Запрос следственного комитета в налоговую

Опубликовано: 07.05.2024

Налоговая вызывает на допрос, когда ищет доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы, чтобы не платить налоги.

Еще о налоговой:

Кира Гин

Налоговая может вызвать на допрос любого

Налоговая вместе со Следственным комитетом разработали методичку для допросов. В ней 80 рекомендуемых вопросов. Эта методичка придумана, чтобы налоговая и Следственный комитет работали в одном направлении: доказывали, что компания недоплатила налоги умышленно.

Обычно налоговики вызывают на допрос, когда ищут доказательства работы с фирмами-однодневками. Еще допрашивают, если подозревают, что сотрудники получают зарплату в конвертах или компания использует другие схемы ухода от уплаты налогов.

Что проверить у контрагента

Повестку на допрос налоговая вправе вручить любому человеку, если считает, что у него есть информация, которая поможет в налоговой проверке. Вызывают нынешних и бывших сотрудников компании, директора, основных поставщиков.


Есть заблуждение: допрашивать будут директора, руководителя или главного бухгалтера, а остальных допросы не касаются. Это не так. Поиск доказательств налоговая начинает с допроса рядовых, а иногда уже уволенных сотрудников, которые как-то общались с подозрительным контрагентом.

Например, по документам компания закупила товар, а по факту сделка фиктивная. Налоговая вызвала на допрос кладовщика и спрашивала: «Доставляло ли ООО «Лосось» товар на склад?», «Как вы его принимали и списывали в производство?», «Какой объем расходных материалов поступает на склад ежемесячно?»

В моей практике была история. Во время проверки налоговая не смогла доказать, что компания работала с неблагонадежным контрагентом, и решила допросить водителя. Директор компании предупредил водителя: на допрос лучше прийти с налоговым юристом или адвокатом.

Инспектор приехал к водителю домой в субботу в десять вечера. Сказал, что отказаться от допроса водитель не может, якобы за это его ждет уголовная ответственность. Водитель растерялся, и инспектор допросил его в ближайшем кафе. Показания были не в пользу компании.

Протокол допроса водителя налоговая использовала в суде, на нём было построено всё доказательство. В итоге компания проиграла дело.

В другой компании налоговая допрашивала кладовщика. Так часто делают, потому что рядовым сотрудникам нет выгоды выгораживать компанию и они расскажут, как всё было на самом деле.

Вызовом на допрос считается только повестка

Вызывать на допрос могут только повесткой. Если налоговая звонит по телефону и просит прийти на допрос, ей можно отказать: «Пришлите, пожалуйста, повестку». То же самое, если инспектор пришел домой к сотруднику или директору компании.


Мне встречались случаи, когда повестку налоговая просто бросала в почтовый ящик по прописке сотрудника. Ходить на допрос по такой повестке или нет, зависит от тактики, которую выбрала компания. И от того, готов ли сам сотрудник идти на допрос.

Но когда налоговики оставляют повестку в почтовом ящике, у них нет доказательств, что человек ее получил.

Допрос проходит в налоговой инспекции. Это может быть та инспекция, что проводит проверку, или инспекция по прописке свидетеля. Второй вариант — допрос в офисе компании, если об этом попросила компания.

Инспектор не вправе допрашивать свидетеля в кафе, у него дома или в подъезде. Но в налоговом кодексе есть исключения, когда допрос разрешается провести по месту жительства свидетеля:

  • свидетель из-за возраста, болезни или инвалидности не может прийти в налоговую;
  • в других случаях на усмотрение налогового инспектора.

Списка других случаев из второго пункта в законе нет, но даже если инспектор считает, что сейчас другой случай, все равно можно отказаться от допроса по двум основаниям: право не свидетельствовать против себя и право на юридическую помощь.

Штраф 1000 рублей, если не пойти на допрос

С допросами налоговой есть два штрафа, их размер зависит от причины:

  • 1000 рублей за неявку или уклонение от допроса без уважительной причины. Уважительными причинами считаются, например болезнь или командировка;
  • 3000 рублей за ложные показания и неправомерный отказ от показаний. Например, неправомерным отказом будет, если человек получил повестку, пришел в инспекцию и сказал: «Я не буду давать показания!»

Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы.

У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России.

80 вопросов налоговой для допроса

Налоговая обычно использует методичку Следственного комитета, когда у компании есть недоимка по налогам в крупном или особо крупном размере. В законе прописан критерий крупности:


В методичке 80 вопросов, которые рекомендуется задавать налогоплательщику. Но налоговики необязательно будут допрашивать по методичке, могут задавать и другие вопросы.

По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Cледственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе.


Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват. Разберем часть вопросов.

1. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?

Этот вопрос налоговая задает, чтобы понять, кого еще нужно допросить. Подбором поставщиков в компании может заниматься один человек, а может целый отдел. Во втором случае допросят всех сотрудников отдела, чтобы найти противоречия.

2. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь?

Цель вопроса — понять, проявляла ли компания должную осмотрительность. Если ответить: «Да в Яндексе поискал, позвонил первому попавшемуся, и начали работать», налоговая посчитает, что должной осмотрительности компания не проявила.

Как правильно отвечать, мы рассказывали в статье о должной осмотрительности. Если кратко: проверили контрагента на сайте налоговой, в системе «За честный бизнес» и в архиве судебных дел. Изучили его сайт, прочитали отзывы и спросили у коллег. Были уверены, что у контрагента есть все ресурсы, чтобы выполнить свою часть договора.


Проявить должную осмотрительность

3. Вам попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали?

Провокационный вопрос. Налоговая не конкретизирует, что значит недобросовестный поставщик. Вы можете думать, что это тот, кто привозит испорченные арбузы или хамит кладовщику. И скажете: да, попадались! А налоговая посчитает, что вы признаетесь в работе с недобросовестными поставщиками.

На этот вопрос лучше не отвечать или ответить так: смысл вопроса мне неясен; нет, мне неизвестно; нет, и точка.

4. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

Подвох здесь в том, что налоговая ищет всех сотрудников, которые взаимодействовали с контрагентами. И пытается понять, кто за что отвечает. Чем четче обязанности у сотрудников, тем меньше противоречий в показаниях.

Когда речь о настоящих поставщиках, опасности нет. Отвечаете: маркетолог инициировал, маркетолог говорит то же самое. Налоговая проверяет поставщика, и сходится: поставщик подтверждает, что так всё и было. Проблемы будут, если договор с фирмой-однодневкой, а ее директор говорит: «Я вообще не директор, дал только паспорт, чтобы зарегистрировали фирму, а мне за это заплатили».

5. Что входит в ваши должностные обязанности? Кем и когда вы работали?

На этот вопрос важно ответить. Если в начале допроса сотрудник говорит, что в его обязанности не входил поиск поставщиков и согласование сделок, тогда на все вопросы о поставщиках можно отвечать: «Не знаю, потому что это не входит в мои обязанности».

Бывает наоборот. Менеджер по закупкам говорит: «В мои обязанности входит поиск поставщиков». А оказывается, что генеральный директор какого-нибудь поставщика нашел сам и не сказал менеджеру. Менеджера спрашивают: «А вот ООО «Лосось» вы подбирали?», он говорит: «Нет!»

Потом при допросе директора налоговая будет спрашивать: «А вот в допросе менеджер по закупкам сказал, что в его обязанности входит поиск поставщиков, а он «Лосось» не искал. Как так? Всех остальных искал, а «Лосось» нет. Так кто его искал тогда?»

Все вопросы налоговой из методички

В методичке для допросов налоговой две части: вопросы для сотрудников и для руководителей. Некоторые вопросы одинаковые, поэтому на самом деле их не 80, а 68.

1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

2. Ваше образование, специальность?

3. Что входит в ваши должностные обязанности?

4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?

5. Где и кем вы работали до ООО «Компания»?

6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «Компания»?

7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

9. Одобрение того или иного контрагента — это ваше единоличное решение или коллегиальное?

10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

13. Какие взаимоотношения — дружеские, деловые — вас объединяют?

14. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?

19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?

20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?

21. В случае если контрагент находится не в Москве или Московской области, как вы взаимодействуете?

22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?

23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?

24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?

25. Кто несет ответственность за качество поставляемых товаров, услуг, работ?

26. Назовите программу, которая используется для учета товаров.

27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?

28. Кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров, какие действия вы предпринимали в подобных случаях?

30. Кто в ООО «Компания» отвечает за сохранность товаров, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание товаров для своих подразделений для производства работ?

31. Есть ли склад и где он находится?

32. Кто контролирует качество и количество поставляемых товаров, работ, услуг?

33. В случае выполнения работ субподрядчиками кто занимается бытовыми вопросами рабочих и инженерно-технических работников на месте проведения работ?

34. Вы лично присутствуете при принятии работ от субподрядчика, какие документы подписываете?

35. В случае брака или нарушения технологии строительства по работам, выполненным субподрядчиком, кто несет ответственность за допущенные нарушения перед заказчиком, перед ООО «Компания»?

36. Есть ли в ООО «Компания» служба безопасности или сотрудник, который занимается экономической безопасностью организации? Укажите имя, его обязанности и ответственность.

37. Укажите должностное лицо, визирующее документы, которые вы оформляете.

38. Перечислите наименования документов, которые вы оформляете.

39. Кем, в какой должности вы работаете в ООО «Компания»?

40. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?

Я прошла допрос в налоговой

41. Кто назначил вас на эту должность?

42. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее или работа в ООО «Компания» — это новые профессиональные навыки?

43. Вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания»?

44. Если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность ООО «Компания», то каким образом это происходит?

45. Вы представляете отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «Компания» учредителям?

46. Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?

47. Кто в вашей организации отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?

48. Как происходит поиск контрагентов?

49. Какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?

50. Сколько человек в вашем отделе занимается поиском поставщиков?

51. Как обычно происходит общение с поставщиком: по почте, лично, через посредника?

52. Опишите процесс подготовки договора внутри организации при установлении поставщика.

53. Если решение коллегиальное, назовите лиц, принимающих решение.

54. Если решение принимается единолично, вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?

55. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.

56. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?

57. Кто определяет, кого из поставщиков выбрать?

58. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?

59. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?

60. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?

61. Какие работы выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?

62. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?

63. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?

64. Кто принимает первичные документы от поставщика: ТН, ТН, ТОРГ-12, акты, кто расписывается в документе, где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу?

65. Кто должен присутствовать при принятии товаров в обязательном порядке?

66. Если при принятии работ от субподрядчика присутствуют представители заказчика, кто именно присутствует, какие документы подписывает?

67. Кто составляет претензии от ООО «Компания» в адрес субподрядчика в случае выявления брака или нарушения технологии, кто подписывает такие документы?

68. На компьютере какого должностного лица установлены базы 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад?

Инспектор обязан вручить копию протокола

С сентября 2018 года налоговый инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола после допроса. Раньше этого можно было не делать.

Копию выдают сразу же после допроса под расписку. Если инспектор не выдал копию, можно написать жалобу на незаконные действия должностных лиц и потребовать ее выдать.

Протокол — доказательство, и если получится найти в нем нарушения, есть шанс оспорить допрос в суде. Но сейчас налоговая редко заполняет протоколы с нарушениями.

ЗАО «Капитал-лизинг» купило башенные краны, чтобы сдавать в аренду. Компания оформила все документы и получила вычет по НДС. Но налоговая решила, что компания работала с фирмой-однодневкой, и по итогам проверки доначислила 2,5 миллиона рублей НДС, штраф и пени.

Компания не согласилась и обратилась в суд. Основным доказательством налоговой был протокол допроса свидетеля, но компания смогла его оспорить, потому что:

  • протокол был заполнен без проведения мероприятий налогового контроля;
  • свидетелю не рассказали о его праве не давать показания против себя и праве на юридическую помощь;
  • протоколы оформлены не по форме;
  • нет пометки «с моих слов записано верно».

Суд посчитал, что такой протокол допроса не может считаться доказательством.

Мой совет: не ходите на допрос в налоговую без адвоката или налогового юриста. Протокол допроса — ключевое доказательство налоговой, поэтому лучше не давать показания без юриста.

Короче

Допросить могут всех, кроме:

аудиторов, адвокатов и нотариусов, если допрос касается их клиентов;

детей до 14 лет;

Что запомнить:

ходите на допрос в налоговую с адвокатом;

пользуйтесь правом не давать показания против себя — статья 51 Конституции России;

игнорируйте вызовы по телефону: налоговая должна вызвать на допрос повесткой

Полномочиями по расследованию налоговых преступлений наделен Следственный комитет. А чтобы он мог делать свою работу, нужна информация. Ее он получает от налоговиков. Это является их обязанностью, закрепленной в НК РФ. И оспорить «неправоту» инспекции, которая направила материалы проверки следователям, не получится.

Взаимодействие ФНС и СК

Указом Президента РФ от 27 сентября 2010 года № 1182 Следственному комитету РФ переданы полномочия по расследованию налоговых преступлений. Взаимодействие СК и ФНС РФ на стадии обнаружения признаков налоговых преступлений строится на основании пункта 2 статьи 36 НК РФ и Соглашения о взаимодействии между этими структурами от 13 февраля 2012 года № 101-162-12/ММВ-27-2/3 (далее - Соглашение).

ФНС и СК РФ даже разработали методические рекомендации налоговым и следственным органам, как выявлять и доказывать умысел налогоплательщиков в налоговых правонарушениях. Они опубликованы Письмом ФНС от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@ и содержат описание большинства возможных налоговых схем.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1.6. Протокола совместного заседания коллегий ФНС и СК РФ от 7 июня 2016 года № 2/4@ региональным управлениям ФНС было поручено организовать централизованное направление материалов налоговых проверок, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, непосредственно в аппараты территориальных следственных органов СК РФ.

Уголовные статьи по налогам

Установление в ходе проверки доказательств совершения умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) влечет не только увеличение размера штрафа по статье 122 НК РФ, но и «помогает» следственным органам возбуждать уголовные дела (пп. 2 п. 4 Протокола № 1 к Соглашению).

Фирма, ИП или обычное физлицо могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании Уголовного кодекса по шести видам преступлений:

  • статья 198 - уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
  • статья 199 - избежание уплаты налогов юрлицом;
  • статья 199.1 - игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
  • статья 199.2 - сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
  • статья 199.3 - уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
  • статья 199.4 - избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

Основные виды наказаний, предусмотренные этими статьями Уголовного кодекса:

  • штраф;
  • дисквалификация;
  • принудительный труд;
  • лишение свободы.

Вместе с тем и инспекция может использовать материалы оперативно-розыскных мероприятий следственных органов. Если такие материалы поступают на этапе предпроверочного анализа, ей остается лишь назначить выездную проверку и сформировать доказательную базу.

Преступные недоимки для физлица

Уклонением от уплаты налогов и сборов физического лица, совершенным в крупном размере, считается сумма сокрытых платежей, которая за три года подряд превысила 900 000 рублей.

Дополнительное условие - эта сумма должна превышать 10 % от подлежащих уплате сумм налогов.

Если указанная сумма укладывается в 10 %, то она не считается крупным размером, пока не превысит 2 700 000 рублей.

Особо крупным размером считается 4 500 000 рублей за 3 года, в случае если они превышают 20 % от сумм неуплаченных налогов, или 13 500 000 рублей.

Преступные недоимки для юрлица

Для юридических лиц уклонением, совершенным в крупном размере, считается сумма сокрытых платежей за период в пределах 3 финансовых лет подряд, превышающая 5 000 000 рублей. Дополнительное условие - эта сумма должна превышать 25 % от подлежащих уплате сумм налогов.

Если указанная сумма укладывается в 25 %, то она не считается крупным размером, пока не превысит 15 000 000 рублей.

Особо крупным размером считается 15 000 000 рублей за три года, в случае если они превышают 50 % от сумм неуплаченных налогов, или 45 000 000 рублей.

Что инспекция направит в СК

Состав материалов, направляемых в следственные органы, определен п. 5 - 8 Протокола № 1 к Соглашению.

В Письме ФНС от 6 июня 2012 года № АС-4-2/9338@ «О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета РФ» указано, что материалы проверки должны быть направлены с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения налогового законодательства РФ, в том числе:

  • описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии);
  • общую сумму неуплаченных налогов и сборов;
  • расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов, предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ (крупный и особо крупный размеры).

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога должник не погасит недоимку в полном объеме, а ее размер позволяет предполагать налоговое преступление, инспекция направит материалы в СК. На это ей отведено 10 дней с того дня, когда она выявит факт неисполнения требования (п. 3 ст. 32 НК РФ).

Передачу информации в СК оспорить не получится

Направление материалов проверки следователям еще не означает, что инспекция обвинила компанию в преступлении. На это указали судьи ВС РФ в Определении от 6 февраля 2020 года № 310-ЭС19-27235.

Фирме по итогам проверки доначислили более 170 млн. рублей налогов и пеней. Налогоплательщик обжаловал решение в арбитражном суде, и решение инспекции было приостановлено.

Но в период приостановления инспекция отправила в СК РФ материалы налоговой проверки. Суммы недоимок позволяли это сделать. Было возбуждено уголовное дело.

Компания посчитала, что именно из-за действий инспекции было открыто уголовное дело, и пыталась оспорить ее действия и признать их незаконными.

Судьи фирму не поддержали.

Инспекция лишь выполнила свою обязанность, предусмотренную пунктом 3 статьи 82 НК РФ, где указано, что контролирующие органы должны информировать друг друга:

  • об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях;
  • о принятых мерах по их пресечению;
  • о проводимых ими налоговых проверках.

Обмен информацией между контролирующими органами является их законной обязанностью. А подтверждение факта преступления - это уже вопрос дальнейшего расследования.

Эта обязанность возложена на налоговые, таможенные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы внутренних дел и следственные органы в порядке, определяемом по соглашению между ними.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование



Сегодня мы публикуем третью, заключительную статью на тему: «Законные способы не предоставить документы компании на запрос из правоохранительных органов».
Мы разберёмся, какие нарушения есть в запросах правоохранительных органов, а также дадим рекомендации как правомерно отказать правоохранительным органам в предоставлении документов компании.
Требования законов к запросам из правоохранительных органов.
Как следует из норм действующего законодательства и судебной практики, запрос о предоставлении документов из правоохранительных органов должен соответствовать 2-м критериям, а именно быть:

  • законным;
  • мотивированным.

Таким образом, закон запретил проверяющим делать безосновательные запросы. Это значит, что сотрудники должны указать в запросе факты (аргументы, причины), как затребуемые документы и информация относятся к проводимой проверке или уголовному делу, которое они расследуют.

С законностью в запросах всё в порядке

Сотрудники правоохранительных органов в запросах обычно ссылаются на Закон «О полиции» и «Об оперативно-розыскной деятельности». Это нормально. Здесь, как правило, придраться не к чему.
В ходе расследования уголовного дела следователь следственного комитета или МВД вправе сделать запрос, сославшись на нормы уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ).
Но формальная ссылка на нормы закона не делает запрос законным в целом. Основное, на что надо обращать внимание – это причина запроса документов. То есть в связи с чем следователю или оперативному сотруднику понадобились ваши документы. Это второй критерий – мотивированность запроса. И вот тут запросы часто «хромают на обе ноги».
На практике, в зависимости от причины запроса документов, запросы можно подразделить на 3 группы.

Первая группа: «просто давайте документы»

Первая группа — это когда причины запроса вообще отсутствуют. То есть когда сотрудники:

  • ссылаются только лишь на нормы закона;
  • указывают на осуществление ими функций по выявлению и пресечению экономических и коррупционных преступлений;
  • указывают на проведение различных проверок, в том числе целевом расходовании бюджетных денежных средств и т.д.

В данном случае запрос не обоснован.

Второй случай: «у нас тут проверка, поэтому давайте документы»

Вторая группа запросов — это когда сотрудники правоохранительных органов ссылаются на имеющиеся у них в производстве материалы проверки, но при этом не мотивируют свой запрос. То есть в запросе не указано, в отношении кого и по каким фактам проводится проверка; есть проверка — и всё на этом. Это делает запрос немотивированным.
При этом, зачастую сотрудники полиции лукавят и ссылаются на имеющиеся у них в производстве материал в рамках дела оперативного учета (что указывает на проведение негласных мероприятий контроля). Но такой запрос не является законным основанием для истребования документов.
Напомним, что запрос будет формально законным лишь при проведении так называемой доследственной проверки. Она проводится в рамках ст. 144 УПК РФ (заявления по которым зарегистрированы в КУСП, книге учёта сообщений о происшествиях).
Разницу между этими проверками может увидеть лишь специалист, да и то не всегда. В каждом конкретном случае надо смотреть текст запроса целиком.
В данном случае, для того, чтобы сделать вывод о законности запроса, необходимо уточнить, зарегистрировано ли заявление в КУСП, а также выяснить, в отношении кого и по каким фактам проводится проверка.
В нашей практике ни один из запросов со ссылкой на официально зарегистрированное заявление не являлся мотивированным. То есть сотрудники ни разу не удосужились объяснить, в отношении кого проводится проверка, по какому факту, и как истребуемые документы могут им помочь в проводимой проверке.
Соответственно, запрос без указания данной информации не может соответствовать критерию мотивированности и является незаконным.

Третий случай: «у нас тут уголовное дело, поэтому давайте документы»

Третья группа запросов — это когда оперативные сотрудники и следователи направляют запросы со ссылкой на возбужденное уголовное дело, чаще всего по ст. 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность) или ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). Здесь, как и во втором случае, формальное основание для запроса есть (уголовное дело). А причины запроса нет. Это делает запрос немотивированным.
Отказ от предоставления документов в этом случае чреват тем, что в офис компании придут с обыском или выемкой. Как этого избежать, мы рассказываем на индивидуальных консультациях.

Вам пришло письмо с требованием документов, вы считаете его немотивированным. Что делать?

Направьте в адрес сотрудника встречное письмо. В этом письме просите объяснить причины запроса, у вас есть такое право.
Также в этом письме заявите ходатайство, чтобы представителю вашей компании позволили ознакомиться с материалами проверки, в связи с которой у вас требуют документы. Такое право у вас тоже есть.
Сделайте «буфер» между вами и сотрудником «органов» — то есть привлеките адвоката. Пусть он подпишет ответное письмо с ходатайством. А если вам позвонит сотрудник полиции, недовольный вашей «строптивостью», вы всегда сможете заявить, что действовали по совету адвоката.
Кроме того, адвокат может сходить в полицию и «продиагностировать» ситуацию. Именно так мы и делаем на практике. Во время такого личного общения с сотрудником полиции выясняются важнейшие вещи:

  • каковы будут дальнейшие действия правоохранителей;
  • каковы риски для компании.

Вы отправили ответное письмо с ходатайством. Что будет дальше?

Наша статистика такая:

  • в 40% случаев в ваш адрес никакого ответа не поступит, что освобождает вас от предоставления документов;
  • в 50% случаев вам позвонят или к вам придет повторный запрос, что может свидетельствовать о наличии «серьезных» нарушений со стороны вашей компании;
  • и только в 10 % случаев со стороны правоохранительных органов можно ожидать обыск, выемку или проведение гласных оперативно-розыскных мероприятий как обследование помещений. Это означает что правоохранительные органы серьезно настроены на проведение проверки и, как результат, возбуждение уголовного дела.

А что, если запрос составлен и законно, и мотивированно?

В рамках наших консультаций, клиенты рано или поздно задаются следующим вопросом: если к запросу «не придраться», он законный и мотивированный, то можно ли отказать в предоставлении запрошенной информации?
Наш ответ – да.
Есть целая система аргументов, которые дают возможность правомерно отказать в предоставлении документов. Эту систему мы построили, опираясь на свой опыт общения с сотрудниками правоохранительных органов.

Один из аргументов – это почти не применяемое в России «ваше право хранить молчание или все что вы скажете будет использовано против вас в суде».

Данная фраза известная нам из американских боевиков. Но она полностью соответствует смыслу части 1 статьи 51 Конституции и применима к нашей ситуации.
Напомним, что документы необходимы сотрудникам как доказательство вашей вины в совершении налогового преступления.
В связи с этим, у меня всегда возникает вопрос к директорам, которые передают документы по запросам правоохранительных органов — зачем они отдают доказательства своей вины в руки следователя? Зачем они так усложняют себе жизнь?
Ведь есть положения статьи 51 (часть 1) Конституции РФ, которая гласит, что «никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».
При этом в Конституции речь не только о допросах по уголовным делам. Положения статьи 51 Конституции трактуются намного шире.
Во-первых, вы можете пользоваться этим правом не только на стадии возбужденного уголовного дела, но и в рамках любых проверочных мероприятий в отношении вас лично или вашей компании.
Во-вторых, понятие «свидетельствовать» означает подтверждать или удостоверять какое-либо событие или факты. Право не свидетельствовать против самого себя включает и право хранить молчание, то есть не давать свидетельства о любых фактах, в нашем случае не представлять документы, которые могут быть использованы против компании и её должностных лиц.
В-третьих, положение статьи 51 Конституции применимы не только к устным показаниям, но и к предоставлению (и не предоставлению) документов.
Вышесказанные утверждения полностью соответствуют принципу презумпции невиновности, закрепленному в статье 49 Конституции Российской Федерации, и в частности запрету обязывать обвиняемого доказывать свою невиновность (часть 2 статьи 49).
Изложенное понимание конституционных норм о праве каждого не свидетельствовать против самого себя и хранить молчание согласуется также с нормами международного права.
В Постановлении от 3 мая 2001 г. по делу «J.B. против Швейцарии» (J.B. v. Switzerland) Европейский суд по правам человека отметил, что право сохранять молчание и право не свидетельствовать против себя являются правом налогоплательщика. При этом попытки государственных органов принудить заявителя представить документы, которые могли бы раскрыть информацию касательно доходов заявителя, а также привести к доначислению налогов и привлечению к налоговой ответственности, влечет нарушение государством-ответчиком положений Статьи 6 § 1Конвенции.

Выводы:

  1. Запрос документов должен быть законным и мотивированным.
  2. Запрос правоохранительных органов практически всегда составляется с нарушением закона (отсутствие чёткой аргументации), что позволяет оставить его без исполнения.
  3. Даже если предположить, что запрос будет безупречен, то опытный адвокат всегда найдет законные основания, чтобы не предоставить документы компании.

А как подготовить мотивированный отказ в представлении документов и минимизировать риски для должностных лиц компании вы можете узнать на личной консультации.

Любое столкновение бизнеса с налоговой, следственным комитетом или полицией — это риск остаться без бизнеса. И оказаться за решёткой.
  • 99,64% — процент обвинительных приговоров по уголовным делам против предпринимателей.
  • В 90% случаев после проверок бизнес разоряется из-за непосильных доначислений.
  • 17 000 000 рублей — среднее доначисление налогов по результатам выездной проверки по России. В Москве эта цифра в разы выше.

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:


  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Обыск в офисе компании: алгоритм действий. Как себя вести сотрудникам и директору

Взыскание налоговой недоимки с взаимозависимого лица: условия, порядок и сроки на практике

ФНС и Следственный Комитет объяснили, как правильно сажать бизнесменов за неуплату налогов

Как товарно-транспортная накладная может привести к многомиллионным доначислениям

Предпроверочный анализ — ФНС уже знает о вас всё

Теперь инспекция сможет обнулять декларации ваших контрагентов совершенно законно






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.



Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.



Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Следственный Комитет Российской Федерации, его органы и должностные лица являются еще одной стороной, с которой взаимодействуют налоговые органы по результатам проведенных налоговых проверок.

Акт налоговой проверки или результаты, оформленные иными документами, в которых содержатся сведения о выявленных налоговых правонарушениях, при определенных налоговым и уголовным законодательством условиях могут явиться поводом для возбуждения уголовного дела.

Правовая регламентация деятельности Следственного Комитета РФ в налоговых правоотношениях.

Итак, прежде всего, это Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, КоАП РФ, Федеральный закон № 383-ФЗ от 29.12.2009 «О внесении изменений в ч.1 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон № 308-ФЗ от 22.10.2014 «О внесении изменений в УПК РФ», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», Постановление КС РФ от 21.12.2011 № 30-П «По делу о проверке конституции положений ст. 90 УПК РФ в связи с жалобой гр. Власенко В.Д.», Приказ (совместный) Генерального прокурора РФ, ФНС РФ, МВД РФ, СК РФ № 286 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями».

Уголовным Кодексом РФ предусмотрен ряд уголовно-наказуемых деяний в сфере налоговых правоотношений:

  • статья 198 УК РФ – Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;
  • статья 199 УК РФ – Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
  • статья 199.1 УК РФ – Неисполнение обязанностей налогового агента,
  • статья 199.2 УК РФ – Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которого должно производиться взыскание налогов и (или) сборов;
  • статья 159 УК РФ – Мошенничество (при незаконном возмещении НДС из бюджета).

Основания для возбуждения уголовного дела в сфере налоговых правоотношений.

Конечно, из теории уголовного права, основанием для возбуждения любого преступление является наличие состава, то есть всех четырех его признаков, объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Однако не будем останавливаться на общей теории, постараемся сгруппировать основные признаки, необходимые для возбуждения интересующих нас уголовных дел.

Итак, это:

  • Наличие недоимки, выявленной при проведении проверки налогоплательщика (ст. 198, 199 УК РФ);
  • фактическое уклонение налогоплательщика от уплаты конкретных налогов (сборов);
  • наличие умысла в действиях налогоплательщика – физического лица или руководителя (гл. бухгалтера) юридического лица;
  • соответствие суммы недоимки крупному или особо крупному размеру, предусмотренному примечанием к ст. 198, 199 УК РФ
  • совершение преступления одним или несколькими способами, перечисленными в ст. 198, 199 УК РФ;
  • крупным размером в ст. 199, а также в статье 199.1 Уголовного Кодекса РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Порядок действий налоговых органов при направлении материалов в Следственный Комитет РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Важно. В настоящее время налоговый орган выполняет вначале превентивную функцию, то есть сначала предупреждает налогоплательщика о возможном направлении материалов проверки в следственные органы. При этом в требовании должно быть указано: «В случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме». В то же время если трактовать ст. 32 НК РФ буквально, в следственные органы материалы налоговой проверки направляются только лишь в случае неуплаты (не перечисления) в полном объеме суммы недоимки и только если требование об уплате налога направлено налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Иных оснований НК РФ не содержит.

Таким образом, если налоговый орган по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки принял решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и сумма начисленной недоимки позволяет предполагать факт совершения преступления, налоговый орган не вправе направлять материалы проверки в следственные органы.

Итак, сформулируем основные этапы действий налоговых органов и Следственного Комитета по материалам налоговой проверки.

1) Следственный Комитет РФ может возбудить в отношении налогоплательщика состав преступления, предусмотренного ст. 198,199, 199.1, 199.2 УК РФ только в случае неуплаты (неперечисления) в полном объеме суммы недоимки, начисленной налогоплательщику решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и не решать вопрос о привлечении налогоплательщика к уголовной ответственности при добровольной уплате налогоплательщиком суммы недоимки;

2) при направлении материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела налоговые органы не могут одновременно исполнять принятые в отношении физического лица-налогоплательщика решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа;

3) в случае если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от следственных органов, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

4) при вынесении обвинительного приговора налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Иные внепроцессуальные формы взаимодействия Следственного Комитета РФ с налоговыми и правоохранительными органами.

Помимо установленных налоговым и уголовно-процессуальным законом форм взаимодействия Следственного Комитета РФ и налоговых органов, такие формы предусмотрены организационно-распорядительными или ведомственными приказами.

В частности, они перечислены в Приказе (совместном) Генерального прокурора РФ, ФНС РФ, МВД РФ, СК РФ № 286 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями».

1) при направлении налоговыми органами материалов налоговым проверок в СК РФ в порядке ст. 32 НК РФ, СК РФ направляет в ФНС РФ письменное уведомление о возбуждении уголовного дела либо копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

2) при недостаточности материалов СК РФ запрашивает у ФНС РФ дополнительные документы, которые ФНС обязано предоставить в 7-дневный срок;

3) ФНС РФ информирует СК РФ:

— об обращении н/плательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа незаконным;

— о принятых обеспечительных мерах и их отмене судом, если налогоплательщик обратился с таким заявлением.

Важно: данные сведения не являются основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.

4) до возбуждения дела СК РФ при наличии информации об имуществе налогоплательщика направляет информацию в ФНС для принятия ими обеспечительных мер.

И напоследок немного статистики. По отчетным данным прокуратуры Московской области в 2016 году судами области рассмотрено 31 уголовное дело о преступлениях в сфере налогообложения в отношении 32 лиц, в том числе о преступлениях, предусмотренных:

-ст.198 УК РФ – 5 уголовных дел в отношении 5 лиц;

-ст.199 УК РФ – 13 уголовных дел в отношении 14 лиц;

-ст.199.1 УК РФ – 4 уголовных дела в отношении 4 лиц;

-ст.199.2 УК РФ – 9 уголовных дел в отношении 9 лиц.

Обвинительные приговоры постановлены по 22 уголовным делам в отношении 23 лиц, в том числе 14 лиц осуждено по результатам рассмотрения 14 уголовных дел без проведения судебного разбирательства в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.

Прекращено 9 уголовных дел в отношении 9 лиц, в том числе:

-в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности прекращено 5 уголовных дел в отношении 5 лиц;

— в связи с применением акта об амнистии прекращено 4 уголовных дел в отношении 4 лиц.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 июня 2015 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ФАКТИЧЕСКИМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

С целью установления механизма контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного преступлениями, предусмотренными статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации , а также порядка взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов для обеспечения эффективности возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями , и поступления в бюджетную систему Российской Федерации налоговой задолженности приказываем:

Отдельные положения Инструкции могут распространять действие и в отношении других преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ, что специально оговаривается в соответствующих ее пунктах.

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей руководителей министерств и ведомств по направлениям деятельности.

Федеральной налоговой службы

Министр внутренних дел

приказом Генеральной прокуратуры

ФНС России, МВД России,

от 08.06.2015 N 286/ММВ-7-2/232@

ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ФАКТИЧЕСКИМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Инструкция определяет, что органам прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации (далее - Следственный комитет) и ФНС России в вопросах противодействия преступлениям в сфере налогообложения одним из приоритетных направлений необходимо считать возмещение ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, свою деятельность осуществлять в пределах установленной компетенции и в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством.

II. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ

ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

2. Подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в территориальные органы ФНС России в порядке, предусмотренном ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации , направляется информация о налогоплательщиках, в отношении которых имеются сведения, позволяющие предполагать о совершении налогового правонарушения.

3. Следственными органами Следственного комитета при выявлении в процессе расследования уголовных дел обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, соответствующие материалы направляются в территориальные органы ФНС России в порядке, предусмотренном ст. 36 НК РФ.

Копии указанных материалов направляются в территориальные органы МВД России для оперативного использования.

4. Органами прокуратуры Российской Федерации поступившие заявления, сообщения и иная информация, содержащие сведения о признаках налоговых правонарушений, направляются в территориальные органы ФНС России. Проверка таких сведений органами прокуратуры берется на контроль.

При наличии в обращениях информации о признаках налогового или иного преступления, сопряженного с незаконным возмещением налогов, материалы направляются в соответствии с требованиями ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в органы предварительного следствия.

5. Территориальными органами ФНС России:

при разработке и утверждении плана выездных налоговых проверок на следующий квартал учитывается информация, поступившая из подразделений территориальных органов МВД России, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, Следственного комитета и органов прокуратуры Российской Федерации;

по результатам ее рассмотрения не позднее квартала, следующего за кварталом поступления, в план включаются и назначаются выездные налоговые проверки налогоплательщиков, в отношении которых имеются сведения о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах;

не позднее 10 суток после утверждения плана выездных налоговых проверок на следующий квартал с целью своевременного проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий информируются соответствующие подразделения территориальных органов МВД России об имеющихся в отношении конкретных налогоплательщиков сведениях о возможном уклонении от уплаты налогов и (или) сборов на сумму, подпадающую под признаки налогового преступления.

6. Территориальными органами ФНС России при назначении выездной налоговой проверки, а также в ходе ее проведения при выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущего уголовную ответственность, направляется мотивированный запрос об участии в выездной (повторной выездной) налоговой проверке сотрудников территориальных органов МВД России.

Подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обеспечивается участие сотрудников в проведении выездной налоговой проверки в соответствии с п. 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347.

7. Территориальными органами ФНС России в целях обеспечения надзора за исполнением федерального законодательства и организации взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по защите публичных интересов, в том числе по пресечению возможного сокрытия имущества, за счет которого может быть возмещен причиненный ущерб, и иных неправомерных действий, при вынесении решения по результатам налоговой проверки о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, свидетельствующего об уклонении налогоплательщика от уплаты налоговых платежей либо незаконном возмещении налогов в особо крупных размерах, незамедлительно направляется информация в прокуратуру города (района) по месту фактического нахождения налогоплательщика (его структурного подразделения, филиала), в отношении которого проводилась налоговая проверка.

8. Территориальными органами ФНС России после проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в случаях и порядке, предусмотренных п. 10 ст. 101 НК РФ, своевременно принимаются обеспечительные меры (запрет на отчуждение, передачу в залог имущества, приостановление операций по счетам налогоплательщика) и используются предоставленные полномочия в соответствии со ст. 31, 33, 46, 47, 77 НК РФ для обеспечения взыскания недоимки, пеней и штрафов по всем проверкам, выявившим признаки налогового преступления.

9. Территориальными органами ФНС России, МВД России в процессе проведения налоговой проверки и до вынесения решения по ее результатам осуществляется сбор сведений о действиях налогоплательщика в отношении принадлежащих ему денежных средств и имущества. Данные сведения отражаются в материалах, направляемых в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ.

10. Территориальными органами ФНС России информируется прокуратура города (района) по месту фактического нахождения налогоплательщика (его структурного подразделения, филиала) обо всех материалах, направленных в территориальный орган Следственного комитета для решения вопроса о возбуждении уголовного дела о налоговом преступлении.

Прокурорами городов (районов) ежемесячно сверяются данные о материалах, направленных из территориальных органов ФНС России, подразделений территориальных органов МВД России и поступивших в следственные органы Следственного комитета.

О результатах надзорной деятельности на указанном направлении, наиболее серьезных нарушениях закона и возникающих проблемах правоприменения информируется Главное управление по надзору за следствием и Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за полугодие и год в срок не позднее 20 августа и 20 февраля соответственно.

11. Органами прокуратуры Российской Федерации по каждому поступившему в следственные органы Следственного комитета материалу проверяется исполнение налоговым органом предписаний закона о взыскании налоговой задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При выявлении нарушений органы прокуратуры требуют от территориальных органов ФНС России исполнения данной обязанности или представления документов, свидетельствующих о невозможности взыскания недоимки, пеней и штрафов с указанием причин. В случае реализации предусмотренных ст. 77 НК РФ полномочий руководствуются соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов.

III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ

И КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ И РАССЛЕДОВАНИИ

УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

12. Следственными органами Следственного комитета о результатах рассмотрения материалов, поступивших из территориальных органов ФНС России, в зависимости от принятого процессуального решения в налоговые органы направляется письменное уведомление о возбуждении уголовного дела либо копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В случаях недостаточности оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по материалу, поступившему из территориальных органов ФНС России, направляется запрос налоговому органу о представлении дополнительных документов.

Территориальными органами ФНС России по мотивированному запросу следователя, руководителя следственного органа представляются в течение 7 дней заверенные копии запрашиваемых документов.

13. Территориальными органами ФНС России информируются следственные органы Следственного комитета об обращении налогоплательщика в суд с заявлением о признании решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности недействительным, принятых в соответствии со ст. 101 НК РФ обеспечительных мерах и об их отмене, а также о принятых судом обеспечительных мерах в форме приостановления действия решения налогового органа.

При этом учитывается, что обжалование налогоплательщиком в суд вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности и применение судом обеспечительных мер в форме приостановления действия решения налогового органа не являются основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела.

14. Территориальными органами МВД России представляются в следственные органы Следственного комитета результаты оперативно-розыскной деятельности, имеющие значение для решения вопроса о возбуждении и расследовании уголовного дела о налоговом преступлении .

Материалы представляются в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд".

15. Подразделениями территориальных органов Следственного комитета во взаимодействии с подразделениями территориальных органов МВД России, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и иными заинтересованными ведомствами проводятся регулярные рабочие встречи (совещания) по вопросам установления имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих в соответствии с законом материальную ответственность за причиненный преступлением вред.

16. До возбуждения уголовного дела следственными органами Следственного комитета при получении информации об имуществе налогоплательщика, не указанном в решении налогового органа о принятии обеспечительных мер, данные сведения направляются в территориальные органы ФНС России для принятия обеспечительных мер в отношении этого имущества.

17. Следственными органами Следственного комитета обеспечивается приобщение к уголовному делу всех необходимых документов, подтверждающих наличие недоимки. После установления окончательной суммы налоговой задолженности и при невозмещении ущерба об этом информируются органы прокуратуры Российской Федерации для решения вопроса о предъявлении гражданского иска в уголовном судопроизводстве.

Если в результате принятых налоговыми и следственными органами мер по взысканию недоимки, пени, штрафов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные суммы, органами прокуратуры Российской Федерации предъявляется гражданский иск в соответствии с ч. 3 ст. 44 УПК РФ. При подготовке гражданского иска истребуются из территориальных органов ФНС России и Следственного комитета документы, подтверждающие предмет и основание иска.

18. Следственными органами Следственного комитета при решении вопроса о возбуждении уголовного дела безотлагательно принимаются меры по установлению имущества и последующему наложению ареста на него в порядке ст. 115, 160.1 УПК РФ в целях обеспечения возмещения ущерба, причиненного налоговым преступлением. В необходимых случаях оперативным подразделениям направляются поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб.

19. Органами прокуратуры Российской Федерации:

обеспечивается системный надзор за исполнением законов при расследовании налоговых преступлений, при этом особое внимание обращается на: своевременное принятие следователем мер по установлению имущества и наложению на него ареста в порядке ст. 115, 160.1 УПК РФ; доказанность умысла подозреваемого, обвиняемого на уклонение от уплаты налогов; подтверждение размера недоимки, соответствующей примечанию к ст. 198, 199 УК РФ; способ уклонения, предусмотренный ст. 198, 199 УК РФ;

при проверке законности и обоснованности прекращения уголовного дела по ст. 28.1 УПК РФ проверяется наличие в уголовном деле сведений налогового органа об уплате недоимки, пеней, штрафов, подтверждающих возмещение ущерба в полном объеме;

при прекращении уголовного дела по иным основаниям проверяется законность принятого решения, а также исполнение следователем требований закона о направлении в налоговый орган копии процессуального решения в соответствии с ч. 4 ст. 213 УПК РФ. В дальнейшем осуществляется надзор за соблюдением налоговыми органами законодательства о налогах и сборах при взыскании налоговой задолженности.

IV. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВОЗМЕЩЕНИЯ УЩЕРБА,

ПРИЧИНЕННОГО НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, НА СУДЕБНЫХ СТАДИЯХ

20. Прокуроры, поддерживающие государственное обвинение в суде по делам о налоговых преступлениях, способствуют принятию судом законных, обоснованных и справедливых решений.

21. Если ущерб, причиненный налоговым преступлением, не возмещен и гражданский иск не заявлен, несмотря на то, что для этого имеются основания, государственными обвинителями информируется прокурор, имеющий право на предъявление гражданского иска.

22. В необходимых случаях государственные обвинители ходатайствуют перед судом о предоставлении времени для подготовки искового заявления и обоснования своей позиции по иску.

23. Государственными обвинителями, а также вышестоящим прокурором при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неправильном применении по делам о налоговых преступлениях уголовного закона и (или) о существенном нарушении уголовно-процессуального закона, своевременно обжалуются судебные решения, в том числе и относительно гражданского иска.

Государственными обвинителями и вышестоящим прокурором уделяется должное внимание оценке законности и обоснованности решений судов об освобождении лиц от уголовной ответственности по делам о налоговых преступлениях в соответствии с положениями ст. 76.1 УК РФ.

В случае обжалования судебного решения иными участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения представления государственный обвинитель излагает свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений на изложенные в ней доводы.

24. При установлении фактов непринятия мер для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска государственными обвинителями заявляется ходатайство о вынесении судом частных постановлений (определений).

Читайте также: