Юридические факты в налоговом праве

Опубликовано: 19.09.2024

date image
2014-01-25 views image
4510

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Движение всякого правоотношения связывается с юридическими фактами. Под юридическим фактом понимается «конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий».

Юридические факты в налоговом праве выполняют свою главную функцию — обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Однако реализация этой главной функции юридических фактов в налоговом праве взаимосвязана с их иными функциям и зависит от них.

В финансовом праве юридические факты выполняют функцию очень важного элемента налогово-правового регулирования. Это проявляется в том, что в налоговом праве очень высока степень регулирования по юридическим фактам. Свидетельством того, что налогово-правовое регулирование действительно осуществляется в значительной мере по юридическим фактам, является, в частности, требование, закрепленное в п. 1 ст. 17 НК РФ об обязательном указании при установлении любого налога такого элемента, как объект налогообложения. Объект налогообложения — это и есть тот юридический факт (действие, событие, состояние), который обусловливает обязанность субъекта заплатить налог[11]1. Поэтому в п. 1 ст. 17 НК РФ речь идет, по существу, об обязательном закреплении в законе при установлении того или иного налога юридических фактов, с которыми связывается обязанность его уплаты.

В налоговом праве юридические факты выполняют активную информативную функцию, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения (В. Б. Исаков). Юридические факты в налоговом праве зафиксированы в правовых нормах и уже самим фактом своей фиксации оказывают влияние на правовые последствия. «Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать» (В. Б. Исаков). В налоговом праве целая категория субъектов права, ориентируясь на нормы налогового права, в которых зафиксированы юридические факты, старается их избегать, а значит, не допустить возникновения налоговых правоотношений. Эта категория субъектов — налогоплательщики. Они стараются избегать как тех юридических фактов, которые образуют налоговое правонарушение и связаны с охранительным правоотношением, так и тех (что важно), которые образуют объект налогообложения и являются основой для возникновения правоотношения по уплате налога. Существует даже специальный вид профессиональной деятельности, называемый «аналоговое планирование», целью которого является минимизация налогообложения на предприятии. Отсюда любая неточность, некорректность фиксации юридических фактов в налогово-правовой норме является основанием для того, чтобы налогоплательщик пытался обратить ее в свою пользу.

Существует и стимулирующая функция юридических фактов в налоговом праве. Многие юридические факты стимулируют субъекта налогового права к тем видам деятельности, которые социально необходимы, значимы, полезны для субъекта. Главным образом эта функция проявляется у юридических фактов, с которыми. связывается возникновение правоотношения по поводу получения налоговых льгот. Например, получение предприятием налоговой льготы по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество связывается, в частности, с фактом состояния в трудовых отношениях с предприятием работников-инвалидов. В связи с этим многие предприятия, ориентируясь на это законодательное установление, стремятся принять на работу работников-инвалидов. ""*"

В настоящее время в теории права существует множество классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики.

Одной из наиболее устоявшихся классификаций юридических фактов в праве является их классификация по волевому признаку на юридические действия и юридические события.




«Юридические действия — это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований»[12].

Юридические события — это обстоятельства, не зависящие как юридические факты от воли людей. Юридические факты — действия в свою очередь подразделяются «по признаку того, как они согласуются с предписаниями юридических норм» на:

1) правомерные действия и

2) неправомерные действия (правонарушения).

Правомерные действия в свою очередь подразделяются на юридические поступки и юридические акты. «Действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами. Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, называются юридическими поступками»[13]2.

Основное место в системе правомерных юридических действий в налоговом праве занимают юридические акты, которые могут быть классифицированы на две группы: 1) правовые акты индивидуального регулирования; 2) прочие акты волеизъявления субъектов финансового права.

Основное " место среди правомерных юридических актов, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, являются акты индивидуального регулирования. Все они могут быть подразделены на налогово-правовые и прочие. Среди налогово-правовых актов индивидуального регулирования, являющихся основанием возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования.

Субординационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования принимаются органами государства или местного самоуправления в одностороннем порядке на основе их компетенции и содержат индивидуально-императивные волеизъявления. Они выступают в качестве юридических фактов возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, в частности, в следующих случаях: а) предоставления налогоплательщику налогового кредита или инвестиционного налогового кредита (ст. 65, 67 НК РФ), что служит основанием изменения налогового правоотношения; б) предоставления судом отсрочки и рассрочки уплаты госпошлины или уменьшения ее размера (ст. 53 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине») и др.

Наряду с субординационными актами индивидуального регулирования роль юридических фактов в налоговом праве в последние годы стали выполнять и координационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования. Координационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования являются результатом выработки сторонами соглашения, соответствующего нормам права и отражающего их волю. Так, правоотношения по инвестиционному налоговому кредиту, налоговому кредиту и некоторые другие возникают, в частности, на основании договоров. При этом надо заметить, что координационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования как юридические факты движения налоговых правоотношений всегда идут вкупе, нераздельно с субординационными индивидуальными актами.

К правомерным юридическим действиям как основаниям движения налоговых правоотношений могут быть отнесены и прочие акты волеизъявления субъектов налогового права. Среди них главным образом заявления, которые согласно законодательству должны подать субъекты налогового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита, а также налоговая декларация. Эти действия совершаются субъектами с целью породить совершенно определенные последствия. К примеру, в соответствии со ст. 65 НК РФ «налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению. ».

В числе правомерных юридических фактов, с которыми связывается движение финансовых правоотношении, можно назвать и такие правомерные действия, как юридические поступки. Они характеризуются тем, что приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица. Например, факт дарения одним лицом другому дорогостоящего имущества является юридическим фактом (при определенных условиях) возникновения правоотношений по уплате налога на имущество, переходящее в порядке дарения. Аналогичным образом приобретение физическим лицом автомобиля служит юридическим фактом возникновения правоотношения по уплате транспортного налога. Получение юридическим лицом прибыли, совершение оборота по реализации продукции, работ, услуг являются юридическим фактом возникновения правоотношения по уплате налога на прибыль и НДС. Юридические поступки занимают очень заметное место в налогово-правовой фактологии. Это обусловлено, в частности, производностью, вторичностью в ряде случаев финансового правоотношения по отношению к гражданскому правоотношению. Субъект хозяйственной деятельности, стремясь к увеличению своего дохода, прибыли, постоянно вступает в различного рода гражданско-правовые сделки. Их результатом является приобретение основных фондов, оборотных средств, получение выручки, дохода и т. п. С точки зрения финансового права эти акции являются юридическими фактами-поступками, обусловливающими движение финансовых правоотношений. Они приводят к налогово-правовым последствиям независимо от воли лица.

В налоговом праве юридическими фактами, порождающими правовые последствия, являются и неправомерные действия. Среди неправомерных действий как оснований движения налоговых правоотношений выделяются правонарушения в виде проступков. Налоговые проступки как юридические факты по форме совершения могут быть подразделены на проступки-действия и проступки-бездействия. Надо заметить, что в налоговом праве удельный вес проступков-бездействия, с которыми связывается возникновение охранительных правоотношений, очень велик. К примеру, в соответствии с НК РФ к налоговым проступкам-бездействию относятся: уклонение от постановки на учет в налоговых органах (ст. 117); неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 134); неисполнение банком решения налогового органа о взыскании налога (ст. 135); непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126) и т. д.

В налоговом праве в числе юридических фактов, вызывающих движение финансовых правоотношений, могут быть названы и события. Здесь имеют место относительные и абсолютные события. Относительные события — это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие независимо от причин, их породивших. Число относительных событий в налоговом праве невелико. Главным образом они выступают в качестве оснований правоотношений по использованию налоговых льгот. Например, в соответствии с НК РФ, установившим налог на доходы физических лиц, к относительным событиям как юридическим фактам могут быть отнесены проценты и выигрыши по вкладам в банках (в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ).

Помимо относительных событий, движение финансовых правоотношений нередко вызывается абсолютными событиями. «Абсолютные события — это обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее» (С. С. Алексеев). Например, достижение ребенком работающего родителя 18 лет, а в случае, если он является студентом или учащимся, — 24 лет является основанием изменения у родителя правоотношения по уплате налога на доходы физических лиц.

К юридическим фактам-событиям, вызывающим движение финансовых правоотношений, должны быть отнесены и сроки. В налоговом праве сроки как юридические факты занимают весьма заметное место. Так, истечение срока, на который предоставлена налогоплательщику отсрочка или рассрочка уплаты налога (ст. 64 НК РФ), является юридическим фактом изменения финансового правоотношения по уплате налога. В большинстве случаев в налоговом праве сроки являются одним из юридических фактов, с которым связывается исполнение налогового обязательства. В ст. 45 НК РФ определено, что «обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательство о налогах и сборах».

Помимо классификации юридических фактов по волевому признаку, в налоговом праве могут быть достаточно последовательно проведены и другие их классификации, которые уже разработаны отраслевыми юридическими науками и в общей теории права.

В процессуальной литературе обычно отмечается, что в отличие от искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое производство в гражданском и арбитражном процессе является бесспорным, в нем отсутствуют стороны с противоположными интересами и есть лишь заинтересованные лица. Цель особого производства состоит якобы лишь в выявлении и констатации тех или иных обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав или обязанностей

Дела об установлении юридических фактов рассматриваются судом с участием заинтересованных лиц, права которых могут быть затронуты решением (ч. 2 ст. 263 ГПК, ч. 2 ст. 221 АПК). При возникновении между заявителем и заинтересованными лицами спора о праве, подведомственном соответственно арбитражному суду или суду общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заявителю и другим заинтересованным по делу лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК, ч. 4 ст. 221 АПК). Из приведенных положений закона следует, что юридический факт устанавливается в особом производстве, когда нет необходимости разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта. Констатируя наличие юридического факта при отсутствии спора о праве, суд вносит определенность в материальное правоотношение, устраняя для заявителя препятствия для распоряжения своим субъективным правом. Этим самым защита субъективного права осуществляется более простым способом, поскольку при отсутствии спора о самом праве суду нет необходимости в полном объеме устанавливать содержание материального правоотношения. В результате правосудие по таким делам по сравнению с обычной процедурой искового производства становится более доступным для заинтересованных лиц, его цели достигаются самым оптимальным способом, обеспечивая большую эффективность судебной защиты прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, особое производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение, изначально не предназначено для разрешения споров о субъективном материальном праве, однако вряд ли правильно делать из этого вывод о бесспорности соответствующей судебной процедуры. Не разрешая вопрос о содержании прав и обязанностей участников материальных правоотношений в таком производстве, суд вместе с тем с использованием процедуры доказывания устанавливает наличие или отсутствие соответствующих юридических фактов, существование которых неочевидно. Налицо спорная ситуация, как правило, с участием государственного органа, который не признает за лицом какого-либо субъективного права без соответствующего решения, что и вынуждает заявителя обратиться в суд. Из этого следует, что при отсутствии спора о праве может возникнуть спор о юридическом факте и каких-либо препятствий для разрешения такого спора в особом производстве не имеется. Фактическими сторонами в таком споре, при номинальном отсутствии соответствующих субъектов в особом производстве, будут заявитель и заинтересованные лица, и этот спор о юридических фактах в случае его возникновения подлежит разрешению судом на основе принципов состязательности и равноправия сторон. Причем помимо фактов материально-правового характера в делах данной категории может возникнуть спор и по поводу процессуальных юридических фактов, подлежащих доказыванию по правилам состязательного процесса.

Исследуя проблемы людей в сфере установления фактов, имеющих юридическое значение, в частности, нескольких тысяч клиентов Правового Центра «Вектор», наши специалисты пришли к выводу, что самыми актуальными проблемами в сфере особого производства являются:

  • родственные отношения;
  • факт нахождения на иждивении;
  • факт регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;
  • факт признания отцовства;
  • факт принадлежности правоустанавливающих документов лицу;
  • факт владения и пользования недвижимым имуществом;
  • факт несчастного случая;
  • факт смерти;
  • факт принятия наследства и места открытия наследства;
  • другие имеющие юридическое значение факты
  • факт владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
  • факт государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
  • факт принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;
  • другие факты, порождающие юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращаясь в Правовой Центр «Вектор» Вы получите БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ по установлению юридического факта!

Наши ЮРИСТЫ и АДВОКАТЫ защитят Вас и Ваших близких и помогут детально разобраться в Вашем споре по установлению юридического факта.

Специалисты по делам об установлении юридического факта Правового Центра «Вектор» окажут Вам следующие услуги:

— консультация по вопросам особого производства (установление факта, имеющего юридическое значение)

— составление документов по установлению юридического факта

— анализ возникшей ситуации

— подбор нормативно-правовой базы по делам об установлении юридического факта

— подбор судебной практики по делам об установлении юридического факта

— защита в суде по делам об установлении юридического факта

В процессуальной литературе обычно отмечается, что в отличие от искового производства и производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое производство в гражданском и арбитражном процессе является бесспорным, в нем отсутствуют стороны с противоположными интересами и есть лишь заинтересованные лица. Цель особого производства состоит якобы лишь в выявлении и констатации тех или иных обстоятельств, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение у заявителя определенных прав или обязанностей

§19.3. Юридические факты и фактический состав правовых отношений

Юридический факт - это одно из старейших правовых понятий. Так, в древнеримском праве в Институциях Гая отмечалось четыре юридических факта: контракт, квазиконтракт, деликт и квазиделикт. Однако дефиниция юридического факта появилась только в XIX в. в немецкой юридической науке. Считается, что первое определение юридического факта дал Савиньи.
Правоотношения возникают при наличии определенных предпосылок и условий, которые в юридической литературе подразделяются на общие и специальные (или материальные и юридические). Общие - это социальные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения, стремясь добиться своих целей. К специальным (юридическим) относятся нормы права, правосубъектность участников правоотношения и юридические факты. Юридические факты выступают предпосылками правоотношения.
“Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий: возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей”.
Юридические факты - это конкретные обстоятельства, явления действительности в определенном месте и времени, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий - возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
Наибольшее развитие теория юридических фактов получила в гражданском праве. Все юридические факты классифицируют по признаку наличия или отсутствия в факте элементов человеческой воли на два вида: события и действия.
События - это такие обстоятельства и явления объективного характера, которые, как правило, не связаны с волей и сознанием людей. К их числу относят стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, гроза и т.д.), наступление или истечение определенного времени, естественную смерть или рождение человека, достижение им определенного возраста и т.д. События не порождают правоотношений сами по себе, но закон связывает с ними их возникновение, прекращение и изменение. Так, смерть человека может повлечь за собой открытие наследства, прекращение трудовых отношений (если он работал), а гибель имущества от стихийного бедствия является основанием возникновения требования к страховой организации об уплате страхового возмещения. Ряд юридических фактов-событий зависят в своем зарождении от воли и сознания человека (рождение человека, его смерть, пожар и т.д.) и поэтому иногда называются относительными событиями, которые классифицируются:
а) по происхождению:
- на природные (стихийные) и зависящие в своем происхождении от человека;
- уникальные;
б) по протяженности - моментальные (происшествия) и протяженные во времени (процессы);
в) по количеству участников (индивидуальные, групповые, массовые);
г) по характеру наступающих последствий - на обратимые и необратимые.
Русский ученый П.Г. Виноградов полагал, что юридический факт - это факт действительной жизни, которому придается особое юридическое значение как звену при образовании, видоизменении или утверждении прав.
Действия - это такие юридические факты, наступление которых зависит от воли лиц, их сознательного поведения. Это совершение сделок, создание произведений, принятие актов управления и т.д.
Действия по признаку отношения к ним правовых норм классифицируют на правомерные и неправомерные. Правомерные действия в свою очередь в зависимости от цели делят на юридические акты и юридические поступки.
Юридические акты - это действия, совершаемые с намерением (целью) породить юридические последствия (акт административного управления, гражданско-правовые сделки, заявления и жалобы граждан, регистрация актов гражданского состояния, судебные решения и т.д.).
Юридические поступки - это действия, приводящие к юридическим последствиям, независимо от намерения лица (создание произведения, находка). Многие правомерные поступки порождаются материально-предметной деятельностью человека. В отличие от юридических актов поступки могут совершать и недееспособные лица, и они будут иметь юридические последствия.
Правомерные юридические факты-действия классифицируются:
- по субъектам (действия граждан, организаций, государства);
- по отраслям права;
- по способу совершения (лично, через представителя);
- по способу выражения и закрепления (молчанием, жестом, документом);
- по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результативные действия).
Неправомерные действия классифицируют:
- по степени общественной опасности (проступки и преступления);
- по субъекту (действия индивидов и организаций);
- по объекту (преступления против личности, общественной безопасности и общественного порядка, в сфере экономики);
- по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудовые и т.д.);
- по форме вины (умышленные, неосторожные);
- по мотиву (хулиганские, корыстные и др.).
По характеру последствий юридические факты подразделяются на правообразующие (заключение трудового договора, когда работодатель и работник становятся носителями прав и обязанностей), правоизменяющие (обмен жилой площади, влекущий изменение объекта правоотношения и, соответственно, прав и обязанностей по договору найма, перевод на другую работу) и правопрекращающие (продажа имущества, прекращающая право собственности продавца, увольнение с работы).
По признаку их документального закрепления юридические факты могут быть подразделены на оформленные (документально зафиксированные) и неоформленные, или патентные (устная сделка между гражданами, отказ от реализации своего права и др., многие правоотношения).
Юридические факты классифицируют на простые и сложные (состоящие из нескольких юридически значимых сторон). Например, правонарушения (субъективная и объективная стороны). Сложный юридический факт - это многоаспектное явление.
Юридические факты в правовом регулировании выполняют функцию обеспечения возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в должности, в гражданстве (подданстве), принадлежность к сословию и т.д.).
Нередко юридические последствия порождает не один какой-либо факт, а их совокупность. Так, для возникновения пенсионных отношений необходимы такие факты: достижение пенсионного возраста, стаж, заявление в орган соцобеспечения и акт назначения пенсии. Для правовых отношений “студент - вуз” требуются: а) аттестат об окончании средней школы; б) сдача вступительных экзаменов; в) проходной балл по конкурсу; г) приказ ректора о зачислении; д) медицинская справка; е) заявление. Для призыва на действительную военную службу лицо должно иметь российское гражданство, достигнуть 18-летнего возраста, не иметь права на отсрочку и т.д. Такая совокупность фактов называется фактическим составом.
Фактический состав представляет собой совокупность юридических фактов, необходимых для наступления определенных юридических последствий.
Фактические составы классифицируют на простые (принадлежащие к одной отрасли права) и сложные (принадлежащие к разным отраслям права). К числу сложных фактических составов относится оформление купли-продажи, мены и другие формы отчуждения имущества, где необходимо наличие юридических фактов гражданской и семейной отрасли права (при продаже дома лицами, имеющими детей, необходимо согласие органа опеки и попечительства и др.).
Следует отметить, что значение юридических фактов имеют и некоторые решения суда (о разделе права общей собственности, о признании завещания недействительным, о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим).

В соответствии с действующим российским законодательством о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговую обязанность целесообразно рассматривать в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определённых ст. 23 НК РФ.

В узком аспекте налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики зачастую являются потенциальными плательщиками. Так, например, физическое лицо является потенциальным плательщиком налогов и сборов до тех пор, пока у него не возникнет обязанность по уплате налогов или сборов, после возникновения такой обязанности физическое лицо будет являться налогоплательщиком. Обязанность по уплате налогов (т.е. налоговая обязанность) может возникнуть у физического лица, например, при получении дохода. Каждый гражданин должен исполнить налоговую обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). То же касается и юридических лиц – юридическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, будет являться потенциальным налогоплательщиком то тех пор, пока у него не возникнет налоговая обязанность по уплате какого-либо налога, например, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:

Во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода – в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства – в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий – в акцизах и др.;

Во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль – предприниматель (индивидуальный или коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфическая;

В-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии определения сроков уплаты налогов или сборов: календарная дата или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определённым сроком, связанным с событием или действием).

Налоговая обязанность чётко определена временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным НК РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т. е. когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

В соответствии с п.1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. На основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. При этом необходимо учитывать, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика или сам объект налогообложения не являются основаниями возникновения налоговой обязанности. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объекта налогообложения выступает основанием для возникновения обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока ещё не по её уплате. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Статьи 44, 45 НК РФ содержат специальные указания на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращённой.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исполнение самой налоговой обязанности (уплата налога или сбора) является самой распространенной ситуацией прекращения налоговой обязанности. В подп. 1 п. 3 ст. 44 сказано, что налоговая обязанность прекращается с уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, т. е. предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. При этом необходимо учитывать, что на практике часто бывают ситуации исполнения налоговой обязанности не лично налогоплательщиком, а налоговым агентом или представителем налогоплательщика. В данном случае необходимо получить решение налогового органа о зачёте его налоговой обязанности.

Примером возникновения обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, может служить процедура банкротства, так как в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов.

При прекращении налоговой обязанности в связи со смертью гражданина необходимо учитывать, что это относится только к преимущественным налогам, а те налоги, в которых не требуется участие гражданина (не преимущественные налоги), оплачиваются и после смерти гражданина (например, подоходный налог).

При ликвидации организации-налогоплательщика прекращается налоговая обязанность. Но встречается и ряд существенных исключений.

Во-первых, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то это будет первый случай уплаты налога.

Во-вторых, если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Исполнение налоговой обязанности в соответствии с налоговым законодательством понимается как:
– добровольное или на основании требования уполномоченных органов государства действие самого налогоплательщика;
– действие налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами.

Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

1) в порядке зачёта переплаченной ранее суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ;

2) при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Таким образом, налоговое законодательство выделяет два способа уплаты налога:

1) действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет;

2) действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора).

Необходимо также учитывать, что исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платёжного поручения влечёт прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Определение момента уплаты налога нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Таким образом, согласно п. 1 ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации – рублях. Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.

В соответствии со ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке. В соответствии с правилами подп. 2 п. ст. 45 НК РФ взыскании налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счёт;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Необходимо учитывать, что в отношении юридических лиц налоговым законодательством предусмотрен бесспорный порядок, а в отношении физических лиц судебный порядок взыскания.

В то же время в налоговом законодательстве предусмотрено исключение в отношении взыскания налогов с юридических лиц в бесспорном порядке. Такое взыскание не допускается в двух случаях:

1) обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;

2) пропуска налоговым органом установленного срока на принятие решения о бесспорном взыскании налога.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи.

Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога. Данное решение должно быть вынесено не позднее 60 дней с момента истечения дополнительного срока на уплату налога. Пропуск налоговым органом этого срока влечёт невозможность бесспорного взыскания налога, и дальнейшее принудительное исполнение налоговой обязанности возможно только в судебном порядке.

В случае бесспорного взыскания налоговой недоимки обязательно должно соблюдено требование об уведомлении налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.

Под юридическим фактом понимается конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий.

К юридическим фактам в налоговом праве, так же как и в финансовом праве, относятся действия (бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц.

Действия подразделяются на правомерные, отвечающие требованиям закона, и неправомерные, не соответствующие таким требованиям. В налоговом праве юридическими фактами, порождающими правовые последствия, являются и неправомерные действия. Среди неправомерных действий как оснований движения налоговых правоотношений выделяются правонарушения в виде проступков. Налоговые проступки как юридические факты по форме совершения могут подразделяться на проступки-действия и проступок-бездействие. Надо заметить, что в налоговом праве удельный вес проступков-бездействий, с которыми связывается возникновение охранительных правоотношений, очень велик. К примеру, в соответствии с НК РФ к категории налогового проступка-бездействия относятся: уклонение от постановки на учет в налоговых органах (ст. 117); неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или иного обязанного лица (ст. 134); неисполнение банком решения налогового органа о взыскании налога (ст. 135); непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126) и т.д.

В качестве примеров юридических фактов в финансовом праве можно привести утверждение финансово-плановых актов. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

Юридические факты в налоговом праве достаточно тесно связаны с юридическими актами в финансовом праве. Так, на основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению налоговых правоотношений. К таким актам относятся: извещение налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение налоговых (финансовых) правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

В налоговом праве в числе юридических фактов, вызывающих движение финансовых правоотношений, могут быть названы и события. Здесь имеют место относительные и абсолютные события. Относительные события - это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие независимо от причин, их породивших. Число относительных событий в налоговом праве невелико. Главным образом они выступают в качестве оснований правоотношений по использованию налоговых льгот. Например, в соответствии с НК РФ, установившим налог на доходы физических лиц, к относительным событиям как юридическим фактам могут быть отнесены проценты и выигрыши по вкладам в банках (в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ)*(105).

Главной функцией юридических фактов в налоговом праве является обеспечение возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Объект налогообложения - это и есть тот юридический факт (действие, событие, состояние), который обусловливает обязанность субъекта заплатить налог*(106). На этом основании п. 1 ст. 17 НК РФ устанавливает обязательное закрепление в законе при установлении того или иного налога юридических фактов, с которыми связывается обязанность его уплаты. Так, "Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога" (п. 1 ст. 17 НК РФ).

В налоговом праве юридические факты выполняют активную информативную функцию, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. Юридические факты в налоговом праве зафиксированы в правовых нормах и уже самим фактом своей фиксации оказывают влияние на правовые последствия. Появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они делают необходимые шаги к тому, чтобы эти факты возникли, других юридических фактов стараются избежать*(107).

В налоговом праве целая категория субъектов права, ориентируясь на нормы налогового права, в которых зафиксированы юридические факты, старается их избежать, а значит, не допустить возникновения налоговых правоотношений. Эта категория субъектов - налогоплательщики. Они стараются избегать как тех юридических фактов, которые образуют налоговое правонарушение и связаны с охранительным правоотношением, так и тех (что важно), которые образуют объект налогообложения и являются основой для возникновения правоотношения по уплате налога. Существует даже специальный вид профессиональной деятельности, называемый "аналоговое планирование", целью которого является минимизация налогообложения на предприятии. Отсюда любая неточность, некорректность фиксации юридических фактов в налогово-правовой норме является основанием для того, чтобы налогоплательщик пытался обратить ее в свою пользу*(108).

В налоговом праве юридические факты наделены стимулирующей функцией. Так, многие юридические факты стимулируют субъект налогового права к тем видам деятельности, которые социально необходимы, значимы, полезны для субъекта. Например, получение предприятием налоговой льготы по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество связывается, в частности, с фактом нахождения в трудовых отношениях с предприятием работников-инвалидов. В связи с этим многие предприятия, ориентируясь на это законодательное установление, стремятся принять на работу работников-инвалидов.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 161 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читайте также: