Взыскание налоговой санкции осуществляется в отношении юридических лиц ст 104 105 нк рф

Опубликовано: 30.04.2024

1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

2. Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

4. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Комментируемая статья регламентирует порядок взыскания налоговых санкций.

Налоговые санкции по общему правилу взыскиваются в бесспорном порядке, и только в случае невозможности их взыскания без обращения в суд налоговый орган вправе на основании статьи 104 НК РФ обратиться в суд с соответствующим иском.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2012 N А19-20435/2011.

Доводы о возможности по общему правилу взыскания налоговых санкций только в судебном порядке в случае пропуска срока налогоплательщиком срока уплаты штрафной санкции не соответствуют НК РФ.

Взыскание в судебном порядке предусмотрено только с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также с организаций и индивидуальных предпринимателей, перечисленных в пункте 2 статьи 45 НК РФ. В остальных случаях налоговый орган вправе осуществить взыскание, в том числе штрафа, в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ.

На это указано ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 20.10.2011 N А10-4490/2010.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 45, 46, 69, 70, 101, 104, 357, 358 Налогового кодекса, разъяснениями изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания.

Президиум считает эту позицию судов правильной, так как порядок бесспорного списания штрафов предусмотрен положениями пункта 10 статьи 46, пункта 8 статьи 47, пункта 1 статьи 104, пункта 1 статьи 115, статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи. Таким образом, уполномоченные органы фонда социального страхования вправе осуществлять взыскание штрафа со страхователя юридического лица во внесудебном порядке.

Удовлетворяя заявленное инспекцией требование, суды руководствовались положениями статей 46, 104, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактическими обстоятельствами, установленными по делу, и пришли к выводу, что правомерность доначисления недоимки, обоснованность ее размера подтверждена вступившим в законную силу судебным актом.

Новая редакция Ст. 104 НК РФ

1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

2. Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

4. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Комментарий к Статье 104 НК РФ

Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что исковое заявление подается в суд в соответствии с нормами не только Налогового кодекса, но и АПК РФ, ГПК РФ. С учетом того, что настоящий комментарий рассчитан физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, укажем на важнейшие положения АПК, регулирующие порядок предъявления иска. Установлено, что:

1) исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа либо представителем последнего, уполномоченным надлежащим образом. В исковом заявлении должны быть указаны:

- арбитражный суд, в который подается исковое заявление;

- наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

- обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

- доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

- расчет взыскиваемой суммы (налога, штрафа, пени);

- требования налогового органа (истца) со ссылкой на нормы настоящего Кодекса, других актов законодательства о налогах;

- сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком (т.е. о том, что налогоплательщику, иному обязанному лицу было предложено добровольно уплатить соответствующую сумму, но он ее не уплатил);

- перечень прилагаемых к исковому заявлению документов;

- иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у налогового органа (истца) ходатайства (ст. ст. 125, 126 АПК РФ);

3) налоговый орган прилагает к исковому заявлению документы, подтверждающие:

- уплату установленной госпошлины;

- направление копии искового заявления и документов, приложенных к нему;

- соблюдение досудебной процедуры разрешения спора с налогоплательщиком (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 104 НК РФ);

- обстоятельства, на которых основываются исковые требования;

4) исковое заявление по общему правилу предъявляется налоговым органом в арбитражный суд по месту нахождения (месту жительства) ответчика. Исковое заявление к организации, вытекающее из деятельности ее обособленного подразделения (филиала, представительства), предъявляется в суд по месту нахождения этого подразделения (ст. ст. 35, 36 АПК РФ). Однако исковое заявление к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлено налоговым органом в арбитражный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в РФ. Иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином РФ и находящемуся за границей, может быть предъявлен по месту нахождения налогового органа или имущества ответчика (налогоплательщика, иного обязанного лица) (ст. 36 АПК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение принимается руководителем налогового органа (или его заместителем) по результатам рассмотрения материалов проверки. Оно должно быть принято и доведено до сведения лица (привлекаемого к ответственности за налоговое правонарушение) по правилам ст. ст. 101, 101.1 НК РФ.

Налоговый орган вправе обратиться в суд с исковым заявлением лишь постольку, поскольку:

он предложил налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции;

налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты;

упомянутое исковое заявление посвящено именно взысканию суммы налоговой санкции (ст. 114 НК РФ), установленной одной из норм гл. 16 НК РФ (ст. ст. 116 - 129 НК РФ). Нельзя обращаться с иском, если нарушение прямо не указано в настоящем Кодексе, а содержится в других актах законодательства о налогах.

Правила п. 2 комментируемой статьи уточняют некоторые вопросы, связанные с подачей искового заявления к налогоплательщику, иному лицу. Установлено, что налоговый орган подает исковое заявление:

а) в суд общей юрисдикции, т.е. в районный, городской (районный в городе) суд по месту жительства ответчика - физического лица, не являющегося:

- индивидуальным предпринимателем (ст. 11 НК РФ);

- лицом, приравненным (для целей налогообложения) к индивидуальным предпринимателям (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);

б) в арбитражный суд:

по месту нахождения организации, являющейся налогоплательщиком;

по месту жительства индивидуального предпринимателя;

по месту жительства физического лица, приравненного (для целей налогообложения) к индивидуальному предпринимателю. Этот вывод сделан на основе систематического анализа ст. ст. 28, 29, 35, 36 АПК РФ, ст. ст. 11, 104 НК РФ (ст. ст. 47, 48 НК РФ).

а) одновременно с подачей искового заявления;

б) если это вызывается необходимостью. О том, необходимо ли подавать ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика или нет, можно судить только исходя из анализа конкретных обстоятельств.

В соответствии с п. 4 правила ст. 104 НК РФ применяются и в случае привлечения к ответственности налогоплательщика (но не иного лица) за нарушение законодательства о налогах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В связи с этим положением нормы таможенного законодательства, противоречащие ст. 104 НК РФ, не действуют.

Другой комментарий к Ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Согласно п. 7 ст. 114 Кодекса налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (см. комментарий к ст. 114 Кодекса).

Соответственно, п. 1 ст. 104 Кодекса предусмотрено обращение налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.

Статьей 115 Кодекса установлена давность взыскания налоговых санкций. По общему правилу, содержащемуся в п. 1 указанной статьи, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (см. комментарий к ст. 115 Кодекса).

Согласно п. 1 ст. 104 Кодекса до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Таким образом, в п. 1 комментируемой статьи установлен досудебный порядок урегулирования спора, что имеет существенное значение для обращения налогового органа в суд.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 АПК РФ в случае, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. Несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом, согласно п. 2 ст. 148 АПК РФ является одним из оснований для оставления искового заявления без рассмотрения.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ установлено, что в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров, судья возвращает исковое заявление.

Форма требования об уплате налоговой санкции приведена в приложении 4 к Приказу МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности".

2. Пункт 2 ст. 104 Кодекса устанавливает, в какой суд - в арбитражный суд или суд общей юрисдикции - подлежит подаче исковое заявление о взыскании налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:

к организации или индивидуальному предпринимателю - в арбитражный суд;

к физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

Указанные правила соответствуют судебной подведомственности дел о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов, установленной п. 1 и 2 ст. 105 Кодекса (см. комментарий к ст. 105 Кодекса).

В пункте 2 ст. 104 Кодекса также указаны документы, которые прилагаются к исковому заявлению о взыскании налоговой санкции:

решение налогового органа;

другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Требования к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций, подаваемому в арбитражный суд, установлены ст. 214 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 214 АПК РФ заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ, т.е.:

исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем (ч. 1 ст. 125);

в исковом заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов (п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125);

Частью 1 ст. 214 АПК РФ также установлено, что в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы;

2) нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа;

3) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 214 АПК РФ к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, указанные в п. 1 - 5 ст. 126 АПК РФ, а также документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

В пунктах 1 - 5 ст. 126 АПК РФ указаны следующие документы, прилагаемые к исковому заявлению:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

3. В пункте 3 ст. 104 Кодекса предусмотрена возможность направления налоговым органом в суд ходатайства об обеспечении иска о взыскании налоговой санкции.

Ходатайство об обеспечении иска согласно п. 3 комментируемой статьи направляется в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции.

Как указано в п. 3 ст. 104 Кодекса, порядок направления в суд ходатайства об обеспечении иска предусмотрен гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.

Основания обеспечительных мер в арбитражном процессе установлены ст. 90 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). В соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Частью 1 ст. 91 АПК РФ установлено, что обеспечительными мерами могут быть:

1) наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

3) возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;

4) передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;

5) приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, взыскание по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

6) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста.

Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры, а также одновременно может быть принято несколько обеспечительных мер.

В соответствии с ч. 2 ст. 91 АПК РФ обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.

Как установлено ч. 1 ст. 92 АПК РФ, заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении.

Основания обеспечительных мер в гражданском процессе установлены ст. 139 ГПК РФ, согласно которой по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть:

1) наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц;

2) запрещение ответчику совершать определенные действия;

3) запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

4) приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи);

5) приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.

В необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в ст. 139 ГПК РФ. Судьей или судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.

Частью 3 ст. 140 ГПК РФ установлено, что меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию.

4. Положения ст. 104 Кодекса в отношении искового заявления о взыскании налоговой санкции согласно п. 4 комментируемой статьи применяются также в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Норма п. 4 ст. 104 Кодекса соответствует арбитражному процессуальному законодательству и гражданскому процессуальному законодательству, т.к. ни АПК РФ, ни ГПК РФ не предусматривают каких-либо особенностей рассмотрения дел по взысканию санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенные именно в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Налоговые санкции устанавливаются в виде денежных взысканий.

Дела о взыскании налоговых санкций с организаций и ИП

Положения пункта 1 статьи 114 НК РФ устанавливают правила, согласно которым к лицам, совершившим правонарушение в сфере налоговых отношений, применяются налоговые санкции. Размеры налоговых санкций определены нормами главы 16 НК РФ.

Когда невозможно реализовать внесудебный порядок взыскания налоговой санкции с правонарушителя Налоговый кодекс РФ, в таком случае, предусматривает обязательное наличие вынесенного решения налоговым органом о привлечении виновного лица к установленной НК РФ ответственности, последствием которого является обращение налогового органа с иском в суд о взыскании налоговой санкции в судебном порядке.

Иск с требованием взыскать налоговую санкцию подается в порядке, который предусматривает АПК РФ, если правонарушитель является организацией либо ИП (установлено п.1ст. 105 НК России).

В случаях взыскания с организации или ИП налоговый орган к поданному в арбитражный суд иску должен приложить вынесенное им решение о применении налоговой санкций, а также и все остальные материалы, которые были получены в процессе осуществления налоговой проверки.

Рассматривая дело о взыскании налоговых санкций, суд должен установить в судебном заседании существует ли законные основания для взыскания суммы налоговой задолженности, ее размера и, как следствие, налоговой санкции.

В том числе судом проводится проверка правильности расчета ее размера.

Такая ситуация, к примеру, может возникнуть при предъявлении иска о взыскании с налогоплательщика (организации) налоговой санкции в случаях, когда последняя пропустила срок постановки на учет в налоговой, находящейся по месту расположение обособленного подразделения юр. лица либо принадлежащей организации недвижимости или автотранспорта.

В некоторых случаях вместе с иском налоговым органом может быть заявлено ходатайство в суд об обеспечении иска. Порядок производства дела о взыскании санкций при указанных обстоятельствах регламентирует глава 26 АПК России.

Дела о взыскании налоговых санкций с физического лица

В тех случаях, когда взыскание налоговой санкции осуществляется с физического лица и при этом невозможен внесудебный порядок взыскания, налоговая обязана перед обращением с соответствующим иском в суд предложить правонарушителю добровольно выплатить установленную сумму налоговой санкции.

Если же привлекаемое к ответственности лицо отказывается от добровольной выплаты либо по каким-то причинам пропустило срок выплаты, который указан в требовании, налоговая обращается в суд общей юрисдикции с иском о взыскании в судебном порядке налоговых санкций (п. 1 ст. 104 НК РФ).

При взыскании налоговой санкции с физ. лица (не ИП), дела рассматривает суд общей юрисдикции (п.2 ст. 105 НК РФ). Порядок рассмотрения таких дел предусмотрен положениями ГПК России.

Также к иску налоговая должна приложить доказательства, которые подтверждаются направлением требований о добровольной выплате санкции (для физ. лиц).

Мерой ответственности при указанных обстоятельствах является налоговая санкция.

Исходя из этого налоговое законодательство содержит и некоторые особенности в случаях применения мер ответственности, которыми могут быть смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Порядок исполнения решений судов о взыскании налоговых санкций

После окончания рассмотрения дела в суде исполнение решений о взыскании налоговых санкций (после его вступления в законную силу) с правонарушителя осуществляется в порядке, который устанавливает закон об исполнительном производстве (положения пункта 3 статьи 105 НК РФ).

Если же необходимо по решению суда взыскивать налоговые санкции с организаций, для которых были открыты лицевые счета, в этом случае порядок исполнения судебных решений регламентирован бюджетным законодательством (положение 105 НК РФ).

Особенности рассмотрения дел о взыскании налоговых санкций

Суд рассматривает заявленные в иске требования о взыскании налоговых санкции с правонарушителя, если они соответствует правилам, которые устанавливают соответствующие процессуальные нормы (АПК РФ или ГПК РФ).

Кроме соблюдения общих требований, которое предъявляет процессуальные нормы, заявление должно содержать:

  • доказательства вины лица, с которого взыскиваются санкции;
  • ссылки на нормы Федерального закона или другого нормативного акта, который предусматривает возможность как исполнения основного налогового обязательства, так и санкцию за его неисполнение.

Обязанность доказывания всех обстоятельств, которые служат основанием для взыскания санкции с организации или физических лиц лежит на налоговом органе.

Исходя из положений, прописанных п. 3 ст. 46 НК РФ, решение взыскать налоговую санкцию за счет средств, которые находятся на счету налогоплательщика (в их число может входить и налоговый агент), организации либо ИП может быть принято налоговым органом после того, как прошел срок, установленный в требовании, предъявленном правонарушителю об уплате соответствующей санкции. Однако это может происходить не позднее 2 месяцев после того, как истек указанный в требовании срок.

Если же решение о взыскании принято после истечении такого срока, оно считается недействительным и соответственно исполнению не подлежит.

Исходя из этого суды, рассматривая дела о взыскании налоговой санкции с правонарушителя, отказывают в удовлетворении исковых требований заявителя, если их основанием служат решения, принятые при наличие вышеуказанных обстоятельств.

СТ 104 НК РФ.

1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

2. Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

4. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Комментарий к Ст. 104 Налогового кодекса

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 114 НК РФ) . По своей природе налоговая санкция представляет собой разновидность правовых санкций, она обладает как общими признаками, свойственными всем правовым санкциям в целом, так и рядом специфических признаков, в совокупности присущих только ей :

1) налоговая санкция является формой юридической ответственности, поскольку ее применение предполагает итоговую оценку противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния, за которое она назначается, как налогового правонарушения;

2) налоговая санкция представляет собой меру государственного принуждения, используемую в сфере публичных финансов;

3) налоговая санкция выполняет три функции - штрафную (карательную), превентивно-воспитательную и восстановительную. Целью карательного воздействия налоговой санкции является возмездие, наказание правонарушителя за совершенное им противоправное деяние; воспитательного воздействия - предупреждение налоговых правонарушений; восстановительного воздействия - компенсация потерь, понесенных государством или муниципальным образованием в результате недополучения налоговых доходов;

4) налоговые санкции имеют имущественный характер, поскольку устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ (пункт 2 статьи 114 НК РФ).
--------------------------------
Белова М.С., Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговый контроль и ответственность: анализ законодательства, административной и судебной практики // Центр публично-правовых исследований / Под общей ред. проф. А.А. Ялбулганова. М.: Academia, 2008. С. 229 - 230.

С 1 января 2014 года применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (пункт 2 статьи 138 НК РФ, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 153-ФЗ). Из указанного порядка обжалования установлено два исключения. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абзац 3 пункта 2 статьи 138 НК РФ). А во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абзац 4 пункта 2 статьи 138 НК РФ). Напомним, что до 1 января 2014 г. норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании статьи 101 НК РФ.

Комментируемая статья предусматривает взыскание в судебном порядке только с двух категорий налогоплательщиков:

1) с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) с организаций и индивидуальных предпринимателей, перечисленных в пункте 2 статьи 45 НК РФ.

В остальных случаях налоговый орган вправе осуществить взыскание (в том числе штрафа) в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ. Таким образом, налоговые санкции по общему правилу взыскиваются в бесспорном порядке. Налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим иском на основании комментируемой статьи НК РФ в случае невозможности взыскания налоговых санкций в ином порядке. Доводы о возможности по общему правилу взыскания налоговых санкций только в судебном порядке в случае пропуска налогоплательщиком срока уплаты штрафной санкции не соответствуют НК РФ. Соответствующая позиция приведена в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 октября 2011 года N А10-4490/2010, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2012 года N А19-20435/2011.

Из анализа статей 101.4 и 104 НК РФ следует, что решение, вынесенное должностным лицом налогового органа о привлечении к ответственности, по своей юридической силе принципиально отличается от постановления, вынесенного должностным лицом налогового органа по делу об административном правонарушении . Аргументом в поддержку этой позиции выступает часть 1 статьи 31.2 КоАП РФ, в соответствии с которой постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Решение же, вынесенное по налоговому правонарушению, такой обязательностью не обладает, так как для реализации такого решения налоговый орган должен обратиться с заявлением в суд .
--------------------------------
Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография [Электронный ресурс].

В абзаце 2 п. 1 комментируемой статьи законодатель особо подчеркнул обязанность налогового органа предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. И только в случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного налогоплательщика налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 104 НК РФ устанавливается подведомственность для подачи налоговым органом заявления о взыскании налоговой санкции:

1) с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд;

2) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 104 НК РФ к такому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Пункт 4 статьи 104 распространяет порядок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налоговой санкции также на случаи привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

1. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.

2. Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.

К заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

4. Правила настоящей статьи применяются также в случае привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Комментарий к Ст. 104 НК РФ

Пункт 1 комментируемой статьи указывает, что заявление подается в суд в соответствии с нормами не только НК РФ, но и АПК РФ, ГПК РФ. С учетом того что настоящий комментарий рассчитан на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, укажем на важнейшие положения АПК, регулирующие порядок предъявления заявления. Установлено, что:

1) заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа либо представителем последнего, уполномоченным надлежащим образом. В заявлении должны быть указаны:

— арбитражный суд, в который подается заявление;

— наименования лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

— обстоятельства, на которых основаны требования;

— доказательства, подтверждающие основания требований;

— расчет взыскиваемой суммы (налога, штрафа, пеней);

— требования налогового органа (истца) со ссылкой на нормы НК РФ, других актов законодательства о налогах;

— сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком (т.е. о том, что налогоплательщику, иному обязанному лицу было предложено добровольно уплатить соответствующую сумму, но они ее не уплатили);

— перечень прилагаемых к заявлению документов;

— иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения спора, а также имеющиеся у налогового органа (истца) ходатайства (ст. ст. 125, 126 АПК РФ);

3) налоговый орган прилагает к заявлению документы, подтверждающие:

— уплату установленной госпошлины;

— направление копии заявления и документов, приложенных к нему;

— соблюдение досудебной процедуры разрешения спора с налогоплательщиком (в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 104 НК РФ);

— обстоятельства, на которых основываются требования;

4) заявление по общему правилу предъявляется налоговым органом в арбитражный суд по месту нахождения (месту жительства) ответчика. Заявление к организации, вытекающее из деятельности ее обособленного подразделения (филиала, представительства), предъявляется в суд по месту нахождения этого подразделения (ст. ст. 35, 36 АПК РФ). Однако заявление к ответчику, место нахождения которого не известно, может быть предъявлено налоговым органом в арбитражный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в РФ. Заявление в адрес ответчика, являющегося организацией или гражданином РФ и находящегося за границей, может быть предъявлено по месту нахождения налогового органа или имущества ответчика (налогоплательщика, иного обязанного лица) (ст. 36 АПК РФ).

Решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение принимается руководителем налогового органа (или его заместителем) по результатам рассмотрения материалов проверки. Оно должно быть принято и доведено до сведения лица (привлекаемого к ответственности за налоговое правонарушение) по правилам ст. ст. 101, 101.1 НК РФ.

Налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением лишь постольку, поскольку:

он предложил налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции;

налогоплательщик (иное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты;

упомянутое заявление посвящено именно взысканию суммы налоговой санкции (ст. 114 НК РФ), установленной одной из норм гл. 16 НК РФ (ст. ст. 116 — 129 НК РФ). Нельзя обращаться с заявлением, если нарушение прямо не указано в Налоговом кодексе РФ, а содержится в других актах законодательства о налогах.

Правила п. 2 комментируемой статьи уточняют некоторые вопросы, связанные с подачей заявления к налогоплательщику, иному лицу. Установлено, что налоговый орган подает заявление:

а) в суд общей юрисдикции, т.е. в районный, городской (районный в городе) суды по месту жительства ответчика — физического лица, не являющегося:

— индивидуальным предпринимателем (ст. 11 НК РФ);

— лицом, приравненным (для целей налогообложения) к индивидуальным предпринимателям (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);

б) в арбитражный суд:

по месту нахождения организации, являющейся налогоплательщиком;

по месту жительства индивидуального предпринимателя;

по месту жительства физического лица, приравненного (для целей налогообложения) к индивидуальному предпринимателю. Этот вывод сделан на основе систематического анализа ст. ст. 28, 29, 35, 36 АПК РФ, ст. ст. 11, 104 НК РФ (ст. ст. 47, 48 НК РФ).

а) одновременно с подачей заявления;

б) если это вызывается необходимостью. О том, необходимо подавать ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика или нет, можно судить только исходя из анализа конкретных обстоятельств.

В соответствии с п. 4 правила ст. 104 НК РФ применяются и в случае привлечения к ответственности налогоплательщика (но не иного лица) за нарушение законодательства о налогах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. В связи с этим положением нормы таможенного законодательства, противоречащие ст. 104 НК РФ, не действуют.

Читайте также: