Закон республики армения о налоге на прибыль

Опубликовано: 12.05.2024

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Налоговый вестник", N 7, 2000

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ В АРМЕНИИ

Налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с Законом Республики Армения "О налоге на прибыль" (действует с 1 января 1998 г.), а также инструкциями Налоговой инспекции Республики Армения о порядке исчисления в бюджет налога на прибыль резидентами и нерезидентами.

Плательщиками налога на прибыль являются резиденты и нерезиденты. Резидентами считаются созданные в Республике Армения (получившие государственную регистрацию) юридические лица и предприятия, не имеющие статуса юридического лица, а нерезидентами - созданные в иностранных государствах юридические лица и предприятия, не имеющие статуса юридического лица, а также международные организации и созданные ими за пределами Армении юридические лица и предприятия, не имеющие статуса юридического лица.

Объектом налогообложения для резидентов является облагаемая прибыль, получаемая как на территории Армении, так и за ее пределами, а для нерезидентов - лишь получаемая от армянских источников.

Налогооблагаемая прибыль - это положительная разница между валовым доходом налогоплательщика и вычетами (расходы, потери и иные вычеты), установленными Законом Республики Армения "О налоге на прибыль" (далее - Закон).

Общая сумма всех доходов налогоплательщика в отчетном году независимо от источников их получения определяется как валовой доход. Под доходом понимается приток активов, их увеличение либо сокращение обязательств в течение отчетного года, которые приводят к увеличению собственного капитала налогоплательщика.

К числу доходов не относятся:

- инвестиции, осуществленные участниками (акционерами, пайщиками, членами) в уставный капитал (фонд) налогоплательщика;

- положительная разница между ценой размещения и номинальной ценой акций налогоплательщика;

- средства, объединяемые в целях совместной деятельности;

- положительный результат от переоценки иностранной валюты и иных выраженных в иностранной валюте активов и обязательств, а также от осуществленной в установленном законом порядке переоценки основных средств;

- суммы налоговых льгот, предоставляемых законом.

При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход подлежит вычету на размер необходимых и подтвержденных документами расходов, связанных с его получением. Под расходами понимается отток активов, их уменьшение или рост обязательств в течение отчетного года, что влечет уменьшение собственного капитала налогоплательщика.

К числу расходов относятся:

- оплата труда и иные приравненные к ней выплаты;

- платежи по обязательному социальному страхованию;

- невозмещаемые (незасчитываемые) налоги, пошлины и иные обязательные платежи;

- проценты по ссудам и иным займам;

- платежи по гарантиям, поручительствам, аккредитивам и иным банковским услугам;

- возмещение за причиненный ущерб;

- пени, штрафы и иные имущественные санкции (за некоторым исключением);

- расходы по набору работников;

- расходы на аудиторские, юридические, иные консультационные, информационные и управленческие услуги;

- расходы на факторинговые, доверительные (трастовые) операции;

- выявленные в отчетном году заниженные расходы за три непосредственно предшествующих этому года;

- текущие расходы на основные средства.

Требования к документальному подтверждению расходов на приобретение товарно - материальных запасов, работ, услуг, основных средств и иных активов (и в соответствующих случаях относящихся к доходам других налогоплательщиков) установлены Постановлением Правительства Республики Армения от 25.08.1998 N 525.

К числу расходов не относятся:

- распределение собственного капитала налогоплательщика среди участников в виде дивидендов или в иной подобной форме;

- произведенные налогоплательщиком вклады в уставный капитал других лиц;

- отрицательная разница между стоимостью выкупленных налогоплательщиком своих акций, долей или паев и их балансовой стоимостью;

- отрицательный результат от переоценки иностранной валюты и иных выраженных в иностранной валюте активов и обязательств, а также от осуществленной в установленном законом порядке переоценки основных средств.

При определении объекта налогообложения учет доходов и расходов осуществляется по методу начислений. Это означает, что учет налогоплательщиком полученных доходов и понесенных расходов производится исходя из времени приобретения налогоплательщиком права на эти доходы или признания за ним этих расходов независимо от времени фактического получения доходов или осуществления платежей.

Для исчисления амортизации основных средств Законом предусмотрены пять укрупненных групп основных средств, по которым установлены следующие минимальные сроки амортизации:

для зданий, сооружений и передаточных устройств - 20 лет;

для зданий и сооружений гостиниц, пансионатов, домов отдыха - 10 лет;

для поточных линий, робототехники - 3 года;

для вычислительной и компьютерной техники - 1 год;

для прочих основных средств, в том числе для рабочего скота, многолетних насаждений и капиталовложений, направленных на улучшение земель - 5 лет.

Минимальный амортизационный срок для зданий и сооружений, находящихся в зоне бедствия (землетрясения), установлен в один год.

Рассчитывая налогооблагаемую прибыль, налогоплательщик вправе избрать иной срок амортизации основных средств, но не менее срока, указанного для данной группы.

Законом строго ограничен перечень расходов и потерь, по которым Правительству Республики Армения предоставлено право устанавливать нормы, превышение которых не подлежит вычету из валового дохода при определении налогооблагаемой прибыли. К ним относятся:

- убытки за выброс вредных веществ в окружающую среду;

- расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров вне пределов территории Республики Армения;

- расходы на спецпитание, спецодежду и другое снаряжение, иные возмещения, предусмотренные для работников законодательством;

- командировочные расходы вне пределов территории Республики Армения, а также суточные на территории Республики Армения;

- расходы (в том числе амортизационные отчисления и расходы на ремонт) на содержание учреждений здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, реабилитационных лагерей, учреждений культуры, науки и спорта, а также объектов жилищного фонда.

Максимально допустимые размеры определенных видов вычетов, осуществляемых из валового дохода для целей налогообложения, установлены Постановлением Правительства Республики Армения от 27.11.1998 N 753.

При наличии убытка по результатам деятельности налогоплательщика в отчетном и предыдущих годах убыток переносится на следующие годы (так называемый "прямой перенос"). Данная норма действует в отношении убытков, возникших после 1 января 1997 г. Таким образом, предприятие, понесшее убыток в течение одного года, может перенести этот убыток с целью компенсировать его прибылью последующих лет. В отличие от большинства стран, в которых прямой перенос разрешается лишь в течение ограниченного промежутка времени, в Республике Армения перенос убытков никак не ограничен во времени.

Армянская налоговая система исключает экономическое двойное налогообложение предприятий, то есть при определении налогооблагаемой прибыли валовой доход налогоплательщика уменьшается на величину полученных дивидендов (за исключением предприятий - нерезидентов). Предполагается, что прибыль полностью облагается налогом на уровне предприятий, распределяющих дивиденды, а распределенная прибыль не облагается налогом у акционеров.

При определении налогооблагаемой прибыли валовой доход уменьшается на сумму отчислений по обязательному социальному страхованию, произведенных за счет работодателя. В соответствии с Законом Республики Армения "О платежах обязательного социального страхования" работодатели производят социальные платежи в размере 28% от общей суммы направляемых на оплату труда и приравненных к ней средств, но не менее 2500 и не более 20 000 драм ежемесячно для каждого наемного работника. Драма - денежная единица Республики Армения. 1 драма = = 100 лумам. По курсу Банка России на 01.06.2000 1000 драм = = 52,73 руб.

Ставка налогообложения - прогрессивная. При сумме годовой облагаемой прибыли до 7 млн драм налог взимается по ставке 15%, а с суммы, превышающей 7 млн драм, - 25%.

Налог на прибыль по доходам, полученным от организации и проведения игр и лотерей с выигрышами, уплачивается по ставке 70%.

При инвестиции не менее 500 млн драм в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями (кроме банков), фактически произведенной иностранными инвесторами после 1 января 1998 г., сумма налога на прибыль данного предприятия уменьшается:

При ликвидации налогоплательщика в течение срока действия льготы сумма налога на прибыль за период этой льготы исчисляется в полном размере - за весь период деятельности.

Налогоплательщики определяют суммы налога на прибыль самостоятельно по годовым результатам своей финансово - хозяйственной деятельности. Предельным сроком представления расчета по налогу на прибыль является 15 апреля следующего за отчетным года, а сумма налога на прибыль должна быть внесена налогоплательщиком в бюджет не позднее 25 апреля следующего за отчетным года.

Законом предусмотрен один срок уплаты авансовых платежей в месяц - не позднее 25-го числа данного месяца и только в случае превышения размера годовой суммы налога на прибыль налогоплательщика в предыдущем году в 500 тыс. драм. Для нерезидентов при превышении 2 млн драм годовой суммы налога на прибыль предыдущего года предельными сроками уплаты авансовых платежей являются 1 июля и 31 декабря текущего года.

Размер авансовых платежей, вносимых в бюджет ежемесячно, для резидентов установлен в размере 1/16 от суммы фактического налога предыдущего года (что в годовом исчислении составляет 75% суммы налога предыдущего года), а для нерезидентов - раз в полгода в размере 1/4 от суммы фактического налога предыдущего года. При этом в случае планирования получения налогооблагаемой прибыли в текущем году менее прошлогодней, налогоплательщику предоставлено право самостоятельного определения размера авансовых платежей.

Доходы от армянских источников подразделяются на активные (доходы от предпринимательской деятельности) и пассивные (инвестиционные) доходы.

Активные доходы могут быть получены нерезидентом в результате осуществления деятельности как через "подразделение" (структурное подразделение нерезидента, получившее государственную регистрацию в Республике Армения), так и через "место" (фактическое место осуществления предпринимательской деятельности нерезидента, не имеющего структурного подразделения в Республике Армения).

Пассивными доходами считаются доходы нерезидента от вложения (предоставления) своего имущества или иных активов, полученные в результате деятельности исключительно других лиц на территории Республики Армения. К числу важнейших видов пассивных доходов следует отнести дивиденды, проценты, роялти.

Если нерезидент осуществляет свою деятельность не только в Республике Армения, но и за ее пределами, не ведя при этом раздельного учета, что не позволяет определить налогооблагаемую прибыль, возникающую от деятельности, осуществляемой им через "подразделение" или "место", то она может исчисляться на расчетной основе - по методу, согласованному между налогоплательщиком и налоговым органом. Этот согласованный метод будет служить основой для определения налогооблагаемой прибыли до тех пор, пока не будет веской причины для его изменения.

Налогооблагаемая прибыль, полученная в результате деятельности "подразделения" или "места" в Республике Армения, может определяться:

- по удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной от деятельности в Республике Армения, в выручке нерезидента от совокупной деятельности;

- по удельному весу расходов, связанных с деятельностью, осуществленной в Республике Армения, в совокупных расходах нерезидента;

- по удельному весу персонала, занятого в Республике Армения, в совокупной численности персонала нерезидента.

При определении налогооблагаемой прибыли "подразделения" или "места" допускается распределение подтвержденных документами расходов и фактических потерь между нерезидентом и его "подразделением" или "местом" в Республике Армения. Распределенные расходы включают, в частности, управленческие и общие административные расходы, произведенные как в Республике, так и за ее пределами.

При определении налогооблагаемой прибыли "подразделения" его валовой доход уменьшается также на сумму других вычетов, установленных Законом для резидентов, за исключением полученных грантов, дивидендов и переноса убытков.

При сокрытии налогооблагаемой прибыли или ее занижении с налогоплательщика взыскивается сумма налога, предусмотренная (исчисленная налоговыми органами) за сокрытие или занижение, а также штраф в размере 50% этой суммы, а в случае повторного сокрытия или занижения облагаемой прибыли в течение одного года после регистрации нарушения налоговыми органами - штраф в размере всей суммы налога.

Предусмотрена также норма ответственности и для налоговых агентов: при неудержании налога у источника налоговое обязательство и установленные санкции возлагаются на налогового агента.

Сумма дохода (прибыли) налогоплательщиков в Республике Армения, полученная за пределами Республики, включается в общую сумму дохода (прибыли), подлежащего налогообложению в Республике и учитывается при определении размера налогов.

Налоги, взимаемые в Республике Армения с суммы дохода (прибыли) налогоплательщиков, сокращаются на сумму налогов, взимаемых с налогоплательщиков Республики в иностранных государствах в соответствии с их законодательством. При этом размер сокращаемых сумм не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в Республике Армения с полученного в иностранных государствах дохода (прибыли).

от 27 октября 1997 года №ЗР-155

О налоге на прибыль

(В редакции Законов Республики Армения от 05.05.1998 г. №ЗР-216, 06.07.1998 г. №ЗР-243, 28.12.1998 г. №ЗР-269, 29.12.2000 г. №ЗР-128, 27.12.2001 г. №ЗР-286, 01.06.2002 г. №ЗР-330, 30.11.2002 г. №ЗР-451, 26.12.2002 г. №ЗР-487, 29.12.2003 №ЗР-55, 21.12.2004 г. №ЗР-149, 28.12.2005 г. №ЗР-258, 14.12.2006 г. №ЗР-190, 19.12.2006 г. №ЗР-222, 22.05.2007 г. №ЗР-189, 20.10.2007 г. №ЗР-203, 29.10.2007 г. №ЗР-217, 19.11.2007 г. №ЗР-233, 21.06.2008 г. №ЗР-110, 12.07.2008 г. №ЗР-131, 12.09.2008 г. №ЗР-147, 24.12.2008 г. №ЗР-217, 30.12.2008 г. №ЗР-248, 17.01.2009 г. №ЗР-32, 06.04.2009 г. №ЗР-68, 02.07.2009 г. №ЗР-153, 17.11.2009 г. №ЗР-193, 24.11.2009 г. №ЗР-201, 18.03.2010 г. №ЗР-27, 18.05.2010 г. №ЗР-58 (вступил в силу 01.01.2014 г.),09.06.2010 г. №ЗР-74 (вступил в силу с 01.01.2011 г.), 15.11.2010 г. №ЗР-152, 21.12.2010 г. №ЗР-180, 16.06.2010 г. №ЗР-189, 28.12.2010 г. №ЗР-210, 30.12.2010 г. №ЗР-265, 16.06.2011 г. №ЗР-187, 18.06.2011 г. №ЗР-196, 21.12.2011 г. №ЗР-301, 08.12.2012 г. №ЗР-218, 22.12.2012 г. №ЗР-229, 28.12.2012 г. №ЗР-238, 10.09.2013 г. №ЗР-96, 30.12.2014 г. №ЗР-246, 12.03.2015 г. №ЗР-4, 27.05.2015 г. №ЗР-37, 15.12.2015 г. №ЗР-155 (вступ. в силу 01.01.2018 г.), 03.06.2016 г. №ЗР-70, 30.12.2016 г. №ЗР-253, 26.12.2017 г. №ЗР-263)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 30 сентября 1997 года

Раздел 1. Общий порядок налогообложения

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с определением и уплатой налога на прибыль в Республике Армения, определяет круг плательщиков налога на прибыль в Республике Армения, ставки, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль.

Статья 2. Понятие налога на прибыль

Налог на прибыль - это прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками в государственный бюджет в порядке и размере, установленных настоящим Законом.

Статья 3. Общая основа исчисления налога на прибыль

1. При определении налога на прибыль исчисление осуществляется на основе принципов и правил, установленных законами и иными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет и финансовую отчетность, если настоящим Законом не предусматриваются особенности их применения.

2. В течение срока представления расчета по налогу на прибыль плательщики налога на прибыль в письменной форме информируют орган налоговой инспекции об избранных ими принципах и правилах бухгалтерского учета и финансовой отчетности, об используемой компьютерной программе по бухгалтерскому учету, а также об изменениях в них, если законом или иными правовыми актами налогоплательщику предоставлено право такого выбора.

3. При определении облагаемой прибыли активы и обязательства учитываются по первоначальной стоимости (приобретения), за исключением результатов переоценивания, осуществленного в установленном законом порядке. В смысле применения настоящего Закона, результатами осуществленного в установленном Законом порядке переоценивания считаются результаты переоценивания активов и (или) обязательств, если переоценивание было осуществлено в соответствии с тем законом, в котором непосредственно указано, что переоценивание активов и (или) обязательств осуществляется в целях расчета облагаемой прибыли или налога на прибыль.

4. При определении облагаемой прибыли учитываются доходы и вычеты, возникающие в результате образования установленных только настоящим Законом резервов (резервных фондов).

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 28.12.2012 г. №ЗР-238)
(см. предыдущую редакцию)

Глава II. Плательщики налога и объект налогообложения

Статья 4. Плательщики налога на прибыль

1. Налог на прибыль в Республике Армения уплачивают (являются налогоплательщиками) резиденты Республики Армения (далее - резиденты) и нерезиденты, за исключением государственных управленческих учреждений Республики Армения, компенсационного фонда, созданного на основе Закона Республики Армения "О компенсации ущерба, нанесенного жизни или здоровью военнослужащий во время обороны Республики Армения", органов местного самоуправления Республики Армения, государственных некоммерческих организаций в части бюджетных ассигнований и доходов, перечисляемых полностью в бюджет и Центрального банка Республики Армения.

2. В контексте настоящего Закона:

а) резидентами считаются созданные в Республике Армения (получившие государственную регистрацию, вставшие на учет, зарегистрировавшие правила) организации, договорные инвестиционные фонды, за исключением пенсионных фондов, обособленных подразделений организаций, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;

б) нерезидентами считаются созданные в иностранных государствах организации, а также международные организации и созданные ими за пределами Республики Армения организации.

3. Во всех предусмотренных настоящим Законом отношениях, связанных с инвестиционным фондом как с налогоплательщиком, вместо него выступает управляющий данного инвестиционного фонда, за счет данного фонда.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 30.12.2010 г. №ЗР-265, 30.12.2016 г. №ЗР-253)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения для резидентов считается облагаемая прибыль, получаемая на территории Республики Армения и за ее пределами.

2. Объектом налогообложения для нерезидентов считается облагаемая прибыль, получаемая от армянских источников (статья 53 настоящего Закона).

Статья 6. Облагаемая прибыль

Облагаемая прибыль - это положительная разница между валовым доходом налогоплательщика и вычетами, установленными настоящим Законом, а для инвестиционных фондов – его чистые активы. Для определения облагаемой прибыли порядок расчета чистых активов инвестиционного фонда устанавливает Центральный банк Республики Армения, согласовав с уполномоченным Правительством Республики Армения органом в финансовой сфере. При этом, в смысле настоящего Закона, из чистых активов инвестиционного фонда не уменьшаются распределенные своим участником суммы, произведенные в виде дивидендов с активов инвестиционного фонда или в другой форме.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 30.12.2010 г. №ЗР-265)
(см. предыдущую редакцию)

Глава III. Валовой доход

Статья 7. Валовой доход

1. Валовой доход - это общая сумма всех доходов налогоплательщика в отчетном году, независимо от источников их получения.

2. В контексте настоящего Закона:

а) доходом считается приток, рост активов или уменьшение обязательств, что влечет увеличение собственного капитала налогоплательщика;

б) собственным капиталом считается разница между активами и обязательствами;

в) активом считается любое средство, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности, - имущество (материальные активы), имущественные права и связанные с имущественными правами личные неимущественные права (нематериальные активы), иностранная валюта, ценные бумаги, дебиторская задолженность и иное имущество;

г) обязательством считается имеющаяся у налогоплательщика задолженность (кредит, кредиторская задолженность, налоговое обязательство и прочее).

К числу доходов относятся, в частности:

а) выручка от реализации товаров, продукции (далее также - товары);

б) выручка от реализации услуг;

в) выручка от реализации основных средств и иных активов;

г) проценты и иное возмещение (далее - проценты), получаемые по ссудам;

д) платежи и иное возмещение (далее - арендные платежи), получаемые от аренды;

е) возмещение, получаемое за использование или право пользования любыми авторскими правами на произведение литературы, искусства или научным трудом, любым патентом, товарным знаком, проектом или моделью, планом, секретной формулой или процессом, программой для электронно-вычислительных машин и базы данных, или за использование или право пользования промышленным, коммерческим, научным оборудованием, или предоставление информации о промышленном, техническом, организационном, коммерческом, научном опыте (далее - роялти);

з) страховые возмещения;

и) доходы от финансирования задолженностей или коммерческих сделок, от осуществления иных факторинговых операций;

к) доходы от фьючерсов, опционов и иных подобных сделок;

л) безвозмездно получаемые активы, доходы от скидки или прощения обязательств, за исключением суммы по налоговым льготам, другим обязательным платежам и платам, уплачиваемым в государственные и общинные бюджеты, суммы по льготам по части платежей по природопользованию предоставляемых законом;

м) доходы от возмещения за причиненный ущерб (понесенные потери);

н) доходы в виде пени, штрафов и иных имущественных санкций, за исключением зачисленных в пользу налогоплательщика пеней за каждый день задержания после установленного законом 90-дневнего срока для возврата переплат и (или) различных от переплат сумм, относящихся к видам налогов, зачисляемых в государственный бюджет согласно статье 33 Закона Республики Армения "О налогах" (за исключением зачисляемых в государственный бюджет налога на имущество и налога на землю);

о) доходы от сделок, признанных недействительными;

п) суммы погашения ранее списанных в установленном Правительством Республики Армения порядке безнадежных дебиторских задолженностей или в случае погашения несписанных дебиторских задолженностей – суммы вычетов, произведенных в резерв в установленном порядке, а в случае банков, кредитных организаций, страховых компаний и специализированных лиц в сфере ценных бумаг, начисленные в результате восстановления в балансе безнадежных активов, ранее списанных в установленном совместно уполномоченным Центральным банком Республики Армения органом и Центральным банком Республики Армения с баланса и инвестиционных ценных бумаг, а в случае списанных с баланса активов – начисленные доходы по части уменьшения сформированных в установленном порядке резервов;

р) сумма погашения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Республики Армения органом, а в случае банков - совместно уполномоченным Правительством Республики Армения органом и Центральным банком Республики Армения, ранее списанных с баланса дебиторских задолженностей, а в случае погашения несписанной задолженности - сумма произведенных в установленном порядке отчислений;

т) доходы, получаемые по линии предоставления банковских гарантий, акцептных операций;

у) доходы от доверительного (трастового) или иного управления ценными бумагами и вкладами других лиц, за оказание брокерских услуг и услуг финансового агента (представителя);

ф) доходы от выпуска, скидки, передачи, уступки или обслуживания векселей, чеков, иных платежных ценных бумаг, платежных документов, карточек и иных инструментов;

х) доходы, считавшиеся по части технических резервов страховых компаний, доли перестрахователя в технических резервах;

ц) комиссионные платы, полученные страховыми компаниями от переданных договоров о перестраховании;

ш) излишки основных средств, выявленных при инвентаризации (в том числе, проверке) товарно-материальных ценностей, денежных средств у другого имущества, а в случае признания прав налогоплательщика в установленном законодательством порядке (за исключением, на основании постановлений суда) над имуществом, признанным безхозяйным, безхозное имущество. Излишки имущества, безхозное имущество оцениваются по аналогичной ценности, имеющейся у данного резидента, а при отсутствии данной ценности, по стоимости, определенной с помощью экспертизы, которая образует начальную стоимость (стоимость приобретения) данного имущества и полностью включается в валовый доход за данный период ( в случае излишка имущества – в период обнаружения, а в случае безхозяйного имущества – признания прав);

щ) средства, объединенные в целях совместной деятельности" (у получателя), если в налоговый орган в установленном статьей 6.1 Закона Республики Армения "О налогах" порядке не было представлено объявление о взятии на себя обязанностей по расчету и уплате налогов по части совместной деятельности.

3. В контексте настоящего Закона течение срока исковой давности дебиторской и кредиторской задолженности до востребования начинается со дня предъявления требования, но не позднее 61-го дня со дня совершения сделки.

4. В связи с применением тарифов, утвержденных государством или уполномоченным органом в установленном порядке, в случае выдаваемых из государственного бюджета субсидий, доходы налогоплательщика определяются в результате применения указанных тарифов, в размере общей суммы подлежащих получению от покупателей (потребителей) сумм (выручки от реализации) и фактически полученных от государственного бюджета субсидий (выручки от реализации).

(В статью 7 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Армения от 21.12.2011 г. №ЗР-301, 22.12.2012 г. №ЗР-229, 28.12.2012 г. №ЗР-238)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Элементы, не считающиеся доходом

В смысле настоящего Закона доходами не считаются вклады участников (акционер, пайщик, член) в уставный капитал (фонд) налогоплательщика, положительная разница между ценой размещения и номинальной стоимости акций налогоплательщика, средства, объединенные в целях совместной деятельности (у получателя), если в налоговый орган в установленном статьей 6.1 Закона Республики Армения "О налогах" порядке было представлено объявление о взятии на себя обязательств по расчету и уплате налогов по части совместной деятельности, а также доходы, получаемые за внесенные участниками вклады в рамках совместной деятельности, если совместная деятельность осуществлялась в порядке, установленном статьей 6.1 Закона Республики Армения "О налогах".

Налоговая система в Республике Армения регулируется законом № 3Р 107 «О налогах» от 12 мая 1997 года.

Налоги в Армении классифицируются на государственные и местные.

Про уровень жизни в Армении можно узнать на нашем сайте.

Государственные налоговые платежи

Государственные налоговые платежи — это:

  1. Платеж на прибыль.
  2. Подоходный налог.
  3. Акцизный сбор.
  4. НДС.

Рассмотрим каждый из налоговых платежей более детально.

Налоговый платеж на прибыль

Налог на прибыль регулируется законом № 3Р 155 «О налоге на прибыль». Он выплачивается юридическими лицами. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная юридическим лицом вследствие коммерческой деятельности. При этом место получения прибыли роли не играет. Если налогоплательщик зарегистрировал организацию за пределами Республики Армения и регулярно получает доход с компании, то он обязан выплачивать данный платеж.

Налог на прибыль

Налоговая ставка равняется 20 %.

Подоходный сбор

Подоходный налоговый платеж регулируется законом № 3Р 246 «О подоходном налоге». Он выплачивается юридическими лицами государству с доходов, полученных от трудовой деятельности (зарплат). Ставка данного платежа является прогрессивной и напрямую зависит от уровня оклада армянина.

Если доход гражданина Армении ниже 120 тысяч драм (драм — национальная валюта Армении), то он обязан внести 15 % от суммы своей прибыли. При заработной плате от 120 до 320 тысяч драм ставка равняется 18 тысячам драм. Дополнительно выплачивается 25 % от суммы, превышающей 120 тысяч драм.

При доходе от 320 тысяч драм налоговая ставка равна 68 тысячам драм. Дополнительно армянин обязан внести в государственный бюджет 30 % от суммы, превышающей 320 тысяч драм.

Подоходный налог в разных странах мира

Подоходный налог в разных странах мира

С иностранцев, работающих на территории страны, дополнительно взимаются такие сборы:

  1. Страховое возмещение в сумме 5 % от годового дохода.
  2. Другие платежи (дивиденды, роялти) в сумме 15 %.

Акциз

Акцизный сбор регулируется законом № 3Р 79 «Об акцизном налоге». Это косвенный платеж, выплачиваемый исключительно от операций с различными группами товаров, подпадающих под акциз.

К акцизному товару относится алкогольная продукция, табачные изделия и нефтяные продукты. Единой ставки не существует. Она зависит от типа товара.

Акциз

Список акцизных ставок исходя из товара:

  1. Пиво (за 1 л) — 70 драм.
  2. Вино (за 1 л) — 100.
  3. Шампанское (за 1 л) — 180.
  4. Вермут (за 1 л) — 500.
  5. Сидр (за 1 л) — 180.
  6. Спирт (за 1 л) — 600.
  7. Коньяк (за 1 л) — 300.
  8. Спиртные настойки (за 1 л) — 1500.
  9. Табак (за 1 кг) — 1500.
  10. Нефтяные продукты (за 1 т) — 27 000.
  11. Дизельное топливо (за 1 т) — 11 500.
  12. Нефтяной газ (за 1 т) — 1000.

Что необходимо для получения гражданства Армении можно узнать здесь.

НДС регулируется законом № 3Р 118 «О налоге на добавленную стоимость». Данный вид платежа выплачивается в следующих ситуациях:

  • Ввоз товара на территорию Республики Армения.
  • Производство товаров.
  • Реализация услуг на территории страны.

Он платится юридическими лицами и частными предпринимателями.

Стандартная ставка сбора равна 20 %.

НДС

От уплаты данного сбора освобождаются люди в таких ситуациях:

  1. Оплата за обучение в любом образовательном учреждении Армении.
  2. Реализация канцелярской продукции, необходимой для образовательного процесса (ручек, тетрадей и др.).
  3. Проведение исследовательских работ.
  4. Реализация:
  • Сельскохозяйственной продукции.
  • Печатной продукции.
  • Лотерейных билетов.
  • Драгоценных камней.
  1. Проведение операций по страхованию.

Местные налоговые платежи

К местным налоговым платежам относятся:

  1. Платеж на имущество.
  2. Земельный.
  3. Гостиничный.
  4. Платеж за место парковки транспортного средства.

Рассмотрим каждый из них более детально.

Платеж на имущество

Данный тип налога прямой. Он выплачивается владельцами недвижимого и движимого имущества, в частности, недвижимости и различных транспортных средств.

Платеж на имущество

Единой ставки нет. Она прогрессивная, то есть напрямую зависит от оценочной стоимости имущества. Ставка для транспортных средств рассчитывается исходя из мощности средства передвижения.

Если оценочная стоимость недвижимости ниже трех миллионов драм, то владелец не облагается налогом.

При цене недвижимости от трех до 10 миллионов налог равен 100 драмам. Дополнительно выплачивается 0,1 % от суммы, которая превышает три миллиона драм.

При цене недвижимости от 10 до 20 миллионов драм ставка возрастает до 7100 драм. Дополнительно оплачивается 0,2 % от суммы, которая превышает 10 миллионов драм.

При цене недвижимости от 20 до 30 миллионов ставка возрастает до 27 100 драм. Дополнительно оплачивается 0,4 % от суммы, которая превышает 20 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 30 до 40 миллионов драм ставка равна 67 100 драмам. Дополнительно владельцем выплачивается 0,6 % от суммы, которая превышает 30 миллионов драм.

При стоимости недвижимости от 40 миллионов и выше сбор равен 127 100 драмам. Дополнительно собственник платит 0,8 % от суммы, которая превышает 40 миллионов драм.

Таблица. Размеры ставок для транспортных средств

Критерии Количество лошадиных сил Цена за каждую лошадиную силу (указана в драмах)
Средство вместимостью до 10 человек до 120 200
Средство вместимостью до 10 человек от 120 до 250 400
Средство вместимостью до 10 человек свыше 250 500
Средство вместимостью свыше 10 человек до 200 100
Средство вместимостью свыше 10 человек свыше 200 200

Земельный сбор

Данный тип налогового платежа прямой. Он выплачивается собственниками земельных участков. Единая ставка отсутствует. Она зависит от кадастровой цены земельного участка и его расположения.

Для участков, расположенных в населенных пунктах, применяется ставка в размере 1 %.

Для участков, расположенных за пределами населенного пункта, ставка равняется 0,5 %.

Уплата налогов

Заявление об уплате косвенных налогов — это документ, подтверждающий уплаченные налоговые платежи. Данное заявление подается в налоговую инспекцию по месту регистрации обязательно до 20 числа.

В 2021 году действует также новая услуга подачи бумаг в электронном виде.

Какие выгоды для бизнеса принесет вступление Армении в ТС

Как вывести в Россию доход, полученный в Армении

Чем привлекательны для инвесторов армянские налоговые льготы

Р еспублика Армения – закавказское государство, имеющее давние культурные и экономические связи с Россией. В будущем эти связи укрепятся, так как в сентябре 2013 года президент Армении заявил о принципиальном желании страны вступить в Таможенный союз, который в настоящий момент включает в себя Россию, Белоруссию и Казахстан.

Ожидается, что подготовительный этап к вступлению в ТС Армения завершит уже к маю 2014 года. Вступление республики в Таможенный союз предоставит определенные налоговые преимущества как армянским компаниям при импорте товаров в Россию, так и российским поставщикам при экспорте товаров в Армению. Прежде всего это касается уплаты НДС и таможенных пошлин.

В настоящее время в Армении зарегистрировано около 1300 компаний, контролируемых россиянами. Российский капитал инвестирован в такие стратегические отрасли, как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации и транспорт. Причем 45 процентов всех иностранных инвестиций в стране было произведено российскими компаниями.

Экономическое сближение открывает для российского бизнеса новые перспективы использования подконтрольных армянских компаний для торговой и производственной внешнеэкономической деятельности. Дополнительный плюс состоит в наличии между Россией и Арменией достаточно интересного с точки зрения налогового планирования соглашения об устранении двойного налогообложения, потенциально привлекательного для создания холдинговых структур.

Налоговая система Армении в целом похожа на российскую

Согласно Гражданскому кодексу Республики Армения (ГК РА), юридические лица могут регистрироваться в качестве акционерных обществ открытого и закрытого типа, обществ с ограниченной ответственностью, а также обществ с дополнительной ответственностью. Учредителями компании могут быть любые (армянские или иностранные) юридические или физические лица. Число акционеров в ОАО не ограничивается, а ЗАО должно иметь не более 49 акционеров. Юрлицо может создаваться даже одним учредителем либо состоять из одного лица в случае приобретения акционером всех акций общества. Но в случае учреждения компании одним лицом, в целях защиты интересов кредиторов, законодательство ограничивает возможность создания других хозяйственных обществ этим же обществом (ст. 96 и 106 ГК РА).

Налоговая система Армении в целом несильно отличается от российской. В Армении установлены налог на прибыль компаний, НДС, а также акцизы, налоги на доходы физлиц, отчисления в социальные фонды и налоги на имущество.

Основной вид налога, формирующий бюджет государства, – НДС. Его общая ставка – 20 процентов. Экспорт облагается по ставке 0 процентов, а реализация некоторых товаров, работ, услуг НДС не облагается. Так же как и в случае с российским НДС, в Армении сумму начислений можно уменьшить на сумму вычетов.

Налог на прибыль взимается по ставке 20 процентов. Компании – резиденты Армении и постоянные представительства иностранных компаний уплачивают налог со всего своего общемирового дохода. Иностранные компании – с доходов, полученных от источников на территории Армении (налог удерживает налоговый агент). Так же как в России, доходы можно уменьшить на относимые к их получению расходы.

Интересны особенности налогообложения дивидендов, полученных армянской компанией от резидента этой же страны. Налогом на прибыль у получателя они не облагаются. Будь этим получателем юридическое или физическое лицо. Однако дивиденды из иностранных источников включаются в налоговую базу на общих основаниях.

Проценты и роялти, уплаченные армянской компанией, уменьшают налогооблагаемую прибыль. Роялти – без ограничений по сумме, а проценты нормируются по двойной ставке рефинансирования Банка Армении.

Отчисления в социальные фонды производятся как за счет работника, так и за счет работодателя. Из зарплаты работника компания удерживает 3 процента, а отчисления за счет собственных средств рассчитывает по регрессивной шкале от 35 процентов с самых низких зарплат (порядка 1800 рублей в месяц) до 5 процентов – с самых высоких.

Физлица уплачивают налог на свои доходы по ставке 20 процентов. При этом данная ставка применяется как к резидентам Армении (проведшим на территории этой страны более 183 дней в году), так и к нерезидентам. При этом у первых налогом облагается любой доход, у вторых – доход от источников в Армении.

В Армении существует ряд налоговых льгот для иностранных инвесторов

Отметим, что в настоящее время иностранный капитал рассматривается правительством страны как ключевой элемент экономического роста. Еще в 1994 году правительство Армении объявило о применении политики открытых дверей для инвесторов, которая выражается в превалировании защиты иностранных инвестиций и инвесторов.

Так, законодательством Армении для инвесторов предусмотрена возможность получить трехлетнюю отсрочку по уплате ввозного НДС. Такая льгота касается только тех компаний, которые осуществляют импорт товаров в Армению на сумму более 300 млн драмов (примерно 26,3 млн рублей). Это делается для того, чтобы компании могли производить значительный объем продукции и только после этого уплачивать налог.

Армения является членом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, а также подписала Конвенцию о защите прав инвестора, заключенную в Москве 28.03.97. Кроме того, компании, основанные иностранными инвесторами, имеют право приобретать в Армении землю. А для вложения инвестиций в экономику страны иностранным инвесторам не нужно получать специальные государственные разрешения, за исключением лицензируемых видов деятельности. Среди правовых документов, регулирующих сферу инвестиций, важнейшими являются Закон Республики Армения от 31.07.94 № ЗР-115 «Об иностранных инвестициях», Концепция от 21.04.05 «Об инвестиционной политике Республики Армения», а также Соглашение между Россией и Арменией о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в Ереване 15.09.01.

Закон «Об иностранных инвестициях» гарантирует равное отношение ко всем видам инвестиций, значительно ограничивает возможность конфискации имущества государством. А также предусматривает полную компенсацию со стороны государства в случаях конфискации имущества и защищает инвестиции от неблагоприятных изменений законодательства сроком на пять лет.

Кроме того, данный закон освобождает импорт определенных видов товаров, ввезенных для пополнения уставного фонда, от таможенных пошлин на срок три года. Помимо этого указанный закон предоставляет возможность обращения инвесторов в суды Армении для решения экономических споров. Однако такие преимущества распространяются только на предприятия, в которых иностранный капитал составляет не менее 30 процентов в момент его формирования.

Также Закон Республики Армения от 14.04.97 № ЗА-107 «О налогах» предусматривает освобождение инвесторов от определенных видов налогов, а также льготные налоговые ставки и отсрочку по уплате некоторых видов налогов. Статьей 6 Закона Республики Армения от 16.06.97 № 3Р-118 «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрена отсрочка уплаты НДС в отношении конкретных групп товара сроком от одного года до трех лет, исходя из его таможенной стоимости.

После вступления в ТС упростится порядок взимания НДС

В настоящее время перемещение товаров между Арменией и Россией фиксируется таможенными органами при оформлении таможенной декларации. Тогда как в рамках ТС перемещение большинства товаров осуществляется без таможенного оформления и, соответственно, декларации на такие товары не составляются. А контроль над уплатой косвенных налогов осуществляют налоговые органы.

Несмотря на этот нюанс вступления Армении в Таможенный союз, нагрузка по НДС на участников внешнеэкономической деятельности не изменится. Экспорт, так же как и раньше, будет облагаться НДС по ставке 0 процентов, упростится лишь порядок ее подтверждения.

Напомним, что порядок исчисления НДС при поставках внутри Таможенного союза регламентируется Соглашением от 25.01.08, которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.10 № 36 (далее – Соглашение). Порядок определения налоговой базы, налоговая ставка и условия применения вычетов при экспорте в страны Таможенного союза регулируются Протоколом, ратифицированным законом от 19.05.10 № 98-ФЗ (далее – Протокол).

После подтверждения нулевой ставки суммы входного НДС по товарам, работам, услугам, использованным для реализации товаров на экспорт, можно будет принять к вычету (абз. 2 п. 1 ст. 1 Протокола). Если по истечении 180 календарных дней компания не соберет пакет документов, подтверждающих экспорт, то у российского экспортера операции по реализации будут облагаться по ставке 10 или 18 процентов (п. 9 ст. 165 НК РФ). При этом сумму входного НДС по товарам, работам, услугам, которые использованы для проведения неподтвержденной экспортной сделки, можно принять к вычету в момент отгрузки (п. 3 ст. 172 НК РФ). Армянское законодательство содержит аналогичные нормы.

Если сейчас при импорте из России в Армению или наоборот НДС уплачивается на таможне, то в рамках ТС взимание этого налога осуществляется налоговыми органами государства – члена ТС, на территорию которого ввезены товары, по месту постановки на учет плательщиков – собственников товаров (ст. 3 Соглашения и ст. 2 Протокола). При этом налоговой базой для расчета НДС будет договорная стоимость экспортированных товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ), а не таможенная стоимость, как сейчас.

Принять к вычету ввозной НДС импортер сможет после его уплаты и принятия на учет ввезенных товаров. Дополнительным условием для вычета, по мнению Минфина (письмо от 17.08.11 № 03-07-13/01-36), является отметка налогового органа об уплате налога на заявлении о ввозе товаров. В целом аналогичный порядок получения вычета по импортному НДС существует и сейчас.

При поставках внутри Таможенного союза пошлины можно не платить

Еще одно преимущество вступления Армении в Таможенный союз состоит в том, что при экспортно-импортных операциях в границах стран-участниц товары не облагаются таможенными сборами и пошлинами (п. 1 ст. 75 ТК ТС). В результате перспективным направлением для российского бизнеса может стать импорт сельхозпродукции из Армении. Когда Армения станет участницей ТС, то вся сельхозпродукция будет экспортироваться в страны ТС без уплаты таможенных пошлин. Это поможет снизить издержки и сделает армянскую продукцию более конкурентоспособной.

Кроме того, при импорте товара из-за пределов Таможенного союза российский импортер теперь сможет рассматривать Армению в качестве государства, на территорию которого товар ввозится первично – ведь дальнейшие его перемещения внутри ТС уже не вызовут контактов с таможней. Смысл здесь в том, что, несмотря на то, что таможенные пошлины всех стран – участниц ТС должны быть едины – полностью соответствовать Единому таможенному тарифу Таможенного союза, утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.12 № 54, ставки НДС везде разные.

Имеется в виду НДС, который импортер уплачивает на таможне при ввозе товара в ТС из-за его пределов. Так, в России в отношении ввезенных товаров действует ставка 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ), в Казахстане – 12 процентов (п. 1 ст. 268 НК РК), в Белоруссии – 20 процентов (подп. 1.3 п. 1 ст. 102 НК РБ). Как уже упоминалось, ставка армянского НДС также 20 процентов. То есть импортер в разных странах уплатит разные суммы НДС. В Казахстане – существенно меньше.

При условии дальнейшей реализации товаров на территории, куда был осуществлен импорт, различие в ставках не принципиально, поскольку есть возможность для их зачета. Однако в механизме возмещения НДС, уплаченного на таможне, существует временной разрыв – компания на определенный срок (до трех месяцев) лишается части средств в обороте. При наличии такого разрыва ввоз товаров через Казахстан имеет преимущество, в том числе и перед Арменией.

В случае с Арменией минусом также является и отсутствие сухопутных границ с остальными членами ТС. Соответственно, контактов с таможней при поставках внутри ТС можно будет избежать лишь при авиаперевозках. Во всех прочих случаях товары в режиме транзита, как и прежде, будут передвигаться через страну, не входящую в ТС, – Грузию или Азербайджан.

Доходы, полученные в Армении, выгодно выводить в Россию через роялти

При ведении бизнеса с использованием армянской компании важно проанализировать различные варианты вывода ее дохода в Россию, чтобы минимизировать налоговую нагрузку. Как уже упоминалось выше, российско-армянское налоговое соглашение (Соглашение об устранении двойного налогообложения, заключенное в Москве 28.12.96) содержит ряд интересных положений.

Так, налог на прибыль у источника выплаты дивидендов не может превышать 10 процентов ( подп. b п. 2 ст. 10 Соглашения об избежании ). А если вклад в уставный капитал составляет не менее 40 тыс. долларов – 5 процентов (подп. а п. 2 ст. 10 Соглашения об избежании). Для сравнения: при выплате дивидендов в страну, с которой отсутствует налоговое соглашение, в России взимается налог по ставке 15 процентов (подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ), а в Армении – 10 процентов.

Кроме того, в России для учредителя существует возможность получить право на нулевую ставку налога на прибыль по полученным из Армении дивидендам (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Таким образом, при соблюдении требований у источника выплаты дивидендов в Армении будет уплачено 5 процентов, а получателем в России – 0 процентов. Совокупная нагрузка по данному варианту составит 5 процентов (5% + 0%).

В отношении роялти и процентов по займам и вовсе налог у источника выплаты взиматься не должен (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 12 Соглашения об избежании). Учитывая, что в Армении роялти можно учитывать в расходах без ограничения по сумме, интересен вариант вывода дохода из Армении в Россию именно с помощью роялти. Особенно если получателем таких доходов в России будет компания на упрощенке с базой «доходы». Тогда в Армении роялти полностью уменьшат прибыль плательщика, облагаемую по ставке 20 процентов, налога у источника не возникнет, а российский получатель уплатит налог по ставке 6 процентов. То есть такой способ передачи дохода из Армении в Россию приведет к получению совокупной налоговой выгоды в размере 14 процентов (20% – 6%).

Но даже если получателем процентов или роялти в России будет компания на общем режиме, подобный вариант все равно выгоднее выплаты дивидендов, так как имеет нулевую совокупную нагрузку (20% – 20%). Тогда как по дивидендам придется заплатить 5 процентов. Однако для использования преимуществ Соглашения об избежании необходимо иметь сертификат резидентности.

(с изменениями на 24 октября 2011 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Международным протоколом от 24 октября 2011 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2013).

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Армения, руководствуясь стремлением развивать и укреплять экономическое, научное, техническое и культурное сотрудничество между обоими Государствами и в целях устранения двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, предотвращения уклонения от уплаты налогов и недопущения налоговой дискриминации решили заключить настоящее Соглашение и согласились о нижеследующем:

Статья 1

Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, являющимся резидентами одного или обоих Договаривающихся Государств.

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы и имущество, взимаемые в Договаривающемся Государстве, независимо от способа их взимания.

2. Налогами на доходы и на имущество считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов, с общей стоимости имущества или с отдельных их элементов.

3. Существующими налогами, на которые распространяется настоящее Соглашение, являются, в частности:

а) применительно к России:

(i) налог на прибыль организаций;

(ii) налог на доходы физических лиц;

(iii) налог на имущество организаций;

(iv) налог на имущество физических лиц;

б) применительно к Армении:

(i) налог на прибыль юридических лиц;

(ii) подоходный налог с физических лиц;

(iii) налог на имущество.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2013 года Международным протоколом от 24 октября 2011 года. - См. предыдущую редакцию)

4. Настоящее Соглашение применяется также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, упомянутым в пункте 1 настоящей статьи, которые будут взиматься в дополнение или вместо существующих налогов после даты подписания настоящего Соглашения.

Компетентные органы Договаривающихся Государств будут своевременно уведомлять друг друга о существенных изменениях, внесенных в соответствующие налоговые законы и другие нормативные акты, связанные с налоговым законодательством.

Статья 3

1. В целях настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

а) выражение "одно Договаривающееся Государство" и "другое Договаривающееся Государство" означает, в зависимости от контекста, Россию или Армению;

b) термин "Россия" означает Российскую Федерацию и при использовании в географическом смысле означает территорию Российской Федерации, а также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф;

с) термин "Армения" означает Республику Армению и при использовании в географическом смысле означает территорию Республики Армения;

d) термин "лицо" включает физическое лицо, предприятие и любое объединение лиц, рассматриваемое в качестве субъекта налогообложения;

е) выражение "предприятие Договаривающегося Государства" означает предприятие, зарегистрированное в соответствии с законодательством этого Государства;

f) выражение "международная перевозка" означает любую перевозку морским или воздушным судном, автомобильным или железнодорожным транспортом, осуществляемую резидентом Договаривающегося Государства, за исключением случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами, расположенными в другом Договаривающемся Государстве;

g) выражение "компетентный орган" означает:

применительно к России - Министерство финансов Российской Федерации или уполномоченного им представителя;

применительно к Армении - Министерство финансов Республики Армения и Комитет государственных доходов при Правительстве Республики Армения или их уполномоченных представителей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2013 года Международным протоколом от 24 октября 2011 года. - См. предыдущую редакцию)

2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой термин или выражение, не определенный в Соглашении, будет иметь то значение, которое придается ему законодательством этого Государства, если из контекста не вытекает иное. В случае расхождения между законодательством Договаривающегося Государства в отношении налогов, на которые распространяется Соглашение, и другими областями законодательства этого Государства применяется законодательство в отношении налогов, на которые распространяется Соглашение.

Статья 4

1. При применении настоящего Соглашения выражение "резидент Договаривающегося Государства" означает орган власти этого Государства, а также любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании местожительства, места регистрации или другого аналогичного критерия.

2. В случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, его статус определяется следующим образом:

а) оно считается резидентом того Государства, в котором он имеет постоянное местожительство;

b) если лицо имеет постоянное местожительство в обоих Государствах или если оно не обладает постоянным местожительством ни в одном из Государств, оно считается резидентом того Государства,гражданином которого является;

с) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает его в качестве своего гражданина или если оно не является гражданином ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи лицо, за исключением физического лица, является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то компетентные органы с помощью взаимосогласительной процедуры будут стремиться определить Договаривающееся Государство, резидентом которого оно будет считаться для целей настоящего Соглашения, учитывая расположение фактического места его управления, места инкорпорации и другие факторы. Для определения расположения фактического места управления будут приниматься в расчет среди прочих следующие критерии:

место, где проводятся заседания совета директоров;

место, из которого обычно осуществляется руководящее управление;

место, где главные (руководящие) должностные лица осуществляют свою деятельность;

место, где ведется бухгалтерский учет и хранятся архивы.

В случае отсутствия согласия на такое лицо не будут распространяться льготы и освобождения от налогов, предоставляемые настоящим Соглашением, если только компетентными органами Договаривающихся Государств не согласовано, в каких пределах и каким способом будут предоставлены такие льготы и освобождения.

(Пункт дополнительно включен с 15 апреля 2013 года Международным протоколом от 24 октября 2011 года)

Статья 5

1. Для целей настоящего Соглашения выражение "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет обычную коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

2. Выражение "постоянное представительство" включает, с учетом положений пункта 1, в частности:

а) филиал (отделение);

с) фабрику (завод);

е) шахту, рудник, нефтяную или газовую скважину, каменоломню или любое другое место разведки, разработки или добычи природных ресурсов.

3. Строительная площадка, монтажный или сборочный объект образуют постоянное представительство, если такие площадки или объекты существуют более 12 месяцев.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2013 года Международным протоколом от 24 октября 2011 года. - См. предыдущую редакцию)

4. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, выражение "постоянное представительство" не включает:

а) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или доставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей хранения, демонстрации или доставки;

с) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно в целях переработки другим предприятием;

d) содержание постоянного места деятельности исключительно с целью закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

е) содержание постоянного места деятельности исключительно с целью осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, перечисленных в подпунктах а) - е).

5. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, если лицо, иное чем агент с независимым статусом, о котором говорится в пункте 7 настоящей статьи, действует от имени предприятия Договаривающегося Государства и имеет, и обычно использует в другом Договаривающемся Государстве полномочия заключать от имени упомянутого предприятия контракты или содержит запасы товаров и изделий, принадлежащих этому предприятию, из которых осуществляется регулярная поставка этих товаров и изделий от имени упомянутого предприятия, то это предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве относительно любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, за исключением случаев, когда деятельность ограничивается той, что указана в пункте 4 настоящей статьи.

6. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, страховое предприятие Договаривающегося Государства, кроме случаев повторного страхования, будет считаться имеющим постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве, если оно собирает страховые премии на территории этого Государства или застраховывает от возможного там риска через лицо, не являющееся агентом с независимым статусом.

7. Предприятие Договаривающегося Государства не рассматривается как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве, если оно осуществляет в этом другом Государстве коммерческую деятельность через брокера или любого другого агента с независимым статусом.

Выражение "агент с независимым статусом" по отношению к предприятию одного Договаривающегося Государства означает физическое лицо, являющееся резидентом другого Договаривающегося Государства, не состоящее в трудовых отношениях с предприятием первого упомянутого Государства.

8. Тот факт, что предприятие, являющееся резидентом Договаривающегося Государства, контролирует или контролируется предприятием, являющимся резидентом другого Договаривающегося Государства или осуществляющим коммерческую деятельность в этом другом Государстве (через постоянное представительство или иным образом), сам по себе не означает, что одно из этих предприятий становится постоянным представительством другого предприятия.

Статья 6

Доходы от недвижимого имущества

1. Доходы, получаемые резидентом Договаривающегося Государства от недвижимого имущества (включая доход от сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

2. Выражение "недвижимое имущество" должно иметь то значение, которое оно имеет в законодательстве Договаривающегося Государства, в котором находится данное имущество.

Транспортные средства, упомянутые в подпункте f) пункта 1 статьи 3, не рассматриваются как недвижимое имущество.

3. Положения пункта 1 этой статьи применяются к доходом, получаемым от продажи, прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.

4. Положения пунктов 1 и 3 настоящей статьи применяются также к доходам от недвижимого имущества предприятий и к доходам от недвижимого имущества, используемого для оказания независимых личных услуг.

(Пункт дополнительно включен с 15 апреля 2013 года Международным протоколом от 24 октября 2011 года)

Статья 7

Прибыль от коммерческой деятельности

1. Прибыль от коммерческой деятельности, полученная предприятием Договаривающегося Государства, облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство. Если предприятие осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство, прибыль предприятия может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

2. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи, если предприятие Договаривающегося Государства осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить в случае, если бы было отдельным и самостоятельным лицом, занятым такой же или аналогичной деятельностью в таких же или аналогичных условиях, и действовало в полной независимости от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет документально подтвержденных расходов, понесенных для целей постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами. В любом случае такие расходы не должны включать любые суммы, которые выплачиваются (иначе, чем покрытие затрат, которые действительно имели место) постоянным представительством предприятию или его другому подразделению в виде различных платежей за пользование патентами или другими правами, или в виде комиссионных за предоставленные услуги или управление, или, за исключением банков, в виде процентов за заем, предоставленный ими постоянному представительству.

Читайте также: