Экономическое содержание и содержание налогов

Опубликовано: 26.03.2024

date image
2015-01-07 views image
4724

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Экономическое содержание, роль и назначение налогов определяется экономическим и политическим строем государства, его природой и задачами. В зависимости от конкретных задач стоящих перед государством от конкретных этапов развития общества могут вводиться или отменяться определенные виды налогов. Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с древних времен.

Экономическая сущность налогов – характеризуется денежными отношениями складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами. Эти отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение, заключающиеся в мобилизации денежных средств в бюджет.

В практике часто встречаются понятия налоги и сборы, поэтому необходимо четко знать их определение и различать.

Под налогом понимается – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сборомпонимается - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, и иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.

2. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись – регулирующая. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

3. Социальная.. По средством налогов в бюджете концентрируются денежные средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как на производственные, так и социальные. Т.е. с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направление значительной части бюджета на социальные нужды населения, частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

4. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Т.е. в условиях государственного регулирования экономики, посредством налогов, создаются благоприятные условия для развития различных отраслей.


Организация эффективной системы налогообложения является ключевой задачей фискальной политики современного государства. Сбалансированность в подходах к решению вопросов пополнения бюджета за счет налоговых сборов выражается в разнонаправленности соблюдения интересов субъектов экономической инфраструктуры. Это необходимое условие для стабильного развития хозяйственных систем. Устранение недостатков и рисков чрезмерного повышения данной нагрузки невозможно без понимания экономического содержания налогов особенно в контексте целей, ориентированных на повышение инвестиционной привлекательности страны.

Налог в реальном секторе экономики

Экономическое содержание налогообложения

Каждая общественно-экономическая формация имеет собственную систему доходов, обусловленную производственными процессами, характером товарно-денежных отношений, функциями и самой природой государственного устройства. В свою очередь налогообложение является одним из главных способов увеличения бюджетных доходов. В большинстве государств взимание налогов осуществляется с целью обеспечения платежеспособности на всех уровнях производства власти. И даже если исключить разделение по направлениям платежей в рамках бюджетной поддержки (на региональном и федеральном уровнях), принципы распределения денежных средств могут различаться. Например, экономическое содержание налога выражается не только в финансировании деятельности правительства и органов местного самоуправления, но и в образовании различных фондов и организаций, также входящих в структуры государственного управления.

Виды налогов

Существует несколько классификационных признаков современного налогообложения. Базовыми в данном контексте являются финансово-экономические признаки, к которым относятся:

  • Способ изъятия – косвенный и прямой.
  • Переложение бремени налогообложения – прямые и косвенные.
  • Способ обложения – налог с юридического или физического лица, а также общие налоги.
  • Единица налогообложения – расчетный и экономический налог.
  • Налоговая ставка – регрессивный, прогрессивный, пропорциональный, кратный определенному показателю или твердый налог.
  • Сфера применения – специальные и общеобязательные налоги.
  • Направленность – конкретные и абстрактные налоги.
  • Способ выражения – безналичные и налично-денежные налоги.
  • Источник (в качестве общего признака) – налог на расход или доход.

Также экономическое содержание налогов вовсе не исключает их рассмотрение с применением административно-правовых признаков. В этом случае на первый план выйдут такие принципы разделения, как право пользования платежей, структурно-административный уровень, способ перечисления и т.д. Менее значимые и скорее технологические классификации отражают временные и пространственные характеристики применения системы налогообложения, в числе которых периодичность, время и место взимания налогов.

Виды объектов налогообложения

Система сбора налогов

Определение параметров системы сбора налогов невозможно без учета специфики объекта финансового обременения. К основным объектам налогообложения относятся:

  • Акцизы. Как правило, группы товаров, которые подпадают под категории акцизной продукции – например, к таким относятся алкоголь, этиловый спирт, некоторые виды парфюмерно-косметической продукции и т. д.
  • Организации, получающие прибыль. Собственно, экономическое содержание налога на прибыль раскрывается в виде доходов, полученных по всем видам предпринимательской деятельности, связанной не только с реализацией товаров, но и с предоставлением услуг. В эту же группу входят финансовые действия, влекущие за собой получение операционных доходов.
  • Природные ресурсы. Речь идет о пользовании природными ресурсами – например, это могут быть работы на лесоповалах, забор воды, добыча полезных ископаемых и т. д.

Функции налогов

Экономическое содержание налогов

У системы налогообложения помимо непосредственного наполнения бюджета есть несколько более важных задач, которые достигаются в том числе за счет принципов экономического содержания налогов. Функции, в частности, могут быть следующие:

  • Фискальная. Технологически обеспечивает пополнение финансовых ресурсов, требующихся для реализации социальной, бюджетной и других программ, а также для поддержания работы общественно-государственных институтов.
  • Регулирующая. Налог может использоваться и как средство оказания влияния на воспроизводственный процесс – например, в качестве стимулятора или тормоза в развитии предприятия из-за определенных показателей финансовой нагрузки.
  • Контрольная. Доходы и расходы налогоплательщиков могут контролироваться в том числе и с помощью мониторинга выплат налогов.

В основе каждой из названных функций все же стоит экономическая составляющая. Наиболее важный эффект от применения налоговой системы обложения можно достигнуть с помощью социально-справедливого перераспределения. Для этого у государства должна быть сформулирована четкая фискальная политика, основывающаяся на определенных государственных приоритетах. В целом же социально-экономическая функция налогов можно представить как косвенный, но все же способ регуляции финансовой деятельности.

Принципы налогообложения

Содержание системы налогов

Организация системы налогообложения в любой форме должна ориентироваться на ряд принципов, позволяющих с наибольшим эффектом достичь решения поставленных задач.

К основным принципам такого рода относятся:

  • Равномерность – предполагается всеобщность и равнонапряженность при изъятии налогов согласно единству государственных требований в отношении налогоплательщиков.
  • Определенность – ясность, четкость и однозначность в определении основополагающих характеристик налоговой системы. К основным характеристикам экономического содержания налогов относят ренту, прибыль, заработную плату и т. д.
  • Неотягощенность – принцип умеренности налогообложения.
  • Стабильность – устойчивость действия различных видов налоговых ставок в рамках установленного периода времени.

Налоговая политика

Экономическое содержание налогов в России

В фискальной системе под политикой понимается комплекс мер, ориентированных на достижение стратегических задач в рамках общего экономического развития. В этом смысле экономическое содержание налогов может отражать собой и характер государственного вмешательства в экономическую сферу. К основным задачам регулирования налоговой политики относят обеспечение органов власти финансовыми ресурсами, стимулирование экономического роста, создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности в стране и сглаживание неравенства между разными уровнями доходов граждан.

Механизмы налогообложения

Практическое осуществление налоговой политики невозможно без выработанного механизма, который строится на организационно-правовых формах и методах. В России базовые принципы применения данного механизма регулируются на уровне Федерального законодательства в части, посвященной экономическому содержанию налогов – статья 8 НК РФ, в частности, раскрывает понятие сбора налогов как обязательного денежного взноса. Это центральное понятие, на основе которого государственные органы осуществляют изъятие налогов. Однако совокупный механизм также предусматривает возможности коррекции сбора за счет введения льгот, установки налогового иммунитета, изменения ставок, снижения налогового оклада и т. д.

Управление налоговой системой

Одна из форм фискальной деятельности государства, основанием для проведения которой является законодательство. На базовом уровне управления устанавливается порядок налогообложения в соответствии с назначением налога и экономического содержания сбора в рамках определенной среды финансового обременения. Конкретно устанавливаются процедуры, формы, компетенции и организационные методы, в соответствии с которыми будут действовать уполномоченные органы власти в этой сфере. Определяется и набор функций с перечнем задач, которые позволят обеспечивать контроль с привлечением к ответственности лиц, нарушивших налоговое право.

Расчет налогов

Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками

Несмотря на очевидность сущностного процесса налогообложения и механизмов его производства, взаимосвязи между условными сборщиками и налогоплательщиками могут иметь разный характер. В частности, выделяют несколько методов такого взаимодействия:

  • Административное принуждение. Предусматривается применение санкционных инструментов, арест имущества и финансовых счетов.
  • Регулируемые альтернативы. Налогоплательщику предоставляется возможность выбора между разными формами уплаты налога по ставкам.
  • Дружественное партнерство. Относительно новая форма, при которой экономическое содержание налога выражается взаимоотношением между органами власти и налогоплательщиком не на уровне административного требования, а на основе партнерского сотрудничества, которое может носить форму соглашения. Что это значит? Это означает, что в силу тех или иных обстоятельств налогоплательщик может выполнять свои обязательства перед органами контроля на особых ранее оговоренных условиях.

Заключение

Налоговая служба

Общемировой процесс развития систем налогообложения говорит о том, что механизмы сбора налогов совершенствуются, становятся более гибкими и эффективными. В передовых странах происходит и сущностное упразднение самого понятия сбора. Финансовый сбор переходит в более сложную форму поиска оптимального источника для сбора, что в корне отличает современный подход к работе фискальной системы. Но, как и прежде, в России экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями органов власти и граждан с минимальным спектром свобод в жестких рамках правового регулирования. Даже новшество в виде налогообложения с формой дружественного партнерства пока еще принимается неохотно по причине низкого уровня возможностей администрирования. Тем не менее специалисты отмечают и прогрессивный характер развития сферы налогообложения РФ, указывая на внедрение инновационных технологий и в целом интерес правительства к пересмотру устаревших моделей применения законодательства в данной области.

Организация эффективной системы налогообложения является ключевой задачей фискальной политики современного государства. Сбалансированность в подходах к решению вопросов пополнения бюджета за счет налоговых сборов выражается в разнонаправленности соблюдения интересов субъектов экономической инфраструктуры. Это необходимое условие для стабильного развития хозяйственных систем. Устранение недостатков и рисков чрезмерного повышения данной нагрузки невозможно без понимания экономического содержания налогов особенно в контексте целей, ориентированных на повышение инвестиционной привлекательности страны.

Налог в реальном секторе экономики

Что такое вексель на предъявителя и как его обналичить?
Вам будет интересно: Что такое вексель на предъявителя и как его обналичить?

Экономическое содержание налогообложения

Каждая общественно-экономическая формация имеет собственную систему доходов, обусловленную производственными процессами, характером товарно-денежных отношений, функциями и самой природой государственного устройства. В свою очередь налогообложение является одним из главных способов увеличения бюджетных доходов. В большинстве государств взимание налогов осуществляется с целью обеспечения платежеспособности на всех уровнях производства власти. И даже если исключить разделение по направлениям платежей в рамках бюджетной поддержки (на региональном и федеральном уровнях), принципы распределения денежных средств могут различаться. Например, экономическое содержание налога выражается не только в финансировании деятельности правительства и органов местного самоуправления, но и в образовании различных фондов и организаций, также входящих в структуры государственного управления.

Виды налогов

Общая площадь квартиры - это. Что входит, как измерить и правила расчета
Вам будет интересно: Общая площадь квартиры - это. Что входит, как измерить и правила расчета

Существует несколько классификационных признаков современного налогообложения. Базовыми в данном контексте являются финансово-экономические признаки, к которым относятся:

  • Способ изъятия – косвенный и прямой.
  • Переложение бремени налогообложения – прямые и косвенные.
  • Способ обложения – налог с юридического или физического лица, а также общие налоги.
  • Единица налогообложения – расчетный и экономический налог.
  • Налоговая ставка – регрессивный, прогрессивный, пропорциональный, кратный определенному показателю или твердый налог.
  • Сфера применения – специальные и общеобязательные налоги.
  • Направленность – конкретные и абстрактные налоги.
  • Способ выражения – безналичные и налично-денежные налоги.
  • Источник (в качестве общего признака) – налог на расход или доход.

Для чего нужен расчетный счет для ИП? Безналичный расчет для ИП. Где выгоднее открыть расчетный счет для ИП
Вам будет интересно: Для чего нужен расчетный счет для ИП? Безналичный расчет для ИП. Где выгоднее открыть расчетный счет для ИП

Также экономическое содержание налогов вовсе не исключает их рассмотрение с применением административно-правовых признаков. В этом случае на первый план выйдут такие принципы разделения, как право пользования платежей, структурно-административный уровень, способ перечисления и т.д. Менее значимые и скорее технологические классификации отражают временные и пространственные характеристики применения системы налогообложения, в числе которых периодичность, время и место взимания налогов.

Виды объектов налогообложения

Система сбора налогов

Определение параметров системы сбора налогов невозможно без учета специфики объекта финансового обременения. К основным объектам налогообложения относятся:

  • Акцизы. Как правило, группы товаров, которые подпадают под категории акцизной продукции – например, к таким относятся алкоголь, этиловый спирт, некоторые виды парфюмерно-косметической продукции и т. д.
  • Организации, получающие прибыль. Собственно, экономическое содержание налога на прибыль раскрывается в виде доходов, полученных по всем видам предпринимательской деятельности, связанной не только с реализацией товаров, но и с предоставлением услуг. В эту же группу входят финансовые действия, влекущие за собой получение операционных доходов.
  • Природные ресурсы. Речь идет о пользовании природными ресурсами – например, это могут быть работы на лесоповалах, забор воды, добыча полезных ископаемых и т. д.

Функции налогов

Экономическое содержание налогов

У системы налогообложения помимо непосредственного наполнения бюджета есть несколько более важных задач, которые достигаются в том числе за счет принципов экономического содержания налогов. Функции, в частности, могут быть следующие:

  • Фискальная. Технологически обеспечивает пополнение финансовых ресурсов, требующихся для реализации социальной, бюджетной и других программ, а также для поддержания работы общественно-государственных институтов.
  • Регулирующая. Налог может использоваться и как средство оказания влияния на воспроизводственный процесс – например, в качестве стимулятора или тормоза в развитии предприятия из-за определенных показателей финансовой нагрузки.
  • Контрольная. Доходы и расходы налогоплательщиков могут контролироваться в том числе и с помощью мониторинга выплат налогов.

В основе каждой из названных функций все же стоит экономическая составляющая. Наиболее важный эффект от применения налоговой системы обложения можно достигнуть с помощью социально-справедливого перераспределения. Для этого у государства должна быть сформулирована четкая фискальная политика, основывающаяся на определенных государственных приоритетах. В целом же социально-экономическая функция налогов можно представить как косвенный, но все же способ регуляции финансовой деятельности.

Принципы налогообложения

Содержание системы налогов

Организация системы налогообложения в любой форме должна ориентироваться на ряд принципов, позволяющих с наибольшим эффектом достичь решения поставленных задач.

К основным принципам такого рода относятся:

  • Равномерность – предполагается всеобщность и равнонапряженность при изъятии налогов согласно единству государственных требований в отношении налогоплательщиков.
  • Определенность – ясность, четкость и однозначность в определении основополагающих характеристик налоговой системы. К основным характеристикам экономического содержания налогов относят ренту, прибыль, заработную плату и т. д.
  • Неотягощенность – принцип умеренности налогообложения.
  • Стабильность – устойчивость действия различных видов налоговых ставок в рамках установленного периода времени.

Налоговая политика

Экономическое содержание налогов в России

В фискальной системе под политикой понимается комплекс мер, ориентированных на достижение стратегических задач в рамках общего экономического развития. В этом смысле экономическое содержание налогов может отражать собой и характер государственного вмешательства в экономическую сферу. К основным задачам регулирования налоговой политики относят обеспечение органов власти финансовыми ресурсами, стимулирование экономического роста, создание благоприятных условий для хозяйственной деятельности в стране и сглаживание неравенства между разными уровнями доходов граждан.

Механизмы налогообложения

Практическое осуществление налоговой политики невозможно без выработанного механизма, который строится на организационно-правовых формах и методах. В России базовые принципы применения данного механизма регулируются на уровне Федерального законодательства в части, посвященной экономическому содержанию налогов – статья 8 НК РФ, в частности, раскрывает понятие сбора налогов как обязательного денежного взноса. Это центральное понятие, на основе которого государственные органы осуществляют изъятие налогов. Однако совокупный механизм также предусматривает возможности коррекции сбора за счет введения льгот, установки налогового иммунитета, изменения ставок, снижения налогового оклада и т. д.

Управление налоговой системой

Одна из форм фискальной деятельности государства, основанием для проведения которой является законодательство. На базовом уровне управления устанавливается порядок налогообложения в соответствии с назначением налога и экономического содержания сбора в рамках определенной среды финансового обременения. Конкретно устанавливаются процедуры, формы, компетенции и организационные методы, в соответствии с которыми будут действовать уполномоченные органы власти в этой сфере. Определяется и набор функций с перечнем задач, которые позволят обеспечивать контроль с привлечением к ответственности лиц, нарушивших налоговое право.

Расчет налогов

Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками

Несмотря на очевидность сущностного процесса налогообложения и механизмов его производства, взаимосвязи между условными сборщиками и налогоплательщиками могут иметь разный характер. В частности, выделяют несколько методов такого взаимодействия:

  • Административное принуждение. Предусматривается применение санкционных инструментов, арест имущества и финансовых счетов.
  • Регулируемые альтернативы. Налогоплательщику предоставляется возможность выбора между разными формами уплаты налога по ставкам.
  • Дружественное партнерство. Относительно новая форма, при которой экономическое содержание налога выражается взаимоотношением между органами власти и налогоплательщиком не на уровне административного требования, а на основе партнерского сотрудничества, которое может носить форму соглашения. Что это значит? Это означает, что в силу тех или иных обстоятельств налогоплательщик может выполнять свои обязательства перед органами контроля на особых ранее оговоренных условиях.

Заключение

Налоговая служба

Общемировой процесс развития систем налогообложения говорит о том, что механизмы сбора налогов совершенствуются, становятся более гибкими и эффективными. В передовых странах происходит и сущностное упразднение самого понятия сбора. Финансовый сбор переходит в более сложную форму поиска оптимального источника для сбора, что в корне отличает современный подход к работе фискальной системы. Но, как и прежде, в России экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями органов власти и граждан с минимальным спектром свобод в жестких рамках правового регулирования. Даже новшество в виде налогообложения с формой дружественного партнерства пока еще принимается неохотно по причине низкого уровня возможностей администрирования. Тем не менее специалисты отмечают и прогрессивный характер развития сферы налогообложения РФ, указывая на внедрение инновационных технологий и в целом интерес правительства к пересмотру устаревших моделей применения законодательства в данной области.

1Экономическое содержание налогов и их экономическая сущность

Необходимость налогов, как экономической категории, вытекает из функций и задач гос-ва, выполняющего разнообразную деятельность (политическую, экономическую, соц-ую) и требующую соответственно определённых средств.

Налог – это безвозмездное отчуждение части собственности у лица в пользу государства для выполнения им своих обязанностей. За счёт налогов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Т.е. главное назначение налогов – обеспечивать деятельность государства и его сохранность. Т.о. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующим субъектом и гражданами – с одной стороны, и государством – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Экон. сущность налога: изъятие государством в пользу общества определённой части ВВП в виде обязательного взноса в денежной форме. (ВВП – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых в стране за определённый период времени, как правило год). Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя / сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая / ослабляя накопление капитала, расширяя / уменьшая платёжеспособность.

Сущность налогов проявляется также через их функции:

1. Фискальная функция – самая важная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Т.е. реализация функции осуществляется за счёт сбора установленных налогов в пользу государства. С её помощью образуется централизованный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение данной функции значительно возрастает, т.к. увеличиваются налоговые поступления, обусловленные ростом производства и потребностями государства. 2. Экон-ая функция – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство; Так, н-р, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. А назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Экон. функция включает в себя: Регулирующую – налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают значительное влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения. Социальную (распределительную) – состоит в перераспределении общественных доходов м/у различными категориями населения (в пользу слабых, незащищённых категорий граждан). 3. Контрольная – состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Эта функция осуществляется спец. органами, кt-ые осуществляют контроль за правильностью начисления, своевременностью уплаты и зачисления налогов.

2. Классификация налогов в соответствии с порядком их установления

Налог – это безвозмездное отчуждение части собственности у лица в пользу государства. Для воздействия на экономику и формирования своих доходов гос-во использует целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам.

В соответствии с порядком установления различают: Федеральные налоги – налоги, кt-ые устанавливаются Федеральным собранием РФ (Гос. дума и Совет Федерации), закреплены в НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ и взимаются по единым ставкам. К ним относ.: косв: НДС, акцизы, таможенные пошлины; прям: налог на прибыль орг-ий, НДФЛ, налог на добычу полезн. ископаемых (НДПИ), водный налог. Региональные налоги – налоги, кt-ые устанавл-ся НК РФ и законодат. органами субъектов РФ (советы народных депутатов, областные думы), обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ: прям: налог на имущ-во орг-ий, н-г на игорный бизнес, транспорт. налог. Местные налоги – устанавл-ся НК РФ и органами местного самоупр-ия, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований: налог на имущ-во физич. лиц, земельный н-г.

Так же различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – налоги, кt-ые устанавливаются непосредственно на доход или имущ-во налогоплательщика. Т.е. объектами прямого налога являются доход (зарплата, прибыль, процент, рента – это определённая сумма, кt-ую земельный собственник получает от арендатора – лица, взявшего земельный участок во временное пользование) и ст-ть имущ-ва (земля, дом, цен. бумаги и т.п.) налогоплательщика.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог (НДФЛ – налог на доходы физических лиц = 13%); налог на прибыль предприятий (организаций = 20%); налог на имущество – это налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц (нал.ставка не может превышать 2,2%).

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платёжеспособность субъекта н/о. К их числу относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. Прямые реальные налоги уплачиваются с предполагаемого среднего дохода, получаемого от того или иного объекта обложения. К их числу относятся: земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход (вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика), НДПИ.

Косвенные налоги – налоги, кt-ые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Т.е. объектами косвенного налога являются товары и услуги. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель – плательщиком косвенного налога.

К числу косвенных налогов относятся: Налог на добавленную стоимость (НДС = 18%, Добавленная стоимость – разность м/у реализованной продукцией за определённый период и стоимостью закупленных фирмой за тот же период предметов труда и услуг, т.е. это разность м/у продажами фирмы и её покупками); акцизы – налоги, устанавливаемые преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны; таможенная пошлина – это взносы (платежи) на импортные и экспортные товары.

3. Элементы налога и способы взимания налогов

Эл-ты налога – принципы построения и организации налогов. К ним относ.:

1. Субъект н/о (налогоплательщики) – это юридические (организации, которые имеют обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом) и физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. 2. Объект н/о – это юридические факты (действия / события), кt-ые обусловливают обязанность субъекта платить налог. Н-р: операции по реализации товаров (работ / услуг), имущество, прибыль юридических лиц, доходы физических лиц, т.е. это то, что облагается налогом. 3. Источник налога – средства, использующиеся для уплаты налога (н-р, зарплата, дивиденды). 4. Налоговая база – это стоимостная, количественная, иная оценка объекта н/о, т.е. это н-р: общая сумма доходов лица, с кt-ых оно обязано заплатить налог (кол-во лошад.сил, кол-во соток земли). Нал.база складывается из всех доходов, которые получает лицо в течение года. Именно на налоговую базу начисляется налог, кt-ый поступает в гос. бюджет. 5. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу н/о. Единица н/о – это единица измерения объекта налога (рубли, лошадиные силы). Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налоговой базе (установлены по налогу на добавленную ст-ть, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций и др.). Твёрдые (специфические) ставки устанавливаются в рублях на единицу обложения (установлены по транспортному налогу, по акцизам и др.). 6. Налоговые льготы – это полное или частичное освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налогов. 7. Налоговый период – это календарный год / иной период времени (квартал, месяц), по окончании кt-го определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате. 8. Порядок исчисления налога – как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате, исходя из налоговой базы, нал. ставки и нал. льгот. Так же обязанность по исчислению налога м.б. возложена на налоговый орган. 9. Порядок уплаты налога – определённые приёмы внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд. Порядок уплаты налога включает: • Средства уплаты налогов – как правило, налоги в РФ платятся в рублях, но могут платиться и в иностранной валюте; • Сроки уплаты налога – это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд (пенсионный, обязательного мед. страхования). Эти сроки определяются конкретной календарной датой / истечением периода времени (ежемесячно, ежеквартально). • Формы уплаты налога (наличная, безналичная). Способы взимания налогов: 1. Кадастровый – подразумевает использование кадастра, реестра, содержащего список типичных объектов (земли, строений), классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, н-р, при земельном налоге размер участка, количество скота. 2. Изъятие налога до получения дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, кt-ое выплачивает доход субъекту налога. Таким образом взимается подоходный налог с зар.платы. 3. Изъятие налога после получения дохода (по декларации) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, в кt-ой плательщик налога приводит расчёт своего дохода и налога на него.

4. Налоговый механизм и его элементы

Налоговый механизм – это процесс государственного управления налогообложением через систему различных налоговых инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов взимания налогов (3 билет)), с помощью которого обеспечивается создание централизованного денежного фонда государства, регулирование социально-экономического развития общества, регулирование потребления и накопления субъектов хозяйствования.

К элементам налогового механизма относятся: 1) налоговое планирование; 2) налоговое регулирование; 3) налоговый контроль.

Налоговое планирование – это система прогнозов налоговых поступлений с учётом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование: · оперативное (на месяц, квартал); · текущее (на один финансовый год); · долгосрочное (на 1 год и более).

Налоговое планирование включает в себя формирование плана налоговых поступлений в государственный бюджет, прогноз состояния задолженности по налоговым платежам, выявление и мобилизацию резервов увеличения доходов государственного бюджета, н-р: за счёт повышения собираемости налогов или за счёт повышения отдельных видов налогов.

Налоговое регулирование – меры косвенного воздействия гос-ва на экономические и социальные процессы путём изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, налоговых санкций (штрафов) за неуплату налогов, понижения или повышения общего уровня н/о.

С помощью налоговых льгот поощряется создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Налоговые санкции служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплатель-щиком налоговых обязательств.

Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трёх субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль – он призван обеспечивать полноту и своевременность поступлений налоговых доходов в бюджет. Целями налогового контроля являются: • выявление налоговых правонарушений и предупреждение их совершения в будущем, н-р: посредством налоговых проверок; • обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности в случае неуплаты налогов (наложение санкций).

Отлаженный налоговый механизм – это необходимое условие эффективного налогообложения.

Автор: Александр Ди, 06 Декабря 2010 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение………………………………………………..………………………………………..3
Глава 1 .Экономическое содержание налогов………………..……………………………….4
1.1 . Сущность налогов…………………………………………….………………………..4
1.2. Функции налогов……………………….……………………………………………….6
Глава 2. Развитие налогов в России……………………………………………………………8
2.1. Развитие налогообложения в России до начала ХХ века……………………………8
2.2. Развитие налогообложения в России в ХХ веке……………………………………..11
2.3. Современная система налогообложения РФ………………………………………. 21
Заключение……………………………………………………………………………………. 24
Список использованной литературы………………. ………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 97.doc

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

на тему «Экономическое содержание налога и его развитие»

Глава 1 .Экономическое содержание налогов………………..……………………………….4

Глава 2. Развитие налогов в России……………………………………………………………8

2.1. Развитие налогообложения в России до начала ХХ века……………………………8

2.2. Развитие налогообложения в России в ХХ веке……………………………………..11

2.3. Современная система налогообложения РФ………………………………………. 21

Список использованной литературы………………. …………………………… …………..25

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Работа опирается на законодательную базу – в первую очередь Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, а также труды отечественных экономистов, таких как: Петров А. В., Толкушкин А. В., Лыкова Л. Н., Евстигнеев Е.Н. и др.

Объектом исследования является налог.

Предмет исследования – экономическое содержание налогов.

Целью данной работы является: исследовать экономическую сущность налогов и их развитие и дать общую оценку налоговой системы РФ.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

1. раскрыть сущность налогов.

2. рассмотреть основные функции налогов.

3. проанализировать развитие налогов с течением времени.

4. оценить налоговую систему РФ.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы. Во введении содержатся цели и задачи моего исследования, структура работы и проработанность литературы. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе, раскрывается сущность налогов через определение понятия налога и его основных признаков, которые характеризуют его. Во второй главе исследуется развитие налоговой системы, начиная с первых упоминаний о нем и заканчивая современной системой налогообложения в Российской Федерации.

В заключении я сделал обобщающие выводы по всей работе.

Список литературы состоит из 26 источников.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, а также нормативно-правовые акты, в том числе налоговый кодекс РФ.

Глава 1 .Экономическое содержание налогов

1.1. Сущность налогов

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Налог – это обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

Налог как юридическая категория – это установленный правовыми нормами и обеспечиваемый принудительной силой государства многоступенчатый, имеющий сложную структуру процесс отчуждения во внесудебном порядке части собственности юридических или физических лиц, выраженной в виде дохода, полученного от осуществления предпринимательской или трудовой деятельности под покровительством государственной власти, или в виде стоимости иного имущества и направляемой на выполнение возложенных на государство функций.

Данное комплексное определение наиболее глубоко отражает сущность налога, характеризует его как процесс, имеющий сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, раскрывает налог с позиции права.

Согласно Налоговому Кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (ст.8 НК).[1]

Современное определение понятию «налог»: Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивида к государству, осуществляемое на основе принуждения со стороны власти, нацеленное на формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

В наиболее обобщенной форме налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд.

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы.

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчета и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:

  • Целевые признаки;
  • Организационные;
  • Системные.

Целевыми признаками являются:

    1. Поддерживаемые органы управления;
    2. Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);
    3. Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).

Организационными признаками налога являются:

  1. Объект налога – это то, что облагается налогом (доход, имущество и т.п.);
  2. Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.);
  3. База налога – сумма, с которой взимается налог;
  4. Ставка (шкала ставок) налога – размер налога на единицу обложения;
  5. Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог.

Системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:

  1. Доля налога в бюджетных поступлениях;
  2. Доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;
  3. Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;
  4. Степень собираемости налога;
  5. Экономические последствия предоставленных льгот по налогу (убытки, будущие доходы);
  6. Расходы на сбор налога.

Основные признаки понятия "налог":

    • Императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения;
    • Смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности субъекта в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется бюджетный фонд. Этот признак позволяет отличить налоги от сборов (целевые сборы).
    • Безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен. По этому признаку пошлины отличаются от налогов.

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка (ставки); порядок исчисления; порядок и сроки уплаты.

Каждый налог содержит следующие элементы:

  • Субъект налога (налогоплательщик) – это юридическое или физическое, которое по закону государства обязано платить налог.
  • Носитель налога – это юридическое или физическое лицо, которое, в конечном счете, несет издержки и ущерб по уплате налога.

Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной какой-либо товар, понятно, что он будет переложен на потребителей путем надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога.

  • Сфера действия налога – совокупность носителей налога, на которых, в конечном счете, ложится его бремя.
  • Объект налога – это предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество и др.). Часто название налога вытекает из объекта (подоходный, поземельный налог и др.).
  • Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (налог на прибыль) объект и источник налога совпадают.
  • Масштаб налогообложения – это единица, которая кладется в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т.д.
  • Единица обложения – единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны, по земельному – гектар, акр и т.д.).

Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица обложения берется как принцип, единица обложения берется как мера .

  • Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты. Различают:
  • Твердые ставки устанавливаются в сумме на единицу объекта.
  • Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества.
  • Прогрессивные ставки – это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает: простой (ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога); сложной (объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не по всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень).
  • Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.
  • Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта.
  • Налоговый порог – расчетная величина налогового оклада к доходам.
  • Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, отсрочка в уплате налогов и др. [13]

Экономическое содержание налога включает его признаки и элементы которые и характеризуют налог. Экономическое содержание налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.

1.2. Функции налогов

Основная функция налогов – фискальная, состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно- управленческого аппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.[14]

Читайте также: