Зависшие платежи по налогам

Опубликовано: 15.05.2024

Частнопрактикующий эксперт в области права и управления

специально для ГАРАНТ.РУ

В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно предприниматели заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации таких налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе термин "переплата" не используется. В то же время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ) (рис. 1).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов (для справки: налоговые органы ведут "внутренний" учет налоговых обязательств налогоплательщиков в интерактивном информационном ресурсе "Карточка Расчеты с Бюджетом", далее – КРСБ, карточка РСБ).

Дело в том, что платежи налогоплательщиков во исполнение своих налоговых обязанностей отражаются в информационных ресурсах налоговых органов (КРСБ) в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй – третий день после банковской операции налогоплательщика. А вот сама налоговая обязанность (начисленный налог) появится в карточке РСБ (и соответственно "обнулит" сальдо) только по окончании "декларационной кампании" – то есть примерно через полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ числится "положительное" сальдо расчетов, квалифицируемое налоговиками как "переплата". Это подтверждает и Минфин России в письме от 2 августа 2019 г. № 03-02-08/58397 (извлечение): "Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата".

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками. Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Правовое и функциональное содержание термина "переплата" в налоговом праве

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно, – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т. п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 1 января, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки (целесообразно убрать ссылку на приказ, которым утверждена форма Решения об уточнении платежа).

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т. п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата (справка: после введения в эксплуатацию информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки" (подсистема АИС "Налог-3") такие ошибки выявляются в автоматизированном режиме с формированием протокола ошибок; порядок исправления таких "проколов" регламентирован в п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вина налогового органа: в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь в виду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов. Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании"

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 "Сумма налога к уменьшению за налоговый период".

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

***

Теперь настало время подвести итог изложенному.

Первое и главное: факт переплаты (в части "излишне уплаченной суммы налога") может быть установлен и документально подтвержден только по итогам или взаимной сверки расчетов, или камеральной налоговой проверки. Юридически значимыми документами, подтверждающими факт (и сумму) переплаты, являются – в первом случае акт сверки расчетов; во втором – налоговая декларация, прошедшая без замечаний камеральную налоговую проверку. А вот факт "излишне взысканной суммы налога" подтверждается вступившим в законную силу решением вышестоящего налогового органа или судебным актом.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

От ситуации, когда добросовестный налогоплательщик представил платежное поручение, а банк не смог или не захотел его исполнить, застрахованными могут считать себя лишь клиенты нескольких банков, которых, несмотря на акционирование, по привычке называют государственными. К тому же существенно ужесточилась политика Банка России по отзыву лицензий на осуществление банковских операций. Только с начала 2016 года лицензии были отозваны у 36 банков. Такие решения ЦБ РФ выносит почти каждую неделю.

Как заявление в налоговую инспекцию позволит сэкономить

Банк обязан исполнить поручение налогоплательщика на уплату налога в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения (п. 1, 2 ст. 60 НК РФ). Поэтому и возможна ситуация, что в день передачи платежного поручения лицензия еще есть, а на следующее утро банк со своего корсчета уже ничего перечислить не может. А при угрозе банкротства возможны злоупотребления, когда со счета клиентов суммы списываются, но при этом платежи контрагентам и в бюджет не поступают вследствие отсутствия денег на корсчете банка — собственники их попросту выводят.

Возможны и злоупотребления со стороны налогоплательщиков. Сейчас возрождается довольно популярная в конце 90-х годов схема «уплаты» налогов через проблемный дружественный банк. Компании передавали платежные поручения на уплату налогов, заранее зная, что платежей не будет. А часть денежных средств окольными путями возвращалась к налогоплательщикам на другие счета. Налоговым органам об этой схеме хорошо известно, поэтому в каждом случае «зависания» налогового платежа они склонны видеть уклонение от уплаты налогов.

Задача добросовестного налогоплательщика в этих условиях — уменьшить свои потери, не допустить повторного взимания налога, добиться от налогового органа, чтобы этот платеж был принят как уплаченный налог. В этом поможет заявление в налоговую инспекцию о признании исполненной обязанности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ.

Как только стало известно о том, что у банка отозвана лицензия или же он не производит платежи, налогоплательщику следует проинформировать свою налоговую инспекцию о том, что обязанность по уплате налогов им была исполнена. Причем сделать это нужно, не дожидаясь получения требования об уплате налога. Если, несмотря на предпринятые шаги, инспекция все же не признает этот факт и выставит требование об уплате налога и пеней, то такое требование нужно обжаловать в вышестоящий налоговый орган в административном порядке, а в случае получения отказа — в суде.

В каком виде составляется заявление в налоговую инспекцию о том, что деньги зависли в проблемном банке

Унифицированной формы заявления в налоговую инспекцию о том, что деньги зависли в проблемном банке, нет. Но, безусловно, это должно быть письменное уведомление за подписью уполномоченных лиц (руководителя и главного бухгалтера при его наличии). Данное заявление целесообразно распечатать в двух экземплярах или же сделать копию. Оригинал и прилагаемые к нему документы лучше передать непосредственно в канцелярию налогового органа. При этом на втором экземпляре (копии) должны проставить отметку о принятии.

Такое заявление в налоговую инспекцию должно состоять из подробного описания события: когда было передано поручение на исполнение, форма его передачи (через электронную систему «клиент-банк» или непосредственно в банк), сведения о банке, в котором открыт счет налогоплательщика, сумма платежа и сведения о платежном документе. К уведомлению прилагаются подтверждающие данный факт документы. Это может быть копия платежного поручения, заверенная налогоплательщиком. Если использовалась электронная система «клиент-банк», можно представить платежное поручение на бумажном носителе с уведомлением банка о приеме поручения к исполнению (должна быть указана дата поступления в банк поручения).

Существенно облегчит диалог с налоговыми органами подтверждение того, что на расчетном счете у компании на дату платежа было достаточно денежных средств. Это можно сделать с помощью копии выписки банковского счета на дату передачи платежного поручения в банк, также заверенной налогоплательщиком.

Как уже отмечено, налоговые органы склонны в любом проблемном платеже видеть недобросовестность налогоплательщика. А значит, нужно быть готовыми разубедить инспекторов в этом. В первую очередь налоговики обращают внимание на формальные признаки исполнения обязанности по уплате налога (п. 3 ст. 45 НК РФ). В частности, проверяется достаточность средств на счете на момент предъявления в банк поручения на перечисление налога (с учетом требования ст. 855 ГК РФ об очередности списания средств со счета).

Недостаточность средств на расчетном счете, в том числе по причине первоочередного исполнения банком других поручений о перечислении средств, является основанием для непризнания исполненной обязанности по уплате налога (п. 4 ст. 45 НК РФ , постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03.10.12 № Ф09-8858/12). Кроме того, такими основаниями является отзыв налогоплательщиком поручения или его возврат банку и ошибки в сумме налога или номере счета Федерального казначейства и наименования банка получателя.

Стоит обратить внимание не только на указанные выше формальные признаки уплаты или неуплаты налогов. Иные критерии, по которым суды признают обязанность перед бюджетом неисполненной, сформировались во время кризиса 1998–1999 годов. На основании этой практики КС РФ ввел понятие добросовестности и недобросовестности налогоплательщика (постановление от 12.10.98 № 24-П, определение от 25.07.01 № 138-О). По смыслу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности. Для признания налога не перечисленным налоговый орган обязан доказать недобросовестность налогоплательщика.

Недобросовестными признаются налогоплательщики, уклоняющиеся от уплаты налогов путем перечисления их через неплатежеспособные банки. Для этого налоговому органу нужно доказать, что компания знала о неблагонадежности банка. КС РФ уточнил, что во избежание злоупотреблений налоговые органы вправе систематически информировать налогоплательщиков о банках, через которые не следует перечислять налоговые платежи. Если компании вследствие такого информирования или иным способом станет известно о том, что банк не производит платежи, суд встанет на сторону инспекции (постановления федеральных арбитражных судов Московского от 29.02.12 № А40-53497/11-140-239, от 25.11.13 № Ф05-13923/2013, Северо-Западного от 28.07.11 № А13-8602/2010 , Северо-Кавказского от 05.11.09 № А53-8226/2009, Западно-Сибирского от 10.02.10 № А75-3067/2009 округов). Отметим, что только наличие счетов в других банках не может являться доказательством недобросовестности (постановления федеральных арбитражных судов Уральского от 13.12.10 № Ф09-10212/10-С, Московского от 20.03.13 № А40-76467/12-116-163 округов).

Опасными являются и «досрочные» платежи, произведенные через проблемные банки до окончания соответствующего налогового (отчетного) периода, поскольку обязанность по уплате налога еще не определена (постановление Президиума ВАС РФ от 27.07.11 № 2105/11). Как правило, в этом случае суды соглашаются с налоговиками, что действия налогоплательщика направлены на уклонение от уплаты налога в бюджет. А если платеж превышает сумму исчисленного впоследствии обязательства, такие действия могут быть восприняты как намерение неправомерно возместить денежные средства из бюджета (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного от 21.05.13 № А56-46140/2012, Московского от 20.12.12 № А41-17872/11, Западно-Сибирского от 10.02.10 № А75-3067/2009 округов).

Ф.Н. Филина, налоговый консультант, эксперт по кадровому делопроизводству, к.э.н.

Грядущие изменения

ВАС РФ постановил: "зависшие" перечисления средств по налогам нельзя считать недоимкой и начислять на них пени. А ведь раньше налоговые органы поступали именно так. Очевидно, ревизорам придется пересмотреть свои правила.

Добросовестный и законопослушный налогоплательщик вовремя и в полной мере платит налоги, но иногда по вине банка денежные средства не доходят до бюджета в срок. До настоящего момента налоговики отражали подобные "зависшие" платежи в карточке "Расчеты с бюджетом" как не зачисленные в бюджет, т.е. задолженность перед бюджетом у налогоплательщика не уменьшалась. Ведь именно такой порядок действий указан в некоторых их разъяснениях (см. приказ МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297, письмо МНС России от 09.10.2000 N ВП-8-18/788@).
Однако ВАС РФ признал незаконными положения указанных выше приказа и письма. В результате налоговым органам запрещено считать "зависшие" платежи неисполненными, т.е. недоимкой, и начислять на них пени (решение ВАС РФ от 25.12.2009 N ВАС-17582/08 "О правомерности отражения суммы недоимки на лицевых счетах налогоплательщика").

Суть дела

ОАО "Московская сотовая связь" решило оспорить в ВАС РФ нормы, закрепляющие порядок отражения в лицевых счетах налогоплательщика средств, списанных с его счета в уплату налога, но не зачисленных в бюджет. Ведь в соответствии с Налоговым кодексом РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента подачи в банк платежного поручения на перечисление налога при наличии на счете достаточного количества денег (подп. 1 п. 3 ст. 45). Однако на деле, если деньги списываются с расчетного счета налогоплательщика, но по вине банка не поступают в бюджет, налоговики считают их недоимкой (не уменьшается показатель "недоимка (задолженность) по налогу"). Данные средства также не числятся на лицевом счете и в налоговой отчетности как поступившие в бюджет. Причем этот вопрос регламентирован документами, изданными самими налоговыми органами.

Кроме того, ОАО "Московская сотовая связь" оспорило разъяснения, согласно которым средства, признанные судами как исполненная обязанность по уплате налогов, проводятся в лицевые счета налогоплательщиков в вышеуказанном порядке. Задолженность налогоплательщика перед бюджетом не уменьшается, но приостанавливается взыскание с него этих средств и начисление на них пени.

Примечание. Оспариваемые положения:

1) абзац 2 п. 1.6 приказа МНС России от 18.08.2000 N БГ-3-18/297, предусматривающий, что "отражение в лицевом счете налогоплательщика денежных средств, списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает показатель "недоимка (задолженность) по налогу", поскольку показатели "задолженность" или "недоимка" отражают состояние расчетов с бюджетом, то есть средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов. Указанные средства также не отражаются в лицевом счете налогоплательщика и налоговой отчетности как поступившие в бюджет, поскольку данные о поступлении денежных средств проводятся только на основании соответствующих финансовых документов, подтверждающих факт зачисления указанных средств на доходные счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов)";

2) абзац 8 п. 2 письма МНС России от 09.10.2000 N ВП-6-18/788@. В силу этой нормы "по вступившим в силу решениям судебных органов, по которым истекли сроки обжалования, а также по судебным делам, прошедшим все инстанции, денежные средства, признанные судебными органами как исполненная обязанность по уплате налогов, проводятся в лицевые счета налогоплательщиков в общеустановленном порядке, а именно отражаются как "денежные средства, списанные с расчетного счета, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов". При этом задолженность налогоплательщика перед бюджетом не уменьшается, но приостанавливается взыскание указанных денежных средств с налогоплательщика и начисление на эти суммы пеней".

ВАС РФ расценил действия налоговых органов по отражению на лицевом счете налогоплательщика "зависших" платежей в качестве задолженности перед бюджетом как неправомерные. В связи с этим решением N ВАС-17582/08 ВАС РФ признал недействующими некоторые соответствующие положения документов, изданных налоговым ведомством. Президиум ВАС РФ счел такой порядок незаконным.

Контраргументы сторон

ОАО "Московская сотовая связь"

ОАО считает, что оспариваемые им положения писем налоговых органов противоречат пп. 1 и 3 ст. 44 и п. 3 ст. 45 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 44 обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. В п. 3 ст. 44 сказано: обязанность по уплате налога прекращается по одному из оснований: в связи с уплатой налога; в связи со смертью физического лица - налогоплательщика или признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ; по причине ликвидации организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с федеральным бюджетом; в связи с возникновением других обстоятельств, с которыми российское налоговое законодательство связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. По п. 3 ст. 45 обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

- с момента предъявления в банк поручения на перечисление в федеральный бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

- с момента отражения на лицевом счете организации, в которой открыт лицевой счет, операции по перечислению денег в бюджет;

- со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджет;

- со дня вынесения налоговиками решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате того или иного налога;

- со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по его исчислению и удержанию из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента в соответствии с НК РФ;

- со дня уплаты декларационного платежа согласно Федеральному закону от 30.12.2006 N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами".

В пункте 4 ст. 45 НК РФ указаны основания признания обязанности по уплате налога неисполненной. Считается, что налогоплательщик не уплатил налог в случае отзыва им или возврата ему банком неисполненного поручения на перечисление денег в бюджет. Налог также считается неуплаченным, если организация, где открыт лицевой счет, произвела отзыв денег или Федеральное казначейство возвратило налогоплательщику неисполненное поручение на перечисление средств в бюджет, а также если платеж физическому лицу вернули из органов местной администрации либо из Почты России.

Еще одно основание - неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшее неперечисление этой суммы в бюджет.

И последнее основание: если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.

Например, в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в т.ч. по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности и т.д.

Как видим, ОАО "Московская сотовая связь" не подпадает ни под одно из оснований считать его не уплатившим налог. Более того, общество предъявило в банк поручение на перечисление средств со своего счета на соответствующий счет федерального бюджета. Следовательно, по подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога ОАО "Московская сотовая связь" исполнена. Значит, налоговые органы, возлагая на ОАО дополнительные налоговые платежи, своими действиями и разъяснениями нарушают его права. Таково и финальное мнение судей, хотя пришли к нему арбитры не сразу.

Налоговые органы

Изначально ВАС РФ встал на сторону ФНС России (см. определение от 03.03.2009 N ВАС-17582/08). Налоговые органы указывали, что приказ и письмо, положения которых оспариваются, не являются нормативными правовыми актами, не нарушают права и охраняемые законом интересы ОАО, не возлагают на него незаконно какие-либо обязанности и не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Ведь согласно п. 2 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ денежные средства считаются поступившими в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Поэтому отражение "зависших" платежей на лицевом счете как поступивших в бюджет приведет к нарушению учета денежных средств и некорректному состоянию лицевого счета налогоплательщика.

ВАС РФ

Тем не менее уже спустя полгода судьи пересмотрели свое решение (постановление от 01.09.2009 N 7037/09 об отмене указанного выше определения). В комментируемом решении ВАС РФ от 25.12.2009 судьи поставили в этом споре точку, встав на сторону ОАО "Московская сотовая связь". Дело в том, что обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло, т.е. в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств.

Оспариваемые положения приказа и письма о том, что денежные средства, признанные судебными органами в качестве перечисленного налога, не уменьшают задолженность налогоплательщика перед бюджетом и взыскание этой задолженности с налогоплательщика и начисление на нее пеней приостанавливаются, но не прекращаются, по мнению высших судей, не только противоречат положениям ст. 45 НК РФ, но и изменяют содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе (подп. 8 п. 1 ст. 6 НК РФ).

Суд отметил: действия налоговых контролеров по отражению в качестве налога денежных средств, списанных с расчетного счета, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджета, т.е. условно уплаченных, уже давно вызвали несогласие налогоплательщика. ОАО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы за защитой своих нарушенных прав (дела N А40-41510/06-99-176, N А40-53049/07-127-345, N А40-54411/07-114-311). По этим делам суды всех инстанций налоговую обязанность общества перед бюджетом признали исполненной. Однако налоговые органы, руководствуясь оспариваемыми положениями приказа и письма, в своих действиях исходили из того, что фактическое непоступление средств в бюджет свидетельствует о неисполнении обществом его налоговых обязанностей. Значит, названными нормативными правовыми актами устанавливается возможность включения денежных сумм, списанных банком со счетов налогоплательщика по его платежному поручению на уплату налога, в размер недоимки, а также начисления на них пеней.

Таким образом, судьи пришли к выводу: применение налоговыми органами оспариваемых положений приказа и письма в указанном смысле приводит к нарушению прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика.

Резюме

Итак, согласно российскому налоговому законодательству обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему средств со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. Обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло, т.е. в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика средств в уплату налога. Оспариваемые же положения налоговых разъяснений изменяют содержание закрепленных в НК РФ понятий и терминов. Оспариваемыми нормами устанавливается возможность включения сумм, списанных банком по платежному поручению на уплату налога, в размер недоимки, а также начисления на них пеней. Добросовестные налогоплательщики теперь имеют законное право оспаривать действия налоговых органов по отражению на лицевом счете налогоплательщика "зависших" платежей в качестве задолженности перед бюджетом.

Справочная / Всё про налоги

Что будет, если платить налоги и взносы не вовремя?

  • Размер пеней для ИП
  • Расчёт пеней для ИП на примере
  • Калькулятор расчёта пеней
  • Пени для ООО
  • Сроки уплаты пеней в ИФНС
  • Как оплатить пени по налогам ИП?
  • Как Эльба поможет оплатить пени?
  • Штрафы налоговой инспекции
  • Полезно запомнить о пенях и штрафах

Размер пеней для ИП

Налоговая сама считает пени, поэтому вы можете не тратить своё время на расчёты. Но всё равно полезно знать, почему от вас требуют пени и как вам их посчитали. Так вы заранее прикинете траты, если вдруг пропустили срок, и даже сможете проверить налоговую.

Пени считают за каждый день просрочки — чем дольше вы не платите, тем больше пеней начислят. При небольшой просрочке суммы получаются незначительными, поэтому предпринимателей обычно больше пугают другие вещи: штрафы и блокировки счетов.

Расчет пени ФНС по налогам

Ключевую ставку устанавливает Центральный банк. Учитывайте ту, которая действовала в период просрочки. Узнать её можно на сайте ЦБ РФ.

Пени начинают начислять на следующий день после того, как закончился срок для уплаты, а заканчивают в тот день, когда вы перечислите налог. То есть за тот день, когда вы заплатили сумму долга, пеней уже не будет. Такой позиции придерживается Минфин в письме от 5 июля 2016 года и налоговая в письме от 6 декабря 2017 года.​

Например, 25 октября — последний день для уплаты налога, а вы перечислили деньги только 29 октября. Пени начислят за 3 дня — 26, 27 и 28 октября.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба — онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО. Сервис подготовит отчётность, посчитает налоги и освободит время для полезных дел.

Расчёт пеней для ИП на примере

До 25 октября Никита должен заплатить аванс по УСН за 9 месяцев— 50 тысяч рублей. Но он прождал оплату от клиента и перечислил налог только 1 ноября. Посчитаем пени за 6 дней просрочки.

Смотрим ключевую ставку на сайте ЦБ РФ — допустим, она равна 4,25%. Теперь подставим всё, что знаем, в формулу:

Эту сумму придётся заплатить вместе с суммой налога.

На самом деле мало кто считает пени вручную. Удобнее использовать калькулятор.

Калькулятор расчёта пеней

Как пользоваться калькулятором

  1. Выберите, кто вы — ИП или организация.
  2. Укажите сумму налога, которую заплатили не вовремя.
  3. Укажите срок для уплаты налога. Например, для УСН за 3 квартал 2021 года — это 25 октября.
  4. Укажите день, в который фактически перечислили налог.
  5. Не включайте в просрочку день оплаты — об этом сказала налоговая в письме от 6 декабря 2017 года.

Пени для ООО

С 2017 года выросли пени для ООО за долгую просрочку. Если не платить налог больше месяца, то с 31 дня пени станут в два раза больше.

Расчет пени за просрочку

Организация «Мир носков» не заплатила УСН за 1 квартал 2021 года до 25 апреля. И уже 40 дней на ней висит долг 20 тысяч рублей. Вот как считаются пени за эту просрочку:

За 30 дней просрочки = 4,25%/300 х 20 тысяч х 30 дней = 85 рублей.

За 31-40 дни просрочки = 4,25%/150 х 20 тысяч х 10 дней = 56,7 рублей.

Итого за 40 дней просрочки ООО «Мир носков» заплатит 141,7 рублей пеней.

Сроки уплаты пеней в ИФНС

Пени платят добровольно или по требованию налоговой. Пени по требованию нужно заплатить за 8 рабочих дней после его получения, если налоговая не установила другой срок. За пропуск срока банк заблокирует сумму долга на счёте.

Можно не дожидаться требования и перечислить пени заранее. Посчитайте их размер самостоятельно или узнайте из сверки с налоговой.

Как оплатить пени по налогам ИП?

  • Сначала узнайте, есть ли у вас пени: для этого проведите сверку с налоговой или зарегистрируйтесь в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.
  • Подготовьте платёжку на сайте налоговой. Инструкция по заполнению — в статье «Как создать платёжку на уплату пени и штрафов».

Для ООО порядок тот же.

Как Эльба поможет оплатить пени?

Эльба подготовит платёжку по требованию налоговой автоматически. Прочитайте в статье, как это сделать.

Чтобы узнать размер пеней, отправьте запрос на сверку с налоговой: раздел Отчётность → Сверка с налоговой → Создать выписку операций по расчётам с бюджетом.

Штрафы налоговой инспекции

Штраф налоговой инспекции могут начислить вдобавок к пеням. Но вас не оштрафуют только за то, что вы пропустили срок. Для назначения штрафа нужно, чтобы вы неправильно посчитали налог и занизили его. Это поясняет Высший Арбитражный суд в пункте 19 постановления.

  • Если заплатите налог позже, чем нужно, но в правильном размере — начислят только пени.
  • Если занизите налог в декларации и заплатите эту сумму — налоговая доначислит налог, пени и штраф.

Размер штрафа фиксированный, он начисляется не за дни просрочки, как пени, а за нарушение в целом. Штраф за неуплату налога — 20% от суммы долга, если занизили налог не специально, 40% — если умышленно.


Посчитать правильно, заплатить вовремя, не ошибиться в платёжке — расскажем о всех нюансах, которые могут привести к штрафам.

Ошибка № 1. Отправили платежи по неверным реквизитам

Как часто поступают предприниматели при уплате налогов и взносов? Открывают банк-клиент, находят платежку за прошлый период, меняют сумму и отправляют платеж в бюджет. Актуальность реквизитов при этом не проверяют. Да некогда же!

В результате платеж, отправленный по недействительным реквизитам, зависает в дебрях бюджета, как невыясненный

Например: многие ИП до сих пор не знают, что с 01.01.2021 года изменились реквизиты по уплате налогов, а платежные поручения нужно заполнять по новым правилам (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

До 30 апреля установлен переходный период. И пока все платежи, перечисленные по старым реквизитам, попадут куда нужно. Но после наступления этой даты, ошибочные платежи не поступят в бюджет, и деньги придется перечислять заново.

Другая ситуация: ИП делает платежное поручение на уплату налога или взносов впервые. Раз, и опечатка в коде бюджетной классификации (КБК). Куда будет зачислен платеж? Точно не туда, куда надо. В итоге предприниматель искренне считает, что он свои обязательства выполнил, а на самом деле у него образуется долг перед бюджетом.

Как узнать актуальные реквизиты

Самый простой способ: заполнить платежное поручение через портал ФНС . Внести платеж можно прямо на сайте или оформить платежное поручение по созданному на портале образцу и произвести оплату через свой банк-клиент. В крайнем случае — создать не платежку, а квитанцию и оплатить ее в кассе или терминале любого банка.

Совет: при заполнении платежного поручения вручную, рекомендуем копировать КБК целиком и вставлять его в соответствующее поле документа, чтобы избежать технических ошибок.

Ошибка № 2. Зачли ненастоящую переплату

Зачастую предпринимателей вводят в заблуждение данные в Личном кабинете (ЛК) на портале налоговой службы.

Суть в том, что при уплате авансовых платежей, эти суммы отражаются в ЛК, как «Переплата». Например: именно так видны авансовые платежи по упрощенному налогу, уплаченные в текущем году.

На самом деле, конечно, никакая это не переплата. Как только налоговый период закончится и ИП подаст декларацию, инспекция сверит авансы с данными декларации и закроет год. В результате переплата исчезнет.


Допустим ИП ранее применял УСН доходы минус расходы, а с 2021 года — УСН «доходы», при этом за 2020 год у него по КБК Д-Р остался долг. Он гасит его «переплатой», которая на самом деле — авансовый платеж по УСН текущего года. Получается, что долг за 2020-й год ИП закрыл, а вот в 2021 не заплатил аванс по единому налогу.

Такие недоразумения происходят, когда есть несогласованность между ИП и его бухгалтером. Если платежи делает и даже отправляет бухгалтер, а ИП у него не спрашивает откуда в ЛК переплата и распоряжается ей по своему усмотрению,то ошибок не избежать.

Конечно, случаи реальной переплаты тоже бывают. Например, при заполнении суммы платежа приписали лишний ноль и вместо 1 000 перечислили 10 000 рублей.

Но возвращать реальную переплату нужно только тогда, когда отчетность уже сдана .

Например, обратиться за возвратом переплаты по УСН за 2020 год можно после 30 апреля 2021 года.

Ошибка № 3. Не сверились по расчетам с инспекцией

Ошибки и накладки при проведении расчетов неизбежны. Причем ошибка может быть не только со стороны налогоплательщика, но и со стороны инспекции. Например: из-за технического сбоя в программе были неверно разнесены поступившие платежи.

Поэтому важно регулярно проводить сверку расчетов. Закончился отчетный период — проведите сверку платежей.

Какие документы запросить у инспекции:

  • справку о состоянии расчетов — она покажет долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату;
  • выписку операций по расчетам с бюджетом — она покажет историю платежей и начисленные налоги и взносы за нужный период. По данным выписки будет понятно, когда возникли долг или переплата, и откуда они появились.

Запросить эти документы можно через ЛК на портале налоговой службы в разделе «Справки и другие документы». Или, если ИП пользуется сервисом сдачи электронной отчетности, выполнить запрос через него.



Ошибка № 4. Навели беспорядок в учете и расчетах

Есть целый ряд факторов, который приводит к подобной проблеме:

Когда ИП, не обладая нужными знаниями, пытается вести полный учет самостоятельно, результат может быть плачевным. В учете возникают ошибки, налоги начисляются неверно. Переплатили — проспонсировали бюджет, недоплатили — возникли недоимки и пени в придачу накапали.

Например: ИП на УСН-доходы уменьшил сумму налога на страховые взносы, которые были уплачены в другом году. Сначала ФНС попросит дать пояснения или подать корректировку, если ИП не отреагирует, то налоговики могут сами провести перерасчет, доначислят налог и насчитают пени. Еще и штраф впаяют. В худшем случае ИП ждет выездная проверка.

2.От сутствие системного учета.

Часто ИП экономят на постоянном бухгалтерском сопровождении. Им кажется, что покупка разовой услуги «Заполнение декларации», «Формирование платежных поручений на взносы» — это решение всех проблем.

При этом учет своими силами ведется хаотично. Бумаги теряются. Сведения о продажах или расходах не отражаются в книгах учета (об обязанности их вести некоторые предприниматели даже не подозревают). Платежи по налогам вносятся нерегулярно или не уплачиваются совсем.

Результат закономерен: рано или поздно ИП попадет под проверку и расстанется с круглой суммой.

3. Недобросовестность бухгалтера.

Похожая ситуация происходит, когда ИП пытаются сэкономить и найти дешевого бухгалтера. Но нужно понимать, что любая качественная услуга стоит определенных денег. Купили учет за «5 копеек» в месяц? Будьте готовы, что цифры в декларациях будут взяты с потолка, отчетность просрочена или не сдана совсем, а учет — отсутствовать в принципе.

Еще одна возможная топ-проблема: ИП и «домашний» бухгалтер не сошлись в вопросах оплаты, в результате бухгалтер не отдал базу данных и документы, и ИП остался ни с чем. Итог: серьезные затраты на восстановление учета, уплату недоимок по налогам и пеней.

О подобных ситуация мы уже рассказывали в блоге . И как выбирать профпригодного бухгалтера тоже писали .

Как не допустить подобных проблем

Экономия должна быть разумной, а учет системным. Заключайте официальный договор на обслуживание. Не работайте с компаниями или частными специалистами, которые не готовы нести ответственность за результат своей работы.

Ошибка № 5. Забыли заплатить налоги

Многие ИП поступают разумно, не доверяя сторонним лицам доступ к расчетному счету. Но при этом хронически забывают вовремя платить налоги в бюджет.

Например, аутсорсинговая компания выполнила разовую услугу : рассчитала ИП налоги, передала квитанции на уплату и простилась с ним до следующего квартала. ИП квитанции потерял, а про налоги забыл. Даже онлайн-сервисы не спасают .

В обоих случаях на сумму недоимки успели накапать пени и долг перед бюджетом вырос. А еще за невовремя уплаченный налог или взносы назначат штраф — 20% от его суммы. 40% — если ИП умышленно не заплатил в бюджет.

Ошибка № 6. Незнание законов

Возможно это следствие всех предыдущих ошибок вместе взятых, особенно — отсутствие грамотного специалиста или вообще отказ от бухгалтерских услуг как таковых.

Явно полное невладение законодательной базой проявилось в 2020-м, когда многие ИП получили право на субсидии и «прощение» налогов.

Что происходило — ИП слышал, что ему положена субсидия на работников, но не понимал — какое и куда подавать заявление. Власти способствовали суматохе, потому что чуть ли не ежедневно что-то менялось. Президент выступал по тв и все — новый закон . В результате предприниматели по несколько раз отправляли заявки — то счет был указан неверно, то количество работников неправильное (нужно было ориентироваться на СЗВ-М), то само заявление отправлено не туда.

Региональные администрации устанавливали свои субсидии, по которым нужно было собирать немалый пакет документов. Многие ИП просто отказались браться за его подготовку, потому что надо было, например, предоставить расчетные ведомости, а в учете ИП, сами знаете, что обычно творится.

Такой же бардак творился с платежами — налоги к уплате обнуляли , но об этом (как ни парадоксально) даже не все слышали. ИП продолжали привычно платить в бюджет, в том числе страховые взносы. Возможно больше из недоверия — не заплатишь, потом три шкуры стрясут.

Что получилось — далеко не все предприниматели, которым была положена поддержка, ее получили.

Читайте также: