Закрепленные налоговые источники займы

Опубликовано: 16.05.2024

Принимая во внимание порядок зачисления средств, принято разделять регулирующие и закрепленные доходы бюджета.

Особенности доходов

Закрепленная форма доходности имеет полностью либо твердо фиксированную процентную долю (основываясь на законодательстве) и поступают в определенную смету регулярно или долгосрочно.

Что понимается под регулирующими доходами бюджетов? Это доходность, направленная в актив для достижения баланса между затратами и поступлениями. Имеет форму процентных отчислений от налогообложения и выплат по нормам, установленным при подтверждении сметы на дальнейший финансовый период. Нормы заверяются конкретными органами власти.

Основываясь на источниках доходности, инвестбюджетное законодательство делит их на собственные и заемные. В собственные доходы региона входят:

  • Закрепленные нормативами за сметами всех уровней источники, включая отчисления по активу регулирующих источников доходности;
  • Побочные доходы, которые собственноручно утверждаются правительством субъектов и местного самоуправления.

Заемные деньги в доходах активов применяются, если имеющихся средств не хватает на погашение расходов, выходящих за рамки минимальной сметы, или в ситуациях временных проблем экономического характера. Среди источников подобных денег выделяют:

  • Ссуды процентного и беспроцентного типа, выделенные из прочих активов;
  • Производство местных или государственных кредитов;
  • Финансовое кредитование.

Основываясь на инвестиционном кодексе страны, доходность федерального актива составляется из личного налогообложения (на 84 процента), кроме налогообложения, переданного в форме регулирующего дохода бюджетам прочего уровня, входящих в общую финансовую систему России.

Налоговые доходы

Что касается налоговой доходности, из нее в бюджет страны целиком поступают налоги на прибыль компании, НДС, акцизы на спиртное из любого сырья (кроме пищевого), табачные и авто-мото акцизы, а также государственные пошлины.

В число неналоговой доходности входят:

  • Поступления от федерального имущества;
  • Сборы за лицензирование видов деятельности, связанных с изготовлением и оборотом спиртных напитков и другой подобной продукции;
  • Таможенных сборов и пошлин;
  • Отчисления от патентов;
  • Выплаты за использование федеральных водных объектов;
  • Прибыль ЦБ России, которая остается после налогообложения и уплаты прочих обязательных платежей, согласно действующему законодательству;
  • Доходность от внешнеэкономических операций;
  • Выплаты от приватизации и из целевых бюджетных фондов.

Важнейшее направление государственной политики в сфере налоговой реформы – развитие стабильной системы налогообложения, которая гарантирует общность, непротиворечивость и устойчивость, что обязано отражаться в действующем законодательстве. Принятие документа должно избавить страну от негативных моментов налогового законодательства, гарантировать рост производственной сферы и закрепить гарантии налогоплательщиков любого типа.

Доходность регуляционного и собственного вида

К регулирующим доходам местного бюджета относятся поступающие в смету субъекта страны или муниципального субъекта отчисления, направленные на балансировку затрат и прибыли. Имеет форму процентных отчислений от них, основываясь на подтверждении от вышестоящей власти. Также учитываются нормативы, которые устанавливаются при создании сметы на следующий финансовый период.

При этом возможны долговременные нормативы, как минимум, на 36 месяцев. Утверждением данных нормативов занимается вышестоящее правительство.

Вместе с процентными начислениями от средств различной доходности для регулирования актива, используется и другая технология – прямая денежная подпитка из сметы прочего уровня, имеющая форму неизменных денежных сумм на безвозмездной основе. Сегодня она предполагает форму дотаций, субсидирования, субвенции, организации фондов денежной поддержки субъектов федерального и муниципального уровня. Помимо этого, применяются сметные ссуды и кредитование.

В число регулирующих доходов входят кредитные деньги и собственная прибыль, основываясь на праве собственности. Финансовая поддержка не относится к личной прибыли конкретного актива или внебюджетного актива страны.

В число собственной доходности относят:

  • Налогообложение, установленное на конкретную смету или федеральный актив внебюджетного фонда, основываясь на действующих законах;
  • Неналоговая доходность, учтенная БКРФ;
  • Безвозмездные отчисления различных лиц, международных предприятий и правительств других стран, а также начисления по общим выплатам.

Впрочем, на законодательном уровне было отождествлено собственное получение доходов активов и закрепленное. Соответствующий закон страны в данном отношении определяет понятие личной доходности местных смет, относя их к налоговой и неналоговой доходности от активов на местах.

Говоря о кредитовании в доходной части актива, оно идет в ход, если денег в смете недостаточно на погашения расходов, выходящих за рамки минимального объема финансов, а также в ситуации краткосрочных экономических проблем при исполнении актива.

Коэффициент соотношения регулирующих и собственных доходов предполагает следующие источники кредитных денег, применяемых для внесения в актив:

  • Ссуды процентного или беспроцентного типа из прочих активов;
  • Производство местных и государственных кредитов для вкладов;
  • Экономическое госкредитование.

Осуществляя регуляцию межактивных отношений, БКРФ устанавливает формы предоставления кредитных денег федеральным активам и местным субъектам, используя меты прочего уровня, включая кредитование и ссуды.

При этом кредитование активов выступает обеспечением денег для прочей сметы, что необходимо для финансирования расходности по активу. Возможна возмездная и возвратная форма.

Что касается сметной ссуды, это деньги для прочего актива, основанные на возмездной, возвратной или безвозмездной форме. Выдача осуществляется на период свыше полугода, учитывая временные кассовые разрывы, появляющиеся при приведении сметы в использование.

Налоговые поступления

Данное понятие предполагает отчисления от любого налогообложения. Объем предполагаемой доходности всегда составляется по итогам нынешнего года и с учетом тенденций экономического развития подсчитывается для следующего финансового периода.

При этом в учет принимаются все варианты налогообложения, принятые в действующем финансовом периоде, и все корректировки законов на следующий год. Данная доля бюджета является нерасходной и не имеет подробной детализации.

Однако из статьи доходов можно увидеть, какая отрасль передает больше всего налогов того или иного типа. Анализируя отчисления за нынешний период, органы готовят корректировки к налоговому законодательству, что направлено на достижение баланса в бюджете по статьям и видам отчислений.

Неналоговые поступления в бюджет являются довольно крупной группой, куда относят все отчисления от государственных организаций, доходы от администрирования финансовых учреждений, поступления от различных федеральных служб – то есть, все, что передается государству за пределами налоговой системы.

Планирование данной доли доходности и бюджетных поступлений также весьма объемно. Учетную политику федеральных учреждений создают, основываясь на разработке систем бухгалтерского учета, их затрат и поступлений, также возможно специальное бухгалтерское обслуживание. Классификация является более детальной по типу, ведь это требуется для дальнейшего разбора админ. Системы страны, таможни и фискальных служб. Основываясь на характеристиках поступлений за нынешний и предыдущие периоды, осуществляется подготовка законодательства, что направлено на стимуляцию определенного направления развития систем.

Можно выделить следующие неналоговые поступления:

  • Доходность от имущества муниципальной и федеральной собственности;
  • Поступления от продаж нематериальных активов и земельных участков;
  • Административные сборы и отчисления;
  • Штрафы;
  • Возмещение убытков.

Можно сделать вывод, что большая доля денежных средств исходит от поступлений по линии госимущества и администрирования.

Доходы от работы предпринимателей и прочей доходности имеет отдельную позицию и содержит в себе любые отчисления от физических и юридических лиц в различной валюте. Также сюда относят отчисления от прочих типов деятельности, которые обеспечивают доходность. Данная статья прибыли имеет огромное значение при формировании активов каждого уровня.

Наконец, безвозмездные отчисления в актив – это доля пожертвований и добровольный взносов от различных фондов государственного и негосударственного типа, физических и юридических лиц, общественных учреждений. Возможна целевая и нецелевая форма взносов, основываясь на потребности направления поступлений. В большинстве случаев, это доля бюджета местного и муниципального уровня, которые также являются обязательной долей общего государственного бюджета.

В соответствии с законодательством государственные и мест­ные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Все до­ходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвоз­мездном и безвозвратном порядке в соответствии с законода­тельством в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов ­это определение видов и объемов доходов и расходов, подле­жащих включению в каждый тип бюджетов.
Различают следующиегруппы методов бюджетного регулирования:
установление и распределение регулирующих источников до­ходов бюджета;
перераспределение самих бюджетных источников;
безвозмездная помощь, оказываемая нижестоящим бюджетам за счет средств вышестоящего бюджета;
ссуды, выделяемые одним бюджетам из средств других бюджетов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств
на конец предыдущего года. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым
законодатльством РФ федеральные, региональные и местные­налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рас­
срочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюд­жет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета. К неналоговым доходам относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государст­венной или муниципальной собственности, после уплаты на­логов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учрежде­ниями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
средства, полученные в результате применения мер гражданско­правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также рредства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъек­там РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы прину­дительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюд­жетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают до­ходы, закрепленные за бюджетом каждого уровня, и регули­рующие доходы.
Закрепленные доходы бюджетной системы - это доходы, кото­рые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долго­временной основе поступают в соответствующий бюджет.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются норма­тивы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются БК РФ либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который пере­дает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет пере­данные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Для полного сбалансирования бюджета могут применяться дота­ция и субвенция. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету дру­гого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвоз­вратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 6 БК РФ). Закон подраз­деляет субвенции на два вида:
текущие, к которым относятся субвенции, направленные на фи­нансирование текущих расходов;
инвестиционные - направляемые на финансирование инвести­ционной, инновационной деятельности и других затрат, свя­занных с расширенным воспроизводством.

Нормы отчислений утверждаются вышестоящим органом пред­ставительной власти ежегодно по бюджетам разных уровней. Они могут быть едиными для бюджетов определенного уровня или дифференцированными в зависимости от объема закреп­ленных доходов и предстоящих расходов.
В средствах бюджета в зависимости от права собственности на них законодательство выделяет собственные источники доходов и за­емные средства.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюдже­тами, бюджетами государственных внебюджетных фондов за­конодательством РФ;
неналоговые доходы, указанные в п. 4 ст. 41 Е>К РФ (см. п. 3 Вопроса 25);
иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не является собственным доходом соот­ветствующего бюджета, бюджета государственного внебюджет­ного фонда.
При недостаточности собственных источников при необходи­мости покрыть расходы, превышающие минимальный бюджет, а также в случаях временных финансовых затруднений в про­цессе исполнения бюджета, используются заемные средства.
Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:
получение органами исполнительной власти бюджетных ссуд;
выпуск государственных или муниципальных займов (передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образо­вания денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муни­ципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уп­латой процента (платы) на сумму займа);
банковский кредит.

Бухгалтерский учет долговых обязательств

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» ПБУ 15/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н).

Займы и кредиты формируют обязательства организации (заемный капитал). Виды займов и кредитов, а также отношения заемщика и займодавца определяются гражданским законодательством.

Различают следующие виды привлечения заемных средств:

1) договор займа (ст. 807 ГК РФ): одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества;

2) кредитный договор (ст. 819 ГК РФ): банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее;

3) товарный кредит (ст. 822 ГК РФ): по договору товарного кредита одна сторона предоставляет другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. Условия о количестве, ассортименте, комплектности, качестве, таре (упаковке) вещей должны исполняться в соответствии с правилами о договоре купли-продажи товаров. К договору товарного кредита применяются правила кредитного договора;

4) коммерческий кредит (ст. 823 ГК РФ): договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг.

Основная сумма займа/кредита (основной долг) отражается в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность:

- на балансовом счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (по видам кредитов и займов);

- на балансовом счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (по видам кредитов и займов).

Следующие расходы по кредитам и займам отражаются в учете обособленно от суммы основного долга:

1) проценты, причитающиеся к оплате займодавцу (кредитору);

2) дополнительные расходы:

- оплата информационных и консультационных услуг;

- экспертиза договора займа (кредитного договора);

- иные расходы, связанные с получением займов (кредитов).

Установлены следующие правила отражения расходов по займам/кредитам:

1) проценты отражаются равномерно в тех отчетных периодах, к которым относятся, то есть на последнюю дату месяца (независимо от условий договора);

2) если условиями договора предусмотрена равномерная ежемесячная уплата процентов в иные даты, чем последний день месяца, то суммы процентов могут признаваться в бухгалтерском учете расходами в эти даты, то есть согласно условиям договора;

3) дополнительные расходы могут включаться в расходы единовременно, либо равномерно в течение действия договора займа/кредита (закрепляется в бухгалтерской учетной политике);

4) признаются прочими расходами (относятся в дебет субсчета 91-2);

5) по инвестиционным активам включаются в стоимость этого актива (относятся в дебет балансового счета 08) до окончания работ по созданию актива. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания работ, проценты включаются в состав прочих расходов. Обратите внимание, субъекты малого предпринимательства все проценты (в том числе по инвестиционным активам) вправе относить сразу в прочие расходы. Такой порядок отражения в учете процентов малое предприятие должно закрепить в бухгалтерской учетной политике.

Для справки . Определение инвестиционного актива дано в п.7 ПБУ 15/2008. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов;

6) проценты по векселю начисляются обособленно от вексельной суммы в тех отчетных периодах, к которым относятся (по условиям выпуска векселя) или равномерно в течение срока обращения векселя;

7) проценты по облигациям начисляются обособленно от номинальной стоимости облигации в тех отчетных периодах, к которым относятся (по условиям выпуска облигаций) или равномерно в течение срока обращения облигаций.

В Отчете о прибылях и убытках начисленные проценты по займам и кредитам отражают по строке «Проценты к уплате». Если проценты относятся в стоимость инвестиционного актива, то в Отчете о прибылях и убытках такие проценты не отражаются.

Налоговый учет долговых обязательств

В налоговой декларации по налогу на прибыль проценты по долговым обязательствам отражаются по строке 201 приложения № 2 к листу 02.

Для целей налогообложения проценты по долговым обязательствам включаются в состав внереализационных расходов (пп.2 п.1 ст.265 НК РФ). При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

К долговым обязательствам относятся займы, кредиты, долговые ценные бумаги (векселя, облигации).

1) сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами;

2) сумма процентов, начисленная за фактическое время нахождения долговых ценных бумаг у третьих лиц и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической;

3) сумма процентов в пределах лимита, установленного ст.269 НК РФ (по любым видам долговых обязательств).

Порядок признания расходов в виде процентов по долговым обязательствам установлен п.8 ст.272 НК РФ:

1) по долговым обязательствам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается на конец месяца соответствующего отчетного периода;

2) в случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

Налоговый учет процентов по долговым обязательствам регулируется ст.328 НК РФ:

1) в налоговом регистре отражают расходы в сумме причитающихся в соответствии с условиями договоров (условиями эмиссии облигаций, условиями выпуска или передачи/продажи векселей) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства;

2) в налоговом регистре в составе расходов отражают только сумму, не превышающую предельный размер процентов, исчисленный с учетом норм п.1 и п.1.1 ст.269 НК РФ;

3) расходы в виде процентов отражают в налоговом учете на последнюю дату каждого месяца и на дату погашения (возврата) долгового обязательства в размере, соответствующем фактическому времени пользования заемными средствами в этом месяце (метод начисления);

4) при досрочном погашении долгового обязательства проценты определяются исходя из предусмотренной условиями договора процентной ставки (с учетом положений ст.269) и фактического времени пользования заемными средствами;

5) при кассовом методе проценты признаются расходом на дату фактической уплаты в размере, не превышающем предельный размер, установленный п.п.1 и 1.1 ст.269 НК РФ.

Порядок исчисления предельного размера процентов по долговым обязательствам для целей налогообложения установлен ст.269 НК РФ.

Организация может определять предельный размер по среднему уровню процентов по сопоставимым обязательствам.

Сопоставимыми считаются обязательства, которые выданы в одном квартале ( месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях, а именно: в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Указанный способ должен быть закреплен в налоговой учетной политике. Кроме этого, в учетной политике приводятся критерии сопоставимости обязательств по срокам, объемам и обеспечению (см. письмо Минфина от 16.08.2010 № 03-03-06/1/547).

Формулы для определения предельного размера процентов:

СУ – средний уровень процентов,

З n - сумма n -го долгового обязательства,

С n – процентная ставка по n -му долговому обязательству;

О – допустимые отклонения от среднего уровня процентов;

П – предельная величина процентов по долговому обязательству, признаваемая расходом для целей налогообложения.

Если в квартале (месяце) не было сопоставимых обязательств, а также по умолчанию (если налогоплательщик не определился в налоговой учетной политике) предельный уровень процентов исчисляется в следующем порядке:

-по ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза – по рублевым долговым обязательствам;

-по ставке 15% - по валютным долговым обязательствам.

Федеральными законами и п.1.1 ст.269 НК РФ введен особый порядок определения предельного размера процентов с использованием ставки рефинансирования ЦБ РФ:

1) с 1 сентября 2008 года до 31 июля 2009 года при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика:

предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза (по рублевым обязательствам), и 22% (по валютным обязательствам) (ст.4 Федерального закона от 19.07.2009г. № 202-ФЗ);

2) с 1 августа 2009 года до 31 декабря 2009 года при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, или по выбору налогоплательщика:

предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза (по рублевым обязательствам), и 22% (по валютным обязательствам) (ст.5 Федерального закона от 19.07.2009г. № 202-ФЗ);

3) с 1 января 2010 года до 30 июня 2010 года по обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, или по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 2 раза (по рублевым обязательствам), и 15% (по валютным обязательствам) (ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009г. № 368-ФЗ, п.23 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ);

4) при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, или по выбору налогоплательщика:

- с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года включительно предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза (по рублевым обязательствам), и 15% (по валютным обязательствам);

- с 1 января 2011 года до 31 декабря 2012 года включительно предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза (по рублевым обязательствам), и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 (по валютным обязательствам) (п.23 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).

Обратите внимание, на какую дату брать ставку рефинансирования ЦБ РФ зависит от условий долгового обязательства:

1) в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, применяется ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

2) в отношении прочих долговых обязательств - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

Пример: обеспечение займа собственным векселем

Организация в 10 марта 2011г. получила заем от своего партнера в размере 150 000 руб. и в обеспечение возврата займа она выдала заимодавцу собственный вексель, номинал которого равен 180 000 руб. В соответствии с условиями договора вексель должен быть оплачен по истечении 92 дней -10 июня 2011г.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет займов и кредитов

Порядок учета расходов по кредитам является, пожалуй, одним из самых проработанных налоговых вопросов. Обширная переписка налогоплательщиков с налоговыми органами, а также богатая арбитражная практика позволяют подвести положительный итог в проблеме отнесения на себестоимость расходов по кредитам. Вдохновляет тот факт, что судебная практика носит единообразный характер, нацеливает на дух, а не букву закона. Это дает основания даже в новой, незнакомой ситуации предполагать исход дела в случае конфликта с налоговыми органами.

Каждая организация должна стремиться к тому, чтобы расходы по обслуживанию кредита, включая процентные и иные выплаты, в полном объеме относились в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (НОБпоНП). Если эта цель не достигнута, то следует обратить внимание на данный вопрос и доработать его, поскольку непреодолимых препятствий для нормально работающей организации нет. Безусловного признания процентов по кредиту в НК РФ не предусмотрено, что не означает стремления государства как-то ухудшить финансовое положение налогоплательщиков. Особый порядок регулирования процентов лишь призван оградить бюджет от противоправных схем снижения налогов, в данном случае с использованием заемных отношений. В пользу данного утверждения говорят следующие факты:

1) выраженная в судебных актах позиция арбитража, направленная на защиту прав налогоплательщиков в случае наличия разумных ос-нований использования заемных средств;

2) временный «кризисный» порядок признания процентов по кредитам, установленный Правительством РФ как мера, призванная облегчить тяготы финансового кризиса;

3) окончательное разрешение вопроса о критериях сопоставимости кредитов в пользу «выданных», а не «полученных» заемных средств. Данный порядок расширяет возможности списания процентов на себестоимость и выражает интересы большинства налогоплательщиков.

В целом проблему признания расходов по кредиту в уменьшение НОБпоНП можно разделить на три части:

Целевое использование кредита как основание для отнесения расходов по нему в уменьшение НОБпоНП.

Порядок признания процентов по долговым обязательствам в составе расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль.

Основания для отнесения в уменьшение НОБпоНП иных, кроме процентных, выплат по кредитному договору.

Как мы заявили в начале статьи, в настоящее время не существует барьеров, мешающих относить на себестоимость проценты и другие расходы по кредитам, при условии экономической оправданности деятельности налогоплательщика. Чтобы судом по причине ненадлежащего использования заемных средств не были признаны проценты, нужно быть участником противоправной схемы ухода от налогов; в других случаях суды идут навстречу налогоплательщикам. Получение кредитов по ставке, более чем на 20% превышающей средний уровень процентов по сопоставимым кредитам (по банковскому портфелю), свидетельствует о незавидном финансовом положении заемщика или недоработках в переговорном процессе с банком. И то, и другое вполне поправимо, хотя признаем, что это займет определенное время. И, наконец, если у вас не были признаны в составе затрат сопутствующие кредиту банковские комиссии, то, скорее всего, суд усмотрел наличие схемы, маскирующей перераспределение денежных потоков между заемщиком и банком.

В рамках настоящей статьи мы остановимся на вопросе целевого использования заемных средств как основания для включения расходов по кредиту в уменьшение НОБпоНП.

Экономическая целесообразность в действиях налогоплательщика

Чтобы начать рассмотрение вопроса в целом, определим зону контроля действий налогоплательщика со стороны налоговых органов и судов. Коммерческие организации созданы в целях извлечения прибыли, при этом они профессионально берут на себя риски, которые могут реализоваться в неполучении желаемой прибыли, как худший (но законный!) вариант – в убытках. Налоговые органы при проверках не оставляют без внимания экономические аспекты деятельности налогоплательщика. Бюджету, как получателю части дохода, зарабатываемого коммерческим сектором, выгодна рентабельная деятельность налогоплательщика. Налоговики, выражая интересы бюджета, исследуют сделки на предмет действительных намерений налогоплательщика с целью выявить умысел на уклонение от налогов. Нам, стоящим по другую сторону барьера, следует знать, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно, на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

В Постановлении КС РФ от 24.02.2004 № 3-П указано, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений субъектов предпринимательской деятельности, которые обладают самостоятельностью и широкой дискрецией при принятии решений в сфере бизнеса. Следовательно, суды не оценивают экономическую целесообразность предпринимательской деятельности, поскольку в силу ее рискового характера существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

Рассматривая споры, арбитры целиком руководствуются вышеуказанными рамками судебного контроля прав собственности. В развитие данного положения приведем доводы судебных органов. В налоговом законодательстве понятие экономической целесообразности не используется, и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. В связи с чем обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. От налогоплательщика требуется, чтобы он руководствовался намерением получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате (Постановление ФАС ВСО от 18.02.2010 № А33-5756/2009).

Подведем итоги:
деятельность налогоплательщика должна быть направлена на извлечение прибыли (основная цель коммерческой организации);
рисковый характер деятельности предполагает, что цель может быть не достигнута;
на налоговые органы не возложена обязанность по проверке экономической деятельности налогоплательщика;
экономия на налогах как единственная цель сделки преследуется по закону ;
судебные органы четко ограничили зону своего контроля экономической деятельности налогоплательщика;
налогоплательщик в случае спора с налоговыми органами обязан обосновать экономическую целесообразность своих действий, а не отчитываться о результатах.

Применительно к заемным отношениям налогоплательщик должен иметь доказательства, что использование кредитных ресурсов экономически оправданно и имело целью получение прибыли.

Целевое использование заемных средств
НК РФ не содержит специфических ограничений по направлениям использования кредита. Законодательство о налогах и сборах не ставит право налогоплательщика на отнесение процентов по долговым обязательствам к расходам в целях налогообложения прибыли организации в зависимость от дальнейшего расходования полученных денежных средств… (Постановление ФАС УО от 02.12.2009 № Ф09-9455/09-С2 ).

Отсутствие формальных ограничений по целям использования кредита не означает, что не действует общий принцип обоснованности затрат, установленный п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому при анализе судебных дел мы увидим, что в спорах о целевом использовании заемных средств суды, во-первых, подчеркивают отсутствие запретов на использование кредитов по усмотрению налогоплательщика, во-вторых, оценивают обоснованность использования полученных средств на основе объяснений налогоплательщика об экономически оправданном намерении так поступить.

Защищая свои интересы, налогоплательщик должен взять на вооружение следующее:

НК РФ не установлены направления использования заемных средств;
обоснование экономической оправданности цели использования за-емных средств возлагается на налогоплательщика.

Пожалуй, теории достаточно, самое время перейти к рассмотрению конкретных судебных дел.

Кредитные ресурсы были направлены на предоставление займов поставщикам налогоплательщика

С точки зрения судов выдача займов поставщикам и подрядчикам налогоплательщика за счет кредитных ресурсов вполне оправданна. По результатам проверок налоговыми органами было установлено, что займы поставщикам были предоставлены по ставкам ниже, чем ставки, по которым привлекались кредитные ресурсы самими налогоплательщиками. На первый взгляд, налицо отсутствие экономической целесообразности сделок, ведь их суммарным результатом являются убытки, а не прибыль. Однако в суде налогоплательщики привели убедительные доказательства наличия иных оснований, которые оправдывают действия сторон сделки и имеют целью получение дохода за счет прочих экономических эффектов.

Cитуации, когда инспекторы предъявляют налоговые претензии к компании в связи с использованием заемных средств, часто возникают на практике*. Но в основном о заемных средствах принято говорить в связи с отказами в вычетах НДС. В частности, в «дсп»-документах налоговиков, посвященных схемам уклонения от налогообложения, описаны те случаи, когда при оплате заемными средствами отказывали именно в вычетах НДС * .

Между тем тактика борьбы с претензиями в части отказа вычетов НДС уже известна. Сейчас для возмещения налога оплата значения не имеет. Требуется только счет-фактура и чтобы товар (работа, услуга) был принят на учет (п. 1 ст. 171 НК РФ). Поэтому и особых проблем у компании не возникает, если вдруг инспектор решает отказать в вычете НДС при использовании займа.

Но есть и другая позиция налоговиков, которая не так широко известна, поскольку явно не озвучивается в их документах. Но она ясно следует из арбитражной практики: при расчетах заемными средствами есть основание отказать в учете расходов для налога на прибыль. Именно такую тактику избирают инспекторы на местах. Как же компании заранее обезопасить себя?

ЗАЙМЫ НЕ ВЛИЯЮТ НА НАЛОГИ

Начнем с аргументов, которые компании могут привести в свою защиту в любых случаях отказа в учете расходов, оплаченных за счет заемных средств, независимо от конкретной ситуации.

Налоговый кодекс не говорит о каких-либо ограничениях для расходов, осуществленных за счет заемных средств. Следовательно, исчисление налога не может зависеть от того, заемные или собственные средства использовала компания. А Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.10.06 № 53 указал, что обоснованность налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала: использования собственных, заемных средств или выпуска ценных бумаг. Кроме того, с момента поступления денег на расчетный счет они переходят в собственность компании (ст. 807 ГК РФ). То есть отделить заемные средства от собственных невозможно.

Суды учитывают и первый, и второй довод (например, постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 27.09.07 № А12-1208/ 07-С60, Северо-Западного от 10.09.07 № А05-12441/2006-31, Волго-Вятского от 11.10.06 № А29-8385/2005а округов).

МНЕНИЕ ПРАКТИКА

- Действительно, проблема с претензиями к расходам, осуществленным за счет заемных средств, существует. Расскажу, как на практике одна компания ее решает. Она платит аванс реальному продавцу товара, но через несколько дней этот аванс возвращается (по обоснованным причинам - например, товара нет на складе). В результате вернувшиеся деньги уже смешались с общей массой, они уже не заемные.

НЕПОГАШЕННЫЙ ЗАЕМ Если компания не погасила заем, налоговики, отказывая в учете расходов, понесенных за счет заемных средств, могут сослаться на то, что у компании не было реальных затрат. В частности, этот аргумент был приведен в числе прочих в деле, рассмотренном Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (постановление от 06.04.06 № А33-9867/05-Ф02-1356/ 06-С1). Сразу скажем, что суд поддержал инспекторов.

Ситуация была следующая. Компания заказала маркетинговые услуги и оплатила их за счет заемных средств. Налоговики отказали в учете расходов для налога на прибыль, ссылаясь на отсутствие связи расходов с производственной деятельностью компании и на то, что отчеты содержали общую информацию, не имеющую непосредственного отношения к основной деятельности компании. Также налоговики неоднократно подчеркивали (и суд их в этом поддержал), что, поскольку услуги были оплачены за счет заемных (и частично непогашенных) средств, компания не понесла реальных затрат. Поэтому расходы на услуги нельзя принять в целях налогообложения прибыли.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Отметим, что, если компания своевременно заем не вернула, у нее возникает риск того, что налоговики квалифицируют эти средства как безвозмездно полученный доход. Конечно, любой не погашенный вовремя заем инспекторы не будут оценивать таким образом. Ведь законодательство допускает ситуацию, когда у компании образуется невозвращенный заем (п. 2 ст. 266 НК РФ). В этом случае Налоговый кодекс предписывает по истечении определенного срока (три года с момента наступления события, ст. 196 ГК РФ) учесть его во внереализационных доходах.

Но если у непогашенного долга есть признаки притворной сделки с точки зрения налоговиков (например, заимодавец не предпринимал действий по возврату, а заемщик не показывал намерения погасить долг или же сроки возврата беспроцентного займа неоднократно отодвигаются), налоговики могут сделать попытку переквалифицировать его в безвозмездную передачу. В частности, такое дело рассмотрел Арбитражный суд г. Москвы (решение от 12.12.06 № А40-58426/06-33-366). Это решение суда первой инстанции, но оно вступило в законную силу и стороны его не обжаловали.

Компания получила кредит в банке сроком на два недели и за счет него приобрела 90 железнодорожных цистерн для собственного использования. После этого погасила кредит с помощью беспроцентных займов, выданных третьими компаниями. Организация получала займы под залог собственных векселей. Срок договоров займа неоднократно пролонгировался и истекал в 2006 году.

Налоговики в 2006 году провели проверку и сочли, что налоговая база по налогу на прибыль занижена. Основаниями для такого вывода послужили следующие обстоятельства. Займы предоставляются на условиях возвратности. В данном случае они погашены не были, поскольку заимодавцы не обратились за их возвратом. Следовательно, компания создала формальную ситуацию, при которой денежные средства поступают на расчетный счет под видом заемных. При этом целью создания данной ситуации является занижение базы по налогу на прибыль и как следствие неуплата налога. Поскольку доходы в виде средств, которые получены по договорам кредита или займа, не учитываются при определении налоговой базы (подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Суд согласился с доводами налоговиков и указал, что на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ безвозмездно полученное имущество является внереализационным доходом.

Заметим, что судьи не рассматривали (а налогоплательщик не приводил) довод о сроках исковой давности. В противном случае вывод суда по квалификации задолженности, срок давности которой еще не истек, возможно, мог бы и измениться.

ОТСУТСТВИЕ СМЫСЛА В ПРИВЛЕЧЕНИИ ЗАЙМА

Также налоговиков смущают случаи, когда компания может осуществить расходы и без привлечения займов, однако все-таки их привлекает. По мнению инспекторов, такие сделки изначально направлены исключительно на минимизацию налогообложения. Опровергнуть этот аргумент компания может ссылкой на определение КС РФ от 04.06.07 № 320-О-П. По мнению Конституционного суда, налоговики не вправе оценивать целесообразность, рациональность, эффективность или полученный результат сделок. Их задача - оценить направленность деятельности на получение прибыли.

Арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщиков. Например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа рассмотрел такое дело (постановление от 08.11.07 № А05-3785/2007). Компания А выдала взаимозависимой компании Б беспроцентный заем на сумму 23,4 млн руб. на длительный срок, а потом у последней взяла деньги под проценты (по ставке 14%) сумму 26 млн руб. Налоговики указали, что компания А не может учесть проценты в расходах. Ведь компания А получила деньги под проценты у компании Б, которая является заемщиком компании А. Более того, этот договор займа беспроцентный. В совокупности эти обстоятельства свидетельствуют об отсутствии деловой цели сделки.

Но суд отметил, что задолженность по беспроцентному договору не просрочена, заем использован в предпринимательской деятельности, а взаимозависимость не влияет на условия сделки. В результате компания выиграла дело.

Похожий вывод о том, что компания самостоятельно принимает решения и оценивает результаты сделок при получении и выдаче займов, а также по процентным ставкам по ним, сделали судьи и по другим делам (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Кавказского от 08.10.07 № Ф08-6610/2007-2452А, Московского от 25.09.07 № КА-А40/9510-07 округов).

Также налоговики предъявляют претензии и к лизингу, совершенному с использованием займов ** . Например, когда компания привлекает заемные средства для того, чтобы иметь возможность заплатить по договору лизинга. И, более того, поручителем ее при получении кредита выступает лизингодатель.

Такую ситуацию рассмотрел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 11.10.07 № А56-48231/2006). Компании потребовалось приобрести подвижной состав. Для этого она воспользовалась услугами лизинговой компании. Причем, чтобы иметь возможность платить по договору лизинга, она привлекла кредитные средства с участием лизингодателя как поручителя. Налоговики решили, что сделка притворна и прикрывает сделку купли-продажи.

Во-первых, утверждали инспекторы, на дату заключения договоров лизинга компания располагала достаточными средствами (с учетом кредитных) для самостоятельного приобретения оборудования в собственность. Поэтому получение того же имущества в лизинг ведет лишь к завышению налоговых расходов. Во-вторых, адреса постоянно действующих исполнительных органов лизингодателя и лизингополучателя совпадают, расчетные счета находятся в одном банке. В-третьих, лизингополучатель был единственным покупателем услуг у лизингодателя. Однако суд, поддержав компанию, отметил следующее. Налоговики не доказали, что компания имела возможность получить средства по кредитным договорам без участия в качестве поручителя лизингодателя. То есть на самом деле у компании не было возможности приобрести железнодорожный состав за счет собственных средств. Также налоговики не доказали, что если бы компания купила имущество, а не взяла бы его в лизинг, ее расходы были бы меньше.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

- Налоговые органы даже делают экономический анализ деятельности лизинговых компаний. Как правило, для этих целей используется методика, разработанная ФСФО (приказ ФСФО России от 23.01.01 № 16, распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.94 № 31-р), по результатам которого и делается вывод об отсутствии экономической цели - получения прибыли. По нашему опыту, при защите лизинговых компаний основной акцент целесообразно сделать на обоснование экономической цели в деятельности компании, в том числе увеличение в результате деятельности активов компании, увеличение объема лизинговых платежей и т. д.

В качестве косвенного доказательства, подтверждающего, что заемные средства в будущем будут возвращены, можно использовать положительную кредитную историю, письма банков о добросовестном выполнении кредитных обязательств.

* Подробнее о претензиях к учету процентов по заемным средствам и о том, как можно сэкономить в этих случаях, читайте в статье «Как не потерять на налогах при использовании заемных средств» в «ПНП» № 12, 2007

** Подробнее об этих ситуациях читайте в статьях «Как защитить способы снижения, которые налоговики считают схемами» в «ПНП» № 11, 2007, стр. 58, «Пять новых "схем уклонения": взгляд со стороны налоговиков» на стр. 60 этого номера «ПНП».

Читайте также: