Законопроект о внесении изменений в налоговый кодекс

Опубликовано: 12.05.2024

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

Распоряжение от 29 мая 2019 года №1108-р. В целях реализации Послания Президента России Федеральному Собранию законопроектом вносятся существенные изменения в законодательство о налогах и сборах. В частности, предлагается установить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек и нулевую ставку по налогу на прибыль для образовательных и медицинских организаций.

Документы

Распоряжение от 29 мая 2019 года №1108-р

Проект федерального закона «О внесении изменении в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”»

Проект федерального закона «О внесении изменении в Налоговый кодекс Российской Федерации и статью 5 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – законопроект) подготовлен Минфином в целях реализации отдельных положений Послания Президента России Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

В целях реализации Послания Президента России Федеральному Собранию законопроектом предлагается сократить с пяти до трёх лет минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, по истечении которого доход, полученный физическим лицом от продажи такого объекта, освобождается от налогообложения (в отношении единственного жилья); установить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций в отношении доходов региональных или муниципальных музеев, театров и библиотек; установить на постоянной основе нулевую ставку по налогу на прибыль организаций для образовательных и медицинских организаций.

Комментарий

Кроме того, законопроектом предусматривается возможность представлять в налоговые органы или получать документы из налоговых органов через МФЦ; расширение практики применения института единого налогового платежа физического лица; упрощение учёта физических лиц на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также постановки на учёт иностранных кредитных организаций.

С 1 января 2022 года предлагается установить возможность осуществлять зачёт сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей вне зависимости от вида налога (федеральный, региональный и местный).

Предусматривается совершенствование налогового контроля в отношении высокорисковых трансграничных сделок, а также установление обязательных требований к проведению взаимосогласительных процедур в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения (мероприятия по реализации Плана BEPS).

В случае реорганизации организации и переходе правопреемника на специальный налоговый режим предусматривается восстановление ранее принятых к вычету сумм НДС.

Уточняются отдельные положения Налогового кодекса по вопросам акцизов, в частности, определяются электронные системы доставки никотина, признаваемые подакцизным товаром. К подакцизным товарам в том числе отнесены электронные сигареты и кальяны.

Уточняются также условия предоставления имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья (в части расходов на погашение процентов), а также получении в дар имущества.

Предлагается закрепить право налогового агента, имеющего несколько обособленных подразделений, перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений.

Уточняется порядок отнесения имущества к амортизируемому (если оно временно не использовалось).

В перечень доходов, не подлежащих налогообложению, предлагается включить доходы казённых учреждений, подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты.

Уточняются отдельные положения Налогового кодекса, связанные с государственной пошлиной, в частности, основания для её возврата.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством подакцизных товаров (за исключением подакцизных товаров, произведённых из собственного сырья), предусматриваются ограничения на переход к единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН).

Предлагается установить ограничение на применение единого налога на вменённый доход (ЕНВД) и патентной системы налогообложения при реализации лекарственных препаратов, обувных товаров и предметов одежды, принадлежностей к одежде и прочих изделий из натурального меха, подлежащих обязательной маркировке. Субъектам Федерации предлагается предоставить дополнительные полномочия по определению особенностей налогообложения в рамках патентной системы налогообложения.

Для органов, осуществляющих земельный надзор, предусматривается обязанность представлять в налоговые органы сведения о неиспользовании по целевому назначению земельных участков.

Кроме того, предлагается снизить с 25 до 10 человек (в пользу которых производятся выплаты за расчётный (отчётный) период) порог минимальной численности работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны будут представлять расчёты в налоговые органы в электронной форме.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что на федеральном портале проектов нормативных актов размещён законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с развитием налогового мониторинга.

Законопроект в целом развивает положения, содержащиеся в принятой в начале текущего года Концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга[1]. Законопроект содержит большое количество поправок, мы рассказываем об изменениях, которые посчитали наиболее значимыми.

1. Вступление в налоговый мониторинг

Предусматривается существенное снижение суммовых порогов, преодоление которых необходимо для вступления в мониторинг (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • включение НДФЛ и страховых взносов в перечень платежей, квалифицируемых в целях перехода на мониторинг (сейчас в качестве таких признаются только НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ);
  • уменьшение в 3 раза требований, предъявляемых к сумме уплачиваемых налогов (взносов), объёму выручки и стоимости активов: для вступления в мониторинг за год, предшествующий году подачи заявления на мониторинг, будет достаточно уплаты налогов (взносов) в размере не менее 100 млн руб., объёма доходов, стоимости активов (на 31 декабря такого года) в размере не менее 1 млрд руб.;
  • отмена обязательности соблюдения суммовых требований для перехода на мониторинг участниками КГН.

В Концепции отмечается, что подобные меры приведут к тому, что к 2024 г. потенциальными участниками мониторинга будет почти 8 тыс. компаний. Надо отметить, что, с одной стороны, Законопроект даже более радикален, чем Концепция: предусматривается единовременное, а не поэтапное, как в Концепции, снижение суммовых порогов. С другой стороны, Законопроект не содержит возможности применения мониторинга при соответствии хотя бы одному из суммовых критериев, как это указано в Концепции.

2. Нахождение на налоговом мониторинге

Истребование документов в порядке ст. 93.1 НК РФ

Законопроект предоставляет возможность налоговым органам, проводящим мониторинг, при получении поручения об истребовании документов (информации) самостоятельно выгружать запрошенные сведения из системы находящейся на мониторинге компании (без направления ей соответствующего требования). О факте такой выгрузки налоговый орган должен уведомить компанию.

Данная возможность применима к организациям, которые представляют документы налоговым органам через свои информационные системы.

Представление документов

Предусматривается новый способ передачи документов (информации, пояснений) налоговому органу: через информационные системы компании, к которым инспекции предоставляется доступ.

Проведение КНП и ВНП компаний на мониторинге

Законопроект сокращает до одного предусмотренные в настоящий момент четыре основания для проведения КНП участников мониторинга (п. 1.1 ст. 88 НК РФ)[2]: досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления декларации (расчёта) за период, за который проводится (проведён) налоговый мониторинг.

В отличие от КНП, количество оснований для ВНП (п. 5.1 ст. 89 НК РФ, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ) предлагается оставить прежним, однако вносятся важные уточнения:

  • для проведения ВНП по причине невыполнения компанией мотивированного мнения, оно должно быть не исполнено до 1 декабря года, следующего за периодом проведения мониторинга[3]. ВНП в таком случае может быть назначено в течение двух месяцев со дня истечения указанного срока. В настоящий момент НК РФ не содержит никаких ограничительных сроков в данной части;
  • представление уточнённой декларации (расчёта), в которой уменьшена сумма налога к уплате (увеличен убыток) за период проведения мониторинга, является причиной для проведения ВНП, только если она представлена в календарном году, за который мониторинг не проводится. Сейчас в НК РФ основанием для проведения ВНП является само по себе представление уточнённой декларации (расчёта) за период мониторинга с уменьшенной суммой налога к уплате (или увеличенным убытком – для участников КГН).

Налогоплательщики рассчитывают на уменьшение оснований и для проведения ВНП.

Так, непонятна необходимость ВНП в случае невыполнения компанией мотивированного мнения: очевидно, что принимая мотивированное мнение, налоговый орган уже досконально изучил соответствующий вопрос и крайне маловероятно, что вынесенное по итогам ВНП решение будет отличаться от мотивированного мнения. Концепция по данному вопросу предусматривает, что при несоблюдении компанией мотивированного мнения инспекция, не проводя ВНП, может вынести итоговое решение.

Аналогичным образом сохранение основания для проведения ВНП в рамках контроля вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящего (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ, пп. 1 п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ) и возможность таким образом «пересмотреть» результаты мониторинга не отвечает заявленным принципам этой формы налогового контроля: определённость налогообложения, быстрое закрытие периодов, взаимное доверие и открытость налогоплательщиков и налоговых органов.

Заявительный порядок возмещения НДС (акциза)

Компаниям на мониторинге предлагается предоставить право возмещать НДС (акциз) в заявительном (ускоренном) порядке. Правомерность возмещения налога будет проверяться в рамках мониторинга без назначения КНП.

При этом в случае излишнего возмещения налога проценты на соответствующую сумму будут начисляться по процентной ставке, равной ставке рефинансирования ЦБ РФ (а не по двукратной ставке ЦБ РФ, как для других налогоплательщиков – п. 17 ст. 176.1 НК РФ, п. 14 ст. 203.1 НК РФ).

Продление периода налогового мониторинга

Период проведения мониторинга – календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).

Законопроект предусматривает, что для продления периода мониторинга компании, уже находящиеся на мониторинге, не обязаны соблюдать суммовые пороги, установленные для вступления в мониторинг.

Кроме того, периоды осуществления мониторинга предлагается продлевать автоматически без необходимости подачи заявления о проведении мониторинга за год, следующий после трёх лет проведения мониторинга (пп. 1.1, 7 ст. 105.27 НК РФ).

Продление срока налогового мониторинга

Срок проведения мониторинга начинается с 1 января года – периода проведения мониторинга и оканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Основания для продления этого срока действующим законодательством не предусмотрены.

Законопроектом предлагается дополнить НК РФ двумя такими основаниями, каждое из которых связано с представлением уточнённой декларации (расчёта) за период проведения мониторинга в году, за который мониторинг уже не проводится:

  • при представлении такой декларации (расчёта) менее чем за три месяца до окончания срока проведения мониторинга;
  • при представлении такой декларации с суммой НДС (акциза) к возмещению менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения мониторинга.

Срок проведения мониторинга в таких ситуациях может быть продлён на три и шесть месяцев соответственно.

Если же компания продолжает находиться на мониторинге и представляет уточнённую декларацию (расчёт) за период, за который срок проведения мониторинга истёк, то такую декларацию (расчёт) предлагается проверять в рамках периода мониторинга, срок проведения которого не окончен.

В связи с сокращением оснований для проведения проверок компаний на мониторинге и возможностью продления срока мониторинга Законопроектом также предлагается установить, что компания должна предоставлять доступ к документам (информации) за период проведения мониторинга в течение срока проведения мониторинга за этот период и следующих трех лет со дня окончания такого срока.

В ситуации, когда планируется уменьшить количество случаев проведения проверок компаний на мониторинге, закрепление за инспекциями возможности продления срока проведения мониторинга выглядит логичным и обоснованным.

Вместе с тем, неясно, почему Законопроект не предоставляет инспекциям право продлить срок направления уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений (п. 9 ст. 105.30 НК РФ) в случае увеличения срока проведения мониторинга.

Мотивированное мнение налогового органа

Также планируется закрепить право налогового органа составлять мотивированные мнения по собственной инициативе в течение всего срока проведения мониторинга (а не до 1 июля года, следующего за периодом проведения мониторинга, как сейчас).

К сожалению, в Законопроекте не содержится никаких поправок, которые были бы направлены на обеспечение стабильности (неизменности) и публичности мотивированных мнений.

В то же время Концепция предусматривает разработку и утверждение порядка публикации информации по результатам составления мотивированных мнений. Возможно, ФНС России планирует закрепить такой порядок на уровне своего приказа.

3. Досрочное прекращение налогового мониторинга

Поправки касательно оснований для досрочного прекращения мониторинга являются, по нашему мнению, противоречивыми.

С одной стороны, регулирование в этой части ужесточается: добавляется новое основание для досрочного прекращения мониторинга – систематическое (два и более раза) несвоевременное представление налоговому органу документов (информации, пояснений).

С другой стороны, вместо нынешнего одномоментного прекращения мониторинга (п. 2 ст. 105.28 НК РФ), так же как и в отношении мотивированных мнений, предлагается установить двухэтапную процедуру. Сначала налоговый орган должен уведомить компанию о наличии оснований для досрочного прекращения мониторинга. Компания в ответ на это уведомление может представить пояснения с обоснованием позиции, что в действительности таких оснований нет. Также компания вправе устранить нарушения, предусмотренные пп. 1[4] и пп. 2[5] п. 1 ст. 105.28 НК РФ. Инспекция может досрочно прекратить мониторинг только по результатам рассмотрения полученных от компании пояснений (либо по истечении срока на представление пояснений при их отсутствии).

Сохранение в качестве основания для досрочного прекращения мониторинга всего лишь двукратного непредставления компанией документов (информации, пояснений) (пп. 3 п. 1 ст. 105.28 НК РФ) и, кроме того, дополнение НК РФ аналогичным основанием для прекращения мониторинга, представляется чрезмерным.

Было бы более обоснованным, если бы, по крайней мере, при первом выявленном нарушении такого рода компания, например, привлекалась к ответственности в виде штрафа и могла сохранить право находиться в режиме мониторинга, а не сразу же лишалась его.

Это являлось бы более справедливым и относительно двух других оснований досрочного прекращения мониторинга, по которым Законопроект предлагает предоставить налогоплательщику возможность устранить соответствующие нарушения (в отличие от рассматриваемого).

О чём подумать, что сделать

Законопроект находится на стадии публичных обсуждений (заканчиваются 9 сентября 2020 г.) и окончательная редакция на пути к закону ещё может существенно измениться.

Вместе с тем, уже сейчас компаниям, находящимся на мониторинге, будет полезно ознакомиться с предлагаемыми изменениями для дальнейшего планирования своей деятельности на данной форме налогового контроля.

Многие компании, которые хотели бы вступить в мониторинг, но в настоящий момент не подходят по предъявляемым суммовым критериям, вполне вероятно получат возможность перейти на мониторинг в ближайшем будущем.

Помощь консультанта

[1] Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 № 381-р.

[2] Камеральная проверка проводится в случаях: представления декларации (расчёта) позднее 1 июля года, следующего за периодом проведения мониторинга; представления декларации по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению; представления уточнённой декларации (расчёта), в которой уменьшена сумма налога к уплате (увеличен убыток); досрочного прекращения мониторинга.

[3] То есть до момента направления организации уведомления о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, полученных в ходе проведения налогового мониторинга (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

[4] Неисполнение регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга.

[5] Представление организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга.

29 сентября 2019 года был официально опубликован Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), вступающих в силу в 2020 году. Рассмотрим внесенные изменения более подробно.

1. Плательщики страховых взносов больше не должны сообщать в ИФНС об обособленных подразделениях, которые наделены полномочиями начислять вознаграждения работникам, но, у которых нет своего счета. Раньше сообщать надо было обо всех подразделениях, которые начисляли доходы физлицам (пп.7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

2. Налоговые органы вправе будут информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме (п. 7 ст. 31 НК РФ).

3. Проценты за отсрочку и рассрочку платежей ИФНС начисляет по ставке рефинансирования вместо 1/2 ставки рефинансирования, если в указанный в требовании срок организация не может единовременно заплатить доначисления по итогам проверки. При этом, организация сможет получить рассрочку на год, если ее долги перед бюджетом составят меньше 30 процентов прошлогодней выручки. Если больше 30 процентов, но меньше 70 процентов – срок рассрочки составит три года (п. 4 и 5.1 ст. 64 НК РФ).

4. Согласно пункту 3 статьи 43 новой редакции налогового кодекса РФ, фискалы не смогут блокировать счета организаций и ИП пока долги перед бюджетом не превысят 3000 руб. Решения о взыскании налогов, пеней и штрафов будет приниматься в двухмесячный срок после того, как истечет срок требования об уплате налогов, если:

– долг перед бюджетом составляет больше 3000 руб.;
– общая сумма долгов по уплате налогов превысила 3000 руб.;
– прошло три года, на протяжении которых сумма долгов перед бюджетом так и не достигла 3000 руб.

5. Требование об уплате налога налоговая служба будет выставлять организациям и ИП в трехмесячный срок, если сумма больше 3000 руб., и в течение года, если сумма меньше 3000 руб. (п. 1 ст. 70 НК РФ).

6. Сведения о принятых налоговыми органами решениях о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и о решениях о принятии обеспечительных мер, а также об отмене либо о прекращении действия таких решений теперь будут размещаются на официальном сайте ФНС России с указанием имущества, в отношении которого вынесено соответствующее решение. Указанные сведения будут размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения налогового органа, но не ранее вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст.72 НК РФ, пп.4 п. 1 ст.102 НК РФ).

7. У налоговиков появится дополнительное основание обращать собственность налогоплательщиков в залог. Это будет возможно в случае, когда организация в месячный срок не погасит долги, исполнение которых обеспечено арестом имущества или запретом отчуждать имущество. При этом, залог не будет распространяется на деньги на счетах и во вкладах. Также, сохранится возможность добровольного залога, при которой налогоплательщик передаст имущество инспекции, чтобы обеспечить исполнение обязательств (пп.2, 2.1 ст.73 НК РФ).

8. По просьбе налогоплательщика арест имущества можно заменить банковской гарантией, залогом имущества или поручительством третьего лица (п. 12.1 ст.77 НК РФ).

10. Организации и индивидуальные предприниматели должны будут подавать сведения для постановки на налоговый учет иностранцев, если у таких сотрудников в России нет местожительства, места пребывания, недвижимости и транспорта. По таким сведениям инспекторы поставят иностранца на учет. ИФНС направит уведомление работодателю, который обязан передать документ иностранцу. Далее работодатель должен передать инспекторам подтверждение того, что сотрудник получил уведомление. Иностранцев, сведения о доходах которых, работодатели не будут представлять на протяжении трех лет, инспекторы снимут с учета (п.7.4 ст. 83, п. 2.1 ст. 84 НК РФ).

11. Абзацем 2 пункта 1 статьи 92 НК РФ установлено право ФНС принимать дополнительные меры для взыскания недоимки свыше 1 млн руб. Так, если банк по инкассо не успеет списать задолженность в 10-дневный срок, инспекторы будут вправе:
– при наличии согласия организации осматривать ее территории, помещения, документы и предметы организации (не более одного раза по одному решению);
– истребовать вне рамок проверки документы и информацию об имуществе, имущественных правах и обязательствах. Если организация не представит сведения об имуществе и имущественных правах, инспекторы вправе запросить такие данные у третьих лиц.

12. Плательщики торгового сбора в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли должны будут представить соответствующее уведомление в налоговый орган. В этом случае датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора будет является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении. Другими словами, если подать уведомление позже, с налогового учета по этому основанию вас снимут только с даты уведомления (абз.1 п. 4 ст. 416 НК РФ).

13. С 01.01.2020 раздел VII.1 Налогового кодекса РФ дополняется новой главой 20.3. Данная глава призвана разрешать споры о налогообложении доходов, прибыли и имущества в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения путем проведения взаимно согласительных процедур. Инициировать процедуру может налогоплательщик или компетентное ведомство иностранного государства. Порядок и сроки рассмотрения заявления утвердит Минфин с учетом положений международных договоров.

Организации и ИП будут обязаны восстанавливать НДС, если при совмещении общей системы с ЕНВД они начнут использовать во вмененной деятельности товары, работы и услуги, по которым заявляли вычет. Кроме того, обязанность восстановить НДС также появится, если после реорганизации налогоплательщик перейдет на УСН или ЕНВД.

1. С 1 января 2020 года налоговым агентам разрешили уплачивать НДФЛ за свой счет в случае, если налог был доначислен по результатам проверки. При этом НДФЛ, который налоговый агент заплатил за работника после доначислений по результатам налоговой проверки, не включается в состав доходов гражданина (ст. 208 НК РФ).

2. Новым сроком сдачи годовых расчетов 6-НДФЛ и справок 2-НДФЛ теперь является 1 марта. Кроме того, до 10 человек сокращен лимит по численности получателей доходов для права сдать 2-НДФЛ, 6-НДФЛ на бумаге (ст. 230 НК РФ).

3. Организации с несколькими обособленными подразделениями с 1 января больше не будут обязаны перечислять НДФЛ и сдавать отчетность по этому налогу в каждую ИФНС, где состоят на учете обособленные подразделения. Если подразделения или организация с обособленными подразделениями располагается на территории одного муниципального образования, отчитываться по НДФЛ и платить налог можно будет в одну инспекцию (ст. 226,230 НК РФ).

Налог на прибыль.

1. При расконсервации основного средства амортизацию теперь необходимо будет начислять как до консервации. Срок полезного использования основного средства при этом не продлевается (ст. 256 НК РФ).

2. В расходах по налогу на прибыль не учитывают амортизационные отчисления по основным средствам, которые организация передает в безвозмездное пользование. Исключением является ситуация, при которой передать имущество в безвозмездное пользование организация обязана по закону (ст. 270 НК РФ).

3. Убытки по некоторым видам деятельности, полученные в период применения нулевой ставки, не уменьшают налогооблагаемую базу. Такие убытки нельзя перенести на будущие налоговые периоды. Кроме того, еще на год продлено действие ограничения, в соответствии с которым налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный период нельзя уменьшать на убытки предыдущих налоговых периодов больше чем наполовину. Еще одним нововведением является то, что теперь правопреемник реорганизованной организации вправе уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на убытки предшественника до момента реорганизации. Однако, это правило не будет применяться, если в ходе налоговой проверки выяснится, что основной целью реорганизации являлось уменьшение налоговой базы на полученные до реорганизации убытки (283 НК РФ).

Специальные налоговые режимы.

1. Налогоплательщики, применяющие УСНО и ЕСХН, будут вправе:

- списывать расходы на приобретение недвижимости, не дожидаясь, когда документы будут поданы на регистрацию. Данный порядок будет применяется ко всем основным средствам, которые были приобретены в 2019 году, независимо от того, когда передали документы для регистрации права собственности (346.5 и 346.16 НК РФ);

- отражать в доходах все субсидии, полученные в рамках господдержки малого и среднего предпринимательства и на содействие самозанятости безработных граждан, не единовременно и в полной сумме, а пропорционально расходам (346.5 и 346.17 НК РФ).

2. Впервые зарегистрированные ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе применять нулевую ставку налога при предоставлении клиентам помещения для временного проживания. Однако, данная норма сможет заработать только после того, как субъекты РФ внесут соответствующие поправки в региональные законы, и коснется физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП после вступления в силу этих поправок (статья 346.20 НК РФ).

3. Для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, в статье 346.43 НК РФ закреплено право при расчете лимита сотрудников не учитывать тех, кто занят в деятельности на других режимах. Кроме того, региональные власти получили право:

· Устанавливать дополнительные ограничения для лиц, применяющих патентную систему налогообложения, а именно:
- в зависимости от площади сдаваемой в аренду недвижимости;
- общего количества автотранспортных средств и судов водного транспорта;
- общего количества объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и их общей площади.

· Устанавливать размер потенциально возможного годового дохода на одну единицу параметра:
- единицу средней численности наемных работников;
- единицу автотранспортных средств;
- 1 т грузоподъемности;
- 1 кв. м площади;
- один объект торговой сети, общепита и т. д.

4. Индивидуальный предприниматель, находящийся на патентной системе налогообложения и досрочно прекративший деятельность, должен теперь будет доплатить налог в течение 20 дней после того, как снят с учета как плательщик. Если же предприниматель заплатил больше, чем пересчитанный налог, переплату ему вернут по общим правилам, предусмотренным статьей 78 НК (ст. 346.51 НК РФ).

5. Налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вмененный доход и находящиеся на патентной системе налогообложения, с 1 января 2020 года не вправе будут реализовывать лекарства, обувь, одежду и изделия из натурального меха.

Налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций, рассчитываемый по кадастровой стоимости, нужно будет начислять по всей недвижимости, если кадастровая стоимость у нее определена. При этом, не будет иметь значения включение недвижимости в соответствующий региональный перечень (ст.378.2 НК РФ).

Органы государственного земельного надзора теперь обязаны будт сообщать в ИФНС о сельскохозяйственных землях, которые используются не по назначению. Земельный налог по таким участкам будет рассчитываться по повышенным ставкам (ст.396 НК РФ)

2. Госпошлина больше не будет уплачивается в случаях, предусмотренных статьей 333.35 НК РФ, а именно:

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости в связи с внесением поправок в законодательство;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости, которые должны были внести уполномоченные государственные органы, но по каким-то причинам не сделали этого;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о невозможности госрегистрации без личного участия правообладателя;

- внесения изменений в единый государственный реестр недвижимости о возражениях или правах требования по зарегистрированному праву на объект.

23 ноября 2020 года Президент РФ подписал Федеральный закон №374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес существенные изменения в налоговое законодательство.

Большая часть поправок вступает в силу с 01 января 2021 года. Наиболее важные новеллы следующие:

  • с 23.12.2020 года повышается минимально необходимый порог для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности по налогам и сборам с 3000 до 10000 рублей (п. 1 ст. 48 НК РФ);
  • с 23.12.2020 года налоговые уведомления могут быть направлены налогоплательщику только двумя способами: по почте заказным письмом или в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. Также налогоплательщику предоставлено право самостоятельно получить налоговое уведомление в любом налоговом органе или МФЦ (п. 4 ст. 52 НК РФ);
  • с 23.12.2020 года увеличивается с 500 до 3000 рублей минимально необходимая сумма для предъявления физическим лицам требования об уплате налога в течение одного года с момента выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ);
  • с 23.12.2020 года по общему правилу возврат суммы излишне уплаченного налога будет осуществляться на расчетный счет налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ);
  • с 01.07.2021 года устанавливаются случаи, когда налоговая декларация или расчет считаются непредоставленными. Например, подписание декларации неуполномоченным лицом, дисквалифицированным директором, подача декларации после регистрации прекращения юридического лица и т.д. (п. 4.1. ст. 80 НК РФ);
  • с 01.07.2021 года налоговая декларация по НДС будет считаться не предоставленной в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации контрольным соотношениям, что свидетельствует о нарушении порядка ее заполнения. Также установлен порядок действий налогоплательщика в указанном случае (п. 5.3. и 5.4. ст. 174 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года информация о выданных, приостановленных, аннулированных свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом, должна будет публиковаться для всеобщего ознакомления в сети Интернет (п. 9 ст. 179.2. НК РФ);
  • с 01.01.2021 года в состав доходов от источников в Российской Федерации для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц будут включаться дивиденды, выплаченные российской организацией иностранной организации, распределенные впоследствии в пользу лиц, косвенно участвующих в российских организациях посредством соответствующих иностранных организаций (п. 1.1. ст. 208 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года будут освобождены от налогообложения НДФЛ суммы возмещения расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование (п. 1 ст. 217 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года будут освобождены от налогообложения НДФЛ суммы, выплаченные работодателем, на компенсацию стоимости проезда или перелета из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей работника и неработающих членов его семьи (включая стоимость провоза ими багажа весом до 30 килограммов), рассчитанной от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в случае отдыха за пределами территории России (п. 1 ст. 217 НК РФ);
  • с 23.11.2020 года исчисление минимального предельного срока владения жилым помещением или доли в нем, которые были приобретены налогоплательщиком по договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством), по договору об участии в жилищно-строительном кооперативе, для целей освобождения от налогообложения НДФЛ при продаже указанных объектов осуществляется с момента полной оплаты соответствующего объекта недвижимости, а не с момента государственной регистрации права собственности налогоплательщика (п. 2 ст. 217.1. НК РФ);
  • с 01.01.2021 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не будут учитываться имущественные права в виде права безвозмездного пользования любым имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, а не только права в отношении государственного и муниципального имущества (пп. 16 ст. 251 НК РФ);
  • уточнен порядок получения инвестиционного налогового вычета в отношении расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;
  • с 01.01.2021 года устанавливается возможность прекращения начисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением транспортного средства и на основании соответствующего заявления налогоплательщика (п. 3.1. ст. 362 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу на имущество организаций учитывается не только в случаях, предусмотренных НК РФ, но и законодательством о государственной кадастровой оценке (п. 15 ст. 378.2. НК РФ);
  • с 01.01.2021 года в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций надо будет включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года уточняется порядок рассмотрения налоговыми органами уведомления о предоставлении вычета по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 6.1. ст. 391 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года уточняется порядок рассмотрения налоговыми органами уведомлений о выбранных для предоставления льгот объектах налогообложения по налогу на имущество физических лиц (п. 7 ст. 407 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года конкретизируется порядок рассмотрения налоговыми органами заявлений налогоплательщиков о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество физических лиц (п. 2.1. ст. 408 НК РФ);
  • с 01.01.2021 года страховыми взносами не будут облагаться суммы, выплачиваемые плательщиком на возмещение фактически произведенных и документально подтвержденных расходов физического лица, связанных с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера, а также оплата плательщиком таких расходов (п. 1 ст. 422 НК РФ).

Читайте также: