Закон о налоговом консультировании

Опубликовано: 18.09.2024

Законопроект о налоговом консультировании в случае его принятия или вытеснит аудиторов из данной сферы, или заставит их становиться еще и налоговыми консультантами - вступать еще в одну СРО и сдавать еще один квалификационный экзамен. Этому поспособствуют положения о тайне налогового консультирования. Еще один способ защиты клиента - имущественная ответственность консультанта - будет ограничиваться только штрафами и пенями, начисленными клиенту налоговым органом.

Законопроектом № 529626-6 "О налоговом консультировании (в части введения института налоговых консультантов и налоговых консультаций)", внесенным в ГД депутатом Макаровым, предусматривается создать отдельную сферу с действующим в ней саморегулируемыми орагнизациями (СРО). Вступать в них будут как физические лица - налоговые консультанты, так и юрлица - налоговые консультации. В СРО должно входить не менее 100 лиц.

Некий "уполномоченный федеральный орган" сможет проводить внешние проверки качества работы, выносить предписания о приостановлении членства в СРО или исключать из СРО как физлиц-консультантов, так и организации. То же самое в рамках внутренних проверок будут делать СРО.

Планируется создать два новых госреестра - реестр консультантов и консультаций и реестр СРО налоговых консультантов. Рулить сферой будет Совет по деятельности в области налогового консультирования, который будет, среди прочего, разрабатывать федеральные стандарты деятельности в этой области. Также будет существовать Кодекс профессиональной этики налоговых консультантов. И то, и другое будет утверждать уполномоченный орган.

Чтобы стать налоговым консультантом, физлицо должно будет сдать квалификационный экзамен, получить аттестат, стать членом СРО. Допущены к экзамену могут быть лица, отвечающие определенным требованиям. При наличии высшего юридического или экономического образования это стаж работы по специальности не менее 1 года. Лицо, имеющее иное высшее образование, должно будет иметь стаж работы в сфере экономики, финансов или налогообложения не менее 2 лет. За участие в экзамене будет взиматься плата, размер которой установит Правительство РФ.

Налоговой консультацией сможет называться коммерческая организация, в которой по трудовым договорам работают не менее трех налоговых консультантов, являющаяся также членом СРО.

Законопроектом предусматривается тайна налогового консультирования, которую составят любые полученные консультантом "сведения" о консультируемом лице (кроме тех, которые согласно разглашать оно само). Вместе с тем, статьей, посвященной гарантиям независимости налоговых консультантов, предусмотрен запрет на "истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством РФ" (курсив наш - Audit-it).

Иными словами, судя по тексту законопроекта, его авторы предполагают защитить любые документы и сведения консультируемого лица в том числе и от налоговых органов. В условиях планируемого изъятия из НК понятия аудиторской тайны, в том числе при оказании аудиторами прочих услуг (а в них входит и налоговое консультирование), налоговые консультанты или вытеснят аудиторов из этой сферы, или же аудиторы, чтобы не потерять клиентов, будут вынуждены параллельно становиться налоговыми консультантами - вступать еще в одну СРО и сдавать еще один квалификационный экзамен.

Консультанты будут нести имущественную ответственность, которая будет обеспечиваться из средств компенсационного фонда СРО.

Имущественная ответственность налогового консультанта или консультации будет эквивалентна суммам санкций и пени по вступившим в силу решениям налоговых органов или подтверждающим их решениям суда. Подчеркнем, что ответственность перед консультируемым лицом предлагается установить в сумме только штрафов и пеней, а не в суммах доначисленных налогов.

Если, к примеру, налоговый консультант посоветовал неправомерно применять спецрежим, а в итоге консультируемому лицу доначислены налоги по общей системе, то налоговый косультант или СРО, получается, такие убытки не компенсирует.

Все это в случае принятия ввести в действие планируется с 2015 года.

Анализ законопроекта «О налоговом консультировании»

Источник:: Кредитный консультант

Вопросы регулирования рынка налогового консалтинга обсуждаются профессиональным сообществом более 10 лет, и уже предпринимались попытки введения федеральных законов о налоговом консультировании, которые в итоге так и не были приняты.

23 мая 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации в очередной раз внесен законопроект «О налоговом консультировании». Как следует из преамбулы самого законопроекта, он определяет правовые основы регулирования деятельности по налоговому консультированию в Российской Федерации.

Постараемся проанализировать, что вводит законопроект, какие гарантии и преференции он предоставляет участникам правоотношений и как он может повлиять на рынок услуг в сфере налогообложения.

Действие законопроекта распространяется на регулирование следующих услуг:

§ консультирование по вопросам применения положений законодательства о налогах и сборах;

§ оценка налоговых рисков;

§ стратегическое налоговое планирование;

§ подготовка рекомендаций по ведению налогового учета;

§ составление налоговой отчетности и иных документов, подлежащих представлению в налоговые органы;

§ представление интересов консультируемых лиц в налоговых органах, органах государственной власти и местного самоуправления.

Законопроект вводит новых участников правоотношений в сфере оказания услуг — такие понятия, как налоговый консультант и налоговая консультация. Принципиально важным является то, что законопроект не запрещает оказание тех же услуг иными лицами, но в таком случае его положения не будут применяться к таким правоотношениям, а указанные лица не будут иметь права использовать в своем наименовании словосочетания «налоговый консультант», «налоговая консультация».

Налоговый консультант — это физическое лицо, имеющее стаж работы по специальности не менее одного года (если образование не юридическое или экономическое, то не менее двух лет), сдавшее квалификационный экзамен в аккредитованном Федеральной налоговой службой РФ (ФНС России) высшем учебном заведении, являющееся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов.

Налоговая консультация — это коммерческая организация, имеющая в штате на основании трудовых договоров не менее трех налоговых консультантов и являющаяся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов.

Особые требования, кроме наличия аттестата и уплаты взносов для членства в саморегулируемой организации налоговых консультантов, не предъявляются.

Сама же саморегулируемая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций, если удовлетворяет следующим требованиям:

§ объединяет не менее 100 налоговых консультантов и (или) налоговых консультаций;

§ имеет стандарты деятельности по налоговому консультированию и правила осуществления контроля качества работы своих членов;

§ имеет утвержденные программы повышения квалификации своих членов;

§ обеспечивает дополнительную имущественную ответственность своих членов;

§ отражает в СМИ и Интернете информацию о своих членах.

Основные гарантии, которые законопроект предоставляет консультируемым лицам:

1) гарантии квалификации налоговых консультантов не ниже установленного уровня;

2) имущественная ответственность;

Сам перечень гарантий консультируемого лица, безусловно, является правильным и необходимым, но «дьявол кроется в деталях».

Гарантии квалификации налоговых консультантов

Наличие квалификационного экзамена и требование к минимальному стажу работы по специальности действительно дают возможность отсеять откровенно низкоквалифицированных специалистов, а необходимость повышения квалификации в течение не менее 72 часов за два года позволит поддержать минимально необходимый уровень знаний.

В то же время нужно понимать, что требование к стажу работы по налоговой специальности один год — это весьма низкий порог «отсеивания».

Схожая картина и с экзаменами, ведь согласно законопроекту квалификационный аттестат налогового консультанта выдается без ограничения срока его действия. Соответственно, лет через пять после сдачи экзамена физическое лицо, даже не имея достаточной практики работы по специальности в этот период, может стать налоговым консультантом.

Возможно, дополнительные испытания и контроль квалификации налоговых консультантов будут устанавливать сами саморегулируемые организации налоговых консультантов.

Одно из самых важных положений законопроекта — это имущественная ответственность налоговых консультантов (налоговых консультаций).

Законопроект устанавливает ответственность в размере сумм штрафа и пени, взысканных контролирующим органом. При этом для наступления ответственности налогового консультанта необходимо вступление в силу судебного акта, признавшего законность взыскания контролирующим органом штрафа и пени (что обычно занимает более года с момента взыскания соответствующих сумм).

Важным моментом является то, что ответственность не распространяется на сумму доначисления самого налога или отказа в его возмещении. Подобное положение справедливо не во всех случаях, ведь возможность доначисления и (или) отказа контролирующего органа возместить налог может быть следствием некачественного структурирования сделки налоговым консультантом. В таком случае консультируемое лицо уплачивает налог, который не должно было уплачивать при правильном структурировании сделки.

Более того, ответственность ограничивается лишь претензиями контролирующих органов и не распространяется на ущерб и убытки консультируемого лица, связанные с хозяйственными взаимоотношениями.

В частности, весьма распространены хозяйственные споры о взыскании денежных средств сверх договора или неосновательном обогащении, связанном с неправильным исчислением и выставлением НДС поставщиком (подрядчиком, исполнителем) покупателю (заказчику). Аналогичным образом часто возникают проблемы при удержании сумм НДС, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц налоговым агентом. Неправильное исполнение обязанностей налогового агента или неверные формулировки хозяйственных договоров иногда являются причиной прямых убытков налогового агента.

Также необходимо обратить внимание, что законопроект фактически не регулирует сам порядок возмещения убытков (ущерба) консультируемого лица и гарантии исполнения обязательств налоговым консультантом. Не установлены ни пределы компетенции (ответственности) налоговых консультантов и (или) саморегулируемой организации, ни порядок формирования компенсационного фонда, ни порядок страхования ответственности.

При этом необходимо понимать, что сумма доначисленных санкций и пеней может достигать сотен миллионов рублей, соответственно при таких доначислениях получить возмещение от налогового консультанта без достаточного страхования его (или коллективной) ответственности вряд ли удастся.

Одно из главных достоинств законопроекта — запрет на истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В настоящий момент Налоговый кодекс Российской Федерации также содержит запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, составляющей профессиональную тайну. Однако прямо он не указывает на возможность применения данных положений к налоговым и иным консультантам, указывая лишь на адвокатскую и аудиторскую тайну.

Кроме того, законопроект устанавливает тайну налогового консультирования — это любые полученные налоговым консультантом (налоговой консультацией) сведения. Однако к ним не относятся данные о заключении соответствующего договора на оказание услуг и величине их оплаты.

Недостатки законопроекта в части конфиденциальности, кроме вышеуказанного раскрытия информации о самом договоре и стоимости консультирования, заключаются в незащищенности информации при осуществлении проверок налогового консультанта (налоговой консультации) как самой саморегулируемой организацией, так и ФНС России. Положения законопроекта позволяют налоговой службе осуществлять проверки не только саморегулируемых организаций, но и непосредственно налоговых консультантов (налоговых консультаций). При этом законопроект прямо устанавливает, что налоговый консультант (налоговая консультация) обязан проходить контроль качества работы, в том числе предоставлять уполномоченному федеральному органу, а также саморегулируемой организации все необходимые для этого документы и информацию.

Комплексный анализ законопроекта дает основания полагать, что в случае его принятия в текущей редакции возможно некоторое улучшение качества и востребованности услуг для населения и малого бизнеса, однако существенного изменения рынка услуг в сфере налогообложения среднего и крупного бизнеса не должно произойти.

Гарантии, устанавливаемые законопроектом, давно уже реализуются крупными и даже средними игроками рынка: строжайший отбор кандидатов и внутренний контроль качества, имущественная ответственность, застрахованная на существенные суммы, позволяющие покрыть в крупных компаниях практически любые претензии налоговых органов, конфиденциальность, предоставляемая адвокатскими бюро и аудиторскими компаниями. При этом ввиду независимости адвокатских бюро и аудиторских компаний от ФНС России степень защиты информации выше, чем устанавливает законопроект, независимость от ФНС России также не провоцирует выстраивание «проналогового» подхода.

Более того, объединение узкопрофильных консультантов, специализирующихся только (или преимущественно) в области налогообложения, не может обеспечить качественных услуг по налогообложению в крупных комплексных проектах, требующих вовлечение в проект специалистов иных областей, как это реализуется в крупных и средних юридических и консалтинговых фирмах, адвокатских бюро.

Идея «выстраивания» под эгидой саморегулируемой организации, возможность вмешательства ФНС России и саморегулируемой организации в деятельность консультанта, необходимость уплаты членских взносов, в том числе за чужие возможные ошибки, наиболее вероятно отпугнут многих крупных участников рынка услуг в сфере налогообложения. Более того, некоммерческие организации вообще сложно встраиваются в схему налогового консультирования, предлагаемую законопроектом.

Что касается налоговых консультантов с наиболее доступными ценовыми предложениями, то необходимость оплаты членских взносов, сдачи экзамена и повышения квалификации (в случае значительности сумм), вероятно, также отпугнет многих консультантов в целях сохранения ценовой политики.

Основное влияние закон в случае его принятия в текущем виде должен оказать на консультантов, специализирующихся на предоставлении услуг мелкому и в некоторых случаях среднему бизнесу.

Резюмируя анализ законопроекта, необходимо отметить, что его текущая редакция посвящена в основном регулированию взаимоотношений между налоговыми консультантами (налоговыми консультациями) и саморегулируемыми организациями, а также государственному регулированию деятельности последних. Взаимоотношения между консультируемым лицом и налоговым консультантом (налоговой консультацией) — фактически цель регулирования деятельности налоговых консультантов — отражены на уровне принципов и общих норм, которые подлежат раскрытию в иных нормативных актах. Подобная структура и содержание документа представляются не вполне соответствующими основным целям, отраженным в пояснительной записке к законопроекту: повышению общего уровня правовой и экономической грамотности налогоплательщиков и качественному улучшению взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Законопроект в текущей редакции, по сути, подразумевает создание новой отрасли законодательства, посвященной регулированию деятельности по налоговому консультированию, с большим количеством подзаконных нормативных актов. В таком законе население и малый бизнес вряд ли найдут источник своей защиты.

Чем занимается налоговый консультант? Налоговые консультанты являются экспертами в области налогового права, планирования и соблюдения нормативных требований, вопросами наследования, благотворительностью и другими сложными налоговыми ситуациями. Они обслуживают как юридических, так и частных лиц, следя за новым налоговым законодательством и помогая налогоплательщикам оптимизировать налогообложение в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Часто эти консультанты проходят подготовку в области налогового права или бухгалтерского учета.

Чем занимается налоговый консультант?

Чем занимается налоговый консультант

Налоговые консультанты – это профессионалы, специализирующиеся на налоговом праве и консультировании по финансовым вопросам. Они знают все о государственных и федеральных правилах, которые компании и частные лица должны соблюдать при подаче налоговой декларации. Когда вы нанимаете консультанта, он проконсультируют вас по телефону или лично о вариантах подачи документов.

Аспекты, которые они охватывают, включают

  • Сбор, систематизацию и подготовку налоговых документов и деклараций;
  • Оценка финансовых и юридических обстоятельств клиента для определения налоговых обязательств;
  • Помощь клиентам в налоговых вопросах во время и после значительного изменения жизни, такого как брак, развод, смерть супруга или рождение ребенка;
  • ряд финансовых вопросов, включая трасты, имущество и пенсионные налоги;
  • Вычеты для снижения налогового бремени;
  • Работа с налогами на доход от аренды недвижимости

Помимо предоставления клиентам полезных советов по налогообложению, налоговые консультанты также несут ответственность за то, чтобы оставаться в курсе последних налоговых требований как на федеральном уровне, так и на муниципальном уровне.

Кроме того, в их обязанности может входить поездка к клиенту для консультации или помощи в сокращении налоговых обязательств.

Одна из ключевых характеристик налогового консультанта отличные письменные и устные коммуникативные навыки.

Консультант должен быть в состоянии включить текущие выводы налогового законодательства и исследования своего клиента в налоговую стратегию, которая будет легка для понимания клиентом. Эти атрибуты имеют решающее значение, когда речь идет о том, чтобы клиенты полностью понимали налоговую стратегию.

Налоговые эксперты обычно работают в

  • финансовых консалтинговых фирмах;
  • аудиторских фирмах;
  • государственных учреждениях;

Также они могут работать независимо и работать онлайн. Клиенты варьируются от отдельных лиц и семей до организаций и корпораций.

Требования, чтобы стать налоговым консультантом

У налоговых консультантов нет официального процесса сертификации.

Большинство налоговых консультантов имеют степень бакалавра в области

  • бухгалтерского учета;
  • финансов;
  • налогового права;
  • или другой смежной области

Гонорары налогового консультанта

Гонорары налоговых консультантов варьируются в зависимости от нескольких факторов

  • Местоположение играет важную роль: цены достигают пика там, где самая высокая стоимость жизни.
  • Сложность и масштаб вашей налоговой ситуации. Как правило, чем больше вовлечены ваши финансы, тем больше вам придется платить.
  • Если ваша ситуация требует узкоспециализированных знаний о налоговом кодексе, гонорар налогового консультанта будет соизмерим с его квалификацией.

Основные причины, по которым вам следует обратиться к налоговому консультанту
Консультация по налогам
  • Он может поддержать вас, легко определив эти потенциальные вычеты в течение года и посоветуя вам, как принимать стратегические решения относительно вычетов в конце года.
  • Квалифицированный и опытный налоговый консультант может порекомендовать вам эффективные способы сэкономить на налогах, не создавая проблем и не усложняя ваше финансовое положение. Например, налоговый консультант может найти значительные вычеты или налоговые льготы, которые вы могли пропустить. Это поможет вам сэкономить значительную сумму за сравнительно небольшую плату.
  • Экономите свое время. В среднем, сбор данных, проверка списаний, а также двойная проверка всех квитанций может занять много времени, прежде чем вы сможете начать оформлять налоговую декларацию.
  • Постоянный советник. Вы сможете постоянно запрашивать обновления или советы по мере необходимости.
  • Налоговый консультант против налогового программного обеспечения. Налоговое программное обеспечение становится все более популярным в последние годы. В результате многие платят налоги самостоятельно. К сожалению, программное обеспечение не заменяет профессионально подготовленного налогового консультанта. Он не может узнать вас и ваше финансовое положение на личном уровне, чтобы убедиться, что вы пользуетесь всеми возможными вычетами и кредитами. Это также не может обеспечить вам уверенность в том, что ваши налоги были поданы правильно. Все это и многое другое может предложить налоговый консультант.
  • Это всегда безопасно и законно. Наем налогового консультанта для проверки вашей налоговой отчетности всегда безопасно и законно. А что может быть лучше, чем помощь профессионала?

Хотите принимать более разумные финансовые решения, когда придет время уплаты налогов, но не совсем уверены, с чего начать? Лучшим решением может стать налоговый консультант.

- Почему, по-вашему мнению, именно сейчас появилась необходимость в законодательном регулировании этой сферы деятельности?

- На самом деле первый законопроект появился в Государственной Думе еще в конце 90-х годов. После создания в 2002 году Палаты налоговых консультантов постоянно обсуждался вопрос о разработке законопроекта "О налоговом консультировании". Но было и другое мнение, что спешить не нужно, необходимо время, чтобы налоговое консультирование как явление оформилось, устоялось. В первые годы становления налогового консультирования закон мог не только не помочь, но и помешать решению оперативных вопросов. Если бы где-то в чем- то ошиблись, то эту строчку пришлось бы менять законодательно.

В Германии, Австрии, Франции, ЮАР, некоторых других государствах законодательно определено, что не каждый желающий может быть налоговым консультантом. Почему это необходимо? Налоговый консультант - это человек, который в определенной мере связывает интересы налогоплательщика и интересы государства. Давая рекомендации налогоплательщику, он помогает планировать, оптимизировать и в какой-то степени минимизировать налоги. Но при этом он не должен нарушать законы, обходить их, действовать против интересов государства, бюджета. Поэтому вполне естественно, что эти люди должны быть уполномочены государством на проведение такой работы.

Государство формирует определенные требования к налоговому консультанту. Они могут касаться образования, опыта работы, обязательности и уровня сложности квалификационных экзаменов по утвержденным программам. Отвечая определенному набору требований, он получает квалификационный аттестат, подтверждающий право заниматься предпринимательской деятельностью в сфере налогового консультирования. По аналогии с мировым опытом регулирования рынка налогового консультирования сегодня эту деятельность обеспечивает общественная организация - Палата налоговых консультантов.

Мы уже несколько месяцев работаем над законопроектом о налоговом консультировании.

Основные принципы законопроекта следующие. Во-первых, он устанавливает, что такое налоговое консультирование и кто может быть налоговым консультантом. Во-вторых, перечисляются вопросы ответственности налогового консультанта, а также этические нормы, которые нами уже разработаны. В-третьих, фиксируется статус общественной организации, которая как профессиональный регулятор рынка станет методическим и методологическим органом в сфере налогового консультирования.

- Дмитрий Георгиевич, не могли бы вы поподробнее остановиться на вопросе ответственности налогового консультанта за свои действия?

- Есть ответственность моральная, есть финансовая, есть уголовная. Сначала об уголовной. Если деятельность налогового консультанта противоречит законодательным требованиям, то, естественно, он должен нести ответственность за свои деяния. В том случае, когда речь идет о сговоре, налоговый консультант должен нести такую же ответственность, как и налогоплательщик.

Финансовая ответственность. Она может определяться договором, фиксирующим, что налоговый консультант несет ответственность в размере полученного вознаграждения. Но в каждом отдельном случае в зависимости от сложности вопроса, конкретной ситуации необходимо обсуждение с заказчиком услуги - налогоплательщиком пределов ответственности. Можно эту ответственность увеличить. Но это означает и увеличение расходов налогоплательщика, на что согласится не каждый. И, наконец, ответственность моральная, и она должна быть прописана в законе. Налоговый консультант должен работать, соблюдая требования законодательства, а также этические нормы.

Еще один аспект - страхование ответственности налогового консультанта. Мы предполагаем, что в эту систему должны включиться страховые компании. В данном случае страхование ответственности без страховых компаний невозможно. Решение вопроса ответственности сдерживает неясность законодательства и недостаточно урегулированные правовые нормы в страховой деятельности. Осложняется ситуация еще и разнородностью принимаемых решений по одним и тем же спорным вопросам арбитражными судами. Ответственность налогового консультанта - это, безусловно, основной вопрос законопроекта.

- Какими нормативными документами регулируется налоговое консультирование сегодня?

- Прежде всего Гражданским кодексом, определяющим, что любая консультационная услуга возмездна. А также налоговым законодательством. Услуга по налоговому консультированию, являясь по форме юридической, имеет экономическое содержание, и именно это выделяет налоговое консультирование как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличный от иных видов консультирования и требующий специально подготовленных профессионалов. По сути дела, закон нужен для того, чтобы защитить налогоплательщика от недостаточно квалифицированного, недобросовестного налогового консультанта.

- Таким образом, вы считаете, что налоговое консультирование является самостоятельным видом деятельности? Ведь у нас есть и налоговые юристы, и аудиторы?

- Да, безусловно. Пока у нас некому было консультировать, эту функцию вынуждены были брать на себя аудиторские компании и адвокатские бюро. Налоговое консультирование - это абсолютно самостоятельный вид деятельности, близкий, но не совпадающий по предмету, по способам реализации ни с аудитом, ни с юридическим консультированием. Задача аудитора - оглянуться и посмотреть в прошлое, на финансовое состояние организации, ее отчетность, бухгалтерский учет. А налоговый консультант должен смотреть вперед. Например, если у организации в начале года возникли проблемы и ей нужна помощь в их решении, то это не предмет аудиторской деятельности, это налоговое консультирование по возникающим проблемам в чистом виде.

Что касается юридических бюро, то проблемы, которые возникают у компаний, зачастую выходят за рамки юридической формы. Кроме права необходимо знать экономику, бухучет, особенности исчисления отдельных налогов и так далее. Работа налогового консультанта шире, чем у юриста или адвоката, и несколько иная, чем у аудитора.

- Сколько налоговых консультантов нужно нашей стране?

- Сегодня мы можем говорить об этом, опираясь на международный опыт. На Западе в среднем на 10 налоговых работников приходится 11 налоговых консультантов. Исходя из этого, России нужно 154-155 тысяч человек. Реально прошли обучение 4,5 тысячи человек. Но при этом надо иметь в виду, что законодательство западных стран отличается от российского. Где-то есть прецедентное право, и налоговая реформа проходит раз в пять, семь, десять лет. А у нас налоговое законодательство еще не установилось. Поэтому можно предположить, что у нас это соотношение должно быть сдвинуто в сторону налоговых консультантов.

Сегодня услуги налогового консультирования использует в основном крупный и средний бизнес. Это дорогостоящая услуга. С ростом налоговой культуры налогоплательщики - физические лица также придут к осознанию необходимости услуг в области налогового консультирования при налогообложении имущества, доходов и так далее. Был принят очень сложный земельный налог, имущественный налог. Неясно, что будет с налогом на недвижимость. Появляются отдельные богатые люди, которые зарабатывают честно. И им потребуется помощь в управлении финансами, налогами. Развивается международная деятельность. Люди вкладывают деньги в заграничный бизнес. И они нуждаются в консультациях по поводу налогообложения в разных странах. Так что в перспективе физические лица тоже начнут прибегать к помощи налоговых консультантов. Этот процесс будет развиваться в процессе роста благосостояния. И поле развития огромное.

Законопроект о налоговом консультировании в случае его принятия или вытеснит аудиторов из данной сферы, или заставит их становиться еще и налоговыми консультантами - вступать еще в одну СРО и сдавать еще один квалификационный экзамен. Этому поспособствуют положения о тайне налогового консультирования. Еще один способ защиты клиента - имущественная ответственность консультанта - будет ограничиваться только штрафами и пенями, начисленными клиенту налоговым органом.

Законопроектом № 529626-6 "О налоговом консультировании (в части введения института налоговых консультантов и налоговых консультаций)", внесенным в ГД депутатом Макаровым, предусматривается создать отдельную сферу с действующим в ней саморегулируемыми орагнизациями (СРО). Вступать в них будут как физические лица - налоговые консультанты, так и юрлица - налоговые консультации. В СРО должно входить не менее 100 лиц.

Некий "уполномоченный федеральный орган" сможет проводить внешние проверки качества работы, выносить предписания о приостановлении членства в СРО или исключать из СРО как физлиц-консультантов, так и организации. То же самое в рамках внутренних проверок будут делать СРО.

Планируется создать два новых госреестра - реестр консультантов и консультаций и реестр СРО налоговых консультантов. Рулить сферой будет Совет по деятельности в области налогового консультирования, который будет, среди прочего, разрабатывать федеральные стандарты деятельности в этой области. Также будет существовать Кодекс профессиональной этики налоговых консультантов. И то, и другое будет утверждать уполномоченный орган.

Чтобы стать налоговым консультантом, физлицо должно будет сдать квалификационный экзамен, получить аттестат, стать членом СРО. Допущены к экзамену могут быть лица, отвечающие определенным требованиям. При наличии высшего юридического или экономического образования это стаж работы по специальности не менее 1 года. Лицо, имеющее иное высшее образование, должно будет иметь стаж работы в сфере экономики, финансов или налогообложения не менее 2 лет. За участие в экзамене будет взиматься плата, размер которой установит Правительство РФ.

Налоговой консультацией сможет называться коммерческая организация, в которой по трудовым договорам работают не менее трех налоговых консультантов, являющаяся также членом СРО.

Законопроектом предусматривается тайна налогового консультирования, которую составят любые полученные консультантом "сведения" о консультируемом лице (кроме тех, которые согласно разглашать оно само). Вместе с тем, статьей, посвященной гарантиям независимости налоговых консультантов, предусмотрен запрет на "истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, за исключением случаев, установленных уголовно-процессуальным законодательством РФ" (курсив наш - Audit-it).

Иными словами, судя по тексту законопроекта, его авторы предполагают защитить любые документы и сведения консультируемого лица в том числе и от налоговых органов. В условиях планируемого изъятия из НК понятия аудиторской тайны, в том числе при оказании аудиторами прочих услуг (а в них входит и налоговое консультирование), налоговые консультанты или вытеснят аудиторов из этой сферы, или же аудиторы, чтобы не потерять клиентов, будут вынуждены параллельно становиться налоговыми консультантами - вступать еще в одну СРО и сдавать еще один квалификационный экзамен.

Консультанты будут нести имущественную ответственность, которая будет обеспечиваться из средств компенсационного фонда СРО.

Имущественная ответственность налогового консультанта или консультации будет эквивалентна суммам санкций и пени по вступившим в силу решениям налоговых органов или подтверждающим их решениям суда. Подчеркнем, что ответственность перед консультируемым лицом предлагается установить в сумме только штрафов и пеней, а не в суммах доначисленных налогов.

Если, к примеру, налоговый консультант посоветовал неправомерно применять спецрежим, а в итоге консультируемому лицу доначислены налоги по общей системе, то налоговый косультант или СРО, получается, такие убытки не компенсирует.

Все это в случае принятия ввести в действие планируется с 2015 года.

Читайте также: