Запрос прокурора в налоговую

Опубликовано: 18.05.2024

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

О практике прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о налогах и сборах

Прокуратура области (Вологодская область). 11 апреля 2017

Органами прокуратуры области уделяется повышенное внимание вопросам соблюдения требований законодательства о налогах и сборах.

Негативные тенденции в рассматриваемой сфере послужили основанием для проведения в 2016 году комплексной проверки исполнения на территории области налогового законодательства, в рамках которой особое внимание было уделено реализации налоговыми органами полномочий по взысканию налогов и сборов, снижению размера задолженности перед бюджетом. Итоги проведенной работы в рассматриваемой сфере были предметом обсуждения на заседании коллегии прокуратуры области.

Как показали результаты прокурорских проверок, интенсивность принимаемых налоговыми органами мер не была способна обеспечить надлежащее внесение фискальных платежей и переломить негативные тенденции в указанной сфере.

Работа по взысканию задолженности велась указанными органами недостаточно эффективно, без должного взаимодействия с правоохранительными органами, при этом меры, принимаемые территориальными подразделениями УФНС России по Вологодской области, в сложившейся ситуации являлись явно недостаточными.

В ходе проверок городскими и районными прокурорами выявлялись нарушения как в деятельности органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и в работе территориальных подразделений Федеральной налоговой службы в различных аспектах их деятельности, начиная с непринятия мер налогового контроля и заканчивая нарушениями при регистрации налогоплательщиков - организаций, мигрирующих из других регионов Российской Федерации с существенной задолженностью по налогам.

Всего по результатам прокурорских проверок в 2016 году в рассматриваемой сфере выявлено более 450 нарушений закона. С целью их устранения приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых нарушения закона устранены, виновные лица привлечены к установленной законом ответственности.

В частности, в ходе надзорной деятельности установлен ряд юридических лиц, имеющих существенную задолженность по налогам на территории области и не исполняющих обязанности по их уплате.

С учетом изложенного, по результатам проверки прокуратурой области руководителям ряда юридических лиц объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона.

Впоследствии в отношении одного из них органами предварительного расследования возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, по факту сокрытия денежных средств, за счет которых производится взыскание по налогам.

В настоящее время прокуратурой области во взаимодействии с налоговыми и правоохранительными органами проводится комплекс мероприятий, целью которых является улучшение состояния законности в данной сфере.

Вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах находятся на контроле прокуратуры области.

Иногда организации или частные предприниматели могут работать не совсем честно, скрывая свои истинные доходы от государства, выплачивая зарплату «в конвертах» и т.д. Как инициировать налоговую проверку ИП? Налоговая инспекция осуществляет проверки всех организаций и индивидуальных предпринимателей по составленному графику не чаще, чем раз в три года.

Но если поступает заявление от органов власти, СМИ или просто рядовых граждан, то может быть произведена внеплановая проверка. Если работодатель постоянно нарушает ваши права, то вместо того, чтобы постоянно задаваться вопросом «как организовать проверку налоговой», съездите в налоговую инспекцию и напишите жалобу на организацию или ИП.

Содержание статьи:

Основания налоговой проверки работодателя

Основаниями налоговой проверки работодателя могут быть:

  • жалоба работника на нарушение работодателем налогового законодательства
  • если у работников низкая зарплата (ниже МРОТ или ниже среднего уровня зарплат по региону, по отрасли и т .д.)
  • низкий показатель средней месячной зарплаты одного работника
  • уточнение правильности исчисления налогов и сборов

Также налоговая проверка работодателя может быть проведена по иным основаниям, а именно:

  • по поручению прокурора
  • если истекли сроки для устранения нарушений, которые были выявлены при предыдущих проверках
  • камеральная проверка проводится, в связи с представленными работодателем отчетами
  • малый размер отчислений в бюджет
  • частая смена адресов и соответственно смена налоговых органов
  • другие основания

Как можно инициировать внеплановую проверку?

Внеплановые проверки могут быть возбуждены самой налоговой инспекцией на основе полученных жалоб или заявлений о возможных нарушениях законодательства в фирмах. Может ли учредитель инициировать налоговую проверку? Учредители фирм и организаций не имеют такого права, если ему нужны сведения о правильности ведения документации и уплате налогов, то он может нанять независимую аудиторскую фирму и провести полный аудит предприятия.

Чаще всего инициаторами являются именно работники – бывшие или настоящие (подробнее про жалобы на работодателя по ссылке), если их трудовые права нарушаются, и возникает недопонимание с работодателем на этой почве.

Перед тем, как натравить налоговую на организацию, следует понять следующие аспекты:

  • Налоговая не будет реагировать на жалобу, если не сможет установить личность того, кто ее подал. Т.е. анонимность жалобы исключается.
  • Налоговая проверяет бухгалтерские документы, а там как раз все может быть оформлено правильно.

Перед тем, как устроить проблемы человеку, т.е. работодателю хорошо подумайте: «А действительно ли это Вам нужно?». Ведь чаще всего нами в таких случаях двигает чувство мести и обиды. Попробуйте для начала по-хорошему поговорить с ним, а, в крайнем случае, припугнуть налоговой или инспекцией по труду и скорее всего он пойдет на уступки и конфликт решится мирным путем.

Порядок проведения налоговой проверки работодателя

Налоговые проверки могут быть камеральными и выездными. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Рассмотрим более подробно порядок проведения налоговой выездной проверки работодателя, которой посвящена ст. 89 НК РФ. Указанная проверка проводится на территории работодателя в срок не более 2-х месяцев и заключается в следующем порядке:

  1. принимается решение руководителем налоговой о проведении проверки
  2. работодатель должен быть ознакомлен с вышеуказанным решением
  3. в назначенное время, проверяющие приезжают на территорию работодателя и начинают проверку. В ходе проверки проверяющими могут запрашиваться необходимые для проверки документы
  4. по результатам проверки составляется справка и вручается работодателю
  5. в течение 2-х месяцев после проверки налоговая составляет акт и вручает его работодателю

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: работодатель при получении решения должен подготовить помещение для проверяющих и назначить ответственное лицо для контактирования с проверяющими.

Обжалование налоговой проверки со стороны работодателя

Работодатель вправе обжаловать действия (бездействия), решения налоговой по проверкам.

Акты налоговой ненормативного характера могут быть обжалованы в вышестоящий налоговой орган и (или) в суд. При этом сначала жалоба подается в вышестоящий орган, а затем уже в суд. Кроме того, работодатель может подать возражения на акт проверки, а также дополнения к акту.

Рассмотрим алгоритм обжалования решения налоговой по проверке.

  1. В налоговую подаются возражения на акт проверки
  2. Составляется и подается в вышестоящий орган налоговой жалоба на решение по результатам проверки
  3. После этого необходимо дождаться результата рассмотрения жалобы или истечения срока на рассмотрение жалобы
  4. Если решение вышестоящей налоговой не устраивает, тогда следует подготовить и подать в районный суд административный иск
  5. Завершающим в обжаловании проверки налоговой будет участие в судебном процессе и оглашение решения суда

Отзыв о работе по защите бизнеса


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Л. А. Барисова
автор статьи, эксперт по юридическим вопросам

С таким вопросом обратился клиент. Сразу стоит отметить, что в законе “О прокуратуре” термин запрос как таковой не предусмотрен. Предусмотрено обязательное для исполнения требование прокурора. На что стоит обратить внимание при получении требования?

Необходимо оценить его правомерность. Ведь если запрос составлен с нарушениями требований, установленных Инструкцией по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, он не будет считаться составленным в надлежащей форме. Поэтому, если получателя привлекут к административной ответственности за неисполнение требования прокурора, такое действие всегда можно будет обжаловать, ссылаясь на неправомерность документа.

Согласно Приказу Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 (ред. от 11.12.2018) "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации", документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями данного нормативного акта.

В органах прокуратуры применяются два вида бланков:

  1. Общий бланк - для оформления положений, инструкций, писем, обзоров, заданий, протестов, представлений, протоколов, актов и других документов, имеющих наименование.
  2. Бланк для писем.

На верхнем поле каждого бланка обязательно помещается Государственный герб Российской Федерации, изображенный в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации". Диаметр герба должен быть не более 17 мм. Под гербом помещается наименование системы: "Прокуратура Российской Федерации", ниже - наименование прокуратуры субъекта Российской Федерации или приравненной к ней прокуратуры, далее - наименование соответствующей городской, районной, межрайонной или специализированной прокуратуры.

Если документ адресован организации или ее структурному подразделению, их наименование указывается в именительном падеже; при направлении документа должностному лицу - наименование организации указывается в именительном падеже, а должность и фамилия - в дательном. Необходимо указать полное наименование и адрес организации.

При направлении документа физическому лицу сначала указываются фамилия, имя, отчество (при отсутствии - инициалы) получателя, затем почтовый адрес. Например: Иванову Алексею Петровичу, ул. Чапаева, д.120, кв.15, г. Санкт-Петербург.

В случае направления ответа на обращение также в форме электронного документа вместе с почтовым адресом указывается также адрес электронной почты. Например: Иванову Алексею Петровичу, 132@yandex.ru.

Предположим, определенное требование должно быть направлено не только в адрес одной организации, а имеет сразу несколько адресатов. Здесь важно знать, что в письмах с несколькими адресатами слово "копия" не проставляется. Перед отправкой отмечается корреспондент, которому направляется данный экземпляр.

Заголовок к тексту - обязательная часть и он должен быть во всех документах. Исключением являются ответы заявителям, адвокатам, сопроводительные письма, а также телеграммы и телефонограммы.

Дата. Датой документа является день его подписания или утверждения.

Дата должна быть оформлена арабскими цифрами следующим образом: день месяца, месяц, год. Если число или порядковый номер месяца является однозначным числом, то перед цифрой ставится ноль. Например: 01.05.2019.

Особое внимание нужно обратить на нумерацию и индексацию поступившего документа. Обычный исходящий документ, не являющийся ответом на поступивший запрос, нумеруется в соответствии с текущим номером дел по номенклатуре. В исходящих и внутренних документах, как правило, делается ссылка на индекс и дату исполняемого документа. Индекс проставляется на отведенном ГОСТом месте, в левой верхней части документа.

Нумерация страниц. В документах, оформляемых на двух и более страницах, нумерация начинается со второй страницы. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа арабскими цифрами.

Приложения. Приложения бывают названные и неназванные. Отметка о приложении, названном в тексте документа, оформляется ниже текста от границы левого поля таким образом: Приложение: на 2 л.

Если документ имеет приложение, которое не упомянуто в тексте документа, то пишется его наименование и количество листов. Приложение: выписка из Единого реестра юридических лиц 30 л.

Отметка об исполнителе. Инициалы, фамилия и номер служебного телефона автора документа должны быть указаны в исходящих и внутренних документах на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.

А теперь, когда вы знаете, на что нужно обращать внимание, досконально изучите документ, поступивший из органов прокуратуры, проверьте его на соответствие всем вышеперечисленным требованиям. Если все составлено по правилам, документ подлежит обязательному исполнению в обозначенный срок.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 11 июня 2009 года N МН-22-6/469@

О предоставлении информации

(с изменениями на 26 марта 2010 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральная налоговая служба в связи с участившимися запросами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации о порядке предоставления сведений, содержащихся в государственных реестрах, органам государственной власти и органам прокуратуры по отдельным вопросам, сообщает следующее.

1. По вопросу предоставления органам государственной власти информации в целях проверки достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемых гражданами при поступлении на государственную службу, об участии в создании коммерческих организаций, а также в органах этих организаций, государственных гражданских служащих.

Кроме того, положениями пункта 6 статьи 8 Закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должностей государственной или муниципальной службы, а также служащего, замещающего должности государственной или муниципальной службы, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

По состоянию на 11 июня 2009 года порядок направления запросов в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, Президентом Российской Федерации не определен.

Сведения о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество, в том числе о земельных участках, а также о транспортных средствах поступают в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации от государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и регистрацию транспортных средств. Ввиду этого налоговые органы не являются первоисточником данной информации, а, следовательно, не могут в полной мере отвечать за степень ее актуальности и достоверности при предоставлении третьим лицам в целях указанной выше проверки.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 102 НК РФ любая полученная налоговыми органами информация представляет собой налоговую тайну.

В соответствии с пунктом 24 Правил ведения ЕГРЮЛ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила ведения ЕГРЮЛ) и пунктом 32 Правил ведения ЕГРИП, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 (далее - Правила ведения ЕГРИП), органы государственной власти могут получать информацию об участии конкретных физических лиц в деятельности юридических лиц либо об их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей самостоятельно посредством установления доступа к федеральным базам данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Порядок получения доступа установлен приказом ФНС России от 21.10.2004 N САЭ-3-09/7@ (зарегистрирован в Минюсте России 17.11.2004 N 6123) (далее - Приказ N САЭ-3-09/7@).

2. По вопросу предоставления сведений об отнесении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства по запросам органов государственной власти и муниципального контроля в рамках исполнения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.07.2007* N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в постановлении от 22.07.2008 N 556 определило критерии отнесения фирм к субъектам малого и среднего бизнеса, установив предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 24.07.2007". - Примечание изготовителя базы данных.

микропредприятия - 60 млн.рублей;

малые предприятия - 400 млн.рублей;

средние предприятия - 1000 млн.рублей.

Кроме того, учитывается и средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Как в законодательстве о государственной регистрации, так и в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует понятие "субъект малого или среднего предпринимательства" (согласно критериям, установленным Законом N 209-ФЗ). Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает рассмотрение указанных субъектов экономической деятельности в качестве отдельной категории налогоплательщиков. В целях реализации возложенных на ФНС России задач и функций выделяются налогоплательщики, уплачивающие установленные налоги и сборы в общем порядке, а также налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы.

В этой связи в налоговых декларациях нет признака отнесения налогоплательщика к данной категории хозяйствующих субъектов, а в информационных ресурсах налоговых органов регионального и местного уровней информация в разрезе субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует.

В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, в том числе и сведения об основных показателях его деятельности, таких как среднесписочная численность работников юридических лиц и данные о величине дохода, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению без его согласия.

Кроме того, Законом N 294-ФЗ на налоговые органы не возложена обязанность предоставлять указанные сведения по запросам органов государственного и муниципального контроля.

Сведения и материалы, отнесенные законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, предоставляются налоговыми органами органам прокуратуры при строгом соблюдении Федерального закона N 2202-1, Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ), Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденного приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 (зарегистрирован в Минюсте России от 26.03.2003 N 4335). При получении от органов прокуратуры надлежаще оформленного запроса, содержащего ссылку на положение федерального закона, устанавливающее право на получение конфиденциальной информации, и соответствующее законодательству Российской Федерации обоснование (мотив, цель), связанную с исполнением определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию, налоговые органы обязаны исполнять полученные запросы от органов прокуратуры.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц налоговых органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона N 2202-1 при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

При получении от органов прокуратуры запросов о представлении информации в отношении определенной категории налогоплательщиков, не связанных непосредственно с проверкой или иным процессуальным действием органа прокуратуры, территориальный налоговый орган должен определить: в какой части запрашиваемая информация является конфиденциальной, имеется данная информация в налоговом органе в систематизированном виде (содержится в формах статистической отчетности, ранее формировалась по поручениям вышестоящего налогового органа или по другим основаниям), а также оценить объем запрашиваемой информации и при необходимости согласовать и уточнить показатели (их перечень), масштаб выборки, сроки представления информации или предложить свой формат сведений в целях актуализации процесса сбора и обработки информации и недопущения необоснованного отвлечения трудовых ресурсов, которое может дестабилизировать работу налогового органа.

При подготовке ответа на запросы органа прокуратуры в отношении конкретного налогоплательщика (определенной группы налогоплательщиков) налоговому органу в обязательном порядке следует руководствоваться статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой сведения, содержащиеся в материалах налоговых проверок и иных документах, полученных налоговыми органами, составляют налоговую тайну и не подлежат разглашению. За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, статьей 183 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

В соответствии со статьями 9, 10 Федерального закона N 149-ФЗ установлены критерии ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов определен приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2003 N 4335) (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка, определенного на основании пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон N 149-ФЗ (статьи 6, 9, 16) содержит аналогичные содержавшимся в Федеральном законе от 20.02.95 N 24-ФЗ права и обязанности обладателя информации.

В соответствии с пунктами 6, 7 Порядка основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации. Обоснованием (мотивом) запроса является конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных федеральным законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации).

Согласно пункту 11 Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям Порядка, исполнению не подлежат.

Таким образом, запрос органа прокуратуры должен содержать обоснование конкретной цели получения информации от налогового органа, определенной предметом надзора и полномочиями прокурора в соответствии с Федеральным законом от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Учитывая изложенное, запросы органов прокуратуры об истребовании сведений и материалов, отнесенных законодательством Российской Федерации к конфиденциальной информации, не содержащие соответствующего законодательству Российской Федерации обоснования вообще или фактически без обоснования:

- для проведения некой неидентифицированной проверки (не по установлению нарушений определенных лиц и не в связи с поступившей в орган прокуратуры информацией о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором);

- для планирования и организации надзорной деятельности;

В соответствии со статьей 6 Закона N 129-ФЗ регистрирующие (налоговые) органы обеспечивают предоставление на бумажном носителе содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений и документов о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены в электронном виде в порядке и сроки, которые установлены Приказом N САЭ-3-09/7@.

При этом пользователь, получающий сведения в Порядке предоставления в электронном виде сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, утвержденном вышеуказанным приказом ФНС России, имеет возможность сформировать информацию об участии определенного физического лица в создании (деятельности) юридических лиц и регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая вышеизложенное, ФНС России в целях обеспечения осуществления органами прокуратуры возложенных на них функций предоставляет сведения о юридических лицах, содержащиеся в ЕГРЮЛ, и об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в ЕГРИП, в электронном виде, а также, в случае необходимости, предоставить сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе на бумажном носителе.

4. По запросам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия сведений об идентификационном номере налогоплательщика, сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, являются налоговой тайной.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Возможность представления налоговыми органами полномочным представителям Президента Российской Федерации по федеральным округам сведений, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к налоговой тайне, федеральными законами не предусмотрена.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба не находит правовых оснований для предоставления полномочному представителю Президента Российской Федерации по федеральным округам сведений, составляющих налоговую тайну.

Кроме того, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, предоставляются органами полномочным представителям Президента Российской Федерации по федеральным округам в общем изложенном выше порядке.

5. По вопросу предоставления взыскателям сведений о счетах должника.

В связи с обращением Федеральной налоговой службы о разъяснении вопроса, касающегося предоставления налоговыми органами взыскателям и судебным приставам-исполнителям имеющейся информации о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, и о номерах расчетных счетов с учетом требований статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ Генеральной прокуратурой Российской Федерации высказана следующая позиция.

Продолжаем говорить о том, как совместно работают правоохранительные и налоговые органы. Сегодня коснемся органов прокуратуры.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей российской государственной власти из-за своего функционального назначения. Основной задачей прокуроров в России является осуществление надзора за исполнением законов и соблюдением Конституции Российской Федерации. В чем эффективность работы прокуратуры в налоговых правоотношениях? Попробуем разобраться. Во-первых, выявляется значительное количество нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. В частности, на местах органами местного самоуправления принимаются незаконные правовые акты в налоговой сфере и устанавливаются незаконные налоги и сборы. Во-вторых, налоговые органы не всегда адекватно осуществляют функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимают меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускают нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Прокурор, выявляя соответствующие факты, принимает меры прокурорского реагирования.

Правовая регламентация взаимодействия.

Правовой основной участия органов прокуратуры в проведении проверок исполнения налогового законодательства является: п.9 ст. 77 НК РФ, прямо предусматривающий необходимость санкционирования решения налоговых органов об аресте имущества налогоплательщика, ст.6,22,28 Федерального закона «О прокуратуре РФ», Приказ Генерального прокурора РФ от 09.06.2009 № 193 «ОБ организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».

Алгоритм взаимодействия прокуратуры и налоговых органов.

Данный алгоритм, включающий четкий перечень конкретных действий органов прокуратуры и налоговых органов, установлен Приказом Генерального прокурора РФ, ФНС РФ, МВД РФ, СК РФ № 286 «Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями».

Взаимодействие при назначении и проведении выездной налоговой проверки:

1) прокуроры направляют материалы с признаками налоговых преступлений в Федеральную налоговую службу;

2) налоговые органы сразу после вынесения решения по налогоплательщику, имеющему крупную недоимку, подпадающую под признаки преступления, информирует об этом прокурора по месту фактического нахождения налогоплательщика;

3) налоговые органы информирует прокурора обо всех материалах, направленных в Следственный Комитет РФ;

4) прокурор ежемесячно проводит сверки таких материалов в налоговых органах и Следственном Комитете РФ;

5) прокурор по каждому такому материалу проверяет исполнение налоговыми органами требований о принудительном порядке взыскания задолженности

Полномочия прокуроров в сфере налоговых правоотношений:

— проведение проверок исполнения налогового законодательства в налоговых органах, органах государственной власти, органах местного самоуправления;

— проведение проверок исполнения налоговыми органами обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел и Следственный Комитет РФ, содержащих признаки налоговых правонарушений и преступлений. Данная обязанность возложена на ФНС РФ ст. 32 Налогового Кодекса РФ. Органы прокуратуры полномочны потребовать от должностных лиц ФНС РФ строго соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением мероприятий по налоговому контролю, взысканию и перечислению налоговых и неналоговых платежей.

Например: Периодичность проверок и длительность проведения мероприятий налогового контроля, включая процедуру обжалования, приводят к тому, что сообщения о налоговых преступлениях поступают в следственные органы по истечении срока давности привлечения виновных лиц к уголовной ответственности (срок давности по ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ составляет два года).

— санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций;

Например: Так, в С-м районе Республики Коми с августа 2013 г. в течение 10 месяцев проводилась доследственная проверка и расследовалось уголовное дело в отношении предпринимателя Ж., не уплатившего налогов на сумму 3,5 млн рублей. С момента его возбуждения и до производства судебной налоговой экспертизы 5 месяцев никаких следственных действий по делу не проводилось, целенаправленных мер по доказыванию виновных действий Ж. не принималось. Уже после выполнения требований ст. 217 УПК РФ обвиняемым заявлено о своей причастности к преступлению, в том числе о неподписании им налоговой декларации. В результате на восьмом месяце следствие было вновь возобновлено, сроки давности истекли, Ж. уклонился от уголовного наказания.

В январе 2015 г. в отношении этого же лица тем же следственным отделом возбуждено новое уголовное дело об уклонении от уплаты налогов уже на сумму 18 млн рублей, по делу проведено лишь 11 следственных действий.

При этом по обоим уголовным делам в течение всего периода, с августа 2013 по май 2016 г., меры к наложению ареста на имущество Ж. с целью возмещения ущерба, причиненного бюджету РФ, не были приняты.

Прокурором Республики Коми в порядке ст. 44 УПК РФ заявлен гражданский иск о взыскании с Ж. в пользу бюджетов РФ и РК 21 174 209 рублей, который судом был удовлетворен в июле 2016 г.

Важно: истцами по гражданскому иску о взыскании ущерба бюджетам различных уровней совершением налоговых правонарушений могут выступать налоговые органы на основании п.п. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ или органы прокуратуры на основании ч. 3 ст. 44 УПК РФ, а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое несет ответственность за вред, причиненный преступлением. В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 44 УПК РФ гражданский иск в защиту интересов государства может быть предъявлен прокурором после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции.

— осуществление контроля за проведением налоговых проверок путем установления фактов дублирования контрольных мероприятий и фактов использования проверок для оказания давления на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность. При установлении таких фактов, а также фактов вмешательства с экономическую деятельность налогоплательщиков, незаконного применения мер принуждения и ответственности к ним налоговыми органами и их должностными лицами прокуроры имеют широкий спектр мер по пресечению незаконной деятельности и привлечению виновных лиц к ответственности.

— организация и проведение проверок налогового законодательства с участием специалистов при перечислении налогов и сборов в федеральный, региональный и местных бюджет, а также государственные внебюджетные фонды, в том числе проверять деятельность службы судебных приставов в части исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

В частности, по уголовным делам, возбужденным в отношении руководителей и главных бухгалтеров организаций, уклонившихся от уплаты налогов, параллельно с расследованием уголовного дела прокуроры вправе проверять исполнение налоговым органом всех полномочий, предоставленных ему НК РФ, по принудительному взысканию недоимки и пеней в порядке ст. 46, 47 НК РФ, а также взыскания налоговой санкции с организации в судебном порядке.

— надзор за качеством и эффективностью следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, расследования уголовных дел по налоговым преступлениям.

Например: В случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела прокурор в пятидневный срок с момента получения материалов проверки вправе отменить соответствующее постановление следователя или руководителя следственного органа. При этом он обязан указать конкретные обстоятельства, подлежащие выяснению, которые не были проверены, и сформулировать соответствующие указания, направив их руководителю следственного органа для исполнения.

Важно: прокурор не вправе давать указания следователю о том, что он должен делать по уголовному делу, этим должен заниматься руководитель следственного органа. Однако следует понимать, что обвинительное заключение утверждается прокурором, обвинение в суде поддерживает государственный обвинитель, также являющийся работником прокуратуры.

— апелляционное и кассационное обжалование приговоров, состоявшихся по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Например: , в 2013 г. по инициативе прокуратуры в Верховный суд субъекта РФ в порядке надзора обжалованы приговор *** городского суда от 18.09.2012 и определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда субъекта в отношении З., осужденного по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, в части отказа в удовлетворении исковых требований налоговому органу о взыскании с осужденного в пользу бюджета РФ налогов и пени в сумме более 200 000 000 рублей. 12 февраля 2014 г. Президиумом Верховного суда в удовлетворении надзорного представления отказано. По мнению судьи и председателя Верховного суда, выводы, изложенные в обжалуемом судебном решении, являются правильными, поскольку с учетом положений ст. 45 НК РФ, ст. 199 УК РФ удовлетворение гражданского иска налоговых органов о взыскании неуплаченных юридическим лицом налогов в уголовном деле, возбужденном по признакам ст. 199 УК РФ, за счет личных средств физических лиц, осужденных по данной статье, не основано на законе. Лицом, юридически обязанным уплатить налоги (возместить ущерб), является не физическое лицо, обвиняемое в совершении преступления, а организация, о чем свидетельствует название ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».

Прокуратурой субъекта в целях обжалования судебных решений по делу З. был подготовлен проект надзорного представления в Судебную коллегию по уголовным делам ВС РФ. В дальнейшем ВС РФ поддержал доводы, изложенные в надзорном представлении заместителя Генерального прокурора РФ, и, мотивируя свое решение, отметил, что особенности природы гражданско-правовой ответственности в рассматриваемом случае физического лица предопределены и обусловлены прежде всего тем, что имущественный вред государству причинен преступными действиями осужденного. Поскольку, несмотря на предпринятые меры, задолженность юридического лица по налогам и пени осталась непогашенной в результате преступной деятельности директора общества З., не исполнившего в личных интересах обязанности налогового агента, суд пришел к выводу о том, что данными действиями государству причинен ущерб, который подлежит возмещению.

Виды мер прокурорского реагирования.

Непроцессуальные формы прокурорского реагирования:

— протест прокурора. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок.

— представление прокурора. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление должно быть рассмотрено в 30-дневный срок, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

— предостережение прокурора. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона,

Процессуальные формы прокурорского реагирования.

— возбуждение производства об административном правонарушении.

При выявлении в ходе проведения прокурорской проверки исполнения налогового законодательства признаков административных правонарушений прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и направляет материалы в орган или должностному лицу, уполномоченному на применение мер административной ответственности.

Важно: прокурор может возбудить производство об административном правонарушении по любому составу, предусмотренному Кодексом об административных правонарушениях РФ. Но не имеет полномочий по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

— направление материалов проверки в Следственный Комитет РФ при наличии оснований для уголовного преследования в отношении лица, совершившего налоговое преступление, для рассмотрения и принятия решения о возбуждении либо отказе в возбуждении уголовного дела. Данное полномочие предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Решение Следственным Комитетом РФ принимается в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ.

Последняя мера, пожалуй, наряду с полномочием прокурора по обращению в суд с заявлением о взыскании суммы ущерба, причиненного бюджету налоговым преступлением, являются самыми эффективными средствами прокурорского реагирования и оправдывают нахождение органов прокуратуры в ряду субъектов, обеспечивающих законность в сфере налоговых правоотношений.

Читайте также: