Задачи по экологическому налогу

Опубликовано: 17.05.2024

Расчет экологического налога и величины платы за пользование природными ресурсами

Плательщиками экологического налога признаются организации (за исключением бюджетных) и индивидуальные предприниматели. Объектами налогообложения экологическим налогом являются:

– выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

– хранение, захоронение отходов производства;

– перемещение по территории страны нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами, а также переработка нефти и нефтепродуктов на соответствующих предприятиях;

– производство и/или импорт товаров, содержащих в своем составе 50 % и более летучих органических соединений;

– производство и/или импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог рассчитывается в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (гл. 19). Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база определяется как объемы фактических выбросов / сбросов предприятия за отчетный период (квартал). Ставки экологического налога установлены Налоговым кодексом.

Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов рассчитывается аналогично экологическому.

За загрязнение и/или изъятие природных ресурсов сверх установленных лимитов применяются ставки налога, увеличенные на коэффициент 15.

Пример 1 – Рассчитайте сумму экологического налога по предприятию. Объем фактических выбросов составил 1,243 т, норматив допустимых выбросов – 1,3 т, ставка экологического налога – 1635215 р.

Так как нет превышения норматива допустимых выбросов, сумма экологического налога составит 1635215 · 1,3 = 2125779,5 р.

Пример 2 – Рассчитайте налог за добычу песка формовочного. Объем добычи – 1,15 т, установленный лимит добычи – 1 т, ставка налога – 330 р.

Так как присутствует превышение лимита добычи, расчет налога производится следующим образом: 1 · 330 +0,15 · 330 · 15 = 1072,5 р.

Задача 1.Определите величину налога за пользование природными ресурсами за второй квартал текущего года по домостроительному комбинату (таблица 7.1).

Задача 2. Произведите расчет экологического налога для котельной, работающей на отходах древесины, за третий квартал текущего года (таблица 7.2).

Задача 3.Рассчитайте экологический налог за захоронение отходов производства на полигоне (таблица 7.3).

Таблица 7.1 – Добыча (изъятие) природных ресурсов за II квартал текущего года по асфальтобетонному заводу

Наименование природного ресурса Лимитная добыча, тыс. т (м 3 ) Ставка налога за добычу (изъятие) природных ресурсов, р. / т (м 3 ) Фактически добыто, тыс. т (м 3 ), по вариантам
Песок формовочный, тыс. т 17,6
Песок строительный для использования в дорожном строительстве, тыс. м 3 20,1 20,2
Камень облицовочный, тыс. м 3 36,4
Глина, тыс. м 3 12,5
Вода из поверхностных источников (для производства продукции), тыс. м 3 0,2

Таблица 7.2 – Выбросы асфальтобетонного завода за II квартал

Наименование загрязняющего вещества Класс опасности Ставка экологического налога Допустимый выброс, т Фактические выбросы, т, по вариантам
Азота диоксид 2,429 2,42 2,45 2,39 2,5 2,428
Азота оксид 0,67 0,68 0,67 0,7 0,65 0,67 0,69
Марганец и его соединения 0,001 0,001 0,0011 0,0009 0,0015 0,0013 0,0008
Пыль неорганическая 0,004 0,0045 0,004 0,005 0,004 0,0038 0,004
Серы диоксид 1,11 1,12 1,11 1,10 1,11 1,15 1,11
Твердые частицы суммарно 27,65 27,65 27,66 27,53 26,89 27,65 27,68
Углерода оксид 19,396 19,4 19,45 19,39 19,38 19,4 19,4

Таблица 7.3 – Объем образования твердых отходов производства по предприятию

Наименование Норматив образования, т Класс опасности Ставка налога Фактически
Зола и шлак топочных установок 0,1 0,1 0,11 0,1 0,15 0,09
Отходы абразивных материалов в виде пыли и порошка 0,08 0,1 0,08 0,07 0,09 0,1
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения 45,36 Неопасные 45,0 45,36 46,0 45,5 45,5
Отходы (смет) от уборки территорий промышленных предприятий и организаций 240,52 240,0 245,5 242,1 240,52 243,1

Контрольные вопросы

1 Перечислите экономические механизмы природопользования.

2 Назовите источники финансирования мероприятий по охране окружающей среды.

3 Перечислите природоохранные мероприятия, на осуществление которых могут быть направлены денежные средства экологических фондов.

4 Назовите основные направление экономического стимулирования рационального природопользования.

5 Перечислите объекты обложения экологическим налогом.

6 Каким образом рассчитывается экологический налог?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Тема Расчет экологического налога и платы за землю

- закрепить теоретический материал по темам: Плата за землю. Экологический налог .

- приобрести практические навыки расчета экологического налога и платы за землю, заполнения налоговых деклараций;

- развить понимание у студентов таких профессиональных компетенций как ПК 3.1.; ПК 3.2.

Методические рекомендации к выполнению работы:

2) Порядок заполнения деклараций по экологическому налогу. Режим доступа: https://yadi.sk/i/EV-if91eyCASs

4) Порядок заполнения декларации по плате за землю. Режим доступа:

5) Декларация по экологическому налогу. Режим доступа: https://yadi.sk/d/fdEVKssyxxQcF

6) Декларация плата за землю. Режим доступа: https://yadi.sk/i/khNEtlpXyC9Zs

7) Средняя денежная оценка на территории ДНР на 1 января 2016 текущего года определена:

1 гектар пашни – 63849,67 руб,

1 гектар многолетних насаждений – 127966,33 руб,

1 гектар сенокосов – 10556,38 руб,

1 гектар пастбищ – 10439,53 руб.

1 га = 10 000 м² = 100, а = 100 соток = 0,01 км²

8) Ставки налога на земельные участки сельскохозяйственного назначения (независимо от местонахождения) устанавливаются в процентах от их нормативной денежной оценки за один гектар сельскохозяйственных угодий в таких размерах:

для пашни, сенокосов и пастбищ – 0,1;

для многолетних насаждений – 0,03.

Суммы налога, взимаемого за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (Пвс), исчисляются ежемесячно исходя из фактических объемов выбросов, ставок налога по формуле:

Пвс = ∑ (М i ∙ Нп i ) (6.1)

где М i – фактический объем выбросов i -того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нп i – ставки налога в текущем году за тонну i -того загрязняющего вещества в российских рублях с копейками.

Суммы налога, взимаемые за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (Пс), исчисляются ежемесячно исходя из фактических объемов сбросов, ставок налога и корректирующих коэффициентов по формуле:

Пс = ∑ (Мл i ∙ Нп i ∙ Кос) (6.2)

где Мл i – объем сброса i -того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нп i – ставки налога в текущем году за тонну i -того вида загрязняющего вещества в российских рублях с копейками;

Кос – коэффициент, который равняется 1,5 и применяется в случае сброса загрязняющих веществ в пруды и озера (в другом случае коэффициент равняется 1).

Суммы налога, взимаемого за размещение отходов (Потх.), исчисляются ежемесячно исходя из фактических объемов размещения отходов, ставок налога и корректирующих коэффициентов по формуле:

Потх. = ∑ (Мои ∙Нп i ∙ Кт ∙ Катм.) (6.3)

где Мо i – объем отходов i –того вида в тоннах (т);

Нпи – ставки налога в текущем году за тонну i -того вида отходов;

Кт – корректирующий коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов и приведенный в пункте 143.6 статьи 143 Закона «О налоговой системе»;

Катм. – корректирующий коэффициент, равный 3 и применяется в случае размещения отходов на свалках, которые не обеспечивают полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов.

Суммы налога, взимаемого за временное размещение радиоактивных отходов (включая уже накопленные) их производителями сверх установленный особенными условиями лицензий срок, исчисляются плательщиками налога ежеквартально на основании ставок налога, указанных Законе «О налоговой системе», и пропорционально сроку хранения таких отходов сверх установленного срока по формуле:

S хранения = N ∙ V ∙ T хранения (6.4)

где S хранения – сумма налога, который взимается за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленный особенными условиями лицензий срок, рассчитанная за базовый налоговый (отчетный) период, календарный месяц, в российских рублях с копейками;

N – ставка налога, взимаемого за временное размещение радиоактивных отходов (включая уже накопленные) их производителями сверх установленный особенными условиями лицензий срок;

V – фактический объем радиоактивных отходов, которые хранятся у производителя таких отходов сверх установленный особенными условиями лицензии срок, куб. метров (куб. сантиметров радиоактивных отходов, представленных как источники ионизирующего излучения);

T хранения – количество полных календарных месяцев, на протяжении которых отходы хранятся сверх установленный особенными условиями лицензии срок.

Задание 1 На основании данных таблицы рассчитать плату за землю и заполнить налоговую декларацию.

( Задание выполнятся согласно своему варианту. Для первого данные представлены в практической работе. Для определения данных своего варианта, необходимо цифры, выделенные жирным шрифтом умножить на коэффициент 1, N . Где N -это порядковый номер в журнале. Полученный результат округлить до целого числа)

Таблица 1- Исходные данные для расчета платы за землю

date image
2015-10-13 views image
3359

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Экологический налог представляет собой плату субъектов хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду, которое они оказывают при осуществлении хозяйственной деятельности. Налог предназначен для формирования средств на финансирование мероприятий, связанных с поддержанием экологического благополучия в государстве: стимулирование охраны природы потребителями, разработку и внедрение безотходных технологий, утилизацию отходов и т. п. Кроме фискальной функции, экологический налог выполняет и регулирующую функцию – используется в качестве инструмента организации эффективного природопользования, предполагающего минимальное загрязнение окружающей среды. Экологический налог – это республиканский налог, формирующий республиканский и местный бюджеты. Его доля в структуре налоговых доходов Беларуси невелика и за 2014 год составила 0,5 %.

Порядок исчисления и уплаты экологического налога изложен в главе 19 НК РБ. Плательщиками экологического налога признаютсяорганизации и индивидуальные предприниматели.

Не являются плательщиками экологического налога бюджетные организации; плательщики единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции; индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог; крестьянские (фермерские) хозяйства в течение трех лет со дня их государственной регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.

Объектами налогообложения экологическим налогом признаются:

1) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

2) сброс сточных вод;

3) хранение, захоронение отходов производства;

4) ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.

Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками (то есть от всех видов транспортных средств, в том числе от отопительного оборудования, установленного на них);

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов при суммарных объемах выбросов загрязняющих веществ менее 3 тонн в год;

- сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;

- хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

- захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год;

- транзитная перевозка озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, через территорию Республики Беларусь.

Следует отметить, что экологическим налогом за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух облагаются только те загрязняющие вещества, которые перечислены в приложении 6 к НК РБ.

Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы:

- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- сбросов сточных вод;

- отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;

- озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.




Налоговая база определяется плательщиками по каждому объекту налогообложения на основе данных первичного учета.

Ставки экологического налога по объектам налогообложения устанавливаются в размерах согласно приложениям 6 – 8 к НК. Ставка экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ устанавливается в размере 76930 белорусских рублей за 1 килограмм озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, ввозимых на территорию Республики Беларусь.

К ставкам экологического налога, указанным в приложениях 6 – 8 к НК, применяются следующие коэффициенты:

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при сгорании топлива для удовлетворения теплоэнергетических нужд населения, – 0,27;

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод, за хранение, захоронение отходов производства плательщиками, получившими экологический сертификат соответствия, в течение трех лет со дня получения этого сертификата – 0,9.

Льготы по налогу установлены в виде понижения ставок налога (понижающие коэффициенты приведены выше), уменьшения исчисленной суммы налога и освобождения от уплаты налога. Например: освобождаются от уплаты крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3-х лет с момента регистрации. Уменьшение исчисленной суммы налога предусмотрено для плательщиков, направляющих капитальные вложения на строительство, реконструкцию объектов размещения, обезвреживания, использования отходов производства и др. цели защиты окружающей среды. При этом право на уменьшение размера экологического налога возникает у субъекта хозяйствования, начиная с того налогового периода (квартала), в котором осуществлены (оплачены) расходы на финансирование (освоение) капитальных вложений, при условии соответствующего отражения на счетах бухгалтерского учета, но не более исчисленной суммы экологического налога. Сумма освоенных (оплаченных) капитальных вложений, не зачтенная в отчетном налоговом периоде, может учитываться в следующих налоговых периодах, в том числе и в следующем году.

Пример. Организация в апреле 2015 года осуществляет реконструкцию газоочистных установок. В 1 квартале сумма произведенных капитальных вложений составляет 5 000 млн. рублей (оплата произведена во II квартале 2015 года). Сумма произведенных капитальных вложений за II квартал 2015 года составляет 60 000 млн. рублей (в том числе оплаченных – 50 000 млн. рублей). Исчисленная сумма экологического налога за выбросы загрязняющих веществ составляет за II квартал 2015 года 45 000 млн. рублей.

Организация в 1 квартале 2015 года не вправе применить льготу, так как капитальные вложения не оплачены. Можно применить льготу во II квартале 2015 года на сумму 45 000 млн. рублей в пределах исчисленного налога. Льготу по оставшейся части капитальных вложений – 20 000 млн. руб. (65 000 – 45 000) – можно применить после того, как произойдет оплата капитальных вложений и в пределах сумм начисленного налога.

Налоговым периодом экологического налога, за исключением экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, признается календарный квартал.

Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов.

Сумма экологического налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, установленной МНС РБ.

Налоговые декларации (расчеты) за хранение отходов производства на объектах хранения отходов представляются плательщиками – владельцами объектов хранения отходов в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором возникло налоговое обязательство по экологическому налогу.

Налоговые декларации за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ в налоговые органы не представляются.

Уплата экологического налога, за исключением налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Уплата экологического налога за ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ производится до осуществления ввоза на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ.

Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм налога за захоронение отходов производства.

Следует отметить, что нормами НК РБ плательщикам экологического налога предоставлено право применять упрощенный порядок уплаты экологического налога, согласно которому сумма экологического налога может исчисляться ими исходя из установленных годовых объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, указанных в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение или в комплексных природоохранных разрешениях, и соответствующих ставок налога. При этом плательщики, осуществляющие исчисление и уплату экологического налога в данном порядке, представляют в налоговый орган налоговые декларации (расчеты) в два этапа:

1) не позднее 20 апреля текущего календарного года исходя из установленных годовых объемов. Уплата экологического налога производится по выбору плательщика: один раз в год в размере исчисленной суммы за год не позднее 22 апреля текущего года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога;

2) не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим годом, на основании фактических годовых объемов выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросов сточных вод, хранения и захоронения отходов. Не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим, производится доплата экологического налога. Излишне уплаченные суммы налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. 60 НК РБ.

Суммы экологического налога включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

1. Предприятие, расположенное в городской черте Екатеринбурга, выбрасывает в течение года твердые вещества (пыль) в размере 200 тонн, сернистого ангидрида – 5 тонн, а также загрязняет водные объекты, осуществляя сброс взвешенных веществ в размере 53 тонн и сульфатов в размере 114 тонн в бассейн реки Исеть. Состояние экологической ситуации и экологической значимости водных объектов определяется как благополучное (соответствующий коэффициент минимальный). Определить общую величину экономического ущерба, обусловленного загрязнением атмосферы и водных ресурсов в 2013 году.

Решение: Решениезадачи начинается с определения экономического ущерба, обусловленного загрязнением атмосферы. Этот ущерб определяется по формуле:

где - экономический ущерб, обусловленный загрязнением атмосферы в r-ом регионе, руб.;

- удельный экономический ущерб, обусловленный выбросом 1 усл.т. в r-ом регионе, рублей за 1 усл. т.;

- масса выбросов i-го загрязняющего вещества, усл. т.;

i – загрязняющее вещество (i=1, …, n);

- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха в r-м регионе;

- индекс-дефлятор, устанавливаемый по отраслям промышленности Минэкономикой России.

где – масса выброса i-го загрязняющего вещества, т.;

Ai – коэффициент относительной эколого-экономической опасности i-го загрязняющего вещества, выбрасываемого в атмосферу, усл. т/т.

1) Определяется экономический район, к которому относится Екатеринбург, Свердловская область. Согласно приложения 19 [14] он относится к Уральскому экономическому району.

2) Согласно приложения 16 [14] устанавливается величина удельного ущерба для Уральского экономического района = 67,4 руб. за усл. т.

3) Выполняется перевод массы выбросов в натуральных единицах (тоннах) в условные тонны по формуле (2). Согласно приложения 17 [14] определяются коэффициенты относительной эколого-экономической опасности загрязняющих веществ: для твердых веществ (пыль) – 2,7 усл. т./т., для сернистого ангидрида – 20 усл. т./т..

Тогда = 2,7 * 200 + 20 * 5 = 640 усл. т.

4) Согласно приложения 16 а [14] определяется коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферы для Уральского района. Величина = 2,0.

5) Индекс-дефлятор для 2013 года согласно приложения 1 составляет 2,2. Величина индекса-дефлятора обычно дифференцируется в зависимости от типа загрязняющих веществ. В учебных целях он применяется нами единым для всех типов загрязняющих веществ (по максимальному значению).

6) Величина экономического ущерба, обусловленная загрязнением атмосферы, составит: = 67,40 * 640 * 2 * 2,2= 189798,4 руб.

Далее приступаем к определению экономического ущерба, обусловленного загрязнения водных ресурсов – .

где - экономический ущерб, обусловленный загрязнением водных объектов в r-м регионе, руб.;

- удельный экономический ущерб, обусловленный сбросом 1 усл. т в r-ом регионе, руб. за 1 усл. т.;

- масса сбросов i-го загрязняющего вещества, усл. т.;

i – загрязняющее вещество (i=1, …, n);

- коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов в r-ом регионе;

- индекс-дефлятор, устанавливаемый по отраслям промышленности Минэкономикой России.

где – масса сброса i-го загрязняющего вещества, т.;

– коэффициент относительной эколого-экономической опасности

i-го загрязняющего вещества, сбрасываемого в водные объекты, усл. т/т..

7) Согласно приложения 14 [14] в Свердловской области для реки Исеть удельный экономический ущерб составляет 11400,6 руб. за усл. т.;

8) Осуществляется перевод массы сбросов в натуральном выражении в условные единицы по формуле (4). Согласно приложения 15 [14] определяем коэффициенты относительной эколого-экономической опасности загрязняющих веществ: для взвешенных веществ – 0,15 усл. т./т., для сульфатов – 0,05 усл. т./т.

Тогда =0,1 5*53+0,05*114 = 13,65

9) Согласно приложения 14 [14] определяем коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов в Свердловской области для реки Исеть. Так как экологическая ситуация благоприятная выбираем минимальное значение =1,05.

10) Индекс-дефлятор для 2013 года составляет 2,2.

11) Определяем величину экономического ущерба, обусловленного загрязнениями водных ресурсов = 11400,6*13,65*1,05*2,2 = 359478,02 руб.

12) Определяем общую величину экономического ущерба:

= + = 189798,4+359478,02= 549276,42 руб.

Ответ: 549276,42 руб.

2. Предприятие расположено в Самарской области. В течении года размещено 30 тонн отходов 2 класса опасности и 610 тонн отходов 3 класса опасности. Помимо этого захламлено 3 га болот, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, и 5 га болот, относящихся к землям лесохозяйственного назначения, а также 8 га лесных территории земель сельскохозяйственного назначения загрязнено химическими веществами 2 класса опасности. Определить общую величину экономического ущерба, обусловленную размещением отходов, а также захламлением и химическим загрязнением земель в 2013 году.

Решение: Начнем решение задачи с определения экономического ущерба, обусловленного размещением отходов. Этот ущерб определяется по формуле:

где - экономический ущерб, обусловленный размещением отходов в r-м регионе, руб.;

- удельный экономический ущерб, обусловленный размещением 1 тонны отходов 4 класса опасности в r-ом регионе, руб. за 1 усл. т.;

- масса размещаемых отходов i-го класса опасности, т.;

i – класс опасности (i = 1, …, n);

- коэффициент, учитывающий класс опасности отходов (загрязняющих веществ);

- индекс-дефлятор, устанавливаемый по отраслям промышленности Минэкономикой России.

1) Определяем экономический район, к которому относится Самарская область. Согласно приложения 19 [14] она относится к Поволжскому району.

2) Согласно приложения 19 [14] определяем величину удельного ущерба от размещения отходов. Она составляет 251,9 руб. за т.




3) Рассчитываем массу размещаемых отходов с учетом коэффициентов , учитывающих класс опасности отходов, которые определяем согласно приложения 21[14]:

для отходов 2 класса опасности – 3,

для отходов 3 класса опасности – 2.

Тогда =30*3+610*2=1310 условных тонн, приведенных к 4 классу опасности.

4) Индекс-дефлятор для 2013 года составляет 2,2.

5) Величина экономического ущерба, обусловленного размещением отходов, определяется следующим образом:

= 251,9*1310*2,2= 725975,8 руб.

Далее определяем величину экономического ущерба, обусловленную захламлением земель. Данный расчет выполняется по формуле:

где - экономический ущерб, обусловленный захламлением земель, руб.;

- удельный экономический ущерб, обусловленный захламлением почв площадью 1 га в r-ом регионе, тыс. руб./га;

- площадь земель j-го типа, га;

j – тип земель (j=1, …, m);

- коэффициент, учитывающий природно-хозяйственную значимость почв и земельных ресурсов j-го типа;

- индекс-дефлятор, устанавливаемый по отраслям промышленности Минэкономикой России.

6) Определяем экономический район, к которому относится Самарская область. Ранее было установлено, что она относится к Поволжскому району.

7) Согласно приложения 18 [14] определяем величину удельного ущерба, она составляет 36,5 тыс. руб./ га.

8) Рассчитываем площадь захламленных земель с учетом коэффициента , учитывающего природно-хозяйственную значимость почв и земельных ресурсов в зависимости от их типа, который определяется согласно приложения 20 [14]:

для болот, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения – 1,7

для болот, относящихся к землям лесохозяйственного назначения – 1,7

Тогда * = 3*1,7+5*1,7= 13,6 га

9) Индекс-дефлятор для 2013 года равен 2,2.

10) Величина экономического ущерба, обусловленного захламлению земель, определяется как:

= 36500*13,6*2,2 = 1092080 руб.

Далее определяем экономический ущерб, обусловленный химическим загрязнением земель, по формуле:

где по сравнению с предыдущей формулой появляется коэффициент , отражающий класс опасности химического загрязнения;

- коэффициент, отражающий класс опасности вещества, загрязняющего почву.

11) Как указывалось ранее Самарская область относится к Поволжскому экономическому району;

12) Согласно приложения 18 [14] определяем величину удельного ущерба, для Самарской области она составляет 36,5 тыс. руб./ га.

13) Рассчитываем площадь загрязненных земель с учетом , учитывающего природно-хозяйственную значимость почв и земельных ресурсов в зависимости от их типа, который определяется согласно приложения 20 [14]: для лесных территорий земель сельскохозяйственного назначения – 2,5

Тогда = 8*2,5= 20 га

14) Определяем согласно приложения 21 [14] , отражающий класс опасности загрязняющих веществ. Загрязнитель относится к 3 классу опасности, для него =2.

15) Индекс-дефлятор для 2013 года равен 2,2.

16) Величина экономического ущерба, обусловленного загрязнением земель, определяется следующим образом:

= 36500*20*2*2,2 = 3212000 руб.

17) Общая величина экономического ущерба составляет = + + =725975,8 +1092080+3212000= 5030055,8 руб.


Содержание Содержание
  • Кто платит экологический налог
  • Что является объектом обложения экологической платой
  • Сроки перечисления экологического платежа
  • Пример расчета платежа в 2016 г.
  • Особенности расчета сбора за НВСО
  • КБК для уплаты сбора в 2016 г
  • Отчетность по «экологическому сбору»
  • Ответственность за неуплату экологического налога

Компания, оказывающая негативное влияние на окружающий мир, обязана совершать дополнительную плату за оказываемое воздействие. При этом опираться в данном случае следует на Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье мы рассмотрим экологический налог организации, пример расчета сбора, налоговую ставку.

Предприятие обязано стараться минимизировать отрицательное пагубное влияние на окружающую среду, выполняя и совершенствуя мероприятия по ее охране. Однако не всегда данные мероприятия полностью исключают вредное влияние. В случае, когда оно превышает определенные пределы, на виновника накладывается дополнительный платеж, размер и порядок расчета которого определяется российским правительством (Постановление №632 от 28.08.1992).

Исчисление экологических платежей стало более упорядоченным и логичным после издания закона №458-ФЗ от 29.12.14, который ввел с января 2016г. ряд изменений.

Кто платит экологический налог

Плательщиками признаются все те лица, которые в ходе своей деятельности оказывают неблагоприятное воздействие на окружающий мир. К числу лиц, для которых устанавливается данная плата, можно отнести как юридических, так и физлиц с образованием ИП (исключение – лица, занимающиеся бизнесом на объектах 4 категории, оказывающие минимальное отрицательное влияние). Категория объекту присваивается при постановке его на учет в качестве источника вредного воздействия.

Обязанность по уплате возникает абсолютно у всех лиц, связанных с природопользованием и оказывающих на природу влияние негативного характера. Не важно, на каком налоговом режиме работает предприятие.

Под негативным воздействием, при наличии которого требуется уплата сбора, понимается:

  • Вредные выбросы в воздух;
  • Загрязняющие сбросы в воду;
  • Размещение производственных отходов, если они оказывают вредное влияние.

Функции по сбору и контролю платежей ложатся на Росприроднадзор, ранее этим занимался Ростехнадзор.

Плательщик «экологического налога» должен поставить на учет объект, влияние которого пагубно сказывается на окружающей среде.

Что является объектом обложения экологической платой

Платить нужно за объекты стационарного характера, отрицательно влияющие на окружающую природу.

В числе стационарных объектов – предприятия, расположенные на земле и неразрывно с ней связанные, совершающие выбросы в воздух и сбросы в воду. Также сюда включаются сооружения, предназначенные для складирования, захоронения производственных и потребительских отходов, различного рода хранилища. Если такие объекты размещения отходов не оказывают отрицательного воздействия на природные объекты, то экологическая плата с них не совершается. При этом должны быть в наличии результаты мониторинга окружающей среды, свидетельствующие о влиянии указанных сооружений на ее состояние.

Предприятия должны выполнять платеж за вредное воздействие отдельно по каждому стационарному объекту по месту его территориального расположения.

Сроки перечисления экологического платежа

Руководствоваться при уплате экологического сбора нужно Письмом Росприроднадзора от 11.04.16 г. №AC-06-01-36/6155/.

Согласно указанному Письму, отчетным периодом признается год. Сроки и механизм уплаты зависит от типа плательщика:

  1. малые и средние предприятия совершают платеж 1 раз в год по окончанию данного периода до 1 марта;
  2. прочие предприятия обязаны совершать квартальные авансовые платежи величиной одна четвертая от аналогичного платежа за прошедший год до 20 числа следующего месяца. По итогам года доплачивается недостающая сумма сбора.

Указанные правила действуют с 1 янв. 2016г.

За 2016г. нужно уплатить экологический сбор до 1 марта 2017 г. Предприятия, за исключение малых и средних, в течение 2016г. должны совершить 3 платежа равными частями в размере ¼ от суммарного фактического платежа за 2015 г. При этом в данную сумму не нужно включать суммы, уплаченные в 2015 г. в счет покрытия долга за предшествующие годы.

Если предприятие создано в 2016 г., то авансовые платежи не совершаются, до 1 марта 2017 г. таким компаниям нужно будет совершить платеж в полном объеме за прошедший год.

Платить нужно по месту расположения стационарного источника вредного воздействия.

Пример расчета платежа в 2016 г.

Компания размещает твердые бытовые отходы. За 2015 год была перечислена сумма сбора за вредное воздействие в размере 2000 руб. (без учета доначислений за прошлые годы).

В 2016 г. нужно совершить следующие платежи:

  • 500 руб. – до 21 марта;
  • 500 руб. – до 20 июля;
  • 500 руб. – до 20 октября;
  • Исчисленная за год сумма платежа минус уплаченные авансы (1500 руб.) – до 1 марта 2017г.

Особенности расчета сбора за НВСО

Порядок исчисления экологического сбора определен ст.16.3 Закона №7-ФЗ в ред. от 03.07.16.

Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.

Базой выступает одна из следующих величин:

  • Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
  • Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.

Задача плательщика – определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.

Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.

Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.

Пункты 5 и 6 ст.16.3 определяет коэффициенты, которые нужно учитывать при исчислении платежа. Данные коэффициенты направлены на стимулирование плательщиков по снижению вредного воздействия.

Правительством РФ установлены нормативы платы за выбросы, сбросы и отходы. Данные нормативы были утверждены Постановлением №344 от 12.06.2003. В приложение к постановлению включены коэффициенты, которые учитывают различные экологические факторы региона, состояния воздуха, воды в месте расположения объекта.

Так как нормативы были установлены еще в 2003 г., то при расчете платы за НВОС нужно учитывать дополнительный коэффициент. В 2016 г. его величина равна 2,56, в 2017 г. – 2,67. В 2005 г. в 344 постановление были внесены корректировки Постановлением №410.

Узнать свой норматив негативного воздействия можно через Росприроднадзор. Для этого следует сообщить о виде своей деятельности и изготавливаемой продукции. На основании таких данных Росприроднадзор определит ориентировочные нормативы для плательщика, исходя из которых, и нужно проводить расчет «экологического сбора».

При исчислении базы учитываются следующие величины загрязнений:

  • Допустимые нормативы;
  • Временно разрешенные нормативы;
  • Лимиты и их превышение.

В зависимости от величины фактических загрязнений считается сбор путем умножения выбросов (сбросов) на соответствующую ставку, установленную для нормативных, лимитных и сверхлимитных загрязнений, после чего проводится суммирование полученных показателей. При расчете нужно учитывать все положенные коэффициенты (из п.3, 6 ст.16.3 Закона №7-ФЗ, из п.2 и приложения 2 к Постановлению 344, из Постановления 410).

От суммы платежа отнимаются расходы на осуществление мероприятий, направленных на нейтрализацию и снижение отрицательного влияния на природу. Данные затраты должны подтверждаться документально.

КБК для уплаты сбора в 2016 г

При заполнении платежной документации на совершение экологического платежа необходимо использовать следующие КБК:

В каждой отдельной платежке указывают только один КБК. Реквизиты для перечисления можно найти на официальном сайте Росприроднадзора.

Отчетность по «экологическому сбору»

Авансовые платежи, уплачиваемые в течение года по окончании каждых трех месяцев, рассчитываются как ¼ от прошлогоднего экологического платежа. При этом дополнительно заполнять расчет авансовых сумм не нужно, данные формы не разработаны и не утверждены на 2016г. Отчитаться перед Росприроднадзором нужно будет только по окончании 2016 г.

За 2016г. нужно сдать декларацию о плате за НВСО в срок до 10.03.2017 в отделение Росприроднадзора по месту расположения объекта негативного влияния на окружающую природу. В декларации будет показываться платежная база и расчет платежа за год с учетом всех коэффициентов и ставок. Форма декларации еще не утверждена.

Ответственность за неуплату экологического налога

С начала января в отношении плательщиков может быть применена ответственность в виде пени за просрочку – 1/300 ставки рефинансирования. Данная величина начисляется за каждый день неуплаты. Ставка берется на момент уплаты пеней и ограничивается максимальной величиной в 0,2% за каждый день.

Начислять пени нужно со 2 марта следующего года, так как 1 марта истекает срок уплаты «экологического сбора», а со следующего дня наступает ответственность для плательщика.

Помимо начисления пеней, неплательщику грозит также ответственность административного типа в форме штрафа в границах от 3-ех до 6-ти тыс.руб. для должностных лиц и от 50-ти до 100 тыс. для юридических лиц.

Читайте также: