Взаимодействие налоговых органов и судов

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 14 октября 2016 г. № ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"

В целях повышения эффективности защиты интересов налоговых органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, усиления ответственности должностных лиц налоговых органов за результаты работы по представлению интересов в судах, недопущения формирования судебной практики, влекущей потери бюджета, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы приказываю:

Установленный настоящим приказом порядок взаимодействия ФНС России и территориальных налоговых органов по осуществлению судебной работы применяется к делам о банкротстве в случае, если иное не установлено порядком разграничения полномочий между центральным аппаратом ФНС России и территориальными налоговыми органами в соответствии с пунктом 9 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собрании кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 № 219 «О порядке голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов».

При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных и надзорных жалоб учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, решения Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свое действие постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, а также сохраняющие свое действие информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, судебные акты арбитражных судов округов и Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.

Решение территориального налогового органа о необжаловании судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном производстве принимается путем согласования руководителем (исполняющим обязанности руководителя) соответствующего территориального налогового органа докладной записки начальника юридического (правового) отдела налогового органа (по делам о банкротстве - начальника структурного подразделения, ответственного за обеспечение процедур банкротства). Докладная записка должна содержать аргументированную позицию территориального налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику.

В целях настоящего приказа при определении размера требований подлежат учету суммовые показатели, в том числе: суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, доначисленные (уменьшенные) по решению налогового органа; суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, указанные в требовании налогового органа (в случае, когда требование налогового органа является предметом отдельного иска); суммы налога на добавленную стоимость, в отношении которых заявлено требование об обязании налоговых органов возместить (возвратить, зачесть); суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов (сборов, иных платежей), в отношении которых заявлено требование о возврате (зачете); суммы заявленных к возврату процентов за нарушение установленных законодательством сроков; суммы налогов (сборов), в отношении которых имеется вопрос о признании обязанности по уплате налогов (сборов) исполненной, суммы уменьшенного убытка по налогу на прибыль организаций, умноженного на коэффициент 0,3.

Сумма требований в делах о банкротстве определяется суммой требований по соответствующему обособленному спору в деле о банкротстве. В случае если сумма по обособленному спору больше, чем общая сумма задолженности должника по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, либо сумма по обособленному спору не подлежит определению, сумма требований определяется как общая сумма задолженности должника по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:

представление интересов налоговых органов специалистами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в судебных спорах по заявлениям налогоплательщиков о признании незаконными решений налоговых органов, вынесенных в соответствии со статьёй 101 Налогового кодекса Российской Федерации, вне зависимости от суммы рассматриваемых требований;

обязательное участие специалистов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 50 миллионов рублей, руководителю Управления ФНС России по г. Москве - по оспариваемым суммам требований свыше 100 миллионов рублей);

правовое сопровождение и участие по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;

3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить представление в Правовое управление информации о судебных спорах, в отношении следующих категорий судебных дел:

по оспариваемым суммам требований свыше 300 миллионов рублей (в том числе по делам в отношении одного или нескольких налогоплательщиков при совершении им (ими) аналогичных нарушений, общая сумма требований по которым составляет свыше 300 миллионов рублей, если нарушения носят методологический характер);

при наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;

при применении положений действующих международных налоговых соглашений и (или) совершения сделок с участием контрагентов зарубежных стран в отсутствие таких соглашений (в том числе статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, применении концепции конечного бенефициара (лица имеющего фактическое право на доход).

Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению строго по форме согласно приложению № 1 к настоящему приказу (Информация о судебном споре). Материалы судебного дела направляются с сопроводительным письмом, содержащим указанную информацию.

Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению единовременно в течение пяти рабочих дней после получения налоговым органом определения о принятии дела к производству (повестки о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции) или даты поступления в налоговый орган заявления или даты опубликования на официальном сайте суда общей юрисдикции или арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Представлению подлежат: копии оспариваемых ненормативных правовых актов территориального налогового органа, заявлений (исковых заявлений) налогоплательщиков, определений о принятии дела к производству (повесток о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции).

Информация по настоящему пункту по делам о банкротстве, а также спорам, связанным с делами о банкротстве, представляется в Управление обеспечения процедур банкротства по основаниям в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом, с учетом абзаца второго пункта 1 настоящего приказа.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить представление на постоянной основе в Правовое управление информации о рассматривающихся судебных делах, указанных в пункте 3 настоящего приказа.

Информация по данным делам подлежит предоставлению в Правовое управление ежемесячно, не позднее 5 числа каждого календарного месяца. Информация подлежит представлению строго по форме согласно приложению № 2 к настоящему приказу (Информация по значимому делу).

5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам представлять в ФНС России для согласования:

проекты заявлений о взыскании в судебном порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации;

проекты заявлений (исковых заявлений) о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или возмещении ими убытков в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

проекты гражданских исков, вытекающих из уголовных дел (в порядке уголовного или гражданского судопроизводств), за исключением уголовных дел о преступлениях, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью территориальных налоговых органов;

проекты мировых соглашений, одной стороной которых является налоговый орган.

Одновременно с проектами указанных документов подлежат представлению:

актуализированная на дату направления проекта соответствующего документа информация о текущем финансовом и имущественном состоянии налогоплательщика, о текущем финансовом и имущественном состоянии (в том числе анализ общего состояния платежеспособности) лица, к которому заявляется требование, либо которое выступает поручителем и (или) залогодателем по мировому соглашению;

сведения обо всех взаимозависимых (прямо или косвенно) или подконтрольных лицах, либо об их отсутствии;

проект ходатайства о применении обеспечительных мер по заявленному требованию.

Несогласованные процессуальные документы, подлежащие согласованию в соответствии с настоящим пунктом, направлению (представлению) в суды не подлежат.

Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам направлять в ФНС России информацию и соответствующие материалы в случае представления налогоплательщиком или иным должником по делам с участием налоговых органов заявления о представлении рассрочки исполнения судебного акта в порядке статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Процессуальные документы, а также информация о судебных спорах по настоящему пункту согласно приложению № 3 к настоящему приказу (Информация о результатах) представляются в Правовое управление, по делам о банкротстве - в Управление обеспечения процедур банкротства.

Несогласованные ФНС России проекты жалоб не подлежат направлению в кассационную инстанцию Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию.

Направление в Правовое управление проектов кассационных жалоб в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и проектов надзорных жалоб осуществляется при наличии оснований, предусмотренных статьями 291.11, 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответственно, по судебным актам судов общей юрисдикции - статьями 387, 391.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 328, 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также в случае наличия противоречивой судебной практики по обжалуемому судебному акту.

В Правовое управление наряду с проектом жалобы направляется заключение начальника юридического (правового) отдела управления ФНС России по субъекту Российской Федерации с указанием оснований для обжалования, наличия противоречивой судебной практики на уровне не ниже постановлений кассационной инстанции, принятых федеральными судами округов и Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации с указанием номеров конкретных дел или с указанием об отсутствии таковых.

Руководители (исполняющие обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальники (исполняющие обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам несут персональную ответственность по направлению проектов жалоб в части наличия оснований для пересмотра судебных актов.

При направлении в Правовое управление проектов жалоб налоговыми органами в сопроводительном письме в обязательном порядке указывается причина и правовое обоснование необходимости обжалования принятых судебных актов.

7. ФНС России поручает управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам на постоянной основе осуществлять сбор и анализ информации о жалобах налогоплательщиков в Верховный Суд Российской Федерации, в том числе путем отслеживания движения судебных дел в электронных информационных ресурсах арбитражных судов и судов общей юрисдикции, до истечения всех процессуальных сроков для обращения в Верховный Суд Российской Федерации (для кассационных и надзорных жалоб, жалоб на имя Председателя или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации и пр.).

В случае выявления факта обращения налогоплательщика с жалобой в Верховный Суд Российской Федерации или в Конституционный Суд Российской Федерации, информация о судебном деле, в рамках которого произошло обращение, подлежит направлению в Правовое управление в течение трех рабочих дней с момента выявления факта подачи жалобы.

Информация о дате рассмотрения, а также документы, касающиеся судебного дела, находящегося в стадии кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и надзорного производства, которые поступают в территориальный налоговый орган после получения определения о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебных актов в порядке надзора, направляются Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление в срок не позднее пяти рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) соответствующего документа.

Информация и документы в соответствии с настоящим пунктом в случае их отнесения к делам о банкротстве подлежат направлению (в том числе на согласование) в Управление обеспечения процедур банкротства в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом.

8. В случае необходимости для представления интересов налоговых органов в судах по инициативе юридических (правовых) отделов и структурных подразделений, ответственных за обеспечение процедур банкротства, привлекаются сотрудники структурных подразделений налоговых органов, в функциональные обязанности которых входит осуществление мероприятий налогового контроля, и (или) иных структурных подразделений налоговых органов.

По инициативе Правового управления или Управления обеспечения процедур банкротства могут привлекаться сотрудники иных структурных подразделений центрального аппарата ФНС России.

9. Правовому управлению (О.В. Овчар), Управлению обеспечения процедур банкротства (К.Н. Чекмышев) по получении информации, указанной в пунктах 3-6 настоящего приказа, обеспечить:

контроль за эффективностью представления интересов налоговых органов в судах территориальными налоговыми органами;

при необходимости правовое сопровождение судебных дел и участие специалистов Правового управления, Управления обеспечения процедур банкротства и других структурных подразделений центрального аппарата ФНС России при рассмотрении дел в судах.

10. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 09.02.2011 № ММВ-7-7/147@ «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах».

11. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

12. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелова.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

Приложение № 1
к приказу Федеральной налоговой службы
от 14 октября 2016 г. № ММВ-7-18/560@

Библиографическая ссылка на статью:
Засимова Н.В. Сотрудничество ФНС с другими государственными органами при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2018/12/16366 (дата обращения: 12.04.2021).

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность»

Российский технологический университет

Введение

Одной из важнейшей составляющих государственного бюджета Российской Федерации являются налоговые поступления. Данные поступления дают возможность финансировать многие программы и проекты – здравоохранение, образование, социальные пособия нуждающимся гражданам. Главной проблемой на пути достижения поставленных финансовых показателей бюджета является проблема достижения эффективности проведения контрольных мероприятий и борьба с незаконным уменьшением налоговых поступлений в государственный бюджет.

Актуальность

Борьба с преступными посягательствами на отношения, связанные с формированием доходной части бюджета является приоритетным направлением деятельности в правоохранительной системе. Основным действенным средством в борьбе с налоговыми правонарушениями, связанных с неуплатой налогов, а также побуждение к их уплате в добровольном порядке выступает механизм привлечения к уголовной ответственности, основанный на принципе неотвратимости наказания.

При написании данной статьи автором были использованы методы и материалы исследования:

- изучение налогового законодательства РФ;

- изучение структуры правоохранительных органов и их задачи в обеспечении соблюдения налогового законодательства;

- анализ собранной информации, сравнение источников информации;

Работа была написана с использованием общедоступных материалов правового характера, а также с приведением статистических данных за определенный период, для отражения динамики налоговых правонарушений.

Новизна данной темы заключается, в том, что на данном этапе сотрудничество налоговых и правоохранительных органов не всегда признается эффективным, нет определенного документа, отвечающего за разделения полномочий данных органов в ходе предупреждения, выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Цель работы состоит в изучении процесса формирования доказательной базы налоговыми органами по фактам налоговых правонарушений взаимодействуя с другими государственными органами: СК, МВД России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить субъект налоговой безопасности РФ;

- рассмотреть мероприятия, которые проводят налоговые органы в целях формирования доказательной базы по фактам налоговых правонарушений;

- определить порядок взаимодействия налоговых органов и ОВД при проведении контрольных мероприятий;

- распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений.

Основной субъект налоговой безопасности РФ

Налоговый контроль – главная задача налоговых органов

Основным субъектом налоговой безопасности Российской Федерации выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

В соответствии со ст. 82 гл. 14 НК РФ - Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений, а также привлечение лиц к ответственности, нарушивших налоговое законодательство.

В соответствии со ст. 87 гл. 14 НК РФ – налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов [2]:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.

Сравнение выездной налоговой проверки и камеральной налоговой проверки

1. Выездная налоговая проверка

Субъект – налоговые органы всех уровней;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций за период, не превышающий 3 лет;

Основание для проведения – решение руководителя налогового органа;

Место проведения – по месту нахождения налогоплательщика;

Проверяемые налоги – налоги, указанные в решении о проведении проверки;

Используемые мероприятия - мероприятия установленные НК РФ; привлечение сотрудников ОВД;

Категории проверяемых налогоплательщиков – юридические лица и ИП.

2. Камеральная налоговая проверка

Субъект – территориальные налоговые органы;

Объект – совокупность финансово-хозяйственных операций только за отчетный период;

Основание для проведения – специального решения не требуется;

Место проведения – по месту нахождения налогового органа;

Проверяемые налоги – налог, по которому предоставлены декларации;

Используемые мероприятия – мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика;

Категории проверяемых налогоплательщиков – все налогоплательщики.

Исходя из выше сказанного налоговым органам необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, для повышения эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями. Главной задачей налоговых органов является учет и контроль налоговых поступлений, а также выявление, предупреждение, пресечение налоговых правонарушений. Следует заметить, что налоговые органы не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия в отношении нарушителей налогового законодательства, без которых выявление преступлений не столь эффективно.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов

Под взаимодействием налоговых и правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым преступлениям следует понимать согласованную совместную деятельность государственных органов специальной компетенции по осуществлению мероприятий, основанных на законодательных актах, направленных на выявление, пресечение, предупреждение, расследование налоговых преступлений. [5, с. 192]

Порядок взаимодействия ОВД и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок установлен приказом МВД России №495 [4]

Несомненным остается тот факт, что совместная работа проверяющих – должностных лиц налоговых органов и ОВД органов значительно расширяет возможности и результативность проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники ОВД дополняют объем проведения налоговых проверок собственной практикой, наработанной при расследовании налоговых преступлений.

Динамика налоговых поступлений подтверждает эффективность применяемых инструментов налогового администрирования, по итогам 2013 года достигнут трехпроцентный прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации (11,3 трлн руб.), на 3.7% выросли поступления в федеральный бюджет (5,4 трлн руб.). В пользу роста эффективности и качества контрольных мероприятий говорят и результаты судебных споров с налогоплательщиками – предприятиями. Если в 2010 года только 41 % оспариваемых сумм рассматривался в пользу бюджета, то по итогам 2015 года уже более 70%.

Очевидно, что данных показателей удалось достичь в первую очередь за счет выездных налоговых проверок и привлечения в ряде случаев сотрудников ОВД к проводимым мероприятиям.

Инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках, проводимыми налоговыми органами, рекомендуется прежде всего в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства и для дальнейшего расследования налоговых правонарушений.

Например, если налогоплательщик отказывается по непонятным и необъективным причинам представить в налоговый орган запрашиваемые документы либо если имеются основания полагать, что указанные документы могут быть сокрыты или уничтожены, то налоговые органы (в том числе силами сотрудников ОВД) вправе осуществить выемку данных документов.

В общем виде можно представить распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов следующим образом:

Таблица 1 – Распределение полномочий налоговых и правоохранительных органов при выявлении и расследовании налоговых преступлений

ФНС России

СК

МВД России

Выявление налоговых преступлений. Направление материалов налоговых проверок в СК в случаях (п.3 ст.32 НК РФ):

  • в отношении налогоплательщика принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • налогоплательщику на основании данного решения направлено требование об уплате налога, сбора;
  • суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течении 2 месяцев со дня истечения сроков, установленных в требовании;
  • размеры недоимки позволяют предполагать совершения налогового преступления.

В течении 10 дней со дня выявленных обстоятельств.

Предварительное следствие. Расследование уголовных дел о налоговых преступлениях (подп. «а» п.1 ч.2 ст.151 УПК РФ)

Выявление налоговых преступлений при участии в выездных налоговых проверках (пп.1, 2 ст. 36 НК РФ)

Выявление налоговых преступлений самостоятельно и направление материалов в налоговые органы

Необходимость участия сотрудников ОВД в выездных налоговых проверках подтверждается мотивированным запросом налогового органа. Мотивированный запрос может быть направлен в органы внутренних дел в процессе проведения выездной налоговой проверки, а также перед началом проверки, если на то есть основания.

Основаниями для направления мотивированного запроса являются:

* наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогового законодательства, и необходимости проверки указанных данных с привлечением сотрудников ОВД;

* назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органами внутренних дел в налоговый орган;

* необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений);

* противодействие проверяющим органам их законной деятельности, а также обеспечение мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих лиц.

Следует отметить, что направление материалов налоговой проверки в следственные органы не нарушает прав и интересы налогоплательщиков, поскольку не предрешает выводы следственных органов касательно возбуждения уголовного дела и не возлагает какие-либо обязанности на следственные органы. При этом ФНС России рекомендует направлять материалы в тот следственных орган, на территории которого располагается налоговый орган, обнаруживший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. [3]

Общее управление процессом выездной налоговой проверки осуществляет руководитель проверяющей группы – сотрудник налогового органа. Однако при этом должны быть созданы все условия, обеспечивающие самостоятельность выбора средств и методов проведения контрольных мероприятий как должностными лицами налоговых органов, так и сотрудниками ОВД, которых привлекают к выездной налоговой проверке.

Основные направления предстоящей или проводимой проверки вырабатываются и согласовываются должностными лицами налогового органа и сотрудниками ОВД на рабочем совещании, которое проводится либо до начала, либо в ходе проверки.

Одним из ключевых соглашений, принятых в целях развития информационного сотрудничества между налоговыми, следственными органами и органами внутренних дел, является приказ МВД России, ФНС России, СК России от 3 сентября 2013 г. №ММВ-7-4/306/61/663@ «О создании межведомственных групп».

Создание данных групп направлено на обеспечение эффективного сотрудничества налоговых органов, следственных органов и органов внутренних дел по вопросам выявления, предупреждения, документирования, пресечения и расследования нарушения налогового законодательства, противоправных действий при государственной регистрации и банкротстве юридических лиц, имеющих признаки уголовных преступлений; освещение в средствах массовой информации сведений о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, в том числе преступления в сфере незаконного возмещения НДС, неправомерных действий при миграции налогоплательщиков, государственной регистрации юридических лиц, реализации процедуры банкротства, а также иные результаты взаимодействия налоговых органов, следственных органов Следственного комитета РФ и органов внутренних дел.

Информационный обмен ФНС России с налоговыми и правоохранительными органами иностранных государств организует ФНС России на основании международных договоров (соглашений) и взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами – в части предоставления сведений о налогоплательщиков этим органам, а также конвенций и договоров об избежание двойного налогообложения.

Руководство Следственного комитета РФ уже не один год выдвигает на передний план следующие задачи:

- оперативно и качественно расследовать налоговые преступления, выявлять наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, от поступления которых в бюджетную систему напрямую зависит выполнение социальных программ – посредством сотрудничества с ФНС РФ;

- активно использовать в целях распределения налоговых преступлений полномочия органов дознания, межведомственных рабочих групп.

Заключение

Проанализировав представленную информацию, можно подвести итоги, что складывающаяся практика взаимодействия налоговых, правоохранительных и следственных органов не всегда эффективна. И требует тщательных доработок, а также документальное закрепление правовых аспектов.

В тоже время налоговым органам просто необходимо сотрудничество с правоохранительными органами, так как при формировании доказательной базы по фактам налоговых правонарушений налоговые органы не всегда вправе применить те или иные меры и методы, вот и получается, что привлечение правоохранительных органов к контрольным мероприятиям открывает больше возможностей по выявлению, предупреждению, пресечению налоговых правонарушений.

Одна из проблем взаимодействия между структурами была решена в 2014 году – практически в полном объеме возвращен прежний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела могут быть материалы, направленные не только налоговыми органами, но и органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. В 2015-2016 г. существенно повысился уровень выявления налоговых преступлений, а соответственно увеличились объемы поступающих средств в государственный бюджет – данный факт можно считать положительным результатом изменения.

Еще один способ «для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями, необходимо восстановить в органах МВД РФ сокращенную численность подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями, а также создать в органах ЭБ и ПК МВД РФ подразделения, которые будут проводить финансово-экономические экспертизы по экономическим и налоговым преступлениям». [1]

Библиографический список

  1. Беловицкий К.Б. Влияние деятельности органов МВД РФ на налоговую безопасность РФ // Экономика и предпринимательство – 2015 № 12-1 (65-1). С. 906
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018).
  3. Письмо Федеральной налоговой службы России «О порядке применения положений пункта 3 статьи 32 НК РФ» от 29 декабря 2011 г. № АС-4-2/22500;
  4. Приказ МВД России “Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений” от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) N 495, ФНС России N ММ-7-2-347;
  5. Соловьев И.Н., Моисеенко М.А., Поветкина Н.А. Выявление налоговых преступлений: комплексное исследование – Москва: Проспект, 2018 – 192 с.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

date image
2015-02-24 views image
2190

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Какие иски в суд вправе подавать налоговые органы. Срок подачи иска в суд по взысканию недоимки по налогам с организаций-налогоплательщиков. Срок подачи иска в суд по взысканию налоговой санкции с организации. Полномочия налоговых органов по обращению с иском в суд на налогоплательщика и иных лиц.

Н.о при взаимоотношениях с судом может высту­пать как истцом, так и ответчиком. Н споры с орг и ИП рассматриваются в арбит­ражном суде, в соответствии с арб-проц з-вом РФ.

В соот с п. 2 ст. 45 НК РФ в судебном порядке произво­дится взыскание н,с, пеней и штрафов:

а) с орг, которым открыт лицевой счет;

б) с орг, если недоимки числятся за ними более 3 ме­сяцев и при этом данные орг, в соответствий с Гр з-вом РФ, — зависимые (дочерние) общества (предприятия), а также с соответствующих основных (пре­обладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые Т,Р,У зависимых (дочерних) обществ (предприятий).

в) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

г) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Подача иска в суд к орг или ИП обязательна, если:

1)обязанность по уплате н основана на изменении н.о. юридической квалификации сделки совершенной таким н\п, либо его статуса, либо характера деятельности.

2)н.о. вправе подать иск в суд о взыскании с орг-н\п,п\с,н\а или ИП причитающейся к уплате суммы недоимки, если истек срок принятия ре­шения о взыскании налога (2 месяца после истечения срока уплаты, установленного в требовании об уплате налога) и соответственно ут­рачено право на внесудебный порядок взыскания н,с, а так­же пени). Заявление подается в суд в течение 6месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате н. Однако пропущенный по уваж причине срок подачи заявления мо­жет быть судом восстановлен.

Н.о. вправе обратиться в суд и с иском о взыскании штрафов (н санкций) за н правонарушения, если истек срок их внесудебного взыскания. При этом н.о. дол­жен приложить к исковому заявлению решение н.о. по акту н проверки, решение о привлечении н\п к ответственности, акт н проверки, в котором зафиксирован факт правонарушения, а также первичные документы, изъятые им в хо­де н проверки и подтверждающие совершение противоправ­ных действий. Кроме того, должны быть предъявлены документы, сви­детельствующие о внесудебной процедуре урегулирования спора. Заявление подается в суд в течение 6месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления мо­жет быть судом восстановлен.

Налоговые споры с ФЛ, не являющимися ИП, рассматриваются судами общей юрисдикции в соответствии с гражд-проц з-вом.

Если ФЛ не является ИП, то недоимки с них по н и задолженность по пеням и штрафам взыскиваются только в судебном порядке. Иск может быть подан в течение 6месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате. В случае, если данные ФЛ не выполнили в уст срок обязанности по уплате н, н (таможенный) орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании н за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного н\п- ФЛ, в пределах сумм, указанных в требовании об упла­те н.

Исковое заявление о взыскании н за счет имущества н\п-ФЛ может быть подано в суд общей юрис­дикции н (таможенным) органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате н. Про­пущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. К исковому заявлению о взыскании н за счет имущества н\п-ФЛ может прилагаться ходатайство н (таможенного) органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования. Взыс­кание н за счет имущества налогоплательщика-ФЛ на основании вступившего в законную силу решения суда производит­ся в соответствии с Законом об исполнительном производстве.




После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение н правонарушения ФЛ, не явля­ющегося ИП, н.о. обра­щается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица н санкции за совершение н правонарушения. Факты правонарушений устанавливаются в результате н проверок и фиксируются в актах проверки. По этим актам руководитель н.о. принимает решение не позднее 10 дней со дня со­гласования акта проверки с н\п. В случае выявле­ния н правонарушения в принятом решении должна быть резолюция о привлечении н\п к н ответствен­ности за совершенное н правонарушение. До обращения в суд н.о. обязан предложить лицу, привлекаемому к ответ­ственности за совершение н правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму н санкции. В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение н пра­вонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму н санк­ции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, н.о. обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного ФЛ н санкции за совершение н пра­вонарушения.

Исковое заявление о взыскании н санкции с ФЛ, не являющегося ИП, подается в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решения н.о. и др материалы, полученные в процессе н проверки.

Поскольку н\п в соответствии с НК пользует­ся презумпцией невиновности, при рассмотрении исковых заявлений в суде н.о. должен доказать факт н правонарушения и вину лица, совершившего его. Решение суда по иску обязательно как для н.о., так и для н\п.

Субъектами н ответственности выступают н\п-орг, а не их должностные лица, действия которых привели к н правонарушению. Поэтому привлечение орг к отв-ти (уплате н санкции) не исключает привлечение их должностных лиц к административнойотв— адм штрафам, установленным КоАП. В области н и с правонарушение — это нарушение сроков подачи за­явления о постановке на учет в н.о., срока представле­ния сведений об открытии и закрытии счета в банке, сроков представ­ления н декларации; грубое нарушение правил ведения б\у; непредставление сведений, необходимых для осуществления н контроля, и др.

По выявленным н.о. нарушениям з-ва о н и с, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо н.о. составляет протокол об административном право­нарушении. Данный протокол не позднее 2 дней со дня составле­ния (обнаружения правонарушения) должен быть направлен в суд для рассмотрения и принятия соответствующего постановления. Рассмот­рение дел об этих правонарушениях и применение адм штрафов в отношении лиц, виновных в их совершении, производится согласно з-ву об адм правонарушениях. Постановление по делу об адм правонарушениях з-ва РФ о н и с не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения, а при длящих­ся (продолжающихся) в течение года неопределенный период или все 12 месяцев, — со дня обнаружения. В случае отказа в возбуждении уго­ловного дела или его прекращении, но при наличии в действиях лица адм правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении. Административная ответственность должностных лиц орг-й назначается в виде штрафа — денежного взыс­кания.

Адм штрафы назначаются по постановлению суда.При их назначении учитывается характер совершенного правона­рушения, личность виновного, его имущественное положение, обсто­ятельства, смягчающие или отягчающие адм ответ­ственность. Отягчающее обстоятельство — повторное совершение однородного адм правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось адм наказанию. При этом лицо считается подвергнутым данному наказа­нию в течение года со дня окончания исполнения постановления о на­значении адм наказания. По истечении 12 месяцев лицо может быть оштрафовано, но как за правонарушение, совершенное впервые. Адм штраф д.б. уплачен лицом, при­влеченным к адмотв, не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. При неуплате штра­фа в этот срок копия постановления направляется в орг, в ко­торой работает лицо, привлекаемое к отв, для удержания штрафа из выплачиваемой заработной платы или иного дохода.

Полномочия н.о. по обращению иска в суд не огра­ничиваются НК РФ. Согласно п. 11 ст. 7 Закона о н.о., ФНС России и ее тер орг-м предоставлено право предъявлять в суде и арб суде иски, непосредственно не свя­занные с НА:

· о ликвидации орг любой орг-пр формы по основаниям, установлен­ным з-вом РФ;

· о признании недей­ствительной госрег ЮЛ или госрег ФЛ в кач ИП;

· о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.

Примером недей-й сделки, свершенной ЮЛ или ИП, может быть занятие игор­ным бизнесом без соответствующей лицензии и любая иная д-ть, требующая обязательного лицензирования.Н.о. предоставлено также право обращаться в суд с исками о возмещении ущерба. Речь идет об ущербе, который нанесен государству или мунобр из-за неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета н\п уже после получения указанного решения налоговн.о., в результате чего взыскание задолженности стало невозможным. То есть если в конкретной ситуации окажется, что банк после получения реш-я н.о. все же списал денежные средства по распоряжению н\п, суд может обязать эту кредитную организацию возместить ущерб государству. Иски предъявляются банку как к организации, а не его должностным лицам. Но должност­ные лица банка могут быть привлечены к уголовной или адм ответственности.

Как к ответчику к н.о. могут быть предъявлены следующие иски:

1)о возврате сумм, незаконно или неправильно удержанных н,с, пеней и штрафов;

2)о возмещении вреда, причиненного незаконными или неправомерными действиями н.о. или его должностного лица.

Н\п,п\с,н\а впра­ве требовать в суд порядке возмещения убытков, причиненных незаконными действиямин.о.

В соответствии со ст. 138 НК РФ акты н.о, дей­ствия или бездействие их должностных лиц м.б. обжалованы не только в вышестоящий н.о. (вышестоящему должност­ному лицу), но и в судебном органе. Подача жалобы в вышестоящий н.о. (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жа­лобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 НК РФ. Постановле­нием Президиума ВАС РФ от 4 октября 2005 г. № 7445/05 разъясне­но, что н\п вправе оспорить НПА, принятый н.о., несмотря на то что у него есть возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия н.о., основанных на положениях такого акта.

В случае обжалования актов н.о., действий их дол­жностных лиц в суд по заявлению н\п,п\с,н\а исполнение обжалуемых актов, соверше­ние обжалуемых действий м.б. приостановлены судом в поряд­ке, установленном соответствующим процессуальным з-вом. Жалобы (исковые заявления) на акты н.о., действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рас­сматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арб-проц з-вом и иными ФЗ. Несоблюдение должностными ли­цами н.о. требований, установленных НК РФ, также может стать основанием для отмены решения н.о. как вышестоящим н.о, так и судом. Основанием для от­мены решения н.о. вышестоящим н.о. или судом может явиться нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта или иных материалов мероприятий н контроля. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяс­нения. Основанием для отмены решения н.о. вышестоящим н.о. или судом могут выступить также иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

Практика предъявления налоговыми органами в суды гражданско-правовых исков стала весьма популярной в последние годы, получив поддержку КС РФ (Постановление КС РФ от 5 марта 2019 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 8 декабря 2017 г. № 38-П, Постановление от 24.03.2017 №9-П). Достаточная обоснованность такого подхода была признана с доктринальных позиций.[1]

Основанием для такого вывода является объективная характеристика обязательств из причинения вреда и неосновательного обогащения в налоговых отношениях. С объективной точки зрения несмотря на гражданско-правовую природу таких обязательств нет препятствий к их использованию в налоговых отношениях. Конструкции компенсации причинения вреда и неосновательного обогащения являются универсальными правовыми механизмами, позволяющими восстановить имущественные потери потерпевшего, которому противоправными действиями причинен вред (ст. 1064 ГК РФ) или за счет которого приобретатель без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований прибрел или сберег имущество (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). В западноевропейской практике неосновательное обогащение понимается как универсальный механизм, используемый Судом ЕС в налоговых делах, связанных с возвратом (возмещением) как косвенных, так и прямых налогов. Суд ЕС применяет неосновательное обогащение в случаях, когда налогоплательщик на основании неосновательного обогащения возмещает предоставленный налоговым органом вычет или возврат налога.[2]

В пользу этого свидетельствует и тот факт, что согласно современным научным взглядам обязательственные конструкции не являются монополией гражданского права, а налоговые имущественные правоотношения являются по своей экономической сути обязательственными правоотношениями.[3] Универсальный межотраслевой характер обязательств из неосновательного обогащения видимо понимают и сами цивилисты, утверждая, что «… о возникновении обязательств из неосновательного приобретения или сбережения имущества можно говорить во всех случаях, когда действия людей или события приводят к противоправному результату – юридически необоснованному возникновению имущественных выгод на стороне одного лица за счет другого. Именно этот противоправный результат и является фактическим основанием возникновения обязательств из неосновательного обогащения».[4]

Однако представляется, что из фокуса внимания судебного правоприменения необоснованно выпал вопрос правосубъектной специфики анализируемых правоотношений. Совершенно не рассматривается проблема полномочий на предъявление исков о возмещении вреда или исков о возврате неосновательного обогащения в сфере налоговых отношений. Такие иски на практике подают налоговые органы и это не стало предметом правового анализа ни судов по конкретным делам, ни КС РФ. Проблема в том, что право на предъявление таких исков в компетенции налоговых органов выражено очень неоднозначно.

Согласно ст. 160.1 БК РФ полномочиями осуществлять взыскание задолженности по платежам в бюджет, принимать решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты бюджетной системы обладают администраторы доходов бюджетов.[5] Администраторами налоговых доходов бюджетов бюджетной системы определены территориальные органы ФНС России.[6] Полномочия налоговых органов определены ст. 31 НК и ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ». Налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ. Следовательно, налоговый орган вправе осуществлять взыскание только такой задолженности, которая обладает статусом недоимки, а таким статусом обладает задолженность, возникшая в налоговом правоотношении. Реализуя полномочия администратора дохода бюджета, налоговые органы реализуют свой финансово-правовой статус и действуют в пределах компетенции, определенной им налоговым законодательством.

Предъявлять в суде иски налоговые органы могут в случаях, предусмотренных п/п. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, вышеназванным Законом РФ (п. 11 ст. 7) и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».[7] В их числе иски (заявления) а) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ; б) о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите; в) о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию неправомерными действиями банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, пени и штрафов с налогоплательщика; г) о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; д) о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; е) о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; ж) о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, сборам, страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Первая категория исков – это административные иски о взыскании обязательных платежей и санкций (ст. 286 КАС РФ, ст. 213 АПК РФ), остальные – гражданско-правовые иски, рассматриваемые по общим правилам искового производства. При этом, обращаясь с гражданско-правовыми исками о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию неправомерными действиями банка и исками о признании сделок недействительными, налоговые органы реализуют не собственный финансово-правовой статус, а гражданскую правосубъектность публично-правового образования.[8]

Аналогично и для применения институтов возмещения вреда и неосновательного обогащения в налоговых отношениях необходимо включение в ст. 31 НК РФ полномочия налоговых органов предъявлять в суды такие иски (нормативное условие). Если в Налоговом кодексе РФ закрепить право налогового органа на подачу исков в возмещении вреда и о возврате неосновательного обогащения, то такие иски могут подавать налоговые органы, действуя от имени Российской Федерации.

Поскольку в настоящее время полномочие подачи таких исков нормативно не отнесено к компетенции налоговых органов, существует сомнение в правомерности такой практики.

В то же время, деликтное правоотношение из обязательств по возмещению вреда и по неосновательному обогащению существует, т.к. существуют предпосылки и основание возникновения гражданского правоотношения.[9] Кто же тогда может выступить истцом от имени публично-правового образования? Поскольку кредитором в данном обязательстве является публично-правовое образование (казна), истцом по делу должно выступать публично-правовое образование в лице органа власти, осуществляющего правомочия собственника средств бюджета. Такая категория, как собственник средств бюджета, нормативно не разработана. По аналогии можно применить ст. 1071 ГК РФ, согласно которой в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Следовательно, в «зеркальной» ситуации, когда взыскателем неосновательного обогащения является казна, от ее имени могут выступать соответствующие финансовые органы, поскольку эта обязанность нормативно не возложена на налоговые органы. Думается, что такой подход наиболее соответствует действующему законодательству, пока налоговые органы нормативно не наделены соответствующими полномочиями. Для легализации практики предъявления налоговыми органами исков о возмещении вреда и исков о возврате неосновательного обогащения законодателю необходимо наделить налоговые органы такими полномочиями, ну а пока нормативные противоречия остаются.

[1] Карасева М.В. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2017 года № 9-П в "зеркале" налогового права // Журнал конституционного правосудия. 2018. № 2. С. 14-17.

[2] См.: Моравски В., Лосински-Сулецки К. Неосновательное обогащение в налоговых делах, рассматриваемых Судом Справедливости // Проблемы налогового правоприменения в странах Центральной и Восточной Европы: материалы межд. научн. конф. Омск, 23-24 сентября 2013 г. / Под ред. А.Н. Костюкова. – Омск: Издательство ОмГУ, 2013. – С. 271.

[3] См., напр.: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. – М.: Норма, 2001. – С. 271-283; Красюков А.В. Налоговое обязательство: понятие и признаки // Российская юстиция. – 2012. - № 8. – С. 12-14; Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе налогового права России // Финансовое право. – 2005. - № 9.

[4] Российское гражданское право: учеб.: в 2 т. … Т. 2: Обязательственное право. - § 1 гл. 57 (автор главы - В.С. Ем) // СПС «Консультант Плюс».

[5] Причем БК РФ называет эти полномочия «бюджетными», что подтверждает бюджетно-правовую природу данных правоотношений.

[6] Приказы ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/735@; от 29.12.2016 № ММВ-7-1/736@ // СПС «Консультант Плюс».

[7] Последнее вытекает из п. 5.11 Положения о ФНС России, согласно которому налоговые органы представляют интересы РФ по обязательным платежам или денежным обязательствам в делах о банкротстве.

[8] В цивилистической науке большей частью отрицается самостоятельная гражданско-правовая правосубъектность государственных и муниципальных органов, а субъектами гражданского права признаются публично-правовые образования. А если государственный (муниципальный) орган и вступает в гражданское правоотношение, то он действует как юридическое лицо, реализуя гражданскую правосубъектность юридическиого лица. См., напр.: Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 1. § 1. Гл. 3. // СПС «Консультант Плюс».

[9] См.: Гражданское право: Учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. – Гл. 3 § 3 // СПС «Консультант Плюс».

Читайте также: