Занятие 12 что такое налоги ответы

Опубликовано: 05.05.2024

q18

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с доходов и имущества физических и юридических лиц. Налоги являются основным источником государственного бюджета.

Функции налогов

  • Фискальная — формируют государственный бюджет
  • Регулирующая – путём изменения налогообложения решаются важные государственные задачи (например, повышение налогов приводит к повышению пенсий)
  • Стимулирующая – стимулирует развитие НТР, приток денежных ресурсов в базовые отрасли экономки (например, предприниматель совершенствует производство с целью получения большей прибыли; а если увеличивается прибыль- то растут и налоги)
  • Распределительная – перераспределение денежных средств, собранных в госбюджет, между теми или иными группами населения (повышение пенсий, например).

Признаки налогов

  • безвозмездный характер, то есть субъект не получает взамен ничего
  • обязательность
  • индивидуальность
  • направленность в госбюджет

Виды налогов

По уровню взимания

  • Федеральные — поступают в федеральный госбюджет
  • налог на прибыль
  • налог на добавленную стоимость
  • акцизы – налог на товары, которые не являются товарами первой необходимости, но пользуются повышенным спросом: алкоголь, сигареты, топливо, автомобили. На эти товары значительно выше цена, чем их себестоимость, поэтому и налоги платятся за них большие.
  • доходы от капитала
  • подоходный налог ( он единый – 13 %)
  • взносы в социальные внебюджетные фонды ( см. тему № 21 «Госбюджет»)
  • госпошлина
  • лесной налог
  • водный налог и др.

  • Региональные налоги – поступают в бюджеты субъектов Федерации:
  • налог на имущество организаций
  • дорожный налог
  • транспортный налог
  • налог с продаж и др.

  • Местные налоги — поступают в бюджеты муниципалитетов:
  • налог на имущество физических лиц
  • земельный налог
  • налог на рекламу
  • налог на наследование
  • на дарение и др.

По виду объектов налогообложения

  • Прямые — взимаются с дохода или имущества (подоходный, налог на прибыль и др., налогоплательщик оплачивает их по квитанции или налог высчитывается с зарплаты — подоходный)
  • Косвенные – взимаются в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, на добавленную стоимость и др.; налогоплательщик не платит налог по квитанции, он платит за завышенную цену товара, а предприниматель получает больше прибыли — отсюда и больше налогов, то есть покупатель не прямо, а косвенно выплачивает налог)

По размеру налоговой ставки

  • Пропорциональные налоги – их ставка не завит от величины облагаемого дохода, они всегда одинаковые ( например, подоходный налог для всех одинаков- 13 %., не зависит от того, какая у человека зарплата).
  • Прогрессивные налоги – их ставка прямо пропорциональна уровню дохода: чем выше доход — тем выше налог и наоборот( например, налог с доходов)
  • Регрессивные налоги – процентная ставка обратно пропорциональна уровню дохода: чем выше доход — тем ниже ставка и наоборот .Такие налоги используются редко, в тех случаях, когда государство хочет стимулировать развитие производства определённых товаров. (Например, государство заинтересовано в увеличении производства мяса, поэтому, чем больше этого продукта произведёт предприниматель, тем ниже будет его налоговая ставка.)

По виду целевого использования

  • Маркированные — направлены на целевое использование ( например, дорожные налоги- на ремонт и строительство дорог, налоги в пенсионный фонд и др.)
  • Немаркированные – данные налоги расходуются по усмотрению органов власти.

Налоги и сборы

Налоги — обязательные платежи, безвозмездные, носят обязательный характер.

Сборы — это платежи за определённую государственную услугу, то есть пошлины. Такая плата носит единовременный характер и носит добровольный характер ( например, госпошлина за техосмотр автомобиля, таможенные пошлины за перевозку товаров и др.).

Различия между налогом и сбором

  • Налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;
  • Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным действием плательщика;
  • Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги.
  • Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.

Налоговый кодекс

Налоговый кодекс – это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.

Был принят:

1 часть — в 1998 году Госдумой и Советом Федерации, вступила в силу

1 января 1999 г.

2 часть – принята в 2000 году, вступила в силу 1 января 2001 г.

Налоговый кодекс постоянно редактируется, в него вносятся поправки, отражающие современное состояние экономики в РФ.

Так, с 1 января 2003 года введены поправки:

  • введён транспортный налог
  • упрощённая система налогообложения

На сегодняшний день действует редакция от 15 февраля 2016 года.

Налоговая политика – это налоговый механизм, который используется для взимания налогов. Она называется фискальной политикой государства.

Основные направления налоговой политики в РФ

  • создание эффективной и стабильной налоговой системы
  • обеспечение устойчивости госбюджета, поддержание его сбалансированности
  • поддержка инвестиций
  • повышение предпринимательской активности
  • сокращение теневой экономики
  • поддержка малого и среднего бизнеса (например, снижение налоговой ставки, упрощение процедуры регистрации)
  • упрощение налогового администрирования

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги.

Права налогоплательщика

  • получать информацию о налогах и сборах и сроках их выплат
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
  • требовать соблюдения налоговой тайны и др.

Обязанности налогоплательщика

  • уплачивать законно установленные налоги
  • предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах
  • предоставлять налоговым органам бухгалтерскую отчётность в случаях, предусмотренных законом
  • В течение 4-х лет хранить бухгалтерскую отчётность и др.

Конституция РФ, статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Больше видеоуроков для подготовки к ЕГЭ здесь ШКОЛА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


Налоги, их функции

Роль налогов велика. Как известно, собранные налоги государство направляет на производство общественных благ. От того, насколько исправно они уплачиваются, зависит благосостояние всего общества – уровень образования, медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и т. д. Что же такое налоги? Запомните следующее определение:

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в пользу государства.

Налоги как любой социальный институт выполняют значимые для общества и государства функции. Рассмотрим некоторые из них:

  • Фискальная функция – самая главная функция, которая заключается во взимании налогов и наполнении госбюджета. В России налоги составляют 85% госбюджета. Выплата налогов является конституционной обязанностью граждан РФ и обеспечивается специальными органами налогового контроля. К тем, кто уклоняется от выплаты налогов применяются санкции.
  • Распределительная (социальная) функция – налоги, поступившие в госбюджет, перераспределяются в сферу социального обслуживания (выплата пенсий, стипендий, зарплат госслужащих). Как уже было сказано выше, налоги направляются на создание и развитие общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, наука, оборона страны).
  • Регулирующая функция – налоги путем повышения или понижения стимулируют развитие одних видов экономической активности и подавляют другие виды. Например, с целью развития малого бизнеса в отрасли сельского хозяйства государство предоставляет налоговые льготы для предпринимателей. И напротив, для владельцев казино установлена 90% – ная налоговая ставка, на продажу спиртных и табачных изделий устанавливаются высокие акцизы.


Уровни и виды налогов

Уровни налогообложения в РФ

Субъект налогообложения

Федеральные

НДФЛ (подоходный налог)

Региональные

Налог на недвижимость

Налог с продаж и др.

Налог на имущество

Налог на дарение

Налог на наследование и др.

Субъект налогообложения

Прямые – взимаются с доходов физических и юридических лиц

Налог на прибыль

Косвенные – включены в цену товаров и услуг и взимаются с покупателей

Налоги с продаж

В зависимости от ставки различают три системы (шкалы) налогообложения:

  • Пропорциональная (плоская) – ставка не зависит от размера дохода и устанавливается в виде единого для всех работающих граждан процента.
  • Прогрессивная – ставка налога увеличивается с увеличением дохода, однако устанавливается определенный предел, превышение которого и ведёт к повышению ставки. Допустим, до 100 т.р. ставка налога 13%, от 100 т.р. до 150 т.р. – 15 %, от 150 т.р. до 200 т.р. – 17% и т.д.
  • Регрессивная – ставка налога уменьшается с увеличением дохода, но после определенного предела, как и в случае с прогрессивной системой.

Государство, в целях обеспечения эффективного поступления налогов в бюджет, использует все системы налогообложения. К примеру, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или так называемый подоходный налог исчисляется по пропорциональной системе, равен 13% и от размера заработной платы не зависит. А единый социальный налог (ЕСН), включающий в себя взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования и взимаемый с индивидуальных предпринимателей исчисляется по регрессивной системе (доход до 280 тысяч облагается 10% налога, а далее, чем выше доход, тем ниже налог). Делается это для того, чтобы вывести реальные доходы из "тени". Также к регрессивным относятся косвенные налоги, которые входят в цену товара и ложатся бременем на ту долю покупателей, чей доход меньше.

Граждане РФ, чьи доходы облагаются по налоговой ставке 13% имеют право на налоговые вычеты стандартного, социального, имущественного и иного характера. К стандартным налоговым вычетам, согласно Налоговому кодексу РФ, относится вычет на ребёнка. Основаниями получения социального налогового вычета являются получение образования, оплата лечения и другие. Основанием получения имущественного налогового вычета является строительство или приобретение жилья.

В структуру налога входят субъект, объект, источник уплаты и единица налогообложения. Разберем на конкретном примере: Иванов работает менеджером и имеет в собственности земельный участок в 2 га. Иванов – субъект налога. Земельный участок – объект налога. Зарплата менеджера – источник уплаты налога. 2 га земли – единица налогообложения.

Интеллект-карта по обществознанию №31


© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Ахмадеева Елена Васильевна

ВложениеРазмер
Тема занятия: «Что такое налоги и зачем их платить» Тип занятия: деловая игра Цель игры: обобщение знаний учащихся по теме «Что 319.23 КБ

Предварительный просмотр:

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ - ФИЛИАЛ РАНХиГС

ФАКУЛЬТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Региональный методический центр в Нижегородской области

Проект «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности»

Методическая разработка внеурочного занятия по теме:

Что такое налоги и зачем их платить

список слушателей, разработавших проект:

Алипов Михаил Дмитриевич МБОУ «Школа-интернат № 1» ЗАТО Саров, учитель технологии

Ахмадеева Елена Васильевна МАОУ "СШ №1 г. Перевоза", учитель экономики и обществознания

Губанищева Татьяна Николаевна МБОУ «Арьёвская средняя общеобразовательная школа» Уренского МР, учитель истории

Полякова Елена Алексеевна МБОУ Газопроводская СШ Починковского МР, учитель начальных классов

Проект допущен к защите

старший методист РМЦ ________Н.А. Мартынова

г. Нижний Новгород, 2016

Налоговое регулирование – это одно из самых эффективных средств управления экономикой. Важно отметить, что налоги имеют большое социально-экономическое значение, поскольку через них государство контролирует доходы своих граждан, сглаживает различия между уровнем доходов населения, а, следовательно, и вытекающие из этого имущественное неравенство и причины возможных очагов социальной напряженности.

Тематика изучения налогов всегда и во всех странах была актуальна. Ее особенная острота для России состоит сегодня в том, что реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в стране. В центре любой налоговой системы стоит налогообложение личных доходов. Это вызвано не только тем, что все общественные отношения так или иначе замыкаются на человеке, работнике, но и с тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы во многом определяет уровень обложения другими налогами. Исходя из этого, финансовая грамотность в сфере налогообложения должна воспитываться в детях, начиная со среднего школьного возраста.

Для решения проблемы развития финансовых знаний основная роль отводится именно школе. Школе доверено воспитание нового поколения нашей страны (успешных людей, которые будут понимать своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, способных к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только заинтересованный ребёнок сможет успешно научиться основам финансовой грамотности, продуктивно проводить свой досуг, стать творцом своей судьбы.

Учеников привлекает разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление, а также игры – состязания, деловые игры. Для учеников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Для учащихся 8-9 классов характерна потребность в диагнозе, их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учащиеся “вживаются” в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил.

На внеурочном мероприятии по данному разделу у учащихся должно сформироваться понимание неотвратимости взаимодействия с налоговыми органами и необходимости грамотного подхода к этому взаимодействию, с тем, чтобы исключить негативные финансовые последствия из-за неуплаты налогов.

Общая характеристика деловой игры «Что такое налоги и зачем их платить»

Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В отечественных школах игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать урок более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия школьников, учащийся обучается, даже не подозревая об этом.

Деловая игра обладает существенным преимуществом в том, что ее можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Игровая форма создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игре свойственна двойная природа воспитательного воздействия на развитие творческой активности школьников.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при внеурочной форме занятий происходит по основным направлениям:

  • цели ставятся перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике. Нами выбрана деловая игра для закрепления изученного материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений и знаний. Деловая игра даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Одним из структурных компонентов игры являются игровые задачи. Учебная задача, выступающая для учащихся в замаскированном, неявном виде, способствует осуществлению непреднамеренного учения школьников. Игровая задача является одним из центральных звеньев в формировании мышления школьников.

Игра рассчитана на 1 час (60 минут) и проводится во внеурочное время (на предметной неделе, может быть приурочена к Дню финансиста или налоговой службы и т.д.) форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению.

1. Общая характеристика внеклассного мероприятия

Характеристика условий реализации проекта:

Объект: учащиеся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений

Место: г. Перевоз, р.п.Арья, с. Починки г. Саров

Название образовательной организации: МАОУ "СШ №1 г. Перевоза", МБОУ «Арьёвская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района, МРМБОУ Газопроводская СШ Починковского муниципального района, МБОУ «Школа-интернат № 1» ЗАТО Саров.

  • Ахмадеева Елена Васильевна, учитель экономики и обществознания высшей категории;
  • Губанищева Татьяна Николаевна, учитель обществознания первой категории;
  • Полякова Елена Алексеевна, учитель начальных классов высшей категории;
  • Алипов Михаил Дмитриевич, учитель технологии.

Учащиеся: 8-9 класс

Название направления Финансовой грамотности : Налоги

Место занятия в логике реализации предмета: Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (3 ч). Тема: «Что такое налоги и зачем их платить», внеклассное мероприятие

Вид деятельности учащихся : внеклассное занятие

Количество занятий по теме / порядковый номер в теме: 3 / 4

Тип занятия : деловая игра

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: мультимедийный проектор, ноутбук, ТСО – калькулятор, карточки-задания, дидактические карточки, буклеты

  1. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил.
  2. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
  3. Финансовая грамотность: материалы для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ О. Рязанова, И. Липсиц, Е. Лавренева— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 с., ил.
  4. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ О. Рязанова, И. Липсиц, Е. Лавренева— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с., ил.

2. Педагогическая характеристика внеклассного мероприятия

Тема занятия : «Что такое налоги и зачем их платить»

Тип занятия: деловая игра

Цели игры: достижение не менее 85% учащимися следующих образовательных результатов:

Предметные образовательные результаты:

знание базовых понятий: налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пени по налогам

налоговые льготы; общественные блага

  • понимание необходимости уплаты налогов;
  • понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;
  • понимание различий налогов, пошлин и сборов;
  • понимание того, на что идут те или иные налоги в государстве.

  • развитие творческих коммуникативных навыков;
  • умение беспроблемно организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере;
  • быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять свое поведение в соответствии с изменениями.
  • знание оснований для взимания налогов с граждан и фирм в России;
  • общие принципы работы налоговой службы;
  • знание случаев, в которых необходимо подавать налоговую декларацию;
  • знание способа получения ИНН;
  • знание случаев и способов получения налогового вычета

Образовательные: обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса; в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся;

Развивающие: способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся;

Воспитательные: формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор; воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.

Описание учебного процесса

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

1. Организационный момент

Настрой на учебную деятельность, Определяют тему, цель, задачи урока под руководством учителя

2. Актуализация знаний.

Выполнение задания, фиксация знаний и не знаний, затруднений.

Работают в группах, выбирают по одной задаче и решают ее. Пишут на листочках налоговые термины. Формируют конкретную цель своих будущих, учебных действий. Генерация идей, их обсуждение, выбор наиболее эффективных средств для приема «Мозговой штурм»

Анализируют, сравнивают, делают выводы, обогащают словарный запас.

Получают позитивный настрой от игры.

Отвечают на вопросы учителя «Верно/неверно».

Описывают свои эмоции с помощью незаконченных предложений.

Ожидаемые результаты и методы оценки их достижения учащимися

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Организационный момент. Мотивация

Настрой на успешную деятельность, знание правил игры.

Знание базовых понятий: налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; личностные:

понимание необходимости уплаты налогов;

развитие творческих коммуникативных навыков;умение беспроблемно;

быстро реагировать на изменение налогового законодательства (по общим вопросам) и определять свое поведение в соответствии с изменениями. ---умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности

Задание на соотношение

Решение задач на расчёт налогов (правильность выполнения заданий)

Самооценка, взаимооценка и внешняя оценка со педагога, гостей.

Приём «Верно-неверно» (сравнение с правильными ответами на доске)

3. Методическая характеристика занятия

Перечень методик, технологий, методических приемов

  • Методика оценки педагогической эффективности занятия

Вопросы для педагогической рефлексии:

1. Налоги взимаются только с физических лиц (неверно);

2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства (верно);

3. НДС – налог на добавленную стоимость (верно)

4. Акцизами облагаются товары роскоши (неверно)

5. Налоги идут на создание общественных благ (верно)

6. Налоги – основной источник формирования бюджета (верно)

Задание «Закончи предложение»

Игра мне понравилась (не понравилась) потому, что…

Самым интересным было…

Наиболее трудным мне показалось…

Я думаю это потому, что…

Степень реализации цели занятия

Цель реализована частично

Цель не реализована

Рациональность используемого времени на различных этапах

Оптимальность объема материала

Рациональность и эффективность использования методов и форм работы

Практическая значимость занятия для учащихся

  1. Технология проблемно-диалогическая
  2. Технология учебного сотрудничества
  3. Интерактивная технология
  1. Игровая технология

  1. Групповая
  2. Фронтальная

Методы и приемы:

  1. Мозговой штурм
  2. Создание проблемной ситуации

Данный раздел содержит краткое обобщение содержания работы.

Деловая игра в 8-9 классе по теме «Что такое налоги и зачем их платить» является внеклассным мероприятием для обобщения знаний. Деловая игра даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Все задания направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

При планировании внеклассного мероприятия были учтены уровень подготовленности класса в целом к изучению темы, а также индивидуальные способности слабоуспевающих учеников. Для организации работы на деловой игре важно владеть информацией о познавательном потенциале ученика. Эти сведения складывались из ежедневных наблюдений за детьми специально организованных методик.

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по финансовой грамотности в 8 - 9 классе, ФГОС второго поколения.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах игры способствовали достижению образовательных целей, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, мы ставили перед учениками посильные познавательные проблемы, для решения которых необходимо выполнять определенные действия, провести анализ, сравнение, обобщение. На этапах игры использовались раздаточные материалы, ИКТ, что позволило не только эффективно и полезно использовать время во время проведения игры, но и прививать интерес к предмету.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый Кодекс РФ. Последнее издание.
  2. Комментарии к Налоговому Кодексу РФ. Последний вариант.
  3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 352 с., ил.
  4. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
  5. Финансовая грамотность: материалы для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ О. Рязанова, И. Липсиц, Е. Лавренева— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 144 с., ил.
  6. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ О. Рязанова, И. Липсиц, Е. Лавренева— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с., ил.
  7. Пособие для учителя: налоги и налогообложение, сост. Опарина Е. В. и др., Н. Новгород: ДЕКОМ, 2015.
  8. Пособие для учащихся: налоги и налогообложение, сост. Опарина Е. В. и др., Н. Новгород: ДЕКОМ, 2015.

  1. www.minfin.ru- сайт Министерства финансов РФ
  2. www.gov.ru- сайт Правительства РФ
  3. www.ekonomy.gov.ru/minec/ma- сайт Министерства экономического развития РФ
  4. www.cdr.ru- сайт Центрального банка РФ
  5. www.nalog.ru- сайт Федеральной налоговой службы РФ
  6. www.iloveecjnomics.ru- сайт «Экономика для школьника»
  7. www.nes.ru- сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
  8. www.economicus.ru- образовательно - справочный портал по экономике
  9. www.stat.hce.ru- статистический портал Высшей школы экономики

Приложение 1. Жетоны для деления класса на группы

Налоги выполняют следующие функции: фискальную (обеспечивают финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, оборону страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных доходов, например фундаментальная наука, многие учебные заведения, библиотеки и т.п.); распределительную (перераспределяют доходы между разными группами населения в целях сглаживания неравенства в обществе); стимулирующую, или антиинфляционную (способствуют развитию научно-технического прогресса, увеличению числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путём применения льготного налогообложения); воспитательную (сдерживают потребление продуктов, вредных для здоровья, устанавливая на них повышенные налоги); контрольно-учётную (посредством налогообложения ведётся учёт доходов граждан, предприятий и организаций).

По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.

В мировой практике существуют следующие системы по видам налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная. В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка налогообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т.п.). В регрессивной системе налогообложения предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Как в тексте определяется воспитательная функция налогов? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите пример, иллюстрирующий выполнение этой функции.

2. В стране Z возник значительный дефицит бюджета. Правительство вынесло на рассмотрение парламента законопроект об отказе от пропорциональной шкалы и введении прогрессивной шкалы налогообложения. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по одному возможному аргументу (объяснению) сторонников и противников этого нововведения.

3. Объясните основное различие между прямыми и косвенными налогами. Привлекая обществоведческие знания, приведите по одному примеру каждого из названных видов налога (обязательно указывайте, какой вид налога Вы иллюстрируете).

4. В тексте названы основные функции налогов. Как Вы думаете, какую из них иногда называют социальной? Свой ответ аргументируйте (объясните) с опорой на текст.

5. Какие две категории налогоплательщиков названы в тексте? Почему уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан?

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. \u0410\u0440\u0433\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432: \u0432\u0432\u0435\u0434\u044f \u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043d\u0443\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0443, \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u043e\u0432 \u043e\u0442 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0442\u0441\u044f, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0435 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u0438 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0438\u0437 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0430 \u043d\u0430\u0447\u043d\u0443\u0442 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435.
\u0410\u0440\u0433\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432: \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0435\u0441\u0441\u0438\u0432\u043d\u0430\u044f \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043e\u0442\u043e\u0431\u044c\u0435\u0442 \u0436\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0438 \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0447\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0443 \u0442\u0435\u0431\u044f \u0434\u0435\u043d\u0435\u0433, \u0442\u0435\u043c \u0438 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0442\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u0435\u043d \u043e\u0442\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0443.

3. \u041f\u0440\u044f\u043c\u044b\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043d\u0435\u043f\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e \u0441 \u0444\u0438\u0437 \u0438 \u044e\u0440 \u043b\u0438\u0446 (\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433 \u043d\u0430 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434), \u0430 \u043a\u043e\u0441\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0438\u0434\u0443\u0442 \u0432 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043d\u0430\u0434\u0431\u0430\u0432\u043a\u0438 \u043a \u0441\u0442\u043e\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043e\u0432 (\u041d\u0414\u0421).

4. \u041d\u0430 \u043c\u043e\u0439 \u0432\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434, \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u043e\u043d\u0430 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u0441\u0433\u043b\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0435\u0440\u0430\u0432\u0435\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u043b\u043e\u044f\u043c\u0438 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0430 \u044d\u0442\u043e \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u043a \u0441\u0444\u0435\u0440\u0435 \u0441\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438.

5. \u0412 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0435 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u044b \u0444\u0438\u0437\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0438 \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u0438\u0446\u0430. \u0423\u043f\u043b\u0430\u0442\u0430 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u043e\u043d\u0430 \u0437\u0430\u043a\u0440\u0435\u043f\u043b\u0435\u043d\u0430 \u0432 \u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u0438 \u0420\u0424 \u0438 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u0443\u043b\u0443\u0447\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0432 \u0446\u0435\u043b\u043e\u043c, \u043d\u043e \u0438 \u0441\u0430\u043c\u0438\u0445 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0449\u0438\u043a\u043e\u0432.

6. \u0410) \u0427\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438?
\u0411) \u0424\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u0438 \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432
\u0412) \u0412\u0438\u0434\u044b \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u0432 \u043f\u043e \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0443 \u0432\u0437\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f
\u0413) \u0412\u0438\u0434\u044b \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c \u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u043e\u043e\u0431\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f
">]" data-test="answer-box-list">

Darininna

1. Воспитательная функция сбора налогов государством выражается в сдерживании граждан от покупки вредных для их здоровья продуктов. Повышая налоговые ставки на них, люди жалеют денег и приобретают их в меньшем количестве. Примером являются алкогольные напитки (налог - акциз).

2. Аргумент в пользу сторонников: введя подобную систему, количество доходов от налогов увеличится, поскольку богатые люди и многие из среднего класса начнут платить больше.
Аргумент в пользу противников: прогрессивная система отобьет желание трудиться и зарабатывать, поскольку чем больше у тебя денег, тем и больше ты должен отдавать государству.

3. Прямые налоги взимаются непосредственно с физ и юр лиц (налог на доход), а косвенные идут в качестве надбавки к стоимости товаров (НДС).

4. На мой взгляд, именно распределительную функцию можно назвать социальной, поскольку она направлена на сглаживание социального неравенства между слоями общества, а это понятие относится к сфере социологии.

5. В тексте названы физические и юридические лица. Уплата налогов является важной обязанностью граждан, поскольку она закреплена в Конституции РФ и направлена на улучшение жизни не только государства в целом, но и самих налогоплательщиков.

6. А) Что такое налоги?
Б) Функции налогов
В) Виды налогов по способу взимания
Г) Виды систем налогообложения

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие существуют системы налогообложения?
  • Характеристики и особенности систем налогообложения.
  • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
  • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

  1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
  2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
  3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
  4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Кривая Лаффера

По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

(32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

  1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.


Рисунок 2 – Условие задачи

1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный


Рисунок 3 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.

Читайте также: