За какой период налоговая может проверить кассу

Опубликовано: 15.05.2024


Проверки со стороны налоговой это страх любого предпринимателя.

Поэтому нужно знать кто имеет право проводить такие проверки, как и почему они проводятся и что грозит за нарушения.

Кто вправе проводить проверки?

За государственный контроль соблюдения требований 54-ФЗ отвечают сотрудники ФНС России.

Согласно письму ФНС от 12.09.2012 г. № АС-4-2/15195, проверки контрольно-кассового оборудования должны проходить ежемесячно. Информация о ближайших проверках нигде не публикуется. И количество их неограниченно.

Механизмы проверки указаны в приказе Минфина от 17 октября 2011 года № 132н, который был создан ещё до введения онлайн-касс. Если во время проверки инспектор поймет, что в определенная ситуация не уточняется приказом, то будет пользоваться положениями ст. 7 закона № 54-ФЗ.

Также стало известно, что сотрудники ФНС Москвы и Московской области начали проводить проверки 7 раз чаще, чем в 2018 году, в дальнейшем эта тенденция может перейти и на регионы.

Какие причины налоговых проверок?

У ФНС есть собственные алгоритмы, по которым они отбирают организации на проверку. Преимущественно они ориентируются на риско-ориентированном подходе, т.е. если предприниматель или юридическое лицо часто нарушало законодательство, и на него поступало много жалоб со стороны покупателей, то вероятность проверки крайне высока.

Жалобы могут поступать по любым каналам связи, например, через мобильное приложение «Проверка кассового чека». Потребитель может проверить чек через данное приложение и выявить ненадлежащие реквизиты чека.

Сотрудники ФНС нигде заранее не публикуют и не предупреждают о грядущих проверках.

Все проверки можно разделить на два вида:

Очно, например контрольные закупки.

Удаленно, например мониторинг передачи данных через ОФД.

Напоминаем, что с декабря 2018 года вступили в силу следующие изменения:

переименован реквизит, отражающий вид оплаты с «Электронного» на «Безналичный»;

перестал действовать формат 1.0, и представители бизнеса должны были перейти на формат 1.05;

плательщики НДС с 1 января 2019 года должны указывать новую ставку в 20%;

в этом году продавцы маркируемой продукции должны будут применять новый обязательный реквизит «код товара» (постановление Правительства РФ от 21 февраля 2019 года № 174).

При этом, ФНС понимая, что возможна техническая неготовность такого объема касс и дефицита на рынке труда квалифицированных специалистов, дала отсрочку для применения реквизита кассового чека «Электронными» до 1 июля 2019 г.

Помимо этого, с 1 июля 2019 г. на онлайн-кассы должны перейти:

индивидуальные предприниматели сферы услуг на ЕНВД и патенте;

все индивидуальные предприниматели сферы торговли, общепита на ЕНВД и патенте, имеющие наемных работников;

налогоплательщики на УСН сферы услуг, кроме услуг общепита, при наличии наемных работников;

ИП в сфере вендинга без наемных работников.

Исключением могут быть только ИП без работников на трудовых договорах, которые:

  • продают товары собственного производства;
  • выполняют работы;
  • оказывают услуги.
Данные категории предпринимателей получили отсрочку до 2021 года.

Но эти отсрочки созданы не для того, чтобы избежать штрафов и не применять никаких мер для устранения нарушений кассового законодательства.

Какие санкции грозят за нарушения?

В соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение онлайн-кассы, должностному лицу или ИП грозят штрафы в размере до 10 000 руб. Для организаций сумма может составляет от 75-100% от суммы чека, но не менее 30 000 руб.

При несоответствии ККТ новому законодательству, штрафы для ИП и должностных лиц составляют 1 500 руб, а для юридических лиц – 10 000 руб.

Как избежать санкции?

Проще всего самостоятельно обратить внимание на свои нарушения.

Заявление составляется в произвольной форме и только в письменно виде.

В данном заявлении указывается:

    причина неприменения ККТ;

регистрационные номера кассовых аппаратов;

за какой период была проведена коррекция денежных сумм;

сумма выручки в указанный период;

сколько пришлось на электронные и наличные платежи;

  • на какую сумму реализованы товары со ставкой НДС.

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991 г. № 943-1;
  • Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;
  • Положение Банка России "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" от 12 октября 2011 г. № 373-П;
  • Письмо Федеральной налоговой службы «О вступлении в силу нового порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794@;
  • Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н;
  • Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н;
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 12 сентября 2012 г.
    № АС-4-2/15195;
  • Определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.10.2012 N 33-14585/2012.

    Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    С 01 января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее – Положение от 12.10.11 г. № 373-П). Данный порядок действует как на юридические лица, так и на индивидуальных предпринимателей. В письме ФНС России от 21 декабря 2011 г. № АС-4-2/21794@ указывает, что Положение от 12.10.11 г. № 373-П распространяется на физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на юридических лиц, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, а также на юридических лиц ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (исключение среди которых составляет Центральный банк Российской Федерации). В соответствии с указанным письмом Федеральной налоговой службы России, а также положением от 12.10.11 г. № 373-П, функции по проведению проверки по соблюдению кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями осуществляет Федеральная налоговая служба России.

    Налоговые органы в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.03 г. № 54-ФЗ) выполняют контроль при использовании контрольно-кассовой техники.

    С 05 февраля 2012 г. также действует утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, согласно которому государственному контролю подвержены организации и индивидуальные предприниматели, за исключением кредитных организаций, осуществляющие деятельность с использованием ККТ. При осуществлении указанного госконтроля проверяются условия и порядок применения и регистрации контрольно-кассовой техники.

    В соответствии с Федеральным Законом от 22 мая 2003 г.
    № 54-ФЗ, а также утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 г. № 133н Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, срок, который устанавливается на исполнение государственной функции в отношении проверяемого объекта в каждом конкретном случае устанавливается непосредственно руководителем или заместителем руководителя налогового органа, но вместе с тем устанавливаемый срок не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

    Согласно официальной позиции Федеральной налоговой службы РФ, которая отражена в Письме от 12.09.2012 г. № АС-4-2/15195, текущими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях, а также у индивидуальных предпринимателей не ограничивается и данные проверки не относятся к выездным налоговым проверкам, в связи чем требования п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ на них не распространяются.

    Также необходимо отметить, что период, который Федеральная налоговая служба вправе проверять в ходе вышеупомянутых мероприятий, действующими нормативными правовыми актами не ограничивается. Однако, в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ период для указанных проверок не может превышать 3 года, предшествующих году, в котором было вынесено решение об осуществлении проверки, но, вместе с тем, как было разъяснено в Федеральной налоговой службе России, это требование не распространяется на проверку полноты учета выручки. Следовательно, инспектора Федеральной налоговой службы могут осуществить проверку любого периода. Однако привлечь к ответственности за нарушения, которые будут выявлены при указанной проверке, достаточно проблематично, и зачастую представляется не всегда возможным в связи со следующими обстоятельствами.

    Нарушение порядка осуществления кассовых операций и порядка работы с денежными средствами является административным правонарушением в соответствии с действующим Кодексом об административных правонарушениях РФ. В соответствии с ст. 15.1 КоАП РФ устанавливается штраф в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. для предпринимателей (согласно ст. 2.4 КоАП РФ предприниматели приравнены к должностным лицам) и от 40 тыс. до 50 тыс. руб. для юридических лиц, за накопление сверх установленных лимитов в кассе наличных денег. Непосредственно ст. 4.5 КоАП РФ устанавливаются сроки давности привлечения к административной ответственности за совершения упомянутых правонарушений. Вместе с тем к нарушениям законодательства о налогах и сборах несоблюдение кассовой дисциплины не относится, учитывая данное обстоятельство срок давности привлечения к административной ответственности согласно ст. 15.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня совершения правонарушения. Следовательно, если инспектором будет установлено превышение лимита остатка при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств, которое было допущено более двух месяцев назад, то согласно п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ за такое правонарушение штраф по ст. 15.1 КоАП РФ на предпринимателя или организацию не может быть наложен в связи с истечением срока давности.

    По поводу нарушений, допускаемых сотрудниками налоговой инспекции при проведении проверок кассовой дисциплины, Санкт-Петербургский городской суд в своем определении от 22.10.2012 N 33-14585/2012 отмечает, что процедуры проверки выдачи кассовых чеков сотрудниками налогового органа должны осуществляться в форме контроля, основанной на визуальном наблюдении, с применением или без применения способов аудио, видеофиксации фактов покупки и оплаты товаров клиентами. При проведении проверки данной проверки, о чем говорится в определении, сотрудник инспекции нарушил пределы своих полномочий: он лично осуществил покупку товара, о потом сам же выявил невыдачу товарно-кассового чека. По результатам проверки налогоплательщик обратился прокурору, который вынес представление о незаконности действий инспектора. Как указано в представлении, мероприятие по контролю не является оперативно-розыскной мерой, но специалисты налогового органа при исполнении государственной функции могут взаимодействовать с органами внутренних дел РФ для осуществления своих функций. Визуальное наблюдение сотрудником налогового органа за покупкой и оплатой товара покупателем не включает участие инспектора в этих действиях.

    В настоящие время Федеральная налоговая служба осуществляет функции по проверке соблюдения кассовой дисциплины организациями и индивидуальными предпринимателями.

    Предметом данных проверок является соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями, требований к ККТ, а также условий и порядка ее регистрации и применения.

    Срок, который отводится на исполнение конкретных мероприятий подразделениям Федеральной налоговой службы в отношении проверяемого объекта в каждом определенном случае устанавливается непосредственно руководителем налогового органа или его заместителем, при этом такой срок не может быть больше 20 рабочих дней со дня предъявления налогоплательщику поручения на исполнение данных мероприятий.

    Период, который налоговая инспекция вправе проверять в ходе проверки, действующими нормативными правовыми актами не ограничивается, но вместе с тем такой период не может превышать три года.

    Действующее законодательство указывает на то, что данные проверки учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей не отнесены к выездным налоговым проверкам, а указанные нарушения не относятся к нарушениям о налогах и сборах, поэтому при выявлении нарушения кассовой дисциплины налогоплательщик привлекается к административной ответственности.

    Также следует помнить, что срок давности для привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца, соответственно, если сотрудники налоговой инспекции выявили нарушения кассовой дисциплины, которые были совершены более 2-х месяцев назад, и при этом настаивают на взыскание штрафа, указанные действия должностных лиц являются неправомерными и в постановлении о привлечении к административной ответственности проверяемому необходимо указывать о своем несогласии ввиду истечения срока давности.

    Следует помнить, если сотрудником налоговой инспекции проводится проверка кассовой дисциплины и при этом инспектор сам же является покупателем товара, а потом привлекает к ответственности за невыдачу товарного чека, указанные действия инспектора подпадают под превышение должностных полномочий, в этом случае налогоплательщику за защитой своих прав необходимо обратиться в прокуратуру.

    Остались вопросы? Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Онлайн-кассы


    На вопросы отвечает советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

    В НК РФ ничего не сказано про проверки ККТ. На основании каких законов эти проверки проводятся?

    Кто имеет право приходить и проверять ККТ?

    Исключение составляют только силовые структуры такие как Прокуратура РФ, МВД, ОРЧ, СК. Сотрудники этих ведомств имеют право изымать ККТ в рамках совместных выездных налоговых проверок либо самостоятельных проверок. Изъятие ККТ может произойти если установлены факты грубейшего нарушения налогового законодательства либо сокрытие выручки в больших размерах. Больше ни каких действий с ККТ сотрудники данных ведомств проводить не могут.

    Существует ли план проверок и где его можно посмотреть?

    Как проходят проверки ККТ?

    К вам в офис, магазин, торговую точку и т.д. приходят сотрудники налоговой инспекции для проверки законности применения ККТ. Такие проверки могут проводится визуально, это когда проверяющие просто наблюдают со стороны, применяется ли ККТ, при этом может проводится фото или видео съемка. Или проверяющие приобретают у вас товар либо услугу за наличные денежные средства и смотрят будет ли применена ККТ. Денежные средства для проведения проверок выделяются сотрудникам инспекций из бюджета, поэтому после окончания проверки товар как правило возвращается продавцу, а деньги проверяющему.

    Инспектор, в ходе проверки, когда уже установлен или не установлен факт нарушений, обязан предъявить поручение на проведение проверки, подписанное начальником налоговой инспекции (или его заместителем) и предъявить служебное удостоверение. Проверку проводят только сотрудники указанные в этом поручении. В ходе проверки в поручение вписывается проверяемое лицо. Это не делается заранее, т.к. проверки не запланированы. По результатам проверки составляется протокол и акт, в независимости были допущены нарушения или нет. Если нарушения установлены, с сотрудника их допустившего, берутся объяснения. Сотрудник должен собственноручно в протоколе описать по каким причинам произошли нарушения законодательства по применению ККТ или также в письменном виде отказаться от дачи объяснений.

    Далее в протоколе указывается дата и время, когда руководитель организации или ИП обязаны явиться на прием к начальнику налоговой инспекции, для дальнейшего разбирательства по факту нарушений. Копия протокола вручается сотруднику. Почему руководитель или ИП вызываются в инспекцию? Административный штраф, согласно КоАП, накладывается не на сотрудника, допустившего на рушение, а на руководителя или ИП. Если вы в назначенное время просто не прейдете на рассмотрение нарушений, то это будет проходить без вашего присутствия и штрафные санкции в любом случае будут применены.

    Как общаться с проверяющими при проверке?

    Ведите себя спокойно, факт установления нарушений, еще не означает, что к вам будут применены штрафные санкции. Штрафы накладывает только начальник налоговой инспекции и от вас, ваших действий или бездействий, будет зависеть его размер.

    Сколько раз меня имеют право проверять?

    Почему прислали уведомление о том, что я должен применять онлайн-кассу, если на мой вид деятельности распространяется отсрочка до 2021 года?

    Можно ли избежать штрафных санкций если нарушения уже допущены?

    Также если все же к вам применены штрафные санкции, а вы с этим не согласны, можно обратится в суд. Очень много судебной практики, когда суд или полностью снимает штрафные санкции или значительно снижает их.

    Вопросов очень много. Особенно часто их задают ИП, т.к. очередной этап перехода на онлайн-кассы в основном затронул их. Как правило небольшие ИП экономят не только на бухгалтерах, считая, что они им не нужны, но и не хотят лишний раз просто получить грамотную, квалифицированную консультацию. Отсюда нарушения законодательства, штрафные санкции, головная боль и лишние затраты на оплату этих штрафов. Задавайте больше вопросов, обращайтесь в свои территориальные налоговые инспекции, звоните на горячую линию ФНС РФ, смотрите информацию на сайте ведомства. Чем больше информации вы получите, тем меньше нарушений будет допущено, соответственно меньше штрафов начислено.

    До 2012 года проверка касс осуществлялась банковскими учреждениями. Однако с 2012 года процедура ужесточилась. Теперь ответственность за нее несет налоговая инспекция. Проверяется больший перечень документов.

    Законодательное обоснование

    Документ, регулирующий проверки, – это Положение о порядке ведения кассовых операций №373-П, утвержденное ЦБ от 12 октября 2011 года. Актуальными также являются акты:

    • ФЗ №54 «О применении ККТ» от 22 мая 2003 года.
    • Приказ Министерства финансов №132н от 17 октября 2011 года (в дальнейшем – Регламент).
    • ФЗ №943-1 «О налоговых органах» от 21 марта 1991 года.
    • Постановление №506 от 30 сентября 2004 года.
    • Постановление №359 от 6 мая 2008 года.

    В пункте 2 статьи 7 ФЗ №54 прописано, что представители налоговой осуществляют следующие действия в ходе проверки:

    • Мониторинг расчетов, при которых применялись ККТ.
    • Анализ сведений, полученных в ходе мониторинга.
    • Проверку эксплуатации ККТ.
    • Проверку операторов фискальных данных.
    • Проверку правильности оформления и выдачи чеков и прочих бумаг, подтверждающих операцию.
    • Формирование предписания о том, что выявленные нарушения должны быть ликвидированы.

    Итогом мероприятия считается выявление фактов выполнения или невыполнения правил использования КТТ. Если будут обнаружены нарушения, ищутся причастные к ним. После этого накладывается административная ответственности.

    Права проверяющих и пользователей

    Проверка КТТ полностью основывается на нормативных актах. Последние наделяют правами как представителей налоговой, так и владельцев касс.

    Полномочия проверяющих

    В пункте 7 Регламента указано, что представители налоговой имеют следующие права в рамках проверки:

    • Запрос и получение всей нужной информации посредством подачи запроса в кабинет ККТ.
    • Свободный доступ к кассам и данным, которые хранятся на фискальном накопителе.
    • Получение бумаг по использованию касс.
    • Контрольные закупки для выявления правильности выдачи чеков.
    • Возможность взаимодействия с органами внутренних дел.
    • Вынесение предписание о том, что пользователям касс нужно ликвидировать обнаруженные нарушения.

    Представители налоговой имеют также право привлекать пользователей ККТ к административной ответственности.

    Права владельцев ККТ

    Права владельцев касс перечислены в статьях 21-24 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ» от 26 декабря 2008 года. Однако это общие полномочия. Права в рамках контрольного мероприятия оговорены в пункте 9 Регламента. Рассмотрим их перечень:

    • Личное присутствие при проведении процедуры.
    • Возможность пояснить и объяснить обнаруженные нарушения.
    • Получение актуальных сведений о предмете и сроках контрольного мероприятия.
    • Получение итогов проверки, акта, составленного по ее итогам.
    • Выражение несогласия с итогами мероприятия и действиями сотрудников.
    • Обжалование действий представителей налоговой.

    Обжалование может проводится как в судебном, так и в досудебном порядке.

    Проверка ККТ пошагово

    Рассмотрим все этапы контрольного мероприятия:

    1. Решение руководителя налоговой. Контрольное мероприятие проводится только в том случае, если есть соответствующее решение уполномоченного лица.
    2. Получение и рассмотрение бумаг. Перечень документов, которые могут запрашиваться, изложены в пункте 29 и 34 Регламента. Среди этих бумаг можно отметить журнал кассира, акты возврата средств потребителям, контрольные ленты. Это ПКО, журналы регистрации документов по ККТ, кассовая книга, отчеты по авансам. Представители налоговой могут запросить БСО, акты приемки БСО, акты о списании. Кроме того, это книги доходов и расходов, бумага об определении лимита ККТ. Проверяется карта регистрации, договор технической поддержки, паспорт ККТ. Если организация использует кассовые чеки, то запрашиваются сопутствующие документы. Исчерпывающий ли перечень изложен в Регламенте? Нет. Специалисты могут затребовать дополнительные бумаги. Однако они должны относиться к предмету проверки.
    3. Проверка. Проверяются хозяйственные операции и деньги, хранящиеся в кассе, проводятся осмотры и инвентаризации.
    4. Оформление итогов проверки. По результатам контрольного мероприятия составляется акт. В нем фиксируются обнаруженные нарушения или их отсутствие. Если найдены нарушения, инициируется дело об административном правонарушении.

    При осуществлении проверки представители налоговой должны придерживаться установленных сроков. На проверку КТТ предоставляется 5 рабочих дней со дня получения решения от руководителя инспекции. Если выполняется контроль над полнотой учета выручки, срок составляет 20 дней.

    Особенности проверки использования касс

    Проверка использования касс предполагает эти действия:

    • Проверку предоставления чеков и подтверждающих бумаг. Для достижения поставленных целей обычно проводится контрольная закупка. Приобретенный товар оплачивается или наличными, или картой. Закупка нужна для того, чтобы проверить выдачу чеков. Это мероприятие должно быть осуществлено в определенный срок. В частности, это 1 рабочий день. Процедура регламентируется статьей 16.1 ФЗ №294 «О защите прав ЮЛ и ИП» от 26 декабря 2008 года.
    • Изучение документов на КТТ. Документы запрашиваются после закупки.
    • Контроль над соблюдением правил использования касс. Подтверждается соответствие КТТ, чеков существующим правилам.

    Документы должны быть предоставлены в первый рабочий день с даты инициирования контрольного мероприятия. Это могут быть как копии, так и оригиналы. Если фирма не предоставляет бумаги в установленные сроки, на нее накладывается ответственность за создание препятствий работе должностных лиц.

    ВАЖНО! Представители налоговой не имеют права просить о нотариальном заверении копий бумаг.

    Оформление итогов проверки

    По результатам контрольного мероприятия оформляется акт. Составляется он в двух экземплярах. В акте указывается информация:

    • Дата.
    • Наименование проверяющей компании, ИНН, КПП, адрес.
    • ФИО проверяющих.
    • Перечень документов, которые изъяты в ходе мероприятия.
    • Даты начала и завершения проверки.
    • Запись о выявленных нарушениях. Необходимо сделать ссылку на те положения законов, которые были нарушены.

    Документ подписывается представителями налоговой, а также пользователем ККТ. Последний может указать свои примечания в акте или в приложенном к нему документе.

    Как часто осуществляется проверка

    Число и периодичность контрольных мероприятий не ограничиваются. То есть проверка может быть выполнена в любую дату. Соответствующее указание есть в Письме ФНС №АС-4-2/15195 от 12 сентября 2012 года. Средняя периодичность проверки – раз в год. План мероприятий формируется УФНС. Если фирма не попала в этот план, она все равно может столкнуться с проверяющими. Однако мероприятия, не включенные в план, проводятся только в том случае, если на фирму есть жалобы. Рассмотрим основания для внеплановой проверки:

    • Вышел срок ранее выданного предписания об устранении нарушений.
    • Пришли жалобы. К примеру, они могут касаться того, что при покупке товара покупателем ему не выдали чек.
    • Жалобы на выплату «черных» ЗП.

    Основанием для проверки могут быть убытки. Внезапно возникшие убытки в больших объемах могут вызвать подозрение в том, что фирма укрывается от налогов.

    Проверка

    Перед кассовой реформой много говорилось о том, что ее проведение позволит сократить количество проверок бизнеса. Однако новая редакция закона 54-ФЗ ввела дополнительные полномочия инспекторов в этой части. Как же обстоят дела с проверками на практике? Об этом рассказала Куковская Юлия Александровна, советник государственной гражданской службы 2-го класса.

    Что представляют собой новые формы кассовых проверок?

    В части применения ККТ контроль и надзор имеют следующие формы:

    Мониторинг. Это контроль за расчетами посредством онлайн-касс и анализ поступающих в ФНС данных.

    Удаленная проверка. Подразумевается проверка того, как субъекты бизнеса применяют кассовую технику, насколько полно они отражают свою выручку. Сюда же относится проверка деятельности ОФД на основе имеющейся в распоряжении налогового органа информации. В рамках удаленной проверки инспекторы могут запрашивать необходимые пояснения, справки, документы и так далее.

    Наблюдение. Вид контроля, подразумевающий мероприятия по месту торговли. Проверяющие смотрят за тем, как субъект бизнеса применяет кассовую технику при отпуске товаров. При этом могут привлекаться свидетели и понятые.

    Контрольная закупка. Применяется для того, чтобы установить, насколько правильно продавец оформляет кассовый чек или бланк строгой отчетности.

    Проверка полноты учета выручки. Может проводиться как в налоговом органе на основании всех имеющихся данных (то есть носить удаленный характер), так и по месту нахождения компании или предпринимателя.

    Как налоговый орган решает, проводить ли проверку в инспекции или направлять представителя в офис или магазин?

    Все зависит от того, какое нарушение вменяется субъекту бизнеса и какова доказательная база. Например, если поступил сигнал о неприменении продавцом ККТ, этот факт можно проверить только путем контрольной закупки с привлечением понятых. Другой пример – в чеке отсутствуют обязательные реквизиты. В этом случае проверку можно провести в стенах налогового органа. Это обусловлено тем, что выезд на место ведения деятельности не даст инспекторам какой-либо новой информации, кроме той, которой они уже располагают. Однако если кассовый аппарат применяется в автономном режиме, то выезжать в организацию придется и в этом случае.

    Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта?

    Закон 54-ФЗ предусматривает ведение документооборота между пользователями и ФНС через Личный кабинет пользователя кассовой техники. Причем на предоставление документов налогоплательщикам дается три рабочих дня с того момента, как они запрошены. Как инспекторы запрашивают документы по кассе при проведении проверки по месту нахождения объекта? В какие сроки они должны быть представлены?

    Упомянутые нормы закона о контрольно-кассовой технике не действуют в отношении проверки ККТ по месту нахождения субъекта. Существует приказ ФНС от 29 мая 2017 года № ММВ-7-20/483@, в котором установлен перечень случаев, когда документооборот происходит через кабинет ККТ. В нем же указано, что запрашиваемые документы и информация могут быть представлены не только в электронном виде, но и на бумаге.

    Что же касается порядка и сроков запроса информации либо документов при проведении проверок по месту ведения бизнеса, равно как и сроков и порядка ответа налогоплательщиков на эти запросы, то они определяются регламентом проверки. В настоящее время он еще до конца не разработан.

    Предположим, в организации проходит выездная налоговая проверка. Могут ли инспекторы в ее рамках проверить применение кассы и кассовые документы?

    Выездные налоговые проверки проводятся с целью контроля правильности применения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а применение контрольно-кассовой техники нормами законодательства не контролируется. Поэтому в рамках проведения выездной проверки инспекторы не могут проверять правильность применения контрольно-кассовой техники. Однако запросить кассовые документы они могут, если это необходимо для проверки по налогам.

    Инспекторы пришли в магазин с контрольной закупкой. Каковы их полномочия? Могут ли они, помимо чека, проверить кассовые документы, книги?

    Да, в рамках контрольной закупки инспекторы могут проверить любые документы, которые относятся к кассовой дисциплине, в том числе и КУДиР.

    По каким параметрам налоговые органы отбирают претендентов для проверки?

    Сейчас для этого принят риск-ориентированный подход. Существует ряд параметров, на основе которых разработан алгоритм оценки компании или предпринимателя. На основании имеющихся у налогового органа сведений проводится анализ налогоплательщика. Для него используются в том числе и фискальные данные, а также сигналы от покупателей, сведения, поступившие из других органов власти, и так далее. На основе этих сведений субъекту присваивается определенный уровень риска. Если он высокий, то вероятность проверки резко повышается.

    Сейчас, когда процесс перехода на онлайн-кассы еще не завершен, налоговые органы больше ориентированы на информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, чем на проверки и штрафование.

    Как самостоятельно оценить уровень риска?

    Есть ли какие-то критерии, по которым компания может самостоятельно оценить вероятность проверки? Например, если порой случается сбой связи, и фискальная информация передается в ФНС нерегулярно?

    Вероятность того, что в компанию придут инспекторы с проверкой, в большей степени зависит от нее самой. Если субъект грешит тем, что периодически не пробивает чеки, рано или поздно кто-то из клиентов может сообщить об этом в налоговый орган. Это может быть сигналом для проведения проверки.

    А вот нерегулярность поступления данных с онлайн-кассы сама по себе поводом для проверки не является. Ведь она может быть обусловлена деятельностью. Например, в случае развозной торговли в некоторых местностях интернет может отсутствовать. При отборе кандидатов для проверки учитываются разные параметры, в том числе и специфика видов деятельности.

    Не стоит забывать, что даже если субъект допустил нарушение, он может быть освобожден от ответственности. В конце статьи 14.5 КоАП, в соответствии с которой налагаются штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники, содержится примечание. В нем указаны условия, при которых ответственность с нарушителей может быть снята.

    Итак, в отношении организации решено провести проверку по кассовой технике. Должны ли инспекторы уведомить ее руководство об этом?

    Нет, ведь суть проверки как раз и заключается в ее внезапности. Уведомление о проведении такой проверки не предусмотрено законом 54-ФЗ либо какими-то другими нормами права.

    Отметим, что существует закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного контроля, который предполагает предупреждение о проверке как минимум за три дня. Однако на проверки по ККТ этот закон не распространяется.

    Каковы полномочия представителей ФНС при проведении контрольной закупки? Например, может ли она проводиться при отсутствии руководителя организации?

    Для проведения проверки этого типа факт присутствия либо отсутствия руководителя роли не играет. Если руководителя нет, инспектору следует:

    Ознакомить с поручением на проведение проверки кассира или иное лицо, которое проводит операции с наличностью. Указанный специалист должен поставить свою подпись.

    В документах – поручении на осуществление проверки, протоколе, акте проверки – сделать отметку о том, что руководитель отсутствует.

    Если руководитель присутствует, но не желает ставить подпись, следует также отметить это в документах.

    Иногда налогоплательщики пытаются оспорить в суде решение ФНС по результатам проверки, проведенной в отсутствие директора. Однако обычно суды встают на сторону Налоговой службы. Выводы таковы: проводить проверку можно и без руководителя, главное, чтобы он либо его законный представитель был ознакомлен с актом проверки. В этом случае права субъекта не нарушены, поскольку, ознакомившись с актом, руководитель может изложить свои возражения либо дать пояснения.

    Какова периодичность и продолжительность таких проверок?

    Закон не предусматривает какой-либо периодичности. Что касается продолжительности, существуют регламенты № 132н и № 133н , в которых определены сроки проверок:

    проверка по кассовой технике не может длиться более 5 рабочих дней с момента выписки поручения на ее проведение до дня составления акта по результатам;

    проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 дней с момента предъявления поручения на ее проведение до дня составления акта.

    Отметим, что упомянутые регламенты были разработаны до вступления в силу новых правил применения кассовой техники. Сейчас они пересматриваются. Пока не утверждены новые, ориентироваться следует на эти сроки.

    За какой период может быть проведена кассовая проверка?

    В настоящее время срок давности привлечения к административной ответственности в части нарушения порядка применения кассовой техники составляет один год. Соответственно, кассовая проверка охватывает этот период.

    Допустим, у компании два магазина. Как это отражается в поручении на проверку? Должны ли они оба быть упомянуты в нем? Может ли по ним составляться один акт проверки?

    Если проверке подлежат две торговые точки, то и поручений должно быть два. То есть в данном случае проводятся две самостоятельные проверки и оформляются два отдельных акта.

    Читайте также: