Заявление в налоговую о неправильно начисленном налоге

Опубликовано: 16.05.2024

Формирование заявления об уточнении платежа в налоговую службу происходит в случаях, когда налогоплательщик, будь то ИП или юридическое лицо, допускает в платежном поручении какую-либо неточность.

Что дает право на уточнение платежа

Право на исправление ошибок в платежном поручении дает налоговый кодекс, а точнее пункт 7 статьи 45 НК РФ. Однако следует отметить, что не все сведения можно исправлять на основании этой законодательной нормы.

Что можно, а что нельзя корректировать

Есть ряд ошибок, которые признаются в платежных поручениях не критическими, т.е. подлежащими редактированию (например, неверно поставленный КБК – код бюджетной классификации, ИНН, КПП, наименование организации и т.д.) и именно они исправляются при помощи подачи соответствующего заявления в налоговую инспекцию.

Одновременно с этим существуют неточности, которые откорректировать описанным выше образом не получится:

  • неверно указанное название банка-получателя денег;
  • неправильный номер счета федерального казначейства.

В случаях, когда отправитель платежа допустил ошибки в таких реквизитах, функция по оплате взноса или налога не будет признана выполненной, а значит деньги придется перечислять заново (включая пени за просрочку, если таковая возникнет).

Что будет, если не подать заявление

В противном случае, опять же придется перечислить налог или взнос еще раз, а требовать возврат ранее уплаченной суммы и отмену начисленных пени можно будет только через судебную инстанцию.

Более того – не исключены и административные санкции со стороны налоговой службы (в виде достаточно крупных штрафов).

Кто составляет документ

Обычно обязанность по формированию заявления об уточнении платежа в налоговую инспекцию лежит на сотруднике отдела бухгалтерии, который производил платеж, или на главном бухгалтере. При этом само заявление должно быть подписано не только работником, который его составлял, но и руководителем фирмы.

Особенности составления заявления

Заявление об уточнении платежа в налоговую службу на сегодняшний день не имеет унифицированной единой формы, так что сотрудники организаций и предприятий получают возможность писать его в произвольном виде или, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Главное при этом, чтобы соблюдались нормы делопроизводства в плане структуры документа, а также вносились некоторые обязательные сведения.

В «шапке» нужно указать:

  • адресата: наименование и номер отделения налоговой службы, в которое отправляется заявление, его месторасположение, должность, фамилию-имя-отчество руководителя территориальной инспекции;
  • аналогичным образом в бланк вносится информация о компании-заявителе;
  • затем посередине строки пишется название документа, а чуть ниже ему присваивается исходящий номер и проставляется дата составления.

В основной части заявления следует написать:

  • какая именно ошибка была допущена, с указанием ссылки на платежное поручение (его номер и дату);
  • далее необходимо внести правильную информацию. Если речь идет о каких-то суммах, их лучше писать цифрами и прописью;
  • ниже желательно дать ссылку на норму закона, которая допускает внесение уточненных данных в ранее поданные документы;
  • если к заявлению прикладываются какие-то дополнительные бумаги, это надо отразить в бланке отдельным пунктом.

На что обратить внимание при оформлении бланка

Так же как к тексту заявления, к его оформлению никаких особенных требований не предъявляется, так что формировать его можно на простом листе любого удобного формата (обычно А4) или на фирменном бланке организации.

Писать заявление можно от руки или печатать на компьютере.

Главное, чтобы в документе имелась «живая» подпись руководителя компании-заявителя или лица, уполномоченного действовать от его имени (при этом использование факсимильных автографов, т.е. отпечатанных каким-либо методом запрещено).

Заверять бланк при помощи печати строгой необходимости нет — это нужно делать только в том случае, если применение штемпельных изделий закреплено в нормативно-правовых актах предприятия.

Заявление следует делать в двух экземплярах, один из которых передается в налоговую инспекцию, а второй остается на руках представителя организации, но только после того, как специалист налоговой поставит на нем отметку о принятии документа.

Как передать заявление

Заявление можно передать разными путями:

  1. Наиболее простой, быстрый и доступный – прийти в налоговую лично и отдать бланк из рук в руки инспектору.
  2. Допустима также передача при помощи представителя, но только если у него на руках есть нотариально заверенная доверенность.
  3. Возможна и отправка заявления через обычную почту заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. В последние годы распространение стал получать еще один способ: переправка различного рода документации в государственные службы учета и контроля через электронные средства связи (но в этом случае у отправителя должна быть официально зарегистрированная электронная цифровая подпись).

После отправки документа

Когда специалисты налоговой инспекции получат заявление, они обязаны будут его проверить. Иногда (далеко не во всех случаях) производится и сверка платежей с налогоплательщиком.

Через пять дней после того, как заявление будет передано в налоговую, инспекторы обязаны будут принять какое-либо решение и известить о нем заявителя.

Содержание статьи

    1. Что делать, если налоговая неправильно начислила налог на имущество физлиц
    2. За что платить налог
    3. Если оплата уже проведена
    4. Куда обратиться если неправильно начислили налог на имущество
    5. Заявление в налоговую о неправильно начисленном налоге, образец

Право на обжалование актов ФНС закреплено в Налоговом кодексе. В главе 19 регламентирован порядок того, что делать если налоговая начислила неправомерно налог. Однако, разъяснений о том, как написать заявление в налоговую о неправильном начислении налога, в документе не содержится.

Что делать, если налоговая неправильно начислила налог на имущество физлиц

Согласно налоговому законодательству налогоплательщики должны сами исчислять размер налога, если данная обязанность не возложена на налоговый орган и налогового агента. В России физические лица обязаны самостоятельно декларировать свои доходы и уплачивать налоги. При этом, удержанием подоходного налога с заработной платы занимается работодатель. Декларировать налог на доход, полученный от продажи недвижимости обязан сам гражданин.

Согласно статье 218 граждане России могут воспользоваться льготой при определении налоговой базы:

  • семьи с детьми;
  • пострадавшие от атомных аварий и ядерных испытаний;
  • инвалиды;
  • участники и ветераны Великой отечественной войны.

Размер дохода с которого считается сбор в 13% для данных физических лиц уменьшается на установленную законом сумму. Например, для ветеранов налоговая база сокращается на 500 рублей, а для семей с тремя детьми на 5 тысяч 800 рублей (ежемесячно). Однако, данная льгота носит заявительный характер, и при отсутствии обращения от гражданина не действует. Поэтому работодатель, удерживая 13 процентов от оклада в пользу государства, может не уменьшать многодетной семье сумму от которой высчитывается налог. В таком случае, по окончанию налогового периода необходимо обратиться в территориальный налоговый орган и представить декларацию по форме 3 для возврата излишне удержанных денег.

Исчисление сборов за имущество является обязанностью налогового органа. Уведомление налоговиков о праве собственности на тот или иной налогооблагаемый объект является обязанностью гражданина.

Неправильно начисленный налог можно оспорить в налоговом органе, предоставив уточненные сведения.

В соответствии с частью 4 нормы № 58 налоговая инспекция должна получать сведения об объектах налогообложения путем межведомственного взаимодействия. А исчислять сбор в соответствии с формулами по каждому конкретному объекту недвижимости или транспорта. Федеральным нормативно-правовым актом № 52 предусмотрена ответственность физических лиц за не оплату не начисленного сбора. То есть, если гражданин купил автомобиль, но при этом не проинформировал ФНС, а ГИБДД не передала сведения о постановке на учет гражданином транспортного средства, то виновным будет признано физическое лицо, которое не проинформировало налоговый орган, а следовательно не оплатила налог.

Решение о взыскании штрафа можно оспорить.

В соответствии с положениями нормы 137 обжаловать акты налоговых органов, которые не являются частью нормативно-правовой базы работы службы, имеют все Россияне, чьи права ущемляются данными документами.

За что платить налог

Граждане в Российской Федерации обязаны платить следующие налоги:

  • подоходный;
  • земельный;
  • имущественный;
  • транспортный;
  • акцизные;
  • сбор за пользование объектами животного мира (охота и рыболовство);
  • водный налог (за использование скважин).

Налоги за владение землей, транспортными средствами и недвижимостью начисляются налоговой инспекцией на основании имеющихся у них данных.

Каждый автомобилист, владелец участка земли и хозяин квартиры обязан до ежегодно до 1 декабря оплачивать начисленный сбор в соответствии с поступающими уведомлениями.

В соответствии с положениями главы № 32 Налогового кодекса имущественными налогами облагаются строительный объекты, имеющие кадастровый номер: квартиры, дома, дачи и хозяйственные постройки на земельных участках. Исчисление налога осуществляется исходя из кадастровой или инвентаризационной стоимости недвижимости.

Если уведомление, присланное по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы содержит некорректные данные об этом необходимо сообщить в налоговый орган.

Некорректно указанный в налоговом уведомлении кадастровый номер квартиры или объем двигателя транспортного средства может быть причиной неправильного вычисления сбора.

Если оплата уже проведена

В случаях, когда ошибка в уведомлении на имущество была замечена уже после оплаты квитанции, необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта недвижимости или по месту регистрации транспортного средства. К заявлению о некорректных данных прикладываются копии правоустанавливающих документов на объекты налогообложения. Если после проверки инспектор подтвердит наличие ошибки в первичном уведомлении, то потребуется написать еще одно заявление — на возврат излишне уплаченного налога. В течение месяца, сумма поступит на банковский счет, указанный в заявлении. Также «лишние» средства можно использовать в счет будущих сборов.

В Федеральную налоговую службу также можно обратиться через личный кабинет налогоплательщика, в котором представлена функция прикрепления документов. Система автоматически формирует заявление, гражданин прикрепляет скан-копии правоустанавливающих бумаг и отправляет в налоговый орган.

Также проверить корректность начислений можно на сайте ФНС, воспользовавшись налоговыми калькуляторами.

В случаях, когда не получается найти согласия с налоговым органом, россияне могут обратиться в суд. В такой ситуации возврат налога будет осуществлен на основании постановления судебной инстанции.

Куда обратиться если неправильно начислили налог на имущество

При неправильном определении размера сбора необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию по месту нахождения объекта строительства. Сообщить об ошибке можно тремя способами: удаленно через личный кабинет налогоплательщика, почтой или при личном приеме.

При заявлении о неправильном начислении сбора стоит предъявить копии правоустанавливающих документов и самого налогового уведомления. После того, как инспекция примет заявление, в течение 30 дней будет проводиться проверка, по результатам которой будет пересмотрен размер суммы к оплате, а заявителю направлено уведомление.

Заявление в налоговую о неправильно начисленном налоге, образец

В законодательстве нет утвержденной формы заявления, но следует придерживаться общих правил документооборота. В соответствии с которыми заявление в органы власти должно содержать информацию о том, к кому оно адресовано, персональные (включая номер ИНН) и контактные данные заявителя.

В основном тексте документа необходимо описать проблему, с которой столкнулся гражданин, а также перечислить документы прилагаемые к обращению. Документ подписывается и ставится дата.

В Межрайонную инспекцию

Федеральной налоговой службы

России № 16 по г. Санкт-Петербургу,

от Власова Антона Геннадьевича,

проживающего по адресу

Санкт-Петербург, 11 линия ВО, 52 к.13

об уточнении налогового платежа (ошибка в размере исчисленного имущественного налога)

В налоговом уведомлении № 987 от 11.10.2018 года об оплате имущественного налога за квартиру, расположенную по адресу Санкт-Петербург, 11 линия Васильевского острова, 52 к.13, принадлежащую мне по праву собственности на основании Свидетельства РОСРЕЕСТРА № 1254, некорректно указана площадь квартиры. Данное обстоятельство приводит к некорректному начислению налога.

  1. Копия налогового уведомления.
  2. Копия свидетельства о праве собственности.
  3. Копия технического паспорта.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.

Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.

Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:

– номера счета Федерального казначейства;

– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.

При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).

Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.

Как работают налоговики с невыясненными платежами?

– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);

– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:

– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;

– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;

– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.

Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!

Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.

Обратная связь с налоговиками

Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:

– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;

– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;

– несоответствие ИНН наименованию плательщика;

– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;

– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;

– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;

– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;

– уплата налога производится за третьих лиц;

– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;

– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;

отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).

К сведению

В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам

О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.

Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов

Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.

Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.

Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.

ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.

С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.

Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Частнопрактикующий эксперт в области права и управления

специально для ГАРАНТ.РУ

В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе термин "переплата" не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут "внутренний" учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе "Карточка Расчеты с Бюджетом", далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно "обнулит" сальдо) только по окончании "декларационной кампании" – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится "положительное" сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как "переплата". Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): "Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата".

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина "переплата" в налоговом праве

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки" (подсистема АИС "Налог-3") такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких "проколов" регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании"

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 "Сумма налога к уменьшению за налоговый период".

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

***

Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт "излишне взысканной суммы налога" подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Чтобы вернуть или зачесть возникшую переплату налогов и других платежей, надо составить принятое приказом ФНС от 14-го февраля 2017 № ММВ-7-8/182@ заявление. Однако с 2019 г. в его форму внесены некоторые изменения. Наша статья поможет налогоплательщикам: физлицам и организациям — правильно составить нужные документы.

На практике случаются ситуации, когда в бюджет перечислено налогов, иных взносов, сборов больше, чем была обязанность их уплатить. И как результат — возникшая переплата. Физлица, предприниматели и юрлица, имея на сайте ФНС (nalog.ru) свой личный кабинет, легко могут узнать сумму их излишне уплаченных налогов. Выявив, какая сумма платежей переплачена, необходимо решить: зачесть ее либо вернуть, заполнив при этом письмо и подав его в налоговую. Рассмотрим формы, которые надо составить, как их подать, в какие допустимые сроки, приведем пример заполнения заявления на возврат.

Как распорядиться переплатой по налогам

Пользуясь своим правом по ст. 78 НК РФ, физические лица или компании переплаченные в бюджет налоги (на доходы, прибыль, имущество, НДС и др.) могут зачесть в счет налогов, подлежащих уплате в будущем (или недоимки по другим платежам), или вернуть их из бюджета.

Когда и как заявить о возврате (зачете) излишне уплаченного налога

Обратиться за возвратом/зачетом переплаченного излишне сбора, налога, взноса или штрафа можно лично, по электронной или обычной почте или из своего личного кабинета. Важно сделать это не позднее 3-х лет после уплаты этой суммы.

Чаще на практике, получив обращение с просьбой засчитать или возвратить сумму переплаты по какому-нибудь платежу, ИФНС перед вынесением своего решения делает сверку расчетов.

Само решение «зачесть или вернуть» выносится налоговым органом в течение не более 10-тидневного срока с получения обращения или совместно подписанного акта по итогам сверки налогов, о котором письменно сообщается заявителю. При этом со стороны налоговой инспекции компании может поступить запрос о представлении подтверждающих документов о возникших лишних суммах уплаты налогов.

Принятое ФНС решение служит основанием, чтобы перечислить излишне уплаченную сумму налога: по НК РФ это их обязанность в течение 1-го месяца от получения указанного заявления о возврате.

НК РФ обязывает налоговую информировать вас обо всех случаях излишней уплаты налогов в 10-тидневный срок (п. 3 ст. 78 НК РФ)

Заполняем заявление о возврате из бюджета налога

Предположим, что ООО «Вымпел», оплачивая начисленный по декларации налог на прибыль организаций за 2018 год, совершило ошибку и налог был перечислен на 5 350 рублей больше. Компания подала в межрайонную ИФНС заявление с просьбой вернуть указанную сумму.

На этом примере мы попробуем заполнить необходимую форму документа (заявления) о возврате налога, состоящую из 3-х страниц, которую нужно сдать в налоговую.

ФНС России скорректировала применяемый бланк заявления о возврате/зачете переплаты налогов своим приказом от 30.11.2018 N ММВ-7-8/670@.

Процесс заполнения такого заявления сводится к последовательности следующих действий: оформляем титульный лист (лист 001 формы), лист 002 и лист 003 (при необходимости).

Сначала заполняем титульный лист бланка


В 2-х верхних строках формы указываются ИНН, КПП и номер п/п страницы (001). В приведенном примере заявление составляется от организации, значит в поле ИНН вписываем 10 цифр, а в поле КПП — 9 цифр: соответственно, данные ООО «Вымпел».

Затем в строке «Номер заявления» ставим его номер (если оно первое, то это «1») в этом году. Рядом пишем код налогового органа, в который его адресуем.

Далее расположены строки для указания полного названия организации (ФИО физлица), у нас в примере это общество с ограниченной ответственностью «Вымпел».

В строке «Статус налогоплательщика» выбираем соответствующий однозначный код из предложенных в форме. Все свободные клетки полей бланка необходимо заполнять прочерками.

В строке «На основании статьи» следует указать № статьи в НК РФ, служащей основанием предстоящего возврата переплаченного платежа. При возврате переплаченного налога, взноса это ст. 78 НК РФ, при возврате госпошлины — ст. 333.40 НК РФ, ошибочно взыскала налоговая — ст. 79 НК РФ, возмещаете НДС — ст. 176 НК РФ и др.


В нашем примере это ст. 78 НК, так как требуется возврат переплаченного налога на прибыль.

Ниже, в расположенных друг под другом двух клетках, указываем сведения о том, какая именно переплата и по какому виду платежа, и выбираем соответствующие однозначные коды для данных полей из предложенных в форме. Например, «1» — излишне уплаченный, и «1» — налог.

В строке «в размере» цифрами прописываем сумму запрашиваемой переплаты по налогу, например, 5 350 рублей. Строка «Налоговый (расчетный) период» заполняется следующими кодами для первых двух клеток:

«МС» — если платеж месячный;

«КВ» — если квартальный;

«ПЛ» — если переплата за полугодие;

«ГД» — если годовой.


После точки уточняется выбранный и указанный отчетный период, т.е. проставляется порядковый номер месяца, квартала или полугодия, а для годового платежа здесь ставим «00».

Непосредственно тот год, в котором возникла переплата, указываем после следующей точки в четырех свободных клетках.

В нашем примере: «ГД.00.2018».

Рядом следует указать код ОКТМО, который можно уточнить на официальном сайте ФНС.

Для заполнения заявления о возврате переплаты налога организации могут взять код региона (ОКТМО) из представленной налоговой декларации (в примере это декларация по прибыли), а физлица — указать регион, где платился данный налог: если речь о имущественном налоге, ОКТМО берется по местонахождению этого имущества, транспортный налог — по месту, где прописан владелец автомобиля, НДФЛ — из справки о доходах с работы.

В строке ниже — «Код бюджетной классификации» — заполняется 20-тизначный КБК переплаченного платежа. В нашем примере это КБК налога на прибыль в федеральный бюджет.

Далее записываем количество страниц и приложений в подаваемом заявлении. Помним, что все пустые клетки полей бланка прочеркиваем.

Снизу слева на титульном листе формы предусмотрена часть страницы для отражения информации о заявителе (плательщик/его представитель): ФИО, номер телефона, подпись и дата. Если заявление подается представителем, следует указать реквизиты подтверждающего его полномочия документа и приложить его копию к заявлению.

Читайте также: