Практика местного налогообложения за рубежом

Опубликовано: 14.05.2024

Определение и функции налога как составного элемента налоговой системы государства. Налоговое планирование и регулирование в зарубежных странах. Анализ системы прямого и косвенного налогообложения зарубежных стран. Оффшорные механизмы в налогообложении.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.12.2013
Размер файла 79,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Российская таможенная академия”

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра экономической теории

по дисциплине “Экономическая теория”

на тему “Система налогообложения зарубежных стран”

Выполнил: студент 1-го курса очной

формы обучения факультета

Кандидат эк. наук, доцент

1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы

1.1 Определение налога

1.2 Функции налога

2. Основные принципы налогообложения зарубежных стран

2.1 Налоговое планирование в зарубежных странах

2.2 Налоговое регулирование в зарубежных странах

3. Система налогообложения в развитых странах

3.1 Система прямого налогообложения

3.2 Система косвенного налогообложения

4. Международное сотрудничество в налоговой сфере

4.1 Двойное налогообложение и методы его устранения

4.2 Оффшорные механизмы в международном налогообложении

5.Налоговые системы некоторых стран

5.1 Налоговая система Украины

5.2 Налоговая система России в ее сравнительном анализе

Список использованных источников

Введение

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности. Особо значимую роль играют контрольные функции налоговых органов. Понятно, что необходимым и неизбежным условием реализации вышеназванной задачи может быть только научно-обоснованная налоговая политика, опирающаяся на действующую мировую практику.

В России налоговая система до начала 90-х годов была ориентирована на перераспределение средств государственных предприятий, которые обеспечивали подавляющую часть доходов бюджета за счет отчислений от прибыли в бюджет, платы за фонды, налога с оборота и изъятия свободного остатка прибыли. Налоги с физических лиц составляли незначительную долю и находились в пределах от 6 до 8 % общей суммы доходов бюджета. Переход к рыночным принципам функционирования экономики потребовал коренной перестройки системы налогообложения в России. Это касается как налогов с компаний, так и налогов с физических лиц. www.cfin.ru-Корпоративный менеджмент

Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что рыночные отношения и реформы, проводимые в Российской Федерации по поводу налогообложения и налогового законодательства, обозначили острую потребность в изучении механизмов функционирования мирового налогового законодательства.

Предметом исследования в работе выступают механизмы функционирования и регулирования налоговых взаимоотношений зарубежных стран, а именно, Украины.

Объектом исследования работы выступают субъекты налоговых взаимоотношений.

Целью данной работы является рассмотрение систем налогообложения зарубежных стран.

Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников при написании работы.

Что касается задач данной курсовой работы, то в работе раскрыты следующие проблемы:

· Раскрыть понятие налога;

· Рассмотреть функции налога;

· Рассмотреть налоговое планирование в зарубежных странах;

· Проанализировать налоговое регулирование в зарубежных странах;

· Рассмотреть особенности и методику прямого налогообложения зарубежных стран;

· Рассмотреть особенности и методику косвенного налогообложения зарубежных стран;

· Изучить двойное налогообложение и методы его устранения;

· Рассмотреть оффшорные механизмы в международном налогообложении;

· Проанализировать налоговую систему Украины;

· Сравнить налоговую систему России и Украины;

Следует отметить, что в работе будут рассмотрены налоги и налогообложение зарубежных стран и освещены некоторые данные “налогового характера” этих стран, в частности Украины, подверженные огласке средствами массовой информации и периодической печати.


Мировая практика показывает, что система налогообложения включает в себя большие возможности для воздействия на развитие предпринимательства, динамику и структуру общественного производства, и его размещение. Налоговые поступления составляют основной источник формирования бюджета любого государства, так как государство при выполнении своих функций нуждается в денежных средствах, расходуемых на финансирование государственных и социальных программ, содержание структуры, обеспечивающей функционирование самого государства.

С помощью налоговых поступлений государство проводит экономическую политику: осуществляет антиинфляционные меры, противодействует господству на рынке монополистов, изымает в бюджет сверхприбыль, образующуюся из- за монопольного роста цен [8]. Кроме того налоговый механизм выполняет функции перераспределения доходов граждан, социальной защиты населения, регулирует личные доходы населения.

Прежде чем обосновывать предложения по дальнейшему совершенствованию налоговой системы РФ, целесообразно изучить богатый опыт зарубежных стран по рассматриваемому вопросу. Налоговые системы всех государств существенно различаются друг от друга: по соотношению различных видов налогов, по уровню налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщика, по источникам налогообложения, по мерам ответственности за нарушение налогового законодательства. Особенности налоговых систем в каждой страны зависят от многих факторов: экономических, социальных, политических, демографических и играют ведущую роль приперераспределения ВНП и НД государства [5].

В зарубежной практике основным налоговым инструментом регулирования социального неравенства является подоходный налог. Во всех странах рыночной экономики налог на доходы физических лиц уплачивается по прогрессивному методу, диапазон налоговых ставок достаточно широкий: от 0 до 29 % в Канаде, от 5 до 45 % в Китае, от 0 до 41 % во Франции, в от 0 до 50 % в Великобритании, от 0 до 45 % в Германии, от 0 до 75 % в США и т.д. Максимальная ставка по подоходному налог в 2006 г. в Дании составляла 61 %. Казалось бы, что налоговая ставка очень высока, но следует отметить, что почти во всех странах действуют довольно серьезные необлагаемые налогом минимумы и представлены льготы по различным основаниям.

У каждого налогоплательщика в Великобритании есть личный подоходный налоговый вычет – пособие [6]. Доход до этой суммы в каждом налоговом году, не облагается налогом. Этот налоговый вычет – пособие зависит от возраста налогоплательщика и общего дохода в налоговом году.

В мировой практике считается, что прогрессивная шкала налогообложения способствует достижению высокой социальной справедливости в налогообложении доходов, то есть чем больше доход налогоплательщика, тем большая его часть изымается в бюджет в виде налогов. Между тем, есть и противники данной точки зрения, которые считают, что прогрессивное налогообложение тормозит процесс накопления капитала, роста инвестиций и создания новых рабочих мест.

Однако, в качестве способа повышения прогрессивности налога применяются льготы, вычеты и налоговые кредиты, так как они снижают среднюю налоговую ставку, рассчитываемую как отношение всей суммы уплаченного налога ко всему доходу, даже при применении пропорционального метода налогообложении, где налоговая ставка не зависит от уровня дохода налогоплательщика.

Во многих странах используется система семейного налогообложения, где семья считается единицей налогообложения. Например, во Франции, подоходный налог взимается с общей суммы семейного дохода. Взрослые дети не живущие со своими родителями, могут присоединиться к родителям со своими детьми чтобы составить единую единицу налогообложения [7]. Для расчета налога, применяется специальная таблица коэффициентов, которая принимает во внимание семейное положение налогоплательщика. Для учета численности и состава семьи используется семейный коэффициент, выражающий сумму дохода, приходящую на одну долю.

Налоговая система США, отражая 3-х уровневую систему государственного управления включает в себя федеральные налоги, налоги штатов и налоги местных органов власти. Особенностью системы налогообложения США является параллельное (на федеральном, штатном и местном уровне) взимание основных видов налогов [4]. Население уплачивает подоходный налог в федеральный штатный и местный бюджеты, налог на прибыль корпораций также уплачивается в федеральный, штатный и местный бюджеты, поимущественный налог взимается на уровне штатов и местном и т.д.

Налог на доходы физических лиц является самой крупной статьей доходов бюджета США. Такое положение было достигнуто отчасти за счет постоянного увеличения числа налогоплательщиков. Объект обложения подоходного налога- совокупный доход, складывающийся из различных источников (заработной платы, доходов по ценным бумагам доходов от предпринимательской деятельности, и т.д.). Субъектом налогообложения является семья либо отдельный человек.

Структура доходов федерального бюджета США в 2009 г., %

Подоходный налог с физических лиц

Отчисления на социальное страхование

Налог на прибыль корпораций

Прочие доходы, включая налоги с наследств и дарений

Источник: Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран. – М., 2011 – с. 67.

Особенностью формирования бюджета Японии является очень высокий уровень неналоговых платежей. Только на 84 % государственный бюджет формируется за счёт налоговых поступлений [3]. Остальные 16 % составляют арендная плата, выручка от продажи земельных участков, доходы от реализации ценных бумаг и др. Основными бюджетообразующими налогами Японии считаются налог на доходы физических и юридических лиц, местные налоги, муниципальный корпоративный налог. Основной доход государству приносят корпорационный налог и налог на доходы физических лиц. Ставки подоходного налога с физических лиц колеблются от 10 % до 50 %. Налоговое законодательство Японии предусматривает существенные скидки при уплате подоходного налога в виде необлагаемого минимума, дополнительных льгот для многодетных семей, средств на лечение и т.д. Это и оправдывает столь высокий уровень налоговых ставок данного налога в социальном плане.

Основные положения налоговой системы закреплены в Конституции ФРГ [2]. Согласно основного закона Федеративной Республики Германия бюджет Федерации формируется за счет страховых сборов, таможенных пошлин, вексельного сбора, налога с оборота капитала (федеральные налоги).

В Германии наряду с вертикальным выравниванием, которое обеспечивает распределение доходов между различными уровнями административных образовании, предусмотрено также горизонтальное распределение доходов между относительно мощными и относительно слабыми в финансовом отношении федеральными Землями.

В зарубежных развитых странах наиболее распространенным из косвенных налогов и сборов является НДС, который пришел на смену налога с продаж и налога с оборота. В 90 годы страны Африки, Америки и Юго-восточного региона стали активно включать НДС в свои налоговые системы. В 1989 г. НДС был введен в Японии. В результате доля НДС в общей сумме бюджетных доходов Японии составила 15-20 % [10].

В Италии НДС уплачивается по пяти дифференцированным ставкам, (2 % – льготная, применяемая к товарам первой необходимости, 9 % – основная, которым облагаются большинство промышленных изделий, 18 % – повышенная ставка на нефтепродукты, бензин, 38 % – повышенная ставка, применяемая к предметам роскоши и 0 % – применяемая к экспортным товарам и услугам).

НДС, как налог на всеобщее пользование и потребление в Швейцарии был введен в 1995 года. Здесь применяют три вида налоговых ставок: 2; 3; 6,5 %. Существует определенный перечень освобождаемых от обложения НДС видов деятельности. В Великобритании НДС уплачивается по ставке 15 % на основную часть торгового оборота. Некоторые виды услуг вообще освобождаются от уплаты НДС [9]. В целом он так как в НДС в Великобритании основным бременем ложится на частных лиц и не представляет больших затрат для компаний.

В налоговой системе США налог на добавленную стоимость отсутствует. Вместо НДС существует налог с продаж взимаемый на уровне штатов по средней ставке – от 4 до 5 % и максимальной ставке – от 8 %.

Большое внимание косвенным налогам уделяется также и в мировом Налоговом кодексе, который призван дать возможность странам, находящимся на пути реформ, регулировать налоговые отношения на научной основе, создать единую терминологию и единообразное толкование. Учитывая специфику экономики развивающихся стран формируется за счет таможенных пошлин, НДС, акцизов. Поэтому в Кодексе из пяти разделов два посвящены НДС и акцизам, для введения их в странах с нарождающейся рыночной экономикой.

В современных условия индивидуальные акцизное налогообложение используются в налоговых системах всех стран рыночной экономики, что связано с их фискальной функцией и серьезным влиянием на формирование бюджетных доходов государств. Принято также считать, что акцизное налогообложение призвано сдерживать потребление социально вредных товаров.

По законам США акцизные поступления имеют ограниченное значение и скромное место в доходах бюджета – чуть более – 4 %. Акцизы установлены на товары – алкогольную и табачную продукцию, нефть, бензин, меха, драгоценностиличные самолеты,, дорогие автомобили, на услуги – дороги и воздушные перевозки [1].

В США отсутствует НДС, но применяется налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. Наиболее фискальное значение на уровне штатов имеет общий налог с продаж. Его доля в совокупных налоговых поступлениях штатов равна около 30 %. Он охватывает большинство товаров потребления, включая медикаменты. Наблюдается тенденция снижения акцизов. Если в 1960 году акцизы приносили в федеральный бюджет 13 % от всех налоговых поступлений, то в 2000 году их доля составила около 3.5 %.

Наибольший доход казне Германии обеспечивается за счет акциза на минеральное топливо – около 31.8 млрд. марок, далее от табачного акциза – 15.5 млрд. марок и акциза на кофе – 2 млрд. марок.

В России акцизные поступления являются одной из основных статей доходов бюджета, т.к. косвенные налоги взимать сравнительно легче. Однако Российский бюджет страдает от огромного числа неплательщиков акцизов.

Из косвенных налогов Италии следует, прежде всего, выделить НДС, введенный в 1973 г. в порядке реализации решений стран участниц ЕЭС для сближения финансовых систем.

Добавленная стоимость с точки зрения налогообложения складывается как разница между выручкой, полученной от реализации товаров, работ и услуг, и затрат на производство этих товаров и услуг. Общая ставка НДС составляет 19 %, при этом действуют и льготные налоговые ставки со скидкой 13 %, 9 % и 4 %. Скидка распространяется на продовольственные товары, журналы, газеты. Акцизы применяются к некоторым специальным видам товаров. К ним относятся, например, крепкие спиртные напитки, пиво, бананы, спички, электроэнергия, строительные материалы, табачные изделия, нефть, и нефтепродукты и др.

После краткого рассмотрения элементов систем налогообложения целого ряда зарубежных стран с развитой экономикой, необходимо подвести некоторые итоги обобщающего характера. Прежде всего, следует отметить, что налоговая система России по объектам налогообложения вполне сопоставима с налоговыми системами рассмотренных государств и по аналогии с ними может быть расценена как действенная и достаточно устойчивая система.

  • Вопросы молодых
  • Этот год в истории
  • Лучшее по новейшей истории
  • На злобу дня


Во многих странах налог на недвижимое имущество физических лиц давно исчисляется по стоимости, приближенной к рыночной. Он успешно выполняет фискальную, стимулирующую и социальную функции и обеспечивает значительную часть доходов местных бюджетов. Россия находится в начале этого пути, поэтому любопытно познакомиться с нюансами зарубежной практики.

Объекты налогообложения

В большинстве стран налогом на имущество облагается недвижимое имущество – квартиры, жилые дома, хозяйственные постройки, сооружения, земельные участки, которые в отличие от движимого имущества относительно легко выявляются и идентифицируются. В США и Канаде единым налогом на имущество облагается земельный участок и строения на нем. Во Франции, кроме того, есть отдельный налог на жилье. С незастроенных участков (поля, луга, леса, карьеры, болота, участки под застройку) взимается земельный налог.

В некоторых государствах под налогообложение подпадает суммарное имущество налогоплательщика, имеющее рыночную стоимость, – недвижимое и движимое имущество (автомобиль, яхты, моторные лодки), а также имущественные права (ценные бумаги, банковские депозиты, бизнес-активы). В Германии в целях налогообложения под имуществом понимается недвижимое и движимое имущество, в том числе банковские вклады, долевое участие в хозяйственных обществах, драгоценные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты и медали, украшения и предметы роскоши, произведения искусства и коллекции. А в Швейцарии чистые активы физических лиц облагаются самостоятельным налогом наряду с налогом на недвижимость.

Иногда (в частности, на Филиппинах) налог пытаются брать за «улучшение земельного участка», то есть за «результаты положительного антропогенного воздействия на него». Но это понятие слишком общее и абстрактное, чтобы на его основе можно было однозначно установить объект налогообложения.

Налогооблагаемая база

Почти во всех странах налогооблагаемая база имущественного налога определяется на основе оценочной стоимости, приближенной к рыночной. Это экономически стимулирует рациональнее использовать имущество.

Страны с развитыми арендными отношениями (Великобритания, Франция, Сингапур и др.) предпочитают рассчитывать налог исходя из так называемой «арендной стоимости» имущества – ориентировочной суммы арендной платы, которую можно получить за год при сдаче недвижимости в аренду. Эту стоимость определяют территориальные кадастровые органы и периодически переоценивают ее в законодательно установленные сроки, например в Великобритании – один раз в 10 лет. Во Франции налогооблагаемая база по налогу на имущество для обустроенных участков равна 50% «арендной стоимости» такого участка вместе со зданиями, сооружениями, резервуарами, по жилью – потенциальной годовой арендной плате, определенной местным земельным реестром, по незастроенному участку – 80% его кадастровой стоимости.

В странах Северной Европы, США и Японии используется капитализированная (аккумулированная за весь срок службы) стоимость объекта на указанную базовую дату. В Швеции эта дата на 2 года предшествует налоговому году. Сделано это для того чтобы оценщики могли полнее проанализировать всю необходимую информацию. В США переоценка происходит в основном ежегодно, а в штате Флорида – один раз в 3 года, в Испании – каждые 8 лет.

При определении оценочной стоимости недвижимости применяют сравнительный метод (изучаются цены рыночных сделок с недвижимостью), затратный подсчитываются расходы, которые требуются на полное восстановление объекта), доходный (определяется капитализация дохода от потенциально самого выгодного использования объекта – аренда или продажа) либо их сочетание. В Канаде учитывают расходы на создание объекта, доход, который он приносит владельцу, и рыночную стоимость на момент оценки. А в штате Флорида – текущую стоимость недвижимости, способ ее использования, местонахождение, площадь, первоначальную стоимость, восстановительную стоимость строений, износ, доход от использования или чистый доход, если недвижимость продается.

Кто устанавливает ставки налога на имущество и куда он поступает?

Налог на имущество преимущественно местный, его доля в местном бюджете достигает в Нидерландах – 95%, в Канаде – 81%, в Великобритании и Австралии – по 90%, в Германии – 80%, в Дании – 73%, в Швеции – 69%, во Франции – 52%, в США – от 10 до 70% в зависимости от штата. За счет поступлений налога на имущество местные власти финансируют пожарную охрану, полицию, школы, здравоохранение и т. п.

Если же имущественный налог является федеральным, то средства от него распределяются между бюджетами всех уровней. Так, в штате Флорида ежегодная оценка и взимание налога на недвижимость регулируются на уровне графств штата. Аккумулированные налоговые поступления из бюджета графства распределяются между бюджетами муниципалитетов, школьных и специальных налоговых округов. В Дании некоммерческая недвижимость облагается местным и окружным налогом, а коммерческая (офисы, отели, заводы, мастерские и др.) – только местным.

Ставки налога на имущество

В большинстве стран одновременно используются система фиксированного налога, когда законодательно устанавливается фиксированная на всей территории страны, штата или кантона ставка налога по определенному типу недвижимости, и система опционального налога, когда муниципалитетам предоставлено право самостоятельно определять ставку в заданном диапазоне, вплоть до предельной величины, установленной центральными органами власти. Муниципалитеты в основном выходят на предельные уровни ставок, поскольку они могут получить дотации из регионов (земель) только в случае, если максимально используют собственные источники доходов. Во Франции налог на имущество является местным, власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы.

В США властям штатов разрешено превышать предельную ставку налога на имущество в 1%, если дополнительные доходы идут на погашение их долгов. Ставки налога существенно колеблются по штатам и городам: штат Нью-Йорк – 11,5% продажной цены, штат Филадельфия – 8,3%, штат Флорида – 2,0%, штат Калифорния – 1,5%, город Лас-Вегас – 3,25%, город Лос-Анджелес – 1,1–1,3%.

В Великобритании ставка налога на недвижимость составляет 1,5% оценочной стоимости, в Дании – 0,6–2,4%, в Германии – 1–2,1%, в Японии – 1,4%, в Швеции – 1,3%, в Литве – 1%, в Нидерландах – 0,1–0,9%, в Австралии – 0,35%, в Испании – 0,3–0,4%, в Латвии – 0,2–0,6%. По величине ставок лидирует Сингапур. Там для собственников жилья, которые в нем проживают, установлена ставка 4%, а для недвижимости, используемой в коммерческих и производственных целях, – 12%. Если же собственник – иностранец, то добавляется еще 10% (итого 22%). Дополнительный 10-процентный налог не касается иностранных собственников квартир в кондоминиумах или жилых домах, в которых не менее 6 этажей.

В некоторых странах ставка налога устанавливается не в процентах к оценочной стоимости, а в твердой сумме за 1 кв. м площади. Так, в Греции ставка налога меняется от 3 до 16 евро за 1 кв. м в зависимости от стоимости жилья. В Финляндии ставка составляет около 1 евро за 1 кв. м площади, и рыночная стоимость жилья не имеет значения, в Польше – 0,17 евро, в Словакии – 0,033 евро. В Чехии для квартиры в многоквартирном доме базовая ставка равна 0,04 евро за 1 кв. м, для частного дома – 0,12 евро. Базовая ставка умножается на коэффициент, который зависит от местонахождения недвижимости и колеблется от 0,3% в населенных пунктах до 300 жителей до 4,5% в Праге.

Плательщики налога на имущество

Зачастую налог на недвижимость уплачивают только собственники – и не важно, пользуются они ею сами, сдают в аренду или она пустует. А в Нидерландах налог состоит из части, налагаемой на собственника недвижимости, и части, налагаемой на пользователя. Если собственник и пользователь – одно лицо, оно уплачивает обе части. В Великобритании налог на имущество взимается или с собственника, или с арендатора земли, квартиры, жилого дома, магазина и т. п. Во Франции существует налог на имущество (отдельно на застроенные и незастроенные участки) и налог на жилье. Налог на имущество налагается на собственника, независимо от того проживает он в квартире (доме) или нет, а налог на жилье – только на того, кто проживает, то есть на собственника или на арендатора.

Льготы по налогу на недвижимость

Во многих странах при предоставлении льгот по налогу на имущество учитываются семейное положение налогоплательщика, уровень его доходов и характер недвижимости (скажем, она обеспечивает общественно полезную деятельность). В большинстве штатов США не облагается налогом имущество постоянных резидентов, нуждающихся в социальной защите, имеющих особые заслуги перед государством, в штате Флорида – имущество ветеранов войны в отставке с постоянной инвалидностью, полученной во время военной службы, имущество парализованных граждан, если они в нем живут, за минусом части, используемой в коммерческих целях. Во Франции от налога полностью или частично освобождены малообеспеченные граждане по основному месту проживания. В Греции безработные, инвалиды и семьи с тремя и более детьми платят налог по самой низкой ставке – 50 евроцентов за 1 кв. м, если площадь жилья менее 200 кв. м, а ее оценочная стоимость менее 3 тыс. евро за 1 кв. м.

Поскольку налогом облагается само имущество, а не его собственник, некоторые страны предпочитают льготировать не налогоплательщиков, а определенные категории недвижимости, в развитии которых заинтересованы местные власти. В Германии имущество частных предпринимателей (врачей и адвокатов, имеющих свой кабинет) считается производственным и облагается по льготной ставке. А в Канаде использование помещения для занятия частной практикой является поводом к повышению обычной ставки, равной 0,5–1,0%. Для парикмахерских она поднимается до 30%, адвокатских контор и врачебных кабинетов – до 50%. Для стимулирования строительства нового жилья в Нидерландах от налогообложения освобождены квартиры в новостройках, но только на период строительства здания, а в Швеции – первые 5 лет после начала эксплуатации квартиры, в последующие 5 лет ставка снижена на 50%.

Вычеты из налогооблагаемой базы

В большинстве стран (кроме Австрии, Швейцарии и др.) предусмотрены налоговые вычеты, с одной стороны, для помощи малоимущим и многодетным налогоплательщикам, с другой – для снижения расходов на сбор налога с тех, кто имеет в собственности объекты со слишком низкой налоговой базой (по ним затраты на администрирование близки или превышают налоговые поступления). А в Германии при определении налоговой базы из стоимости совокупного имущества вычитаются личный необлагаемый минимум на человека 120 тыс. евро (или на супругов – 240 тыс. евро) и по 120 тыс. евро на каждого ребенка. После достижения налогоплательщиком 60 лет его личный необлагаемый минимум увеличивается на 50 тыс. евро. В Италии семья по основному месту жительства имеет льготу 200 евро плюс 50 евро на каждого ребенка в возрасте до 26 лет. В Литве для всех квартир и жилых домов из налогооблагаемой базы вычитается 290 тыс. евро необлагаемого минимума. В штате Флорида для жилых домов налогооблагаемая база уменьшается на 25 тыс. долларов, вычет в 500 долларов предусмотрен для вдов и вдовцов (они теряют право на него при заключении нового брака) и при постоянной инвалидности налогоплательщика.

В некоторых государствах уплата налога на имущество является основанием для уменьшения на его величину совокупного дохода при расчете подоходного налога. Это практикуется, например, в Дании, а в Нидерландах – только при использовании имущества в коммерческих целях.

Отношение граждан к налогам

Есть страны, в которых развита культура участия граждан в общих делах, обеспечен доступ к информации органов власти, то есть прозрачны заключаемые ими контракты, сметы, фактические расходы. Там проводятся не показные, а полноценные общественные слушания по проектам благоустройства поселков и городов. Швейцария практикует ключевые вопросы жизни на уровне федерации, кантона и муниципалитета решать через референдумы разного уровня. А в Великобритании местные власти опрашивают жителей городка даже по, казалось бы, такому незначительному поводу – не будут ли они возражать, если два конкретных стандартных места под стоянку займет школьный автобус. И жители этих стран относятся к уплаченным ими налогам, в том числе на недвижимость, как к складчине, идущей на реализацию общих интересов. Ведь местные власти определяют ставки налога на имущество, который касается каждого жителя, исходя из потребностей местных бюджетов. Жители хотят знать, как расходуются собранные с них деньги, и контролируют чиновников.

Однако немало стран, где жители относятся к органам власти, как к «оседлым бандитам», собирающим дань в виде налогов. В них социальная реклама взывает: «Заплати налог и спи спокойно». И налогоплательщики «спят спокойно», видя в налогах только вынужденные поборы. Они принудительно отдали часть своих доходов и дальше не интересуются, куда пошли деньги. А даже если и поинтересуются, то все равно достоверной информации не получат. К сожалению, Россия относится к числу таких стран.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.03.2017 2017-03-16

Статья просмотрена: 1320 раз

Библиографическое описание:

Хорьков, И. С. Налогообложение как механизм государственной поддержки: зарубежный опыт и российская практика / И. С. Хорьков, С. В. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 280-284. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40563/ (дата обращения: 20.05.2021).

Во многих развитых странах малый бизнес играет существенную роль в экономике, поскольку он характеризуется динамичностью, быстрым переориентированием и реагированием на изменение внешней деловой среды. Малый бизнес быстрее крупного и среднего бизнеса реагирует на изменение конъюнктуры рынка, так как для него промедление означает банкротство и ликвидацию деятельности.

Малый бизнес вносит такой вклад в развитие общества и экономики, как создание рабочих мест, обеспечение занятости, стимулирование инноваций, повышение конкурентоспособности и улучшение качества продукции, демонстрация многообразия форм предпринимательской активности, дифференциация выпускаемых товаров.

Малый бизнес давно занял особое место в экономике многих зарубежных стран. Особенно интересен пример таких стран как США, Япония, Германия, Италия, в которых малый бизнес вносит значительный вклад в экономику страны, создает большое количество рабочих мест (таблица 1).

Показатели деятельности субъектов малого бизнеса вразличных странах в 2015 году

Страна

Вклад малого бизнеса вВВП,%

Обеспечение занятости,%

Численность малого бизнеса, тыс. ед.

Количество малых предприятий кобщему числу предприятий,%

На основании данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что Россия сильно уступает развитым странам по всем критериям, что должно побуждать к дальнейшему развитию сектора малого бизнеса и экономики в целом.

Для понимания того, что относится к малому бизнесу в разных странах, и как формировались данные таблицы 1, необходимо изучить критерии включения предприятий к субъектам МП. В мире нет единого критерия, что влияет на показатели эффективности деятельности субъектов малого бизнеса.

В Германии при определении субъектов малого бизнеса используют Рекомендации Европейской комиссии 2003/361/EG, которая вступила в силу 01.01.2005, в соответствии с которой численность персонала не должна превышать 49 человек, а максимальный годовой оборот — 10 млн. евро. Также существуют и микропредприятия, где число занятых составляет менее 10 человек, а годовой оборот менее 2 млн. евро [12].

В Италии к малому бизнесу относятся предприятия с численностью работников до 100 человек, выделяют также и микропредприятия с численностью работников менее 20.

В США выделяют 2 критерия отнесения предприятий к малому бизнесу: среднесписочный состав занятых на предприятии или годовой объем реализации в денежном выражении. К тому же показатель среднесписочного состава работников имеет большую амплитуду колебаний: от 100 человек в оптовой торговле мебелью и некоторых других сферах до 1000 человек в сталелитейной промышленности. Постоянную цифру называет лишь Федеральное статистическое бюро: численность работников малого предприятия не должна превышать 500 человек [9]. По объему выручки цифра также варьируется в зависимости от вида деятельности: от 0,68 млн. евро для бизнеса по продаже зерна до 495 млн. евро для банков.

В Японии к малым предприятиям относят предприятия с численностью работников от 50 до 300, в зависимости от сферы деятельности организации.

В России же к малым предприятиям относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 100 человек включительно для малых предприятий, и до 15 человек включительно для микропредприятий. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна превышать: для малого бизнеса 800 млн. рублей, для микропредприятий — 120 млн. рублей.

Таким образом, можно отметить противоречивость критериев отнесения предприятий к малым, что и приводит к разным показателям их деятельности. Так, предприятия, в США относимые к малым, в Европе будут считаться средними и крупными. В то же время многие предприятия Европы попадают в аналогичные с российскими компаниями рамки, при этом их вклад в ВВП в среднем составляет 55–60 %, и их вклад в обеспечение занятости населения составляет 65–70 % [14]. То есть, несмотря на различные критерии отнесения к малому предпринимательству, малый бизнес в России не может соперничать с аналогичным в США и европейских странах.

Эффективность и роль малого бизнеса определяет отношение к нему со стороны государства как к особому субъекту государственного регулирования. Среди всех механизмов государственной поддержки особо стоит выделить налогообложение.

В России опросы бизнесменов свидетельствуют о первостепенной значимости для малого предпринимательства (МП) проблемы налогообложения. Бизнес, как малый, так и крупный не раз выходил с инициативой снижения налогового бремени, но Минфин РФ не считает необходимым реформирование системы налогообложения. Но для развития экономики полезным будет изучить зарубежный опыт в области налогообложения, чтобы не допустить ошибок и ускорить процесс развития рыночных отношений.

Налоги в США признаны одними из самых низких среди развитых стран — их доля в ВВП составляет 28 %, в то время как средний показатель по странам составляет 38 %. В США нет НДС, нет налога на имущество, социальные взносы составляют 13,3 % (в России 30 %).

Американское законодательство не выделяет специальных режимов налогообложения, но в их законодательстве присутствует положение, согласно которому малые предприятия могут упростить ведение учета с целью увеличения прозрачности.

Основные преференции, предоставляемые малому бизнесу в США, следующие:

– Применение прогрессивной шкалы налогообложения. Так, ставка подоходного налога составляет 15 % при уровне прибыли менее 50 тыс. долл. в год, 25 % при уровне прибыли 50–70 тыс. долл., 34 % при уровне прибыли 70–10 000 тыс. долл., и 35 % при уровне прибыли свыше 10 000 тыс. долл. [7]

– Владельцы МСП не платят налог на доходы, полученные вследствие увеличения собственных средств, т. е. на доходы от реализации акций «квалифицированных малых предприятий». Это предприятия с уровнем прибыли менее 50 тыс. долл. в год и ведущие бизнес в таких сферах как банкинг, бухгалтерский учет, страхование, консалтинг, аудит и др.

– Применение различных налоговых льгот на уровне штатов с целью увеличения инвестиционной привлекательности депрессивных регионов.

– Ускоренная амортизация оборудования согласно закону «об облегчении налогового бремени и создании новых рабочих мест», принятому в 2010 году.

Японская налоговая система обладает своими особенностями.

Так, налоговая система Японии основана на принципе справедливости, который делится на справедливость по горизонтали и вертикали. Справедливость по горизонтали заключается в том, что идентичные в экономическом плане компании облагаются одинаковой налоговой нагрузкой. Справедливость по вертикали представляет собой применение прогрессивной шкалы налогообложения, а сам налог на прибыль организаций называется корпоративным. Субъекты МП, у которых величина капитала и годовой доход не превышают 100 миллионов иен и 8 миллионов иен соответственно, в 2016 году платили налог по ставке 24,9 %. Для остальных предприятий налоговая ставка равна 37,63 % [1]. В целом, корпоративный налог достаточно высок, но существуют дополнительные возможности его снижения:

– Введена специальная скидка, уменьшающая налогооблагаемый доход налогоплательщика. Предприниматель имеет возможность списать свои личные расходы на расходы бизнеса. Некоторые предприниматели таким способом добивались уменьшения налогооблагаемой базы на 28,6 % [18].

– Ряд специальных инструкций позволяет также разделить для целей налогообложения доходы от бизнеса. Объектом налогообложения выступает доход, получаемый за вычетом из выручки всех необходимых расходов. Налогоплательщикам, заполняющим «синюю» форму налоговой декларации, разрешалось вычитать из налогооблагаемого дохода стоимость подготовки налоговой декларации в размере не более чем 100 тыс. иен. Кроме того, были разрешены «вычеты» (специальные снижения размеров налогооблагаемого личного дохода бизнесмена) на размер заработной платы, уплачиваемой членам семьи, которые были введены вместо списания их на расходы, связанные с ведением бизнеса [18].

В Германии общая налоговая ставка составляет 48,9 %, включая налог на прибыль 23,2 %, налог и выплаты на заработную плату 21,3 % от прибыли, 4,4 % — прочие налоги [2]. Но также в Германии развиты налоговые льготы для малого бизнеса:

– Первые два года существования малое предприятие освобождается от всех выплат

– Существует возможность применения ускоренное амортизации, позволяющая списать до 50 % стоимости приобретенного оборудования в первый год покупки.

– Освобождение от налога на оборот при сумме оборота меньше 17,5 тыс. евро. в год.

– Стоит отметить государственные субсидии и займы, не подлежащие возврату и не облагающиеся налогами.

При изучении опыта зарубежных стран также стоит упомянуть Францию, так как проводимые ей меры во многом совпадают с российскими.

Так, Франция, как и Россия, признает специальные налоговые режимы, согласно которым применяются упрощенные и вмененные налоги, а также есть возможность использовать упрощенные налоговый режим декларирования прибыли. Также первые 2 года малый бизнес освобождается от местных налогов, от взносов в социальные фонды. На 3 год работы предприятие уплачивает 25 % обычной налоговой ставки, на 4–50 %, на 5–75 %, после чего работает в обычном режиме [10].

Отличные от России меры, проводимые Францией в области налогообложения малого бизнеса, следующие:

– На 40–50 % снижен налог с предприятий, осваивающих новые технологии.

– Предусматривается возможность отсрочки уплаты ряда налогов при временном недостатке ликвидных средств.

– Снижаются налоги для предпринимателей, работающих в депрессивных зонах.

В России малый бизнес развивается сравнительно недавно, так как во времена СССР в этом не было необходимости. Российское законодательство предусматривает два вида налогообложения бизнеса:

  1. общий режим налогообложения (ОСНО)
  2. специальные режимы:
    1. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
    2. упрощенная система налогообложения (УСНО)
    3. патентная система налогообложения (ПСН)
    4. единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

При общем режиме налогообложения предприятия платят все налоги: налог на прибыль (20 %), НДФЛ (13 %), НДС (18 %), налог на имущество (2,2 %), взносы в ПФР, ФСС, ФОМС (30 %) [11].

Более выгодным для предприятий малого и среднего бизнеса является использования одного из видов специального режима налогообложения. В основном малый бизнес выбирает УСН или ЕНВД, хотя есть предприятия (например, производители автокомпонентов), которые вынуждены использовать ОСНО, иначе с ними не будут работать контрагенты.

При выборе УСН предприятие часть традиционных налогов заменяется единым. Для предприятий единый налог заменяет собой уплату налога на прибыль, налога на имущество и НДС, для индивидуальных предпринимателей (ИП) — уплату НДФЛ от предпринимательской деятельности, НДС и налог на имущество. При переходе на УСН предприниматель вправе выбрать 1 из 2 объектов налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». При выборе первого варианта налоговая ставка равна 6 %, при этом региональные власти могут снизить налоговую ставку до 1 %. При выборе варианта «доходы минус расходы» налоговая ставка равна 15 %, при этом регион может снизить ее до 5 %.

ЕНВД имеют право выбрать предприятия, занимающиеся определенными видами деятельности, перечисленными в пункте 2 ст. 346.26 НК РФ. Преимуществами ЕНВД является освобождение от уплаты определенных налогов (налог на прибыль, налог на имущество, НДС и др.), если они совершены в соответствии с заявленной деятельностью. Налоговая база рассчитывается исходя из произведения потенциально возможного дохода и специального коэффициента-дефлятора (для каждого вида деятельности он свой). Налоговая ставка определена налоговым кодексом и составляет 15 %.

Среди проводимых государственных мер поддержки малого бизнеса через налогообложения можно выделить следующие мероприятия:

  1. в 2 раза увеличен размер предельной выручки, по которой можно отнести предприятие к категории субъектов малого бизнеса.
  2. двухлетние налоговые каникулы ИП
  3. возможность снижать ставки ЕНВД с 15 % до 7,5 %;
  4. возможность снижать ставки УСН по доходам с 6 % до 1 %;
  5. расширение доступа к закупкам у государственных организаций;
  6. расширение грантовой поддержки инновационных МП;
  7. расширение перечня ВЭД с возможностью применения патента;
  8. уплата патентных платежей гражданами при регистрации ИП;
  9. ИП, работающим на ПСН, предоставлено право снижать в 2 раза размер потенциально возможного к получению дохода. (с 1 млн. до 500 тыс. руб.), что позволяет снизить стоимость патента, т. к. он рассчитывается из утвержденных сумм потенциально возможного дохода.
  10. Открытие особых экономических зон и территорий особого социально-экономического развития, на территории которых действуют налоговые преференции.

Но несмотря на все проводимые российским правительством меры для субъектов МП нерешенными остаются следующие вопросы:

  1. Противоречивое изменчивое в сторону увеличения налогового бремени законодательство. Так, в 2013 году размер страховых взносов от ИП в ПФР увеличился в 2 раза, что привело к закрытию многих ИП. Еще одним примеров является введение системы Платон для грузовых автомобилей, что привело к увеличению себестоимости перевозок, следовательно, и тарифов.
  2. Сложность налогового законодательства. В России система налогов имеет сложную и запутанную структуру: акцизы, сборы, отчисления, налоги. Для принятия оптимальной политики и снижения вероятности заплатить штраф за несвоевременную уплату налогов предприятию необходимо нанимать высококвалифицированных специалистов по бухучету и налогам.
  3. Высокая налоговая нагрузка. Даже используя специальные режимы налогообложения, предприятие изымает значительные денежные средства из оборота, а в совокупности с труднодоступным внешним финансированием это приводит к застою деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
  4. Конфликтность налоговых правоотношений между бизнесом и налоговым органом [6].
  5. Трудность защиты предпринимателями своих прав и оспаривания в законодательном порядке действий налоговых органов, пользующихся несовершенством законодательства.
  6. Сложность налоговой и бухгалтерской отчетности. Отсутствие или недостаток знаний вновь созданных предприятий приводит к различного рода проблемам и штрафам, что лишь увеличивает финансовую нагрузку.
  7. Коррупция и бюрократизация деятельности регулятивных институтов
  8. Незнание и недостаток информации о проводимых государством мероприятиях в области налогообложения.

В сравнении с зарубежными странами, в российской практике также применяются различные способы налоговой поддержки малого бизнеса. Но отсутствие информации, недостаток знаний, высокие налоги и меняющееся законодательство не позволяют малому бизнесу в полной мере использовать имеющиеся возможности.

Подводя итог, хочется отметить, что российская государственная поддержка малого бизнеса как в области налогообложения, так и в целом, находится на стадии своего формирования. И на данный момент она носит противоречивый характер. Изучение опыта зарубежных стран позволит избежать возможных ошибок и не допустить ухудшение ситуации. Но для этого необходимо не только изучить, но и адаптировать опыт к российским реалиям. Эффективное применение зарубежного опыта поможет России вывести малый бизнес на новый уровень, что положительно скажется на экономике страны.

Условно подсчет налогов производится в три этапа: Подсчитывается валовой доход, при этом учитывается общая сумма доходов: заработная плата; доход от предпринимательской

Виды налогов за рубежом

Другие материалы по предмету

ПЛАН РЕФЕРАТА

  1. Введение
  2. Налоговая система США
  3. Налоговая система Франции
  4. Налоговая система Великобритании
  5. Литература

Основным инструментом государственного регулирования являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, преследует такие главные цели:

  1. достижение устойчивого постоянного экономического роста;
  2. обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
  3. обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  4. обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
  5. создание системы социальной защиты граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
  6. равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь всех этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, так как надо выплачивать заработную плату большему количеству людей, и снизится конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение это и есть главное соотношение в экономической политике государства.

Для современных государств характерно расширение и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница заключается лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония в этом отношении на среднем уровне.

Налоговая система США

Особенности налоговой системы США

Налоговая система США состоит из трех уровней, соответствующим трем уровням власти: верхнего, где собираются федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет; среднего, где собираются налоги и сборы, вводимые законами штатов, поступающие в бюджеты штатов; и нижнего, где собираются налоги, поступающего в местные бюджеты. Законодательные органы штатов могут вводить налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательством штатов.

Федеральные налоги

Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Федеральный подоходный налог с населения составляет основную часть доходов федерального бюджета. Он взимается по прогрессивной шкале, имеются не облагаемый минимум доходов и три налоговые ставки.

Условно подсчет налогов производится в три этапа:

  1. Подсчитывается валовой доход, при этом учитывается общая сумма доходов: заработная плата; доход от предпринимательской деятельности; пенсии; социальные пособия и пособия по безработице; стипендии; полученные алименты; вознаграждения; призы и награды; фермерский доход; рента; доходы по ценным бумагам; доходы по трастовым операциям и недвижимости и т.д.
  2. Определяется скорректированный валовой доход. Для этого из валового дохода вычитаются разрешенные федеральным законодательством различные виды льгот, к которым относятся: торговые и производственные затраты; убытки от продажи или обменных операций с ценными бумагами; затраты, связанные с получение ренты или роялти; уплаченные налоговые взносы и др.
  3. Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные льготы: необлагаемый минимум плательщика (всеобщая льгота); необлагаемый минимум на каждого иждивенца налогоплательщика; стандартные скидки для одинокого лица, для супружеской пары, для главы семьи; дополнительные скидки для лиц старше 65 лет, инвалидов; расходы по переезду на новое место жительства; расходы на медицинские цели; расходы, связанные с повышением квалификации и т.д. Кроме этого чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные взносы; налоги, уплаченные властям штата; местные налоги; проценты полученные по ценным бумагам правительств штатов и местных органов самоуправления; проценты по личным долгам и ипотечному долгу в залог недвижимости.

Налог на прибыли корпораций претерпел существенные изменения в результате налоговых реформ 8090-х годов. Хотя фискальная роль данного налога не столь значительна по сравнению с подоходным налогом, он представляет собой важный финансовый инструмент, который правительство использует для влияния на соотношения и пропорции в экономике с целью обеспечения стабильных темпов ее развития.

Главным принципом налогообложения корпораций является взимание налога с чистой прибыли, т.е. валового дохода за исключением налоговых льгот. Его основная ставка колеблется в пределах 30-35%. Вносится данный налог ступенчато. Корпорация уплачивает 15% с первых 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тыс. дол. и 34% - на оставшуюся сумму.

Огромные льготы имеют фермерские хозяйства. Благодаря этим льготам некоторые компании сводят налоговую базу к нулю.

Отчисления на социальное страхование вторая по величине статья доходов федерального бюджета. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран (в том числе и от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале 90-х годов общая ставка составляла 15,02% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся сносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд оплаты труда, а только первые 48% тыс. дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления здесь имеют строго целевое значение. Тенденция здесь к повышению ставок.

Роль акцизов, наоборот, все время снижается. Федеральные акцизные сборы установлены из товаров на алкогольные и табачные изделия, из услуг на дороги и автомобильные перевозки. Ставки акцизы могут устанавливаться в двух видах: в процентах к цене товаров и услуг и в долларах по отношения к определенному количеству, весу, объему товаров, а также к стоимости услуг.

Налоги с наследства и дарений физические лица платят по ставке от 18 до 55%, самая высокая ставка применяется, если стоимость имущества превышает 2,5 млн. дол.

Налоги штатов

Органы власти штатов проводят независимую налогово-бюджетную политику и вправе самостоятельно вводить налоги и сборы на своей территории. Собственные поступления составляют около 80% доходов бюджета, а оставшиеся 20% федеральные субсидии (гранты).

Первое место в доходах бюджетов штатов занимает налог с продаж, доля которого в объеме превышает 40%. Его уплачивают потребители при покупке различных товаров. Величина налоговых ставок в разных штатах существенно варьируется. Максимальная ставка достигает 8%, средняя по штатам составляет 4-5%.

В соответствии с американскими законами общим налогом с продаж облагается как валовая выручка от реализации на каждой стадии обращения товара, так и оборот оказанных населению услуг. Некоторые потребительские товары, предметы роскоши и товары производственного назначения облагаются выборочным налогом с продаж.

Вторым по значимости для бюджетов штатов является подоходный налог с населения, он составляет около 30% в общем объеме поступлений штатов. Налогообложение доходов населения во всех штатах осуществляется по общим принципам, однако, различными являются размер ставок и величина предоставляемых по этому налогу льгот. Минимальная ставка равна 2%, максимальная 10%.

В каждом штате могут быть различные объекты обложения данным налогом. В одних штатах это доходы проживающих в этих штатах граждан, полученные в пределах этих штатов, в других прибыли, возникшие за пределами данных штатов. Есть штаты, в которых подоходным налогом облагаются все доходы налогоплательщиков, проживающих или работающих в них, независимо от места их получения.

Еще одним источником доходов бюджета штата является налог на прибыль корпораций. Его доля в общем объеме налоговых поступлений составляет приблизительно 7%. Этот налог является не сколько фискальным рычагом штата, сколько инструментом, при помощи которого правительство штата может воздействовать на его экономическую ситуацию и развитие наиболее выгодных для данной территории направлений производства товаров и услуг.

Практически во всех штатах взимается налог на имущество. Его уплачивают как физические, так и юридические лица. Минимальный размер ставки налога по стране составляет 0,5%, максимальный 5%. Доля налога на имущество в структуре налоговых поступлений бюджета около 2%.

Штатами взимается и налог с наследства. Обычно облагаются доходы наследника, ставки налога дифференцированы в зависимости от степени родства наследника и наследователя, а также от размера наследства.

На уровне штатов взимаются всевозможные акцизы: налог на разные виды топлива, налог на производство или продажу спиртных напитков, налог на добычу природных ископаемых.

Каждый штат собирает лицензионные сборы. Их ежегодно оплачивают юридические лица за право заниматься определенными видами деятельности на территории данного штата. В общем объеме налоговых поступлений штатов их доля составляет около 6%.

Еще одним налогом, уплачиваемым компаниями на уровне штат, является налог на капитал, ставка которого равна 0,75%. Также работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по б

Читайте также: