Налог оппозиция предпринимательство правовая система духовный мир

Опубликовано: 18.09.2024

Выбранный для просмотра документ Вариант 4.docx

Ответами к заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответст вии с приведёнными в бланке образцами.

Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

Налог; оппозиция; предпринимательство; правовая система; духовный мир.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

К глобальным проблемам человечества относят

1) противоречия между социальными группами

2) сохранение мира на Земле

3) стихийные бедствия

Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Способности человека развиваются в процессе деятельности.

Б. В процессе деятельности происходит самореализация личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Осенью маленькая Нина пойдёт в детский сад. Детские сады включены в структуру

1) общего образования

2) начального общего образования

3) дополнительного образования

4) профессионального образования

Верны ли следующие суждения об особенностях религии?

А. Религия основывается на рациональном доказательстве своих идей и принципов.

Б. Религия наряду с моралью и правом является социальным регулятором.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Дмитрий Петрович - клиент on-line банка. В чём состоит удобство использования on-line банка?

Какие правила безопасности при совершении операций следует соблюдать клиенту on-line банка?

Укажите одно любое правило.

Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие « производительность труда » ?

1) качество произведённой продукции

2) время, затраченное на производство товара

3) работа специалиста определённой квалификации

4) количество продукции, произведённое за единицу времени

Участники ток-шоу обсудили проблему регулирования рыночных отношений. Полное государственное регулирование рынка труда в условиях рыночной экономики

1) недопустимо, так как нарушает свободу производителя и другие основы рыночной экономики

2) заключается в создании благоприятных условий для занятости населения

3) заключается в установлении фиксированной заработной платы всем работникам

4) заключается в установлении цен на услуги труда

Верны ли следующие суждения о функциях денег?

А. Функция денег как меры стоимости проявляется в покупке товара в кредит.

Б. Функция накопления проявляется в использовании электронных денег при покупке товара.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В какой из перечисленных ситуаций приводится пример социальной санкции?

1) В связи с приближающейся итоговой аттестацией классный руководитель организовала родительское собрание.

2) Часть своих занятий члены биологического кружка проводят в зоопарке.

3) Повреждённые в результате неправильного хранения товары были списаны и изъяты из продажи.

4) Бабушка похвалила внука за то, что он разобрал книги и тетради на своём столе.

Верны ли следующие суждения об этнических общностях?

А. К этническим общностям относят племя, народность, нацию.

Б. Принадлежность к этнической общности определяется государством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В стране Z и в стране Y был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: « Какую характеристику качества жизни Вы считаете наиболее важной?

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.

По форме государственно-территориального устройства государство может быть

1) правовым или тоталитарным

2) демократическим или авторитарным

3) монархическим или республиканским

4) унитарным или федеративным

Верны ли следующие суждения о политической власти в демократическом обществе?

А. Политическая власть в демократическом обществе регулирует все общественные отношения.

Б. Политическая власть в демократическом обществе не может использовать принуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установите соответствие между полномочиями и органами государственной власти Российской Федерации, которые их осуществляют: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1) Правительство РФ

2) Государственная Дума РФ

3) Конституционный Суд РФ

__ принятие федеральных законов

__ разработка государственного бюджета

__ разрешение споров о компетенции между высшими органами государственной власти

__ управление федеральной собственностью

__ осуществление мер по обеспечению обороны страны

В Российской Федерации уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления

Николай учится в 5 классе. Какое действие отражает его дееспособность?

1) самостоятельное распоряжение алиментами, которые выплачивает отец на его содержание

2) покупка спортивной формы

3) оплата проезда в метро

4) открытие счёта в коммерческом банке

Верны ли следующие суждения о функциях прокурора?

А. Прокурор представляет сторону обвинения в суде.

Б. Прокурор принимает решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Познавательная деятельность направлена на получение знаний.

Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства научного знания с другими видами (формами) знаний, а далее - порядковые номера черт различия.

1) Черты сходства

2) Черты различия

1. обязательная проверка

2. теоретический характер

3. отражение мира

4. одним из критериев правильности является практика

Заполните пропуск в таблице

Концепция молодёжной политики РФ определяет понятие «молодёжь» так: «Молодёжь (молодые граждане) — лица в возрасте от 14 до 30 лет». Молодёжь как социально-возрастная группа, по мнению российских экспертов, обладает рядом особенностей, которые позволяют её идентифицировать от других. Во-первых, в силу объективных причин, молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров, недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений.

Во-вторых, молодёжи присуще неполное включение в существующие социально- экономические отношения, хотя она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником политических, экономических, культурных и иных инициатив.

В-третьих, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда совпадают с целями, задачами и интересами всего общества.

В-четвёртых, молодёжь выполняет особые социальные функции в обществе. Именно она наследует достигнутый уровень развития общества и государства, обеспечивая тем самым преемственность истории и поколений, формирует в себе прообраз будущего общества и выполняет функцию социального воспроизводства, является основой новой постиндустриальной экономики, развития её высокотехнологичных отраслей, а также науки и культуры, составляет основную часть кадрового состава силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

На современном этапе молодёжь рассматривается как «капитал нации» и субъект производства и важнейший фактор формирования экономического, научного, инновационного потенциала и социального развития общества в настоящем и в будущем.

(По Е.Л, Авербух )

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Какую оценку, по мнению автора текста, можно дать роли молодёжи в социальном развития общества в настоящем и в будущем? Как оценивает автор роль молодёжи в социальной мобильности? Какому возрасту соответствует понятие « молодёжь »?

Как автор оценивает степень включённости молодёжи в существующие социально- экономические отношения? Приведите примеры двух целей, характерных для представителей социальной группы «молодёжь», которые Вы считаете наиболее важными. В каждом случае поясните, в чём заключается важность цели.

Автор полагает, что именно молодёжь обеспечивает преемственность поколений и социальное развитие общества. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) данное суждение.

  • 17-04-2020, 16:05
  • ОГЭ по обществознанию / Варианты ОГЭ по обществознанию
  • pushkin
  • 21 759
  • 0

Решать тест ОГЭ по обществознанию 2020. Открытый вариант 2 от ФИПИ

Задание 1.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

Затраты, выручка, страта, театр, нация.

Задание 2.
Татьяна работает продавцом в магазине. Она вежливый и ответственный человек. В свободное время она изучает иностранный язык и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Татьяну, прежде всего, как

1) товарища
2) индивида
3) личность
4) работника

Задание 3.
Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Природные условия определяют хозяйство и быт людей.
Б. Воздействие общества на природную среду противоречиво.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Задание 4.
Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На каком уровне образования находится Виталий?

1) основное общее образование
2) среднее общее образование
3) начальное общее образование
4) среднее профессиональное образование

Задание 5.
Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.
Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Задание 6.
Ученику 9 класса Мураду пришло СМС-сообщение от неизвестного абонента: «Мурад, номер вашего мобильного участвовал в розыгрыше
призов. Подробности получения выигрыша можно узнать, позвонив по платному номеру телефона +7 (***)*******».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Мурада?
Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Задание 7.
Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) анализ изменения показателей биржевой активности
2) объяснение причин роста инфляции
3) выявление закономерностей формирования спроса
4) оказание населению парикмахерских услуг

Задание 8.
Предприятие выпекает торты. Что из приведённого ниже отражает производительность труда на предприятии?

1) 15 работников выпекают за сутки 1500 тортов
2) предприятие выпускает 35 наименований тортов
3) на предприятии работают 10 кондитеров высшей квалификации
4) торты ежедневно поставляются в 40 магазинов

Задание 9.
Верны ли следующие суждения о деньгах?

А. При хранении денег на счёте в банке происходит изъятие их из общего денежного оборота страны.
Б. При покупке товаров деньги выступают как средство накопления.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Задание 10.
Совокупность конкретных действий, которые выполняет человек, занимающий определённое положение в данном обществе, называют

1) социализацией
2) социальной ролью
3) социальной мобильностью
4) гражданскими обязанностями

Задание 11.
Верны ли следующие суждения о социальных группах?

А. Каждый индивид может входить в несколько социальных групп.
Б. В больших социальных группах возможны личные контакты между всеми членами.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Задание 13.
Государство Z разделено на уезды по территориальному признаку. Главы уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных конституций. Какова форма государственно-территориального устройства страны Z?

1) федеративное государство
2) республика
3) монархия
4) унитарное государство

Задание 14.
Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. В правовом государстве право выше власти.
Б. В правовом государстве суд стоит выше других ветвей власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Задание 15.
Установите соответствие между примерами и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Задание 16.
Гражданин Н., управляя автомобилем, был остановлен сотрудником ГИБДД за превышение скорости. Нормы какого права определяют ответственность гражданина Н. в данной ситуации?

1) уголовного
2) административного
3) гражданского
4) трудового

Задание 17.
Супруги решили расторгнуть брак. При каком условии этот вопрос может быть решён только в суде?
1) У супругов есть общие несовершеннолетние дети.
2) Супруги прожили вместе более трёх лет.
3) Супруги ведут совместный бизнес.
4) Супруги заключали брачный договор.

Задание 18.
Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?

А. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ.
Б. Президент РФ возглавляет Совет Федерации.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Задание 19.
Ученик прочитал в учебнике о формах (областях) духовной культуры. Сравните две формы (области) духовной культуры: религию и науку.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) основывается на вере в сверхъестественные силы
2) формирует картину мира
3) влияет на мировоззрение человека
4) подвергает результаты познания критическому анализу

Право на жизнь, право на защиту чести и достоинства, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность личной жизни и др.

В первом приближении культуру можно определить так: культура – это всё то, что не природа. Всё, что сделано руками человека. Культура – тот искусственный мир, который человек создаёт вокруг, чтобы поддержать себя в своем искусственном, т.е. человеческом, состоянии. Есть две точки зрения на происхождение понятия и смысл слова «культура». Одни возводят его к латинскому по корню глаголу «культивировать» – обрабатывать почву. Первым проявлением культурной деятельности человека была, по их мнению, обработка земли. Согласно второй точке зрения, культура производна от понятия «культ» – от совокупности религиозных, ритуальных действий, с помощью которых человек призывал высшие силы, «общался» с ними.

Культура давно стала для человека второй природой: всё, что он видит в мире, он видит через культуру. Древние видели в небе Большую Медведицу, а мы – ковшик с ручкой, потому что у нас другая культура. Но и для древних, и для нас звёздное небо – продукт культуры. Оно осмыслено, упорядочено, звёзды названы, туманности очерчены, короче говоря, вся история человеческой культуры вошла в картину звёздного неба. Всё, что мы видим вокруг себя, есть продукт деятельности предшествующих поколений.

Мир, как справедливо замечал в своё время К. Маркс, есть продукт промышленности и торговли, это – «сделанный» мир. Всё, что мы представляем собой – наши мысли, чувства, наше воображение – есть продукт культурного воспитания.

(По материалам энциклопедии для школьников)


Задание 21.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание 22.
Как понятие «культура» связано с обработкой земли? Что включает в себя понятие «культ»? Почему культура стала для человека второй природой? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)

Задание 23.
Используя факты общественной жизни и личный опыт, подтвердите тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что человека окружает «сделанный мир».

Задание 24.
В тексте человеческое состояние названо искусственным. Согласны ли Вы с этим утверждением? Используя обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) своего мнения.

1. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества? Выпишите соответствующие понятия.

Налог, оппозиция, предпринимательство, правовая система, духовный мир.



Патриотизм можно определить у человека по следующим качествам: Он имеет нормальную
семью, почитает своих предков, растит и воспитывает в луч­ших традициях своих потомков,
содержит в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и
постоянно улучшает свой быт, образ жизни и культуру поведения, работает во
благо своего Отечества, участвует в общественных мероприятиях или организациях
патриотиче­ской ориентации. готовый на жертвы и
совершающий подвиги во имя своей родины.
Нравственные критерии:
1- преданный своему народу
2- любовь к Отечеству,
преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам
3- готовый на жертвы и
совершающий подвиги во имя своей родины


1. Становление многопартийности формирование общественных движений Казахстана

1.1 Общественно-политические партии и движения Казахстана в период с 1990 года

1.1.1 Партии в предвыборной борьбе

1.1.2 Краткие сведения о партиях и движениях, их национальная платформа

1.1.3 Деятельность партий и движений после выборов

1.2 Общественно - политических партии в Казахстане с 1990 года по наше время

1.3 Программа Республиканского общественного объединения "Демократическая партия "Әділет"

1.4 Положение в стране и основные приоритеты Демократической партии "Әділет"

2. Общественно-политические партии Казахстана начиная с 2000 года рассматриваемые на примере демократическая партии "Әділет" Народно-демократическая партия "Нур-Отан"

2.1 Демократической партии "Әділет"

2.1.1 История создания Демократической партии "Әділет"

2.1.2 Лидерская позиция партии НДП "Hyp Отан"НДП

2.2 Народно-демократическая партия "Нур-Отан"

2.2.1 История создания и деятельность партииНародно-демократическая партия "Нур-Отан"



Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального «Я».

Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая личность. Глав­ными временными точками формирования личности является: осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом за­вершается начальная социализация и формирование личности.

Становление социального «Я» возможно только как про­цесс усвоения мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норм и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. По­этому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в сети взаимных отношений.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной государственный экзамен для 9 класса по обществознанию вариант 30 с ответами, создан на основе типовых вариантов экзаменационных заданий под редакцией А.Ю.Лазебниковой, Т.В. Коваль. Содержит все задания аналогичные демо версии по обществознанию. Также содержатся ответы на все задания с указанием количества баллов за каждое задание.

Просмотр содержимого документа
«Вариант 4»

Ответами к заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (слово­сочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответст вии с приведёнными в бланке образцами.

Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

Налог; оппозиция; предпринимательство; правовая система; духовный мир.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

К глобальным проблемам человечества относят

1) противоречия между социальными группами

2) сохранение мира на Земле

3) стихийные бедствия

Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Способности человека развиваются в процессе деятельности.

Б. В процессе деятельности происходит самореализация личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Осенью маленькая Нина пойдёт в детский сад. Детские сады включены в структуру

1) общего образования

2) начального общего образования

3) дополнительного образования

4) профессионального образования

Верны ли следующие суждения об особенностях религии?

А. Религия основывается на рациональном доказательстве своих идей и принципов.

Б. Религия наряду с моралью и правом является социальным регулятором.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Дмитрий Петрович - клиент on-line банка. В чём состоит удобство использования on-line банка?

Какие правила безопасности при совершении операций следует соблюдать клиенту on-line банка?

Укажите одно любое правило.

Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие « производительность труда» ?

1) качество произведённой продукции

2) время, затраченное на производство товара

3) работа специалиста определённой квалификации

4) количество продукции, произведённое за единицу времени

Участники ток-шоу обсудили проблему регулирования рыночных отношений. Полное государственное регулирование рынка труда в условиях рыночной экономики

1) недопустимо, так как нарушает свободу производителя и другие основы рыночной экономики

2) заключается в создании благоприятных условий для занятости населения

3) заключается в установлении фиксированной заработной платы всем работникам

4) заключается в установлении цен на услуги труда

Верны ли следующие суждения о функциях денег?

А. Функция денег как меры стоимости проявляется в покупке товара в кредит.

Б. Функция накопления проявляется в использовании электронных денег при покупке товара.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В какой из перечисленных ситуаций приводится пример социальной санкции?

1) В связи с приближающейся итоговой аттестацией классный руководитель организовала родительское собрание.

2) Часть своих занятий члены биологического кружка проводят в зоопарке.

3) Повреждённые в результате неправильного хранения товары были списаны и изъяты из продажи.

4) Бабушка похвалила внука за то, что он разобрал книги и тетради на своём столе.

Верны ли следующие суждения об этнических общностях?

А. К этническим общностям относят племя, народность, нацию.

Б. Принадлежность к этнической общности определяется государством.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В стране Z и в стране Y был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какую характеристику качества жизни Вы считаете наиболее важной?

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.


По форме государственно-территориального устройства государство может быть

1) правовым или тоталитарным

2) демократическим или авторитарным

3) монархическим или республиканским

4) унитарным или федеративным

Верны ли следующие суждения о политической власти в демократическом обществе?

А. Политическая власть в демократическом обществе регулирует все общественные отношения.

Б. Политическая власть в демократическом обществе не может использовать принуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установите соответствие между полномочиями и органами государственной власти Российской Федерации, которые их осуществляют: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

1) Правительство РФ

2) Государственная Дума РФ

3) Конституционный Суд РФ

__ принятие федеральных законов

__ разработка государственного бюджета

__ разрешение споров о компетенции между высшими органами государственной власти

__ управление федеральной собственностью

__ осуществление мер по обеспечению обороны страны

В Российской Федерации уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение об акте терроризма подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления

Николай учится в 5 классе. Какое действие отражает его дееспособность?

1) самостоятельное распоряжение алиментами, которые выплачивает отец на его содержание

2) покупка спортивной формы

3) оплата проезда в метро

4) открытие счёта в коммерческом банке

Верны ли следующие суждения о функциях прокурора?

А. Прокурор представляет сторону обвинения в суде.

Б. Прокурор принимает решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Познавательная деятельность направлена на получение знаний.

Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства научного знания с другими видами (формами) знаний, а далее - порядковые номера черт различия.

1) Черты сходства

2) Черты различия

1. обязательная проверка

2. теоретический характер

3. отражение мира

4. одним из критериев правильности является практика

Заполните пропуск в таблице




Концепция молодёжной политики РФ определяет понятие «молодёжь» так: «Моло­дёжь (молодые граждане) — лица в возрасте от 14 до 30 лет». Молодёжь как социально-­возрастная группа, по мнению российских экспертов, обладает рядом особенностей, которые позволяют её идентифицировать от других. Во-первых, в силу объективных причин, моло­дёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров, недос­таток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений.

Во-вторых, молодёжи присуще неполное включение в существующие социально- экономические отношения, хотя она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобиль­ность и является источником политических, экономических, культурных и иных инициатив.

В-третьих, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интере­сы, которые не всегда совпадают с целями, задачами и интересами всего общества.

В-четвёртых, молодёжь выполняет особые социальные функции в обществе. Именно она наследует достигнутый уровень развития общества и государства, обеспечивая тем самым преемственность истории и поколений, формирует в себе прообраз будущего общества и выполняет функцию социального воспроизводства, является основой новой постиндустриальной экономи­ки, развития её высокотехнологичных отраслей, а также науки и культуры, составляет основ­ную часть кадрового состава силовых ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

На современном этапе молодёжь рассматривается как «капитал нации» и субъект произ­водства и важнейший фактор формирования экономического, научного, инновационного по­тенциала и социального развития общества в настоящем и в будущем.

(По Е.Л, Авербух )

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Какую оценку, по мнению автора текста, можно дать роли молодёжи в социальном развития общества в настоящем и в будущем? Как оценивает автор роль молодёжи в социальной мобильности? Какому возрасту соответствует понятие «молодёжь»?

Как автор оценивает степень включённости молодёжи в существующие социально- экономические отношения? Приведите примеры двух целей, характерных для представи­телей социальной группы «молодёжь», которые Вы считаете наиболее важными. В каж­дом случае поясните, в чём заключается важность цели.

Автор полагает, что именно молодёжь обеспечивает преемственность поколений и социальное развитие общества. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) данное суждение.

Часть 1.

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?

Страта; предпринимательство; монархия; банк; закон

Из-за утечек ежегодно в моря и океаны попадает большое количество нефти. Она растекается на поверхности воды в виде плёнки, губительной для всего живого. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?

Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Одна из причин конфликтов между людьми — отсутствие умения слушать другого человека.

Б. Разрешить межличностный конфликт можно путём переговоров и нахождению компромисса интересов сторон.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Девятиклассник общеобразовательной школы Николай участвует в общероссийских олимпиадах по математике. Кроме этого он занимается бальными танцами. На каком уровне образования находится Николай?

1) дополнительное образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) среднее профессиональное образование

Верны ли следующие суждения о роли воспитания и образования?

А. Воспитание и образование обеспечивают передачу и усвоение человеком опыта и знаний предыдущих поколений.

Б. Воспитание и образование способствуют формированию социально значимых качеств личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Гражданина Р. уволили с работы, сейчас Р. находится в трудном финансовом положении. Р. всегда хотел открыть собственную пекарню.

Куда может обратиться гражданин Р., оказавшийся в трудном материальном положении и что он может предпринять для развития бизнеса?

Какие опасности могут ему угрожать?

К признакам рыночной экономики относят

1) решение основных вопросов экономики

2) централизованное распределение ресурсов

3) многообразие форм собственности

4) централизованное установление цен

Ферма построила теплицы на арендованном участке земли, где на протяжении всего года выращивает пшеницу и ярмень. Продукция фермы поставляется в крупные региональные магазины города. К труду как производственному ресурсу относится(-ятся)

1) участок земли

2) работники фирмы

3) теплицы и комбайны

4) произведенная продукция

Верны ли следующие суждения о соотношении спроса и предложения в рыночной системе экономики?

А. Когда растет спрос на товары и услуги, растет и их предложение.

Б. С ростом предложения на товары и услуги обязательно вырастет и спрос на них.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по конфессиональному признаку?

1) преподаватели физики

2) владельцы акций

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы призваны придавать общественной жизни стабильность и предсказуемость.

Б. К социальным нормам относится право и мораль.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В ходе социологического опроса 25-летних и 50-летних граждан страны Z им задавали вопрос: «Где Вы обычно покупаете продукты питания?». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Вариант 2

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

В программе политической партии записано: «Партия считает главным принципом своей идеологии обеспечение соблюдения прав и свобод трудящихся и ликвидация всех форм социального неравенства». Какой идеологии придерживается данная партия?

Верны ли следующие суждения о политических партиях в демократическом обществе?

А. Политические партии в демократическом обществе разрабатывают программы развития общества и пропагандируют их.

Б. Политические партии в демократическом обществе определяют размер налогов и сборов, разрабатывают законы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Установите соответствие между признаками и формами государственно-территориального устройства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) местные органы управления контролируются только центральным правительством

Б) объединены субъекты, обладающие относительной политической самостоятельностью

В) парламент образуют две палаты

Г) автономия административно-территориальных образований существует в рамках местного самоуправления

Д) административно-территориальные образования имеют свои конституции

ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

1) унитарное государство

2) федеративное государство

Нормативный правовой акт

1) обеспечивается силой общественного мнения

2) фиксирует сложившиеся правила поведения

3) принимается компетентным государственным органом

4) всегда отражает существующие обычаи и традиции

Родители двухлетней девочки в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС её рождение. Какое право ребёнка было нарушено?

1) быть защищённым от насилия

2) знать своих родителей

3) получить имя и фамилию

4) жить и воспитываться в семье

Верны ли следующие суждения о судебной власти в РФ?

А. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Б. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Учитель, раскрывая сущность правоспособности и дееспособности, сравнил правовой статус несовершеннолетнего и совершеннолетнего работников.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) возможность привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время

2) требование соблюдения трудовой дисциплины

3) обязательное заключение трудового договора

4) продолжительность отпуска – 31 календарный день

Заполните пропуск в таблице.

РелигияСовокупность духовных представлений, основанных на вере в существование сверхъестественных сил, а также определяемое ими поведение.
. Форма (область) культуры, направленная на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Юридические нормы – «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли – наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т.д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом – систему права данной страны. Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву – гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

И всё же главная особенность каждой отрасли – наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом – через дозволения, запрещения, обязывания – осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) Структура системы права (ИЛИ Из чего складывается система права)

2) Отрасль права и её признаки

3) Особый юридический режим — главная особенность каждой отрасли

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Какое определение отрасли права дано в тексте?С какой целью правовые нормы объединяются в кодексы? Какие два примера кодексов приведены в тексте?

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Определение: отрасль права — это это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

2) Правовые нормы объединяются в кодексы, потому что у каждой из отраслей есть «свой предмет», т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений. Кодексы позволяют регулировать определенные вид общественных отношений.

3) Примеры кодексов из текста: Уголовный кодекс, Гражданский кодекс

Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? Приведите два примера действиях этих методов регулирования.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) методы, названные автором

— согласно трудовому законодательству, гражданин, котором исполнилось 14 лет, имеет право работать официально по трудовому договору с согласия родителей, попечителей или опекунов (дозволение) — согласно уголовному кодексу, запрещено необоснованно отказывать в приеме на работу или необоснованно увольнять женщину по мотивам ее беременности (запрещение)

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Автор пишет, что « отрасли и составляют право в целом – систему права данной страны». Используя текст и обществоведческие знания, объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».

Нормы права, которые регулируют однородные общественные отношения, объединяются в отрасли права, каждая отрасль права имеет своё законодательство (законодательные акты или кодексы)

Читайте также: