлили появиться люди, которые не желали платить.

Налоги, как сказал средневековый философ Фома Аквинский, это «узаконенная форма грабежа».

И действительно, на протяжении всей нашей истории человек придумал не один способ избежать уплаты установленных государством налогов и сборов.

Например, некоторые хитрые китайские крестьяне стремились поселиться в самых глухих районах Поднебесной. Сборщики податей просто не знали о том, что где-то живут уклонисты от уплаты налогов. А когда их находили, злостные неплательщики снимались с нажитого места и перебирались в ещё большую глухомань. И опять ищи-свищи…

Народной фольклор богат не одним анекдотом на тему отношений налогоплательщика и государства. Например, в Англии очень популярна следующая история. Представьте себе, ваша тёща и налоговый инспектор находятся в объятом пламенем доме. У вас есть возможность спасти только одного из них. Что вы выберете: пойти пообедать или сходить в кино?

Да и в реальном мире желание добровольно платить налоги у рядовых граждан не очень большое.

Например, возьмём наверняка известный вам блокбастер режиссёра Майкла Бэя – «Армагеддон». Главные герои фильма взамен за спасение планеты Земля от падающего астероида потребовали пожизненное освобождение от уплаты налогов.

С другой стороны, налоги — это основа любого государства. Хочешь жить под защитой сильной армии, бесплатно лечиться и безбедно стареть – плати налоги, пока молодой.

Но, тем не менее, как говорил английский писатель Джон Голсуорси: «Люди понимают, что без налогов не обойтись, но когда есть возможность не заплатить – отчего же?».

Ежедневно в выпусках новостей нет-нет да и проскочит новость об очередном недобросовестном налогоплательщике. Борьба с уклонистами идёт по всему миру, и конца ей не видно. Все понимают: пока будут существовать налоги – останутся и те, кто все равно не захочет их платить.

Сегодня в этой сфере преступлений задействованы гораздо большие суммы, чем в торговле людьми или в наркоторговле. Можно конечно возразить: ведь от неуплаты налогов никто не страдает. Но это не так. Именно налоги – источник финансирования социальных заведений, органов защиты правопорядка и ещё множества других полезных, в том числе и вам лично, государственных институтов.

За уклонение от уплаты налогов наказываются все налогоплательщики: и физические и юридические лица.

Согласно законодательству нашей страны, виновные в нарушении налогового законодательства должностные лица и граждане привлекаются в установленном законом порядке к финансовой (налоговой), административной и уголовной ответственности.

Налоговым кодексом установлены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

· налогоплательщик может быть привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом;

· налогоплательщик не может быть привлечён повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения;

· налогоплательщика можно привлечь к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах только при установлении факта совершения этого нарушения решением налогового органа, вступившим в силу;

· привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности;

· привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;

· налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Также в Налоговом Кодексе содержится перечень налоговых правонарушений, за которые придётся нести ответственность. Вот некоторые из них:

· нарушение порядка постановки на учёт в налоговом органе;

· уклонение от постановки на учёт в налоговом органе;

· непредставление налоговой декларации;

· нарушение установленного способа представления налоговой декларации;

· грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения;

· неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);

· непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

· нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

За совершение таких правонарушений налогоплательщик обязан будет уплатить штраф. Размер штрафа, устанавливается Налоговым кодексом в каждом конкретном случае.

Также в Налоговом кодексе перечислены обстоятельства, при которых можно исключить вину правонарушителя, а именно:

· уклонение от уплаты налогов произошло из-за стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;

· физическое лицо уклонилось от уплаты налогов из-за своего болезненного состояния;

· налогоплательщик следовал разъяснениям и действовал по инструкциям налоговых или иных компетентных органов, что в итоге привело к уклонению от уплаты налогов.

К правонарушениям в налоговой сфере, за которые предусмотрена административная ответственность, обычно относят:

· нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе;

· нарушение сроков представления налоговой декларации;

· непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

· нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

· нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

· неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

За совершение таких административных правонарушений, также предусмотрена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа, устанавливается Кодексом об административных правонарушениях в каждом конкретном случае.

Особенно серьёзные санкции за совершение налоговых преступлений, предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации. Уголовная ответственность в налоговой сфере наступает в том случае, если неуплата налогов была зафиксирована в крупном и особо крупном размере.

Для физических лиц и организаций предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо крупный размер неуплаты налогов и сборов.

Для физических лиц крупным размером неуплаченных налогов и сборов является:

· сумма неуплаченных налогов и (или) сборов, составляющая за три последовательных финансовых года более шестисот тысяч рублей, при условии, что эта сумма больше десяти процентов от суммы налогов и (или) сборов, подлежащих к уплате за этот период.

Финансовый год – это период, на который устанавливается бюджет — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и так далее).

Обычно финансовый год не совпадает с календарным. Например, в США за финансовый год принимается период с 1 октября по 30 сентября, в Японии с 1 апреля по 31 марта. В нашей стране финансовый год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

· также крупной суммой неуплаченных налогов и (или) сборов физическим лицом, может признана сумма, которая просто превысит один миллион восемьсот тысяч рублей.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов для физических лиц является:

· сумма неуплаченных налогов и (или) сборов физическим лицом, в том числе предпринимателем, составляющая за три последовательных финансовых года больше трёх миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше двадцати процентов от суммы налогов и (или) сборов, подлежащих к уплате за этот период;

· или сумма неуплаченных налогов и (или) сборов с физического лица, которая просто превысит девять миллионов рублей.

Крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций является:

· сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, составляющая за три последовательных финансовых года больше двух миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше десяти процентов от суммы налогов и (или) сборов, подлежащих к уплате за этот период.

· или сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, которая просто превысит шесть миллионов рублей.

Особо крупным размером неуплаченных налогов и сборов с организаций является:

· сумма неуплаченных налогов и (или сборов) с организации, составляющая за три последовательных финансовых года больше десяти миллионов рублей, при условии, что эта сумма больше двадцати процентов от суммы налогов и (или) сборов, подлежащих к уплате за этот период;

· либо сумма неуплаченных налогов и (или сборов) организацией, которая просто превысит тридцать миллионов рублей.

К уголовному преступлению в налоговой сфере относят:

· уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;

· уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;

· неисполнение обязанностей налогового агента;

· сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Так, совершённое в крупном или особо крупном размере уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путём непредставления налоговой декларации или иных документов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах представлять обязательно, либо уклонение путём включения в налоговую декларацию или подобные документы заведомо ложных сведений может быть наказано штрафом, принудительными работами, арестом или лишением свободы.

Похожие, но более суровые, меры ответственности предусмотрены и в случае уклонения организации от уплаты налогов. В частности, значительно увеличены сроки заключения, а лица, которые будут признаны виновными в совершении налоговых преступлений лишаются права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

В случае с организациями уголовную ответственность будет нести не весь коллектив, а только должностные лица такой организации, которые будут признаны ответственными за совершения налогового преступления, например, директор или бухгалтер.

В том случае, если физическое лицо или должностные лица организации совершили данное преступления впервые, то они могут быть освобождены от уголовного преследования при условии, полной оплаты недостающей суммы налогов и установленного штрафа.

Для привлечения к уголовной или административной ответственности за налоговые преступления гражданам нашей страны не нужно быть совершеннолетним, достаточно достичь шестнадцатилетнего возраста.

Для налоговых правонарушений это актуально, потому что согласно нормам Гражданского Кодекса, несовершеннолетний может быть объявлен дееспособным, если он занимается предпринимательской деятельностью с шестнадцати лет.

Стоит отметить, что привлечение к ответственности возможно одновременно по нормам налогового, уголовного и административного кодексов.

Например, если компания была уличена в уклонении от уплаты налогов, на неё будет наложен штраф, а вот должностные лица этой компании могут подвергнуться уголовному преследованию, если в их действиях заподозрят признаки преступления. Помните, мы с вами уже говорили о судьбе компании ЮКОС и её руководителей.

В конце нашего урока давайте подведём основные итоги и ответим на ряд вопросов.

1. К каким видам правовой ответственности привлекаются должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства?

2. Какую ответственность несёт налогоплательщик в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации?

3. Какая ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов уголовным правом России?

4. К какой ответственности привлекаются сотрудники налоговых органов, совершившие дисциплинарные проступки?

Понятие уклонения от уплаты налога.

Способы и средства борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Причины уклонения от уплаты налогов.

Формы уклонения от уплаты налогов.

«Уход от налогов», «уклонение от налогов», «избежание налогов», «обход налогов», «налоговая оптимизация», «налого­вое планирование» и т.д. — явление, кото­рое получило свое развитие одновременно с разрушением со­ветской системы экономики и формированием современной налоговой системы.

Уклонением (уходом) от уплаты налогов можно назвать те или иные целенаправленные действия на­логоплательщика, которые позволяют налогоплательщику избежать или в той или иной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюд­жет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей (ст. 44, 45, 49- 51, 69 НК РФ).

Эти действия характеризуются следующими обязательны­ми признаками: во-первых, активными действиями налогопла­тельщика и, во-вторых, их направленностью на снижение раз­мера налоговых отчислений.

Субъект отноше­ний по уклонению от уплаты налогов должен действовать умышленно, заранее осознавая харак­тер своих действий, желая наступления определенных последствий и сознательно допуская их.

В этой связи необходимо отметить, что сами по себе не­умышленные, неосторожные действия (например, по причине небрежности, неопытности или счетной ошибки соответствую­щих работников), повлекшие за собой снижение налоговых выплат, не могут рассматриваться в качестве способов уклоне­ния от налогов, хотя по действующему налоговому законода­тельству налогоплательщик в этом случае не освобождается от ответственности.

Формы уклонения от налогообложения различны по своей правовой природе и достаточно многочисленны. Уклонение от налогообложения осуществля­ется в трех основных формах:

1. Непосредственно уклонение (уход) от уплаты налоговпредстав­ляет собой форму снижения налоговых и других платежей, при кото­рой налогоплательщик умышленно и незаконными способами умень­шает размер налогового обязательства.

Уход от уплаты налогов осуществляется посредством со­вершения налогоплательщиком налогового правонарушения или преступления, т. е. путем прямого нарушения налогового зако­нодательства. Действия налогоплательщика при уходе от упла­ты налогов незаконны и противоправны с самого начала. Они могут быть направлены как на снижение размера подлежащей внесению в казну суммы налогового платежа, так и на неуплату налога вообще. Уход от налогов чаще всего совершается в виде сокрытия (занижения) дохода (прибыли), сокрытия или неучета других объектов налогообложения, фальсификации бухгалтерского учета, несвоевременной уплаты налогов, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также посредством неправо­мерного использования налоговых льгот.

За совершение уклонения от уплаты налога законодательством предусмотрены виды ответственности: гражданско-правовая, административ­ная, уголовная и налоговая.

2. Обход (избежание) налогов— это форма минимизации налого­вых обязательств, при которой юридическое или физическое лицо посредством активных, чаще правомерных, действий выводит себя из категории налогоплательщиков того или иного налога и, следова­тельно, не уплачивает налог.

А) Правомерные действия предприятий и граж­дан:

- Воздержание от осуществления деятельности, результаты которой подлежат налогообложению, или от собственности на облагаемые объекты.

- Организация деятельности юридического лица, при которой оно не будет являться налогоплательщиком. При данном способе налогоплательщик старается перейти в группу субъектов, кото­рые в силу законодательства не являются плательщиками того или иного налога.

- Осуществление юридическим лицом деятельности, не подле­жащей в сипу закона налогообложению. В данном случае юриди­ческое лицо не будет являться налогоплательщиком в силу осо­бенностей объекта налогообложения.

- Осуществление юридическим или физическим лицом деятель­ности, доходы от которой не подлежат налогообложению, характеризуется, как и в предыдущем слу­чае, особенностью объекта налогообложения.

Б) Непра­вомерные способы, при которых снижение или избежание на­логов достигается незаконными действиями налогоплательщи­ков. К этой группе относятся два основных спосо­ба обхода налогов:

- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

- осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в налоговых органах.

3. Уклонение от уплаты налогов без нарушения законодатель­ства(налоговое планирование, налоговая оптимизация)—форма снижения размера налоговых обязательств посредством целенап­равленных правомерных действии налогоплательщика, включаю­щих в себя полное использование всех предоставленных законо­дательством льгот и других законных приемов и механизмов, а также действий, направленных на правомерный обход налогов.

Уклонение от уплаты налогов без наруше­ния законодательства — это организация деятельности пред­приятия, при которой налоговые платежи сводятся к миниму­му на вполне законных основаниях.

Отсюда вытекает главное отличие уклонения от уплаты налогов без нарушения законодательства: нало­гоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, т. е. такие действия не имеют состава преступления или право­нарушения, а следовательно, не влекут неблагоприятных по­следствий, например, в виде уголовной или административной ответственности, как при уходе от уплаты налогов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Библиографическая ссылка на статью:
Бойко С.С. Уклонение от уплаты налогов: действие и противодействие // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10380 (дата обращения: 12.04.2021).

Для многих не секрет, что большинство хозяйствующих субъектов пытаются сократить свои расходы, в том числи и налоговые платежи. Они добиваются этого различными способами: как легальными, так и нелегальными. Целью моей статьи является анализ этих способов уклонения от уплаты налогов, а также выявление методов по их устранению. Кроме того, важным является рассмотрение примеров организаций, которые уклоняются от уплаты налогов или пытаются свести их к минимуму, не вступая в противоречие с законодательством.

В ходе проведённых мною исследований по проблеме данной статьи выяснилось, что достаточно большое количество организаций занимаются уклонением от налогового бремени в различных регионах нашей страны [1]. Также эта проблема не прошла и мимо столицы [2]. Однако сначала необходимо вспомнить, что же такое налоги и за что они взимаются. Попытаемся определить, почему множество фирм пытаются уклониться от налогов.

Итак, «налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [3]. По определению видно, что этот платёж носит принудительный характер. Каждый бизнесмен желает минимизировать свои расходы, из чего можно сделать вывод, что цели государства и бизнесмена противоречат друг другу. Это может служить одной из причин, стимулирующих бизнесмена на мысль об уклонении от уплаты налогов. Что же представляет собой сам процесс уклонения от уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет?

Уклонение от уплаты налогов подразумевает под собой уменьшение налоговых платежей, путём умышленного избегания уплаты налогов, сокращения их выплат, как правило, способами, противоречащими законодательству [4]. Умышленными же считают избегание, при котором лицо осознанно совершило деяние, повлекшее за собой негативные последствия.

По последним данным с официального сайта Федеральной налоговой службы на 1 августа 2015 года налоговая задолженность в консолидированный бюджете Российской Федерации составляет 6 263 544 671 рублей [5]. Для сравнения в начале текущего года, на 1 января налоговая задолженность в бюджет РФ составила 6 375 864 837 рублей [6]. По этим данным мы можем видеть, что ситуация существенно не изменилась. По сравнению со статистикой прошлых лет, например, 2012 года [7], в котором налоговый долг составлял 1125,8 млрд. рублей, эта цифра изменилась в лучшую для страны сторону. Однако даже такой показатель является индикатором большой проблемы для страны, ограничивающий её экономические ресурсы [8].

Причины уклонения от уплаты налога могут быть разными. Сюда может входить: экономическая, политическая, правовая, организационная и другие причины. В академической среде особое внимание концентрируется на определённом ряде причин [9]. Так уклонение от уплаты налогов связано с:

  • ухудшением финансового положения бизнеса:
  • общим снижением доходов населения;
  • наличием спорных моментов и недоработок в налоговом законодательстве и налоговой политике;
  • · отсутствием стимулирующих условий для обеспечения конкурентоспособности.


Рисунок 1. Классификация способов уклонения от уплаты налогов

Рассматриваемый вопрос поднимался и поднимается и на международном уровне. Например, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) также пытается противодействовать уклонению от уплаты налогов. Многие крупные фирмы, чтобы минимизировать налоговые платежи, переводят свои доходы в страны, где налоговая нагрузка минимальна [10]. При этом ОЭСР сообщает: «Приняты меры к устранению двойного налогообложения и содействию инвестициям, к избежанию того, что мы называем двойным уходом от налогообложения. Оно означает, что вы переводите прибыль в то место, где нет налогов, и где вы не ведёте никакой деятельности. С этим покончено» [11].

Есть также и другие методы – легального характера по уклонению от уплаты налогов. Сюда относятся: затягивание выплат налоговых платежей с целью к списанию налоговыми органами безнадёжных задолженностей, разработка различных схем для ухода от уплаты налогов, альтернативные способы расчёта, бартерные сделки и многое другое [12]. Могут также реализовываться фиктивные сделки, проводимые псевдооперациями [13].

В качестве последствий уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов можно выделить:

  • · сокращение и недополучение налоговых поступлений в бюджет страны;
  • · дестабилизация ценовых соотношений и рыночной конкуренции;
  • · влечение за собой последствий несоблюдения принципа социальной справедливости [14].

Государство активно борется с налоговыми неплательщиками. Оно вправе вносить поправки в законодательство, тем самым ужесточая наказания недобросовестным организациям [15]. Борьба с уклонением от уплаты налогов осуществляется следующими способами:

  • · изменением нормативно-правовой базы, которая будет закрывать возможные законные пути для неуплаты налога [16];
  • · принятием мер по ужесточению наказаний для нарушителей законодательства;
  • · создание эффективного комплекса мер по предупреждению, контролю и пресечению ухода от выплат налога [17].

Подводя итог, можно сказать, что уклонение от уплаты налогов — это, безусловно, актуальная проблема государства, негативно сказывающаяся на её экономике. Однако я считаю, что полностью решить эту проблему вообще крайне сложно, если и вовсе невозможно. Но существуют способы, минимизирующие негативные последствия данной проблемы. Необходимо как можно быстрее и эффективнее внедрять в профессиональную среду профильную информацию, подкреплённую управленческими решениями, которая будет являться сдерживающим фактором для любой организации. Необходимо сократить желание уклоняться от налогов, не поводи и необходимости в этом, широко применяя меры экономического стимулирующего характера. Важно распространить в обществе определённую налоговую дисциплину и шире – налоговую культуру, которая будет препятствовать желанию к такой деятельности.

Библиографический список

  1. Балдов Д.В., Суслов С.А. Государственный резерв – основа стабильного развития экономики // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 5-11.
  2. Генералов И.Г. «Конкурентоспособность»: эволюция подходов к определению // Современные тенденции в фундаментальных и прикладных исследованиях Вторая Международная научно-практическая конференция: сборник. Рязань, 2015. С. 69-72.
  3. Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  4. Соболев В.И. Отраслевые особенности финансов торговых организаций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 687-693.
  5. Гордиенко М.С. Анализ основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015-2017 гг. // Экономика и практический менеджмент в России и за рубежом Материалы II Международной научно-практической конференции. Коломенский институт (филиал) Московского государственного машиностроительного университета: сборник. Под ред.: Маруков А.Ф. и др. 2015. С. 107-113.
  6. Гордиенко М.С. Анализ плановых документов бюджетной политики Российской Федерации // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Т. 6. № 5 (31). С. 129-143.
  7. Жахов Н.В. Концептуальный анализ современных моделей государственного регулирования национальных экономик // Молодой ученый. 2011. № 2-1. С. 109-112.
  8. Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.
  9. Жарова Е. Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия [Текст] / Е. Н. Жарова, М. Ф. Желтова // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 336-339
  10. Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  11. Никонец О.Е., Мандрон В.В. Влияние мировой экономической ситуации на финансовый рынок России // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 3. С. 309-313.
  12. Гордиенко М.С. К вопросу о мобилизации собственных налоговых источников местных бюджетов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 58-64.
  13. Федоров Д.А. к вопросу об экономических целях общества // Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 492-495.
  14. Гордиенко М.С. Финансовая политика на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2011. № 10. С. 36.
  15. Соболев В.И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015-2017 гг. // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (53). С. 54-59.
  16. Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.
  17. Закирова О.В. Проблемы развития межбюджетных отношений на современном этапе // Итоги научно-исследовательской работы вуза за 2012 год: сборник научных статей. Под редакцией Н. М. Швецова. Йошкар-Ола, 2012. С. 394-400.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: