Законом субъекта рф была установлена льгота предусматривающая снижение ставки по налогу на прибыль

Опубликовано: 15.05.2024

Если субъект РФ установил пониженную ставку налога на прибыль до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, то он может продлить срок ее действия до 1 января 2023 года. Такая позиция была опубликована в письме Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-10/19406.

Распределение по бюджетам

Налог на прибыль перечисляют в два бюджета – федеральный и региональный. По каждому бюджету своя ставка налога. Так, налог начисляют:

  • в федеральный бюджет – по ставке 2%. На периоды с 2017 по 2020 год – 3%;
  • в региональный бюджет – по ставке 18%. На периоды с 2017 по 2020 год – 17%.

Перераспределение ставки налога на прибыль между бюджетами на период с 2017 года по 2020 год установлено Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Снижение региональной части

Региональные власти до 1 января 2019 могли уменьшать ставку налога в той части, которая поступает в их бюджет до 12,5% по своему усмотрению (до 1 января 2017 года могли снижать до 13,5%). Эта льгота касалась любых налогоплательщиков.

С 1 января 2019 года регионы могут вводить пониженные тарифы по налогу только в случаях, прописанных в НК РФ. А именно, такое право у них есть только в определенных случаях – для резидентов ОЭЗ. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее– Закон № 302-ФЗ).

Для организаций – резидентов ОЭЗ условием для применения пониженной ставки налога на прибыль в региональный бюджет является ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности на территории особой экономической зоны и за ее пределами.

Размер ставки не может быть выше 12,5% (установлено на 2017–2020 годы, до 1 января 2017 года – 13,5%).

Если власти субъектов приняли соответствующие законы о снижении региональной части налога в отношении обычных налогоплательщиков до 1 сентября 2018 года (даты вступления в силу Закона № 302-ФЗ), то действовать они будут до 2023 года или до даты завершения срока действия закона.

При этом принятую ранее пониженную ставку власти могут повысить по своему усмотрению (Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ).

Если срок действия пониженной ставки закончится ранее 2023 года, власти субъекта смогут его продлить. Запрещено устанавливать пониженные ставки, но не запрещено продлевать их. На это указал Минфин России в комментируемом письме, а также и в письме более раннем – от 16.11.2018 № 03-03-05/83098.

Кто платит налог на прибыль

Налог на прибыль организаций – это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности компании. Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

Налог на прибыль платят:

  • все российские компании (ООО, АО, ПАО и пр.);
  • иностранные фирмы, которые работают в РФ через постоянные представительства или просто получают доход от источника в России;
  • иностранные компании, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения;
  • иностранные организации, местом фактического управления которыми является Россия, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

Филиалы российских фирм самостоятельными плательщиками налога на прибыль не считаются. Однако они могут исполнять обязанности самой фирмы по уплате налога (ст. 19 НК РФ). Как рассчитать сумму налога на прибыль, которую нужно уплатить по месту нахождения обособленного подразделения фирмы, сказано в статье 288 Налогового кодекса РФ.

Если компания работает на специальном режиме налогообложения (“упрощенка”, “вмененка” или единый сельхозналог), она не является плательщиком налога на прибыль. Предприниматели также этот налог не платят. Если фирма работает одновременно на двух налоговых режимах (специальном – кроме УСН – и общем), она платит налог на прибыль только по тем доходам, которые получены в рамках общей системы налогообложения.

При расчете налога на прибыль компания должна точно знать, какие доходы и расходы она может признать в этом периоде, а какие нет. Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются методом начисления и кассовым методом. (ст. 271–273 НК РФ).

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Нет времени читать?

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ 01.01.2020 г. вступают в силу изменения в гл. 25 НК РФ для автономных учреждений, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для музеев, театров, библиотек и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Главные изменения для АУ

Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.

Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).

«Нулевая» ставка для медицинских и образовательных учреждений

Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):

  1. Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.
  2. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.
  3. В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.
  4. Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.
  5. В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 №395-ФЗ льготная ставка могла применятся при соблюдении описанных выше условий с 01.01.2011 по 01.01.2020. Федеральным законом № 210-ФЗ (ст. 2) из этого правила исключены слова «по 01.01.2020», а это значит, что вышеназванные учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (с учетом условий, изложенных ранее).

То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.

Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.

Льготы учреждениям социального обслуживания граждан

В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.

Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.

Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.

Льготы для музеев, театров и библиотек

Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.

Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.

Формула

На применение льготы не нужно получать разрешение, необходимо только подтвердить право на нее, так как она носит заявительный характер.

В соответствии с п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования льготы музеям, театрам и библиотекам в сроки, установленные для предоставления налоговой отчетности за налоговый период, то есть до 28 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 указанной статьи по форме, которая будет утверждена ФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Амина Русак,
старший бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»


IT-организации и производители электроники в 2021 году платят налог на прибыль по пониженной ставке. Льгота коснулась и производителей печатной продукции — теперь они могут уменьшить налоговую базу на больший процент.

Что такое налог на прибыль и кто его платит

Налог на прибыль — это прямой налог, его взимают с российских и иностранных организаций. Со вторых налог взимают в случае, если они ведут бизнес на территории РФ через постоянные представительства или получают прибыль от источников в России.

Налогоплательщики налога на прибыль перечислены в п. 1 ст. 246 НК РФ.

Некоторые организации могут не платить налог. Например, если используют спецрежимы УСН и ЕСХН или являются плательщиками налога на игорный бизнес. Участники проекта «Инновационный центр «Сколково» также могут не платить налог на прибыль.

Как рассчитать налог на прибыль

Рассчитывают налог на основе дохода от деятельности организации. Конечная сумма получается после всех вычетов, льгот и скидок.

Что входит в объект налогообложения

Доходы — это общая выручка организации от основной деятельности и всех дополнительных. При расчёте доходы учитываются без НДС и акцизов.

Источником доходов может быть реализации товаров, работ и услуг. Но есть и внереализационные доходы, которые не указаны в ст. 249 НК РФ. Внереализационные доходы — это, например, сдача помещения в аренду или получение процентов от банковских вкладов.

Расходы — это все затраты организации, которые подтверждены документально. Как и доходы, они могут быть реализационными и внереализационными. Первые связаны с производством и реализацией продукции, услуг и работ. Вторые не связаны с ними напрямую — это, опять же, могут быть проценты, но в этот раз не по вкладам, а по кредитам. Внереализационные расходы перечислены в ст. 265 НК РФ.

Реализационные расходы могут быть как прямыми, так и косвенными. К прямым относят материальные расходы, суммы амортизации по основным средствам и расходы на оплату труда работников. Косвенные реализационные расходы — это все затраты, не относящиеся к прямым.

Как рассчитать налог

Расчёт производится на основе доходов и расходов по итогам отчётного периода. В случае с налогом на прибыль отчётным периодом является один календарный год.

Вычислять сумму налога можно двумя различными способами. При использовании метода начисления даты признания доходов/расходов не зависят от фактических дат поступления средств и оплаты расходов, а признаются в отчётном периоде. При использовании кассового метода признаются фактические даты доходов / расходов.

Формула для расчёта выглядит следующим образом:

Налог на прибыль = Налоговая база × Ставка налога

Налогоплательщик должен самостоятельно составить расчёт налоговой базы в соответствии со cт. 315 НК РФ. Расчёт должен включать в себя:

  1. Период определения налоговой базы.
  2. Сумма доходов от реализации.
  3. Сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации.
  4. Прибыль (убыток) от реализации.
  5. Сумма внереализационных доходов.
  6. Сумма внереализационных расходов.
  7. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
  8. Итого налоговая база за отчётный период.

Из налоговой базы нужно вычесть сумма убытка, подлежащего переносу в порядке, предусмотренном ст. 283 НК РФ.

Важно : для разных основной и всех специальных ставок налоговая база определяется отдельно.

Ставки налога на прибыль в 2021 году

Основная ставка

Размеры налоговых ставок установлены в ст. 284 НК РФ. Основная ставка налога на прибыль в 2021 году составляет 20 %, 3 % из которых идут в Федеральный бюджет, а 17 % в региональный.

Для некоторых налогоплательщиков ставка может быть понижена вплоть до 12,5 % законами субъектов РФ. Ставка может быть ещё ниже: налогоплательщики, которые могут воспользоваться льготой перечислены в п. 1 и п. 1.7 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 284.1 НК РФ, п. 3 ст. 284.3 НК РФ, п. 1.8 ст. 284 НК РФ, ст. 284.4 НК РФ.

Специальные ставки

Специальные ставки другой процент и другое распределение между Федеральным и Региональным бюджетом.

На прибыль по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, сведения о которых не были предоставлены налоговому агенту, действует налоговая ставка 30 % . Проценты, полученные владельцами государственных, муниципальных и иных ценных бумаг облагаются налогом в размере 15 % .

Есть много других специальных ставок, включая ставки, равные 0 % . Например, нулевая ставка может быть применена к прибыли организаций — участников региональных инвестиционных проектов.

Что поменялось в ставках по налогу на прибыль в 2021 году

С 1 января 2021 года ставка налога на прибыль для некоторых налогоплательщиков изменена.

Производители печатной продукции теперь могут уменьшить налоговую базу на 30 % стоимости бракованной продукции. До вступления в силу Федерального закона от 15.10.2020 № 323-ФЗ, они могли уменьшить базу только на 10 % .

Для IT-компаний и производителей электронной продукции порядок налогообложения также был изменён. Компании могут воспользоваться льготой, при которой налоговая ставка будет равняться 3 % .

Чтобы применять пониженную ставку, организации должны следовать следующим правилам :

  1. Доля доходов от основного вида деятельности должна составлять не менее 90 %.
  2. Количество работников, занятых этой деятельностью, должно быть не менее 7 человек.
  3. IT-компании должны иметь государственную аккредитацию, а производители электроники включены в специальный реестр.

Распределение основной ставки между Федеральным бюджетом ( 3 % ) и бюджетом Субъекта РФ ( 17 % ) сохранится до 2024, а затем будет изменено на 18 % и 2 %. В 2017-2022 регионы могут понижать ставку до 12,5 % , а затем смогут только до 13,5 % .

C 1 января вступили в силу поправки, которые устанавливают не только пониженные ставки на налог на прибыль. Льготные тарифы можно применять также к страховым взносам (пп. 3 п. 1 и п. 5 ст. 427 НК РФ) и налогу на добавленную стоимость (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Подверглась изменениям и форма отчётности — декларации по налогу на прибыль за 2020 год нужно подавать с учётом нововведений.

Сдать электронную отчётность поможет сервис « Астрал Отчёт 5.0 ». Программа позволяет отправлять документы по актуальным формам из любого места, где есть доступ к интернету.


Налог на прибыль, которую получают организации, является прямым налогом, установленным на федеральном уровне. Его объектом выступает разница в денежном выражении, возникающая в случае превышения доходов над расходами.

Льготы по налогу на прибыль закрепляются на федеральном и региональном уровнях и предоставляются компаниям, отвечающим некоторым требованиям. В случае приобретения оснований для льготного начисления выплат налогоплательщик должен самостоятельно обращаться в региональные органы УФНС с письменным заявлением.

Кому положены

Согласно положениям НК РФ плательщиками налога на прибыль, льготы в отношении которых могут быть применены, являются:

  • российские организации, те, кого можно отнести к числу российских юридических лиц;
  • иностранные компании, получающие доход в РФ, вне зависимости от того, действуют они на территории страны через свои постоянные представительства или нет.

Юрлицами считаются те компании, которые располагают каким-либо имуществом, отвечают им по всем своим обязательствам, могут как отчуждать его, так и приобретать. Важным является тот факт, что юрлица должны иметь право выступать ответчиком в суде и истцом, если того требуют обстоятельства.

Важен тот факт, что плательщиками налога могут являться как коммерческие, так и некоммерческие организации вне зависимости от целей их создания.


Среди организаций, имеющих льготы по налогу, могут быть компании, осуществляющие медицинскую или образовательную деятельность, сельхозпредприятия, компании, оказывающие социальные услуги, и пр.

В особую категорию льготников выделяют участников региональных инвестиционных проектов.

Важным считается соблюдение условий, оговоренных отдельно для организаций каждого вида деятельности. Например, деятельность образовательного учреждения должна быть лицензирована, иметь штат не менее 15 сотрудников и пр. Не будет иметь значения, относится организация к числу компаний государственных или частных. Аналогичны требования и к медучреждениям.

Для сельхозпроизводителей необходимо находиться в системе общего налогообложения, то есть не применять упрощенное налогообложение; для медучреждения — иметь более половины сотрудников, оформленных как специалистов (с действующими сертификатами).

В отношении компаний, оказывающих услуги социального плана, требования со стороны законодательства включают: регистрацию в список поставщиков соцуслуг региона, штат не менее 15 сотрудников, более 90% от прибыли компании должно приходиться на оборот от оказания профильных услуг социального характера.


Отдельную нишу занимают организации, работа которых происходит на территории кластеров — особых экономических зон, объединенных между собой. По отношению к этим организациям применяется нулевая процентная ставка при начислении той части налога, которая поступает в федеральный бюджет. На аналогичные условия могут рассчитывать и участники региональных инвестпроектов (при условии, что они включены региональными властями в соответствующие реестры).

Льготная ставка налога на прибыль применяется и к организациям, действующим на территории свободных экономических зон. Применяется она в течение 10 налоговых периодов. Также не уплачивают налог участники проекта «Инвестиционный центр «Сколково».

Классификация льгот по налогу на прибыль

Льготы по налогу на прибыль организаций классифицируются следующим образом:


  • полное освобождение от налогообложения полученного дохода;
  • уменьшение налогового бремени для покрытия возникшего убытка организации, при этом расходы для налогообложения будут учитываться в том отчетном налоговом периоде, в котором они были совершены;
  • урезание налоговых ставок на весь период работы или на некоторые сроки работы организации;
  • исключение затрат из налогооблагаемой прибыли.

Другие виды льгот могут быть установлены региональными органами власти в зависимости от существующего местного законодательства, так как поступление средств, полученных в результате начисления налога на прибыль организаций, осуществляется не только в федеральный, но и в бюджеты субъектов Федерации.

Порядок оформления

Для того чтобы оформить скидку на налогообложение руководителю компании, необходимо обратиться в региональное отделение УФНС с письменным заявлением, декларацией, оформленной с учетом требований порядка заполнения этого документа, и приложенными к ней документами, подтверждающими статус компании, сведения о направлениях ее деятельности и пр. В обязательном порядке должно быть подтверждение данных налогового учета, по результатам которого рассчитывается часть доходов, предназначенная для льготного налогообложения.

Читайте также: