Является ли нотариус налоговым агентом

Опубликовано: 15.05.2024

Письмо Федеральной налоговой службы №03-04-05/71133 от 13.08.2020

Обязанность заплатить налоги

Ст. 19 НК РФ обязывает платить законно установленные налоги, сборы и страховые взносы тех лиц, которые по правилам соответствующей главы НК РФ признаются налогоплательщиками, плательщиками сборов или плательщиками страховых взносов. В ст. 45 НК РФ уточняется, что такие лица должны самостоятельно исполнять свои обязанности по внесению обязательных платежей в бюджет.

При этом вот уже несколько лет допускается уплата налога за налогоплательщика иным лицом. Эта возможность доступна еще и плательщикам сборов и страховых взносов, а также налоговым агентам - применительно к уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

Налоговые агенты по НДФЛ

Принципы налогообложения НДФЛ сформулированы в главе 23 НК РФ и гласят, что обязанность рассчитать и уплатить в бюджет НДФЛ возлагается:

- или на самого налогоплательщика, то есть физическое лицо, получившее доход;

- или на налогового агента по НДФЛ.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ налоговым агентом по НДФЛ считается экономический субъект, от которого человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получил облагаемый доход в денежной или в натуральной форме. Исключением являются только доходы, которые облагаются НДФЛ в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.

Получается, что налоговым агентом может быть как юридическое лицо, так и предприниматель либо лицо, ведущее частную практику, в том числе адвокат, частный нотариус, медиатор, арбитражный управляющий и т.д. Главное условие, при котором такие экономические субъекты становятся налоговыми агентами по НДФЛ – это их роль в качестве источника дохода другого физического лица.

Доход для целей обложения НДФЛ

Для целей налогообложения получение дохода физическим лицом происходит, если человек получил экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую:

- в случае возможности ее оценки;

- в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Такой доход физических лиц для целей налогообложения определен в ст. 41 НК РФ и рассчитывается по правилам главы 23 НК РФ (письмо Минфина России от 25.12.2019 № 03-04-05/101695).

Внесение платежей представителями

В п. 1 ст. 26 НК РФ закреплено право налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов или налогового агента участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через своего законного или уполномоченного представителя.

Законным представителем в целях налогообложения признается:

- для фирмы - лицо, уполномоченное представлять ее на основании закона или ее учредительных документов;

- для физического лица - его представители в соответствии с гражданским законодательством России.

Уполномоченным представителем считается физическое или юридическое лицо, имеющее право представлять интересы налогоплательщика, плательщика сборов, взносов или налогового агента в отношениях с налоговыми или таможенными органами, а также иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права уполномоченного представителя подтверждаются доверенностью, которую выдает ему:

- представляемая им организация - в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;

- представляемое им физлицо, если доверенность заверена нотариально либо она приравнена к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Может ли представитель заплатить НДФЛ

Вопрос о том, может ли законный или уполномоченный представитель заплатить налог, сбор или взносы за должника, возникает из-за различных позиций Минфина России применительно к разным налоговым платежам.

К примеру, в письме от 28.07.2009 № 03-05-06-03/32 Минфин России разрешил организации заплатить пошлину за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество через своих представителей - физических лиц. При этом в качестве обязательных условий для такого платежа названо указание в платежных документах:

- на то, что сумма уплачена именно организацией за совершение в отношении нее юридически значимых действий;

- на то, что сумма уплачена именно за счет собственных денежных средств организации.

В то же время Минфин России отрицает аналогичную возможность налогового агента по НДФЛ передать другому лицу свои обязанности по расчету, удержанию налога из доходов физических лиц и по перечислению этого налога в бюджет. Данное мнение выражено в комментируемом письме, а также, например, в письме от 02.04.2015 № 03-05-05-03/18346. Поэтому, если налоговый агент не готов судиться со своей инспекцией, ему безопаснее платить НДФЛ с доходов физлиц самостоятельно.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Налоговый агент по законодательству налогоплательщиком не является.

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам - НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

255-основа.jpg

По общему правилу, НДФЛ исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент. В соответствии со статьей 226 НК РФ налоговыми агентами являются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получают доходы.

Налоговый агент определяет налоговую базу по НДФЛ с учетом предоставления физическому лицу налоговых вычетов в установленных НК РФ случаях.

Вопросам получения социальных, имущественных налоговых вычетов у работодателя посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса..

В чем заключается налоговый вычет по НДФЛ?

Вычет состоит в освобождении от налогообложения НДФЛ определенной суммы дохода от трудовой деятельности, оказания услуг, продажи имущества и т.п.при том, что данный доход подлежит налогообложению НДФЛ по ставке 13% (ставка установлена пунктом 1 статьи 224 НК РФ для большинства видов доходов, получаемых физическими лицами – налоговыми резидентами РФ).

В том случае, если физическое лицо применяет, скажем, упрощенную систему налогообложения и не имеет доходов, облагаемых по ставке 13%, или имеет доходы, освобождаемые от НДФЛ, воспользоваться вычетом оно не может. Кроме того, вычет не применяется к дивидендам несмотря на то, что они облагаются по ставке 13% (пункт 3 статьи 210 НК РФ).

НК РФ предусматривает систему налоговых вычетов. Какие из них налогоплательщик может получить у работодателя?

Все виды стандартных вычетов (статья 218 НК РФ), а также некоторые виды социальных (статья 219 НК РФ) и имущественных (статья 220 НК РФ).

Налоговый агент предоставляет названные вычеты в том случае, если физическое лицо является его работником?

В отличие от стандартных вычетов, социальные и имущественные налоговый агент может предоставлять только своему работнику.

Организация при заключении гражданско–правового договора с физическим лицом не является работодателем и предоставлять ему, в частности, имущественный налоговый вычет не вправе (письмо ФНС от 07.03.2017 № БС-4-11/4076@).

Если же организация заключила с физическим лицом трудовой и гражданско-правовой договоры, то социальный и имущественный вычеты могут быть предоставлены ему в отношении доходов по трудовому договору.

Стандартные, социальные, имущественные налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика.

В НК РФ прямо указано на необходимость предоставления письменного заявления на получение стандартных, социальных, имущественных вычетов (письмо Минфина от 03.05.2017 № 03-04-06/27013). Налоговый орган в ходе налоговых проверок вправе запросить у налогового агента копию соответствующего заявления работника. Налоговый агент без заявления работника или при наличии заявления, направленного в электронной форме, вправе не предоставлять вычет.

Однако основанием для вычета является не заявление. Представленные работником документы, подтверждающие право на вычет, и тем самым, свидетельствующие о его желании получить указанный вычет, — достаточное основание для предоставления налоговым агентом вычета.

В этой связи расчет налоговой базы по НДФЛ с использованием вычета, в том случае, если работник представил уведомление налогового органа, подтверждающее право на вычет, при отсутствии собственно отдельного заявления или несоблюдении формы его составления, не должен повлечь за собой негативные последствия для налогового агента.

Также отсутствуют основания для привлечения налогового агента к ответственности в виде штрафа за неисполнение требования о представлении копии заявления по той причине, что у него просто нет такого документа, поскольку он не составлен работником.

Какие социальные вычеты можно получить у налогового агента?

Вычеты в отношении уплаченных физическим лицом взносов:

— по договору негосударственного пенсионного обеспечения;

— по договору добровольного пенсионного страхования,;

— на накопительную пенсию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 219 НК РФ вычеты предоставляет работодатель-налоговый агент при условии, что он удержал взносы из выплат в пользу налогоплательщика и перечислил их в соответствующие фонды (страховые организации).

Налогоплательщику в данном случае не требуется получать от налогового органа подтверждение о праве на вычет.

Какие произошли изменения в порядке предоставления социальных вычетов?

С 2017 года изменилась процедура получения у налогового агента социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ (Федеральный закон от 30.11.2016 № 403-ФЗ).

Это вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни, заключенному со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга, в том числе вдовы, вдовца, родителей, а также усыновителей, детей, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством). Договор страхования должен быть заключен на срок не менее пяти лет.

До 2017 года вычет предоставлял физическому лицу налоговый агент в том случае, если он по договору удерживал взносы из выплат работнику и перечислял их в страховую организацию.

С 2017 года данный вычет может быть предоставлен физическому лицу до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии представления подтверждения права на получение вычета, выданного физическому лицу налоговым органом по утвержденной ФНС форме.

При этом при обращении в налоговый орган с заявлением о выдаче уведомления о праве на получение вычета подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов могут служить копии договора, платежных документов об уплате взносов.

Вправе ли работник обратиться к работодателю за получением налогового вычета на обучение и лечение?

Социальные вычеты на образование и лечение можно получать у работодателя с 2016 года. Такие вычеты предоставляются работнику в суммах оплаты им обучения в образовательных учреждениях на очном отделении как собственного, так и своих детей в возрасте до 24 лет.

Также вычеты предоставляются физическому лицу в суммах оплаты им медицинских услуг, оказанных ему, его супругу (супруге), родителям, детям, в том числе усыновленным, в возрасте до 18 лет, в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения или страховых взносов по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату медицинских услуг.

Для получения вычета у работодателя по расходам на обучение и лечение физическому лицу, прежде всего, необходимо собрать и представить в налоговый орган документы, подтверждающие оплату соответствующих расходов, а также письменное заявление с просьбой подтвердить право на вычет.

После получения от налогового органа уведомления о подтверждении права на вычет следует обратиться к налоговому агенту с письменным заявлением и подтверждением, выданным налоговым органом.

Рекомендуемые формы заявления налогоплательщика в налоговый орган и уведомления налогового органа о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 (в части вычета в сумме страховых взносов по договору добровольного страхования жизни) пункта 1 статьи 219 НК РФ, приведены в письме ФНС от 16.01.2017 № БС-4-11/500@.

В том случае, если работник оплатил лечение в январе, а за вычетом обратился к налоговому агенту в июле, налоговый агент может предоставить вычет с начала года?

Нет. Социальный вычет предоставляется с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за его получением.

Применительно к социальным налоговым вычетам на обучение и лечение (подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ) и вычету в сумме уплаченных налогоплательщиком страховых взносов по договору добровольного страхования жизни законодатель прямо закрепил возможность их предоставления только начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за их получением.

Налоговому агенту следует иметь в виду, что предоставление физическому лицу-работнику социального налогового вычета с начала года, повлекшее неудержание налога, приведет к правонарушению, ответственность за которое установлена статьей 123 НК РФ.

Что делать, если при предоставлении вычета с месяца обращения к налоговому органу, у налогоплательщика останется остаток вычета?

Остаток вычета, неиспользованный в течение налогового периода, может быть получен физлицом в налоговом органе при представлении декларации по окончании налогового периода.

Напомню, разница между суммой социальных налоговых вычетов и суммой доходов на следующий налоговый период не переносится.

Каковы возможности получения у работодателя имущественных налоговых вычетов?

У работодателя могут быть получены следующие имущественные налоговые вычеты:

— по расходам на строительство (приобретение) жилья;

— на уплату процентов по целевым займам, кредитам, фактически израсходованным на строительство (приобретение) жилья, а также на погашение процентов в случае рефинансирования такого кредита.

Что является документальным основанием для предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета?

Налоговый агент обязан предоставить имущественные вычеты при получении от налогоплательщика письменного заявления и уведомления налогового органа о подтверждении права на этот вычет.

Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 14.01.2015 № ММВ-7-11/3@. В уведомлении обязательно должны быть указаны реквизиты работодателя (наименование, ИНН, КПП), у которого налогоплательщик вправе получить вычет, и сумма такого вычета.

Если у налогового агента нет трудовых отношений с физическим лицом, то вычет ему не может быть предоставлен , даже если физическое лицо представит налоговому агенту уведомление налоговой инспекции о подтверждении права на вычет, в котором этот налоговый агент будет указан как работодатель (письмо Минфина от 14.10.2011 № 03-04-06/7-271).

Если в течение налогового периода работник переводится из головной организации в ее обособленное подразделение, должен ли он получить новое уведомление?

Нет. Уведомление о подтверждении права на имущественный налоговый вычет может быть использовано в течение соответствующего налогового периода независимо от конкретного места трудовой деятельности работника: в головной организации или в любом из ее обособленных подразделений. Место хранения уведомлений в числе других документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов, организация определяет самостоятельно (письмо Минфина от 07.09.2011 № 03-04-06/4-209).

Таким же подходом следует руководствоваться и при получении социальных налоговых вычетов.

В том случае, если работник представил уведомление о праве на имущественный вычет в середине года, может ли налоговый агент вернуть налог за периоды, истекшие до месяца получения уведомления?

Может. Из статей 210, 220, 226, 231 НК РФ следует, что если соблюдены условия получения вычета, и у работодателя имеется подтверждение налогового органа, вычет может быть предоставлен с начала налогового периода.

В отличие от социальных вычетов НК РФ не устанавливает запрет на возврат налоговым агентом суммы имущественного налогового вычета за весь налоговый период, на который выдано уведомление о подтверждении права на вычет.

Судебная практика подтверждает правомерность предоставления налоговым агентом имущественного налогового вычета с начала налогового периода (календарного года) (определение Верховного Суда от 13.04.2015 № 307-КГ15-324, Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденный Президиумом Верховного Суда 21.10.2015).

Согласился с этой позицией и Минфин, признав, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная с начала года до месяца, в котором работник обратился к организации за имущественным вычетом, является излишне удержанной. Эта сумма подлежит возврату в порядке статьи 231 НК РФ (письмо Минфина от 22.11.2016 № 03-04-06/68714).

Таким образом, при наличии оснований для получения вычета, вычет рассчитывается налоговым агентом с учетом его предоставления за весь налоговый период, в котором работник обратился за ним.

Образовавшийся остаток вычета работник может получить при подаче налоговой декларации в налоговый орган или в следующем налоговом периоде у налогового агента на основании нового подтверждения налогового органа.

Какова очередность предоставления налоговым агентом вычетов в той ситуации, когда физическое лицо имеет право на получение одновременно нескольких вычетов?

При наличии права на одновременное получение нескольких видов налоговых вычетов последовательность их применения выбирает налогоплательщик. В данном случае могут быть по аналогии использованы положения пункта 2 статьи 219 НК РФ, согласно которым работник в письменном заявлении определяет очередность предоставления ему налоговым агентом вычетов.

По общему правилу пункта 3 статьи 210 НК РФ, разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов на следующий налоговый период не переносится.

В качестве исключения из общего правила порядок предоставления имущественного налогового вычета допускает его перенос на иные налоговые периоды. Поэтому более выгодно использовать имущественный налоговый вычет в последнюю очередь после исчерпания других.

Очередность получения вычетов или изменение последовательности их предоставления может быть рекомендована работнику налоговым агентом. Это подтверждает письмо ФНС от 28.06.2017 № БС-4-11/12466@.

Обращаю внимание, что инвестиционный налоговый вычет по статье 219.1 НК РФ предоставляется в размере положительного финансового результата по операциям с ценными бумагами. Профессиональный налоговый вычет по статье 221 НК РФ предоставляется, по общему правилу, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных физическим лицом расходов, связанных с извлечением определенных доходов по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам. Вопрос об очередности указанных вычетов не возникает.

Можно ли предоставлять вычеты один раз в месяц при расчете зарплаты?

По смыслу статьи 210 НК РФ налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются при каждом определении налоговой базы налоговым агентом.

Поэтому согласно пункту 2 статьи 223 НК РФ при выплате доходов в виде оплаты труда предоставление работнику стандартных, социальных, имущественных налоговых вычетов производится однократно при расчете заработной платы.

При этом с учетом пункта 3 статьи 226 НК РФ предоставление работнику стандартных, социальных, имущественных налоговых вычетов в отношении иных доходов при расчете заработной платы можно считать допустимым.

Давайте рассмотрим ситуацию, когда налоговый агент не предоставлял вычет при наличии у него необходимых документов, полученных от налогоплательщика?

В этом случае речь идет об излишнем взыскании налога. Порядок возврата установлен статьей 231 НК РФ и состоит в следующем.

Налоговый агент обязан сообщить работнику об излишнем удержании налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. При этом форма сообщения может быть любой, но извещение налогоплательщика должно быть подтверждено, например, путем ознакомления под роспись.

Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика. В заявлении должен быть указан расчетный счет для перечисления суммы.

А что, если заявление от работника на возврат излишне удержанного налога не поступило работодателю?

Излишне удержанную сумму можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Если же заявление поступило?

Налоговый агент в течение 10 дней после поступления заявления должен рассчитать свои возможности по возврату суммы налога (письмо Минфина от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112).

Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога может быть произведен единовременно или периодическими платежами за счет уменьшения сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджетную систему в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание налога.

Срок такого возврата — не более трех месяцев со дня получения налоговым агентом заявления работника.

Если по оценке налогового агента нужная сумма не будет набрана за три месяца, то ему следует обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате.

Налог будет возвращен налоговому агенту?

Да, но для последующего перечисления налогоплательщику. Обратиться за возвратом излишне удержанной суммы налога напрямую в налоговый орган налогоплательщик может, если налоговый агент, излишне удержавший налог, ликвидирован.

Какие документы представляет налоговый агент для возврата излишне взысканной суммы налога?

Для возврата налога должны быть представлены заявление на возврат, копия заявления налогоплательщика, выписка из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период, платежные документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы НДФЛ в бюджет.

Если излишне удержана сумма налога за истекший налоговый период, то при любом случае возврата нужно представить взамен прежней справки 2-НДФЛ новую.

После осуществления возврата сумма налога, возвращенная налоговым агентом налогоплательщику в соответствии со статьей 231 НК РФ, указывается в форме 6-НДФЛ нарастающим итогом с начала налогового периода по строке 090 раздела I расчета. В разделе 2 расчета операция по возврату налога не отражается. При этом уточненный расчет за соответствующий предыдущий период сдавать не требуется (письмо ФНС от 12.04.2017 № БС-4-11/6925).

Среда
19 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

КАКИЕ НАЛОГИ ПЛАТЯТ ЧАСТНЫЕ НОТАРИУСЫ И АДВОКАТЫ. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НДФЛ ЛИЦАМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ

"Финансовая газета", 2013, N 27

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет налог на доходы физических лиц исходя из сумм доходов, полученных от такой деятельности. Об особенностях исчисления и уплаты НДФЛ указанными лицами пойдет речь в настоящей статье.

Перед тем, как рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц лицами, занимающимися частной практикой, необходимо определить, кто входит в число указанных лиц. Ими являются частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, другие лица, имеющие право вести частную деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Нотариус, занимающийся частной практикой, согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате), вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ). Адвокатский кабинет не является юридическим лицом (п. 3 ст. 21 Федерального закона N 63-ФЗ). Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом (п. 6 ст. 21 Федерального закона N 63-ФЗ).

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем (п. 1 ст. 25 Федерального закона N 63-ФЗ). Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (п. 2 ст. 25 Федерального закона N 63-ФЗ). Одним из существенных условий соглашения является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Арбитражным управляющим согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий - субъект профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. В абз. 5 п. 1 ст. 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено право арбитражного управляющего на получение вознаграждения за период осуществления им своих полномочий. Пунктами 1, 3 ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ определено, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, при этом сумма вознаграждения состоит из фиксированной суммы и процентов от балансовой стоимости активов должника. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 127-ФЗ (п. 2 ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ). В Письмах Минфина России от 06.04.2012 N 03-04-09/8-34, ФНС России от 26.03.2012 N ЕД-4-3/4964@ "О налогообложении доходов арбитражных управляющих с 01.01.2011" указано, что поскольку в соответствии со вступившей в действие с 1 января 2011 г. редакцией ст. 20 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражные управляющие признаются субъектами профессиональной деятельности, занимающимися частной практикой, то начиная с 2011 г. доходы арбитражных управляющих, полученные от частной практики, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, подлежат обложению НДФЛ согласно гл. 23 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 26.08.2011 N 03-11-10/50, от 19.05.2011 N 03-04-05/8-359, ФНС России от 17.01.2012 N ЕД-3-3/80@, от 10.06.2011 N ЕД-4-3/9304@. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст. 23 Основ законодательства о нотариате).

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

При осуществлении нотариальной деятельности, для которой законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 22 Основ законодательства о нотариате). Размер нотариального тарифа устанавливается в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате.

Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий предусмотрены ст. 333.24 гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.

Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 227 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ). При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п. 4 ст. 227 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 227 НК РФ). Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)".

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ).

В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 27.12.2010 N ММВ-7-3/768@ "Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)" с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде (п. 7 ст. 227 НК РФ). Таким образом, обязанность налогоплательщика представить декларацию по форме 4-НДФЛ связана с появлением у него в этот период доходов, полученных от осуществления деятельности. Следовательно, если налогоплательщик не получал доходов от своей деятельности, то представлять указанную декларацию в налоговые органы он не обязан. Аналогичный вывод сделан арбитрами в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2010 N А66-3075/2010, от 17.05.2006 N А26-9328/2005-28. Однако в Письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2011 N 20-14/2/085308@ разъясняется, что НК РФ не предусматривает освобождения от представления налоговой декларации налогоплательщика, не осуществляющего предпринимательскую деятельность в соответствующем налоговом периоде.

Налоговая декларация представляется в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма дохода, предполагаемого к получению, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218, 221 НК РФ (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ):

- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

- за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

- за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей. Форма налогового уведомления по уплате авансовых платежей по НДФЛ утверждена Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-04/440@ "О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц". В налоговом уведомлении должны быть указаны (п. 3 ст. 52 НК РФ):

- размер налога, подлежащего уплате;

- расчет налоговой базы;

- сроки уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ). Приказом ФНС России от 23.05.2011 N ММВ-7-11/324@ утверждены формат и Порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом

периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. При этом налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-04-07-01/47).

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Обратите внимание! Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ (Письма Минфина России от 18.03.2008 N 03-02-07/1-106, УФНС России по г. Москве от 08.04.2009 N 20-14/2/033346@). Поскольку размер годовой суммы авансовых платежей может быть определен только после окончания налогового периода, то и начислять пени налоговый орган начнет не раньше, чем посчитает НДФЛ за год. В случае прекращения деятельности до конца налогового периода согласно п. 3 ст. 229 НК РФ налогоплательщики обязаны в 5-дневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со ст. 227 НК РФ, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ.

В заключение отметим, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Налоговый агент по законодательству налогоплательщиком не является.

Понятие налоговых агентов

Наравне с налогоплательщиками НК Российской Федерации выделяют понятие налогового агента. Налоговыми агентами признаются личности, уполномоченные вычислять, удерживать и оплачивать в госбюджет необходимую сумму налогов по НДФЛ за налогоплательщиков.

Следует сосредоточить внимание на том, что предприятие, выполняющее функции налогового агента, обладает обязательством удерживать налоги по НДФЛ только лишь у персон, являющихся налогоплательщиками, и перечислению их в госбюджет.

Права налоговых агентов

В функции налогового агента входит перечисление налога, высчитанного у налогоплательщика, а никак не оплата налога за счет своих средств.

Если же налоговый представитель провел несвоевременную выплату необходимой суммы налога по НДФЛ, в таком случае по единому закону с него нереально взимать не высчитанную им сумму налога по НДФЛ. В этой ситуации распоряжение об уплате налога обязано являться предоставлено налогоплательщику, а никак не налоговому агенту.

Этот факт сопряжен с тем, что в данном случае обязанным лицом не прекращает быть плательщик. В соответствии с нормами НК Российской Федерации его обязательство по уплате налога является невыполненным, поскольку налоговый агент не высчитал суммы налога.

В том случае, если денежных выплат по НДФЛ в налоговом периоде лицу, выплачивающему налоги, никак не производилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговый агент должен только рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и известить налоговый орган о неосуществимости высчитать налог.

Эта позиция базируется на том, что обязанным лицом считается плательщик, к которому имеет возможность быть предъявлено надлежащее требование об уплате налога в случае неисполнение обязанностей налогового агента.

При этом Пленум ВАС России показал, что тезис о неисполнение обязанностей налогового агента неприменим, деньги выплачивает иностранный гражданин, в связи с неучетом его в российской налоговой и неосуществимостью его налогового администрирования.

Виды налоговых агентов

Налоговыми агентами признаются по 3 налогам - НДФЛ, НДС и налогу на доход.

При выплате физическим лицам вознаграждений по трудовым договорам либо другой прибыли в денежной форме, в том числе по гражданско-правовым соглашениям о необходимости исполнения работ, предложении услуг либо авторским соглашениям, предприятие обязана рассчитать и удержать из их прибыли НДФЛ и перечислить налог в госбюджет.

Налоговым агентом по НДС субъект способен быть, в случае если совершает, в частности, следующие действия:

  • арендует муниципальную либо государственную собственность у органов власти;
  • получает у зарубежного лица, который не состоит на учете в налоговых органах России, товары, местом реализации каких является территория России.

Налоговым агентом по налогу на доход субъект становится:

  • при выплате дивидендов;
  • при выплате прибыли зарубежной компании, не обладающей постоянным представителем в Российской Федерации.

К участникам отношений, контролируемых законом, причислены в том числе компании и физические лица, признаваемые в соответствии с законом налоговыми представителями.

Налоговыми агентами имеют все шансы являться физические личности и компании, на каких возложены прямые обязательства по исчислению, удержанию и перечислению отдельных налогов в госбюджет России.

Употребительно же к налогу на доход установлено, что в случае если налогоплательщиком считается зарубежное предприятие, получающее прибыли от источников в России, не сопряженные с ее постоянным представительством в России, в таком случае обязательство по определению суммы налога, удержанию данной суммы из прибыли налогоплательщика и перечислению налога в госбюджет возлагается на российскую компанию либо зарубежную компанию, исполняющую деятельность в России посредством постоянного представительства, выплачивающих положенный доход налогоплательщику.

Налоговыми представителями по налогу на добавочную стоимость признаются органы, компании либо частные коммерсанты, уполномоченные проводить на территории России реализацию конфискованной собственности, собственности, реализуемой по заключению суда, закупленных ценностей, а кроме того ценностей, перешедших по праву наследования стране.

Кроме того учитывается то, что при предоставлении на территории России органами регионального самоуправления в аренду городской собственности налоговая база формируется как совокупность арендной платы с учетом налога налоговым представителем отдельно по любому оплаченному предмету собственности; в этом случае налоговыми представителями сознаются наниматели указанной собственности; на них возлагается обязательство по исчислению, удержанию из денег, уплачиваемых арендодателю, и уплате в госбюджет надлежащей суммы налога.

Налоговые агенты обладают теми же полномочиями, что и налогоплательщики, в случае если другое не предвидено законом. Налоговые органы несут ответственность за ущербы, доставленные налоговым представителям по причине незаконных операций либо бездействия отмеченных организаций, а равно незаконных операций либо бездействия должностных лиц и иных их сотрудников при выполнении ими должностных обязательств.

Обязанности налоговых агентов

Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и вовремя вычислять, удерживать из средств, которые выплачивает налогоплательщик, и перечислять налоги в госбюджет России на надлежащие счета Федерального казначейства;

2) делать письменное уведомление в налоговый аппарат по месту собственного учета о неосуществимости удержать налог и о сумме долга налогоплательщика в течение одного месяца с того момента, как налоговый агент узнал о подобных ситуациях;

3) осуществлять учет начисленных и уплаченных налогоплательщикам прибыли, исчисленных, вычтенных и перечисленных в бюджетную систему России налогов, в том числе по любому налогоплательщику в указанные сроки;

4) показывать в налоговую по месту собственного учета бумаги, нужные для исполнения контроля за точностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение 4 лет гарантировать безопасность бумаг, нужных для исчисления, удержания и перечисления налоговых сборов. Помимо этого, налоговые агенты имеют все шансы нести и прочие обязанности, предусмотренные законом.

Обязательство по уплате определенного налога лежит на налогоплательщике. Оно обязано являться выполненым им без помощи других, в случае если иное явно не учтено законом. Вовлечение в отношения налогового агента как раз и считается подобным исключением. В связи с отмеченным значением налоговых агентов в отношениях по выполнению прямых обязанностей по уплате налогов особого интереса заслуживает правовая точка зрения о моменте выполнения налогоплательщиком этой прямой обязанности.

Налог способен быть оплачен только в денежной форме, иными словами, посредством отчуждения денежных средств налогоплательщика, которые принадлежат ему по праву собственности. При этом обязанности налогового агента пред налогоплательщиком имеют все шансы являться выполнены в неденежной форме.

В связи с этим следует принимать во внимание законную позицию, в соответствии с какой в данном случае, если прибыль, подлежащая обложению налогом по НДФЛ у налогового агента, получена налогоплательщиком в неденежной форме и финансовых выплат в соответствующем налоговом периоде не осуществлялось, у налогового агента не имеется обязательств по высчитыванию налога и в данном случае требуемые сведенья будут представлены налоговым агентом налоговой.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента

Если же выплат в налоговом периоде налогоплательщику не проводилось и удерживание суммы налога стало неосуществимым, налоговые агенты обязаны только лишь рассчитать доступную уплате налогоплательщиком необходимую сумму налога по НДФЛ и проинформировать налоговый орган о неосуществимости удержать налог и необходимую сумму налоговой задолженности соответствующего налогоплательщика.

Установленный судебный орган затем указывает, что принудительное выполнение обязательств налогового агента посредством взыскания с него неперечисленных сумм налога, а кроме того определенных сумм пеней допустимо только лишь в том случае, если налоговым представителем сумма налога была все же высчитана у налогоплательщика, однако не перечислена в госбюджет. Исключение из этого правила Высший Арбитражный Суд усматривает в том случае, если налог не был высчитан налоговым представителем при выплате денег иностранному гражданину, не состоящему на налоговом учете в России. В данных условиях аргументированным является взимание с налогового агента не только лишь пеней, однако и суммы самого налога по НДФЛ.

Правила, определенные для налогоплательщиков, имеют все шансы использоваться к налоговым представителям лишь в случаях, непосредственно определенных законом.

В этой связи интерес представляют несколько правовых позиций разных судебных организаций.

Таким образом, Высший Арбитражный Суд России советовал нижестоящим судам принимать во внимание то, что так как вероятность приостановления операций по счетам в банках связывается с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а налоговая декларация может быть показана только лишь налогоплательщиком, надлежащая обеспечительная мера никак не способна быть использована к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов.

С иной стороны, в этом ведь Постановлении Высший Арбитражный Суд России указал, что зачет либо возврат чрезмерно оплаченных сумм налога и пеней, образующиеся, если была проведена несвоевременная выплата, распространяются кроме того на налоговых агентов, пояснив, что в случае если при анализе дела суд определит, что чрезмерно приведенные налоговым представителем в госбюджет средства не превосходят сумм, вычтенных с налогоплательщика, в таком случае решение о зачете либо о том, чтобы провести возврат данных сумм в пользу налогового агента возможно окажется принятым судом только лишь в 2-ух вариантах:

1) в случае, если возврат налогоплательщику чрезмерно вычтенных с него налоговым агентом сумм по НДФЛ возлагается на него законодательством;

2) в случае если по требованию налогоплательщика либо по своей инициативе налоговый представитель осуществил возврат налогоплательщику безосновательно вычтенную у него необходимую сумму налога по НДФЛ.

Читайте также: