Запрещающие нормы в налоговом кодексе

Опубликовано: 14.05.2024

Глава 16. Виды налоговых правонарушений
и ответственность за их совершение

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ определен порядок взимания налоговых санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу названного Федерального закона, и размер ответственности за налоговые правонарушения, совершенные до вступления в силу названного Федерального закона

См. комментарии к главе 16 Налогового кодекса РФ

Информация об изменениях:

Глава 16 дополнена статьей 126.2 с 20 мая 2021 г. - Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 100-ФЗ

  • Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
  • Статья 117 (утратила силу)
  • Статья 118 (утратила силу)
  • Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
  • Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
  • Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
  • Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)
  • Статья 121. (исключена)
  • Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)
  • Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником
  • Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
  • Статья 124. (утратила силу)
  • Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога
  • Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
  • Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения
  • Статья 127. (исключена)
  • Статья 128. Ответственность свидетеля
  • Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
  • Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
  • Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса
  • Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
  • Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках
  • Статья 129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании
  • Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях
  • Статья 129.7. Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и (или) лицах, их контролирующих
  • Статья 129.8. Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих
  • Статья 129.9. Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения
  • Статья 129.10. Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения
  • Статья 129.11. Непредставление документации по международной группе компаний
  • Статья 129.12. Нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг
  • Статья 129.13. Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)
  • Статья 129.14. Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями

>
Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Законодательные акты о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждая фирма точно знала, какие платежи, когда и в каком порядке она должна внести в бюджет. Между тем законотворцы нередко нарушают этот принцип. В ряде случаев определить, какое именно требование закона должна выполнить компания, становится достаточно сложно, а в отдельных случаях – невозможно, так как в противоречие вступают две специальные нормы.

Для отдельных видов операций законодательство устанавливает особый порядок налогообложения. При этом на практике могут возникать ситуации, которые подпадают под действие нескольких специальных норм. В результате компании приходится решать вопрос о том, какую из норм закона следует применять. Возникает коллизия. Некоторые из таких случаев рассмотрим поподробнее.

Первоначальную стоимость основного средства определяют как сумму расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Вместе с тем для расходов в виде процентов по кредитам, на оплату услуг банков, курсовых, суммовых разниц, по страхованию, ЕСН, таможенных пошлин и сборов, на оплату юридических, информационных и консультационных услуг установлен особый порядок учета. Данные расходы отражены в перечне внереализационных затрат и затрат, связанных с производством и реализацией (ст. 264, 265 НК РФ). Таким образом, законодатель предусмотрел, что одни и те же виды расходов могут относиться как к текущим, так и к формирующим стоимость основного средства. Но как фирме учитывать затраты, связанные с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств?

Пункт 5 статьи 270 Налогового кодекса запрещает включать в состав текущих расходов затраты, связанные с приобретением или созданием основных средств. Данная норма не содержит исключений. Между тем проценты по кредитам и займам, независимо от характера последних, можно учитывать в составе текущих расходов после ввода основного средства в эксплуатацию, то есть после завершения формирования его первоначальной стоимости* (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Другими словами, положения статьей 257 и 265 Налогового кодекса следует применять не параллельно, а последовательно. До момента ввода основного средства в эксплуатацию расхо-ды на его приобретение следует включать в первоначальную стоимость ОС (п. 1 ст. 257 НК РФ), после – учитывать проценты, в том числе по инвестиционным кредитам и займам, в составе внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). То, что при определенных условиях затраты фирмы могут формировать первоначальную стоимость основного средства, не означает, что при других обстоятельствах они не могут включаться в состав прочих, связанных с производством или реализацией, либо внереализационных расходов. Иначе в составе затрат на приобретение основного средства учитывалась бы только цена его покупки. Ведь практически все другие виды расходов, которые могут быть связаны с его приобретением, включены в состав текущих затрат – внереализационных и связанных с производством и реализацией.

Ценные бумаги в уставный капитал

Особенности расчета базы налога на прибыль по операциям с ценными бумагами установлены в статье 280 Налогового кодекса. Так, доходы компании от реализации или иного выбытия ценных бумаг определяют исходя из цены их продажи (п. 2 ст. 280 НК РФ). В свою очередь, расходы фирмы от этих операций рассчитывают на основе стоимости их покупки, включая затраты на реализацию. При этом передачу ценных бумаг, как и любого другого имущества, в уставный капитал не признают реализацией (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ). Однако препятствия квалифицировать такую операцию в качестве иного выбытия ценных бумаг отсутствуют. Таким образом, если в счет оплаты части уставного капитала фирмы внесены ценные бумаги, эта операция облагается налогом с учетом изложенных особенностей.

Вместе с тем при передаче имущества или прав на него в качестве оплаты части уставного капитала у компании не возникает прибы-ли или убытка (подп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ). Поскольку ценные бумаги признают имуществом, при их передаче в уставный капитал у акционера не возникает налогооблагаемой прибыли или убытка (п. 2 ст. 38 НК РФ).

Различный порядок налогообложения операций по передаче в уставный капитал ценных бумаг и другого имущества не имеет экономического основания (п. 1 и 3 ст. 3 НК РФ). Таким образом, если в качестве оплаты части уставного капитала фирмы акционер внес ценные бумаги, следует руководствоваться статьей 277 Налогово-го кодекса, а не положениями статьи 280 Налогового кодекса.

Налог на добавленную стоимость с авансовых платежей, предъявленный компании продавцом основных средств либо уплаченный при их ввозе на таможенную территорию России, фирма может вычесть в полном объеме только после принятия основных средств на учет (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ). Вместе с тем вычеты НДС, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса в отношении экспортных операций**, компания может произвести после того, как она представит в налоговую инспекцию все документы, указанные в статье 165 Налогового кодекса (п. 3 ст. 172 НК РФ). Какую из этих специальных норм следует применять компании при покупке основных средств, предназначенных для использования в экспортных операциях?

По мнению экспертов, законодатели не ставили целью установить особый налоговый статус такого вида имущества, как основные средства, предусмотрев для него исключительный порядок определения момента принятия налога к вычету. Ведь НДС, который уплатила компания при покупке основных средств, она вычитает из суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, равными долями в течение двух лет с момента ввода основных средств в эксплуатацию (абз. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 1991 г. № 1992-1). Позднее Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 25-ФЗ ввел новую редакцию данной нормы, согласно которой НДС, уплаченный при покупке ОС, в полном объеме вычитают

из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия основных средств на учет. Это положение нашло отражение в статье 172 Налогового кодекса. Можно предположить, что данная за- конодательная норма разъясняет, что налоговые вычеты при покупке основных средств предоставляются сразу, а не в течение определенного промежутка времени, как это было предусмотрено ранее. Таким образом, если фирма купила основные средства для использования в экспортных операциях, она должна следовать положениям пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса.

. по экспортным авансам

Аналогичная коллизия существует в вопросе вычета НДС с экспортных авансов***. Как мы говорили выше, компания может принять налог по экспортным операциям к вычету только в том случае, если представит инспекторам документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса (п. 3 ст. 172 НК РФ). Вместе с тем вычеты НДС, рассчитанные в соответствии с пунктом 8 статьи 171 Налогового кодекса с авансовых платежей, производят с даты отгрузки соответствующих товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 6 ст. 172 НК РФ).

В данном случае компаниям следует применять положения пункта 6 статьи 172 Налогового кодекса. В противном случае смысл особого регулирования экспортных операций, которые не облагают НДС, нарушится. Налог на добавленную стоимость начисляют только в том случае, если в течение 180 дней со дня отгрузки товара документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса, инспекторам не передавались. Если же НДС по экспортным авансам при соблюдении всех необходимых условий не принят к вычету по факту отгрузки продукции, законодательная норма будет нарушена.

Граждане иностранного государства платят НДФЛ со своих доходов по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ). Между тем в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности организаций налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов (п. 4 ст. 224 НК РФ). Таким образом, возникает неясность, какую ставку следует применять при налогообложении дохода иностранного гражданина в виде дивидендов.

Коллизия двух специальных норм законодательства по вопросу применения ставки при налогообложении дивидендов нерезидента носит неустранимый характер. Все противоречия и неясности нормативных актов о налогах и сборах следует толковать в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

«Нужно изучить рекомендации специалистов. »

Действительно, нормы современного законодательства нередко устанавливают разные режимы налогообложения для одной и той же операции. Данная ситуация ставит в тупик компании, которые стремятся, с одной стороны, минимизировать свои налоговые потери, а с другой – предотвратить возможные споры с контролерами. Однако именно инспекторы в отдельных случаях становятся на сторону организации и дают свои варианты решений законодательной коллизии. Поэтому фирме следует внимательно изучить не только соответствующие нормативные акты, но и имеющиеся разъяснения по порядку применения налогового законодательства.

Так, Минфин России рекомендует исключать суммы процентов по заемным средствам из первоначальной стоимости основного средства и учитывать их в составе внереализационных расходов (например, письма от 6 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/237 и от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/111). Разъяснения главного финансового ведомства будут полезны компаниям, которые заинтересованы в единовременном признании расходов.

Ситуацию с передачей ценных бумаг в уставный капитал специалисты Минфина и ФНС также неоднократно рассматривали. В своих разъяснениях они указывают на преимущественное применение положений статьи 277 Налогового кодекса (в частности, письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/485 и письмо УФНС по г. Москве от 8 января 2004 г. № 26-12/1168). В данном случае стоимость передаваемых ценных бумаг складывается из цены их покупки и расходов, связанных с этим. Поэтому у компании не возникнет прибыли или убытка, соответственно, ее налоговые риски близки к нулю.

Позиция авторов статьи по поводу неустранимого характера коллизии с применением ставки при налогообложении дохода иностранного гражданина в виде дивидендов, не является бесспорной. Пункт 3 статьи 275 Налогового кодекса прямо указывает, что при выплате российской организацией дивидендов иностранному акционеру следует применять ставку 30 процентов. На это также обращает внимание Минфин в своем письме от 25 октября 2004 г. № 03-05-01-04/56.

В свою очередь, в качестве одного из ярких примеров коллизии двух специальных норм налогового законодательства можно привести положения подпунктов 2 и 7 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса, которые регулируют признание в составе внереализационных расходов убыт-ков в виде безнадежных долгов и по сделкам уступки прав требования соответственно. Противоречия связаны с ситуацией, когда компания по договору уступки права требования приобретает «чужой» долг, срок исковой давности которого в дальнейшем истекает или взыскать который не представляется возможным в силу ликвидации организации-должника. Основная проблема возникает у фирмы, купившей «безнадежный» долг, с порядком признания убытков. Официальные разъяснения по данному вопросу отсутствуют, а арбитражная практика весьма противоречива****.

Валентин Петров, налоговый консультант ООО «ПИК Неруд»

* Ранее законодательство запрещало включать в себестоимость проценты по кредитам, связанным с приобретением основных средств и иных внеоборотнных активов, безотносительно того, завершено ли формирование первоначальной стоимости основных средств (подп. «с» п. 2 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552).

** В настоящей статье экспортными условно названы операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов.

*** Со вступлением в силу Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ экспортные авансы НДС не облагаются (п. 9 ст. 154 НК РФ).

**** Подробнее эту тему мы рассмотрим в ближайших номерах «Консультанта».

Раиса Карасева, директор по налоговому консалтингу БДО Юникон, Виктор Сарибекян, старший менеджер БДО Юникон


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

Персональный блог Аркадия Брызгалина

воскресенье, 26 сентября 2010 г.

"Разрешено" и "запрещено" в налоговом праве (моя принципиальная позиция)


На одном из своих "постов" я затронул интересную тему по поводу соотношения "запрещено/разрешено" в налоговом праве, и где соответствующие границы этих правовых институтов. Читатели блога откликнулись на мою идею и даже поучаствовали в дискуссии, однако до обстоятельного ответа руки мои дошли только сейчас.

Начну из далека.
На одном из семинаров ко мне подошел один из слушателей и сказал, что в настоящий момент у него проводится камеральная налоговая проверка. И что самое интересное, проводит эту проверку не его «родная» налоговая инспекция, в которой он состоит на налоговом учете, а проводит эту проверку вышестоящая – областная налоговая инспекция. Вопрос слушателя касался следующего: «Насколько соответствует налоговому законодательству такая ситуация? Разве может областная налоговая проводить камеральную проверку, мы ведь им налоговую отчетность не сдаем?». Я, конечно же, ответил, что действия вышестоящих проверяющих полностью незаконны, т.к. в соответствии со ст. 88 НК РФ камеральную налоговую проверку может проводить только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете и в которую на основании ст. 80 НК РФ предоставляется налоговая отчетность.
Каково же было мое удивление, когда через некоторое время я наткнулся на Постановление

ФАС СЗО от 20.03.2002 № А52/3509/2001/2, в котором ответ на вопрос, поставленный нашим клиентом, был абсолютно противоположным. Суд указал, что из ст. 88 НК РФ следует, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. При этом названная статья не ограничивает компетенцию налоговых органов в зависимости от их уровня. Согласно ст. 30 НК РФ налоговыми органами в РФ являются МНС РФ и его подразделения на территории России. Следовательно, вышестоящая налоговая инспекция имела полное право на проведение камеральной налоговой проверки налогоплательщика. Иными словами, раз запрета нет, то можно.

Вот тут я и задумался: «Ну, хорошо, в Кодексе нет «ограничений компетенции», но нет и прямого указания на то, что вышестоящая налоговая инспекция может проводить по своему усмотрению камеральные налоговые проверки любых налогоплательщиков, находящихся на подведомственной территории. Кроме того, что это вообще означает с юридической точки зрения – «закон не ограничивает компетенцию»? Не ограничивает в этом конкретном случае или «вообще»?»

Ведь фактически суд указал, что если НК РФ не ограничивает, т.е. не запрещает налоговым органам что-либо делать, то это означает, что налоговые органы вправе это что-либо делать и совершать.
По логике судебного решения получается, что если для налоговых органов в сфере их компетенции прямого запрета законом не установлено, то эти органы могут делать все что угодно.
А так ли это на самом деле? Правомерно ли такое положение?

Обратившись к судебной практике, я также увидел, что в судебных решениях такие обороты речи при обосновании той или иной позиции как «не предусмотрено НК РФ», или «не противоречит НК РФ», или «не запрещено НК РФ» встречается довольно-таки часто. Однако в законодательстве всех жизненных ситуаций и их регулирование предусмотреть просто невозможно, поэтому представляется, что в налоговом праве и в практике его применения должен быть определенный подход, который и позволил бы находить правильное юридическое решение любой проблемы, связанной с «не предусмотрено» или «не запрещено».

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования: дозволение (управомочивание), обязывание и запрет.Дозволение состоит и в предоставлении субъекту права на совершение определенных положительных действий (действовать самому, требовать действий от обязанного лица, обратиться за защитой и т.д.). Обязывание заключается в возложении юридически подкрепленного долга совершить определенные действия. Запрет – это обязанность воздерживаться от действий определенного рода.

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов
и дозволений принято выделять два типа правового регулирования. Первый гласит:
«Дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе». На этой формуле построен
общедозволительный тип правового регулирования. Вторая формула правого регулирования гласит: «Запрещено все, кроме прямо разрешенного». Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Конечно же, нет отраслей права, построенных только и исключительно на
одном из способов или типов правовой регламентации.Но что же мы видим в налоговом праве?

В соответствии с п. 3 ст. 30 НК РФ: «Налоговые органы действуют в пределах своей
компетенции и в соответствии с законодательством РФ».
Далее, в п. 4 ст. 30 НК РФ законодатель еще в более жесткой форме указывает: «Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ».
И весь текст НК РФ буквально пронизан подобными положениями.
Вот п. 1 ст. 82 НК РФ: «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом».

Что же касается налогоплательщиков и налоговых агентов, то столь жесткой регламентации в отношении их правового статуса законодательство о налогах и сборах не содержит. Налогоплательщики и налоговые агенты несут обязанности, предусмотренные ст. 23 НК РФ и другими нормами НК РФ, а, кроме того, имеют достаточно широкий спектр полномочий, предусмотренных, в первую очередь, ст. 21 НК РФ. Более того, в соответствии с п. 2 этой статьи: «Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах», а ст. 22 НК РФ вообще целиком и полностью посвящена обеспечению и защите прав налогоплательщика.

Я считаю, что там, где речь идет о налоговых органах и об их полномочиях, в налоговом праве должно применяться правило: «не разрешено (не предусмотрено, не закреплено), значит, запрещено» (разрешительный тип правового регулирования);
Что касается налогоплательщиков, то к ним должно применяться противоположное правило: «если не запрещено, значит, разрешено» (общедозволительный тип правового регулирования).

Если проводить анализ судебной практики, то в ней масса примеров, подтверждающих мою позицию, однако много и дел, которые исходят из противоположного. Однако, мне кажется, в любом случае, в НК РФ должны быть закреплены принципы соответствующего способа правового регулирования отношений в налоговой сфере, для того, что бы "изобретения" налоговой службы не стали поводом для произвола (как часто говорят налоговики: "А нам это делать закон не запрещает"). С другой стороны, закон - это не техническая инструкция и законодатель должен прописать положения о том, когда налоговая инспекция вправе в своей деятельности может действовать по своей инициативе, чтобы пресечь злоупотребление налогоплательщика своими правами.

Полностью мою статью «Разрешено» и «запрещено» в налоговом праве", со ссылками на судебную практику, и с цитатами от ученых вы можете прочитать здесь.

date image
2015-04-06 views image
3234

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Нормы налогового права - это общеобязательные, установленные или санкционированные и охраняемые государством правила поведения, порождающие налоговые правоотношения; за нарушение правовых норм предусмотрены меры государственного принуждения.

Особенности норм налогового права: императивный характер; государственно-властный характер.

Можно выделить нормы общей и особенной частей налогового права, национальные и международные нормы, а также нормы регулятивные и охранительные. Но возможны и иные классификации.

1. По форме выражения предписания можно выделить:

– управомочивающиенормы. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.;

– запрещающие нормы. В силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. На основании п. 8 ст. 77 НК РФ проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

– обязывающие нормы. Вследствие того, что основным способом правового регулирования в налоговом праве является позитивное обязывание, основной объем норм налогового права составляют именно обязывающие нормы. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.;

2. По методу правового регулирования можно выделить:

– императивные нормы (основной массив). Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п. 2 ст. 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

– диспозитивные нормы.

3. Исходя их позиции А.В. Демина, действующие нормы налогового права могут быть разграничены на:

– материальные нормы;

– процедурные нормы. В силу п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления;

4. Основываясь на классификации, предложенной В.К. Бабаевым, по функциям в механизме правового регулирования можно выделить:

– нормы–принципы;

– нормы–дефиниции;

– определительно–установочные нормы. Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения;

– нормы – правила поведения (основной массив). В соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Как следует из ст. 344 НК РФ сумма НДПИ, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25–го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Принятие и официальное опубликование актов законодательства о налогах, источник официального опубликования. Вступление в силу актов законодательства о налогах. Минимальный срок с момента официальной публикации, по истечении которого акт законодательства о налогах может вступить в силу.




Конституция РФ содержит требования, фактически направленные на усложнение процедуры внесения законопроектов в сфере налоговых отношений.

Процедура принятия:

1)Правительство дает заключение на законопроект;

2)заключение Правительства РФ направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу в срок до одного месяца со дня поступления законопроекта в Правительство РФ. По согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы этот срок может быть продлен.

3)составляется финансово-экономическое обоснование. Финансово-экономическое обоснование является документом, содержащим финансово-экономическую оценку законопроекта, в том числе расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального бюджета, а также определяющим источники финансирования расходов по реализации будущего закона.

4)регистрации законопроекта в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы;

5.1)Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (в сфере налоговых отношений предметом совместного ведения является установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ (ст. 72 Конституции РФ)) Совет Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для подготовки предложений и замечаний.

6)Законопроект о налогах направляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думы, осуществляемое в трех чтениях.

7)Законопроект о налогах, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, депутатам Государственной Думы, в Правительство РФ и субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, не позднее чем за три дня до дня его рассмотрения.

8)принятие решения ГД: принять проект закона о налогах в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок; отклонить этот законопроект; принять закон о налогах.

9) во втором чтении рассматриваются поправки к законопроекту, предварительно проанализированные ответственным комитетом. По окончании второго чтения решается вопрос о принятии законопроекта о налогах во втором чтении. В случае, если законопроект не принимается, то он возвращается на доработку в ответственный комитет. После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта о налогах повторно решается вопрос о принятии законопроекта во втором чтении. Если законопроект после повторного рассмотрения не принимается во втором чтении, то он считается отклоненным.

10)третье чтение является заключительной стадией прохождения законопроекта о налогах в Государственной Думе. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. По окончании третьего чтения решается вопрос о его принятии в виде федерального закона о налогах. Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

11)в течение пяти дней передача на рассмотрение Совета Федерации. Рассмотрение федеральных законов о федеральных налогах и сборах, а также налогового регулирования в Совете Федерации является обязательным этапом законотворческого процесса.

12)Комитет Совета Федерации, ответственный за рассмотрение федерального закона о федеральных налогах и сборах, принимает одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить закон; рекомендовать Совету Федерации отклонить его, обосновав основания отклонения.

13)после этого Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов принимает решение об одобрении или отклонении федерального закона о налогах и сборах без обсуждения либо об обсуждении его на заседании палаты (ч. 1 ст. 107 Регламента). В отношении федеральных законов о налогах и сборах на заседании палаты ставится вопрос об одобрении закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона о налогах и сборах Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. Это решение принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем 46 голосами (ч. 5 ст. 107 Регламента). Рассмотрение федерального закона о налогах и сборах на очередном заседании должно завершаться принятием решения об одобрении или отклонении данного закона (ч. 6 ст. 107 Регламента) и оформляться постановлением Совета Федерации.

14)принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

15)Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ч. 2 ст. 107 Конституции РФ).

После подписания Президентом РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах:акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

5. Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Действие актов законодательства о налогах во времени (в пространстве, по кругу лиц). Обратная сила актов законодательства о налогах. Правила исчисления сроков, установленных в законодательстве о налогах и сборах.

Читайте также: