За счет какого налога на работодателей формируются государственные внебюджетные фонды

Опубликовано: 03.05.2024

экономика внебюджетный фонд

С переходом России в начале 1990-х годов к рыночным отношениям, сопровождавшимся в течение последнего десятилетия прошлого века глубоким экономическим кризисом, кризисом финансовой сферы, неуклонным снижением уровня жизни населения, возникла необходимость образования государственных, социальных внебюджетных фондов. Задача общества в кризисных условиях развития экономики и финансов состоит в поддержке существования лиц, нуждающихся в помощи, что достигается созданием государственных внебюджетных социальных фондов.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличивается объем этих фондов. Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с профицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:

· у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

· строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение требуют особого внимания;

· возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях – наличии активного сальдо.

Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость изучения и совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения средств государственных внебюджетных фондов РФ.

1. Необходимость, роль и значение внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии

Внебюджетные фонды – одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на социальные цели.

Предшественниками внебюджетных фондов являются специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Они носили, как правило, временный характер, число их росло в связи с увеличением задач, стоявших перед государством.

Если рассматривать внебюджетные фонды как финансовую категорию, то они представляют собои? совокупность распределительных отношении?, в результате которых на основе обязательных страховых и налоговых взносов формируются государственные фонды финансовых ресурсов, предназначенные для осуществления важнеи?ших государственных расходов, не включенных в бюджет.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов федеральных органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования доходов, определяются порядок и направления использования денежных фондов. Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Они обладают следующими особенностями:

· создаются органами власти и управления и имеют целевую направленность;

· денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

· формируются фонды за счет обязательных отчислений юридических лиц и государства;

· денежные ресурсы фондов находятся в федеральной собственности и не подлежат изъятию на другие цели, прямо не предусмотренные законом;

· расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правления фонда);

· из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу социальных слоев населения. Контрольная функция проявляется в отклонениях, связанных с распределением и использованием внебюджетных средств.

Внебюджетные фонды как и бюджет способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействуют более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения.

Государственный бюджет во многом определяет мобильность денежных средств. Однако нельзя допустить излишних переливов средств по статьям расходов, так как всегда существует опасность снижения расходов на социальные цели. Поэтому очень важно точно определить источники средств и обеспечить четкое их целевое использование.

Решение данной задачи может быть достигнуто двумя способами: выделением из федерального либо из местного бюджета средств или через образование нового внебюджетного фонда с конкретным назначением.

В настоящее время внебюджетные фонды создаются думя путями:

· выделением из бюджета части средств;

· формированием внебюджетного фонда за счет собственных источников доходов.

Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются самостоятельно и не включаются в федеральныи? бюджет, однако эти средства имеют бюджетную основу, и по каждому из перечисленных государственных внебюджетных фондов составляется самостоятельныи? бюджетный баланс.

Таким образом, внебюджетные фонды являются важным звеном финансо – вои? системы государства. Являясь одной из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных групп населения, внебюджетные фонды позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного роста и развития в интересах всех слоев населения.

2. Классификация внебюджетных фондов: порядок формирования и использования

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизванные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных внебюджетных фондов входят следующие фонды.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации;

2. Фонд социального страхования Российской Федерации;

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования населения.

К децентрализованным относятся территориальные внебюджетные фонды. Они формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

· обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти (специальные целевые налоги, страховые взносы);

· добровольные взносы юридических и физических лиц;

· доходы, полученные от размещения временно свободных средств;

· другие доходы, предусмотренные законодательными актами.

Из рисунка видно, что с 2004 по 2014 год сумма средств, поступивших в пенсионный фонд увеличилась на 5143,265 триллионов рублей. По данным статистики на 2014 год сумма налогов и страховых взносов составила 3712,721 триллионов руб., а это составляет 60% от общей суммы поступлений в 2014 г.

Поступление средств Пенсионного фонда РФ

Пенсионный Фонд Российской Федерации (прил. 1) создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991 г.

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании В РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.

Страховщиком является Пенсионный фонд РФ (ПФР). Страхователями являются лица, произыодящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица) и адвокаты. Застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

В советские времена на одного пенсионера приходилось 10-11 работающих, пенсионная система СССР считалась одной из самых прогрессивных в мире. В начале 1990-х годов с переходом России на рыночную экономику распределительный принцип пенсионных выплат, основанный на солидарности поколений, исчерпал себя.

С 1 января 2002 года в России нчала действовать смешанная, так называемая распределительно – накопительная система пенсионного обеспечения, предусматривающая переход на страховую систему пенсионного обеспечения, в которой размер пенсии зависит от числа лет уплаты страхоых взносов и их суммы.

Наиболее сложным вопросом, решаемым при переходе к накопительной системе, является выработка механизма инвестирования взносов с накопительных счетов в Пенсионном фонде РФ. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» страховые взносы, направленные на накопление, образуя пенсионные резервы, подлежат инвестированию Пенсионным Фондом России через независимые управляющие компании, список которых утверждается Правительсвом РФ по результатам проведения тендера. Управляющая компания не владеет, даже временно, средствами гражданина. Деятельность частной управляющей компании контролируют как минимум пять независимых организаций: Министерство финансов, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, специализированный депозитарий, Независимый аудит и др.

В настоящее время пенсионная сиситема России состоит из следующих частей.

1. Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, а за счет социального ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам;

2. Обязательное пенсионное страхование – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам;

3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязателбному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Средний размер пенсий, который государство в состоянии выплачивать, можно расчитать исходя из макроэкономических показателей, усреденнных по всем ее получателям:

где – средний размер пенсии;

К – доля ВВП на выплату пенсий;

Чр – численность работающих, которые создают ВВП;

Чп – численность пенсионеров.

В Российской Федерации выплачиваются следующие виды пенсий:

§ по старости (мужчинам с 60 лет, женщинам с 55 при наличии не меннее 5 лет трудового стажа);

§ по случаю потери кормильца.

2. Государственные пенсии:

· по старости для граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;

· по выслуге лет для федеральных государственных служащих и военнослужащих;

· по инвалидности для военнослужащих, участников ВОВ и др.;

· социальная для нетрудоспособных граждан, не имеющих права на получение трудовой пенсии;

· по потере кормильца для членов семей военнослужащих, пострадавших в результате техногенных или радиационных катастроф.

Фонд социального страхования (прил. 2) создан в 1990 г.в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхоания России. В доходах Фонда налоги и страховые взносы составляют примерно 80%, средства федерального бюджета – 18%, прочие доходы примерно 2%.

Средства ФСС направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенека, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

· санаторно-культурное лечение и оздоровление работников, а так же другие цели государственного социального страхования;

· обеспечение текущей деятельности аппарата управления ФСС;

· финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;

· проведение научно-исследоветельской работы по вопросам социальноо страхования и охраны труда и др.

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (прил. 3) созданы в 1991 году в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г. Фонды медицинского страхования предназначены для финансирования страховыми организациями медицинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях. В соответствии с Налоговым кодексом РФ размер ставок в эти фонды зависит от категории налогоплатильщика и налоговой базы на каждое физическое лицо до 200 тыс. руб.:

· для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, организаций и индивидуальных предпринимателей ставка взносов в Федеральный фонд ОМС составляет 1,1%, в территориальные фонды – 2%;

· для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей,

организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин кореных малочисленных народов Севера ставка в Федеральный фонд ОМС – 1,1%, в территориальные фонды – 1,2%;

· для идивидуальных предпринимателей ставка в Федеральный фонд ОМС

– 0,5%, в территориальные фонды – 1,9%;

· для адвокатов ставка в Федеральный фонд ОМС – 0,8%, в территориальные фонды – 1,9%.

Основная часть (почти 90%) средств Федерального фонда ОМС направляется на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС. На финансирование целевых программ выделяется примерно 10%.

Таким образом, в Российской Федерации действуют три основных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

3. Перспективы развития внебюджетных фондов в российской экономике

Процесс создания, распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан со всеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями в обществе. Поэтому при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так как все отрасли национальной экономики тесно связаны друг с другом.

Очевидно, без решения проблем социального страхования эффективное функционирование и совершенствование деятельности внебюджетных фондов не удастся. В связи с этим разработана и реализуется Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, для решения социальных проблем, разработаны специальные меры, направленные на стабилизацию организационно-финансовой деятельности внебюджетных фондов.

В Концепции отмечается, что доминирующей негативной тенденцией в России остается снижение численности населения. Отсюда, целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 145 млн. и создать условия для повышения к 2025 году численности населения со средней продолжительностью жизни до 75 лет (89).

В последние годы государством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение, но накопленные проблемы остаются. Отставание российского здравоохранения от западных стран ощущается значительно сильней, чем многих других ключевых отраслей экономики. Для того чтобы противостоять новым вызовам, необходимо создать по существу новую систему здравоохранения, повысив ее технологический, организационный и профессиональный уровень. Для этого требуется заметное повышение роли здравоохранения в системе бюджетных приоритетов на всех уровнях власти.

Развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов, направлено на повышение жизненного уровня всех категорий пенсионеров и обеспечение финансовой устойчивости, сбалансированности пенсионной системы. Для граждан, ориентирующихся на высокий размер пенсионных выплат, должны быть созданы дополнительные стимулы участия в добровольных пенсионных системах, а также более продолжительной трудовой деятельности. Гражданам, не выработавшим минимальной нормы страхового стажа, будет обеспечиваться минимальный федеральный стандарт пенсионного обеспечения.

Предусматривается реформирование единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное страхование, для поддержания эффективного тарифа. Необходимо последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения, совершенствовать механизмы налогообложения доходов населения. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

Таким образом, внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что внебюджетные фонды являясь одной из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных групп населения, внебюджетные фонды позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

В Российской Федерации действуют три основных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды носят строго целевое назначение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды, являясь важным звеном финансовой системы государства, аккумулируют денежные ресурсы и направляют их на решение различного рода социально-экономических задач, позволяют достичь социального согласия в обществе и обеспечить условия для стабильного экономического роста и прогресса в интересах всех слоев населения.

Основным выводом, на мой взгляд, следует считать то, что при всех недостатках, и недоработках, можно считать, что система социального страхования в России создана и работает.

Список использованной литературы

1. Закон РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.;

2. Федеральный закон Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ;

3. Федеральный Законон РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ;

4. Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ;

5. Федеральный законо «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года №111-ФЗ;

6. Годин А.М. Бюджетая система Российской Федерации. – М., 2010 г.

7. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М., 2010 г.

8. Подъяблонская Л.М. Финансы. – М., 2011 г.

9. Финансы/ под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. – М., 2012 г.

10. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы. – М., 2013 г.

11. Климович В.П. Финансы, денежное обращение кредит.-М.:ИД ФОРУМ – ИНФРА-М, 2015 г.

Новикова О.Н.
Студентка 4 курса очного юридического факультета
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

Формирование рынка труда основывается на свободном стремлении граждан найти подходящую работу и волеизъявлении работодателей, имеющих возможность такую работу предоставить. Несомненно, в настоящее время основной формой закрепления достигнутых соглашений между работником и работодателем является заключение трудового договора. Однако практически у каждой организации возникает необходимость в привлечении граждан, не являющихся работниками на постоянной основе, а как следствие – необходимость заключения договора гражданско-правового характера. Отношения, возникающие после заключения трудового договора, регулируются нормами трудового законодательства. В случаях, когда работодатель заключает договор возмездного оказания услуг, поручения, авторский договор отношения между сторонами регулируются нормами гражданского законодательства. Как трудовые, так и гражданско-правовые отношения организаций, связанные с выполнением трудовой функции гражданами, совпадают по субъектному составу. Можно говорить и о схожести функций, которые выполняют заключенные трудовые и гражданско-правовые договоры, однако содержание данных договоров, права и обязанности сторон, правовые последствия их заключения имеют принципиальные различия. Помимо объема гарантий, прав и обязанностей сторон, эти различия отражаются, например, в правилах исчисления налогов и взносов с выплат по таким договорам. Вследствие этого гражданско-правовые договоры стали привлекать внимание не только налогоплательщиков, но и контролирующих органов.

В настоящей статье рассмотрены вопросы правового регулирования исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, налога на доходы физических лиц по гражданско-правовым договорам. Думается, что данная тема является актуальной не только для работников, но и для работодателей. Только зная свои права, работник может их защитить. В то же время, работодателю необходимо знать о своих обязанностях, для того, что бы избежать санкций за их несоблюдение.

Из перечня платежей, которые обязаны уплачивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, следует выделить страховые взносы во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Порядок уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками взносов являются страхователи. То есть те лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.

По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, а так же отношений, возникающих из следующих гражданско-правовых договоров:

- договор возмездного оказания услуг;

-договор об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,

- издательский лицензионный договор;

- лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров:

- договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);

- договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением указанных выше договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Пункт 1 ст. 8 Федерального закон № 212-ФЗ содержит понятие база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, в том числе организаций. Данное понятие определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся законно установленными объектами обложения страховыми взносами и начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц (далее – База начисления). В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закон № 212-ФЗ расчётным периодам по страховым взносам признается календарный год.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов, зависящие от групп застрахованных лиц. Соответственно для уплаты отдельных видов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды могут устанавливаться некоторые исключения.

Рассмотрим особенности уплаты отдельных видов страховых взносов.

1.1. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР).

Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) организации, осуществляющие уплату страховых взносов страховщику (Пенсионному фонду Российской Федерации), являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию в случае осуществления выплат в пользу застрахованных лиц (физических лиц), указанных в ст. 7 ФЗ № 167-ФЗ.Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона № 167-ФЗ застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Размер уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию:

Согласно п. 1.1 ст. 58.2 Федерального закона № 212 –ФЗ в 2015 - 2017 годах для плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд применяются следующие тарифы страховых взносов: 22,0 процента от Базы начисления в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

10,0 процентов от суммы, превышающей установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

Предельная величина базы для начисления страховых взносов определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 г. № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.» (далее – Постановление). Так, для плательщиков страховых взносов – организаций предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 711 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2015 г.

1.2. Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ).

Необходимо рассмотреть несколько случаев, наступление которых влечет выплаты:

А) Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Согласно п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим данному виду социального страхования. Перечень лиц, подлежащих данному виду обязательного социального страхования, содержится в ст. 2 Федерального закона № 255-ФЗ. Среди них отсутствуют физические лица, получающие выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров.

Б) Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно Федеральному закону от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) обязанность по уплате страховых взносов возникает у страхователя – организации в отношении перечня лиц, подлежащих рассматриваемому виду страхования и указанных в п. 1 ст. 5. Среди них отсутствуют физические лица, получающие выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров. Обязанность по уплате страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователем – организацией может возникнуть только в случае, если условие об уплате данного вида страховых взносов прямо предусмотрено гражданско-правовым договором, согласно которому страхователь-организация выплачивает лицу, подлежащему страхованию, выплату или иное вознаграждение.

1.3. Уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование:

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) в числе застрахованных лиц находятся физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), работающие по следующим видам гражданско-правовых договоров:

- договор возмездного оказания услуг;

- договор об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства,

- издательские лицензионные договоры;

- лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Размер уплаты страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию:

Согласно п. 1.1. ст. 58.2. Федерального закона № 212–ФЗ в 2015 - 2017 годах для плательщиков страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования применяются следующие тарифы страховых взносов – 5,1 процента от Базы начисления (предельная величина базы начисления страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию с 01 января 2015 г. отсутствует).

Однако не все работодатели добросовестно исполняют свои обязанности. Взыскание недоимки по уплате страховых взносов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона № 212-ФЗ.

В таком случае, взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов. Контролирующий орган направляет в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.В соответствии с п. 14 ст. 19 и ст. 20 Федерального закона № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов, в томчисле наличных денежных средств.

Нельзя не коснуться вопроса ответственности работодателя за невыполнение установленной законом обязанности. Так ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ предусматривает наличие ответственности за неуплату, неполную уплату страховых взносов и иного неправильного исчисления страховых взносов. Так, данное деяние, совершенное по неосторожности, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. В случае, если деяния, совершено умышленно, на правонарушителя налагается штраф в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Выплаты во внебюджетные фонды – не единственная обязанность работодателя. В соответствии с российским законодательством обязанности по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц — работников возложена на налоговых агентов. Налоговый кодекс РФ признает налоговыми агентами, в том числе российские организации и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик — физическое лицо получает доходы.

В данной ситуации возникает вопрос о случаях обязательного исполнения организацией функций налогового агента при исчислении, удержании и уплате налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) из выплат и иных вознаграждений, уплачиваемых физическим лицам по гражданско-правовым договорам, а также вопрос об ответственности организации за неисполнение функций налогового агента.

Доходом, исходя из п. 2 ст. 226 НК РФ, считается любой доход, полученный от налогового агента (организации), за исключением:

- дохода, полученного по операциям РЕПО, объектом которых являлись ценные бумаги (ст. 214.3 НК РФ);

- дохода по операциям займа ценными бумагами (ст. 214.4 НК РФ);

- доходы, полученные участниками инвестиционного товарищества (ст. 214.5 НК РФ);

- доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц (ст. 214.6 НК РФ);

- доход от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов (ст. 226.1 НК РФ);

- доходы отдельных групп физических лиц (ст. 227 НК РФ), например, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, или отдельные виды доходов (ст. 228 НК РФ), например, доходы, полученные от организации, не являющейся налоговым агентом.

Если деятельность организации не попадает ни под одно из указанных исключений, то по общему правилу организация является налоговым агентом и исполняет установленные действующим законодательством Российской Федерации обязанности налогового агента по отношению ко всем налогоплательщикам, получившим доход в результате отношений с ней. Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Вознаграждение, уплачиваемое физическому лицу организацией по гражданско-правовому договору, относится к объекту налогообложения по НДФЛ согласно п. 1 ст. 208 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ доходом, полученным налогоплательщиком признается вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

НДФЛ исчисляется как произведение налоговой базы, рассчитываемой как полученный от организации доход налогоплательщика, на установленную ст. 224 НК РФ налоговую ставку в размере 13 %.

Ответственность за неисполнение обязанности налогового агента организация привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Неисполнение данной обязанности влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и/или перечислению. Кроме того, в соответствии со ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогового агента.

Исходя из анализа законодательной базы, можно сделать вывод, что законодатель защищает не только работников, работающих по трудовым договорам, но и тех, кто работает по договорам, гражданско-правового характера. Таким образом, каждый гражданин может трудиться, не боясь за последствия заключения гражданско-правового характера. Без сомнения, заключение договоров такого типа удобнее и работодателю. Существует ряд организаций (творческой направленности, работающие в сфере строительства и т.д.), где не требуются постоянные услуги от сотрудников. Например, людям творческих профессий будет гораздо удобнее работать, не заключая трудового договора на постоянной основе. Это является отличным решением для таких сотрудников, так как, выполнив свою работу, они получают гонорар и могут искать другое место для своей деятельности без лишних проволочек. Однако нельзя сказать, что законодательство в данной области находится в совершенстве. Так организация выплачивает страховые взносы за физических лиц, с которыми состоит в отношениях, возникающих из заключения гражданско-правовых договоров, в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Страховые взносы в ФСС РФ за физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам (при страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), не уплачиваются. На мой взгляд, данное положение должно быть откорректировано. Несмотря на существующее исключение, в котором говорится, что в случае, когда уплата страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прямо предусмотрена гражданско-правовым договором, организация уплачивает вознаграждение физическому лицу. На мой взгляд, для некоторых видов работ можно было бы сделать обязательным закрепление такого случая.

Расчеты по страховым взносам перешли в сферу влияния налоговых органов. Ежемесячные перечисления контролируются ФНС, но у фондов осталась часть полномочий по отслеживанию расходования средств на социальные пособия. Обязательства по исчислению страховых взносов и подготовке отчетного материала по этим платежам возникают у всех категорий работодателей и самозанятых лиц.

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с внебюджетными фондами

Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС. Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму. Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

  • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
  • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

ВАЖНО! По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщенный бланк РСВ-1 по итогам каждого.

В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

Каковы особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда?

База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника путем суммирования всех его доходов.

По взносам действуют фиксированные ставки:

  • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
  • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
  • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в роли работодателя выступает ИП, то расчеты с внебюджетными фондами будут отдельно вестись по доходам наемного персонала и заработку самого предпринимателя.

В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов. Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы. Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения. Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

ЗАПОМНИТЕ! При патентной системе налогообложения величина страховых взносов не влияет на размер налоговых обязательств.

В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке. Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244. Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов. При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием). Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

  1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
  2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
  3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
  4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
  5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета. В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год. Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров. Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ. Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

Счета и проводки

Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

  • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
  • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
  • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
  • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.

Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

  • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
  • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
  • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
  • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
  • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
  • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
  • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).


Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.

Н.В. Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: « Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение , социальное страхование , охрану здоровья и медицинскую помощь »[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

  1. Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
  2. Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
  3. Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
  5. Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
  6. Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст. 2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].

Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

  1. Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
  3. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.
  4. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.
  5. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.
  6. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.
  7. Постановление Правления ПФ РФ от 20.08.2013 N 189п (ред. от 11.11.2016) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации СПС Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153159/
  8. Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2 – С.87-89.
  9. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.
  10. Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник уральского института экономики, правления и права – 2016.– №1. — С.28-29.
  11. Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С.331.
  12. Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С. 204.
  13. Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.
  14. Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[4] См.: Мантурова Т.А. Правовой статус государственных внебюджетных фондов РФ // Вестник уральского института экономики, правления и права – 2016.– №1. — С.28-29.

[5] Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[6] Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №32. – Ст. 3902.

[7] Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 (ред. от 10.08.2016) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. — №8. – Ст. 599.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[9] Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[10] См.: Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. — №5. – Ст. 180.

[11]См.: Постановление Правления ПФ РФ от 20.08.2013 N 189п (ред. от 11.11.2016) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации СПС Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153159/

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[13]См.: Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.

Автор статьи — Бессонова Т.В., АБ «Антонов и партнеры»

И для чего он нужен

В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.

О пенсионном фонде мы уже рассказывали, теперь разберемся с тем, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.

Что такое фонд социального страхования

Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.

Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.

Кирилл приходил на работу во все рабочие дни, исправно выполнял свои обязанности и получал зарплату. В один день он на работу не вышел — заболел гриппом, открыл больничный лист и остался лечиться дома.

Работодатель не будет платить Кириллу зарплату, ведь тот дома, лечится и свои трудовые функции не исполняет. Но Кирилл без денег не останется: его застраховали на такие случаи, поэтому он получит пособие, которое компенсирует отсутствие зарплаты из-за болезни. За первые 3 дня заплатит работодатель, за остальные дни болезни — ФСС.

На месте Кирилла может быть любой человек, работающий по трудовому договору или застраховавшийся добровольно — адвокат, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.

Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.

Бюджеты фонда устанавливаются федеральными законами, например от 08.12.2020 № 390-ФЗ .

Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.

Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.

Тарифы на ОСС при травмах из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются отдельными законами, например законом о страховых тарифах на 2020—2022 годы , и должны пересматриваться каждые три года. Но фактически эти тарифы не менялись с 2006 года.

Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.

Правовой статус

Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.

И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.

Структура

Система ФСС состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного.

Как устроена система ФСС

Уровень Что входит
Федеральный Председатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС
Региональный Региональные отделения
Местный Филиалы региональных отделений

Председатель ФСС РФ выполняет управленческие функции — руководит фондом, вносит проект бюджета фонда на утверждение правительству, утверждает структуру и штатное расписание работников, принимает меры по результатам ревизий и т. д.

Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.

Правление ФСС РФ — это коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждают проект бюджета фонда, его исполнение, отчеты о результатах деятельности региональных отделений, проекты нормативных актов по вопросам государственного социального страхования. Заседания проводят по мере необходимости.

В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.

Центральный аппарат ФСС РФ контролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.

Региональные отделения организовывают и контролируют работу филиалов фонда, которые создают для работы со страхователями и застрахованными лицами.

В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.

Филиалы региональных отделений работают «на земле», они:

  1. Регистрируют страхователей — физлиц и юрлиц, и создают базы данных страхователей и застрахованных лиц.
  2. Проводят проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов.
  3. Получают от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
  4. Проверяют правильность заявленных страхователями (работодателями) сведений на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пособий по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.

Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др. Но потом принцип управления изменился с территориально-отраслевого — это управление и на территориях, и в отраслях — на территориальный, и все отраслевые отделения ликвидировали.

Функции и задачи ФСС

Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.

Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.

Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:

  1. По временной нетрудоспособности, исключая пособие за первые 3 дня болезни — их работодатели оплачивают сами.
  2. По беременности и родам.
  3. За постановку на учет в ранние сроки беременности.
  4. При рождении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
  6. На погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.

Участвует в разработке программ охраны здоровья работников. Например, в 2018 году ФСС стал партнером программы по продвижению концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. А в 2019 году при участии ФСС был разработан и утвержден комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.

Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.

Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.

Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.

Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.

Доходы ФСС

Под доходами фонда понимаются все деньги, которые поступают в него и могут быть потрачены на достижение его цели и выполнение задач.

Бюджет фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателями и гражданами, вступившими в добровольное страхование. Кроме того, в доходы ФСС идут:

  1. Перечисления из федерального бюджета.
  2. Штрафы и пени, уплаченные страховщиками за нарушение сроков уплаты взносов.
  3. Финансовая прибыль, получаемая от инвестирования свободных денег.
  4. Прочие поступления, например недоимки по обязательным платежам.

Деньги от взносов поступают на счета территориального казначейства, хранятся там, а при наступлении страхового случая оттуда перечисляются на счета работников.

Виды социального страхования

  1. На случай временной нетрудоспособности, например из-за болезни.
  2. В связи с материнством — здесь предусмотрены сразу несколько видов пособий, расскажу о них ниже.
  3. От несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное социальное страхование касается всех лиц, занятых по трудовому договору. Страховые взносы за них платят страхователи — их работодатели.

Добровольное социальное страхование доступно для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера — все они могут застраховаться, но только на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Для добровольного страхования нужно встать на учет в ФСС — подать заявление в филиал регионального отделения — и ежегодно уплачивать взносы в ИФНС по месту жительства. Если за предыдущий год взнос был уплачен, то в текущем году при наступлении страхового случая можно будет получить пособие.

Например, чтобы в 2022 году ИП смог получить пособие, до 31 декабря 2021 года ему нужно заплатить в ИФНС 4451,62 Р . Эта сумма получилась из такой формулы: МРОТ в 2021 году − 12 792 Р × 2,9% (это тариф страховых взносов) × 12 месяцев.

Кто подлежит обязательному социальному страхованию

По закону на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательно страхуют:

  1. Работников, в том числе руководителей — единственных участников ООО.
  2. Государственных и муниципальных служащих.
  3. Членов производственного кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.
  4. Священнослужителей.
  5. Осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду.

От несчастных случаев и профессиональных травм обязательно страхуют только тех, кто работает по трудовому договору, и осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду.

Работодатели страхуют не только работников — граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Страховые взносы

Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.

Кто обязан платить. Все работодатели — организации и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, ИП, члены КФХ и другие лица, которые застраховали себя добровольно.

Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:

  1. На ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  2. На ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются по реквизитам налоговой инспекции. Собранные деньги налоговая потом передает ФСС для распоряжения.

При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.

Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.

Например, Игорь получает 50 000 Р ежемесячно. Поэтому работодатель перечисляет за Игоря 50 000 × 2,9% = 1450 Р .

Бывают пониженные страховые взносы. В законе перечислено, кому они установлены, например разработчикам ИТ-индустрии , благотворительным организациям на УСН, субъектам малого и среднего предпринимательства.

Тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска, присвоенному основному виду деятельности. Классов риска всего 32, первый класс — самый неопасный, 32-й , соответственно, самый опасный.

Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.

Другой пример: добыча угля считается деятельностью с самым высоким классом профессионального риска, поэтому за шахтеров платят взносы по самому дорогому тарифу — 8,5%.

Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.

Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.

Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для ОСС от несчастных случаев на производстве предельной базы нет — работодатель уплачивает взносы ежемесячно независимо от зарплаты.

Предельную базу правительство устанавливает ежегодно, в 2021 году это 966 000 Р . Разберем, как работает предельная база, на примере.

Предположим, что с января по декабрь Игорь заработает 50 000 × 12 = 600 000 Р , то есть работодатель будет платить за него взносы ежемесячно.

У другого работника — Степана — зарплата 120 000 Р , за год он заработает 120 000 × 12 = 1 440 000 Р . Работодатель уплатит за Степана взносы только с 966 000 Р , а оставшиеся 474 000 Р облагаться взносами не будут.

Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.

Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.

Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.

Если в организации больше 10 человек, то расчет отправляют электронно.

От тех, кто застраховался добровольно, никакая отчетность не требуется.

Читайте также: