Налог на электронные услуги страны

Опубликовано: 29.04.2024

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

Наталья Ванина

Автор: Наталья Ванина
Директор Департамента по бухгалтерскому обслуживанию российского малого бизнеса

С 1 января 2019 года отменена обязанность по исчислению и уплате НДС российскими компаниями при приобретении электронных услуг у иностранных поставщиков. Таким образом, российские компании больше не удерживают НДС при перечислении денег за услуги, оказанные иностранной организацией – поставщиком электронным услуг, и не перечисляют налог в бюджет.

НДС по услугам иностранной организации: что изменилось?

Итак, налоговыми агентами по НДС иностранной организации российские компании больше не являются.

Отныне обязанность по исчислению и уплате НДС за услуги в электронной форме возлагается на иностранную компанию, которая продает электронные услуги на территории России.

Полный перечень услуг в электронной форме перечислен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ.

К услугам относятся:

  • предоставление прав на использование программ и баз данных;
  • оказание рекламных услуг в интернете;
  • предоставление рекламных площадок в интернете;
  • предоставление торговой площадки в интернете;
  • поддержка сайтов;
  • предоставление доменных имен, услуги хостинга.

При этом к оказанию электронных услуг не относятся:

  • консультационные услуги по электронной почте;
  • передача прав пользования программами на материальных носителях;
  • оказание услуг по предоставлению доступа в интернет (услуги провайдеров);
  • при заказе товаров (работ или услуг) через интернет, когда поставка осуществляется не через интернет.

НДС за электронные услуги нерезидентов РФ теперь будут платить не российские покупатели, а сами иностранные компании.

Для этого зарубежной фирме, оказывающей электронные услуги, теперь надо встать на учет в ИФНС и ежеквартально сдавать отчетность по НДС и платить налог в российский бюджет.

Как иностранной организации встать на учет в ФНС

Давайте разберемся, что нужно сделать продающей электронные услуги иностранной компании для того, чтобы платить НДС в России.

Для простоты восприятия мы подготовили короткую инструкцию для плательщиков НДС по электронным услугам иностранных организаций.

  • Как подать заявление?

Пройти регистрацию можно удаленно через НДС-офис иностранной интернет-компании . Этот сервис доступен и на английском языке: VAT OFFICE FOR ONLINE SERVICE PROVIDERS

  • Сколько времени налоговая ставит на учет?

Налоговой отводится 30 рабочих дней для принятия решения о постановке на учет, независимо от способа представления заявления.

  • В какую налоговую обращаться?

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 осуществляет постановку на учет иностранных плательщиков НДС.

  • Какие документы подавать?

При направлении заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России вместе с заявлением направляется сканированный образ выписки из реестра в стране регистрации иностранного предприятия компании или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации с переводом на русский язык (без заверения).

  • Какие требования к выписке?

Выписка из реестра иностранных компаний не подлежит легализации (апостилированию) в случае направления заявления о постановке на учет в электронной форме через официальный сайт ФНС России. При этом Выписка направляется вместе с переводом на русский язык (нотариального заверения не требуется).

  • Размер госпошлины за регистрацию плательщика НДС в РФ?

Государственной пошлины за постановку на учет иностранной интернет-компании нет.

  • Что делать после постановки на учет иностранной компании?

Необходимо ежеквартально рассчитывать и уплачивать НДС на иностранные электронные услуги в бюджет РФ, а также подавать налоговую декларацию по НДС. Налоговая декларация и уплата налога осуществляется в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

  • Как понять надо ли вставать на учет в российской налоговой?

Некоторые особенности:

  • Если иностранная компания осуществляет свою работу через агентов, расчеты также происходят через агентов, то обязанность по исчислению НДС и уплате в бюджет лежит на агентах (пп. 2 п. 26 ст. 149 НК РФ).
  • Реализация исключительных прав на территории РФ по лицензионным договорам освобождена от уплаты НДС, это также распространяется на иностранные компании, в данном случае нет необходимости вставать на учет в налоговых органах (п. 10 ст. 174.2 НК РФ).

Иностранным клиентам, которые продают электронные услуги на территории России, мы предлагаем воспользоваться нашим сервисом «НДС – электронные услуги».

В рамках этого сервиса мы:

  • осуществляем постановку иностранной организации на учет в российской налоговой в качестве плательщика НДС;
  • ежеквартально рассчитываем НДС по электронным услугам и сдаем декларацию по этому налогу.

С 2017 года действует порядок обложения НДС электронных услуг, оказываемых через интернет (Федеральный закон от 03.07.16 г. № 244-ФЗ).

Закон вводит новое понятие — электронные услуги. Приведенный в нем список таких услуг пополнит перечень облагаемых НДС операций.

Закон устанавливает порядок налогообложения операций по реализации этих услуг физическим лицам на территории РФ иностранными компаниями, не имеющими филиалов или представительств на территории РФ.

В отличие от обычных операций реализации при безвозмездности НДС возникать не будет. Налоговая база по электронным услугам исчисляется исходя из цены фактической реализации.

Как представительству иностранной компании не стать постоянным

Оказание электронных услуг

До сих пор в налоговом законодательстве не было понятия электронных услуг. Передача исключительных прав, в том числе на программы для ЭВМ, базы данных, не облагается НДС. Как и передача прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ). Основываясь на этой норме, продавцы услуг, перечисленных в законопроекте, не начисляли при реализации НДС.

Поворотным моментом можно считать отказное определение (от 30.09.15 № 305-КГ15-12154) Верховного суда РФ по делу ООО «Мэйл. РуГеймз» (г. Москва). Арбитры поддержали решения трех нижестоящих инстанций. Компания — владелец интерактивных многопользовательских компьютерных онлайн-игр, размещенных на сайтах в интернете, проиграла дело.

Суть дела такова. Физические лица на основании лицензионного договора бесплатно получали допуск и право пользования играми. Но дополнительный функционал игры могли использовать уже только за плату. Налоговики и суды решили, что это дополнительная услуга. Она не подпадает под освобождающую от НДС норму. И поскольку покупатели услуг находятся на территории РФ, то компании доначислили НДС по ставке 18 процентов.

Как выбрать юрисдикцию для регистрации дружественного иностранного перевозчика

Перечень электронных услуг

Закон определил перечень электронных услуг. Под электронными услугами понимается широкий круг действий и операций в сети «Интернет», перечень которых приведен в новой статье 174.2 НК РФ. Облагаться НДС будут:

— предоставление прав и доступа, включая удаленный, к компьютерным играм, базам данных, иным программам, обновления их и дополнительные функциональные возможности;

— размещение предложений о приобретении и реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав;

— организация и предоставление места на торговых интернет-площадках;

— создание веб-страниц, сайтов и иных способов присутствия в интернете, а также поддержание их работы;

— администрирование информационных систем;

— предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

— хранение и обработка информации, к которой ее пользователь имеет доступ через интернет;

— использование электронных книг, музыки, видео;

— доступ к поисковым сетевым системам;

— ведение статистики на сайтах.

Это не полный список.

Житель России может через интернет вести деятельность за ее пределами. Закон вносит поправки в статью, которая определяет место реализации услуг (подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если физическое лицо — покупатель услуг не является предпринимателем, то для целей новой статьи его место жительства не единственный критерий. Закон будет считать, что такое лицо осуществляет деятельность на территории РФ, если соблюдается хотя бы одно условие:

— место жительства покупателя — РФ;

— оплата проводится через банк или оператора электронных денежных средств, который находится в РФ;

— сетевой адрес покупателя зарегистрирован в РФ;

— международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен РФ.

Таким образом, под налогообложение подпадут и те услуги, которые будут приобретаться россиянами за рубежом, если оплата пройдет через российский банк.

Сингапур – выгодная альтернатива европейским низконалоговым юрисдикциям

Иностранные IT-компании

Иностранные IT-компании будут обходиться без налоговых агентов. Реализации законопроекта мешало бы и отсутствие механизма удержания налога. Это следует из определения институтов «налогоплательщик», «налоговый агент», «место реализации», «постановка на налоговый учет».

Иностранные компании признаются плательщиками НДС в случае реализации товаров, работ, услуг на территории РФ (п. 1 ст. 143, п. 2 ст. 11 НК РФ). Но при этом обязанность по уплате налогов за них исполняют налоговые агенты (п. 1 ст. 24 НК РФ).

В отношении НДС налоговым агентом выступает зарегистрированное в налоговых органах РФ в качестве плательщика НДС лицо. Но в статье 143 НК РФ из физических лиц к налогоплательщикам отнесены только индивидуальные предприниматели. А значит, простые физические лица не могут быть налоговыми агентами по НДС.

Поэтому возник вопрос о том, каким образом удерживать НДС со стоимости IT-услуг. Понятно, что нельзя обязать пользователей интернета подавать расчеты за всех виртуальных поставщиков. Законопроект предусматривает, что они будут отчитываться сами.

В течение 30 дней после вступления в силу иностранные лица, подпадающие под новые нормы, должны подать заявление о постановке на учет в налоговом органе. Как постановка на учет, так и взаимодействие с иностранными компаниями будет осуществляться в электронной форме через сайт ФНС России. Соответствующие изменения внесены в часть первую Кодекса.

Такие иностранные компании не заставляют составлять счета-фактуры, вести книги покупок, книги продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания IT-услуг. Но сами будут исчислять по ставке 15,25 процента налог и до 25-го числа, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивать его в бюджет РФ. Они обязаны также предоставить декларации в те же сроки, что и российские налогоплательщики. Если иностранная компания не захочет действовать сама, то может работать через посредников и агентов. Они будут выступать тогда по общим правилам как налоговые агенты.

В целях налога на прибыль у иностранной компании постоянное представительство из-за продажи на территории РФ электронных услуг не возникает.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС


С 1 января 2017 г. в налогообложении «электронных» услуг, оказываемых через Интернет, произойдут кардинальные изменения — платить НДС будут не только российские организации, но их иностранные коллеги.

Напомним, что в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ появление объекта обложения НДС связано с территорией, на которой осуществляется реализация товаров (работ, услуг). Если соответствующие ресурсы реализуются внутри страны, то у налогоплательщика (организации или предпринимателя) появляется обязанность по уплате налога. Когда товары (работы, услуги) реализуются на территории иностранного государства, объекта налогообложения не возникает.

Изложенное относится и к «электронным» услугам, оказываемым через Интернет, которые в последнее время невероятно востребованы. Понятно, что оказывают такие услуги, как отечественные, так и иностранные организации, не присутствующие в России, однако в отличие от российских компаний последние находятся в более выгодном положении. Дело в том, что в отношении «электронных» услуг (которые пока не выделены отдельно в ст. 148 НК РФ, устанавливающей механизм определения места реализации услуг) применяется общее правило: услуга считается оказанной в России, если деятельность ее исполнителя осуществляется на территории Российской Федерации (п.п. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ).

На основании указанной нормы российские организации уплачивают налог с оказанных «электронных» услуг, а иностранные компании, предоставляющие их российским покупателям, — нет, и это не раз подтверждал Минфин России в разъяснениях. Так, в письме от 6.02.14 г. № 03-07-14/4654 разъяснено следующее:

  • согласно п.п. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент подготовки письма) место реализации работ (услуг), не предусмотренных п.п. 1–4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие работы (услуги); при этом в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории РФ на основе государственной регистрации;
  • в связи с тем что услуги по предоставлению доступа к страницам сайта в сети Интернет, принадлежащим иностранным лицам, и услуги электросвязи не относятся к работам (услугам), перечисленным в п.п. 1–4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранными лицами, в том числе компаниями YouTube, Apple, Skype, российским лицам, не признается территория Российской Федерации, и данные услуги объектом обложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются; в то же время финансисты обратили внимание на то, что в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, одобренных Правительством РФ 30.05.13 г., предусмотрено рассмотрение вопроса о внесении изменений в НК РФ в части определения места реализации относительно телекоммуникационных услуг, включая услуги по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи, согласно которым местом реализации таких услуг будет признаваться место осуществления деятельности покупателя услуг.
Прошло немногим более двух лет с момента выхода указанного письма Минфина России, и теперь с уверенностью можно сказать, что поставленная задача полностью реализована в Федеральном законе от 3.07.16 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 244-ФЗ).

В сущности с 1 января 2017 г. будет облагаться НДС оказание иностранными организациями, не находящимися в России, услуг в электронной форме, что обеспечит для российских и иностранных компаний, реализующих данные услуги потребителям на территории Российской Федерации, равные условия.

Итак, рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога в отношении «электронных» услуг, оказываемых через Интернет иностранными организациями российским потребителям.

В соответствии со ст. 174.2 НК РФ, введенной в главу 21 НК РФ согласно Закону № 244-ФЗ, услуги в электронной форме — это услуги, оказываемые автоматизированно с использованием информационных технологий через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через Интернет.

К таким услугам будут относиться:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;
  • рекламные услуги в сети «Интернет», в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
  • размещение предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
  • предоставление через сеть «Интернет» технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры, и стороны извещаются о продаже путем отправления автоматически создаваемого сообщения);
  • обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации; хранение и обработка информации при условии, что лицо, предоставившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
  • предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе; предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  • администрирование информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
  • услуги, осуществляемые автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, и в таком же режиме осуществление автоматизированного перевода);
  • предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
  • поиск и (или) представление заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»; ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».
Вместе с тем установлено, что в целях исчисления НДС к названным услугам в электронной форме не относятся, в частности, следующие операции:

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
  • реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте; оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».
Согласно обновленной редакции ст. 148 НК РФ место оказания «электронных» услуг будет определяться в специальном порядке, установленном в п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, т. е. по месту осуществления деятельности покупателя услуги.

Если покупателем электронных услуг будет организация или предприниматель, то в соответствии с общим правилом место его деятельности определяется на основе государственной регистрации организации или бизнесмена.

Если государственная регистрация отсутствует, то нахождение покупателя, как и сейчас, будет определяться на основании места:

указанного в учредительных документах организации; управления организацией; нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации; нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство); жительства физического лица.

Обратите внимание! В отношении такой категории покупателей «электронных» услуг, как физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (т. е. обычные граждане), будет установлен особый порядок определения места нахождения. При оказании упомянутых услуг обычным гражданам местом осуществления деятельности покупателя будет считаться российская территория, если выполняется любое из следующих условий:

  • местом жительства покупателя является Российская Федерация;
  • банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператор электронных денежных средств, через которого осуществляется оплата, находится на территории Российской Федерации;
  • сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в Российской Федерации;
  • международным кодом страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, является код Российской Федерации.
Следовательно, предоставляя «электронные» услуги российским гражданам, иностранные исполнители услуг в целях исчисления российского НДС будут обязаны проверять указанные требования. При выполнении любого из них услуга иностранной организации считается оказанной на территории Российской Федерации, поэтому у иностранного исполнителя возникнет обязанность по уплате налога.

На основании п. 5 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место оказания «электронных» услуг физическим лицам, которые не являются предпринимателями, будут служить реестры операций с указанием:

информации о выполнении условий, согласно которым местом осуществления деятельности покупателя признается территория Российской Федерации; стоимости указанных услуг.

Обратите внимание! Если в соответствии с НК РФ местом осуществления деятельности покупателя (гражданина) «электронных» услуг признается российская территория, при этом согласно законодательству иностранного государства, в котором место оказания названных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя, и этим местом признается территория такого иностранного государства, то исполнитель услуги наделяется правом самостоятельного определения места осуществления деятельности покупателя.

Порядок уплаты НДС с «электронных» услуг, оказанных иностранными организациями — исполнителями российским потребителям, будет следующим.

Если услуги оказаны российской организации или предпринимателю самим исполнителем услуги, не зарегистрированным на территории Российской Федерации, платить налог в бюджет будет организация или коммерсант, исполняющие обязанности налогового агента. Такой же порядок применяется и в случае приобретения услуг через российского посредника, реализующего услуги иностранного исполнителя, который не имеет в Российской Федерации соответствующей регистрации, — он также признается налоговым агентом по НДС.

Этот вариант используется давно и, по нашему мнению, не нуждается в подробном рассмотрении. Напомним только, что при покупке «электронных» услуг непосредственно у самой иностранной организации-исполнителя, не зарегистрированной в РФ, налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога (пп. 1 и 2 ст. 161 НК РФ). Если указанные категории потребителей услуг приобретают их через российского посредника, то налоговая база определяется как стоимость таких услуг без учета налога (п. 5 ст. 161 НК РФ).

При оказании услуг российским гражданам иностранным исполнителем самостоятельно или через иностранного посредника платить НДС в бюджет будет сам иностранный исполнитель услуги или иностранный посредник, признаваемый в данном случае налоговым агентом.

В п. 3 ст. 174.2 НК РФ определено, что при оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, иностранные организации — посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются в целях применения главы 21 НК РФ налоговыми агентами.

Обратите внимание! Когда такие услуги предоставляются с участием в расчетах нескольких организаций — посредников, налоговым агентом будет являться иностранная организация — посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами, независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги.

Согласно п. 5 ст. 174.2 НК РФ сумма налога будет исчисляться самим исполнителем услуги (налоговым агентом) и определяться как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25% доли налоговой базы.

На основании п. 2 ст. 174.2 НК РФ налоговая база будет определяться как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Иными словами, предполагается, что вся сумма денежных средств, полученная иностранным исполнителем «электронных» услуг от физических лиц, проживающих в России, будет облагаться российским НДС по ставке 15,25%.

Иностранный исполнитель или иностранный посредник (налоговый агент) должен будет исчислить налог в последний день квартала, в котором получен платеж за услуги от российского покупателя. При этом стоимость услуг в иностранной валюте необходимо пересчитывать в рубли по курсу Банка России, установленному на эту дату.

Обратите внимание! Если иностранная организация, оказывающая «электронные» услуги гражданам России, находится за рубежом, то ей придется встать на учет в российских налоговых органах в соответствии с порядком, предусмотренным п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Такой порядок касается и иностранного посредника — налогового агента, ведущего деятельность без фактического присутствия на территории Российской Федерации.

Как установлено в п. 4.6 ст. 83 НК РФ, процедура регистрации иностранных исполнителей «электронных» услуг, оказывающих эти услуги российским гражданам (равно как и иностранных посредников, признаваемых налоговыми агентами в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ), будет осуществляться налоговыми органами на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых должен утвердить Минфин России. Причем подать такое заявление необходимо в течение месяца (не позднее 30 календарных дней) со дня начала предоставления указанных услуг.

Согласно п. 5.1 ст. 84 НК РФ подать названное заявление и иные документы в налоговый орган иностранный исполнитель услуг (налоговый агент) может через представителя, по почте заказным письмом или по Интернету через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи. В течение 30 дней со дня получения заявления и необходимых документов налоговый орган поставит иностранного поставщика услуг (налогового агента) на учет и в этот же срок направит ему уведомление о данном факте.

Декларировать сумму налога, подлежащую уплате, иностранные организации, оказывающие «электронные» услуги российским гражданам, будут через Личный кабинет налогоплательщика в срок не позднее числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В периоды, когда Личный кабинет налогоплательщика не работает, подавать декларацию по НДС иностранные исполнители услуг будут в указанные сроки в общем порядке — в электронном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Если налог с оказанных российским гражданам «электронных» услуг исчисляется и уплачивается посредником (налоговым агентом), то и налоговая декларация представляется им же.

Понятно, что налог платит в бюджет тот, кто его декларирует (сам иностранный исполнитель услуг или же посредник — налоговый агент). Причем перечислить сумму налога в бюджет необходимо не позднее числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обратите внимание! Иностранные организации, оказывающие «электронные» услуги российским гражданам, не должны будут составлять счета-фактуры, вести книги продаж и книги покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания таких услуг (согласно вступающей в силу с 1 января 2017 г. редакции ст. 169 НК РФ).

Следует отметить, что правом применения вычета по «входному» налогу иностранные организации, вставшие на учет в России в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, не обладают, что установлено в п. 6 ст. 174.2 НК РФ.


Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Автор: Денис Алексеев, юрист в Аккаунтор

С 1 января 2019 года «налог на Google» будет распространяться на всех покупателей электронных услуг иностранных компаний. Иностранные организации обязаны будут регистрироваться в налоговых органах, самостоятельно рассчитывать и уплачивать российский НДС вне зависимости от того, кто является контрагентом по сделке: физическое лицо, юридическое или индивидуальный предприниматель.

Российские контрагенты, покупающие такие услуги, больше не будут исполнять обязанности налоговых агентов. К услугам, оказываемым в электронной форме, например, относятся платежи за внутригрупповые IT-услуги, продажи через интернет-магазины физическим лицам.

В налоговом законодательстве РФ появился новый объект налогообложения НДС – реализация электронных услуг.

В связи с этим рекомендуем прежде всего проверить еще раз, нужно ли вашей компании или нескольким компаниям, входящим в одну группу, встать на учёт в налоговом органе РФ?

Как понять, нужно ли нашей компании вставать на учёт и платить НДС?

Есть ряд критериев, которые помогут понять, необходимо ли компании вставать на учёт:

  • Компания любой организационно-правовой формы продавца должна быть зарегистрирована за пределами Российской Федерации и не иметь на территории России филиалов либо представительств;
  • Контрагент или покупатель должен находиться в России;
  • Услуги должны оказываться в электронной форме;
  • Посредничество в расчетах при оказании электронных услуг. Так, иностранные компании-посредники платят «налог на Google», только если они являются крайними посредниками. Например, иностранные компании, которые продают услуги в России, а не те, которые их выполняют.

Какие услуги относятся к электронным?

Российское налоговое законодательство относит к услугам, оказываемые в электронной форме те услуги, «которые оказываются через Интернет, автоматизировано с использованием информационных технологий».

В законе есть точный список электронных услуг:

  1. Подписки на программы, игры, базы данных, их обновление и расширение функционала;
  2. Оказание рекламных услуг в Интернете, а также предоставление рекламного пространства в Интернете;
  3. Оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров, работ, услуг и имущественных прав в Интернете;
  4. Предоставление услуг посредничества между покупателями и продавцами в Интернете. Например, маркетплейсы или аукционы;
  5. Создание и поддержка сайтов или страниц присутствия в Интернете;
  6. Хранение и обработка информации. Например, облачные хранилища;
  7. Предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе. Например, аренда серверов;
  8. Предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  9. Оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов;
  • Предоставление услуг автоматического поиска и обработки данных, например, сводки с фондовый биржи или автоматический перевод;
  1. Продажа электронных книг, изданий, графических изображений, музыки, видео и т.д.;
  2. Оказание услуг по поиску или представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  3. Предоставление доступа к поисковым системам;
  4. Ведение статистики на сайтах.

Кроме того, российское налоговое законодательство содержит открытый перечень услуг, которые не относятся объекту налогообложения.

К таким услугам в электронной форме не относятся следующие операции:

  1. Реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования Интернета;
  2. Реализация программ или игр для компьютерных систем, баз данных на материальных носителях. Например, продажа компьютерных игр на CDи DVDдисках;
  3. Оказание консультационных услуг по электронной почте. Например, оказание услуг консалтинговыми и юридическими компаниями;
  4. Оказание услуг по предоставлению доступа к Интернету.

Что необходимо сделать в том случае, если иностранная компания обязана уплачивать НДС за электронные услуги?

Проверить, нужно ли компании регистрироваться и поставить её на учет можно через ресурс НДС-офис интернет-компании.

После подачи всех данных на сайте компания получит доступ в течение 30 рабочих дней с уведомлением по электронной почте.

После регистрации необходимо будет сдавать ежеквартальные налоговые отчеты в российский налоговый орган. Это можно делать на английском языке.

Подавать налоговую декларацию и уплачивать НДС нужно в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Право на налоговый вычет по НДС

С 1 января 2019 года вводятся дополнительное положение, которое определяет условие и право на налоговый вычет. Налоговый вычет может получить покупатель-контрагент иностранной компании при условии, если:

  1. Иностранная компания состоит на налоговом учете налоговых органах Российской Федерации;
  2. Есть действительный договор или расчетный документ с выделением суммы налога;
  3. В договоре указан ИНН;
  4. Указан код причины постановки на учет иностранной организации;
  5. Есть документы на перечисление оплаты, включая сумму налога иностранной организации.

Сведения о таких иностранных организациях (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и дата постановки на учет в налоговых органах) должны быть размещены на официальном сайте ФНС.

Что будет если компания не зарегистрируется?

  1. Если иностранная компания оказывает электронные услуги без регистрации, то она может быть оштрафована на 10% от дохода от этих услуг, но не меньше 40 000 рублей.
  2. Покупатели услуг таких компаний лишаются права получения налогового вычета. В результате иностранные компании будут терять контрагентов и ухудшат репутацию на российском рынке.

Как может помочь Аккаунтор?

Сотрудники Аккаунтор оказывают всестороннюю помощь, в том числе помогают собрать все документы и поставить иностранную компанию на налоговый учет. В дальнейшем обеспечивает своевременную подачу необходимой отчетности, а если нужно, предоставляем пояснения в государственные органы. Специалисты Аккаунтор постоянно отслеживают изменения в законодательстве, что позволит иностранным компаниям вести свой бизнес в России безопасно и своевременно реагировать на меняющуюся конъюнктуру рынка.

Читайте также: