Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам сборам и иным обязательным платежам

Опубликовано: 17.05.2024

Статья 20 БК РФ. Классификация доходов бюджетов

Комментарий к статье 20 БК РФ:

Статья 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию доходов бюджетов.

Классификация доходов включает в себя доходы соответствующего бюджета. В соответствии с принципом полноты отражения доходов и расходов бюджетов классификация доходов должна включать в себя перечень всех без исключения доходов бюджета соответствующего уровня.

Классификация доходов бюджетов имеет свой код.

Код - это условное сокращенное обозначение в виде зашифрованных цифровых символов, используемое для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита во взаимосвязи с субъектами бюджетных правоотношений.

Код классификации доходов бюджетов имеет свою структуру, которая состоит из нескольких кодов:

1. Код главного администратора доходов бюджета.

2. Код вида доходов.

3. Код подвида доходов.

4. Код классификации операции сектора государственного управления.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета устанавливаются законом (решением) о бюджете.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный администратор доходов - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

Администраторами доходов бюджета являются орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отличительной чертой администраторов доходов является то, что они вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Виды и подвиды доходов отражают те источники, из которых эти доходы получены.

Операции сектора государственного управления представляют собой операции публично-правовых образований. При этом в классификации доходов учитываются только операции сектора государственного управления, относящиеся к доходам бюджетов, так как существуют и операции, относящиеся к расходам.

Коды главных администраторов доходов бюджета, виды и подвиды доходов взаимосвязаны между собой, так как за главными администраторами доходов бюджета закрепляются определенные виды и (или) подвиды доходов. Таким образом, главные администраторы доходов осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и закрепленных за ними.

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Группа дохода - это наиболее укрупненная группировка доходов, отражающая виды доходов, которые установлены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, такие, как налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

Подгруппа доходов детализирует группу доходов и раскрывает виды налоговых доходов, виды неналоговых доходов и виды безвозмездных поступлений.

Статьи, подстатьи и элементы доходов еще более подробно детализируют подгруппу доходов.

Группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы представляют собой уровни доходов бюджетов, где группа является первым уровнем, элемент вида дохода последним, низшим уровнем вида доходов бюджетов.

Например, группа дохода - это налоговые доходы, а подгруппа доходов - это налоги на прибыль, статья - налог на прибыль организаций, подстатья - налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, элемент - налоги на прибыль, зачисляемые в федеральный бюджет.

В части кода вида доходов Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации единую классификацию. При этом одни составные части кода вида доходов утверждаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а другие устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Группы и подгруппы доходов бюджетов устанавливаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации и включают:

1) налоговые и неналоговые доходы - это группа доходов, которая в свою очередь делится на следующие подгруппы:

- налоги на прибыль, доходы;

- налоги и взносы на социальные нужды;

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- прочие неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления - это вторая группа доходов, которая делится на следующие подгруппы:

- безвозмездные поступления от нерезидентов;

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

- безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

- безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

- прочие безвозмездные поступления.

Таким образом, код вида доходов делится на две группы, которые в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп. Бюджетный кодекс Российской Федерации не разделяет на разные группы налоговые доходы и неналоговые доходы, а предусматривает единую группу, включающую налоговые и неналоговые доходы.

В соответствии с уточнениями, сделанными в п. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к налоговым доходам относятся:

- налоги на прибыль, доходы;

- налоги и взносы на социальные нужды (в части единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов);

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

В свою очередь, к неналоговым доходам относятся:

- налоги и взносы на социальные нужды (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов);

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

- прочие неналоговые доходы.

Перечень статей и подстатей доходов бюджетов также является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В основе классификации элемента доходов лежит разграничение предметов ведения и полномочий между публично-правовыми образованиями.

Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям, и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Например, полномочия в отношении установления и регулирования налогов предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 12), Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 50, 56, 61).

В отношении собственности публично-правовые образования также обладают различными полномочиями. Распределение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями основано на разграничении собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Соответственно Российская Федерация обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению федеральной собственностью, субъекты Российской Федерации - полномочиями в отношении региональной собственности, а муниципальные образования - в части муниципальной собственности.

Элемент доходов используется для обозначения принадлежности источников доходов к соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Элементы доходов устанавливаются единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К элементам для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

3) бюджеты муниципальных районов;

4) бюджеты городских округов;

5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) бюджеты городских и сельских поселений;

7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Единые коды вида доходов, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются выражением принципа единства бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, единые коды вида доходов необходимы для осуществления расчетов, контроля, составления бюджетной отчетности, анализа бюджетных показателей.

Установление единых кодов видов доходов является финансово-правовым механизмом, обеспечивающим единство бюджетной системы Российской Федерации.

Однако такое единство не является абсолютным, так как субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обладают правом детализации доходов бюджетов.

Детализация доходов бюджетов по кодам бюджетной классификации производится с использованием кода подвида доходов.

Детализацию доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с разграничением своих полномочий.

На федеральном уровне процедура детализации кодов подвидов по видам доходов относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации, которое утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения. Таким образом, определяющим фактором является принадлежность вида доходов к администраторам доходов - федеральным органам государственной власти и другим федеральным учреждениям и организациям.

Процесс детализации доходов на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации, который определяется самим субъектом Российской Федерации. Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Процесс детализации доходов бюджетов муниципальных образований осуществляется финансовым органом муниципального образования, который утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

Таким образом, процедура детализации кодов подвидов по видам доходов относится к компетенции финансовых органов соответствующего уровня власти, то есть перечень кодов подвидов по видам доходов устанавливается подзаконным нормативным правовым актом.

Никто не застрахован от образования задолженности по налогам. Можно ли списать образовавшуюся задолженность, если да, то как это сделать, давайте разберемся в этих и других связанных вопросах.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Возможно ли списание налоговой задолженности?

По вопросу возможности списания налоговой задолженности, ст. 59 НК РФ говорит о возможности признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списанию в следующих случаях:

  1. в случае ликвидации юрлица, исключения юрлица из ЕГРЮЛ по решению налоговой
  2. в случае признания ИП банкротом в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, которые не погашены из-за недостаточности имущества должника
  3. если гражданин признан банкротом
  4. если гражданин умер или объявлен умершим, списание осуществляется в той части, которая превышает размер наследства
  5. если судом принят акт, согласно которому налоговой пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности
  6. в иных случаях

Как списать долги перед пенсионным фондом?

Списание задолженности по налогам и сборам

Пенсионный фонд может признавать безнадежными к взысканию финансовые санкции и списывать их.

Постановлением Правления ПФР от 28.08.2017 № 600п утвержден порядок списания финансовых санкций, согласно которому списание производиться на основании принятого решения о признании их безнадежных к взысканию.

Согласно ст. 11 ФЗ от 28.12.2017 № 436, безнадежными к взысканию и подлежащих списанию признаются недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ за периоды, которые истекли до 01.01.2017, числящиеся за ИП и иными лицами, занимающимися частной практикой. Решение принимается налоговой.

Как списать налоги по налоговой амнистии?

Списание налогов по налоговой амнистии налоговыми органами осуществляется самостоятельно.

В отдельных случаях по технической ошибке или по другим причинам налоговой может быть не произведено списание налога, в связи с чем за физлицом или ИП будет числиться задолженность. В такой ситуации налогоплательщику следует обратиться с заявлением в налоговую, в котором указать просьбу о списании задолженности.

При этом порядок не предусматривает инициирование процедуры признания задолженности безнадежной к взысканию по заявлению налогоплательщика, поскольку налоговая сама принимает решение списывать налоги или нет.

Исковое заявление о списании налоговой задолженности

Налогоплательщики могут обратиться с административным иском в суд о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию. В иске подлежат указанию следующие сведения:

  1. название суда, который будет рассматривать иск
  2. сведения об истце (ФИО, адрес, номер телефона)
  3. сведения об ответчике-налоговой (наименование, адрес, ИНН)
  4. название документа – административное исковое заявление
  5. в тексте иска должны быть изложены обстоятельства дела, почему задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию с правовым обоснованием
  6. в просительной части излагаются конкретные требования, которые истец просит суд удовлетворить
  7. в перечне приложения указываются прикладываемые к иску документы
  8. в конце иска должна стоять подпись истца

ПОЛЕЗНО: смотрите видео с советами по составлению иска, а также заказывайте готовый вариант у нашего адвоката

Как считать срок исковой давности по налогам?

Для расчета срока исковой давности имеет значение сумма задолженности, сроки исполнения требования.

Налоговая выставляет физлицу требование об уплате налога, штрафа, пени и устанавливает срок исполнении такого требования. После истечения срока исполнения требования налоговый орган обращается в суд в течение 6 месяцев, если задолженность превышает 3 тыс. р. Если сумма задолженности равна или менее 3 тыс. р., тогда задолженность взыскивается по истечении 3-х лет, когда истечет срок исполнения требования. Срок обращения в суд 6 месяцев.

Сроки исковой давности для взыскания задолженности с юрлиц считаются так же, как и для взыскания с физлиц.

Обжалование отказа в списании задолженности по налоговой амнистии

Если налоговая отказывает в списании задолженности, то существует вероятность, что отказывает она обоснованно. Однако, налоговая может быть неправа и отказ ее будет незаконным.

Налогоплательщик может обратиться в суд с иском о признании задолженности безнадежной к взысканию.

Имеется судебная практика по искам налогоплательщиков, когда они просят признать незаконным бездействие налоговой по не списанию задолженности, обязании налоговой произвести списание.

Для обжалования отказа в списании, налогоплательщику стоит определиться с требованиями и подать в районный суд административный иск. По результатам рассмотрения иска судом будет вынесено решение.

ВНИМАНИЕ: наш юрист по кредитным делам в Екатеринбурге и вопросам списания долгов микрофинансовым организациям поможет Вам: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Адвокат по налоговой амнистии в Екатеринбурге

Не все налогоплательщики ориентируются в налоговом законодательстве, и тем более в вопросах налоговой амнистии. В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» Вы найдете квалифицированного налогового адвоката, который:

  • проконсультирует Вас по вопросам налоговой амнистии
  • изучит Вашу ситуацию по налоговым задолженностям и разъяснит порядок действий
  • подготовит иск в суд о списании налоговой задолженности
  • будет представлять Ваши интересы во взаимодействии с налоговой и в суде
  • окажет иную юридическую помощь, необходимость в которой возникнет


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Раздел «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и другим обязательным платежам» имеет в себе несколько подразделов:

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Акцизы на природный газ.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Акцизы на природный газ (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 02010 01 1000 110

Акцизы на природный газ (пени по платежу)

182 1 09 02010 01 2100 110

Акцизы на природный газ (проценты по платежу)

182 1 09 02010 01 2200 110

Акцизы на природный газ (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 02010 01 3000 110

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Платежи за пользование природными ресурсами.

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 04051 03 1000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (пени по платежу)

182 1 09 04051 03 2100 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (проценты по платежу)

182 1 09 04051 03 2200 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 04051 03 3000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских округов (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 04052 04 1000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских округов (пени по платежу)

182 1 09 04052 04 2100 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских округов (проценты по платежу)

182 1 09 04052 04 2200 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских округов (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 04052 04 3000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских округов с внутригородским делением (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 04052 11 1000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских округов с внутригородским делением (пени по платежу)

182 1 09 04052 11 2100 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских округов с внутригородским делением (проценты по платежу)

182 1 09 04052 11 2200 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских округов с внутригородским делением (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 04052 11 3000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах внутригородских районов (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 04052 12 1000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах внутригородских районов (пени по платежу)

182 1 09 04052 12 2100 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах внутригородских районов (проценты по платежу)

182 1 09 04052 12 2200 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах внутригородских районов (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 04052 12 3000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), мобилизуемый на межселенных территориях (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 04053 05 1000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), мобилизуемый на межселенных территориях (пени по платежу)

182 1 09 04053 05 2100 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), мобилизуемый на межселенных территориях (проценты по платежу)

182 1 09 04053 05 2200 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), мобилизуемый на межселенных территориях (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 04053 05 3000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах сельских поселений (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 04053 10 1000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах сельских поселений (пени по платежу)

182 1 09 04053 10 2100 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах сельских поселений (проценты по платежу)

182 1 09 04053 10 2200 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах сельских поселений (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 04053 10 3000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских поселений (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 04053 13 1000 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских поселений (пени по платежу)

182 1 09 04053 13 2100 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских поселений (проценты по платежу)

182 1 09 04053 13 2200 110

Земельный налог (по обязательствам, которые образовались ранее 1.01.2006 г.), который мобилизуется в пределах городских поселений (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 04053 13 3000 110

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Другие налоги и сборы.

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Недоимка, пени, штрафы по взносам в фонды.

В подразделе «Недоимка, пени, штрафы по взносам в фонды» раздела «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и другим обязательным платежам» есть несколько составляющих:

Недоимка, пени, штрафы по взносам в фонды - недоимка, пени, штрафы по взносам в Пенсионный фонд РОССИИ.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 08020 06 1000 140

Недоимка, пени, штрафы по взносам в фонды - недоимка, пени, штрафы по взносам в ФСС РОССИИ.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования РФ (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 08030 07 1000 140

Недоимка, пени, штрафы по взносам в фонды - недоимка, пени, штрафы по взносам в ФФОМС РОССИИ.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 08040 08 1000 140

Недоимка, пени, штрафы по взносам в фонды - недоимка, пени, штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения РОССИИ.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 08060 01 1000 140

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. ЕСН - единый социальный налог.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 09010 01 1000 110

ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (пени по платежу)

182 1 09 09010 01 2100 110

ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (проценты по платежу)

182 1 09 09010 01 2200 110

ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 09010 01 3000 110

ЕСН, зачисляемый в бюджет Фонда социального страхования РФ (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 09020 07 1000 110

ЕСН, зачисляемый в бюджет Фонда социального страхования РФ (пени по платежу)

182 1 09 09020 07 2100 110

ЕСН, зачисляемый в бюджет Фонда социального страхования РФ (проценты по платежу)

182 1 09 09020 07 2200 110

ЕСН, зачисляемый в бюджет Фонда социального страхования РФ (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 09020 07 3000 110

ЕСН, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 09030 08 1000 110

ЕСН, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ (пени по платежу)

182 1 09 09030 08 2100 110

ЕСН, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный) (проценты по платежу)

182 1 09 09030 08 2200 110

ЕСН, зачисляемый в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 09030 08 3000 110

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Налог, который удерживается как стоимость патента из-за использования УСН.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Налог, который удерживается как стоимость патента из-за использования УСН (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 11010 02 1000 110

Налог, который удерживается как стоимость патента из-за использования УСН (пени по платежу)

182 1 09 11010 02 2100 110

Налог, который удерживается как стоимость патента из-за использования УСН (проценты по платежу)

182 1 09 11010 02 2200 110

Налог, который удерживается как стоимость патента из-за использования УСН (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 11010 02 3000 110

Налоги, которые удерживаются как стоимость патента из-за использования УСН (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 11020 02 1000 110

Налоги, которые удерживаются как стоимость патента из-за использования УСН (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (пени по платежу)

182 1 09 11020 02 2100 110

Налоги, которые удерживаются как стоимость патента из-за использования УСН (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (проценты по платежу)

182 1 09 11020 02 2200 110

Налоги, которые удерживаются как стоимость патента из-за использования УСН (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года) (размеры штрафов по платежу в соответствии с законами РФ)

182 1 09 11020 02 3000 110

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Задолженность по налогам и сборам, которая возникла у налогоплательщиков после даты перерегистрации согласно с законами РОССИИ, которая зачисляется в бюджет Республики Крым.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам, которая возникла у налогоплательщиков после даты перерегистрации согласно с законами РФ, которая зачисляется в бюджет Республики Крым (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 90030 02 1000 110

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Задолженность по налогам и сборам, которая возникла у налогоплательщиков после даты перерегистрации согласно с законами РОССИИ, которая зачисляется в бюджет города федерального значения Севастополя.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам, которая возникла у налогоплательщиков после даты перерегистрации согласно с законами РФ, которая зачисляется в бюджет города федерального значения Севастополя (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 90040 02 1000 110

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Переплата по налогам и сборам, установленным в Республике Крым, которая возникла в переходный период.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Переплата по налогам, сборам и другим обязательным платежам, установленным в Республике Крым, которая возникла в переходный период (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

182 1 09 90050 02 1000 110

Коды классификации доходов бюджетов РОССИИ, ИП. Переплата по налогам и сборам, установленным в городе федерального значения Севастополь, которая возникла в переходный период.

Доход

Коды дохода бюджетной классификации

Переплата по налогам, сборам и другим обязательным платежам, установленным в городе федерального значения Севастополь, которая возникла в переходный период (размер платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность) по платежу, включая отмененный)

«В жизни неизбежны две вещи — смерть и налоги». Это слова американского политика Бенджамина Франклина. Но, как мы знаем, из любого правила бывают исключения.

И пока ученные всего мира бьются над созданием философского камня или эликсира бессмертия (но это не точно), мы поговорим о более приземленной теме — списании налоговой задолженности.

И прежде чем вести речь о списании налоговой задолженности, нужно немного разобраться, как же все-таки она образуется.

Налоговое бремя физического лица

Какие основные налоги должен платить гражданин Российской Федерации как физическое лицо? Этих налогов несколько:

    Налог на доходы физических лиц (или как еще его сокращенно называют НДФЛ или «Подоходный налог»).

Обязанность по уплате подоходного налога возникает у гражданина при получении дохода (например, при получении заработной платы, при получении дохода от сдачи квартиры в аренду или ее продажи. Самозанятость — тоже работа. И с доходов от нее тоже надо платить налоги.);

  • Налог на имущество физического лица. Обязанность по уплате указанного налога, наступает тогда, когда у человека в собственности находится недвижимое имущество: квартира, гараж, участок, дом.
  • Транспортный налог — платят владельцы транспортных средств, даже если транспортное средство превратится в недвижимость, стоящую на приколе (серьезное ДТП, либо неисправность двигателя или коробки передач. Отсутствие тормозов, в конце концов!).
  • У вас нет машины, но налоговая требует с вас
    транспортный налог? Закажите звонок юриста

    Налог на доходы физических лиц

    Если вы работаете наемным работником в компании или в государственном учреждении, то обязанность по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога возлагается на вашего работодателя.

    При получении дохода от сдачи квартиры в наем, продажи или безвозмездного приобретения имущества, вы обязаны уведомить об этом налоговую инспекцию в установленный законом срок.

    По действующему законодательству ваш доход облагается налогом на доходы физических лиц в следующем размере:

    • 13 %, если сумма дохода не превышает 5 млн.рублей в год;
    • 15 %, если сумма дохода превышает 5 млн.рублей в год.

    Налоговая ставка — 15% — платится не со всей суммы дохода, а только с той части, которая превышает 5 млн. рублей.

    Например, ваш доход за год составил 6 млн.рублей. НДФЛ будет рассчитан следующим образом: 13% от 5 млн. рублей — это 650 тыс. рублей и 15% от 1 млн. рублей — это 150 тыс. рублей. Итого НДФЛ составил 800 тыс. рублей.

    Доход, полученный в результате продажи имущества, или получения имущества в результате дарения, облагается по ставке 13%, даже если его стоимость превышает 5 млн.рублей.

    Например: у вас есть в собственности квартира, и вы хотите ее продать. Чтобы не платить подоходный налог с полученного от продажи квартиры дохода нужно, чтобы прошел минимальный срок владения имуществом, который по закону составляет:

    • 3 года, если квартира была вам подарена, получена по наследству или в результате приватизации;
    • 5 лет, если квартира была вами куплена.

    Другой пример: вам подарили квартиру стоимостью 10 млн. рублей родители или успешные дети «тиктокеры» — такой подарок не подлежит налогообложению. Ну а если вы получили квартиру в подарок от друга/подруги или дальнего родственника, то извольте заплатить государству 13% от ее стоимости.

    Считаете, что налоговая неверно подсчитала ваши
    налоги? Закажите звонок юриста

    Налог на имущество физического лица

    Налог на имущество физических лиц является местным налогом, размер которого, например, в Москве, устанавливается законом города Москвы.

    Налог рассчитывается на основе кадастровой стоимости недвижимости, умноженной на налоговую ставку в размере:

    • 0,1 % — при стоимости недвижимости менее 10 млн.рублей;
    • 0,15 % — при стоимости недвижимости от 10 до 20 млн.рублей;
    • 0,2 % — при стоимости недвижимости от 20 до 50 млн. рублей;
    • 0,3% — при стоимости недвижимости более 50 млн.рублей.

    Также законом предусмотрены налоговые вычеты – часть недвижимого имущества, которая не облагается налогом:

    • 50 метров для жилого дома;
    • 20 метров для квартиры;
    • 10 метров для комнаты.

    По закону, все эти расчеты должна производить налоговая инспекция и высылать вам уже готовые квитанции с указанием сумм налогов.

    Транспортный налог

    Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие законами соответствующего субъекта Российской Федерации. Транспортный налог начисляется за автомобильный, водный и воздушный транспорт.

    Транспортный налог на автомобильный транспорт исчисляется как произведение мощности транспортного средства на налоговую ставку. В Москве налоговая ставка составляет от 12 до 150 рублей в зависимости от мощности автомобиля.

    Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации действует «налог на роскошь». Это повышающий коэффициент к транспортному налогу, в зависимости от стоимости автомобиля, в размере:

    • 1,1 — для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн. рублей и не старше 3 лет;
    • 2 — для автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн. рублей и не старше 5 лет;
    • 3 — для автомобилей стоимостью от 10 до 15 млн. рублей и не старше 10 лет, а также дороже 15 млн. рублей и не старше 20 лет.

    Ну, как вы уже, наверное, догадались, этими расчетами тоже должны заниматься не вы, а налоговая инспекция.

    Итак, когда мы разобрались в том, как происходит образование налоговой задолженности, пришло время поговорить о том, как же от нее избавиться, хотя бы частично.

    Налоговая инспекция вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (8 дней) подать на вас заявление в суд о взыскании налоговой задолженности, при условии, что ваша задолженность составляет более 10 тысяч рублей.

    Если вы вдруг подумали, что государство с радостью простит вам налоговую задолженность менее 10 тысяч рублей, то спешу вас огорчить. Налоговая будет ждать 3 года, пока ваша налоговая задолженность не преодолеет планку в 10 тысяч рублей и шестимесячный срок пойдет от этой даты.

    Если же размер вашей налоговой задолженности не преодолеет сумму в 10 тысяч рублей, то налоговую это сильно огорчит, но все равно не остановит, она подождет 3 года и обратится в суд.

    Есть ли шанс умерить аппетиты государства и списать налоговую задолженность, хотя бы частично? Ну, конечно, ДА! Иначе, какой был бы смысл в этой статье?

    Чтобы списать налоговую задолженность, для начала нужно разобраться, по какому налогу, и за какой период она была начислена.

    Надумали списать долги перед государством?
    Закажите звонок юриста

    Например. Вы сняли с учета и продали автомобиль, но квитанции с начисленным транспортным налогом продолжают вам поступать, так как по какой-то причине ГИБДД не передала налоговой инспекции данные о снятии автомобиля с учета.

    В данном случае будет достаточно обратиться в налоговый орган, с заявлением о перерасчете транспортного налога и копиями документов, подтверждающих снятия автомобиля с учета и его продажу.

    Аналогичная ситуация может возникнуть с имущественным налогом на квартиру, гараж, участок или дом. Принцип действия такой же, как при транспортном налоге.

    Бывают ситуации, когда налоговая инспекция обоснованно вам начисляет налоги, вы, как законопослушный гражданин, их своевременно и полностью оплачиваете, но, по какой-то причине, налоговая «не видит» ваших денег.

    Ну, тут тоже все относительно просто, главное сохранять чеки, если вы платите наличными деньгами, копии которых нужно будет предоставить в налоговую инспекцию.

    Кроме того вы вправе обратится в суд с административным иском к налоговой инспекции о признании налоговой задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена налоговым органом, безнадёжной к взысканию и обязанности по её уплате прекращённой.

    Если переводить с юридического языка на русский. У вас есть задолженность по налогам, но, по какой-то причине, налоговая инспекция не успела ее с вас взыскать в установленный законом срок.

    Да, и такое бывает, налоговая может «потерять» не только вашу оплату, но и задолженность по налогам, а потом вдруг «найти» ее. В этом случае такая задолженность так и будет за вами числиться в налоговой базе и вашем личном кабинете налогоплательщика. Убрать ее можно только по решению суда.

    В 2018 году по поручению президента Российской Федерации была проведена налоговая амнистия. Для граждан списанию подлежала налоговая задолженность, образовавшаяся до 1 января 2015 года по транспортному, земельному налогам, а так же налогу на имущество физических лиц.

    Скорее всего, одной из причин такой меры была осознанная государством бесперспективность по взысканию таких задолженностей через суд.

    Ну, а тем, кто заплатил, и у кого долгов не было, государство, разумеется, ничего возвращать не стало.

    Как избавиться от долгов, если я — ИП?
    Закажите звонок юриста

    Если вдруг вы — ИП

    Есть еще один способ списать долги. Допустим, человек оказался «по уши» в долгах перед государством. Это происходит тогда, когда он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, его бизнес прогорел, оставив о себе одни лишь воспоминания в виде долгов по налогам.

    После чего человек решает прекратить статус индивидуального предпринимателя и отвечать по налогам как физическое лицо.

    Если вы задаетесь вопросом: «зачем нужен такой «финт»?», отвечаем — для того, чтобы после процедуры банкротства заново начать свой бизнес с чистого листа и не ждать пока пройдет 5-ти летний срок запрета на повторную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

    Итак, если налоговая инспекция законно и обоснованно начислила вам непомерные налоги, и срок взыскания по которым, еще не истек, у вас остается два выхода.

    К сожалению, легкого среди них нет:

      Погасить имеющуюся задолженность. (Была такая социальная реклама по телевизору в 90-х годах прошлого века: мужчина не мог уснуть, сидел на краю кровати и щелкал выключателем лампы. И в конце ролика появлялся слоган: «Заплати налоги и спи спокойно!»).

    При этом возможно обращение в налоговый орган с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налоговой задолженности.

  • Прибегнуть к процедуре банкротства.
  • Да, второй вариант — это радикальный способ. Но на сегодняшний день это единственный законный способ списать имеющуюся задолженность, в том числе налоговую.

    Данная процедура позволит вам избежать «разговора по душам» с судебными приставами, а так же иных негативных последствий, связанных с исполнительным производством. Таких как неожиданное списание денежных средств, арест имущества, ограничение на выезд за границу, а так же права управления транспортным средством.

    У данной процедуры есть свои особенности, которые описаны в статьях на этом сайте, посвященных банкротству физических лиц.

    Если мысли о неоплаченных налогах не дают вам спать по ночам. Если вы уже сломали не один выключатель у прикроватной лампы.

    То не занимайтесь юридическим «самолечением», а обратитесь за квалифицированной юридической помощью. Наши юристы помогут в разрешении ваших проблем с максимально положительным результатом для вас.

    Эксклюзивно для сайта Бухгалтерия.ру. Материал предоставлен издателем книги «Годовой отчет 2017 под редакцией В.И.Мещерякова».

    По этой статье расходов отражают задолженность по всем видам платежей в бюджет (НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на доходы физических лиц и т. д.).

    По каждому налогу, который надо уплатить в бюджет, к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» откройте отдельный субсчет. Начисление сумм налогов отразите по кредиту субсчетов счета 68, а уплату налогов в бюджет или уменьшение этой обязанности по иному основанию – по дебету соответствующих субсчетов.

    Для отражения задолженности по налогам и сборам в балансе используйте кредитовое сальдо по счету 68, не погашенное по состоянию на отчетную дату.

    Как начислить налог на прибыль

    Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить «налог на бухгалтерскую прибыль», а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговой декларации.

    «Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток)» называют условным расходом (доходом) по налогу на прибыль. Его рассчитывают по формуле.

    Формула расчета условного расхода (дохода) по налогу на прибыль

    условный расход.jpg

    По итогам отчетного периода бухгалтеру надо сделать проводку:

    Дебет 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
    — начислен условный расход по налогу на прибыль

    Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 99, субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»
    — начислен условный доход по налогу на прибыль.

    В ПБУ 18/02 налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, именуется «текущий налог на прибыль». Он отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль. Связь между текущим налогом на прибыль и условным расходом (доходом) по налогу на прибыль отражает формула.

    Формула расчета текущего налога на прибыль

    текущий налог на прибыль.jpg

    Если при этом текущий налог на прибыль получится отрицательным, то он принимается равным нулю.

    Если ваша фирма не применяет ПБУ 18/02 (что должно быть отражено в ее учетной политике), то начисление налога производится на основе налоговой декларации по налогу на прибыль. При этом величина текущего налога на прибыль соответствует сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в декларации.

    Перечисляя налог в бюджет, сделайте проводку:

    Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 51
    — уплачена в бюджет сумма налога на прибыль.

    Операция начисления условного расхода (дохода) по налогу на прибыль в налоговом учете не отражается.

    Как начислить НДС

    НДС к уплате в бюджет начисляют при совершении отдельных хозяйственных операций. Моментом начисления является наиболее ранняя из двух дат:

    • день, когда отгружены или переданы товары (работы, услуги, имущественные права) покупателю;
    • день поступления оплаты (в том числе частичной) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг, имущественных прав).

    Фирма может не отгружать товар, а передать право собственности на него покупателю. Такую передачу, по Налоговому кодексу, приравнивают к отгрузке. Таким образом, после отгрузки товара или передачи права собственности на него вы должны начислить налог.

    Для начисления налога примените проводки:

    Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им товары (готовую продукцию, полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы, оказанные услуги);

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им основные средства, нематериальные активы, материалы, другое имущество, продажа которого не явля­ется для организации обычным видом деятельности;

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС, причитающийся к получению от заказчиков за оказанные услуги, реализация которых не является для организации обычным видом деятельности (например, однократная сдача в аренду основных средств);

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС при передаче имущественных прав;

    Дебет 19 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС при строительстве хозспособом, при импорте товаров, при восстановлении НДС в момент передачи имущества в уставный капитал другой фирмы;

    Дебет 76 Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — начислен НДС при получении аванса (предоплаты) от покупателя или заказчика;

    Дебет 60 (76) Кредит 68, субсчет «Расчеты по НДС»
    — удержан налоговым агентом НДС из доходов продавца.

    Как начислить налог на доходы физических лиц

    Начисление налога на доходы физических лиц отразите с помощью одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

    Дебет 70 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц»
    — удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам вашей организации;

    Дебет 75 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц»
    — удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных участникам или акционерам, если они не являются работниками вашей организации;

    Дебет 76 Кредит 68, субсчет «Налог на доходы физических лиц» — удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам по договорам граж­данско-правового характера.

    Начисление НДФЛ в учете нужно проводить в день выплаты дохода.

    Как начислить прочие налоги и сборы

    Акцизы, как и НДС, начисляют по дебету счета 90 «Продажи»:

    Дебет 90-4 Кредит 68, субсчет «Расчеты по акцизам»
    — начислен акциз.

    Ряд налогов начисляют по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». К этим налогам относятся:

    а) налог на имущество:

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество»
    — начислен налог на имущество;

    б) госпошлина за участие в судебных разбирательствах, регистрационные или нотариальные действия:

    Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет «Расчеты по госпошлине»
    — начислена госпошлина;

    в) транспортный налог:

    Дебет 91 Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
    — начислен транспортный налог;

    г) земельный налог:

    Дебет 91 Кредит 68, субсчет «Расчеты по земельному налогу»
    — начислен земельный налог.

    Выбор в пользу счета 91 объясняется тем, что вышеперечисленные налоги начисляются вне зависимости от ведения обычной деятельности.

    Суммы торгового сбора, уплаченные (подлежащие уплате) организацией, формируют ее расходы по обычным видам деятельности, к которым, в частности, относятся расходы, связанные с продажей товаров (письмо Минфина России от 24 июля 2015 г. № 07-01-06/42799):

    Дебет 44 Кредит 68, субсчет «Расчеты по торговому сбору»
    — начислен торговый сбор.

    «Ресурсные» налоги и сборы начисляют по дебету счетов учета затрат на производство:

    а) налог на добычу полезных ископаемых:

    Дебет 20 (23, 25, 29) Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на добычу полезных ископаемых»
    — начислен налог на добычу полезных ископаемых;

    б) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов:

    Дебет 20 (23, 25, 29) Кредит 68, субсчет «Расчеты по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов»
    — начислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

    Есть налоги, которые относятся на финансовые результаты фирмы. Такие налоги начисляют в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки»:

    Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на игорный бизнес»
    — начислен налог на игорный бизнес;

    Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Единый налог на вмененный доход»
    —начислен налог по деятельности, облагаемой ЕНВД.

    Платежи за загрязнение окружающей среды, таможенные пошлины к налогам и сборам не относятся.

    Как начислить налоговые санкции

    Если на организацию наложены налоговые санкции, и она не намерена их оспаривать, их суммы нужно признать в учете и отразить в отчете. Если же организация собирается их оспаривать, то в случае, если вероятность положительного исхода невелика (менее 50%), то в учете следует отразить оценочное обязательство.

    Отражать в учете нужно санкции, в отношении которых получено требование об уплате, или суммы, которые списаны налоговым органом с расчетного счета в безакцептном порядке. Исходя из этих двух ситуаций определяется и момент их признания в учете.

    Порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней по налогам, сборам, страховым взносам и иным аналогичным платежам нормативными правовыми актами бухгалтерского учета не урегулирован.

    В ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н) упомянуты штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров как один из видов прочих расходов (п. 11).

    В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) говорится только об отражении налоговых санкций по налогу на прибыль. Это следует делать на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», субсчета второго порядка «Расчеты по пеням», «Расчеты по штрафам».

    В Рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина РФ от 28 декабря 2016 г. № 07-04-09/78875) предлагается отражать в аналогичном порядке не только санкции по налогу на прибыль, но и санкции по аналогичным налогам – налогам, уплачиваемым в связи с применением УСН, ЕНВД, ЕСХН.

    Таким образом, налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи (налоги при УСН, ЕНВД, ЕСХН), а также суммы налоговых санкций по ним в отчете о финансовых результатах в формировании прибыли до налогообложения не участвуют, а формируют чистую прибыль (убыток).

    В отношении санкций по другим налогам Минфин в вышеуказанных Рекомендациях предлагает придерживаться следующего порядка.

    Определяющим является вид налога, взноса или сбора, в отношении которого на организацию наложена санкция, и та статья расходов, на которую отнесено его первоначальное начисление. Штрафы и пени, уплаченные налогоплательщиком (кроме налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей) или подлежащие уплате, в отчете о финансовых результатах формируют прибыль (убыток) до налогообложения.

    Такие санкции отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности либо в качестве прочих расходов.

    В составе расходов по обычным видам деятельности санкция признается, если нарушение совершено в отчетном году и санкция признана до его окончания или после окончания, но до даты подписания годового отчета. Ее сумма относится на ту же статью отчета о финансовых результатах за отчетный период, на которую относится соответствующий платеж в бюджет.

    Санкция признается в составе прочих расходов, если:

    • момент признания санкции выходит за рамки периода корректировок или признается санкция за предшествующий год;
    • это санкция по налогу, сбору или другому платежу в бюджет, который не признается в прибыли (убытке). Например, это санкция по НДС, который является косвенным налогом, или по налогу, который включается в стоимость какого-либо актива.

    Таким образом, суммы начисленных санкций по налогам, которые относятся на расходы производства, также формируют прибыль отчетного года до налогообложения.

    Читайте также: