Непосильные налоги в старину

Опубликовано: 22.04.2024

Абсурдные налоги: от древности до наших дней


  • 17 ноября 2015

Бенджамин Франклин еще в далеком XVIII веке сказал, что в жизни есть только две вещи, которых не избежать: смерть и налоги. Причем налоги стали собирать с граждан практически сразу же с появлением государственности, то есть, задолго до рождения этого знаменитого политика

Поначалу налогами облагалась земля, скот и рабы. Но постепенно потребности государства возрастали, поэтому система налогов ужесточалась. Порой фантазия правителей просто выходила за границы разумного. Так, император Веспасиан распорядился собирать в Риме налоги за пользование общественными туалетами, в Византии действовал налог на воздух, собираемый с собственников владельцы дорогих имений, а в Башкирии в XVII веке существовал налог на цвет глаз.

1. Налог на туалеты


В70-х гг. н.э. римский император Веспасиан ввел налог на туалеты, вызвав непонимание окружающий. Его собственный сын был против таких новшеств, и аргументом отца стала известная фраза: «Деньги не пахнут».

2. Налог на свободу


Manumission – «вольный налог», действовавший в Древнем Риме, требовал уплаты налога с бывшего раба, освобожденного своим хозяином. Иногда уплату налога брал на себя рабовладелец, но чаще его вносил сам освобожденный!

3. Налог на зубы


Уровень жизни чиновничества в Османской империи в разы превышал общий уровень жизни рядовых турок. Но и у чиновников были свои проблемы. В частности, их не устраивало качество блюд, предлагаемых им в столовых различных ведомств, где мясо подавали полусырым, а на десерт было много сладких лакомств. Чиновники страдали от кариеса, а услуги дантистов стоили дорого. Свои финансовые тяготы хитрецы переложили на население, чем вряд ли кого-то удивишь в любые времена.

4. Налог на бани


Пётр I в 1704 году ввел налог на бани, обязав думных заседателей и первостатейное купечество отчислять с домашних бань по 3 рубля. Остальные купцы платили по 1 рублю, а крестьяне – по 15 копеек.

5. Налог на тень


Не только в давно ушедшие времена умели удивить необычными налогами. Так, в 1993 году в Венеции был введен налог на тень. Платить его приходилось заведениям, использующим зонтики и тенты. Оставить на солнцепеке столики открытых кафе их владельцев не могли, поэтому бизнесменам приходится регулярно пополнять казну Венеции.

6. Налог на солнце


Около десяти лет назад на Балеарских островах был введен «солнечный» сбор, который оплачивали туристы. Он составляет €1 за каждый день пребывания здесь. Собранные средства используются для улучшения инфраструктуры и восстановления экобаланса. К примеру, в 2012 году на Балеарских островах отдохнуло 10,4 млн. туристов, так что власти получают неплохую прибавку к бюджету.

7. Налог на пыль


Недавно власти Армении проявили креативность, введя налог на пыль. Любой собственник недвижимости должен платить по два драма (15 коп.) за каждый метр2. Расходы по удалению пыли, по мнению Министерства экономики Армении, нужно оплатить, и неважно, что государство не принимает участия в наведении чистоты в доме.

8. Налог на гипс


Австрия славится отличными горнолыжными курортами, на которые приезжают туристы из разных уголков мира. Естественно, травмы на таких курортах – не редкость, и власти сочли наличие обязательной медицинской страховки, оформляемой каждому туристу, недостаточной мерой. Руководство страны ввело также налог на гипс (теперь эта статья расходов входит в стоимость путевки).

9. Налог на танцы


В Египте существует множество необычных налогов, но особого упоминания заслуживает налог на танцы. Танцовщицы, исполняющие танец живота, обязаны выплачивать его в государственную казну. Этот налог был введен очень давно – несколько веков назад, и

пока отменять его не планируют. В XIX столетии под давлением религиозных деятелей эта традиция была прервана, потому что танцы попросту запортили. Но сейчас танец живота приносит существенный доход, пополняя бюджет Египта на 400 млн. долларов в год.

10. Налог на мир


Страны Западной Африки признаны беднейшими в мире. Однако их граждан все равно облагают непосильными налогами, порой просто абсурдными. К примеру, жители Гвинейской Республики, живущие за чертой бедности, вносят в казну налог на мир. При этом в стране военных действий нет, но ежегодно каждому гражданину приходится уплачивать налог в размере €17. Для сравнения, 1 кг кофе в этой стерне стоит 50 евроцентов.


Русские платили за мытье в домашней бане, за отращивание бороды и даже за отказ от рождения детей. И это далеко не все налоги, с которыми приходилось сталкиваться обычным гражданам.

1. Сбор с бани

Русская Венера

Русская Венера - Борис Кустодиев/Нижегородский государственный художественный музей

Бояре, согласно указу, должны были платить по три рубля в год, дворяне и купцы, которые получали доход с бань больше 50 рублей в год - по рублю в год. С остальных граждан, у кого при домах были бани, брали по 15 копеек в год. Это много - тогда только за рубль можно было купить порядка сотни кур.

Ломать или сжигать уже построенные бани тоже было затратно - закон за это требовал заплатить пени в размере 5 рублей. Сбор с бань продержался аж полвека, его отменили только в 1755 году.

2. Бородовые деньги


Небольшой медный жетон с изображением бороды и настоящая учетная книга бородачей - стандартные вещи при Царской России после 1705 года. Именно тогда Петр I ввел один из самых крупных налогов для тех, кто отказался сбривать бороды.

Ввести налог на бороды Петр I решил после своего путешествия в Европу - по его мнению, русские должны были быть максимально похожи на европейцев, а те бород в то время уже не носили.

Сбрить бороды и усы должны были все жители городов. Те, кто не хотел менять имидж, платили за волосы на лице. Налог для отдельных особо богатых купцов был выше остальных - аж 100 рублей в год. Служащие при дворе, а также купцы со средним достатком, чиновники и ремесленники с бородами платили 60 рублей за год. Меньше всего платили ямщики и извозчики - по 30 рублей в год.

Налог полагался и бородатым крестьянам - за въезд в город у них забирали 1 копейку. В деревнях они могли бороды не брить. Исключением были попы и дьяконы, на них указ не распространялся.

В городах также велся учет мужчин с бородой, заплативших налоги, - каждого записывали в отдельную книгу, и выдавали небольшой жетон в качестве опознавательного бородового знака.

Налог отменили лишь в 1772 при правлении Екатерины II, но и она сохранила запрет на ношение бород и усов для чиновников, военных и придворных.

3. Штраф за убийство

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года - Илья Репин/Государственная Третьяковская галерея

В Древней Руси с конца IX существовал денежный штраф за убийство, который назывался «вирой», сообщается в Толковом словаре Ефремовой.

Согласно тогдашнему своду законов, убийца простого свободного человека мог избежать кровной мести, заплатив штраф в пользу князя в размере 40 гривен, сказано в своде древнерусских законов «Русская Правда». Деньги это были немаленькие - на эту сумму можно было купить два десятка коров, пишет «Профиль». Убийство человека, служащего в княжеской администрации, стоило дороже - аж 80 гривен. Убийство жены, пойманной на измене, а также тяжелые увечья стоили дешевле, всего 20 гривен.

Если убийцу не могли найти, то штраф платила местная общинная организация, вервь, которая следила за преступностью на территории, где был найден труп убитого.

В Большой Советской энциклопедии сообщается, что такая традиция сохранялась и в XVI веке, но словарь Ефремовой утверждает, что виру прекратили применять куда раньше, в XIII веке.

4. Налог на зрелища


С 1918 года налогом облагалось любое зрелищное и увеселительное мероприятие, будь то театр, кинотеатр или цирк. Об этом гласит текст письма народного комиссариата Государственного призрения РСФСР - одного из министерств Временного правительства, появившегося во время революции 1917 года.

Налог взимался за каждый проданный билет - от 10 до 80 копеек, если билет был дороже 50 копеек, и 1/3 от стоимости билета, если билет стоил больше 10 рублей. В 20-е годы XX века на 80 копеек можно было купить 1 кг сахара, 1 кг вареной колбасы или 4 кг хлеба. Учитывая, что налог взимался за каждый билет, то в сумме организаторы платили немалые деньги.

На билеты, стоящие меньше 50 копеек, также накладывался «благотворительный сбор» в размере 5 копеек.

Деньги, полученные от налога, шли на помощь инвалидам, старикам, детям, сиротам и другим нуждающимся гражданам, сообщалось в письме.

Начиная с 1942 года, налог стали платить организаторы всех платных мероприятий, включая лекции, концерты, танцевальные вечера, спортивные состязания, скачки и т.д. Для каждого вида мероприятий Президиум Верховного Совета СССР установил свой процент с валовой выручки от продажи билетов - от 5 до 55%, за неуплату организаторам грозил штраф в размере 100 рублей. От налога освобождались лекции по марксистско-ленинскому воспитанию, кружки самодеятельности, а также мероприятия для военнослужащих, для детей до 16 лет (кроме киносеансов) и для инвалидов.

В 1948 году на 100 рублей можно было купить разве что две бутылки водки, однако уже в 1956 году на можно было позволить 3 кг красной икры или 4 бутылки водки, а в 1965 - путевку в лагерь на побережье Черного моря.

Указ о налоге отменили лишь в 1975 году, исключением стали кинотеатры - они продолжили платить 55% от валовой выручки от продажи билетов.

5. Налог на бездетность


Начиная с октября 1941 года, советскому человеку было выгоднее нести военную службу, выйти замуж за военного, получать среднее или высшее образование, быть пенсионером или вовсе быть признанным бездетным - все остальные, женатые и одинокие без детей должны были платить налог на бездетность, гласил Указ президиума Верховного Совета СССР.

Налог удерживал работодатель прямо из зарплаты рабочих и служащих. При зарплате меньше 150 рублей в месяц налог составлял пять рублей, при зарплате больше этой суммы - 5% от зарплаты. Колхозники и владельцы собственных крестьянских хозяйств платили налог в размере 100 рублей в год.

В 1944 году налог повысили до 6% от зарплаты, его платили мужчины от 20 до 50 лет и женщины от 20 и до 45 лет. Даже наличие детей не избавило от налогов - при наличии одного ребенка советские граждане платили 1% от месячного дохода, а при наличии двух 0,5 %.

После Великой Отечественной войны в деревнях почти не осталось мужчин, женщинам не за кого было выходить замуж и поэтому рождалось мало детей. Если же семья все-таки создавалась, но в ней не было детей, то колхозники должны были платить до 150 рублей в год, при рождении первого ребенка плата сокращалась до 50 рублей, после второго до 25, и только, начиная с появления третьего ребенка в семье, она не облагалась налогом. Также налог не применялся к тем, кто по состоянию здоровья не мог иметь детей, к гражданам, чьи дети умерли, числились погибшими или без вести пропали во время Великой Отечественной войны.

При усыновлении детей, налог за бездетность отменялся. В случае смерти ребенка обязанность выплачивать налог возвращалась. Если ребенок рождался в незарегистрированной семье, то от уплаты освобождалась только мать. В 1952 году налог для колхозников и малоимущих семей был отменен.

С 1975 по 1985 года в СССР на пять рублей можно было купить 25 батонов белого хлеба, 50 кг картошки, ну или как минимум 5 раз пообедать в столовой - с супом, горячим блюдом, салатом и компотом с булочкой.

Налог для остальных граждан отменили лишь в 1992 году после распада СССР.

За время действия налога население СССР выросло с 97 млн в 1946 году до 148 млн человек в 1992 году. Деньги, собранные с налогов, входили в союзный и республиканский бюджеты, их тратили на помощь многодетным матерям и строительство детских домов.

Российские общественные организации и представители РПЦ до сих пор предлагают вернуть налог на бездетность, однако в правительстве России такие идеи не поддерживают - по их словам, подобная мера уже давно не помогает росту демографии.

Налоги в Древней Руси

Люди никогда не любили платить налоги. Не любят и теперь. Однако, слушая причитания граждан о непосильном налоговом бремени, историки только философски улыбаются: не видели вы, граждане, лиха. Современный налоговый инспектор входит в нашу жизнь в виде тщедушного клерка, вооруженного авторучкой и калькулятором. Ему нужна лишь небольшая толика наших денег.

Средневековый «налоговый служащий» приходил в составе хорошо вооруженной группы лиц, очень похожих на бандитов с большой дороги. Вместо авторучки у средневекового мытника (так называли сборщика налогов) был добрый меч, а вместо офисного пиджачка – клёпанная кольчуга. И забрать он мог не тринадцать, и не двадцать пять процентов доходов. Он мог забрать все, что понравилось: одежду, скотину, жену, детей. А если в плохом настроении – то и жизнь.

Налоги выросли из даней, которые побежденные племена платили победителем. Собирали эти налоги во время так называемого «полюдья». Из летописи нам известно трагически закончившееся полюдье, в которое отправился князь Игорь Старый в 945 г. Тогда он решил увеличить «налоговое бремя» на покоренное племя древлян. Пожив у них определенный срок и, видимо, основательно обобрав, он поехал было домой, в Киев, но в какой-то момент его обуяла жадность, и он вернулся за добавкой.

Древляне, только что счастливо спровадившие князя, снова увидев его, удивились. И удивились совсем не по-доброму. Надо сказать, что не только налоговики Х века отличались крутостью нрава, налогоплательщики тоже были не чета нынешним. Они не выходили на одиночные пикеты и не писали истеричных постов в Фэйсбуке и Одноклассниках. Они просто привязали одну ногу князя Игоря к одному туго согнутому дереву, а другую ногу князя Игоря к другому туго согнутому дереву. После чего деревья были отпущены. Из одного цельного князя получилось две княжеские половинки.

Надо сказать, этот случай «уклонения от уплаты налогов» не прошел для них безнаказанно. Ответом было мероприятие, называемое в научной и учебной литературе «налоговой реформой княгини Ольги». Началась эта реформа, как часто бывает, с попытки убедить население, что реформа не ударит по ним слишком сильно. Объектом стали жители древлянского города Искоростня. Они были повинны в убийстве князя Игоря, поэтому опасались (как потом выяснилось, не зря), что Ольга так просто от них не отстанет. Но Ольга убедила, что хочет лишь «дань малу»: по три воробья и по три голубя со двора.

Древляне воодушевились: обычно дань брали медом и мехами, которые стоили недешево. А голуби и воробьи в те далёкие времена (впрочем, как и сейчас) были «бесплатным ресурсом». Они собрали нужное количество птичек и выдали княгине. Ольга приказала привязать к каждой трут, поджечь и отпустить. Птицы, повинуясь природному инстинкту, полетели туда, где были пойманы. На голубятни и чердаки Искоростня. Город заполыхал сразу с нескольких концов. Тушить было невозможно. Жители стали выбегать из-за городских стен. Там их встречали дружинники Ольги и методично истребляли. Тех, кто не был истреблен, обратили в рабство, а на прочих была наложена дань настоящая – тяжелая. Это был первый знаменательный шаг реформы, о которой летописец сообщил кратко:

«И устави по Мьстѣ погосты и дань, и по Лузѣ погосты и дань, и оброкы; и ловища ея суть по всей земли, и знамения и мѣста и погосты».

Это уж потом дворянство из боевого сословия превратилось в сословие тунеядское, но в средние века им приходилось несладко.

Налоги в Древней Руси

Те, кто не служил – платили. Назывались они «тяглыми» или «подлыми» людьми. В слове «подлый» изначально негативного смысла не было. Оно означало лишь, что человек подлежит налогообложению. Причем, платить налоги государству – это была в определенном смысле привилегия. Привилегия свободных людей. Зависимые люди платили не государству, а своим хозяевам.

Изначально, со времен древнейших князей, единицей налогообложения был «дым» или «двор». Это давало возможность малоимущим уменьшать налоговую нагрузку, не расселяясь по разным дворам, а жительствуя одной большой многопоколенной семьей. Прекратил эту практику Петр I Великий, который ввел подушную подать. Теперь единицей налогообложения была «душа», т.е. лицо мужского пола.

Раз в десять-пятнадцать лет проводилась ревизия: пересчитывали всех мужчин податных сословий Российской империи. И вплоть до следующей переписи человек был обязан выплачивать подать даже в том случае, если у него не было доходов. Более того, платить обязаны были даже мертвые. «Как же так, – спросит озадаченный читатель, – как же мертвый может платить?» «Очень просто», – ответит историк. Налог начислялся не индивидуально, а на крестьянскую общину. Если в селе было 159 мужчин, то налог высчитывался в целом на них на всех. И вплоть до следующей переписи не менялся.

Сначала он равнялся 74 копейкам, а к XIX веку вырос до двух рублей в год. Два рубля по тем деньгам – это было не очень много. На рубль можно было купить пару куриц или 2,5 кг. говядины. Но население было бедным. Мясо на столе большая часть видела только по праздникам. Поэтому и эти рубли были для крестьян чувствительной потерей. Подушную подать отменили в 1887 г. Тогда налоги начали платить уже и дворяне.

Наступала эпоха великих перемен. В начале ХХ века Россия погрузилась в хаос, который не смогли пережить ни русская монархия, ни дворянство, ни буква «ять». А налоги выжили. И неплохо чувствуют себя. Они, конечно, приняли к сегодняшнему дню более благообразный вид. Хотя нет-нет, а мелькнет в стеклах очков налогового инспектора отблеск пожара древнего Искоростня.

Автор: Вадим Викторович Долгов — российский историк и писатель. Доктор исторических наук, профессор.

Во все времена налоговая стратегия властей сводится к тому, чтобы собрать как можно больше денег. Учитывая постоянные финансовые трудности того или иного государства, чиновники вынуждены идти на всевозможные ухищрения, дабы пополнить стремительно пустеющую казну. Естественно у населения цель была совсем другая: заплатить как можно меньше, а лучше совсем ничего не платить.

Сейчас налоги нужно платить регулярно, но изначально они существовали в виде бессистемных платежей, которые взимались, исходя из нужд государства: крестовые походы, войны и так далее. Подданные несли повинности личного характера (барщина, рекрутский набор или участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. Самый ужасный «натуральный» налог в истории взимался в течение 21 года Ранджитом СИНГХОМ, завоевателем Пешавара (Пакистан), который состоял из сотни отрезанных человеческих голов в год.

Если в древности сборы существовали, чтобы вести войну (в мирное время в Римской империи и Афинах налогов не было), то в наше время руководители Гвинейской Республики ввели в стране налог на мир – каждый год без войны обходился гвинейцам в кругленькую сумму.

Первая в мире фиксированная ставка налога на доход составила 10 %. Об этом сказано в Пятикнижии Моисея: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу».

В настоящее время в мире распространено множество налогов и далеко не все из них логичны и обоснованы. Сегодня в своем стремлении собрать как можно больше денег с населения, налоговые органы не идут на столь радикальные меры, как Лициний, римский наместник в Древней Галлии, разделивший год на 14 месяцев, или «прибыльщики» Башкирии, которые во времена Петра I придумали налог на цвет глаз (за карие – шесть копеек, за серые – четыре). Однако, некоторые их налоговые инициативы вызывают недоумение.

Деньги не пахнут

Это утверждение приписывают римскому императору Веспасиану, который взимал с подданных плату за пользование туалетом. Его примеру последовали чиновники Венеции, которые с 1999 года установили налог на пользование общественными туалетами. Для тех, кто хочет сэкономить на этой естественной надобности предусмотрены абонементы сроком от года до трех лет. Если учесть, что Венецию ежегодно посещают десять миллионов гостей, то сумма в итоге получается внушительной. Этого венецианским чиновникам показалось мало, и они придумали налог на тень. Согласно предписанию владельцы магазинов, где есть навесы над витринами и козырьки над входом, вынуждены были платить налог на тень, падающую на коммунальную землю.

Больше всего развита фантазия у американских налоговиков. В США узаконено взимание налога с чаевых, полученных ресторанами, кафе и закусочными. Эта статья доходов в декларациях не указывается, поэтому их сбор решено проводить «на глазок». Хозяин ресторана или кафе получает разнарядку – сколько именно официанты должны заработать на чаевых, а он уже сам взыскивает необходимую сумму с сотрудников. Отличились также налоговые органы Сиэтла, взимающие налог на кофе-эспрессо, в Монтане налогом облагается передвижение на снегоходах, в Нью-Мексико – ловля форели, а в Массачусетсе молодожены вынуждены платить налог на заключение брака. Подобный налог со свадеб существовал и в петровской России. В СССР в 1941 году наоборот был введен налог, который платили одинокие и малосемейные граждане. Под него подпадали холостяки, начиная с 18 лет. Распространялся он и на женщин, причем с них его взимали уже через два месяца после бракосочетания. Абсурдность этого налога не помешала ему просуществовать до 90-х годов, более того в Государственной Думе новой России всерьез обсуждали возможность введение этого налога вновь с целью улучшения демографической ситуации в стране. С помощью налогов в китайском портовом городке Тяньцзинь пытаются бороться с гражданскими браками: сожительство без брачного свидетельства облагается налогом примерно в 120 долларов.

Машина не роскошь, а средство передвижения

Эта поговорка в некоторых странах звучит издевательски. Порой за более комфортное и безопасное средство передвижения приходится платить немалые деньги. Правительство Малайзии, например, защищая свой автопром, обложило трехсотпроцентным налогом импортные иномарки. За счет различных налоговых накруток продаваемые в Южной Корее импортные автомобили стоят в среднем на 75-80 % дороже, чем у производителей. В Шанхае власти объявили о скором введении налога на загрязнение воздуха, которым будут облагаться все автомобилисты города.

Налог на роскошь, который стремятся ввести в России, существует с древних времен: с византийцев, например, брали налог на размер построенного здания, а в Древнем Риме существовал налог на воздвижение статуй. В современной Армении существует налог на пыль, при этом его размер зависит от площади убираемой территории. Чистые дворы обходятся довольно дорого – три доллара за квадратный метр. «Мусорный» налог платят и австрийцы.

Собака – друг человека, или объект налогообложения?

Во многих странах мира любители собак обязаны платить налоги со своих любимцев. Ставка может быть единой, а может зависеть от породы собаки. В Пекине, например, с января 1995 года введены ограничения на численность собак в восьми центральных районах города, а налог, взимаемый с их владельцев, повышен до пяти тысяч юаней (600 долларов) при первичной регистрации. Кроме того, столичные любители четвероногих должны ежегодно платить сбор в размере двух тысяч юаней.

Власти специальной экономической зоны Шаньтоу (Китай) обложили владельцев собак непосильной данью. За регистрацию приглянувшегося пса в полиции следует раскошелиться на юаневый эквивалент в размере 1 200 долларов плюс еще по 400 в год за медицинскую проверку. И все это ради того, чтобы в городе стало меньше пострадавших от укусов собак людей. Расчет прост: суммы, намного превышающие годовой доход рядового собаковода-любителя, поставят его перед нелегким, но предопределенным выбором, а значит, и кусачих собак в городе станет меньше. Вот только беспризорных собак неизбежно станет больше. Хватит ли сил и средств у чиновников на то, чтобы отловить и устроить в приюты бездомных животных.

Шведские собаководы отдают предпочтение низкорослым породам, а в Норвегии любят непропорционально высоких питомцев, и все потому, что в Швеции платят «собачий» налог по росту животного, а в Норвегии – по длине.

Довольно много платят и японские любители четвероногих. С 1994 года правительство повысило налог: независимо от породы собаки хозяин теперь выкладывает ежегодно до 20 долларов.

Заплатил налоги – твори спокойно

В СССР существовала уголовная статья за тунеядство, поэтому художники, поэты, музыканты не могли заниматься просто творчеством, они должны были числиться в каких-то организациях, приносить пользу государству и естественно платить налоги. В Мексике нашли оригинальный способ взимать налоги с творческой интеллигенции: художники имеют право платить свои налоги в натуральной форме. Законодательство этой страны позволяет использовать для уплаты созданные налогоплательщиком скульптуры, живопись и другие произведения искусства. Стоимость каждого представленного в счет уплаты налога произведения оценивается специальной экспертной комиссией. Лучшие работы выставляются в музеях и галереях столицы Мексики.

Один из основных источников налоговых поступлений в Египте – исполнительницы танца живота. Они ежегодно платят в качестве подоходного налога около 264 миллионов долларов.

Налоги во спасение души

Современным налоговым системам некоторых стран известен так называемый «необязательный» налог, установленный не актами государственной власти, а религиозными нормами, обеспечиваемыми моральным авторитетом соответствующей конфессии. В мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит (например, Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан), религиозные налоговые нормы санкционированы государством и становятся общегосударственными. Такие платежи, как исламские налоги («закят», «закят альф фитр», «ушр»), взимаются в соответствии с Кораном и направляются на обеспечение мусульманских общин за рубежом, оказание помощи бедным, ведение религиозных войн и так далее. Например, «закят» – налог в пользу малоимущих мусульман, как бы «очищает» пользование богатством, с которого он уплачен. Однако такая практика не является общепринятой, так как, например, в Исландии церковные налоги распространены даже на атеистов, которые уплачивают их в один из стипендиальных фондов Исландского университета.

Остается надеяться, что в погоне за увеличением поступлений в казну государства чиновники больше не будут придумывать абсурдных налогов и сборов, а с нововведениями и изменениями в законодательстве вам всегда помогут разобраться специалисты Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт».

martin

Как из-за нелепых налогах в разные времена русский народ страдал

Заплатил налог – искупил совершенное преступление

Заплатил налог – искупил совершенное преступление

Во времена Древней Руси существовал налог, который назывался вира. По сути, это была покупка прощения грехов – согрешивший человек платил определенную сумму денег и считался искупившим свои преступления. Таким образом можно было откупиться от любого проступка. Размер налога зависел от статуса жертвы и тяжести преступления. Чем богаче и солиднее была пострадавшая сторона, тем больше причиталась плата.

Убийца человека свободного платил налог князю в размере 40 гривен, если убил кого-то из княжеского сословия - 80. За увечья или убийство изменницы-жены платили «полувирье» - 20 гривен.

Налоги, введенные Петром I

Налоги, введенные Петром I

Налог на бани - одна из загадок того времени. Петру I срочно требовались средства на ведения масштабных войн, потому и ввел этот кажущийся нелепым налог. Его суть заключалась в том, что каждый, кто мылся дома в бане, должен был платить в казну взнос. Размер налога зависел от статуса плательщика – царские служители и знатные купцы вносили по 3 рубля, дворяне, разночинцы, простые купцы - по одному рублю, крестьянский люд – по 15 копеек.

Еще одним оригинальным введением царя стали налоги на неработающий капитал. Считалось, что если деньги не в обороте и не приносят доход, то они лишают казну положенной прибыли. Значит, нарушители должны быть наказаны рублем.


Ну и самый известный в то время сбор – налог на бороды. Петр Великий стремился к европейским стандартам, в том числе и во внешности. Именно поэтому не нравились ему бороды русских мужчин. Считая, что от этого пережитка необходимо избавляться (а также пополнить казну), он ввел налог. Причем в своем имении ходить с бородой знатному мужчине было разрешено, а вот если он приезжал в город, то обязательно платил налог в размере 1 копейки.

Налог на цвет глаз

Налог на цвет глаз

В XVIII веке для жителей Башкирии ввели налог на цвет глаз. Он стал неким заградительным барьером для русских крепостных, которые бежали на окраины страны. Коренные жители, отличающиеся темными волосами и карими глазами, платили самую низкую ставку - 2 алтына. Тем же, кому не посчастливилось родиться с иным цветом глаз, приходилось платить аж 10-13 алтынов. Интересно, что максимальные размеры этого налога были установлены для альбиносов. Долго такой налог не просуществовал, сами же башкиры первыми взбунтовались против него, и выплаты пришлось упразднить.

Полоскание белья и коромысло под запретом

Полоскание белья и коромысло под запретом

В начале XX века на территории Алтайского края был введен налог, запрещающий полоскать белье в проруби. За зимний период людям нужно было платить по 20 копеек. Видимо такими мерами руководство края пыталось бороться с загрязнением окружающей среды.

Еще один интересный сбор, введенный в крае – плата за ношение воды с помощью коромысла. Каждый раз идя по воду, человек обязан был внести 2 копейки.

Симбирский налог на велосипеды

Симбирский налог на велосипеды

Весной 1910 года в Симбирске был веден налог на использование велосипедов. Чтобы получить право ездить по городу, нужно было в казну заплатить 50 копеек. Тогда граждан получал бумажное разрешение и памятку о безопасной езде. Еще одним обязательным условием было повесить на тело номерной знак. В то время велосипедистам не разрешалось ездить по территории парков, садов, пешеходным дорожкам. Было запрещено и передвижение группами.

Николай II и налог на кино

Николай II и налог на кино

Первый полнометражный русский фильм вышел в 1911 году и назывался он «Осада Севастополя». Практически сразу после его презентации Николай II ввел в стране налог на кино.

Нет детей – плати налоги

Нет детей – плати налоги

Налог на бездетность, на холостяков – сбор имел разные названия в народе, но суть его была одна. Он был введен в 1941 году, мужчины в возрасте 20-50 лет и замужние женщины от 20 до 45 лет, не имеющие детей, обязывались платить 6% от своих доходов государству.

Но здесь действовал ряд льгот. Налог не платили те, кто не мог иметь детей из-за проблем со здоровьем, а также люди с минимальными доходами. Этот сбор отменен для тех, кто усыновлял ребенка или чьи дети погибли на войне. Было такое понятие как отсрочка - ее получали молодожены в течение одного года после регистрации брака.

Нелепые проекты налогов в современной России

Нелепые проекты налогов в современной России

Современные власти порой не отстают от своих предшественников, предлагая ввести довольно странные налоги. Так, например, с целью борьбы с тараканами, крысами и мышами в 2000 году в Кемерово был введен налог, который составлял 5 копеек за квадратный метр с каждого жителя города. Собранные деньги были переданы в организацию, которая занималась борьбой с вредителями.

В 2003 году была предпринята попытка обложить налогами телевизоры. Согласно законопроекту те, у кого было более трех телевизоров в квартире, должны были платить 3% от МРОТ. Брать деньги предполагалось не только с обычных граждан, но и с организаций, где могло быть много телевизоров, например гостиниц.

Свердловская область отличилась законопроектом налога на землю, на которой находятся кладбища. В Курганской области к бизнесменам приравняли священников и хотели установить налог на совершение всех церковных таинств, однако проект вызвал возмущение общественности.

Среди «гениальных» идей законотворцев также можно найти налоги на воздух и воду, так как они являются природными ресурсами государства. На рассмотрение в Госдуму в последние годы попадали налог на пикники, на интернет и идея возродить советский налог на бездетность.

Читайте также: