Зачет в белоруссии налога удержанного российским контрагентом

Опубликовано: 13.05.2024

Письмо Министерства финансов РФ № 03-08-05/101192 от 24.12.2019

Налог, который удержан с доходов российской компании в иностранном государстве, она может зачесть при уплате налога на прибыль в России. Иностранные доходы и расходы учитываются в налоговой базе, а зачет можно осуществить только по факту уплаты иностранного налога и при наличии подтверждающих уплату документов. Если произошло расхождение учета и оплаты по времени, то для получения зачета оформляют уточненную налоговую декларацию.

Фирмы, работающие в зарубежных странах, могут уплачивать там налоги, предусмотренные национальным законодательством. А НК РФ дает возможность российской компании зачесть налог, уплаченный в иностранном государстве, при уплате налога на прибыль в России.

Как облагаются зарубежные доходы

Российские фирмы могут получать различные виды доходов из-за рубежа. Это доходы от деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства, и доходы от деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства на территории иностранного государства.

Доходы от деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства, могут облагаться в государстве - источнике дохода полностью или частично либо подлежать налогообложению только в РФ в зависимости от внутреннего законодательства государства-источника и положений международного соглашения об избежании двойного налогообложения.

А вот доходы от деятельности постоянного представительства, если национальным законодательством государства - источника дохода не предусмотрены отраслевые или какие-либо другие специальные льготы, всегда подлежат налогообложению прежде всего в государстве - источнике дохода.

Но независимо от того, каким образом получен доход за границей, российская компания должна заплатить с него в РФ налог на прибыль. Все такие доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами.

Как определить сумму налога

Налог на прибыль в РФ нужно заплатить с суммы, начисленной в объеме до удержания (уплаты) налогов в иностранном государстве. Этот порядок не зависит от того, где должны облагаться полученные доходы (п. 1 ст. 311 НК РФ).

Но сумму налога на прибыль, уплачиваемого в России, можно уменьшить на сумму налога, уплаченного за ее пределами.

Этот механизм называют вычетом. Чтобы его получить, необходимо:

налог уплатить в стране, где получен доход;

подтвердить факт уплаты налога за рубежом.

Для проведения зачета понадобится документ, подтверждающий уплату (удержание) налога за пределами РФ. Он должен быть заверен. Если платила сама организация – налоговым органом иностранного государства. Если налог удержан и уплачен налоговым агентом в соответствии с законодательством иностранного государства или международным договором – заверить документ должен агент.

Как получить зачет

Итак, в силу статьи 311 НК РФ зачет уплаченных в иностранных государствах налогов производится при фактической уплате налога на прибыль в РФ и только в случае, если доходы, полученные российской организацией за пределами РФ, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в РФ.

Именно от этого зависит возникновение права на зачет налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором он был фактически уплачен за границей.

Получается, что после фактической уплаты налога в иностранном государстве организация должна представить уточненную декларацию по налогу на прибыль за тот период, в котором велась соответствующая деятельность на территории иностранного государства. В ней и будет отражена фактически уплаченная в иностранном государстве сумма налога, подлежащая зачету.

Заметим, что НК РФ не ограничивает возможность зачета зарубежного налога одним налоговым периодом (календарным годом). У налоговой давности срок три года (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Поэтому право зачесть «иностранный» налог, не использованное в текущем налоговом периоде, остается на три следующих налоговых периода.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 декабря 2019 г. N 03-08-05/95081 О зачете налога на доходы, удержанного в Республике Беларусь, в счет уплаты налога на прибыль, уплачиваемого в РФ

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу зачета налога на доходы, удержанного в Республике Беларусь, в счет уплаты налога на прибыль, уплачиваемого в Российской Федерации, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами.

Пунктом 3 статьи 311 Кодекса определено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в России.

С учетом норм статьи 7 Кодекса следует руководствоваться нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение).

В соответствии со статьей 20 Соглашения, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход или имущество, подлежащая уплате в этом другом Государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.

Исходя из вышеизложенного зачету в Российской Федерации подлежит налог, уплаченный в Белоруссии в соответствии с Соглашением. При этом такой зачет может быть произведен в случае, если доходы, полученные российской организацией за пределами Российской Федерации, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 3 статьи 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.

Из указанного следует, что зачитываемая при уплате налога в Российской Федерации сумма иностранного налога ограничена размерами налога, исчисленного по правилам главы 25 Кодекса с соответствующей суммы, полученной за пределами Российской Федерации дохода.

При этом обращаем внимание, что российские организации вправе произвести зачет иностранного налога за налоговый период, в котором были учтены доходы в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, при условии наличия подтверждающих документов уплаты (удержания) налога на территории иностранного государства.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

Зачету в России подлежит налог, уплаченный в Белоруссии в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения. При этом зачет возможен, если доходы, полученные российской организацией за пределами России, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России.

Зачитываемая в России сумма иностранного налога ограничена размерами налога, исчисленного по правилам налогообложения прибыли с соответствующей суммы, полученной за пределами России.

Необходимо подтвердить уплату (удержание) налога на территории иностранного государства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД


Емельяненко Елена Александровна, ведущий эксперт-консультант Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ

В настоящее время многие организации работают с контрагентами Республики Беларусь за пределами РФ. При заключении договорных отношений белорусские контрагенты указывают, что нерезидент удерживает с российской организации 15 процентов налога от суммы стоимости выполненных работ (услуг). В этом случае бухгалтеру следует проверить, должна ли российская организация платить налог на прибыль в нашей стране. Рассмотрим данную ситуацию подробнее.

При этом в Законе Республики Беларусь от 22.12.1991 N 1330–ХII «О налоге на доходы и прибыль» сказано, что иностранная организация, имеющая в соответствии с международным договором Республики Беларусь право на полное или частичное освобождение от налога доходов из источников в Республике Беларусь, должна подать заявление о снижении или об отмене налога в порядке, утвержденном Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Согласно ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами РФ, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме с учетом расходов, произведенных в Российской Федерации и за ее пределами. Выплаченные российской организацией по законодательству иностранных государств суммы налога засчитываются и при уплате налога в Российской Федерации. Размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных российской стороной за пределами нашей страны, не должен превышать сумму налога, подлежащего уплате в России 3.

Таким образом, зачет уплаченных в иностранных государствах налогов производится при фактической уплате налога на прибыль в РФ лишь в случае, если полученные российской организацией за пределами РФ доходы были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России. От этого зависит возникновение права на зачет в РФ уплаченного российской стороной в иностранном государстве налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором он был фактически уплачен за границей. Однако необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами РФ, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету (то есть следует установить предельную сумму зачета, которая отражается по строке 240 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).

Если предельная сумма зачета превысит фактически уплаченную в иностранном государстве сумму налога, зачет будет предоставляться на всю сумму налога. То есть сумма налога на прибыль, исчисленная в соответствии с положениями российского налогового законодательства, уменьшится на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что и составит сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в РФ. Обратите внимание: предельная сумма зачета определяется в следующем порядке. К сумме исчисленных по российскому налоговому законодательству доходов, полученных за пределами РФ, с учетом аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, для зачета по строке 240 листа 02 налоговой декларации применяется ставка налога на прибыль 4. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченной в Республике Беларусь.

В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога, то есть сумма налога на прибыль, исчисленная согласно положениям гл. 25 НК РФ, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога. Если же сумма налога, фактически уплаченного с доходов в Республике Беларусь, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в РФ уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета. Причем бухгалтеру необходимо не только рассчитать предельную сумму зачета, но и показать всю сумму доходов, полученных от источников в Республике Беларусь, налоговым органам. Приказ МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@ утвердил форму специальной налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ, и инструкцию по ее заполнению. Указанную декларацию представляют в налоговые органы по месту постановки на учет в целях зачета сумм налога на прибыль (доход), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве.

Для налогов, уплаченных самой организацией, к декларации прилагается документ, свидетельствующий об уплате (удержании) налога за пределами РФ, а для налогов, удержанных иностранной организацией в соответствии с ее законодательством и международным договором, – подтверждение иностранного лица, выступающего в роли налогового агента 5. В последнем случае таким документом будет являться справка или подтверждение налогового агента об удержании налога у источника выплаты в иной форме 6. При рассмотрении возможности зачета сумм налога на прибыль, удержанного с доходов российской организации в иностранном государстве налоговыми агентами в соответствии с законодательством Республики Беларусь или международным договором, налоговые органы РФ могут запрашивать следующие документы:

  • копии договора (контракта), на основании которых российская организация получала доход вне территории РФ, а также акты сдачи-приемки работ (услуг);
  • копии платежных документов, подтверждающих уплату налога вне российской территории;
  • документальное подтверждение от налогового органа иностранного государства о фактическом поступлении налога, удержанного с доходов российской организации, в бюджет иностранного государства.
Если белорусская организация, руководствуясь нормой законодательства своего государства, все же удерживает налог с дохода российской стороны, то его можно засчитать при уплате налога на прибыль в РФ. Для зачета сумм налога, выплаченных российской организацией на территории Республики Беларусь, с которой у РФ заключен и действует международный договор об избежании двойного налогообложения, российская организация должна включить полученные за пределами РФ доходы в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России и представить декларацию по налогу на прибыль вместе с налоговой декларацией о доходах, полученных от источников за пределами РФ, а также все вышеперечисленные документы.

1) ст. 7 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущества»

3) п. 3 ст. 311 НК РФ

5) п. 3 ст. 311 НК РФ

6) Письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 22.09.2004 N 26-12/61660

Российские организации в ходе сотрудничества с белорусскими партнёрами нередко сталкиваются с ситуацией, когда последние удерживают с причитающихся выплат определённые суммы и запрашивают справку о налоговом резидентстве. Это связано с тем, что некоторые виды доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подлежат налогообложению налогом на доходы иностранных организаций (далее – «налог на доходы»). Кроме того, в ряде случаев может возникать объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее – «НДС»). В статье приводятся случаи, когда возникает обязанность по уплате налога на доходы и НДС в Республике Беларусь, порядок и сроки исполнения налогового обязательства, а также условия для получения освобождения от уплаты налога на доходы, применения пониженных ставок и возврата (зачёта) уплаченного налога на доходы.

Объект налогообложения налога на доходы

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь объектом налогообложения налога на доходы признаются следующие доходы, полученные российской организацией из источников в Республике Беларусь:

  • плата за перевозку, фрахт, демередж и прочие платежи, возникающие при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок (за исключением перевозки пассажиров в международных перевозках и плат, возникающих в связи с осуществлением международных перевозок грузов морским транспортом), если такие платы не включены в цену внешнеторгового договора купли-продажи товара – облагаются по ставке 6%;
  • платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением случаев, когда такие услуги оказываются при организации международных перевозок грузов морским транспортом) – облагаются по ставке 6%;
  • доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления (в том числе, доходы по кредитам и займам, доходы по ценным бумагам, условиями выпуска которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта), доходы от пользования временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь) – облагаются по ставке 10%;
  • роялти – облагаются по ставке 15%;
  • дивиденды и доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибыли - облагаются по ставке 12%;
  • доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от организации и проведения на территории Республики Беларусь культурно-зрелищных мероприятий и (или) участия в них, а также от работы на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев – облагаются по ставке 15%;
  • доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, предпроектных и проектных работ, разработки конструкторской и технологической документации на опытные образцы (опытную партию) товаров, а также от изготовления и испытания опытных образцов (опытной партии) товаров – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от предоставления гарантии и (или) поручительства – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от представления дискового пространства и (или) канала связи для размещения информации на сервере и услуг по его техническому обслуживанию – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения предприятия (его части) как имущественного комплекса, находящегося на территории Республики Беларусь, собственником которого является российская организация – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от отчуждения ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) и (или) их погашения – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части – облагаются по ставке 12%;
  • доходы от оказания определённых видов услуг (консультационных, бухгалтерских, аудиторских, маркетинговых, юридических, инжиниринговых, посреднических, курьерских, управленческих, услуг по доверительному управлению недвижимым имуществом, по найму и подбору персонала, в сфере образования, по хранению имущества, по страхованию, по рекламе, по сопровождению и охране грузов, по установке, наладке, обследованию, обслуживанию, измерению и тестированию линий, механизмов, оборудования, приборов, приспособлений, сооружений, нематериальных активов, находящихся на территории Республики Беларусь) – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от деятельности по обработке данных, включая деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения, услуги хостинга, услуги по продаже компьютерного времени – облагаются по ставке 15%;
  • доходы от деятельности с базами данных, включая создание баз данных, хранение данных, обеспечение доступа к базам данных, услуги поисковых порталов и поисковых машин в сети Интернет – облагаются по ставке 15%.

В случаях, когда источником выплаты российской организации доходов по дивидендам, доходов от долговых обязательств и роялти является резидент Парка высоких технологий (специальный правовой режим для компаний в сфере программного обеспечения и иных высоких технологий), такие доходы облагаются налогом по ставке 5%.

Следует отметить, что подход российского законодателя к определению объекта налогообложения по налогу на доходы отличается, в силу чего у белорусских субъектов хозяйствования при получении аналогичных доходов от российских контрагентов может не возникать обязанности по уплате налога на доходы в Российской Федерации.

Порядок и сроки исполнения обязательства по уплате налога на доходы

Плательщиком налога на доходы признаётся российская организация, но обязанность по его исчислению, удержанию с причитающихся к выплате сумм и перечислению в бюджет несет белорусская организация или индивидуальный предприниматель, выступающие в качестве налогового агента. При этом выдачи доверенности для осуществления таких действий налоговым агентом не требуется.

Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтверждённых затрат (последние должны быть предоставлены российской организацией налоговому агенту до момента начисления (выплаты) соответствующих доходов).

Налоговым периодом налога на доходы признаётся календарный месяц, на который приходится дата возникновения налогового обязательства. В свою очередь, датой возникновения обязательства является день начисления российской организации дохода (платежа). День начисления определяется налоговым агентом в зависимости от объекта налогообложения и вида применяемой им системы налогообложения.

Налоговый агент обязан представить в налоговый орган Республики Беларусь налоговую декларацию по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным, и перечислить налог в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Устранение двойного налогообложения

В большинстве случаев российская организация вправе получить освобождение уплаты налога на доходы, применить пониженные ставки налога и произвести возврат (зачёт) уплаченного налога на доходы на основании положений Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года, заключённого между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации (далее – «Соглашение»). В частности, «льготные» условия предусмотрены в отношении прибыли от предпринимательской деятельности (например, от оказания услуг, выполнения работ) и международных перевозок, дивидендов, процентов, доходов от авторских прав и лицензий и от продажи недвижимого имущества.

Для освобождения от уплаты и применения пониженных ставок налога на доходы российская организация должна самостоятельно или через белорусского контрагента (что удобнее и практичнее) предоставить в налоговые органы Республики Беларусь справку, подтверждающую постоянное местонахождение организации в Российской Федерации, выданную Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных. Справка представляется в виде оригинала или электронного документа, выданного плательщику, и является действительной на протяжении календарного кода, в котором она выдана, если иной срок действия в ней не установлен. При наличии такой справки белорусский контрагент вправе не удерживать и уплачивать налог в течение срока действия справки в отношении доходов, освобождаемых от налогообложения на основании Соглашения.

Для возврата (зачёта) уплаченных сумм налога налоговый агент представляет в налоговый орган Республики Беларусь налоговую декларацию за период, в котором был начислен доход, с внесёнными изменениями и дополнениями, с приложением к ней справки, заявления о возврате (зачёте) суммы налога и копии договора (иного документа), на основании которого выплачивался доход. Налоговый орган осуществляет возврат налога в течение одного месяца со дня подачи заявления. Право на возврат налога может быть реализовано в течение трёх лет с момента его уплаты. Возврат налога производится в белорусских рублях на счёт налогового агента, который, в свою очередь, вправе приобрести иностранную валюту для перечисления возвращённой суммы российской организации.

Обязанность по исчислению и уплате НДС

При выполнении работ и оказании услуг российскими организациями для белорусских контрагентов у последних может возникать объект налогообложения по НДС в Республике Беларусь, если местом реализации таких работ (услуг) признаётся Республика Беларусь. В соответствии с п. 29 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – «Приложение № 18») местом реализации работ (услуг) признаётся территория Республики Беларусь, если:

  • работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым или движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися в Республики Беларусь;
  • услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта были оказаны на территории Республики Беларусь;
  • белорусский субъект хозяйствования является приобретателем следующих видов работ и услуг: консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые, услуги по обработке информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, работы и услуги по разработке, адаптации, модификации и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных, услуги по предоставлению персонала (если персонал работает в Республике Беларусь);

Объект налогообложения по НДС возникает в Республике Беларусь также при:

  • передаче, предоставлении и уступке имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности белорусскому контрагенту;
  • предоставлении белорусскому контрагенту движимого имущества (кроме транспортных средств) в аренду, лизинг или в пользование на иных основаниях;
  • оказании услуг российской организацией, привлекающей от своего имени или от имени белорусского контрагента другое лицо, для выполнения работ или оказания услуг, перечисленных в п. 29 Приложения № 18.

Ставка НДС и налоговые льготы определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в отличие от российского регулирования обязанность по уплате НДС в этих случаях возлагается на белорусского субъекта, выступающего в качестве плательщика, а не налогового агента.

Выводы и рекомендации

Российским организациям в работе с белорусскими партнёрами необходимо учитывать возможность возникновения у них обязанности по уплате налога на доходы в Республике Беларусь, а также случаи возникновения у их контрагентов объекта налогообложения по НДС.

Для получения освобождения от уплаты налога на доходы или применения пониженных ставок налога российским организациям следует предоставлять справку о налоговом резидентстве до даты начисления (выплаты) им дохода. В случае предоставления подтверждения после указанной даты возможен возврат или зачёт уплаченного налога.

Оксана Гаврилова, помощник адвоката

Адвокатское бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

Сотрудничество российских компаний с контрагентами из СНГ подразумевает определенные налоговые и коммерческие риски. Разбираем наиболее часто встречающиеся трудности и публикуем рекомендации от экспертов Контур.Фокуса.

Торговые отношения с Беларусью является значимым направлением в российской экономике. Немаловажную роль в этом играет договор «О Евразийском экономическом союзе», согласно которому обмен товарами между Россией и Беларусью имеет черты бизнес-процессов, осуществляемых на территории одного государства.

Среди преимуществ торговли в ЕАЭС — возможность компенсировать расходы путем возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). Таким образом, товар из России, экспортируемый в Беларусь, будет облагаться налогом с нулевой ставкой.

Чтобы вычесть НДС при экспорте в страны ЕАЭС, необходимо собрать документы и предоставить декларацию в налоговую в течение 180 дней с момента отгрузки товара. После этого компанию ожидает камеральная проверка. В ходе проверки сотрудники инспекции должны удостовериться в реальности исполнения сделки. Если налоговую удовлетворит результат проверки, то компании возвращается НДС.

Однако налоговая не всегда возвращает деньги. Среди частых причин для отказа в нулевой ставке — несоблюдение условий предоставления вычета и сотрудничество с неблагонадежным контрагентом. Во втором случае сделка может быть признана недействительной, а у фирмы могут быть неприятности с налоговой.

Кроме налоговых рисков сотрудничество с иностранной компанией влечет за собой и коммерческие риски, основной из которых — недополучение денежных средств за поставленный товар. При этом исковое производство осложняется различиями судебных систем двух стран, из-за чего взыскание задолженности может затянуться на несколько лет.

Руководитель юридической службы Контура Кристина Селиванова рассказала, что следует сделать компаниям из России, заключающими сделки с иностранными контрагентами, чтобы минимизировать риски и не оказаться проигравшей стороной спора в суде.

1. Убедитесь в добросовестности контрагента

Для начала уточните у иностранной компании регистрационный номер и дату регистрации, организационно правовую форму, юридический адрес. Проверьте эти данные, запросив выписку из государственного реестра той страны, в которой зарегистрирован контрагент.

Далее необходимо удостовериться, что компания платежеспособна. Задайте контрагенту вопросы о его финансовом состоянии, размере уставного капитала. Также стоит выяснить руководителей и учредителей, проверить полномочия лица, указанного подписантом договора.

2. Подтвердите реальность исполнения сделки

Налоговая инспекция также проверяет экономический смысл сделки: какова деловая цель договора, почему компания выбирает именно иностранного контрагента для осуществления сделки. Заранее подготовьте объяснение и подкрепите его документами. Причины сотрудничества с иностранным контрагентом могут быть разными: специфика бизнеса, решение расширять рынок сбыта и т.д. Сохраните отчет о подборе контрагента, маркетинговые исследования.

3. Обезопасьте свою компанию от судебных рисков

Заранее определите рисковые факторы и как можно подробнее пропишите их в договоре: кто несет ответственность за риски сделки, какие существуют способы предотвращения негативных последствий. Такой договор будет служить дополнительным доказательством, что сделка заключена не формально.

Особое внимание уделите международным правилам, и если есть спорные моменты, включите в договор уточняющие положения. Так, стоит обязательно заранее обсудить, на территории какой страны будут проводится судебные разбирательства и право какой страны будет применяться при разрешении споров. Можно предусмотреть в договоре договорную подсудность споров в арбитражном суде по месту нахождения российской компании, а также установить, что применимым правом является законодательство РФ.

Чтобы обезопасить себя от убытков, судебных разбирательств и штрафов ФНС, собирайте как можно больше информации о своем иностранном контрагенте. Современные технические средства позволяют провести вэб-экскурсии в офис контрагента, чтобы убедиться в наличии персонала, и на производство, где будет выполняться заказ на поставку.

Чтобы не тратить время на командировки в другую страну, вы можете проверить организацию из Беларуси в сервисе Контур.Фокус.

Данные в сервисе позволят убедиться, что иностранная компания официально зарегистрирована. Обратите внимание на дату создания компании, чтобы избежать рисков сотрудничества с фирмами-однодневками.

В блоке «Приказные производства» вы сможете найти информацию о долгах или взысканиях компании и сумму исков. Также на карточке представлены постановления экономических судов с итогами дела. При желании можно перейти по ссылке и изучить подробности судебного решения. Эти сведения помогут составить представление о реальном положении контрагента и предупредить о рисках при сотрудничестве с ним.


Чтобы минимизировать риски при постоплате, изучите сведения о налоговых поступлениях иностранного контрагента по НДС. Проверьте наличие задолженности перед бюджетом и исполнительных производств в отношении иностранной компании, которые указывают на недобросовестное отношение к исполнению сделки. Раздел «Задолженности» содержит данные о долгах по налогам, сборам и таможенным платежам. Они загружаются в Фокус с указанием актуальных дат и ссылками на официальные источники.


В сводке «Банкротство» можно посмотреть текущую и прошедшие стадии банкротства и номер дела.


В разделе «Проверки» указано, какой государственный орган проводит проверку — Министерство здравоохранения, Генеральная прокуратура и пр. Также на карточке можно посмотреть месяц и основание проведения проверки. Косвенно проверки подтверждают реальность финансово-хозяйственной деятельности.


Убедитесь в том, что планируете заключить сделку с лицом, которое не находится в реестре компаний с повышенным риском совершения правонарушений или перечне недобросовестных арендаторов. Предупреждение о нахождении в этих списках можно увидеть в разделе «Особые реестры».


В Фокус загружены актуальные сведения из торгового реестра о более чем 260 000 торговых объектов юрлиц и ИП Беларуси: актуальный статус нахождения в реестре, тип и другие характеристики. У многих объектов представлены также контактные данные. Информация о точках продаж и видах реализуемой продукции поможет лучше узнать о фактическом присутствии компании на рынке.


На карточке белорусской компании содержится информация о наличии сертификатов и деклараций соответствия. Эти сведения позволят избежать убытков в результате сотрудничества с недобросовестным контрагентом, который не соблюдают технические регламенты и производит некачественную продукцию.


Кроме того, на карточках организаций из Беларуси доступны адреса сайтов. Информация на сайте контрагента позволяет составить портрет компании, уточнить сегмент рынка, удостовериться в реальной деятельности контрагента.

Для полноценной картины на карточке компании собраны ссылки на источники, сведения из которых пока не загружены в сервис. Но вы можете самостоятельно изучить сведения и убедиться в благонадежности контрагента. Со временем в Фокусе появятся все доступные факты о деятельности белорусских компаний.

Таким образом, Контур.Фокус помогает клиентам обезопасить свой бизнес при сотрудничестве с иностранными контрагентами и предоставляет всю значимую информацию.

Читайте также: