Задача ревизии проверка правильности начисления налогов и сборов

Опубликовано: 02.05.2024

Бухучет — одна из важнейших составляющих системы управления компанией. Чтобы владельцы и менеджеры организации могли быть уверены в том, что в этой области все в порядке, бухгалтеров необходимо контролировать. Для этого часто используется ревизия состояния бухгалтерского учета. Рассмотрим, как она проводится и какие задачи решает.

Понятие ревизии и ее задачи

Ревизия вообще — это проверка соответствия того или иного процесса установленным нормам. Таким образом, бухгалтерская ревизия представляет собой контроль за соблюдением законодательства о бухучете.

В широком смысле ревизией в бухгалтерии можно назвать и налоговую проверку. Близка к ней также бухгалтерская экспертиза, которую проводят правоохранительные органы при расследовании экономических преступлений.

Но в обоих этих случаях инициатором ревизии являются внешние структуры, а цели, мягко говоря, не совпадают с задачами бизнеса. Поэтому далее будем говорить только о ситуации, когда решение о проверке принимают владельцы компании или топ-менеджеры.

В этом случае бухгалтерская ревизия организации может решать следующие основные задачи:

  1. Объективная оценка финансового состояния бизнеса и стоимости активов. Это может понадобиться, например, при реорганизации компании или при изменении состава учредителей.
  2. Проверка профессионального уровня бухгалтерской службы. Руководители компании далеко не всегда являются специалистами в финансовой сфере, поэтому им трудно самостоятельно оценить квалификацию бухгалтеров. Следовательно, если возникают сомнения, то лучший способ разрешить их — провести детальную проверку учета.
  3. Выявление фактов недобросовестности сотрудников: халатность, нецелевое использование ресурсов, хищение и т.п. Например, иногда специалисты отдела снабжения производят закупки по завышенным ценам, получая вознаграждение от контрагентов. Найти таких нарушителей можно с помощью анализа расчетов и сопоставления цен на приобретаемые материалы с рыночным уровнем.
  4. Подготовка к внешним проверкам: налоговым, аудиторским, участию в тендерах. В двух последних случаях особое внимание обращают на ревизию бухгалтерской отчетности. Ведь классическая аудиторская проверка заключается именно в подтверждении достоверности отчетов. Также баланс с необходимыми приложениями в обязательном порядке входит и в комплект документов, предоставляемых на тендер.

Иногда ревизия бухгалтерских документов назначается и по форс-мажорным обстоятельствам: если по итогам уже прошедшей налоговой или аудиторской проверки были выявлены серьезные нарушения. Но лучше, конечно, не дожидаться подобного результата, а заранее продумать, кому можно доверить ведение бухгалтерского и налогового учета.

О преимуществах аутсорсинга

При передаче учета на аутсорсинг обязательной частью процедуры является ревизия текущего состояния дел. От ее результатов во многом зависит, как в дальнейшем будет происходить взаимодействие между заказчиком и бухгалтерской фирмой. Зачастую, до приема организации «в работу», ее учет необходимо существенно скорректировать, а в сложных случаях — даже полностью восстановить бухучёт.

Порядок проведения ревизии бухучета

В крупных компаниях ревизия, как правило, проводится собственными силами. Для этого предназначены специальные подразделения — службы внутреннего аудита.

Компании, относящиеся к среднему и малому бизнесу, обычно поручают проверку бухслужбы сторонним организациям: аудиторским или консалтинговым фирмам.

Независимо от исполнителей и цели проверки, она включает в себя следующие этапы:

  1. Документирование решения.
    Руководитель компании издает соответствующий приказ. В нем отражаются состав ревизионной комиссии, сроки проверки ревизии и ее объект. Это может быть как весь бухучет, так и его отдельные разделы, например, касса, расчеты с контрагентами или начисление зарплаты. Если проверка поручается внешней организации, то это также отражается в приказе. Компании, имеющие штатную службу внутреннего аудита, обычно разрабатывают подробное положение, регламентирующее проведение проверок, а в приказе просто ссылаются на него. Сторонние же проверяющие работают по собственным регламентам, согласовав применяемые методики с заказчиком.
  2. Подготовка.
    На этом этапе проверяющие составляют план ревизии, исходя из установленного срока, и запрашивают у ответственных лиц необходимые документы.
  3. Проведение проверки.
    Методы, применяемые на этом этапе, зависят от того, какие разделы подлежат ревизии. Например, если речь идет об учете денежных средств или иных ценностей, то, кроме анализа документов, необходимо провести инвентаризацию. А при проверке расчетов может потребоваться сверка с контрагентами.
  4. Оформление результатов.
    Документально бухгалтерская ревизия оформляется в виде акта. Он включает в себя все выявленные нарушения и рекомендации проверяющих по устранению недостатков.

Использование результатов ревизии

По итогам проверки владельцы и руководство компании могут принять решение об изменении системы организации учета. Глубина реорганизации зависит от серьезности выявленных нарушений:

  1. Внесение изменений в учетную политику и регламент документооборота.
  2. Реорганизация бухгалтерской службы, полная или частичная смена кадрового состава.
  3. Передача бухгалтерского учета на аутсорсинг.

Все перечисленные меры могут применяться как по отдельности, так и совместно.

Оставшаяся же часть финансовой службы проходит реорганизацию, осваивает новые регламенты и т.д.

Штатные бухгалтеры чаще всего допускают ошибки при расчете зарплаты. В ходе проведения аудита мы выявляли недочеты в 85% случаев. А ведь нарушения, связанные с оплатой труда, являются самыми тяжелыми с точки зрения возможных последствий. Предприятием, допустившим их, могут заинтересоваться не только налоговики, но и трудовая инспекция, а также правоохранительные органы. Подробнее о ревизии начисления зарплаты мы рассказали здесь.

Вывод

  • Если у владельцев бизнеса возникли сомнения в достоверности учетных данных — подтвердить или развеять их поможет ревизия бухучета.
  • Проводить такую проверку можно как собственными силами, так и с привлечением внешних консультантов.
  • Итоги ревизии могут стать причиной серьезных оргвыводов, вплоть до полного изменения подходов к организации учета.
Заказать услугу

Важнейшей задачей ревизии является тщательная проверка правильности расчетов сумм налогов и других обязательных взносов (сборов) и платежей ревизуемого кооператива в бюджет. Здесь важную роль играет консультирование кооператива по вопросам налогообложения с целью своевременного и правильного расчета по этим налогам с бюджетом, а также с целью избежания переплат и предупреждения финансовых санкций.

Расчеты с бюджетом по налогам учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», и кредитуется этот счет на сумму налогов, причитающуюся к взносу в бюджет. По дебету этого счета отражаются суммы налогов, фактически перечисленные в бюджет, или задолженность бюджета данному кооперативу. Аналитический учет по счету 68 в кооперативах ведется по каждому виду налогов (платежей):

- «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;

- «Расчеты по налогу на прибыль»;

- «Расчеты по акцизному налогу»;

- «Расчеты по налогу на имущество»;

- «Расчеты по единому сельскохозяйственному налогу»;

- «Расчеты по различным сборам и платежам» и другие.

При ревизии расчетов с бюджетом по налогам ревизор - консультант должен помнить, что условия начисления, ставки и другие параметры ряда налогов менялись в предыдущем и текущем году, вследствие чего необходимо иметь под рукой все законы и инструкции.

В начале ревизии ревизор - консультант должен, путем устного тестирования, выяснить, по каким платежам и налогам кооператив ведет расчеты с бюджетом. После установления этого по каждому виду расчетов с бюджетом по налогам, сборам и платежам необходимо проверить:

- состояние внутреннего контроля расчетов с бюджетом (путем тестирования);

- правильность определения налогооблагаемой базы (здесь можно использовать такие приемы контроля, как прослеживание, сканирование, сверка документов и регистров бухгалтерского учета);

- правильность применения ставок налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, пересчета);

- правильность расчетов сумм налогов (путем пересчета);

- правильность возмещения НДС по приобретенным активным ресурсам (работам, услугам) (путем прослеживания, чтения документов и пересчета арифметических данных);

- правильность применения льгот при расчете и уплате налогов (путем прослеживания, сверки с нормативными материалами, изучения характера производства, категории кооператива и др.);

- правильность полноты и своевременности перечисления (уплаты) налогов, сборов и платежей в бюджет (путем проверки платежных документов, налоговых деклараций и др.);

- правильность использования обязательных нормативных условий и составления бухгалтерских проводок по выделению (НДС), уплате поставщикам (НДС), начислению и перечислению в бюджет налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, сканирования, сверки данных различных регистров, корреспондирующих со счетом 68 счетов);

- правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов, сборов и платежей (путем прослеживания, составления альтернативных расчетов, проверки даты представления и получения письменного запроса от налоговых органов);

- правильность оформления первичных документов, ведения аналитического и синтетического учета по расчетам с бюджетом на счете 68.

Особое внимание необходимо уделить правильности учета выделенного (на счете 19), уплаченного (поставщикам ресурсов), возмещенного (дебет счета 68, кредит счета 19), начисленного (дебет счетов 90, 91, 76, 99, кредит счета 68) и перечисленного (уплаченного) в бюджет (дебет счета 68, кредит счетов 51, 52, 66) НДС. Тщательной проверки требуют также расчеты с бюджетом по налогу на доходы физических лиц: от суммы заработной платы (оплаты труда); материальной выгоды (здесь часто допускают ошибки, а иногда и злоупотребления - например, безвозмездную передачу работнику жилого помещения иногда оформляют как предоставленный заем на несколько лет или, например, вместо оплаты труда начисляют командировочные расходы по фиктивным документам и т.д.).

Ревизор - консультант должен проанализировать также результаты налоговой проверки данного кооператива органами Министерствам по налогам и сборам с целью установления обоснованности предъявления к кооперативу финансовых санкций.

Это нужно делать, потому что зачастую бухгалтерам, а также ревизорам - консультантам приходится сталкиваться с ошибочным, произвольным толкованием налогового законодательства со стороны органов налогового контроля (причем в разных регионах по -разному и, более того, каждый работник налоговой службы положения налогового законодательства понимает по-своему). Поэтому ревизор - консультант по просьбе кооператива может высказать свое мнение и дать объективное письменное заключение по спорным вопросам со ссылкой на соответствующие нормативные документы. Здесь ревизор - консультант ни в коем случае не должен проявлять категоричность, а только объективно и корректно ответить на поставленный вопрос.

Особо тщательной ревизии требуют импортно -экспортные операции и правильность налогообложения (по различным налогам) этих операций.

На заключительном этапе ревизии расчетов с бюджетом необходимо установить соответствие записей на счете 68 с записями на корреспондирующих счетах. Для этого кредитовые итоги (оборот) счета 68 в журнале- ордере № 8-АПК необходимо сверить: по счету 70 - с данными сводной ведомости по расчетам с работниками № 59-АПК, по счету 81 - с таблицей аналитических данных в журнале-ордере № 15-АПК, по счетам 90, 91 - с данными ведомостей № 16, 62-АПК и т.д.

В журнале-ордере № 8-АПК оборот по дебету счета 68 дается общей суммой. Поэтому все дебетовые записи этого счета необходимо сверить с данными первичных документов по видам платежей. После этого следует установить соответствие данных аналитического учета счета 68 с данными синтетического учета в Главной книге, а также в бухгалтерской отчетности.

Счет 64 "Расчеты по налогам и платежам" предназначен для обобщения информации о расчетах предприятия по всем видам платежей в бюджет, включая налоги с работников предприятия, и по финансовым санкциям, которые изымаются в доход бюджета.

В кредит этого счета записывают суммы, которые подлежат внесению в доход бюджета, а вдебет внесенные платежи.

Счет 64 "Расчеты по налогам и платежам" имеет такие субсчеты:

1) 641 "Расчеты по налогам" (налог на прибыль, НДС и др.);

2) 642 "Расчеты по обязательным платежам" — сборы (обязательные платежи);

3) 643 "Налоговые обязательства" (сумма НДС, определенная из суммы предшествующей оплаты);

4) 644 "Налоговый кредит" (сумма НДС,на которую уменьшается налоговое обязательство).

Кредитовое сальдо показывает задолженность перед бюджетом,дебетовое переплату бюджета.

Поскольку аналитический учет на счете 64 осуществляют по видам платежей, это дает возможность ревизору проверить правильность расчетов по каждому виду платежей.

Основной задачей ревизии является проверка правильности проведения соответствующих расчетов платежей в бюджет и государственные целевые фонды и своевременности их перечисления соответственно действующему законодательству.

Основными источниками ревизии являются: декларации, справки и расчеты по отдельным видам платежей, выписки банка с приложенными к ним документами о перечислении надлежащих сумм в бюджет и в государственные целевые фонды, бухгалтерские записи из счетов 64 "Расчеты по налогам и платежам", 65 "Расчеты по страхованию", 70 "Доходы от реализации", 79 "Финансовые результаты", 80 "Материальные затраты", 90 "Себестоимость продукции", журналы-ордера, ведомости, Главная книга и баланс из счета 64 "Расчеты по налогам и платежам", акты проверок и т.п.

Прежде всего, ревизор проверяет качество постановки и ведение бухгалтерского учета расчетов по налогам и платежам. Для этого ревизор должен выяснить:

— ли обеспечивает ли постановка бухгалтерского учета на предприятии проверку достоверности отчетных данных о доходах (прибыли) предприятия;

— правильность отображения в бухгалтерском учете результатов предшествующей проверки (со стороны ревизора, налогового инспектора и др.);

— соответствие показателей баланса данным Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета, а также данным, отображенным в декларациях и расчетах, предоставленных в государственную налоговую администрацию (ГНА);

— правильность определения валового дохода, валовых расходов, прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от другой реализации;

— правильность проведения инвентаризаций расчетов по налогам и платежам и отображения их результатов в учете и отчетности;

— реальность данных учета по затратам на производство, которые относятся на валовые затраты (амортотчисления, материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование, расходы будущих периодов, внепроизводственные расходы, другие затраты);

— правильность реализации готовой продукции;

— объективность определения валовых затрат с целью налогообложения;

— правильность составления деклараций, расчетов по налогам и платежам на основании проверенной фактической информации и реально отображенной в учете и отчетности (по налогу на прибыль, НДС, акцизным сбором, местными налогами и сборами);

_ своевременность и полноту взыскания пени за несвоевременность внесения в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей.

Кроме того, ревизор проверяет правильность бухгалтерских записей относительно расчетов по налогам. В частности:

— взносы из прибыли в бюджет отображаются ежемесячно путем записи в дебет счета 98 "Налог на прибыль" и в кредит счета 641 "Расчеты о налогам";

— сумму НДС, которая подлежит уплате в бюджет, записывают в дебет счета 70 "Доходы от реализации" из кредита счета 64 "Расчеты по налогам и платежам";

— расчеты по другим платежам показывают по дебету счетов 66 "Расчеты по оплаты труда" (на сумму налогов, удержанных из заработной платы работников предприятия), 685 "Расчеты с другими кредиторами" (на суммы просроченной кредиторской задолженности) и кредитом счета 64 "Расчеты по налогам и платежам".

Следует также уточнить правильность вывода оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода, для чего данные аналитического учета сопоставляют с записями в журналах-ордерах и Главной книге по счетам синтетического учета.

Одной из важных задач ревизора есть проверка правильности начисление и полноты уплаты налога на прибыль.

Приказом Государственной налоговой администрации Украины от 08.07.1997 г. .№ 214 утвержден Порядок составления декларации о прибыли предприятий с дополнениями к нему от 21.01.1998 г. № 37. Данные Декларации должны быть подтверждены первичными документами, данными бухгалтерского учета и отвечать налоговому учету (отчетности). Предприятие не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, подает декларацию о прибыли за отчетный квартал и с нарастающим итогом с начала отчетного финансового года. Декларация подается в ГНА независимо от того, была в этом периоде хозяйственная деятельность или нет. Если операции не проводились — эта строка в декларации перечеркивается, но соответствующие прибавления к этой строке не подаются.




Ревизор проверяет правильность учета валовой прибыли, а затем той ее части, которая непосредственно облагается налогами. Поэтому сопоставляют на идентичность балансовых данных о прибыли с его учетом в Главной книге, журналах-ордерах, книгах по счету 79 "Финансовые результаты", по Отчету о финансовых результатах. Проверяя фактическую прибыль, необходимо убедиться в обосновании бухгалтерских записей по дебету и кредиту счетов 70 "Доходы от реализации", 71 "Другой операционный доход", а также в законности затрат, которые включаются в себестоимость.

Кроме того, ревизор обращает внимание на точность корректированной валовой прибыли в сторону увеличения или уменьшения (превышения затрат на оплату труда, дивиденды по ценным бумагам, отчисление в резервный капитал и т.п.).

Объектом налогообложения по имущественным налогам является имущество, которое находится в собственности юридических и физических лиц, а источником уплаты налогов — их доходы.

Объектом налогообложения являются операции налогоплательщиков по:

— продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины;

— ввозу (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины и получению услуг;

— вывозу (пересылке) товаров за границы таможенной территории Украины и предоставлению услуг (выполнению работ) по их потреблению за пределами таможенной территории Украины.

Налогоплательщик должен предоставить покупателю налоговую накладную, которая складывается в момент возникновения налоговых обязательств. Проверяющий анализирует правильность оформления налоговых накладных и книги учета приобретение товаров (работ, услуг) и книги учета продажи.

Объектами налогообложения являются:

— обороты от реализации изготовленных в Украине подакцизных товаров (продукциии) путем их продажи, обмена на другие товары, безвозмездной передачи товаров или с частичной их оплатой;

— обороты от реализации (передачи) товаров для собственного потребления, промышленной переработки и для своих работников;

— таможенная стоимость импортных товаров (продукции)на таможенной территории Украины, в т.ч. в границах бартерных операций. Акцизный сбор высчитывается:

— по ставкам в процентах к обороту от продажи товаров;

— в твердых суммах из единицы реализованного товара (продукции). Ставки акцизного сбора единые на всей территории Украины. Ревизор проверяет правильность расчета акцизного сбора, который платится плательщиком на основе данных о реализации подакцизных товаров (продукции). Проверяющий учитывает применение льгот по акцизному сбору по импортным товарам. Не подлежат налогообложению:

— оборот от реализации легковых автомобилей специального назначения для инвалидов, автомобилей скорой помощи;

— таможенная стоимость завезенных и конфискованных на территории Украины алкогольных напитков и табачных изделий, собственник которых не определен, и аналогичных товаров, перевезенных через территорию Украины транзитом и т.п.

Объектом налогообложения граждан, которые имеют постоянное местожительство в Украине, является совокупный налогооблагаемый доход (в натуральной и денежной формах) за календарный год, полученный из разных источников как на территории Украины, так и за ее пределами.

Объектом налогообложения граждан, которые не имеют постоянного местожительства в Украине, является доход, полученный из источников в Украине.

Начисление, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога осуществляют предприятия и физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, которые проводят выплаты доходов. Удержание налога ведется из общей суммы месячного совокупного налогооблагаемого дохода.

Граждане, доходы которых подлежат налогообложению, обязаны вести учет доходов, полученных на протяжении года. Граждане, которые получают доходы лишь по месту основной работы, такого учета не ведут.

date image
2014-02-02 views image
2924

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Цель проверки: по налогам, пошлинам и сборам является установ­ление соблюдения налогового законодательства.

Задачи контроля:

установление по всем видам платежей в бюджет правильности исчисления суммы платежей, своевременности взносов, выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие приняты меры к виновным и мероприятия по предотвращению допущенных нарушений.

Источники информации:

учредительные документы, свидетельство о присвоении УНП, книга покупок, накладные, бухгалтерские справки-расчеты, выписки банка и приложенные к ним платежные инструкции по расчетам с бюджетом, счета-фактуры, таможенные и стати­стические декларации, сроки и порядок проведения сверки расчетов с налоговыми и таможенными органами, ЖО 8-АПК, ведомости аналитического учета 32 и 37- АПК. Проверка осуществля­ется по данным счетов бухгалтерского учета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и 68 «Расчеты по платежам в бюджет».

Далее осуществляется проверка соблюдения определения видов нало­гов, пошлин и сборов в соответствии с осуществляемыми видами эко­номической деятельности и их источниками (себестоимость, выручка, прибыль, доходы физических лиц и т.д.). Затем осуществляется контроль правильности определения объектов налогообложения, обоснованность получения налоговых льгот, определения ставок налогов в зависимо­сти от осуществляемых видов экономической деятельности. На основании сформированной информации анализируется правиль­ность исчисления и своевременность осуществления расчетов по налогам, в том числе по соблюдению своевременности предоставления отчетности.

Следует уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду платежей на конец отчетного периода. Для этого данные аналитического учета по каждому виду платежей сопоставляют с записями в журнале-ордере и Главной книге. Своевременность и полноту расчетов можно установить проверкой выписок банка и при­ложенных к ним первичных платежных документов.

При проверке правильности исчисления НДС особое внима­ние необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хище­ниям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов и обоснованность налоговых вычетов по НДС.

При проверке исчисления налога на прибыль детальной про­верке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность примене­ния льгот по суммам прибыли, направленной на финансирова­ние капитальных вложений производственного и жилищного назначения.

Как прави­ло, штрафы и пени подлежат взысканию с должностного лица, винов­ного в пропуске срока или неправильно исчислившего соответствую­щие платежи в бюджет.

Типичные ошибки:

- неправильное исчисление налогооблагаемой базы по от­дельным налогам;

- неправомерное возмещение «входящего» НДС;

- ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реа­лизации, издержек, неправильное отнесение отдельных нало­гов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.);

- нарушение сроков платежей по налогам.

При проверке расчетов с Фондом социальной защиты населения (счет 69) необходимо уста­новить:

—правильность определения объекта для расчета отчислений в указанный Фонд;

—правильность определения ставок по отчислениям в Фонд;

—обоснованность и законность произведенных в организации выплат за счет средств Фонда;

—правомерность операций по расчетам с работающими пенсионерами;

—своевременность предоставления отчетности Фонду.

При проверке правильности и своевременности расчетов с дан­ным фондом аудитору следует руководствоваться действующим за­конодательством и инструкциями. Отчисления в фонд социальной защиты населения производятся от фонда оплаты труда, однако су­ществует Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по го­сударственному социальному страхованию. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 января 1999 г. № 115 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ ВЫПЛАТ, НА КОТОРЫЕ НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ ВЗНОСЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ В ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В БЕЛОРУССКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УНИТАРНОЕ СТРАХОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БЕЛГОССТРАХ").




Важным участком проверки является изучение аудитором правильности составления корреспон­денции счетов по счетам 68 и 69.

Контроль и ревизия

Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

В отличие от ревизии, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

В практике контрольно-ревизионной работы различают следующие виды ревизий (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Классификация ревизий

Плановые ревизии - наиболее полные, они должны охватывать все виды деятельности организации. Внеплановые ревизии проводятся по специальным заданиям. К ним относятся ревизии, назначаемые для проверки поступивших сигналов, повторные ревизии вышестоящей организации с целью проверки качества предыдущей ревизии, а также ревизии, проводимые по требованию следственных и других органов.

Внеплановые ревизии могут быть неполными, касающимися лишь заранее определенного круга вопросов.

Сплошные ревизии предусматривают проверку всех хозяйственных операций, совершенных в ревизуемом периоде. При этом проверке подвергаются записи во всех документах и учетных регистрах, а также все отчетные данные. Такие ревизии проводятся в тех случаях, когда выявлены существенные нарушения и злоупотребления.

Выборочные ревизии проводят за определенный отрезок времени внутри ревизионного периода на отдельных участках хозяйственной деятельности (например, проверяется правильность начисления и выплаты заработной платы рабочим за два-три месяца). Однако при такой ревизии отдельные операции проверяются сплошным методом (например, кассовые и банковские операции). Кроме того, выборочной называют ревизию, при которой применяют метод выборочной проверки с использованием статистических методов.

Сквозные ревизии проводят, как правило, в крупных корпорациях, когда одновременно проверяется деятельность головной (материнской) организации и дочерних организаций, а также филиалов и представительств. Такая проверка дает возможность проверить эффективность управления в объединении, рациональность организации производства и труда, целесообразность распределения и использования имеющихся ресурсов.

Тематическими называются документальные ревизии, назначаемые для проверки отдельных сторон деятельности организации, например, ревизия сохранности и использования основных средств, ревизия производства и продаж продукции.

Комплексные ревизии - наиболее полный вид документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, охватывающий все стороны ее деятельности. Проводится бригадой работников, которая включает различных специалистов - инспекторов, ревизоров-бухгалтеров, экономистов, экспертов и др. Таким образом, при комплексной ревизии производится наиболее квалифицированное и широкое обследование всех сторон деятельности организации.

В отличие от комплексной, бухгалтерская документальная ревизия проводится только одним специалистом - ревизором-бухгалтером. Такие ревизии назначаются главным образом в бюджетных учреждениях.

Из приведенной классификации видно, что наибольшего внимания заслуживает комплексная внешняя ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации, как «классическая» всеобъемлющая форма финансового контроля [1].

Цель внешней ревизии (далее - ревизия) определена в «Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», утвержденной Приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н. Она заключается в осуществлении контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей внешней ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

- обоснованность расчетов сметных назначений;

- исполнение смет расходов;

- использование бюджетных средств по целевому назначению;

- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

- обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

- соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;

- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

- полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

- операции с основными средствами и нематериальными активами;

- операции, связанные с инвестициями;

- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

- формирование финансовых результатов и их распределение.

Необходимо различать цели и задачи внешней ревизии и внешнего (независимого) аудита. Эти различия представлены в таблице 5.1.

Сравнение внешней ревизии и независимого аудита

Читайте также: