Замена уплаты налога части налога в денежном выражении

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В п. 1 ст. 45.1 НК РФ с 01.01.2020 Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ внесены изменения.
Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.
Каким образом физическое лицо может осуществить единый налоговый платеж?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Единый налоговый платеж (ЕНП) - это новый (начал работать с 01.01.2019) способ исполнения налоговых обязательств для физических лиц, использование которого позволяет:
- максимально упростить процедуру уплаты имущественных налогов и с 01.01.2020 НДФЛ (в отношении тех сумм налога, которые не смог удержать налоговый агент, и уплачиваемых на основании полученного от налогового органа налогового уведомления);
- сократить время, затрачиваемое на оформление платежных документов;
- минимизировать возможные ошибки, связанные с перечислением средств (неверное указание реквизитов, КБК, ошибки в суммах и т.п.).

Обоснование позиции:
Сразу отметим, что новый способ не исключает прежнего порядка исполнения налоговых обязательств, т.е. по факту получения налогового уведомления из налоговой инспекции отдельными платежами, а лишь упрощает его.
Единый налоговый платеж - это денежные средства, которые гражданин добровольно перечисляет в бюджетную систему Российской Федерации с помощью одного платежного поручения без детализации. Эта сумма зачисляется (можно авансом, не дожидаясь уведомления из инспекции) на соответствующий счет Федерального казначейства для уплаты следующих налогов:
- налога на имущество физических лиц;
- транспортного налога;
- земельного налога;
- НДФЛ (с 01.01.2020). Смотрите Вопрос: Что такое единый налоговый платеж и можно ли им оплачивать НДФЛ? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", октябрь 2019 г.)
- недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, процентам, подлежащим уплате в соответствии со ст. 64 НК РФ (п. 1 ст. 45.1 НК РФ; смотрите письмо УФНС России по Новгородской области от 06.08.2018 N 9-18/08970, письмо Минфина России от 15.04.2019 N 03-05-06-01/26594).
Вносить деньги на рассматриваемый счет может как сам налогоплательщик (физическое лицо), так и иное лицо (родители, супруг (супруга), работодатель и т.п.) (п. 2 ст. 45.1 НК РФ). Способы пополнения счета различны, перевести деньги можно (п. 4 ст. 58 НК РФ):
- через банк;
- через Почту России;
- через МФЦ;
- через кассу местной Администрации;
- через сервис "Личный кабинет налогоплательщика" (на главной странице кабинета в центре есть кнопка "Вы можете пополнить авансовый кошелек", нажав на которую можно перейти непосредственно к переводу денег).
Порядку уплаты ЕНП посвящена ст. 45.1 НК РФ, и если говорить в общем, то сводится он к следующему:
1. Физическое лицо перечисляет на специальный счет Федерального казначейства (ФК) указанными выше способами некую денежную сумму. Причем платеж может быть внесен в любое время единовременно или несколькими платежами в течение года, например, каждый месяц по 1000 рублей. Никаких ограничений по перечисляемой сумме не существует. Сумму платежа каждое лицо определяет самостоятельно, исходя из своих налоговых обязательств и финансового положения. Сроки уплаты каждый налогоплательщик определяет также сам, то есть перечислить деньги можно в любой момент, не дожидаясь уведомления от инспекции.
При определении общего размера ЕНП рекомендуем до получения налогового уведомления исходить из суммы налогов, уплаченных за прошлый налоговый период.
То есть, по сути, здесь применяется принцип электронного кошелька - на специальном счете аккумулируются денежные средства, предназначенные для уплаты имущественных налогов (п. 1 ст. 45.1 НК РФ). Хотя понятие "кошелек" в НК РФ и не упоминается, ФНС пользуется именно таким термином. В "Личном кабинете налогоплательщика" даже создан специальный функционал - "Кошелек".
2. Не позднее 30 дней до наступления срока уплаты соответствующих налогов от ИФНС (имущественные налоги - до 1 декабря) приходит налоговое уведомление о суммах имущественных налогов, причитающихся к уплате (п. 2 ст. 52 НК РФ).
На главной странице "Личного кабинета налогоплательщика" отображается информация о сумме ЕНП с возможностью "оплатить сейчас".
Напоминаем, что налогоплательщикам, получившим доступ к сервису "Личный кабинет налогоплательщика", налоговое уведомление в бумажном виде по почте не направляется, а приходит в электронной форме непосредственно в личный кабинет (п. 1 ст. 11.2 НК РФ).
Данные из налогового уведомления следует сравнить с остатком средств, находящихся в "кошельке". Если денег из "кошелька" на уплату налогов не хватает, то нужно довнести туда необходимую сумму или уплатить недостающую часть средств отдельным платежом в счет уплаты того или иного налога.
3. В момент наступления срока уплаты налогов накопленные в "кошельке" деньги налоговая инспекция автоматически спишет в счет уплаты конкретных налогов, а также в счет уплаты недоимки, пеней по ним, в счет уплаты процентов за отсрочку или рассрочку, если таковые имеются (п. 4 ст. 45.1 НК РФ).
Списание будет осуществляться последовательно начиная с меньшей суммы. Причем сначала будут списаны суммы недоимки, затем пени, затем проценты за отсрочку или рассрочку и лишь потом суммы в счет уплаты текущих платежей по имущественным налогам (п. 5 ст. 45.1 НК РФ).
4. На счете "кошелька" может образоваться некий остаток. То есть деньги, уплаченные сверх положенных сумм налоговых платежей, которые налоговая инспекция не зачла в счет предстоящих платежей по уплате налогов, недоимки, пеней или процентов. Эти средства можно:
- оставить в "кошельке" для уплаты налогов в следующих периодах;
- попросить ФНС их вернуть (п. 7 ст. 45.1 НК РФ).
Как было сказано выше, перевести средства в "кошелек" путем осуществления ЕНП имеют возможность не только сами налогоплательщики, но и любые иные лица. А вот требовать возврата этих средств может только сам налогоплательщик (п. 2 ст. 45.1 НК РФ).
Для того чтобы вернуть средства из "кошелька", необходимо написать заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.12.2018 N ММВ-7-8/804@, которое подается в ИФНС по месту жительства (месту пребывания) любым удобным способом: по почте или лично. Кроме того, возможность подачи такого заявления реализована через сервис "Личный кабинет налогоплательщика".
Отметим, что заявление может быть передано в ИФНС в любое время, на любую дату. Если, к примеру, в январе гражданин перевел в "кошелек" некую сумму, а в апреле посчитал необходимым эту сумму вернуть, он имеет полное право претендовать на возврат своих средств. Однако частичный возврат средств, имеющихся в кошельке, невозможен, то есть вернуть часть средств, а другую часть оставить для дальнейшей уплаты налогов, нельзя.
Полученное заявление налоговый орган должен рассмотреть в течение десяти рабочих дней со дня его получения и сообщить о принятом решении налогоплательщику (в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения).
При этом возврат причитающейся физическому лицу суммы налоговый орган обязан осуществить в течение одного месяца со дня получения заявления (п. 7 ст. 45.1 НК РФ). Смотрите также Вопрос: В каком порядке осуществляется возврат денежных средств, уплаченных в качестве единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- видеоролик, размещенный на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8280800/ ), разъясняющий механизм перечисления ЕНП;
- Новый способ уплаты имущественных налогов физлиц - единый налоговый платеж (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.);
- Энциклопедия решений. Единый налоговый платеж;
- Энциклопедия решений. Личный кабинет налогоплательщика - физического лица и индивидуального предпринимателя;
- Добровольная уплата имущественных налогов гражданами и иные новшества администрирования. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.18 N 232-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования" (Л. Вронская, журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 9, сентябрь 2018 г.);
- Вопрос: В какие сроки налоговый орган произведет зачет суммы единого налогового платежа в счет уплаты имущественных налогов, выставленных налогоплательщику к уплате? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.)
- Вопрос: На какую дату налоговым органом будет принято решение о проведении зачета единого налогового платежа в счет погашения имеющейся у налогоплательщика задолженности? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.)
- Вопрос: В течение какого срока после уплаты единого налогового платежа налоговый орган произведет зачет суммы в счет погашения имеющейся у налогоплательщика задолженности? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.)
- Вопрос: По реквизитам какого налогового органа можно осуществить уплату единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.)
- Вопрос: Что такое "единый налоговый платеж"? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)
- Вопрос: Кто может уплатить единый налоговый платеж? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)
- Вопрос: Каким образом будет исполнена обязанность по уплате налогов за счет единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)
- Вопрос: В каком порядке осуществляется зачет единого налогового платежа в счет уплаты имущественных налогов физических лиц? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)
- Вопрос: Какая ответственность предусмотрена для налоговых органов в случае нарушения срока возврата единого налогового платежа? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

26 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Определение величины и уплата налога на прибыль — важнейшая задача компаний, работающих на общей налоговой системе. Порядок и примеры того, как организациям рассчитывать налог на прибыль и какие расходы при этом учитывать, рассмотрим далее.

Общие правила для ИП и организаций по расчету налога на прибыль

Прежде всего, чтобы посчитать налог на прибыль, нужно знать размер налоговой базы. Статья 274 НК РФ определяет налоговую базу как прибыль налогоплательщика в денежном выражении и предлагает следующую формулу для расчета:

Налоговая база = Реализационные и внереализационные доходы — Расходы, связанные с реализационным и внереализационным доходом — Убытки отчетных (налоговых) периодов прошлых лет

Не все полученные и потраченные суммы можно признать доходами и расходами. Есть поступления, которые вообще не учитываются в целях расчета налога на прибыль (ст. 251 НК РФ). Аналогично с расходами — некоторые вообще не принимаются для целей налогообложения (ст. 270 НК РФ), а некоторые принимаются только в пределах норм. В любом случае все расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены документы и произведены для дальнейшего получения дохода.

Определяется налогооблагаемая база нарастающим итогом за налоговый период. При этом, по п. 8 ст. 274 НК РФ, база может равняться нулю, если расходы превышают доходы в отчетном (налоговом) периоде.

Отчетные периоды по налогу на прибыль — 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год (п. 2 ст. 285 НК РФ). Это касается организаций, которые уплачивают только ежеквартальные платежи или ежеквартальные и ежемесячные платежи внутри квартала.

Для налогоплательщиков, которые рассчитывают авансовые платежи исходя из фактической прибыли, отчетность предусмотрена ежемесячно нарастающим итогом — за январь, январь-февраль, январь-март и так далее до конца года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
Налоговый период приравнивается к календарному году, по итогам которого организации рассчитывают налог на прибыль. В течение года они платят авансовые платежи одним из трех способов:

  • ежеквартально, по формуле:

  • ежемесячно по прибыли предыдущего квартала и ежеквартально, по формуле:

Ежемесячный авансовый платеж к уплате = Квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам прошлого квартала / 3

Квартальный авансовый платеж к уплате = Прибыль за отчетный период нарастающим итогом × Ставка налога — Сумма ежемесячных авансовых платежей к уплате в соответствующем квартале

  • ежемесячно по фактической прибыли, по формуле:

Налог по итогам года к доплате рассчитывается по формуле:
Сумма налога по итогам года = Налоговая база × Процентная ставка — Авансовые платежи

Если организация платит ежеквартальные и ежемесячные платежи, то отнимает авансовый платеж за 9 месяцев и ежемесячные платежи 4 квартала. Если она платит только ежеквартальные платежи — отнимает авансовый платеж за 9 месяцев. Если платит ежемесячно по фактической прибыли — вычитает только авансовый платеж за 11 месяцев.

По ст. 284 НК РФ налог установлен в размере 20 %, из которых компании в 2021 году должны перечислить в федеральный бюджет 3 %, в региональный — 17 %. Для некоторых экономических субъектов, например для участников инвестиционных проектов, установлен более низкий региональный платеж.

В упрощенном виде пример расчета налога на прибыль организациями, которые платят только ежеквартальные платежи, выглядит так:

Пример

По окончании первого квартала 2021 года компания получила следующие данные:

  • реализационные доходы — 2 млн руб.;
  • внереализационные доходы — 0,2 млн руб.;
  • расходы, связанные с реализационным доходом — 1,15 млн руб.;
  • расходы, связанные с внереализационным доходом — 0,23 млн руб.

Налогооблагаемая база составит 0,82 млн руб. (2 млн руб. + 0,2 млн руб. – 1,15 млн руб. – 0,23 млн руб.).

Сумма квартального налога равна 0,164 млн руб. (0,82 млн руб. × 20 %).

Авансовый платеж платится в срок до 28-го числа месяца, идущего за отчетным месяцем или кварталом, а налог по окончании налогового периода — до 28 марта следующего года (п. 1 ст. 287 НК РФ). Аналогичные сроки действуют для сдачи налоговых деклараций.

Главная особенность организации учета расчетов по налогу на прибыль заключается в определении доходов и расходов, которые компания может включить в налоговую базу.

Расходы организации на оплату труда в расчетах налога на прибыль

Расходы на оплату труда составляют первую из четырех групп расходов, которые НК РФ позволяет учитывать в расчетах по налогу на прибыль. К таким расходам, согласно ст. 255, относятся:

  • зарплата по принятой в компании системе оплаты труда;
  • стимулирующие и поощрительные выплаты;
  • компенсации, связанные с условиями труда;
  • стоимость коммунальных услуг, питания, форменной одежды и обуви;
  • другие предусмотренные НК РФ выплаты.

Отметим, что перечисленные выше расходы учитываются при определении налога на прибыль, только если они отражены в трудовом или коллективном договоре. Вознаграждения, не предусмотренные договорами и не касающиеся напрямую трудовой деятельности, принять в расход нельзя (п. 21 ст. 270 НК РФ). Выплаты работникам учитываются как в денежной, так и в натуральной форме.

Отчитайтесь по налогу на прибыль легко и быстро

Контур.Экстерн поможет заполнить декларацию и выполнить расчеты. Перед отправкой в налоговую документ пройдет проверку на ошибки, а после — Контур.Экстерн автоматически сформирует для вас платежку на оплату.

Кроме того, по ст. 252 НК РФ, затраты налогоплательщиков на оплату труда должны быть экономически обоснованы и подтверждены документами.

Отдельные расходы, относящиеся к оплате труда, нормированы и учитываются при налогообложении частично. Так, например, расходы на уплату взносов по ДМС вместе с расходами на оказание работникам медицинских услуг не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.

Порядок признания затрат на оплату труда также имеет особенности. Если компания применяет кассовый метод, то учитывает указанные расходы в налоговой базе по факту выплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). При применении метода начисления прямые расходы на оплату труда учитываются по мере реализации продукции, в стоимость которой они вошли, а косвенные — в периоде начисления (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Рассмотрим на примере, как организации рассчитать налог на прибыль с учетом информации о расходах на оплату труда.

Пример

Предположим, реализационный доход компании в первом квартале 2021 года составил 950 тыс. руб., внереализационный доход — 20 тыс. руб.

Расходы компании на оплату труда за указанный период включают:

  • заработная плата по трудовым договорам — 125 тыс. руб.;
  • компенсации, связанные с условиями труда — 25 тыс. руб.;
  • платежи на накопительную часть пенсии и по долгосрочному страхованию жизни сотрудников — 37 тыс. руб.;
  • доплаты за госнаграды, полученные вне трудовой деятельности сотрудников и не предусмотренные трудовыми договорами, — 21 тыс. руб.

Прочие реализационные расходы составили 290 тыс. руб., внереализационные расходы — 24 тыс. руб.

Определим налоговую базу.

Общая сумма расходов на оплату труда — 150 тыс. руб. (125 тыс. руб. + 25 тыс. руб.). Взносы на накопительную часть пенсии и по страхованию жизни работодатель имеет право учесть в сумме 18 тыс. руб. (150 тыс. руб. × 12 %). Доплаты за госнаграды нельзя учесть, потому что они не связаны с профессиональными достижениями сотрудников.

Налоговая база равна 488 тыс. руб. (950 тыс. руб. + 20 тыс. руб. – (290 тыс. руб. – 150 тыс. руб. – 18 тыс. руб. – 24 тыс. руб.)).

Рассчитаем сумму налога на прибыль.

Величина налога за отчетный период составит 20 % от 488 тыс. руб., или 97,6 тыс. руб.

Материальные расходы организации в расчетах налога на прибыль

Другую группу расходов, учитываемых в расчетах по налогу на прибыль, составляют материальные расходы. Эта группа, согласно ст. 254 НК РФ, включает затраты на приобретение:

  • материалов и сырья, которые предназначены для производственных нужд;
  • материалов, которые расходуются на упаковку продукции и прочие хознужды;
  • инвентаря, инструментов, спецодежды, приспособлений и другого имущества, которое не амортизируется;
  • комплектующих и полуфабрикатов для последующей обработки;
  • энергии, воды и топлива в технологических целях;
  • работ и услуг сторонних организаций и ИП;
  • обслуживания и эксплуатации ОС и имущества природоохранного назначения.

Приведенный перечень открытый, так как материальные — это любые расходы, которые касаются производственного процесса.

Также для целей налогообложения учитываются расходы:

  • на рекультивацию земель и другие мероприятия природоохранного характера;
  • в виде понесенных потерь от порчи и недостачи МПЗ в пределах действующих норм;
  • в виде технологических потерь в ходе производства и транспортировки;
  • на горно-подготовительные работы в процессе добычи полезных ископаемых.

Учет материалов, приобретаемых организацией, ведется по фактической стоимости, которая получается из стоимости материалов, расходов на их транспортировку, вознаграждений посредникам, пошлин, сборов и других подобных затрат.

Признание материальных расходов происходит в порядке, который зависит от применяемого в компании метода налогового учета. Если используется кассовый метод, расходы учитываются по факту оплаты, а сырье и материалы — по мере списания в производство. Если используется метод начисления и расходы относятся к косвенным — их учет осуществляется в периоде, к которому эти расходы относятся.

Кроме того, материальные расходы могут относиться к прямым, тогда материалы списываются в расход в процессе реализации продукции, в стоимости которой они учтены. Это касается в основном затрат на сырье и материалы, которые использовали в производстве.

Отпуск материалов и сырья в производство происходит одним из трех способов, установленных НК РФ:

  • по стоимости единицы запасов;
  • по средней стоимости;
  • по ФИФО (оценка по стоимости первых по времени приобретения).

Выбранный способ компания должна зафиксировать в своей учетной налоговой политике.

Состав материальных расходов организации влияет на порядок проведения расчетов по налогу на прибыль. Например, компания учитывает потери МПЗ в границах естественной убыли. Однако нужно учитывать, что это распространяется только на материальные ценности, для которых действуют нормы. Если для МПЗ нормы не утверждены, учесть их в расходах по налогу на прибыль нельзя (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Зачет налога, уплаченного за границей, в расчетах по налогу на прибыль

Налоги, уплаченные в иностранном государстве, российская компания может зачесть при уплате налога на прибыль, если выполняются условия, перечисленные в ст. 311 НК РФ:

  • в налоговую базу включаются полученные за границей доходы с учетом расходов, которые были произведены как в иностранном государстве, так и в России;
  • компания фактически перечислила налог за границей по международному соглашению во избежание двойного налогообложения, если такое соглашение заключено. При нарушении подобного соглашения компания не вправе зачесть уплаченный налог и должна обратиться в соответствующий орган зарубежного государства, чтобы возвратить сумму налога;
  • представлены подтверждающие уплату налога документы — копия договора с иностранным контрагентом, копия платежного поручения, SWIFT-сообщения и письма зарубежных налоговых органов. Перечисленный перечень не закрыт, можно использовать и другие подтверждающие бумаги, но только переведенные с иностранного языка на русский.

При этом организации вправе зачесть налог в сумме, не превышающей величину налога, который подлежит уплате на территории России. Если налог, уплаченный за границей, меньше налога, рассчитанного по российскому законодательству, он засчитывается полностью. Правда, формулы, по которой организации рассчитывают предел зачета по налогу на прибыль, НК РФ не устанавливает.

Налог можно зачесть только в том отчетном (налоговом) периоде, в котором полученные за пределами РФ доходы были учтены в целях уплаты налога на прибыль в РФ(письмо Минфина РФ от 30.08.2019 N 03-03-06/1/67060). Возможность зачесть налог за компанией сохраняется в течение трех лет (Письмо ФНС России от 24.09.2019 N СД-4-3/19469@).

Дивиденды и налог на прибыль для налогового агента

Порядок, по которому организации рассчитывают налог на прибыль с дивидендов, зависит от следующих обстоятельств:

  1. За что платятся дивиденды — вклады в уставный капитал компании или акции российской компании.
  2. Кому платятся дивиденды — иностранная или российская компания.
  3. Получение налоговым агентом дивидендов от других компаний ранее.
  4. Кто налоговый агент.

Процентные ставки по дивидендам для определения налога на прибыль указаны в п. 3 ст. 284 НК РФ:

  • 0 % и 13 % — при выплате российским компаниям;
  • 15 % — платежи только иностранным компаниям (иная ставка может устанавливаться международным соглашением), а также в случае, если налоговым агентом выступает депозитарий.

Если дивиденды получает российская компания, то используется ставка 13 %. Здесь налоговому агенту важно учесть, получал ли он в текущем или в прошлых периодах дивиденды от других компаний. Если не получал, то, согласно п. 5 ст. 275 НК РФ, применяется формула:

Налог к удержанию с дивидендов = Начисленные российской компании дивиденды × 13 %

В случае когда полученные дивиденды учитывались в расчетах налога с начисленных российским компаниям дивидендов, той же статьей предусмотрена другая формула:

Налог к удержанию с дивидендов = Отношение начисленных российской компании дивидендов к общей сумме подлежащих распределению дивидендов × Разница между дивидендами к распределению и полученными дивидендами × 13 %

Отметим, что в расчетах налога с дивидендов российским компаниям не учитываются дивиденды иностранным компаниям, дивиденды нерезидентам России и полученные налоговым агентом дивиденды, облагаемые нулевой процентной ставкой (п. 5 ст. 275, пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

Нулевая процентная ставка применяется, когда компания на момент решения о выплате дивидендов минимум 365 дней на праве собственности владеет не менее 50 % уставного капитала налогового агента или депозитарными расписками, дающими право получить по меньшей мере 50 % от выплачиваемых компанией дивидендов. При этом подтверждающие это право документы должны подаваться в налоговую службу и налоговому агенту (п. 3 ст. 284 НК РФ).

Если дивиденды получает иностранная компания, то используется ставка 15 %. Формулу для расчета налога на прибыль в данном случае смотрите в п. 6 ст. 275 НК РФ:

Налог к удержанию с дивидендов = Начисленные иностранной компании дивиденды × 15 %

Обратите внимание, что по международным соглашениям могут действовать более низкие процентные ставки. Чтобы не допустить ошибок, организациям следует проводить аудит расчетов налога на прибыль на предмет правильности отражения операций с дивидендами в бухгалтерском и налоговом учете.

Условия изменения срока уплаты налога и сбора регулируются налоговым кодексом РФ.

Понятие изменения срока уплаты налога и сбора

Положения статьи 61 НК РФ закрепляют порядок изменения сроков, правила оформления заявления и сроки, в которые налоги и сборы могут быть изменены.

Изменения срока – это перенос даты платежа налогов и сборов на более поздний период. Потребность в данной операции возникает при невозможности достоверно исчислить и уплатить налог вовремя.

При несвоевременной оплате налогов, налоговые органы начисляют штрафы и пени налогоплательщикам, поэтому в интересах фирмы начать процедуру изменения сроков еще до возникновения просрочек по основным налогам.

Законодательство позволяет изменить сроки уплаты одного налога или целого налогового перечня.

Законодательство субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что региональные налоги должны зачисляться в бюджеты отдельных субъектов России.

Сроки уплаты налогов в этом случае могут быть изменены только на основании определенного решения налогового органа конкретно по месту нахождения организации-налогоплательщика. Это осуществимо, если налоги подлежат к уплате в региональные бюджеты Российской Федерации, а также в местные бюджеты.

Такое зачисление в обязательном порядке регулируется финансовыми органами муниципалитетов.

Стоит отметить, что нормы статьи 61 НК РФ не регламентируют порядок изменения сроков налоговых агентов. Для этой категории налогоплательщиков законодательство предусмотрело отдельную главу.

Изменение срока уплаты налога и сбора

Срок может быть изменен по оплате всей суммы налога либо какой-то его части.

Операции по изменению сроков исполнения налоговых обязательств влекут за собой начисление процентов (штрафов и пени) на суммы долга. Изменение сроков оплаты госпошлины по налоговому законодательству регулируется особенностями главы 25.3 НК РФ.

Корректировка сроков оплаты не может отменить существующие обязательства и не может создать новых налоговых обязанностей по уплате.

При этом решение об реорганизации сроков могут принимать только органы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с главой 9 НК РФ. К таким органам относятся:

  • органы, уполномоченные осуществлять контроль по налогам и сборам;
  • региональные органы муниципалитета по месту нахождения лица-налогоплательщика;
  • уполномоченные органы в области таможенного дела.

Таким образом, контроль за изменением сроков по уплате осуществляют уполномоченные органы по отдельным налогам.

Налогоплательщики, изменяющие сроки, должны обеспечить доказательства того, что в будущем оплата состоится.

Согласно НК РФ обеспечением может быть залоговое имущество, поручительство третьих лиц или гарантия банка-партнера.

Не все налогоплательщики могут надеяться на разрешение изменить сроки. Так, если на организацию возбуждено уголовное, административное дело, или компания недобросовестно пользовалась правом отсрочки платежа, то и изменение сроков становится невозможным.

Формы изменения налога и сбора

Налоговое законодательство предусматривает, что изменение сроков налогов и сборов может осуществляться в форме отсрочки, рассрочки и кредита-инвестиции.

Отсрочка и рассрочка – изменение сроков уплаты налогов только при наличии налоговых оснований. Сроки не превышают одного календарного года и подразумевают поэтапное или единовременное внесение налоговых платежей. Если рассрочка требуется на федеральные налоги, то срок может быть увеличен до 3 лет.

Налогоплательщик вправе рассчитывать на рассрочку или отсрочку в следующих случаях:

  • если организации причинен ущерб в результате стихийных бедствий или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • несвоевременное получение организацией бюджетных ассигнований либо уменьшение объемов государственного финансирования для некоммерческих компаний;
  • угроза возникновения банкротства;
  • сезонная работа налогоплательщица;
  • если существуют основания по изменению сроков оплаты налога на товары, которые пересекают таможенные границы.

Таким образом, различным категориям налогоплательщиков могут быть предоставлены разнообразные формы изменения сроков уплаты платежа. При этом рассрочка подразумевает разбивку платежа на несколько сумм. Отсрочка предполагает оплату всей суммы, но через некоторое время.

Заявление на изменение срока уплаты налога и сбора

Изменения сроков уплаты осуществляется по заявлению налогоплательщика.

Заявление подается по унифицированной форме.

Бланк предоставляется в налоговой или на сайте для налогоплательщиков.

Уполномоченный орган принимает решение об уплате и предлагает налогоплательщику возможные условия.

Порядок изменения срока уплаты налога и сбора

Операция изменения сроков определена в статьях 61-65 НК РФ. Изменение срока конкретного налога определяется спецификой налогового режима, установленного в организации. Рассрочка может действовать и не только на сумму налога, но также на сумму пеней и штрафов, начисленных за неисполнение обязательств.

Отдельные положения изменения сроков устанавливаются органами власти федерального значения – исполнительными органами, уполномоченными по надзору за уплатой налогов.

Таким образом, изменение сроков уплаты необходимо для налогоплательщиков, оказавшихся в трудной ситуации. Стоит помнить, что изменяется только срок имеющегося налога – новые обязательства не исчезают и не возникают.

Статья 63 НК РФ закрепляет перечень органов, ответственных за порядок изменения сроков, а общий порядок регулирования изменения сроков закреплен в статье 61 НК РФ.

Все налоговые льготы имеют одну общую цель — сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Реже преследуется другая цель — отсрочка или рассрочка платежа, что в конечном счете (учитывая, что отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях) косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств налогоплательщика.

Однако по механизму своего действия налоговые льготы имеют существенные различия.

В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога — предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы направлена льгота, они могут быть разделены на три группы:

• освобождения (схема 1-16).

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), т.е. не подлежит налогообложению.

Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций предусматривает значительное число изъятий. Например, не подлежит налогообложению прибыль от производства продуктов детского питания, от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и др.

Изъятия предусмотрены и Законом о подоходном налоге с физических лиц. Так, с целью придания конкурентоспособности государственным займам выигрыши и суммы, полученные в их погашение, не включаются в состав совокупного облагаемого дохода, т.е. не облагаются налогом.

В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.

Косвенные налоги также используют этот вид льгот.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» от налогообложения освобождаются, например, операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации, и др.

Изъятия могут быть постоянными или предоставляться на ограниченный срок.

Например, Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций предусматривает освобождение от налогообложения прибыли, полученной от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет (п. 6 ст. 6).

Изъятия могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельной их категории.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» налог не взимается со стоимости жилых домов и транспортных средств, переходящих в порядке наследования инвалидам 1 и II групп.

Скидки — это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.

В отношении налогов на прибыль и доходы скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством: перечисления в благотворительные фонды, учреждениям образования, здравоохранения, культуры, затраты на природоохранные мероприятия и т.п.

В зависимости от влияния на результаты налогообложения скидки могут быть подразделены на лимитированные (размер скидок ограничен прямо или косвенно) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика).

Как и изъятия, в зависимости от отсутствия или наличия ограничений по субъектам льготы этой группы могут быть общими, которыми пользуются плательщики независимо от субъективных признаков, и специальными, использование которых позволено лишь определенным категориям субъектов.

Под освобождениями понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. Окладная сумма (валовой налог) — это результат умножения количества единиц налогообложения, входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. В налогах, размер которых определяется путем раскладки между налогоплательщиками общей суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), окладная сумма существует как заранее определенная величина.

Освобождения — это прямое сокращение налогового обязательства налогоплательщика. Выгода здесь предоставляется непосредственно в отличие от выгод, предоставляемых изъятиями и скидками, которые сокращают окладную сумму косвенно. Освобождения более чем другие виды льгот способны учитывать имущественное положение налогоплательщика.

Если от льгот первых двух видов ббльшую выгоду получает плательщик, доходы которого облагаются по высокой ставке, то одинаковое в количественном выражении освобождение сохраняет ббльшую долю дохода плательщику с низкими доходами.

Например, один налогоплательщик имеет годовой доход 50 тыс. руб., а другой — 100 тыс. руб. Обоим предоставлено право на скидки в размере 5 тыс. руб. Если при прогрессивном налогообложении указанные доходы попадают в разные налоговые разряды, то льгота более результативна для второго налогоплательщика. Так, если доходы до 50 тыс. руб. облагаются по ставке 10%, а сверх этой суммы — по ставке 20%, то первый налогоплательщик заплатил бы без учета льготы 5 тыс. руб. (50 тЫс. руб. х 10%), а второй — 15 тыс. руб. (50 тыс. руб. х 10% 50 тыс. руб. х 20%). Если плательщики применят льготу, то первый заплатит налог в размере 4,5 тыс. руб. [(50 тыс. руб. - - 5 тыс. руб.) х 10%], а второй — 14 тыс. руб. [50 тыс. руб. х 10% (50 тыс. руб. - - 5 тыс. руб.) х 20%]. Нетрудно заметить, что одинаковая в количественном отношении льгота экономит первому плательщику 0.5 тыс. руб., а второму — 1 тыс.руб.

Если в таком же размере плательщикам будет предоставлено освобождение от уплаты налога, то у первого плательщика налогового обязательства вообще не возникнет (50 тыс. руб. х 10% - 5 тыс. руб. = 0 руб.), а второй должен будет заплатить 10 тыс. руб. [(50 тыс. руб. х 10% 50 тыс. руб. х 20%) - - 5 тыс. руб. = 10 тыс. руб.]. В этом случае первый плательщик экономит 10% своих доходов, а второй—только 5%.

Освобождения от уплаты налога можно разделить на виды по формам предоставления льготы.

Снижение ставки налога. Например, согласно Закону о налоге на прибыль предприятий и организаций ставка налога понижается на 50% для предприятий, в штате которых 50% и более составляют пенсионеры и инвалиды.

Сокращение окладной суммы (валового налога). Окладная сумма может быть сокращена частично или полностью, на определенное время или бессрочно.

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период получило название налоговых каникул.

Освобождение от уплаты налога не следует путать со сложением недоимки, т.е. списанием безнадежных долгов по налогам и сборам, которое проводится в исключительных ситуациях экономического, социального или юридического характера, вызвавших невозможность взыскания налога (ст. 59 части первой НК РФ).

Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы ст. 61—64,68 части первой НК РФ.

Налоговый кредит. Налоговый кредит, так же как и отсрочка или рассрочка уплаты налога,— форма изменения срока уплаты налога. Различия состоят в том, что максимальный срок отсрочки или рассрочки в соответствии с НК РФ составляет шесть месяцев, а кредит может предоставляться на срок до одного года. Различия есть и в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. Однако если необходимость получения льгот вызвана причинением лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы либо задержкой бюджетного финансирования, оплаты государственного заказа, то проценты не начисляются.

Основания, условия и порядок предоставления налогового кредита установлены в ст. 65,68 части первой НК РФ.

Инвестиционный налоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям, инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, создание новых технологий, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов, права уменьшать свои налоговые выплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов.

Если максимальный срок налогового кредита составляет один год, то инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В договоре об инвестиционном налоговом кредите определяется вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон.

Целевой налоговый кредит. Целевой налоговый кредит — это замена уплаты налога (части налога) в денежном выражении натуральным исполнением. Вместо внесения в бюджет денежной суммы налогоплательщик в счет уплаты налога поставляет в пользу бюджетных организаций или учреждений свою продукцию, оказывает им услуги, проводит работы.

Предоставление такой льготы предусматривалось Законом РФ от 20 декабря 1991 г. № 2071-1 «Об инвестиционном налоговом кредите» (ст. 11—14). Согласно Закону льгота предоставлялась налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в случае выполнения им особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

Если плательщик желал получить такую льготу, он заключал налоговое соглашение с местной администрацией. Это соглашение впоследствии подлежало утверждению местным органом власти при рассмотрении соответствующего бюджета.

В случае нарушения предприятием налогового соглашения вся сумма, причитавшаяся к уплате в бюджет при отсутствии такого соглашения, а также 25% этой суммы в виде штрафа взыскивались с него в соответствующий местный бюджет. Решение об этом принималось администрацией, заключившей соглашение. Решение могло быть обжаловано предприятием в судебном порядке.

Такое натуральное налогообложение свойственно кризисным этапам экономического развития, сопровождаемым снижением платежеспособности, увеличением взаимной задолженности участников рынка и государства и др.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что налоги можно уплачивать только в денежной форме — наличной или безналичной (ст. 58 части первой НК РФ). Возможность предоставления целевого налогового кредита Кодексом не предусмотрена.

Возврат ранее уплаченного налога (части налога). Эта разновидность освобождения имеет также название налоговой амнистии (термин «налоговая амнистия» применяется и в связи с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций).

Примером налоговой амнистии является льгота, предусмотренная подл. «а» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»: при вывозе с территории Российской Федерации товаров, приобретенных с уплатой налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается предприятиям-экспортерам.

Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов). Сумма налога на прибыль, уплаченная российским предприятием за рубежом в соответствии с законодательством других стран, засчитывается при уплате налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в Российской Федерации по прибыли, полученной за границей.

Иногда в счет уплаты одного налога может засчитываться другой.

2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

  • субъект налогообложения;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • льготы по налогу;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

  • юридические лица;
  • физические лица;
  • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

  • прибыль;
  • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
  • совокупный доход физических лиц;
  • транспортные средства;
  • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

  • пропорциональными;
  • прогрессивными;
  • регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

  • необлагаемый минимум;
  • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
  • снижение налоговых ставок;
  • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Читайте также: