Закон 340 фз о международном автоматическом обмене информацией в налоговых целях

Опубликовано: 16.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


С 01.07.2015 в РФ вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам между государствами. На основании указанной Конвенции были разработаны:

- Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA),

- Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS).

Финансовая информация, которой планируют обмениваться страны, включает в себя сведения о счетах нерезидентов, суммах остатков и оборотов за отчетный год в отношении договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг.

Договор, предусматривающий оказание финансовой услуги:

- договор банковского счета (вклада),

- договор добровольного страхования жизни,

- договор о брокерском обслуживании,

- договор доверительного управления (в том числе договор доверительного управления паевым инвестиционным фондом, присоединение к которому осуществляется путем приобретения инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда),

- договор депозитарного обслуживания,

- пенсионный договор,

- договор с клиринговой организацией об оказании клиринговых услуг,

- договор инвестиционного товарищества

- или иной договор, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

В настоящее время контролирующие органы государств уже обмениваются такой информацией, но на основании отдельных запросов. По новым правилам обмен информацией будет осуществляться на автоматической основе в унифицированном электронном формате ежегодно в течение 9 месяцев после окончания отчетного года.

Первый такой обмен финансовой информацией для России запланирован на сентябрь 2018 года.

Состав информации, подлежащей передаче в ФНС РФ:

1) Информация о клиенте / выгодоприобретателе / БВ, являющемся налоговым резидентом иностранного государства:

- дата и место его рождения для ФЛ,

- адрес места фактического проживания / адрес в стране регистрации,

- государство налогового резидентства,

2) Информация о договоре, предусматривающем оказание финансовой услуги:

- номер счета (или его аналог), номер и дату договора;

- сумма (остаток средств на счете или сумма договора);

3) информация о факте прекращения и о дате прекращения такого договора.

4) если размер суммы по счету ≤ 0 (в том числе в случае предоставления кредита (овердрафта) клиенту), то для целей предоставления информации соответствующая сумма признается = 0.

Само по себе участие в Конвенции не означает рассылку Россией информации о счетах нерезидентов государствам-оппонентам. Автоматический обмен осуществляется только между странами, заключившими двусторонние соглашения. В соглашении страны могут договориться таким образом, что одно государство представляет информацию полностью, а другое – в ограниченном виде, например, по определенным видам счетов. ФНС России пока не заключила двусторонние соглашения с контролирующими органами других стран.

Посмотрите данные сайта ОЭСР (октябрь 2017 года):

654654

Вместе с тем для реализации требований Конвенции и MCAA Федеральным законом от 27.11.2017 № 340-ФЗ НК РФ дополнен новыми главами:

Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ (ТЕРРИТОРИЯМИ);

Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Новые обязанности финансовых организаций

В отношении действующих договоров по состоянию на 01.01.2018 финансовые организации могут использовать имеющиеся в их распоряжении данные (данные программного обеспечения, договоры и т.п.). В течение 2 лет недостающую информацию нужно будет восполнить (в частности, ИНН в стране регистрации, место рождения). В отношении вновь заключаемых договоров (после 01.01.2018) финансовым организациям потребуется запрашивать у клиентов необходимые информацию и документы, подтверждающие налоговое резидентство.

В НК РФ нет оговорки о том, что представлять сведения в ФНС России нужно только о резидентах стран, с которыми подписаны двусторонние соглашения. Представлять сведения нужно по всем иностранцам (кроме указанных ниже ЮЛ), а так же по тем лицам, чье резидентство не установлено. Если нерезиденты финансовой организацией не выявлены, об этом она также обязана сообщить в ФНС России.

Передача информации в ФНС России не требуется:

- в отношении ЮЛ, осуществляющих активную деятельность. Информацию об активности организации можно оценить на основании СМИ (как указывает НК РФ: «из публично доступной информации можно разумно предположить…»);

Основные признаки активной организации:

  • менее 50% пассивных доходов;
  • акции обращаются на ОРЦБ.

- в отношении финансовых организаций из утвержденного перечня (освобожденные финансовые организации)

Освобожденные финансовые организации:

1) Центральный Банк Российской Федерации (Банк России),

2) ПФ РФ, ФОМС, ФСС,

3) акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию",

4) акционерное общество "Российская венчурная корпорация",

5) Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов,

6) Государственная корпорация Фонд Содействия реформированию ЖКХ,

7) международные организации по перечню, утвержденному МИД РФ совместно с Минфином РФ.

Что с «физиками»

Это означает, что по каждому физическому лицу – нерезиденту финансовые компании представят информацию в ФНС России.

Когда ФНС получит отчетность

В целях обеспечения новых положений НК РФ введены штрафные санкции:

Аналогичные правила действуют и для счетов российских резидентов, открытых за рубежом в иностранных банках, фондах и т.п. Иностранные контролирующие органы будут получать информацию о счетах россиян от финансовых организаций своей юрисдикции и передавать в ФНС России.

В результате внедрения указанных изменений контролирующие органы государств планируют стереть границы между странами для усиления налогового контроля. Информация о счетах физических лиц, а также информация о конечных бенефициарах компаний, зарегистрированных за рубежом, и их доходах станет открытой для контролирующих органов.

Не смотря на то, что в настоящее время ФНС России не заключила двухсторонних соглашений с контролирующими органами других государств, налоговые органы РФ уже начнут аккумулировать сведения о нерезидентах, которые смогут использовать при проведении налоговых проверок, выявлении схем ухода от уплаты налогов, а также передавать иностранным контролирующим органам по их запросам (пока не в автоматическом режиме и не в унифицированном формате).

Актуально на 01.05.2021 г.

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. Напоминаю, что для осуществления обмена между конкретными двумя странами необходимо одновременное соблюдение двух условий: обе страны должны присоединиться к Конвенции ОЭСР и эти страны должны подписать между собой двустороннее соглашение об автоматическом обмене.

Россия подписала такие двусторонние соглашения со многими странами. С какими именно и как на практике происходит автоматический обмен финансовой информацией по состоянию на 2021 год — об этом в настоящем обзоре.

ВАЖНО!

Какие страны передают финансовую информацию в Россию и за какие периоды

Как было указано выше, всего таких стран 94 — количество довольно внушительное. Это Австрия, Андорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Гонконг, Дания, Джерси, Израиль, Исландия, Испания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, о строва Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр, Корея, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Эстония, Южная Африка, Япония .

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017 — Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019 — ОАЭ, Гонконг, острова Кука, Сент Люсия

Первый обмен налоговой информацией с ФНС РФ произошел 30 сентября 2018 г. за 2017 год.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ обмениваются в автоматическом режиме с Россией по состоянию на январь 2020 г.

ВНИМАНИЕ! Обращаю внимание, что для целей валютного законодательства РФ необходимо оринетироваться не на перечень стран с сайта ОЭСР, а на перечень стран, утвережденный Приказом ФНС России от 21.11.2019 N ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@» , вступивший в силу 05.01.2020. В соответствии с данным указанным приказом с РФ НЕ обменирваются информацией:
К таким странам в том числе относятся:

  • Великобритания ( исключена из списка обмена с РФ )
  • США (не присоединились к CRS)
  • Литва (исключена из списка обмена с РФ)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Сербия (не присоединилась к CRS)
  • Македония (не присоединилась к CRS)
  • Албания (не присоединилась к CRS)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Канада ( не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Украина (не присоединились к CRS)

ВАЖНО!

В конце марта 2019 г. было проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • сумма поступлений и сумма списаний средств за отчетный период (БЕЗ расшифровки) и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств, расшифроки по назначению платежей и контрагентам в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус « пассивная НФО » по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts” — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности. Главная цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является « активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:
Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

  • сумму агрегированного остатка по счету – если счет открыт после 01.01.2016 и сумма остатка по счету свыше $250000, то сбор информации проводится дольше;
  • налоговое резидентство компании-клиента – Великобритания – страна присоединилась к обмену
  • является ли компания «активной НФО» или «пассивной НФО» (путем анкетирования клиента) — на предмет необходимости передавать информацию о контролирующем лице в налоговый орган страны налогового президентства контролирующего лица
  • налоговое резидентство контролирующего лица компании-клиента – Россия – страна присоединилась к обмену

Помимо прочего, указанный автоматический обмен возможен ТОЛЬКО если между этими странами подписано дополнительное двустороннее соглашение об обмене налоговой информацией (ссылку см.выше).

Таким образом если по примеру выше, если компания путем анкетирования была квалифицирована банком как «пассивная НФО», то данные о контролирующем лице и счете будут переданы в Россию и в Великобританию.

Ответственность за неуведомление о личном счете в иностранном банке

Автоматический обмен — едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об открытии счета
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности — 2 года)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы неуплаченного налога и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

Более детально с разбором каждого правонарушения Вы можете ознакомиться в наших статьях:

Ответственность за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)

Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

Более детально с разбором каждого из указанных правонарушений Вы можете ознакомиться в наших статьях:

Под банковской тайной всегда подразумевался юридический принцип, согласно которому финансовая организация отказывалась предоставлять информацию о своих клиентах властям. Так работали наиболее респектабельные банки в Швейцарии, Сингапуре, Люксембурге, во многих офшорных государствах (и когда-то в России). В последние годы даже в этих странах начали происходить изменения, благодаря которым как таковой "тайны" больше не осталось.

В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией Multilateral Competent Authority Agreement (MCAA) под эгидой ОЭСР и присоединилась к международной системе автоматического обмена финансовой информацией. Согласно данному Соглашению компетентные (обычно налоговые) органы договорившихся стран будут в автоматическом режиме ежегодно обмениваться информацией по установленному стандарту. Данный стандарт предполагает, что финансовые учреждения предоставляют информацию о счетах налоговых резидентов налоговому органу своей страны, а налоговые органы договорившихся стран на двусторонней основе обмениваются этой информацией.

Кто, как и с кем будет обмениваться финансовой информацией?

К Соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия), популярные офшорные страны (Кипр, Виргинские острова, Лихтенштейн, Мальта и другие). В настоящее время уже подписано более 1 тысячи двухсторонних соглашений между более чем 40 странами для обмена межстрановыми отчетами. Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР . Присоединение к Соглашению не всегда означает, что страны готовы обмениваться информацией со всеми странами-участниками обмена. Только подписание с каждой страной-участницей обмена двухстороннего соглашения приведет к циркуляции финансовой информации. К странам, неготовым вступить в международный обмен, относятся, как правило, небольшие страны, такие как Грузия, Черногория, Мальдивы, Македония и другие.

Ситуация с США

США тоже отказались подписывать MCAA, ссылаясь на наличие собственного федерального закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) и двусторонних договоров об обмене налоговой информацией со многими странами.

FATCA заметно отличается «по духу» от MCAA. США в основном заинтересованы получить информацию про активы своих граждан за рубежом (именно граждан, а не резидентов) и возвратить налоги в свою страну. Из США в Россию информация не приходит, за исключением отдельных запросов российских органов в рамках каких-то серьезных мероприятий (но это точечные, разовые запросы). Россия с США договор FATCA не подписала.

Что будет дальше?

Подключение к обмену будет проходить в две очереди: в первую очередь подключаются страны разработчики Соглашения (в основном это европейские страны). Обмен данными у этих стран начинается уже с 2017 года, а во вторую очередь – подключаются остальные страны. Обмен между ними начинается в 2018 году.

В рамках автоматического обмена налоговые органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
  • получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны

Типы финансовых учреждений, информация которых будет циркулировать:

  • банки
  • брокеры
  • депозитарии
  • страховые компании и другие

Исключением является информация правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

После начала действия обмена финансовой информацией российская налоговая служба сможет получать данные об иностранных счетах россиян из десятков разных стран, включая офшорные. Правда, российским налоговым органам придется подождать до сентября 2018 года (первый отчетный период – 2017 год), когда Соглашение начнет действовать. Еще одним условием для начала обмена информацией России с другими странами – это подписание с каждой страной-участницей международного обмена двухстороннего соглашения. Если же Россия не успеет подготовиться как законодательно, так и технически к данному обмену, то она сможет присоединиться по мере готовности, но затягивать с этим вряд ли будут намеренно.

Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает:

для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица

  • Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
  • Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
  • Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
  • По cчетам депо (Custodial Account):

    - общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период

    - общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета

  • По депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период
  • По любым иным счетам, не указанным в пунктах 5 и 6, – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период
  • Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату).

    После начала действия обмена информацией Федеральная налоговая служба РФ будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран.

    Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции финансовое учреждение на основании имеющейся у него информации устанавливает страну, где клиент является налоговым резидентом.

    Согласно Соглашению существующие счета физических лиц разделяются на:

    • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США
    • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

    Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в финансовых учреждениях участвующих стран, поскольку не устанавливается для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

    Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?

    Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

    Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.

    Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%. Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%. То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

    Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?

    Для рядового гражданина РФ, а точнее валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.

    В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента. Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ). Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).

    Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством. А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ. В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.

    Каково состояние дел сейчас в РФ?

    Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.

    Тема присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов уже живет несколько лет, и пока до конца неизвестно, когда начнет полноценно функционировать этот обмен и какие результаты принесут для россиян их операции с зарубежными финансовыми счетами. Но в связи с тем, что в последние годы законодатели очень активно разрабатывают и внедряют законы, позволяющие получать больше данных о доходах и активах россиян, и штрафные санкции за нарушение этих законов довольно серьезные, то, как минимум, совершая какие-либо операции со своими доходами и имуществом, нужно обладать как можно большим объемом информации и взвешивать все принимаемые решения как с точки зрения выгодности, так и законности.

    И следующий вывод, который напрашивается, банковская тайна, как юридический принцип, перестала защищать информацию о банковских счетах не только в России, но и почти во всех странах за рубежом.

    В связи с принятием Федерального закона от 27.11.2017 №340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» лица, заключающие с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, обязаны представлять в банк информацию, позволяющую установить их налоговое резидентство, в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих.

    В случае непредставления лицом, заключающим с банком договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, информации, запрашиваемой в соответствии с настоящей главой, банк вправе отказать в заключении такого договора с этим лицом.

    В случае непредставления клиентом, имеющим действующие договоры, предусматривающие оказание финансовых услуг, запрашиваемой банком информации, позволяющую установить их налоговое резидентство, банк вправе отказать в совершении операций, осуществляемых в пользу или по поручению клиента, либо расторгнуть в одностороннем порядке договор, предусматривающий оказание финансовых услуг.

    Формы самосертификации для определения налогового резиденства

    Налогообложение иностранных счетов в соответствии с требованием законодательства FATCA

    Банк является участвующим финансовым институтом (Participating FFI) в рамках Закона о налогообложении иностранных счетов США (FATCA). Банку присвоен индивидуальный идентификационный номер участника (GIIN — Global Intermediary Identification Number) — ZDFUFB.00000.LE.643.

    В соответствии с пп. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.06.2014 №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в банке были утверждены следующие документы:

    В соответствии с требованиями FATCA, банк обязуется выполнять требования по идентификации клиентов, сбору и передаче предусмотренной Федеральным законом от 28 июня 2014 г. №173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Федеральный закон №173-ФЗ) информации о клиентах уполномоченным государственным органам Российской Федерации, а также иностранному налоговому органу, включая Internal Revenue Service of the United States (Федеральную налоговую службу США) и (или) иностранным налоговым агентам, уполномоченным иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов.

    В связи с этим, в соответствии со ст. 2 Федерального Закона №173-ФЗ ПАО «АК БАРС» БАНК рекомендует клиентам:

    • физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим гражданство иностранного государства (не имеющим гражданство РФ) или не имеющим гражданства, или имеющим одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство иностранного государства (за исключением гражданства государства — члена Таможенного союза) и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве;
    • юридическим лицам, зарегистрированным не в соответствии с законодательством Российской Федерации или зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, более 10% акций (долей) уставного капитала, которых прямо или косвенно контролируются иностранными гражданами (лицами с гражданством иностранного государства (без гражданства РФ) или без гражданства, или с двойным гражданством и (или) имеющим вид на жительство в иностранном государстве (за исключением лиц имеющих одновременно с гражданством Российской Федерации гражданство государства — члена Таможенного союза);
    • и не прошедшим процедуру идентификации на предмет отнесения их к категории иностранных налогоплательщиков, заполнить и представить в банк одну из нижеследующих анкет:
      • для физических лиц и индивидуальных предпринимателей: Анкета клиента — физического лица
      • для юридических лиц: Анкета клиента — юридического лица

    Если клиентом — физическим лицом или индивидуальным предпринимателем дан хотя бы один положительный ответ на вопросы в Анкете, а клиентом — юридическим лицом дан любой ответ на вопросы в Анкете, ему необходимо документально подтвердить или опровергнуть предположение об отнесении его к категории клиентов — иностранных налогоплательщиков, посредством предоставления в банк одной из форм в соответствии с требованиями FATCA (W-8BEN, W-8BEN-E, W-9, W-8IMY и W-8ECI), а также предоставить в банк подписанное Согласие банку на обработку персональных данных (открыть Согласие банку на обработку персональных данных).

    Указанные формы находятся в открытом доступе на сайте www.irs.gov .

    Выбор формы для заполнения зависит от статуса налогоплательщика, к которому относится клиент.

    Суть нововведений в Налоговый кодекс В НК РФ введен раздел VII.1, определяющий обмен с иностранными государствами финансовой информацией в рамках международных договоров по вопросам налогообложения. Новый раздел дает возможность налоговым органам передавать и получать информацию о доходах выгодоприобретателей и лиц, их контролирующих, компетентным органам иностранных государств, с которыми налажен автоматический обмен финансовой информацией для дальнейшего использования в мероприятиях налогового контроля,. Проще говоря, налоговые органы РФ теперь имеют право передавать в электронном виде сведения об иностранных лицах, получающих доходы на территории РФ, в ту страну, резидентами которой они являются. Взамен налоговые органы РФ получают аналогичную информацию от государств, с которыми заключено соглашение. Порядок обмена такой финансовой информацией определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2018 года N 428 (на момент подготовки статьи еще не вступил в силу). Но основная цель раздела в другом. Кого обязуют предоставлять информацию о клиентах-нерезидентах Статья 142.2 Налогового кодекса РФ обязывает практически любую структуру вне зависимости от ее организационно-правовой формы, осуществляющую в рамках работы прием от клиентов денежных средств (иных финансовых активов) для хранения, управления, инвестирования, иных сделок, предоставлять в налоговые органы информацию о клиентах-нерезидентах РФ и лицах, прямо или косвенно их контролирующих, и о сделках с ними (причем без получения их согласия на передачу информации) К организациям финансового рынка, обязанным подавать такие сведения, относятся: • кредитные организации; • страховщики, специализирующиеся на добровольном страховании жизни; • брокеры; • профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность; • управляющие по договору доверительного управления имуществом; • негосударственные пенсионные фонды; • акционерные инвестиционные фонды; • управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда; • центральный контрагент; • управляющий товарищ инвестиционного товарищества; • иные организации или структуры без образования юридического лица, которые в рамках работы принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования, иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за его счет. Правительство РФ имеет право в соответствии с п. 3 ст. 142.2 Налогового кодекса РФ утверждать Перечень организаций финансового рынка, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 Налогового кодекса РФ и не распространяются требования о порядке запроса у своих клиентов информации о таких клиентах, их выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих. Сейчас внесены в проект Постановления следующие организации: • Центральный Банк РФ; • Пенсионный Фонд РФ; • Фонд обязательного медицинского страхования; • Фонд социального страхования; • АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»; • АО «Российская венчурная компания»; • Государственная корпорация Агентство по страхованию вкладов; • Государственная корпорация Фонд Содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Кроме этого, Министерство иностранных дел совместно с Министерством финансов могут определить ряд международных организаций и утвердить данный перечень. По смыслу нового раздела, законодатель дает право Министерству финансов освободить от предоставления информации ряд организаций в силу низкого риска совершения действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов) с использованием таких организаций. Остальные же организации финансового рынка обязаны получать от всех клиентов (выгодоприобретателей и (или) прямо или косвенно их контролирующих лиц), которые не являются российскими налоговыми резидентами, информацию в порядке регламентированном Положением1 (находится в стадии согласования) и передавать в налоговые органы вне зависимости от страны. Порядок предоставления и требования к передаваемой информации Налоговый орган РФ будет получать в электронном виде информацию, о получении финансовой выгоды на территории РФ нерезидентами, а затем систематизировать и использовать в своей деятельности. Это позволит усилить контроль финансовых потоков с участием нерезидентов страны, а передача финансовых сведений в уполномоченные органы иностранных государств будет осуществляться только в рамках заключенных соглашений. При этом согласие на передачу финансовой информации нерезидентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, не требуется. Например, у России отсутствует соглашение с США, но это не влияет на получение информации о резидентах этого государства, получающих доход на территории РФ. Организация финансового рынка согласно ст. 142.2 и 142.4 НК РФ обязаны получить от клиента и предоставить в электронном виде в налоговый орган информацию, содержащую идентификационные данные клиента, полную информацию о каждом заключенном договоре с указанием суммы и т.д. Порядок, сроки получения и предоставления информации, содержатся в проекте Постановления Правительства РФ, которое в настоящее время находится на утверждении. Кроме этого, Постановлением будет утвержден перечень признаков «связи с иностранным государством для целей определения налогового резидентства клиента, его выгодоприобретателя или лица, прямо или косвенно его контролирующего». К примеру, относительно физических лиц есть такие признаки, «намекающие» на нерезидента: номер телефона, адрес фактического проживания или почтовый адрес в иностранном государстве, поручение на постоянное перечисление средств на счет или адрес в иностранном государстве. Организации финансового рынка обязаны предоставить за отчетный период сведения о всех договорах вне зависимости от даты их заключения (заключенных до вступления в силу изменений в НК РФ согласно ФЗ от 27.11.2017 N 340-ФЗ). Статьей 142.4 Налогового кодекса организациям финансового рынка предоставлено право не заключать договора (расторгать имеющиеся) в случае, если клиент отказался предоставить информацию, либо предоставил ложные сведения. В таком случае у организации есть право в полном объеме использовать российское законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в частности Федеральный закон №115-ФЗ, в том числе вводя ограничения на клиентов. Это значит, что клиенты, попадающие по признакам в категорию налоговых нерезидентов РФ, их выгодоприобретателей или лиц, прямо или косвенно их контролирующих, могут ощутить на себе весь спектр контроля и ограничений, который дает законодательство РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Их в настоящее время уже испытывают клиенты банков. 1. Положением «О порядке запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, их выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки и анализа, принятия обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, условиях, порядке и сроках представления такой информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (в связи с внедрением международного автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях)».

    Читайте также: