Закон беларуси от 29 декабря 2020 года 72 з об изменении налогового кодекса республики беларусь

Опубликовано: 09.05.2024

Законом от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» внесен ряд новшеств в порядок исчисления подоходного налога. Рассмотрим основные из них.

Ряд корректировок, вступающих в силу в 2021 году, являются нововведениями, а часть просто приводит нормы кодекса в соответствие с положениями указов от 31.10.2019 № 411 и от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении».

Место работы

Местом основной работы для целей исчисления подоходного налога с 1.01.2021 считается организация или индивидуальный предприниматель, с которыми работник состоит в трудовых отношениях, за исключением работы по совместительству. При этом трудовая книжка не упоминается, поскольку ее заполнение с 28.01.2020 г. не обязательно, если нанимателем является физическое лицо (ст. 50 Трудового кодекса в редакции закона от 18.06.2019 № 219-З).

Доходы, не признаваемые объектом налогообложения

В перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения подоходным налогом, включены:

стоимость общедоступных социальных услуг, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета либо за счет средств социального страхования, а также услуг в рамках государственного социального заказа, оказываемых бесплатно и финансируемых из бюджета (подпункт 2.23 п. 2 ст. 196 НК);

в размере расходов, оплаченных или возмещенных принимающей стороной, в т.ч. суточных, питания, проживания, проезда, при направлении организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимися для плательщика местом основной работы (службы, учебы), за границу на обучение (профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью такой организации или индивидуального предпринимателя (подп. 2.24 п. 2 ст. 196 НК). Данная норма перенесена из Указа № 411;

для определения суммы дохода, которая не будет являться объектом при выплате вклада в уставный фонд или реализации доли (части доли) в уставном фонде организации, в состав расходов учредителя (участника) этой организации включаются (подп. 2.38 п. 2 ст. 196 НК):

С 2021 года не удерживается подоходный налог у физлица в случае, если контролирующий орган обнаружит, что налоговый агент неправомерного не удержал и не перечислил этот налог (подп. 2.39 ст. 196 НК). В такой ситуации налоговому агенту придется уплачивать налог за счет собственных средств. При этом такие суммы для плательщика не признаются объектом налогообложения. Под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога понимается невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов плательщика и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами (абз.8 ч.2 ст. 195 НК). Данные нормы введены в целях борьбы с выплатами заработной платы «в конвертах».

Налоговая база

1) С 2021 года плательщикам, получающим доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке 6%, предоставляются налоговые вычеты, установленные ст. 209 — 211 НК (п. 3 ст. 199 НК);

2) при определении налоговой базы подоходного налога не учитываются доходы, полученные по договорам добровольного страхования (за исключением заключенных на срок менее 3 лет договоров добровольного страхования жизни и добровольного страхования дополнительных пенсий, по которым уплата страховых взносов (страховых премий) за плательщика осуществлялась за счет средств организации, индивидуального предпринимателя, физических лиц, не состоящих с плательщиком в отношениях близкого родства, опекуна, попечителя и подопечного) (подп. 1.2 ст. 202 НК);

3) порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами по доходам, получаемым от физлиц (белорусских и (или) иностранных), аналогичен порядку при получении доходов от белорусских организаций или ИП (п. 5 ст. 202). Ранее этот вопрос разъяснялся письмом МНС от 02.04.2020 № 3-2-7/Ас-00430;

4) налоговая база подоходного налога по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок по договорам (соглашениям), заключенным с иностранной организацией, определяется как денежное выражение доходов от таких операций, уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере:

стоимости приобретения ценных бумаг, переданных плательщиком иностранной организации на основании заключенного с такой организацией договора (соглашения);

денежных средств (электронных денег), переданных (зачисленных в электронный кошелек) плательщиком иностранной организации в соответствии с договором (соглашением) о совершении указанных операций (п. 8 ст. 202 НК).

Налоговые вычеты

Проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов.

Вид стандартного налогового вычета

Налоговый вычет, рублей

в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 709/761 руб. в месяц (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК)

в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 5, абз. 1 ч. 7 и ч. 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

предоставляемый родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка в месяц (ч. 8 и 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

некоторым лицам в месяц, в т.ч. инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, «афганцам», отдельным категориям «чернобыльцев» и др. (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК)

Установлено, что для целей применения стандартного вычета на детей и (или) иждивенцев одиноким признается родитель, если второй родитель ребенка признан недееспособным (абз. 3 ч.6 подп. 1.2 ст. 209 НК.

Социальные вычеты

Введены следующие корректировки:

социальный вычет на страхование может быть предоставлен одному физлицу из лиц, состоящих между собой в отношениях близкого родства, независимо от того, кем из них уплачены страховые взносы (ч. 3 подп. 1.2 ст. 2010 НК);

социальные вычеты на обучение и на страхование в течение года предоставляются только по месту основной работы (службы, учебы) (по доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы) эти вычеты предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года) (ч. 1 п.1 ст. 210 НК).

Имущественные вычеты

1) В настоящее время между застройщиками и дольщиками нередко заключаются договоры создания объекта долевого строительства, предусматривающие последующее оформление договора купли-продажи с оплатой цены одноквартирного жилого дома или квартиры в рассрочку. При этом оформление квартиры в собственность дольщика осуществляется только после полной уплаты цены договора. До сих пор это не позволяло дольщику получить имущественный налоговый вычет. Корректировка ч. 1, 9 и 11 подп. 1.1 ст. 211 НК исправляет положение. Теперь л ицам, которые несут расходы на строительство или приобретение жилья имущественный вычет предоставляется при приобретении жилья в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку:

после дня заключения договора создания объекта долевого строительства;

в пределах цены, указанной в договоре купли-продажи;

2) вычет в течение года предоставляется только по месту основной работы (службы, учебы). По доходам, полученным не по месту основной работы (службы, учебы этот вычет предоставляет налоговый орган при подаче налоговой декларации (расчета) по окончании года (ч. 17 подп. 1.1 ст. 211 НК).

Доходы, освобождаемые от налогообложения

Проиндексированы предельные годовые размеры освобождаемых доходов.

Освобождаемый доход, рублей

Стоимость путевок, приобретенных для детей в возрасте до 18 лет — на каждого ребенка от каждого источника в течение налогового периода (п. 14 ст. 208 НК)

Доходы, полученные в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 22 ст. 208 НК)

Не являющиеся вознаграждениями за исполнение трудовых или иных обязанностей доходы, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (п. 23 ст. 208 НК), получаемые от:

организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т.ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП — от каждого источника в течение налогового периода

иных организаций и ИП — от каждого источника в течение налогового периода

Доходы в виде оплаты страховых услуг страховых организаций РБ — от каждого источника в течение налогового периода (п. 24 ст. 208 НК)

Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей — в сумме от всех источников в течение налогового периода (п. 29 ст. 208 НК)

Доходы, получаемые от профсоюзных организаций их членами — от каждой профсоюзной организации в течение налогового периода (п. 38 ст. 208 НК)

Расширен перечень доходов, освобождаемых от подоходного налога. В него включены:

проценты, начисленные за период размещения средств семейного капитала в банковские вклады (депозиты) физлиц (п. 2 ст. 208 НК);

компенсация расходов по найму жилых помещений, выплачиваемая за счет принудительного сбора работникам органов принудительного исполнения, направленным в порядке перевода в другую местность, а также молодым специалистам, направленным на работу в органы принудительного исполнения не по месту жительства. (абз.9 ч. 1 п. 4 ст. 208 НК). В прошлом году такая льгота была предусмотрена Указом № 503;

суммы материальной помощи, оказываемой профсоюзными организациями, членом которых являлся умерший работник, его близким родственникам (п. 11-1 ст. 208 НК);

доходы, полученные от сдачи внаем жилых помещений выпускникам, получившим образование в дневной форме получения образования за счет средств физлиц или собственных средств и направленным по их желанию на работу на места работы, оставшиеся после распределения (п. 52 ст. 208 НК);

доходы в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату цены одноквартирного жилого дома или квартиры при их приобретении в соответствии с договором создания объекта долевого строительства с последующим оформлением договора купли-продажи, предусматривающего оплату цены этого жилья в рассрочку, в случаях досрочного расторжения указанного договора купли-продажи, отказа от его исполнения (п. 61-1 ст. 208 НК);

единовременная выплата на оздоровление работникам бюджетных организаций, не являющимся государственными служащими и военнослужащими, сотрудниками (работниками) военизированных организаций, имеющими специальные звания. Данная льгота была предусмотрена указом № 503 еще в прошлом году, а с 1 января тг. она распространяется на работников государственных органов, не финансируемых за счет средств республиканского или местных бюджетов (п. 66 ст. 208 НК);

доходы, полученные с 01.01.2021 г. до 01.01.2025 г. физлицами-инвесторами от участия в инвестиционных фондах, зарегистрированных в Беларуси (п. 67 ст. 208 НК);

доходы в виде процентов по банковским вкладам (депозитам) и премия государства, полученные участником государственной системы жилищных строительных сбережений (п.п. 36-1 и 68 ст. 208 НК). Аналогичная норма предусмотрена п. 2 Указа от 26.10.2020 № 382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений», вступающего в силу с 01.01.2021.

Командировочные расходы

Приведены в соответствие с требованиями указов № 411 и № 503, а также формулировками Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совмина от 19.03.2019 № 176, нормы ч. 3 п. 4 ст. 208 НК, согласно которым освобождаются от налогообложения расходы на служебные командировки по территории Беларуси и за ее пределы. Так, при возмещении (оплате) плательщику расходов на служебные командировки как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределы освобождаются от подоходного налога:

суточные в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по оплате проезда к месту служебной командировки и обратно. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, суммы такого возмещения освобождаются от подоходного налога в размерах, установленных законодательством;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;

фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения. При отсутствии у плательщика документов, подтверждающих оплату указанных расходов, либо в случаях, когда законодательством предусмотрено возмещение (оплата) расходов по найму жилого помещения без представления таких документов, суммы такого возмещения (оплаты) освобождаются от подоходного налога в пределах размеров, установленных законодательством;

общая выплата, возмещающая водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходы по найму жилого помещения и суточные, определяемая в порядке, установленном законодательством;

иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.

Также от подоходного налога освобождаются аналогичные расходам на командировки выплаты, связанные с направлением за границу на обучение — профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку, семинар, конференцию и иные мероприятия, связанные с обучением и деятельностью организации или ИП, являющимися местом основной работы (службы, учебы) лица, направленного на обучение. При этом формулировки п. 4 ст. 208 НК приведены в соответствие с указом № 411.

1. С 1 января 2021 г. до 1 января 2023 г. доходы, полученные по трудовым договорам от резидентов ПВТ и резидентов Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и (или) совместной белорусско-китайской компании по развитию этого парка, облагаются подоходным налогом по ставке 13% (п. 3 ст. 3 Закона № 72-З).

Напомним, ставка подоходного налога 9% была установлена Положением о Парке высоких технологий, утв. Декретом от 22.09.2005 № 12, и Положением о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. указом от 12.05.2017 № 166 . При этом специальный правовой режимом ПВТ установлен до 1 января 2049 г., а особый порядок налогового регулирования парка «Великий камень» составляет 50 лет с принятия указа № 166. Однако теперь ставка налога повышена на 2 года — в целях принятия дополнительных мер по консолидации доходов бюджета для борьбы с COVID-19.

2. Увеличены ставки налога в фиксированных суммах по доходам, полученным от сдачи физлицам в аренду (субаренду), наем жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Беларуси (приложение 2 к НК). При этом подоходный налог в фиксированных суммах за январь тг. исчисляется плательщиками исходя из ставок налога и в порядке, предусмотренных НК, а уплачивается не позднее 22.01.2021 г., за исключением случая, когда срок уплаты налога в январе 2021 г., предусмотренный ч. 2 подп. 1.2 ст. 221 НК, приходится на период после 22.01.2021 г. (ч. 2, 3 п. 7 ст. 2 Закона № 72-З).

Наименование населенных пунктов и иных территорий

Ставки подоходного налога в фиксированных суммах за месяц, рублей

жилые помещения (за каждую сдаваемую жилую комнату), садовые домики, дачи

нежилые помещения, машино-места

металлический или деревянный гараж, машино-место

железобетонный или кирпичный гараж

другие нежилые помещения (за 1 м 2 площади)

Мы стараемся для вас и публикуем свежие новости в сфере бухгалтерских услуг.

С 1 января 2021 г. отменен единый налог на вмененный доход

Плательщиками налога на вменный доход были организации, осуществлявшие деятельность по оказанию услуг по техническому обслуживанию и (или) ремонту автомототранспортных средств и (или) их компонентов.
Подробнее на сайте Экономической газеты:

В связи с тем, что законом от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» предусмотрено исключение с 1 января 2021 г. из Налогового кодекса главы 40, регламентирующей порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход, организации вправе применять общую систему налогообложения или перейти на упрощенную систмеу налогообложения (УСН).

МНС письмом от 28.12.2020 № 2-3-17/02635 разъяснило, что организации, являющиеся в 2020 году плательщиками единого налога на вмененный доход, вправе с 1 января 2021 г. перейти на применение УСН в порядке и на условиях, определенных главой 32 НК, в том числе при одновременном соблюдении следующих требований:

- валовая выручка организации за первые 9 месяцев 2020 г. и численность ее работников в среднем за этот период не превышают соответственно 1 538 843 руб. и 100 человек;

- уведомление о переходе на УСН представлено в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 декабря 2020 г.

Наши клиенты

За годы работы на белорусском рынке список клиентов, которые доверяют нам, постоянно растет.
И будет расти дальше именно потому, что нам – доверяют.

  • Ведение бухгалтерского учета ИП
  • Бухгалтерские услуги в Минске



  • Годовая отчетность в налоговую службу
  • Сдача налоговой отчетности
  • Консультация бухгалтера в Минске

Бухгалтерские услуги в Минске

Компания УП "Бухгалтерия" оказывает бухгалтерские услуги в Минске на аутсорсинге уже почти 20 лет. В нашем штате подобраны исключительно квалифицированные специалисты, имеющие высшее образование, постоянно повышающие свой профессиональный уровень и следящие за изменениями в бухгалтерском и налоговом учете Республики Беларусь.

Аутсорсинговые услуги – это востребованный тип услуг не только среди ИП, но также и среди крупных компаний, которые стремятся снять нагрузку с собственных штатных сотрудников и передают определенный участок бухгалтерских операций сторонним работникам. Благодаря опыту западноевропейских стран, известно, что бухгалтерские услуги, оказываемые по аутсорсингу, наилучшим образом отражаются на развитии бизнеса небольших масштабов, так как позволяют предпринимателю полностью сконцентрироваться на собственном деле.

Бухгалтерские услуги на аутсорсинге – это возможность передать ответственной компании функции ведения учета, а также обязанности по сдаче налоговой отчетности. Такое решение минимизирует налоговые нагрузки, а так же выводит работу с налоговыми органами на новый уровень.

Если вы ищете, где заказать бухгалтерские услуги в Минске – наша компания гарантирует профессиональную ответственность в работе, а также максимальную конфиденциальность вашей информации.

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания


ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна

ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

Стоимость услуги - тенге с учетом комиссии.

Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2020 года № 72-З
Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь

Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.

Одобрен Советом Республики 18 декабря 2020 г.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Статья 1. Внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. следующие изменения:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1. По тексту Кодекса, за исключением абзаца второго части второй пункта 5 статьи 87 , абзаца второго части второй пункта 3 статьи 89 и подпункта 1.24 пункта 1 статьи 285 , слова «Национальный банк Республики Беларусь», «Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь», «Комитет государственного контроля Республики Беларусь», «Государственный таможенный комитет Республики Беларусь», «Министерство финансов Республики Беларусь», «Генеральная прокуратура Республики Беларусь», «Следственный комитет Республики Беларусь», «Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь», «Министр иностранных дел Республики Беларусь», «Министерство связи и информатизации Республики Беларусь», «Национальный статистический комитет Республики Беларусь», «Министерство экономики Республики Беларусь», «Министерство юстиции Республики Беларусь», «Министр по налогам и сборам Республики Беларусь», «Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь», «Министерство иностранных дел Республики Беларусь», «Министерство внутренних дел Республики Беларусь», «Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь», «Министерство здравоохранения Республики Беларусь», «Министерство культуры Республики Беларусь», «Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь», «Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь», «Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь», «Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь», «Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», «Министерство энергетики Республики Беларусь», «Министерство промышленности Республики Беларусь», «Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», «Министерство обороны Республики Беларусь», «Государственный пограничный комитет Республики Беларусь», «Комитет государственной безопасности Республики Беларусь», «Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь», «Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь», «Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь», «Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь» и «Министерство спорта и туризма Республики Беларусь» заменить соответственно словами «Национальный банк», «Министерство по налогам и сборам», «Комитет государственного контроля», «Государственный таможенный комитет», «Министерство финансов», «Генеральная прокуратура», «Следственный комитет», «Государственный комитет судебных экспертиз», «Министр иностранных дел», «Министерство связи и информатизации», «Национальный статистический комитет», «Министерство экономики», «Министерство юстиции», «Министр по налогам и сборам», «Министерство труда и социальной защиты», «Министерство иностранных дел», «Министерство внутренних дел», «Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды», «Министерство здравоохранения», «Министерство культуры», «Высшая аттестационная комиссия», «Государственный комитет по науке и технологиям», «Государственный комитет по стандартизации», «Министерство сельского хозяйства и продовольствия», «Министерство транспорта и коммуникаций», «Министерство энергетики», «Министерство промышленности», «Министерство по чрезвычайным ситуациям», «Министерство обороны», «Государственный пограничный комитет», «Комитет государственной безопасности», «Министерство жилищно-коммунального хозяйства», «Министерство лесного хозяйства», «Государственный комитет по имуществу», «Государственный военно-промышленный комитет» и «Министерство спорта и туризма» в соответствующем падеже.

Фото: caoinform.moscow
Фото: caoinform.moscow

Изменения в действующую редакцию Налогового кодекса Беларуси вступили в силу в начале 2021 года. Сейчас у плательщиков появилась возможность подробно изучить их влияние на бизнес. Елена Жугер, директор компании «БелАудитАльянс», рассказала о нововведениях в НК, которые должны учитывать директора и собственники бизнеса для налогового планирования и оптимизации налогообложения.

Елена Жугер
Директор компании «БелАудитАльянс»

Налог на прибыль

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

Исключение составляют дополнительные поощрительные отпуска, предоставляемые по решению нанимателя, кроме дополнительных поощрительных отпусков, обязанность предоставления которых установлена законодательными актами (п. 95 ст. 1 Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» N 72-З). Расходы на такие отпуска не включаются в состав расходов для налога на прибыль.

Фото: yana.kiev.ua

Фото: yana.kiev.ua

3. Изменения НК-2021 коснулись порядка применения и восстановления инвестиционного вычета. С 2021 года плательщикам предоставляется право применять инвестиционный вычет не единовременно, а в течение двух лет. Это расширяет возможности организаций по применению инвестиционного вычета в полном объеме и является особенно актуальным для организаций на начальных этапах осуществления деятельности и в период ухудшения общей экономической ситуации, когда существенно снижается размер получаемой ими прибыли.

Кроме того, расширен перечень объектов, по которым возможно применение инвестиционного вычета. С 2021 года разрешено применять инвестиционный вычет:

  • К объектам основных средств, приобретаемых по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта
  • К жилым помещениям, относящимся к арендному жилью (за исключением арендного жилья, расположенного в зданиях, принятых в эксплуатацию организацией-застройщиком по истечении нормативной продолжительности строительства)
  • К встроенно-пристроенным нежилым помещениям в жилых домах.

Инвестиционный вычет по инновационным проектам, по которым выдано заключение ГКНТ, можно применять в повышенном размере:

  • Недвижимость — 20% (стандартный — 15)
  • Оборудование — 40% (30).

Поясню, что такое инвестиционный вычет. В соответствии с подп. 2.2 ст. 170 НК плательщики имеют право единовременно включить в затраты по производству и реализации инвестиционный вычет. Он представляет собой часть первоначальной стоимости основных средств, а также стоимости вложений в их реконструкцию, модернизацию, реставрацию (далее — вложения в реконструкцию).

Инвестиционный вычет применяется только по основным средствам и только по тем, которые используются организацией в предпринимательской деятельности (абз. 1 ч. 2 подп. 2.2 ст. 170 НК).

Например, организация приобрела офисное помещение стоимостью 1 000 000 бел. рублей (около $ 390 тыс.). Сумму 150 000 бел. рублей (около $ 59 тыс.) она может включить в состав расходов для налога на прибыль.

Таким образом, инвестиционный вычет можно рассматривать как инструмент для налоговой оптимизации в рамках НК.

4. С 2021 года плательщикам запрещено включать в состав расходов для налога на прибыль суммы курсовых разниц, возникающих в связи:

  • С осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно статье 173 Налогового кодекса и иным положениям законодательства
  • С получением доходов, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству.

Соответствующие изменения внесены в подп. 1.18 п. 1 ст. 173 НК и п. 4 ст. 174 НК дополнен подп. 4.23.

Приведу пример. Организация приобрела за пределами Беларуси услуги сторонних организаций, которые в соответствии с НК нельзя учесть в составе расходов. Соответственно, и курсовые разницы при приобретении таких расходов не будут учитываться для налога на прибыль.

Фото: worksection.com

Фото: worksection.com

5. Теперь резервы по сомнительным долгам разрешено формировать в том числе и по дебиторской задолженности, которая возникла по операциям по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) и/или в иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Таким образом, арендодатели и лизингодатели получат возможность не платить налог на прибыль по договорам, по которым образуется задолженность при просрочке со стороны арендаторов и лизингополучателей более 90 дней.

При этом 5%-ный критерий, в соответствии с которым такие резервы по сомнительным долгам формируют внереализационные расходы, также дополнен доходами от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом.

Напоминаю, что с 2019 года организациям разрешено включать в состав внереализационных расходов просроченную дебиторскую задолженность и таким образом снижать налог на прибыль (пп. 3.48 ст. 175). В условиях всеобщей неплатежеспособности это большое послабление со стороны государства.

Подоходный налог

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Фото: dw.com

Фото: dw.com

Трансфертное ценообразование

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

Фото: freepik.com

Фото: freepik.com

Уточнено, что при реализации экспортируемых транспортных услуг:

  • Экспедиторы должны указывать в ЭСЧФ также реквизиты международного транспортного документа
  • Экспедиторы и перевозчики должны указывать в ЭСЧФ код вида экономической деятельности общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005−2011 «Виды экономической деятельности»
  • Уточнен перечень сведений, подлежащих указанию в реестре электронных таможенных деклараций на товары, для целей подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров. Этот перечень дополнен сведениями о номерах деклараций на товары для экспресс-грузов (ст. 123 НК).

Кроме того, по сведениям Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», у белорусских перевозчиков имеется необходимость получения от белорусских налоговых органов справки, подтверждающей, что они зарегистрированы в Республике Беларусь, для налогообложения НДС. Справка необходима им для получения в странах Европы (в частности, Австрии, Бельгии, Великобритании, Люксембурге, Нидерландах, Норвегии, Франции, Швеции) возврата НДС по автомобильному топливу, приобретенному на их территории. Пунктом 7 статьи 136 НК законодательно закреплена процедура выдачи такой справки налоговыми органами.

В статье 126 НК уточнен термин транспортно-экспедиционных услуг, признаваемых экспортируемыми для целей применения ставки НДС в размере 0%.

Перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые не признаются экспортируемыми, дополнен такими услугами как:

  • Вспомогательные транспортные услуги, классифицируемые в категории 52.29.20.100 ОКРБ 007−2012 « Классификатор продукции по видам экономической деятельности » . Данная категория включает услуги таможенных агентов, которые оказывают услуги по электронному предварительному информированию таможенных органов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в том числе в таможенной процедуре таможенного транзита
  • Консультационные услуги по вопросам организации перевозок грузов, информационные услуги, связанные с перевозкой грузов
  • Услуги по хранению грузов.

Эти услуги реализуются по отдельно заключенному договору.

Изменена ставка НДС для отдельных групп товаров

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Налог на доходы иностранных организаций

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

Фото: paikea.ru

Фото: paikea.ru

Налог при УСН

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Суммы в таблице указаны в бел. рублях. Изображение предоставлено автором

Принятые в НК-2021 изменения во многих случаях являются практикой прошлых лет, которая дополнила и уточнила отдельные правила применения.
Вместе с тем в НК-2021 содержится большое количество норм, которые требуют дополнительного разъяснения со стороны Министерства по налогам и сборам, чего и будем ждать в ближайшее время.

Полный обзор изменений в Налоговый кодекс для директора и главного бухгалтера можно скачать по ссылке.

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.


Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения "Ассоциация аудиторских организаций"

1. Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь

1 января 2021 года на портале pravo.by опубликован Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь».

Значимыми изменениями на которые следует обратить внимание в первую очередь является:

  • индексация ставок земельного, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, подоходного налога в фиксированных суммах и единого налога с ИП и иных физлиц,
  • сокращение перечня продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 %,
  • установление ставки НДС в размере 10 % при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий,
  • отмена единого налога на вмененный доход,
  • изменение в части льгот по земельному налогу,
  • отмена льгот в части подоходного налога для резидентов ПВТ и резидентов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» и применение общеустановленной ставки – 13 процентов,
  • ожидаемое ежегодное изменение по подоходному налогу в части размеров доходов физических лиц, освобождаемых от подоходного налога, сумм налоговых вычетов,
  • отменена госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и введение транспортного налога, подлежащего взиманию с организаций и физлиц,
  • увеличение до 1,5 % ставки арендной платы и земельного налога за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров.

Подробнее можно ознакомиться по ссылке: pravo.by

2. Расширен перечень услуг ЖКХ, освобождаемых от НДС

Обороты по реализации жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам на территории Республики Беларусь, освобождаются от обложения НДС. Перечень этих услуг утвержден Указом от 26.03.2007 №138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость». С 1 января 2021 года данный перечень дополнен. Соответствующие изменения внесены Указом от 10.09.2020 № 342.

С вступлением в силу положений Указа от 10.09.2020 №342 льгота по НДС применяется также в отношении:

  1. работ по содержанию (эксплуатации) объектов внешнего благоустройства населенных пунктов, осуществляемых за счет бюджетных средств. Перечень этих работ определяется Совмином;
  2. услуг по приему и контролю за исполнением заявок граждан, а также их претензий на качество жилищно-коммунальных услуг;
  3. услуг по осуществлению функций государственного заказчика в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
  4. услуг по осуществлению функций учета, расчета, начисления и взыскания задолженности по: плате за жилищно-коммунальные услуги; плате за пользование жилым помещением; возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования в многоквартирных жилых домах.

3. Установлен новый размер базовой величины с 1 января 2021 г.

30 декабря 2020 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 783, которым с 1 января 2021 г. установлен размер базовой величины в размере 29 рублей (справочно – ранее 27 руб.).

Соответственно увеличиваются пособия, стипендии, налоги и сборы, штрафы, другие выплаты, в том числе пособия по безработице и стипендии безработным, направляемым службой занятости на учебу.

4. С 1 января 2021 г. в Беларуси повысился размер месячной минимальной заработной платы

Постановлением Совета Министров от 21 декабря 2020 г. № 740 предусмотрено повышение месячной минимальной заработной платы до 400 бел. руб.

5. Отчет по форме 12-торг (товарооборот)

Срок месячной отчетности перенесен с 3-го на 4-е число после отчетного периода. Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 28 августа 2020 г. № 80 «Об изменении постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20 июля 2015 г. № 78» вступит в силу 11 января 2021 г. Срок представления отчета за январь–декабрь остался прежним – 6 января.

6. Отчет 1-торг (общепит)

Срок представления отчета по форме 1-торг (общепит) «Отчет об общественном питании» перенесен с 22 января на 22 февраля. Это закреплено постановлением Белстата от 28 августа 2020 г. № 77 «Об изменении постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12 ноября 2014 г. № 196». Изменяется не только срок представления отчета, но и форма 1-торг (общепит), а также порядок ее заполнения.

Документ вступил в силу 1 января 2021 г.

7. Цены на социально-значимые товары

Постановлением МАРТ от 28.12.2020 № 83 в I квартале 2021 г. вводится ценовое регулирование на социально значимые товары на 90 дней путем установления ограничений:

  • производителям — предельного максимального норматива рентабельности в размере фактического уровня рентабельности реализованной продукции за январь — ноябрь 2020 г. (по плодоовощной продукции — в целом за 2019 год) или не более 10 %;
  • оптовой и розничной торговле — предельные максимальные оптовые надбавки, торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки).

8. Переоценка не обязательна по состоянию на 1 января 2021 года

По данным Белстата, уровень инфляции в ноябре 2020 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составил 76,6 %. С учетом сложившегося уровня инфляции переоценка на 1 января 2021 г. по всем видам переоцениваемого имущества (в т.ч. зданий, сооружений и передаточных устройств) может проводиться по решению организации или собственника ее имущества.

9. Изменение порядка уплаты государственной пошлины при обращении во все суды Республики Беларусь (за исключением плательщиков – нерезидентов Республики Беларусь).

Государственная пошлина с 1 января 2021 года уплачивается в республиканский бюджет (приложение 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 3 декабря 2019 г. № 71 «О распределении государственной пошлины и штрафов между республиканским и (или) соответствующими местными бюджетами»).

С реквизитами, необходимыми для уплаты государственной пошлины в республиканский бюджет, можно ознакомиться в разделе www.nalog.gov.by

С 1 января 2021 года также подлежит уплате в республиканский бюджет государственная пошлина на основании исполнительных листов или иных исполнительных документов, выданных судом до указанной даты.

10. Пенсионный возраст

С 1 января в Беларуси пенсионный возраст увеличился на полгода. Белорусские мужчины теперь будут выходить на пенсию с 62,5 года, а женщины — с 57,5. Изменения коснулись и минимального страхового стажа, необходимого для получения трудовой пенсии. Он составляет 18 лет.

11. Трудовой кодекс переведен на белорусский язык

Официально переведен Трудовой Кодекс на белорусский язык. Подробнее с белорусско-язычной версией можно ознакомиться по ссылке: pravo.by

С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

Читайте также: