Взносы на капремонт бухгалтерский и налоговый учет

Опубликовано: 19.09.2024

Дата публикации 21.09.2020

Как вести бухгалтерский учет взносов на капитальный ремонт за жилые помещения (квартиры) в многоквартирном доме, которые находятся в оперативном управлении казенного учреждения? На каком счете учитывать, какими проводками списывать?

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч. из которых образуется фонд капитального ремонта (ст. 170 ЖК РФ).

Обязательные платежи и (или) взносы собственников помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Это прямо предусмотрено п. 48.2.4.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н. Разъяснения даны в письме Минфина России от 19.06.2020 № 02-05-10/53603. Тот факт, что в соответствии со ст. 170 ЖК РФ перечисление взносов в целях формирования фонда капитального ремонта не является закупкой (письмо Минэкономразвития Россииот 04.03.2016 № Д28и-552), не влияет на выбор элемента вида расходов.

В порядке, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, рассматриваемые в вопросе расходы прямо не поименованы. В предыдущие годы специалисты Минфина России неоднократно указывали, что уплата взносов на капитальный ремонт должна отражаться по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (письма Минфина России от 30.11.2016 № 02-05-11/70982, от 10.08.2015 № 02-07-07/46003, от 10.07.2015 № 02-05-11/39836). Полагаем, что в текущем году рассматриваемые расходы могут быть отражены аналогично, т.к. их экономическая сущность не изменилась.

По общему правилу при ведении бухгалтерского учета учреждению необходимо обеспечить соответствие аналитического счета учета и подстатьи КОСГУ. Следовательно, расчеты по уплате взносов в целях формирования фонда капитального ремонта отражаются с применением счета 302 25 (приложение 1 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Расходы на уплату взносов в фонд капитального ремонта производятся учреждением в отчетном периоде, но относятся к следующим отчетным периодам. Поэтому в целях ведения учета они отражаются в составе расходов будущих периодов по дебету счета 0 401 50 000. Порядок учета таких расходов устанавливается учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции, работ, услуг и др.) (п. 302 Инструкции № 157н).

Подробные разъяснения о бухгалтерском учете взносов на капитальный ремонт даны в письмах Минфина России от 10.08.2015 № 02-07-07/46003, от 25.01.2016 № 02-05-11/2678. В рамках учетной политики следует установить порядок признания расходов на капитальный ремонт расходами текущего финансового периода на основании отчетов о выполнении работ по ремонту.

Таким образом, расходы учреждения в фонд капитального ремонта отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КРБ 1 401 50 225 Кредит КРБ 1 302 25 73Х - начислены расходы будущих периодов на сумму ежемесячного взноса в фонд капитального ремонта (п. 124 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, далее - Инструкция № 162н);

Дебет КРБ 1 302 25 83Х Кредит КРБ 1 304 05 225 - перечислены денежные средства в фонд капитального ремонта (п. 111 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ 1 401 20 225 Кредит КРБ 1 401 50 225 - признаны расходами текущего финансового года на основании отчета о выполнении работ по капитальному ремонту взносы, начисленные на счете 401 50 (п. 124 Инструкции № 162н).

В письме Минфина России от 10.08.2015 № 02-07-07/46003 разъяснен порядок списания при выбытии объекта расходов собственника имущества на сумму взносов в фонд капитального ремонта. Такую операцию следует отражать в корреспонденции со счетом 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". Суммы взносов в фонд капитального ремонта, накопленные собственником, при выбытии квартиры с учета списываются с баланса и не передаются для балансового учета новому собственнику.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация является управляющей компанией (оказывает услуги населению по содержанию и ремонту), являющейся владельцем специального счета, на который поступают денежные средства от населения на капитальный ремонт. Управляющая организация заключила договор с подрядчиком на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома. Но средств фонда капитального ремонта в данный момент недостаточно для оплаты работ. Управляющая организация выступила заимодавцем (заем долгосрочный, процентный).
Возможно ли предоставление организацией займа в данной ситуации?
Каков порядок отражения операций в бухгалтерском учете?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Ввиду нехватки средств сформированного фонда капитального ремонта управляющая организация может осуществить оплату работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, выполненных подрядной организацией, в недостающей части с последующим возмещением предоставленного займа из средств этого фонда.
Порядок отражения операций в бухгалтерском учете управляющей организации изложен ниже.

Обоснование позиции:
Фонд капитального ремонта образуют, в частности, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ):
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Специальный счет открывается в банке в соответствии с ГК РФ и особенностями, установленными ЖК РФ. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в ст. 174 ЖК РФ (ч. 1 ст. 175 ЖК РФ).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен быть определен, в частности, владелец специального счета (п. 4 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ).
Владельцем специального счета может быть управляющая организация (п. 3 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ).
При этом на основании ч. 1 ст. 36.1 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 174, п. 2 ч. 1 ст. 177 ЖК РФ привлеченные на капремонт заемные средства не образуют фонд капитального ремонта. При этом средства фонда могут быть направлены на:
- погашение указанных кредитов, займов;
- уплату процентов за пользование такими кредитами, займами.
Списание денежных средств со специального счета в оплату платежей по договору займа, заключенному для финансирования работ по капитальному ремонту, возможно на основании п. 2 ч. 1 ст. 177 ЖК РФ при условии предоставления банку документов, названных в ч. 5 ст. 177 ЖК РФ: протокола общего собрания о заключении договора займа и непосредственно самого договора.
Предоставленные организацией займы, удовлетворяющие условиям, установленным п. 2 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", принимаются к учету у заимодавца в качестве финансовых вложений (п. 3 ПБУ 19/02).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее - План счетов) и инструкции по его применению (далее - Инструкция), утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о займах, предоставленных организацией юридическим и физическим лицам (кроме работников организации), предназначен счет 58 "Финансовые вложения", субсчет "Предоставленные займы". Предоставленные займы отражаются по дебету счета 58 в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета" или другими соответствующими счетами. Возврат займа отражается по дебету счета 51 "Расчетные счета" или других соответствующих счетов и кредиту счета 58.
Проценты, причитающиеся заимодавцу, в бухгалтерском учете признаются прочими доходами ежемесячно на последнюю дату отчетного периода (п.п. 7, 10.1, 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации).
С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения Плана счетов и Инструкции, считаем, что в бухгалтерском учёте организации следует произвести следующие записи:
Дебет 86, субсчет "Фонд капитального ремонта" Кредит 60
- отражено целевое использование средств фонда по оплате работ в рамках капитального ремонта, выполненных организацией-подрядчиком*(1);
Дебет 60 Кредит 55
- погашена задолженность перед организацией-подрядчиком за счет денежных средств, аккумулированных на специальном счете.
Недостаток средств фонда по оплате работ подрядной организации покрывается за счет заемных средств:
Дебет 76, субсчет "Расчеты с собственниками помещений в МКД в части средств, непокрытых взносами на капитальный ремонт" Кредит 60
- отражен недостаток средств для оплаты работ, выполненных организацией-подрядчиком;
Дебет 58, субсчет "Предоставленные займы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с собственниками помещений в МКД в части средств, не покрытых взносами на капитальный ремонт"
- предоставлен заем для оплаты работ, выполненных организацией-подрядчиком;
Дебет 60 Кредит 51
- произведена оплата работ за счет средств управляющей организации;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по уплате процентов по договору займа" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- начислены проценты по договору займа;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с собственниками помещений в МКД по взносам на капитальный ремонт" Кредит 86, субсчет "Взносы на капитальный ремонт начисленные"
- начислены взносы на капитальный ремонт в последующих месяцах;
Дебет 55 Кредит 76, субсчет "Расчеты с собственниками помещений в МКД по взносам на капитальный ремонт"
- отражены внесенные на специальный счет взносы на капитальный ремонт;
Дебет 86, субсчет "Взносы на капитальный ремонт начисленные" Кредит 86, субсчет "Фонд капитального ремонта"
- отражен сформированный за счет уплаченных взносов фонд капитального ремонта;
Дебет 86, субсчет "Фонд капитального ремонта" Кредит 58, субсчет "Предоставленные займы"
- отражено целевое использование средств фонда за погашение задолженности по договору займа;
Дебет 86, субсчет "Фонд капитального ремонта" Кредит 76, субсчет "Расчеты по уплате процентов по договору займа"
- отражено целевое использование средств фонда за погашение процентов по договору займа;
Дебет 51 Кредит 55
- перечислены денежные средства, аккумулированные на специальном счете, на счет управляющей организации.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Участие управляющей организации в капитальном ремонте многоквартирного дома.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

27 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если во исполнение решения собственников работы по капитальному ремонту дома осуществляет подрядная организация, то стоимость выполненных работ, покрываемая за счет средств сформированного ранее фонда капитального ремонта, не отражается в расходах управляющей организации. При этом подлежит отражению кредиторская задолженность перед организацией-подрядчиком в размере стоимости работ, выполненных организацией-подрядчиком, покрываемая за счет средств фонда.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Жилищное законодательство

В 2014 году в доме, которым управляет УК, было проведено общее собрание собственников помещений в МКД по вопросам капитального ремонта общего имущества. На этом собрании было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор. Кто в описанной ситуации должен предъявлять собственникам к уплате взносы на капитальный ремонт, составлять платежные документы и вести учет фонда?

Для ответа на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо сформировать представление о том, кто обязан осуществлять капитальный ремонт МКД и связано ли наличие такой обязанности с решением собственников помещений в МКД о выборе способа формирования фонда капремонта.

Общие положения об обязанностях управляющих

Другой стандарт управления, сформулированный в пп. «ж» п. 4Правил осуществления деятельности по управлению МКД, посвящен организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющего входят в том числе:

  • начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД. Они производятся в адрес собственников как жилых, так и нежилых помещений, поскольку расходы на содержание общего имущества несут собственники всех помещений в МКД независимо от их статуса (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ);
  • оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД;
  • ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством РФ.
Напомним, что в состав платы за жилое помещение для собственника помещения в МКД входят (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

  1. плата за содержание и ремонт жилого помещения;
  2. взнос на капитальный ремонт.
Что касается самого надлежащего содержания общего имущества в МКД, то оно осуществляется с учетом требований ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ. Данная статья связывает возникновение у конкретных лиц обязанности по содержанию общего имущества в МКД с выбором способа управления этим домом. Так, в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правилам содержания общего имущества. Важно, что капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие «содержание общего имущества» (см. пп. «з» п. 11Правил содержания общего имущества).

Сделаем вывод. По общему правилу при управлении домом УК на последнюю возлагаются обязанности:

  • по планированию и оказанию услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в МКД;
  • по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также по ведению претензионной и исковой работы в отношении должников.

Специальные положения об обязанностях управляющих

Согласно ч. 2 ст. 158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Сам фонд пополняется за счет взносов собственников и иных перечисленных в ч. 1 ст. 170 ЖК РФ поступлений.

Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт установлены в ст. 171 ЖК РФ, однако определенно они сформулированы только в отношении способа формирования фонда на счете регионального оператора.

Фонд формируется на счете регионального оператора

  • подготавливает и направляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования названных работ (услуг) и т. д.;
  • привлекает подрядные организации и контролирует ход выполнения работ;
  • осуществляет приемку выполненных работ и т. д.
Таким образом, в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом РФ. Одновременно обязанность спланировать и провести капитальный ремонт в доме тоже закреплена за региональным оператором. По логике закона региональный оператор выполняет возложенные на него обязательства без участия УК, таким образом, ряд вопросов, «исторически» подведомственных управляющим, перераспределен на регионального оператора.

Фонд формируется на специальном счете

Иными словами, денежные средства, накапливаемые на специальном счете на цели капитального ремонта МКД, не принадлежат владельцу такого счета, поэтому определять правила их учета исходя из того, кто обладает правами на эти денежные средства, некорректно.

Относительно составления и представления платежных документов собственникам помещений, формирующим фонд капремонта на специальном счете, в ЖК РФ ничего не сказано. При этом существует следующее разъяснение Минстроя (см. п. 8 Письма от 07.07.2014 № 12315‑АЧ/04): собственники, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, самостоятельно выбирают способ уплаты взноса на капитальный ремонт и несут расходы на выпуск платежных документов. При этом нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлена обязанность регионального оператора, являющегося владельцем специального счета, по выпуску платежных документов. В этом случае должны быть определены источники финансирования соответствующих затрат регионального оператора.

В сущности, Минстрой предлагает решить вопрос формирования платежных документов субъекту РФ или самим собственникам помещений в МКД.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: предусмотренная жилищным законодательством обязанность УК по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД может быть скорректирована при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (на то, что на взнос по капремонту может быть составлен отдельный платежный документ, указано в п. 8 Письма Минстроя РФ № 12315‑АЧ/04). А вот обязанность спланировать и провести капитальный ремонт общего имущества, а также осуществлять претензионную и исковую работу с должниками остается за УК. Исходя из этих соображений, учет фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете (включая начисление взносов, контроль за их своевременной уплатой и т. д.), следует организовать именно управляющей организации.

Анализ норм ЖК РФ и принятых в его исполнение подзаконных актов дает основания полагать, что начисление и учет взносов на капитальный ремонт, а также предъявление их к уплате собственникам помещений, которые формируют фонд капитального ремонта своих домов на специальном счете, осуществляет УК независимо от того, кто является владельцем специального счета.

( опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №1 (75)2014 )

Собственники помещений в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ и ЖСК, для формирования фонда капитального ремонта могут использовать один из двух способов:

- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет. При этом владельцами специального счета, как правило, становятся сами ТСЖ и ЖСК;

- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

В домах, управляемых управляющими организациями, используется только второй способ.

В табл. 1 приведены бухгалтерские операции, которые могут совершаться при использовании специального счета.

В табл. 2 приведены бухгалтерские операции при использовании счета регионального оператора.

Использование специального счета

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Норма ЖК РФ

1. Начислены собственникам ежемесячные взносы в фонд капитального ремонта

2. Начислены собственникам проценты (пени) в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов

3. Часть долга собственников покрыта за счет нераспределенной прибыли

4. На специальный счет перечислена часть прибыли в соответствии с п. 3

5. Взносы собственников поступили на специальный счет

6. На специальный счет поступили проценты (пени), начисленные в п. 2

7. В фонд капитального ремонта поступили проценты банка за пользование средствами специального счета

8. Поступили средства из бюджета в качестве меры государственной поддержки капитального ремонта

9. Получен кредит (заем) в связи с недостатком средств в фонде капитального ремонта

10. За счет будущих взносов собственников увеличен фонд капитального ремонта для покрытия кредита (займа)

11. Образован резерв для финансирования капитального ремонта в соответствии со сметой на ремонт

12. Начислено подрядной организации за исполнение капитального ремонта

13. Перечислено подрядной организации за исполнение капитального ремонта

14. На специальный счет поступили взносы собственников, достаточные для покрытия долга по п. 9

15. Со специального счета уплачен долг по кредиту (займу)

16. Перечислены денежные средства на счет регионального оператора при изменении способа формирования фонда капитального ремонта

17. Зачислены на специальный счет денежные средства, поступившие от регионального оператора, при изменении способа формирования фонда капитального ремонта

18. Списано комиссионное вознаграждение в соответствии с условиями договора специального счета

19. Со специального счета перечислены денежные средства в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 174 ЖК РФ

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ средства, поступающие товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу на формирование резерва на проведение капитального ремонта общего имущества, представляют собой целевые поступления. Поэтому в табл. 1 указанные средства отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» по видам поступлений.

Движение денежных средств на специальном счете отражается с использованием счета 55 «Специальные счета в банках».

Счет 76-2 (операция 10) используется для увеличения фонда капитального ремонта, отражаемого по кредиту счета 86-3, за счет дебиторской задолженности - будущих взносов собственников в случае получения кредита (займа), необходимого для производства капитального ремонта.

Сумма средств, предназначенных для финансирования конкретного капитального ремонта согласно смете по договору подряда, аккумулируется по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» путем дебетования каждого из субсчетов счета 86 «Целевое финансирование» пропорционально остаткам на указанных субсчетах.

В соответствии с нормой ч. 2 ст. 177 поступления, отраженные в п.п. 6 и 7 табл. 1, не образуют объекта налогообложения.

Если ТСЖ создано в нескольких многоквартирных домах, то, согласно ч. 4 ст. 175 ЖК РФ, для каждого дома в банке надо открыть отдельный специальный счет, а в бухгалтерском учете к счету 55 «Специальные счета в банках» - отдельный субсчет.

Операции в бухгалтерском учете ТСЖ (ЖСК) и управляющей организации при использовании счета регионального оператора

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Норма ЖК РФ

1. Начислены собственникам ежемесячные взносы в фонд капитального ремонта

2. Часть долга собственников покрыта за счет нераспределенной прибыли ТСЖ (ЖСК)

3. Отражено перечисление собственниками взносов региональному оператору

4. Региональному оператору перечислена часть прибыли для случая п. 2

При использовании счета регионального оператора ежемесячные взносы на капитальный ремонт поступают от собственников помещений в многоквартирном доме непосредственно на счет регионального оператора (минуя счета ТСЖ, ЖСК, управляющей организации). По этой причине в табл. 2 отсутствуют операции, аналогичные операции 5 в табл. 1. Но ТСЖ, ЖСК, управляющие организации должны контролировать процессы начисления и уплаты взносов собственниками помещений домов, находящихся в их управлении. Для этой цели в бухгалтерии ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций должны поступать сведения о начислении и фактической уплате взносов (операции 1 и 3 табл. 2). Кредитовое сальдо по счету 76-2 отражает задолженность собственников по уплате взносов. Операции 2 и 4 появляются при наличии у ТСЖ, ЖСК или управляющей организации возможности покрыть часть долга собственников за счет имеющихся доходов от сдачи в аренду общего имущества в многоквартирном доме или иных доходов.

Номера субсчетов в таблицах являются условными. Бухгалтер вправе устанавливать номера субсчетов согласно рабочему плану счетов, принятому в учетной политике организации.

Жукунова А. Л.

эксперт Контур.Школы по учету в учреждениях бюджетной сферы

Каждое здание рано или поздно нуждается в ремонте. Со временем изнашиваются конструкции и материалы, которые использовались при строительстве и отделке. Ремонт здания - это прежде всего безопасность людей, которые в нем находятся. В статье рассмотрим особенности учета ремонта в учреждениях госсектора.

Ремонт бывает капитальный и текущий. Разграничить понятия текущего и капитального ремонта объектов капитального строительства помогут следующие нормативно-правовые акты:

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;
  • Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279;
  • Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ MAC 81-35.200, утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1.

Учет текущего ремонта

Сначала о ремонте текущем. На основании ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, в процессе их эксплуатации должен проводиться текущий ремонт.

Текущий ремонт зданий, сооружений проводится для того, чтобы обеспечить их надлежащее техническое состояние.

Согласно п. 3.4 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР № 279, к текущему ремонту зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их частей и инженерного оборудования от преждевременного износа. Для этого должны проводиться профилактические мероприятия и устранение мелких повреждений и неисправностей.

В Приложении 3 к Постановлению Госстроя СССР № 279 можно найти перечень текущих ремонтных работ. В него, например, входит:

  • ремонт отмостки вокруг здания с восстановлением до 20% общей площади отмостки;
  • расшивка раствором мелких трещин в кирпичных стенах;
  • антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций;
  • смена неисправных оконных и дверных приборов;
  • окраска помещений и отдельных конструкций.

Текущий ремонт объектов основных средств учреждения может быть выполнен как силами учреждения, так и в рамках договора подряда.

Незначительные текущие ремонтные работы могут в учреждении проводиться своими силами. Если в штате имеется рабочий по обслуживанию здания, то для проведения мелкого текущего ремонта не требуется заключение дополнительного гражданско-правового договора, так как работник получает заработную плату. В этом случае для ремонта могут понадобиться только расходные строительные материалы.

Заключая договор на приобретение строительных материалов необходимо руководствоваться федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Расходы учреждения на приобретение строительных материалов относятся на статью 340 КОСГУ «Увеличение стоимости материальных запасов».

Учет приобретенных строительных материалов нужно оформить бухгалтерскими записями:

1. Перечисление денежных средств в счет погашения задолженности перед поставщиком:

Дт 0 302 34 830 Кт 0 201 11 610

2. Принятие к учету строительных материалов. Строительные материалы принимаются к учету по фактической стоимости, в данном случае равной сумме, которая уплачена поставщику:

Дт 0 105 34 340 Кт 0 302 34 730

3. Списание израсходованных строительных материалов. Основанием для списания служит Акт о списании материальных запасов ф. 0504230. Расходы на ремонт объектов основных средств учреждением могут быть отнесены:

- на себестоимость готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг

Дт 0 109 ХХ 272 Кт 0 105 34 440

- на финансовый результат текущего года

Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 34 440

Если учреждение осуществляет текущий ремонт с привлечением подрядчика, то договор также заключается с соблюдением положений федеральных законов 44-ФЗ, 223-ФЗ. В соответствии со ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, работа выполняется из материалов подрядчика, его силами и средствами.

Например, бюджетным учреждением заключен договор с подрядной организацией на покраску фасада здания учреждения на общую сумму 200 000 руб. Заключенным договором предусмотрена уплата авансового платежа в размере 50 000 руб. В учетной политике бюджетного учреждения прописано, что затраты на ремонт объектов нефинансовых активов учитываются в составе накладных расходов. Следующие бухгалтерские записи возникнут в учете учреждения:

1. Перечислен аванс подрядчику за проведение ремонтных работ

Дт 0 206 25 560 Кт 0 201 11 610 50 000 руб.

2. Произведен зачет перечисленного аванса

Дт 0 302 25 830 Кт 0 206 25 660 50 000 руб.

3. Погашена задолженность перед подрядчиком за выполненные ремонтные работы

Дт 0 302 25 830 Кт 0 201 11 610 150 000 руб.

4. Выполненные ремонтные работы отражены в составе накладных расходов учреждения

Дт 0 109 70 225 Кт 0 302 25 730 200 000 руб.

Договором на выполнение ремонтных работ может быть предусмотрено, что подрядная организация производит текущий ремонт с использованием материалов, приобретенных учреждением.

Например, автономное учреждение заключило договор на работы по замене линолеума в здании. Материалы приобретены учреждением, их стоимость составила 325 000 руб., стоимость работ по договору — 75 000 руб. После проведения ремонта неизрасходованные материалы на сумму 3 000 руб. были возвращены подрядчиком. Все расходы осуществлялись за счет приносящей доход деятельности.

В соответствии с п. 116 Инструкции № 157н передача материальных запасов подрядчику осуществляется на основании Требования-накладной ф. 0504204. Передаваемые материалы не списываются с балансового учета. Одновременно их передача отражается на соответствующих забалансовых счетах. Учет материальных запасов, переданных подрядчику, может быть организован на специально предусмотренном учетной политикой учреждения забалансовом счете или на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Это нужно указать в учетной политике.

Списание использованных подрядчиком материалов оформляется актом о списании материальных запасов ф. 0504230. Основаниями для его составления является акт приема-сдачи, в котором указано, что работы проведены с использованием материалов заказчика и перечень данных материалов.

В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:

1. Закуплены строительные материалы:

Дт 2 105 34 000 Кт 2 302 34 000 325 000 руб.

2. Переданы строительные материалы подрядчику по накладной с одновременным отражением на забалансовом счете 26:

Дт 2 105 34 000 (подрядчик) Кт 2 105 34 000 (склад) 325 000 руб.
счет 26

3. Приняты на учет неиспользованные строительные материалы от подрядчика:

Дт 2 105 34 000 (склад) Кт 2 105 34 000 (подрядчик) 3000 руб.
счет 26

4. Списаны израсходованные строительные материалы:

Дт 2 109 70 272 Кт 2 105 34 000 (подрядчик) 322 000 руб.
счет 26

5. Оплачены ремонтные работы, выполненные подрядчиком

Дт 2 302 25 000 Кт 2 201 11 000 75 000 руб.

6. Отражены выполненные работы по ремонту согласно акту:

Дт 2 109 70 225 Кт 2 302 25 000 75 000 руб.

Учет капитального ремонта

Теперь о ремонте капитальном. В процессе капитального ремонта происходит замена или восстановление:

  • строительных конструкций объектов капитального строительства;
  • инженерно-технических систем и сетей, их элементов;
  • отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные или улучшающие их эксплуатационные показатели.

Это разъясняется в п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

Согласно Приказу Минфина России от 01.07.2013 № 65н закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного, муниципального имущества осуществляется по КВР 243. А текущий ремонт оплачивается по КВР 244. Для бухгалтера важно правильно определить вид ремонтных работ, чтобы верно применить КВР.

Необоснованное отнесение расходов на КВР 243 или 244 является основанием для привлечения должностных лиц учреждений к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

Для того, чтобы обеспечить целевое использование бюджетных средств, еще на этапе принятия решения о заключении контракта на оплату строительных работ, нужно разобраться, будет ремонт текущим или капитальным.

Какие работы можно с уверенностью трактовать как капитальный ремонт, а какие отнести к ремонту текущему?

Важно знать, что вопросы квалификации работ в качестве капремонта или текущего ремонта не относятся к компетенции бухгалтерии. Задача бухгалтера правильно применить КБК только после получения заключения технических специалистов о виде запланированных строительных работ.

Поэтому необходимо проводить экспертизу сметной документации и экспертизу проектной документации на проведение капитального ремонта.

Порядок проведения экспертизы можно найти в «Положении о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства…», утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.

Читайте также: